Не показывают лицо

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Характерно для остросюжетного жанра, а иногда и для комедий и пародий. Причем это фишка преимущественно из визуальных категорий творчества — из кино, анимации, комиксов и т. п. В чисто словесных произведениях её сложно реализовать — хоть при желании и можно.

У нас есть персонаж. Он, как правило, злодей, или вроде того. И довольно долго мы не видим его лица. Так авторы нагоняют загадочности — а то и страху. Видно только прочие части тела — руки, ноги, спину (а от головы — максимум затылок, или какой-то ни о чем не говорящий кусочек лица сверхкрупным планом), как-то так. Или от всей фигуры — вообще только тень. Либо силуэт.

Позже лицо (или морду) всё-таки покажут — и это может оказаться какой-то жутик, или, напротив, некто очень обычный (ну или всего лишь чуть-чуть необычный) на вид.

Радикальный вариант: лица мы так никогда и не увидим. А если персонаж изображался только голосом (откуда-то со стороны, или по телефону, по радиосвязи, по телепатосвязи и т. п.) — тогда это добавляет остроты.

Может быть, голос мы уже слыхали, когда персонаж представал под другой личиной (или без какой бы то ни было). В таком случае попытка «опознания по голосу» не прокатывает: персонаж его меняет.

Может быть, лицо персонажа фактически уже показывали, но автор (именно, как минимум, автор) играет с нами в некие хитрые игры, и потому невозможно связать то лицо с этой «загадочной фигурой», если только не знать заранее (при втором и далее знакомстве с произведением), кто есть кто. Тогда тоже засчитано.

В пародиях что-то из этого бывает либо с целью передразнивания такого метода нагнетания саспенса, либо ради чистого стёба.

Внимание! Под троп не подпадают случаи, когда персонаж намеренно скрывает лицо под маской (у масок ведь тоже бывают черты!), а голову его при этом показывали не только с затылка, и, увы, отнюдь не «чёрным силуэтом без черт». Например, когда видны глаза — вообще не троп: ведь глаза — часть лица. Лоб, пусть и скрытый маской — уже, считай, лицо, и т. п. По выражению и общему виду глаз уже, как правило, можно о чём-то судить — так вот, троп как раз о тех случаях, когда, до поры (или даже до самого конца, включительно), зрителю не позволяют судить и об этом тоже, и в этих пределах тоже.

  • Исключение: если показывают рот крупным планом, и «черты рта» при этом слишком неспецифичны, мало о чём говорят (скажем, они примерно такие, как и еще у многих персонажей) — можно засчитать за троп. Кхм, «Шеф» в «Приключениях капитана Врунгеля», кхм…

Узнаваемый костюм, узнаваемый шлем, узнаваемая броня, но при этом гладкая безликая маска — тоже, как правило, не сюда. Это идентификация, какая ни на есть (даже если с ней связан, в свою очередь, какой-то выверт); а основная суть данного тропа — неидентифицируемость (как минимум до поры).

А вот когда лицо полностью скрыто капюшоном так, что не видно и глаз, а вся прочая одежда «никакая», без черт, так что это может быть кто угодно, ЧТО ПОДЧЁРКИВАЕТСЯ — это несомненно сюда. Вообще троп в целом — не о том, что видят (знают) персонажи. Он — о том, что именно позволили видеть (знать) зрителю.

Примеры, когда видно было что-то ещё, но не лицо[править]

Напоминаем еще раз: очень крупно показанный и при этом слишком неспецифичный рот — разумное исключение. Это хоть формально и часть лица, но это допускается. Так же обстоит дело и со слишком банальным ухом, маленьким неопознаваемым участком скулы или челюсти, и т. п.

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Литература[править]

  • ПЛиО — дружественный представитель нежити по прозвищу Холодные Руки никогда не показывает своё лицо Брану Старку, и Брановым спутникам — тоже. Заодно и читателю не объясняют, кто это такой, откуда взялся и чего хочет. (Эта линия не попала в экранизацию. Вроде бы Холодные Руки — не Бенджен Старк, который на экране в поздних сезонах тоже нежить и тоже играет на стороне Брана… но кто его там ведает, от Джорджа Мартина можно ожидать всего…) Фанаты немедленно принялись СПГСить и НДить, что Холодные Руки — это сам же Бран и есть, только из другого времени, или из другого варианта истории, и т. п. Но это пока не факт. Должно, по идее, выясниться из последующих книг… если они вообще выйдут.

