Assassin’s Creed: Brotherhood
« | Ангелы идут по церковным плитам, |
» |
— Канцлер Ги |
Assassin’s Creed: Brotherhood (рус. «Кредо ассасина/Кредо убийцы: Братство крови») — третья из игр одноимённой серии, созданной компанией Ubisoft. Спин-офф условной номерной трилогии Дезмонда и продолжение собственной трилогии (которую составляет вместе с двойкой и Revelation), посвящённой личности Эцио Аудиторе да Фиренце. Первоначально выходила эксклюзивно на приставках, но потом её портировали и на компьютеры.
Сюжет
После того, как Эцио пообщался с Юноной и понял, что никаких ответов и откровений он не дождется, они с Марио вырвались из Рима и вернулись в Монтериджоне. Там Эцио наконец-то смог отдохнуть и расслабиться в компании друзей, соратников и очаровательной Катерины Сфорца… аж до утра следующего дня, когда в окно ему постучалось пушечное ядро: Чезаре Борджиа со своей семьёй и армией пришел побеседовать с папиными врагами. Несмотря на отчаянные услилия и героизм защитников, крепость быстро пала. Марио был убит, Катерина попала в плен, Эцио получил серьёзную рану и кое-как выведя из пылающего города мать и сестру, помчался в Рим, чтобы закончить-таки начатое противостояние с Борджиа.
В Риме Никколо Макиавелли подробно рассказал Эцио, что всё не так плохо, как он думал — всё куда хуже. Рим находится под полным контролем семейства Борджиа, горожане запуганы, союзники слабы и помощи ждать неоткуда. Но наш доблестный ассасин не желает сдаваться и берется за дело.
Наладив контакты с наемниками, ворами и куртизанками (которых к большому неудовольствию Эцио возглавила его сестра Клаудиа), ассасин совершает налет на Ватикан, намереваясь покончить разом с Чезаре и Родриго. Это ему не удаётся, но он хотя бы спасает попавшую в плен Катерину Сфорца. Осознав, что в одиночку со всеми врагами не совладать, Эцио начинает вербовать новых рекрутов в братство ассасинов…
Действующие лица
Если перечислять только тех, кто в предыдущей части не появлялся (а их реально дофига: если считать всех поименованных, то не меньше четверти, если только сюжетно значимых — чуть больше половины), то это:
- Фабио Орсини — кузен и коллега Бартоломео д’Альвиано. Сильно обижен на Борджиа, убивших его отца, а потому втихаря помогает ассасинам и даже сдал им помещение на тибрском острове под штаб-квартиру. Большую часть дальнейшего сюжета на глаза не показывается — то где-то воюет, то сидит в тюрьме. Но когда ассасины прогоняют Чезаре из города, Фабио, успевший наняться к новоизбранному папе Юлию II, приходит к воротам во главе армии, которую, как ожидал Чезаре, должен был привести Микелетто, и арестовывает негодяя.
- Пантасилея д’Альвиано, урождённая Бальони — жена Бартоломео, его главный менеджер, стратег и кадровый гений. Сама в доспехах не бегает и эспадоном не машет, но служит супругу надёжным зампотылом, так что имя царицы амазонок из «Илиады» оправдывает на все 146 %.
- Оммаж — спасённая Пантасилея называет супруга не иначе как «мой принц». Бартоломео смущается — мол, я титула ещё не завоевал, тем более такого, и вообще всё сделал Эцио, а я так, рядом постоял — и им обоим невдомёк, что это отсылка опять-таки к Марио. Извиняться не за что, Эцио: принцесса (а точнее, дочь синьора Перуджи) именно в том замке, в котором надо.
- Джан Джакомо Капротти да Орено, для краткости предпочитающий отзываться на кличку Салаи — ученик и любовник Леонардо с обязанностями прислуги за всё. Златокудрый бисёнэн, милый маленький мошенник и лоботряс. Главный напарник Эцио в линейки квестов Общества Гермеса, ибо искренне переживает за наставника, похищенного герметистами.
- Гадский ансамбль Борджиа:
- Главный Гад — Чезаре Борджиа. Сын Родриго, крутой козёл и великолепный мерзавец. Жгучий брюнет с роковым хайером и кинжально-острой бородой. Формально — кардинал, фактически — чёрный ферзь всей клики Борджиа и крутой генерал папских войск, держащий всё семейство на коротком поводке; мечтал объединить всю Италию под единой властью, обольщал сестру обещаниями сделать её своей королевой. Не страдай он вспышками бешеного гнева, мешающими ему трезво соображать (как-то раз даже Лукреции досталось, хотя обычно Чезаре её обихаживал очень галантно, пусть и неискренне), вообще тянул бы на антизлодея. Впоследствии — сиротинушка, безуспешно стремящийся в главгады, и, разумеется, финальный босс.
