Борода многогрешная

Материал из Posmotreli
Версия от 14:15, 9 апреля 2022; Александр Вербицкий (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Одной из классических примет архетипичного злодея (наравне с чёрной одеждой, усиками и злобным смехом) является борода — либо длинная и узкая, как у козла, либо широкая как лопата, но (почти) неизменно чёрная, аки грехи своего хозяина. Откуда это вообще п...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Одной из классических примет архетипичного злодея (наравне с чёрной одеждой, усиками и злобным смехом) является борода — либо длинная и узкая, как у козла, либо широкая как лопата, но (почти) неизменно чёрная, аки грехи своего хозяина. Откуда это вообще пошло?

В Греции после Александра Македонского вошло в обычай брить бороды. Сперва так начали делать солдаты из прагматизма (чтобы враг не схватил), но впоследствии мода перекинулась и на остальные слои населения. При этом противники греков (например, персы) часто были бородатыми. Со временем в Элладе даже возник стереотип, что с растительностью на лице ходят либо философы (которые слегка не от мира сего), либо всякие варвары. В Средневековье особенно отметились викинги, некоторое время наводившие ужас на весь христианский мир, а также арабы. Кроме того, исторически сложилось, что по-настоящему роскошную растительность на лице могла позволить себе только знать и богачи, к которым простой народ нередко испытывал «тёплые» чувства и делал объектами насмешек в анекдотах, сказках и прочем фольклоре.

В массовой культуре троп обычно отыгрывается следующим образом:

  • Злодей бородат по той причине, что не может или не хочет ухаживать за собой — потому что человек он некультурный (а нередко — настоящий дикарь), и цивилизованным людям добра от него ждать, скорее всего, не следует. Кодификатор — уже упомянутые античные варвары и средневековые викинги.
  • В некоторых религиях бритье бороды считается грехом, искажением человеческого естества, сотворённого Богом. Если злодей — религиозный фанатик, то и зловещая бородища ему к лицу. Ну-ка, представьте себе сложившийся в массовом сознании образ какого-то усреднённого исламского террориста.
  • За счёт бороды автор пытается показать злодея грозным и внушительным. Роскошные и длинные бороды обычно могла позволить себе лишь власть имущие, так что владелец подобных зарослей подсознательно воспринимается как значимая фигура. Этот вариант часто пересекается с крутыми бородачами.
  • Инверсия предыдущего утверждения — бороду носит самоуверенный мерзавчик или даже откровенное ничтожество. Что характерно, подобный персонаж нередко за счёт бороды и пытается хоть частично компенсировать свою ущербность.
  • Количество и качество волос на лице в первую очередь зависит от мужских гормонов. Чем борода длиннее и гуще, тем мужикастее её обладатель. Из-за этого бороды и были так популярны у тех же викингов — буквально по лицу видно, что Самец с большой буквы. И многие авторы любят проехаться по этому архетипу асфальтовым катком, наделив какого-нибудь мачо бородищей.
  • Борода, помимо мужественности, также считалась символом мудрости. Отсюда и пошло гулять целое стадо хитрых, злобных и бородатых негодяев, особенно преклонного возраста.
  • Автор хочет нагнать символизму. В таком случае борода могут намекать на непорядочную (а то и вовсе потустороннюю) сущность персонажа.
  • Борода может быть фальшивой — за таким украшением удобно маскировать злодейский фейс.

Особая разновидность — Злобная козлиная бородка, с каковой всегда ассоциировалась нечистая сила, уподобляющиеся ей злодеи и просто козлы.

Примеры

Литература

  • Карабас-Барабас, первый кодификатор для отечественного читателя. Владелец по-настоящему эпической бороды — она длиннее, чем он сам. Даже в имени недвусмысленно слышится латинское barba (хотя в целом имя отсылает скорее к Barrabas/Варавва — имени разбойника, вместо которого распяли Иисуса Христа, а также имени одного из адских демонов).
    • Николай Малофеев в полушуточной монографии «„Золотой ключик, или Приключения Буратино“ как энциклопедия российской ментальности» выводит это имя от «бар-Аббас», представляя его чуть ли не магрибским колдуном (см. предыдущий раздел). А Карабас в этой трактовке — кара-баш, «черноголовый», как по сей день любят именовать себя всякие бородатые горцы.
    • В первоисточнике, скорее всего, подразумевалось областное французское carabas — выскочка, парвеню, человек из низов, попавший в большие люди (см. сказку про Кота в сапогах, а также сатирическую балладу Беранже «Marquis de Carabas»).
    • А в трансгуманистическом фанфике Константина Крылова «Золотой Ключ, или Похождения Буратины (sic!)» Карабас — вообще бар’Раббас, еврей и один из трёх последних выживших людей. Субверсия — хоть он военный социопат, да ещё и псионик, но предстаёт скорее с положительной стороны, хотя его цели далеки от благородных.
  • А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила» — Черномор, второй кодификатор. Сам он карлик, но борода у него длиннее роста среднего человека, и в ней же хранится его колдовская сила. Лишившись бороды, потерял и все свои силы.
  • «Смутное время» — те самые старые, хитрые и недобрые бородатые бояре (впрочем, не только бояре) в противоположность молодым и разумным главным героям, которые до бороды просто ещё не дожили. У Прокофия Ляпунова есть борода, но небольшая. У Михаила Скопина-Шуйского ещё нет (в России того времени юноши до двадцати пяти лет брили бороду, поскольку все равно в юности редко у кого она хорошо растёт). Миша Романов — вовсе ещё подросток.
  • «Первостепь» — там упоминается, что бороду отращивают только мужчины, имеющие сыновей. В связи с этим у двоих поклонников Чёрной Ивы она быть точно должна. Львиный Хвост начинает отращивать бороду, как только жена подарила ему сына, об этом говорится. А вот у Чёрного Мамонта она, стало быть, была уже давненько — и, несомненно, чёрная, как его совесть (но, если совесть сравнивать с бородой, то у некоторых главных героев её вообще нет).

Кино

  • Многочисленные экранизации «Буратино». Особо стоит отметить адаптацию Нечаева — в ней Барабас лишился своей бороды, т. к. вляпался в смолистое дерево, и его пришлось отпилить вместе с волосами.
  • Тропнеймер — фраза Ивана Грозного из знаменитой комедии Гайдая. Но царь из фильма (и сна главного героя) — персонаж не то чтобы совсем злющий, как, собственно, и исторический Иван IV; людей казнил жестоко («я его [wannabe-воздухоплавателя] на бочку с порохом посадил, пущай полетает»), но уверен был, что так надо; в быту вспыльчив, но отходчив, и даже временами добродушен (скорее благодушен). А режиссёр Якин, к которому царь обращается «Борода многогрешная!», вообще не носит никакой бороды. (Фраза перекочевала из булгаковской пьесы «Иван Васильевич», где Якин был бородат, как многие тогдашние — 1920-х годов — кинематографисты. В гайдаевском фильме у Якина — позёрские бакенбарды; дотошные зрители могут считать, что эту-то растительность Иоанн и поименовал «бородой»).
  • «Пираты Карибского моря» — крутых бородатых пиратов тут много, но большинство нагрешили столько, что никакой исповедью не отмоешь. Барбосса, тот самый чернобородый Тич и, конечно же, Дэйви Джонс с бородой из щупалец