Кино и телесериалы[править]

  • Ранние фильмы о Джеймсе Бонде — Эрнста Ставро Блофельда (главгада) поначалу показывали только «через руки», «со спины» и тому подобное. Потом стали показывать лицо — но оно иногда менялось благодаря пластическим операциям.
  • «Бриллиантовая рука» — спародирована фишка из «Джеймса Бонда» (большинство советских людей всё равно не могло этого заценить: фильмы про Бонда не шли в советском прокате). Злодейский главарь, которого Лёлик и Геша титулуют «Шеф», долгое время показывается только через руки с драгоценными перстнями и дорогими запонками в манжетах рубашки. При этом нам намекают, что лицо «Шефа» уже появлялось в кадре, только зрителю его не представили, так интереснее. При первом просмотре зрители гадали почти до самого финала: кто же? Старый лотерейщик-еврей (который в ресторане появился в дорогом костюме и с совсем другими повадками — ни дать ни взять мафиозо)? Величественный пожилой метрдотель? Ещё кто-то? Ясно было одно: человек это зрелый, и голос у него, как минимум в некоторые моменты, грозный («ЧТОБ ТЫ ЖИЛ НА ОДНУ ЗАРПЛАТУ!!»). В финале становится ясно, что это подпольный делец под личиной холостого скромного пенсионера, владелец экспортной версии «Москвича» — ну, тот, якобы «нашедший клад».
  • «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Лицо девочки-стукачки — любимицы начальника лагеря — нам, кажется, ни разу не показали. Мы видели только её ножки в сандаликах — в моменты, когда она крадётся кого-то выслеживать, или уже выследила и отправилась «стучать» товарищу Дынину.
  • «Старики-разбойники». Нам не показали лицо большого начальника, который нагло покрывает мажора Проскудина (Анд. Миронов), не имеющего профильного образования, и буквально «пропихивает» его на юридическую должность, пусть и на время.
    • Бонус для современников / Ужас у холодильника: а ведь для этого Проскудин просто обязан был быть членом КПСС — в таком случае подобный наглый мухлёж можно было со скрипом протащить через инстанции как «Этот товарищ прислан на укрепление». И даже в этом случае тот загадочный «весомый товарищ, лицо которого не показали» — по должности уж никак не ниже чем замминистра.
  • Пародийный чехословацкий фильм «Конец агента [при участии собаки пана Фоустки]». Кратно более зловещего начальника над «зловещим» толстяком-Резидентом (антагонистом) — нам ни разу не покажут. Предположительно этот начальник — шеф очень грозной спецслужбы (возможно, американской; подразумевается ЦРУ?.. или нечто еще более засекреченное и отмороженное?..). Мы видим только руки начальника, когда он играет в бильярд. А в финале, после провала Резидента — начальник велит ему проглотить красный бильярдный шар (верняк, отравленный, хотя хватило бы, пожалуй, и одной только асфиксии!). Когда Резидент в ужасе мешкает — начальник выщёлкивает из специально подготовленного кия острое лезвие, и становится ясно, что если Резидент так и не глотнёт шар — начальник своего лоховатого приспешника просто зарежет.
  • И опять пародийный чехословацкий фильм: «Призрак замка Моррисвилль». В костюм «Мистера Безликого из комиксов о Дике Трейси» (глухая чёрная маска без черт и чёрный балахон, скрывающий всё) наряжалось сразу несколько персонажей. Каких?.. Спойлеров не будет.
  • Сериал «Полицейский отряд!» и трилогия фильмов «Голый пистолет!». Шутки ради, ни разу не показали лицо полицейского-великана по прозвищу Коротыш (Tiny). Он так высок, что его голова никогда не помещается в кадр. Вдобавок персонаж эпизодический, и введён только для «гы-гы». Он себя никак не проявляет (даже, кажется, не говорит ни слова), и не характеризован никак. Огромный рост и телесная мощь — налицо, но ведь этого мало.
  • «Инопланетянин» (Е. T.). Директора школы сыграл аж сам Харрисон Форд — и именно поэтому Спилберг вырезал все кадры, в которых на экране видно его лицо. Дескать, «чтобы не отвлекать зрителя».
  • «Полицейская академия 6: Город в осаде». Главарь небольшой шайки преступников не хочет показывать своё лицо даже верным сообщникам (видимо, как минимум потому, что «верность» этих трёх психов — с вычетами…). Ближе к концу фильма зрители узнают, кто это был, а заодно и понимают, зачем на самом деле ему понадобилось прятаться… Сю-юрпри-из.
  • Сериал «Балабол», первый сезон, глава «Фанат». Больного на голову фаната певицы [Веро]ники Крылатовой долгое время показывают как страшноватую высокую стройную фигуру в чёрной толстовке с надетым капюшоном. Посередине главы (в конце первой из двух серий) фанат готов подвезти Крылатову… и тут мы наконец видим его рожу лицо… нет, это был бы спойлер (и упоминание актёра, сыгравшего злодея, — тоже), смотрите сериал сами.
  • King's Man: Начало — весь фильм нам показывают лидера заговорщиков, желающих глобальной Европейской войны, только со спины или силуэтом. Причем камера иногда играет со зрителями, например, когда злодей начинает поворачиваться в сторону камеры, камера тоже начинает поворачиваться, но с опозданием, так что зритель ждет «ну вот щас покажут». И только в финале личность главного злодея раскрывается.
    • Причём финальный твист настоооооолько натянутый, что лучше бы личность злодея так и не раскрыли, честное слово.
  • Звёздные войны же! Выходящий на голо-связь с Дартом Молом и с графом Дуку гад за гадом всегда носит низко опущенный капюшон, так что видно только нос и нижнюю часть лица. Стоит ещё добавить, что зрителю злодей демонстрируется обычно в профиль, так что трудно разглядеть детали лица, да ещё и помехи связи также мешают опознаванию.
    • Однако тут фитилёк сильно-сильно прикручен. Троп «разбавлен», причём намеренно. Голос мастерски изменён, но подбородок настолько хорошо опознаётся (и нос уж настолько редкостный), что никакие помехи связи не сорвут пытливому зрителю догадку о том, который же именно политический деятель является по совместительству и Тёмным властелином. Даже если этот зритель — каким-то невероятным чудом — ни разу IRL не наскочил на лорные сведения об этом, не читал новеллизаций, некоторых простодушно-откровенных анонсов, а также не смотрел IV-V-VI эпизоды, и т. п. В общем, даже не зная IRL-ного секрета Полишинеля, можно было бы догадаться на основе одних только визуальных наблюдений. К тому же Тёмный властелин явно очень немолод — а много ли в тех же произведениях (эпизоды I-II-III и мультсериал «Войны клонов») пожилых обладателей подходящей комплекции?..
      • И всё равно в 2005 году, пока на киноэкране шёл III эпизод и юный Энакин в глаза высказал тому, кого вычислил: «Ты — владыка-ситх!» — в кинозале раздалось несколько искренне-изумлённых женских ахов, которые автор правки слышал собственными ушами.
        • В «Войнах клонов» Тартаковского у «таинственного ситха» еще и зубы были кривые и страшные, в отличие от его «нечувствительного к Силе» альтер-эго.
  • «Шоу ужасов Рокки Хоррора» — вступительная песня исполняется одними напомаженными губами на черном фоне.
  • «Видок» (2001) — Алхимик носит плащ с капюшоном и зеркальную маску без малейших намеков на черты лица.