- Многоэтапный босс — не совсем оно, но таки оно. Во время финальной битвы Эцио будет по одному сковыривать с Чезаре элементы доспеха: сперва наплечники, потом кирасу, потом горжет. Зачем — непонятно, потому что убьёт его в итоге вообще не оружием, а сбросив со стены осаждённой Вианы. В доспехах Чезаре бы только быстрее летел.
- Чёрный ферзь чёрного ферзя — Мигель «Микелетто» де Корелья. Испанский кондотьер, штатный палач Чезаре, мастер маскировки не хуже ассасина и культурный мерзавец. Когда Чезаре вздумал отомстить очередному любовнику Лукреции, актёру, то послал Микелетто сыграть центуриона Лонгина в мистерии, где этот актёр изображал Христа; Микелетто сначала напоил распятого ядом под видом поски, которой поили реального Иисуса, а потом собирался для верности заколоть его копьём. Но Эцио со своими ассасинами замешался среди легионеров и вовремя ему помешал; убивать почему-то не стал, так что Микелетто благополучно сбежал и позже помог сделать то же изгнанному из Рима Чезаре. Актёра же Эцио благополучно сволок к ближайшему доктору и как следует прополоскал рвотным, по поводу чего Макиавелли и Ла Вольпе потом сострили, что в этом году Христос воскрес на три дня раньше положенного.
- Злой гений — Хуан Борджиа-старший, также известный как Банкир. Племянник папы Родриго и финансовый мозг семейки Борджиа, именно за это произведённый в кардиналы. Как следствие, подобно самому папе, ведёт образ жизни скорее светского владыки, нежели духовного лица; по большому счёту не настолько уж и злой — просто гедонист, волею
злобных разработчиковжестокого случая оказавшийся не на той стороне конфликта. Будет прирезан Эцио на буквальном анал-карнавале в антураже античной вакханалии. Как говорится, жил грешно и умер смешно, причём успел сказать Эцио, что ни о чём не жалеет.- Подурнеть в адаптации — просто сходите по ссылке на статью педивикии и оцените, насколько Хуан в игре ожирел по сравнению с приведённым там портретом.
- Громила — барон Октавьен де Валуа. Предводитель французских союзников Чезаре, запоминается презрительной мордой с запятыми усами, сильно похожей на губернатора Рэтклиффа у Диснея, и ядrёним фrанцузским аксэнтом. Поймал Пантасилею и попытался шантажировать Бартоломео её жизнью, но отряд наёмников во главе с Эцио оделся во французские доспехи, притворился, что взял Бартоломео в плен, проник в лагерь Валуа и устроил там бузу, а сам Эцио успешно грохнул шантажиста.
- Художественная вольность — человек под такой фамилией совершенно определённо королевских кровей — а значит, должен носить как минимум герцогский титул. Но никакого Октавьена среди реальных Валуа того периода история не знает. Однофамилец? Или выскочка, назвавшийся подмётным именем, аки небезызвестный купец-бакалейщик?
- Плохая девчонка — Лукреция Борджиа. Сводная сестра и любовница Чезаре, гламурная блондинка классическая, по ГОСТу, королева драмы и знатная мастерица ядов. Отчаянно ревнует брата и сама старается подать побольше поводов для ревности, благо их и придумывать не надо — Люся откровенно слаба на передок и меняет любовников, как перчатки. На Эцио тоже соблазнилась (и люто бомбанула, когда тот не ответил взаимностью).
- Злодейство и окрутение в адаптации — реальная Лукреция, по мнению современных историков, никого не била, не травила и даже не козлила, а просто была слабой и ведомой девушкой,
которуюкоторой вовсю вертели мужчины. Но вот её батя и брат репутацию свою и в реальности заслужили сполна — и по касательной прилетело и Люсе.