Мультфильмы[править]

  • «Четверо с одного двора» (1967). У четверых забавных героев, — щенка, котёнка, козлёнка и цыплёнка, — то и дело пропадало что-нибудь: то молоко, то косточка, то морковка. Они винили в этих кражах друг друга и даже чуть не перессорились. Но потом всё-таки решили доверять друг другу, а вора поймать сообща. Вором оказалась злая крыса. Фишка в том, что зрителю с самого начала показали: воровал не кто-то из этих четверых — воровал некий ушастый монстр, и намекалось даже, что, возможно, огромный (а дело было лишь в ракурсе). Его тень под жу-уткую музыку надвигалась на каждый из «ценных предметов» (это видел только зритель — а герои долгое время были в заблуждении)… Бр-р…
  • Редкий нюанс, при котором персонажи всё-таки опознаются (и авторы хотели этого), но при этом персонаж стереотипен («один из миллионов таких же»), а лицо остаётся загадкой: «Том и Джерри». Ханна и Барбера поначалу довольно долго хотели подчеркнуть, что эта сага — «не про людей, а про разумных животных, хоть люди и присутствуют». Поэтому Мамочка-Два-Тапочка (во множестве выпусков), девочка Нэнси (Baby Puss) и некоторые эпизодические человеки показывались не во весь рост — от них были видны только ноги и туловища с руками, а голова в кадр не попадала. Лицо Мамочки однажды всё-таки показали стоп-кадровым бонусом в Saturday Evening Puss.
    • Позже, когда Том, Спайк и Джерри оказались в доме новых хозяев — супружеской четы, состоящей из Джорджа и Джоан, — камера всегда давала более общий план, и лица обоих супругов с самого начала были видны. А иначе и нельзя было: оба супруга с самого начала подверглись очень основательной индивидуальной характеризации, и это так и было задумано. Примерно похожих «обывателей из среднего класса» в США, разумеется, много, а вот именно таких, как эти двое — относительно мало. То есть с Джорджем и Джоан — аверсия в режиме «педаль в пол».

Мультсериалы[править]

  • «Приключения капитана Врунгеля» — пародируется трюк из фильмов о Бонде (который там был отыгран с Блофельдом): от загадочного «Шефа» (международного криминального авторитета очень высокого ранга) долгое время показывали только две детали: 1. руки, на одной из которых не хватает пальца и надет драгоценный перстень, 2. крупным планом рот с алыми полными губами, сигарой, усами и кончиками бакенбардов; и такой рот «с такими окрестностями» может принадлежать, считай, почти каждому дворянину или бизнесмену из тех, которых мы видели в сцене в яхт-клубе! Что характерно, все они были в белых перчатках: физический недостаток не углядишь.
    • Только под конец выяснилось, что этот человек — не кто иной как Арчибальд Денди, спикер Лондонского яхт-клуба. В своём «легальном» качестве он довольно рано появлялся на экране — но говорил несколько другим голосом (более «сладким»). А внешность его — обыкновенный «эталон британского джентльмена», слегка пародийного.
  • «Смешарики» — Чёрный Ловелас виден исключительно как тёмный силуэт, глубокой ночью. В серии «Снотворец» Нюша снова с Ловеласом, который точно таким же предстаёт ясным белым днём, вот только то происходило во сне, так что девочка попросту представила тот образ, который она увидела.
  • «Инспектор Гаджет» — пародирующий Блофельда Доктор Кло представлен темным силуэтом с когтистыми кибернетическими руками и котом.
  • «Непобедимая принцесса Ши-Ра» — Хорд Прайм. Киборг с огромной железной правой рукой, остальное же тело, в том числе и лицо, всегда скрыто в серо-зеленом тумане, в котором можно разглядеть два ярко-желтых глаза. В данном случае глаза нельзя считать специфической чертой лица, поскольку во вселенной мультсериала хватает персонажей с глазами всевозможных оттенков и форм.
  • «Трансформеры», серия «Всего лишь человек» — если в большинстве своих появлений Командир Кобры, даже надевая полностью безликую зеркальную маску, носил униформу Кобры, делавшую его узнаваемым, то в этом камео он, под псевдонимом Старина Змей, скрывая лицо все под той же безликой зеркальной маской, оделся в ничем не примечательные плащ и шляпу.
  • «Суперкрошки» — секретарша Мэра мисс Сара Беллум. В большинстве случаев кадр обрезает ее фигуру ровно по шею, оставляя лицо за границами, иногда оно закрыто ее шикарными рыжими волосами, иногда ее показывают со спины, иногда — сверху, но полноценно ее лицо показали от силы пару раз.

Комиксы[править]

  • Старые комиксы о полицейском агенте Дике Трейси: загадочный вигилант — или бандит? или чей-то агент? или чёрт его знает, кто он такой!.. — известный как Безликий. Чёрная сплошная маска без черт, чёрный балахон, скрывающий всё. Как минимум в экранизации с Уорреном Битти — финал раскрывает нам, что это за фрукт: это певица Неотразимая Махоуни, которую играет Мадонна. Ничего себе у неё, оказывается, спецподготовочка!
  • «Приключения Тинтина: Сигары фараона» — до самого конца включительно мы так и не узнаем, кто же таков загадочный «Сам» (главный антагонист). В финале Тинтин его преследует («Сам» пытается удрать, прихватив заложника), но «Самого» всегда показывают со спины или каким-то таким образом, и на нём низко надвинутая шляпа, а воротник его пальто поднят. А в целом главарь одет в стиле «Неизвестно Кто, или Кто угодно», разве что можно догадаться, что у него крепкое сложение (не хилое уж точно). Предположительно он погибает (а фиг-то там!), и только в финале следующего выпуска («Синий Лотос») мы — и изумлённый протагонист — констатируем, что «Сам» это не кто иной, как сверхбогатый воротила Роберто Растапопулос. Дотоле, почти всю дорогу, Тинтин считал его своим другом. Хоть в самом начале «Сигар фараона» они и поссорились (Растапопулос на пароходе дал волю своему дурному нраву), но вскоре повстречались на киносъёмках и помирились — и с тех пор главгад цинично пользовался тем, что Тинтин ему всегда всё простодушно рассказывает.
    • По-видимому, создатели фильмов о Бонде, создавая свою версию Блофельда (1960-е и далее), конкретно так (частично) вдохновлялись классическим образом Растапопулоса, впервые появившегося в комиксах о Тинтине в 1930-х годах, а зловещую организацию «СПЕКТР» (опять-таки частично) основали на образе растапопулосовских «Наследников фараона». Блофельд и Растапопулос всё-таки очень разные — но поначалу шифровались оба (дзынь-дзынь), огромными деньгами располагают оба (дзынь), навороченные тайные базы себе строят оба (дзынь), действуют в международном масштабе оба (дзынь), с гитлеристами крутили шашни оба (Растапопулос — и до войны и после неё; ДЗЫНЬ!)… А в спецвыпуске «Тинтин и акулье озеро» Растапопулос конкретно так косит под Блофельда — даже «принудительно пригласил» Тинтина на свою секретную подводную базу и дал там всё осмотреть. Вот только лицо уже не прячет (как и Блофельд в подобных случаях), потому что оно уже давно запалено. «Акулье озеро» вышло в самом начале 1970-х, когда фильмы о Бонде срывали кассу.
    • А в не самой продуманной из киноадаптаций — «Тинтин и синие апельсины» (снята и выпущена в 1964) — Растапопулос сведён к голосу из фонографа, выдвигающему условия (см. раздел ниже — «Только голос»), и те, кто не являются знатоками франшизы, могут даже не догадаться, что это Растапопулос, а не другой кто.
  • Вселенная DC — оба Вопроса носят полностью лишенные черт лиц маски без глазных отверстий и стереотипные, а потому не запоминающиеся костюмы частных детективов.