- Злодейство и окрутение в адаптации — реальная Лукреция, по мнению современных историков, никого не била, не травила и даже не козлила, а просто была слабой и ведомой девушкой,
- Самый Главный Гад — папа Александр VI, не добитый Эцио в предыдущей части. После полученных от героя здюлей сильно сдал и начал крайне редко показываться на люди, передоверив всё управление родне во главе с Чезаре. Потом, решив, что передоверил как-то слишком многовато, попытался травануть сынулю, но Лукреция, у которой Родриго и отжал мышьяк для этого дела, предупредила Чезаре. Тот вколотил отравленное яблоко папаше в глотку, поспешил проблеваться и потому выжил, а вот Родриго от такого здрасьте тут же и врезал дуба.
- Главный Гад — Чезаре Борджиа. Сын Родриго, крутой козёл и великолепный мерзавец. Жгучий брюнет с роковым хайером и кинжально-острой бородой. Формально — кардинал, фактически — чёрный ферзь всей клики Борджиа и крутой генерал папских войск, держащий всё семейство на коротком поводке; мечтал объединить всю Италию под единой властью, обольщал сестру обещаниями сделать её своей королевой. Не страдай он вспышками бешеного гнева, мешающими ему трезво соображать (как-то раз даже Лукреции досталось, хотя обычно Чезаре её обихаживал очень галантно, пусть и неискренне), вообще тянул бы на антизлодея. Впоследствии — сиротинушка, безуспешно стремящийся в главгады, и, разумеется, финальный босс.
Геймплей
Хорошо забытое старое
Опыт менеджмента Монтериджони нам очень пригодится — теперь точно так же предстоит устроить реновацию всему Риму. Сперва потребуется сжечь ближайшую башню, в которой засел квислинг Борджиа, и прирезать его самого — тогда в районе, над которым она доминировала, можно будет открывать торговые лавки и банковские ячейки, а также выкупать в собственность различные достопримечательности. Реставрировать их у Эцио, конечно, кишка тонка, но сам факт того, что можно заиметь в личное владение Пантеон или Колизей, нехило чешет ЧСВ. Всё это добро точно так же увеличивает доход с города, который можно обналичить в любой банковской ячейке.
Вернулись миссии по сбору флагов: Борджиа развесили их по Риму аж 101 штуку. К счастью, у галерейщиков имеются карты не только сокровищ, но и этих самых флагов, а также перьев — впрочем, этих последних в Риме всего десять, и найти их не так уж и сложно при должном любопытстве. А вот сбор флагов — чистейшей воды мазохизм, потому как некоторые из них развешаны в локациях, в которые вернуться невозможно, в катакомбах у последователей Ромула, например.
Из NPC вернулись в строй нищенки — при том, что и задалбывающие барды никуда не делись. Сферы влияния у них поделены: менестрели, предсказуемо, надрываются в фешенебельных кварталах, а тётки клянчат подаяние в руинах на отшибе. Впрочем, есть и хорошие новости: зеваки-забияки, готовые помочь ассасинам, тоже возвратились.
Действительно новое
Помимо стражи, подконтрольной Борджиа в Риме имеются и другие желающие привести свои клинки в соприкосновение с ассасинской шкуркой. Характерно, что если они нападут на Эцио, то стража будет его защищать.
- Ченто Окки (ит. «Восемь глаз») — конкурирующая гильдия воров. Промышляет на окраинах, иногда нападает на Эцио из-за деревьев или руин. На их тушках часто обнаруживается ценный хабар — на то и воры.
- Последователи Ромула — неоязычники, носящие на головах волчьи шкуры. Собираются на сходки в старинных руинах — эти данжи играют здесь ту же роль, что в двойке мемориалы ассасинов. Сражаются в воровском стиле: тыкают кинжалами и ловко уворачиваются от атак. Также кормятся с рук Борджиа, играют для них роль пугалки, помогающей заталкивать людей поглубже в лоно церкви.
- Герметисты — ещё одно тайное общество, как будто ассасинам и тамплиерам и без этого в городе не тесно. Ходят в длинных бархатных плащах с капюшонами. Имеют свою побочную ветку миссий, в ходе которой похитят Леонардо и будут принуждать его открыть им вход в храм Пифагора. До завершения этой ветки будут периодически попадаться на улицах и лезть в драку, изрядно мешая прохождению миссий, где требуется остаться незамеченным.
Братство ассасинов
В какой-то момент сюжета Эцио поймёт, что даже с ворами, наёмниками и куртизанками заодно много не навоюет — а потому начнёт вербовку новых ассасинов. В определённых точках услужливо спавнятся легковооружённые гражданские лица, обижаемые четвёркою стражников. Перебив последних, Эцио получает от спасённого (или спасённой) благодарность и клятву в верности.
В ассасинских голубятных при этом заводится меню, где новоявленных рекрутов можно отправлять на миссии по всей Европе от южных морей до полярного края, и даже в такие экзотические края как Москва, Константинополь или Каликут. Успешно выполнивший миссию рекрут приносит в клювике деньги и постепенно прокачивается, учась пользоваться новым оружием и бронёй. Достигнув десятого уровня, он заслуживает посвящения в ассасины, для чего Эцио надлежит прибыть в убежище на Тиберине и лично провести церемонию.
Помимо посла посола посыла на миссии, рекрутов можно использовать и в обычной жизни. Подразумевается, что все незанятые на миссиях незримо следуют за Эцио и при нажатии определённой клавиши нападают на того, кого он укажет, а при её зажатии, если их достаточно народу, исполняют «град стрел» — расстреливают из-за кадра вообще всех враждебных лиц в околотке. За это им тоже немного прибавляется опыта. С этим кун-фу миссии, в которых требуется оставаться незамеченным, превращаются в лёгкую прогулку — если кого-то и запалят, так не самого Эцио, а его рекрутов.
Тропы и штампы
- А ты хорошо сохранился! — Эцио-то выглядит уже вполне взрослым, а вот его сестра Клаудиа, двадцать лет просидевшая в дядином поместье, внешне всё та же девчонка, что и в начале предыдущей игры. Их мать Мария всё-таки состарилась, но красиво. Итальянский воздух, похоже, творит чудеса.
- Вундервафля — в ходе четырёх дополнительных миссий нам предстоит уничтожить построенные Борджиа по чертежам да Винчи прототипы пулемёта (точнее, целой тачанки), корабельной мортиры (смонтированной на обыкновенной гребной гондоле), бомбардировщика (знакомого по предыдущей части дельтаплана, но с курсовым орудием) и танка. Причём ладно бы просто уничтожить — но ведь сначала ещё и угнать и применить, на практике убедившись, что
это слишком страшное оружие, и в мир его выпускать нельзяэтот шизотех крут, но адски непрактичен, так что жалеть его не стоит. В благодарность Леонардо научит Эцио пользоваться парашютом и заказывать его у портных. - Жуткий доктор — Мальфатто, маньяк в костюме чумного доктора, прикармливаемый Чезаре. Местный копиркин Джека Потрошителя, гроза беззащитных куртизанок.
- Мазохистское танго исполняет Эцио во флэшбэках с Кристиной Веспуччи. Он свалил из Флоренции по своим ассасинским делам — она страдала-страдала, но не дождалась и сговорилась выйти за другого — он благородно не стал настаивать и даже спас её нового избранника (заодно вылечив от зависимости) — она только сильнее к нему прониклась, но на его неуместное благородство сильно обиделась — он всё никак не мог её забыть, при новой встрече попытался хотя бы подарить ей анонимный поцелуй и был предсказуемо послан, куда Бартоломео французов не гонял. Допрыгались в итоге до того, что Кристину вместе с мужем убили гопники Савонаролы, и Эцио только и успел, что выслушать предсмертное признание в любви. Итальянские страсти такие итальянские.
- Свирепый бычара — герб Борджиа — красный бык в белом (на самом деле в золотом, но на жарком итальянском солнышке краска выцветает быстро) поле.
- Этот гадкий уровень:
- Логова последователей Ромула частенько имеют совершенно людоедское ограничение по времени — восемь минут. А лабиринты там бывают ого-го… Если ещё и задаться целью собрать все флаги Борджиа, которые в этих подземельях тоже попадаются, гадость уровня возводится в квадрат.
- Можно вовсю материть миссии по поиску и уничтожению боевых машин Леонардо, конкретно танка и планера. Нет, сами миссии не так уж и сложны (хотя пробраться к цели, не подняв тревогу — задача не из лёгких). Для стопроцентной синхронизации нужно не получить урона, управляя этим транспортом, что чертовски трудно — в миссии с танком, например, единственным способом является багофича. При любой царапине стопроцентное прохождение уже не засчитается — изволь заново скакать по крышам и нырять в стога.
- Багофича необязательна, надо проходить последние два танка по большой дуге, так как пока ты в движении, они с вероятностью 80 % промажут. Но да, это сделать очень сложно и достижение 100 % синхронизации дело монотонное и раздражающее.