Видеоигры[править]

Советник из XCOM
  • Spellforce: The Order of Dawn — таинственный маг Круга, возглавляющий армию автоматонов-Клинков носит капюшон всю игру, снимая его только в финальном ролике и раскрывая свою личность. И здесь не будет написано, кто он, потому что такой конец-переворот надо увидеть самостоятельно.
  • XCOM — в ремейке общение с представителем Совета, финансирующего организацию, ведется по видеосвязи, но на ней видно лишь силуэт человека, сзади которого светят яркие лампы. Ясно только, что это лысый мужчина средней комплекции в деловом костюме.
  • Streets of Rage Remake — неофициальный-но-офигенный фанатский ремейк всей трилогии. Он невероятно моддабелен. Моддерам предоставлена огромная свобода в построении сюжетов. И для примеров тропа (включая и «Только голос», см. ниже) специально зарезервировано «несколько разнообразных вопросительных знаков вместо портрета персонажа, обыкновенно прилагаемого к текстовым репликам».

Настольные игры[править]

  • «СтарСис»/«Бронепехота»/«СкайТех»/«Роботех (Robogear)» от ООО «Технолог» — Призрак. Выглядит, как фигура в плаще с капюшоном, под которым видна только мерцающая темнота, в которой ничего не способен разглядеть ни глаз человека, ни камера самого совершенного робота. Эмиссар исчезнувшей после неудачного гиперпространственного прыжка Земли, выступающий на стороне Договора Торгового Протектората, но вмешивающийся в события только тогда, когда Протекторат или Империя Полярис натыкаются в космосе на что-либо, что по его мнению может угрожать превратившейся в своеобразного космического призрака Земле. Персонаж упоминается только в официальном лоре игры и не выпускался в виде миниатюры.

Только голос[править]

Мультсериалы[править]

  • «Суперкрошки» — Рассказчик. Он не просто закадровый голос, а полноценный персонаж, но в кадре не появляется совсем.

Веб-мультсериалы[править]

  • Веб-сериал «Знакомьтесь, Боб». Первые три сезона личность неизвестного диктора, озвучивающего ход экспериментов, оставалась тайной. Диктор всегда был за кадром, а в кадре был всегда только сам эксперимент над очередным клоном. В дальнейшем появились полноценные сюжетные вставки, раскрывающие подноготную, но и в них диктор оставался где-то за кадром. Правда, в последней серии 3-его сезона внешность диктора всё равно раскрыли.

Видеоигры[править]

  • Франшиза Mortal Kombat. Раздери меня Кочал, как же всё-таки выглядит загадочная Джемини — спецназовская связистка? Вроде бы она мулатка, но и это не факт.
  • Silent Hill 2, сценарий «Рожденная желанием» — Эрнест Болдуин. Всю игру Мария общается с таинственным хозяином особняка Болдуинов исключительно через закрытые двери, и ей не попадется даже ни одной его фотографии. В конце ее короткого сценария, когда она наберется смелости открыть последнюю дверь, за которой сидит Эрнест, внутри будет пусто, и станет понятно, что Эрнест Болдуин уже давно мертв, а в его доме навеки застрял его призрак.