Отец семейства Копиркиных
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Fountain Of Expies. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Гэндальф. Дарт Вейдер. Дриззт до’Урден. Граф Дракула и ван Хельсинг. Всё это персонажи, которые настолько въелись в массовое сознание, что каждый хочет утащить в свое произведение кусочек одного из этих героев и злодеев. Поэтому десятки авторов создают в своих мирах Копиркиных, наделенных чертами этих персонажей. Вот почему мы называем их отцами семейства Копиркиных.
Нередко приводит к тропу а он там был один такой или раса из одного.
Примеры[править]
Из литературы[править]
- Пишем долгое и опасное путешествие, особенно с целью вернуться домой, полное визитов в племена чудаков и логова монстров — читаем Одиссея.
- Робин Гуд. Архетипический благородный разбойник, а ещё папа семейства… эльфов. Серьёзно, современные эльфы «в лесу, в зелёном и с луком» списаны не из мифологии, а именно с вольных стрелков.
- Сунь Укун — не обременённый склонностью соблюдать нормы и способностью чувствовать подвох рубаха-парень, разменявший уже как минимум четыре столетия, успел обзавестись огромным потомством разной степени раздолбанной развязности.
- Фауст — умный и волевой, но чтобы выиграть в сделке с дьяволом этого недостаточно. Маргарита Николаевна и Рейстлин Гилонович гарантируют это.
- Офелия — романтичная безумная девушка.
- Робинзон Крузо стал не просто отцом семейства Копиркиных, но ещё и породил жанр имени себя. Если в произведении есть какой-то оставленный вдали от цивилизации отшельник — он почти наверняка будет списан с главного героя этой книги — патлатый, бородатый, ведёт календарь с помощью насечек, и живёт один или в компании со спасённым аборигеном, а живёт за счёт приручённых диких животных и самостоятельно выращенных сельхозкультур.
- Капитан Немо. Первым же копипасту осуществил сам Верн, введя Робура-завоевателя, «злого» Немо.
- Четыре мушкетёра: типичный квартет мрачный Атос, громила Портос, утончённый Арамис и порывистый д’Артаньян. А также кардинал Ришелье — вы вообще много в кино и книгах встречали кардиналов, которые занимаются своими церковными обязанностями, а не при дворе интригуют?
- Портос и Арамис вдобавок стали образцами для поведения стереотипных брутальных гномов и утончённых эльфов соответственно.
- Арсен Люпен из одноимённого цикла книг Мориса Леблана. Эталонный образ утончённого преступника-джентльмена.
- Аллан Квотермейн. Архетипический Великий Белый Охотник и приключенец.
- Шина — оригинальная Белая Королева Джунглей.
- Чингачгук. Нужен благородный краснокожий? Вам сюда.
- У него в семье ещё и имена под копирку, всех мужчин Ункасами зовут. Но это уже другой троп.
- Не обязательно Чингачгук — есть ещё как минимум Виннету. Хотя он по сути уже реконструкция образа.
- Шерлок Холмс, доктор Уотсон/Ватсон и Мориарти. Причем Уотсон копируется едва ли не чаще всего — очень уж полезный для авторов персонаж.
- Зорро. Не просто благородный разбойник, как Робин, а герой в маске, который ведёт двойную жизнь — то он богач-аристократ, то защитник слабых с кликухой в честь животного (zorro — «лис»). Практически первый супергерой с тайной личностью. Его копиркиными в той или иной мере были даже Бэтмен и Дриззт До’Урден (причём последнее — по признанию самого автора).
- Крутой, как яйца, американский частный детектив Филип Марлоу (серия детективных романов Р. Чандлера). Шляпа, пальто и магнум в кармане.
- Сэм Спейд из «Мальтийского сокола» в качестве Отца семейства Копиркиных тоже неплох, но Марлоу имеет перед ним важное преимущество: саркастичный внутренний голос, частый атрибут детектива.
- Популярностью образ Спейда обязан экранизации, в которой он сам на себя не похож, а больше напоминает того же Марлоу. Книжный же Сэм Спейд, начавший как козёл, к концу романа становится неотличим от злодея.
- Виктор Франкенштейн и его творение. Безумный учёный, живущий в замке и ставящий запрещённые опыты с электричеством, только ещё волосы Эйнштейна обязательно. Франкенмонстр же стал в какой-то мере прототипом зомби — глупых и медлительных оживших мертвецов (фольклорный зомби — это загипнотизированный колдуном до состояния биоробота раб, а не самостоятельная плотоядная нежить).
- При том, что ОГ монстр был умным, быстрым и самостоятельным. Отцом семейства стал киношный образ, а книжный скорее повлиял на бесчисленных андроидов, бунтующих против человека.
- Моби Дик и капитан Ахав.
- Гэндальф, Арагорн, Фродо, Гимли, Леголас, Саурон и Голлум. Иногда копируются по отдельности, в особо запущенных случаях — все вместе.
- В свою очередь, Арагорн был Копиркиным короля Артура, а Гэндальф — Мерлина и Одина. Персонажи, сходные с Арагорном и Гэндальфом, могут отсылать и на эти прототипы.
- Причём Ара копируется обычно не непосредственно, а через ещё одного копиркина — Таниса
ПолупенисаПолуэльфа.
- Причём Ара копируется обычно не непосредственно, а через ещё одного копиркина — Таниса
- Гимли и Леголас в книге были не так уж похожи на Портоса и Арамиса, но их копиркины и образы в адаптациях постоянно превращаются именно в это.
- В свою очередь, Арагорн был Копиркиным короля Артура, а Гэндальф — Мерлина и Одина. Персонажи, сходные с Арагорном и Гэндальфом, могут отсылать и на эти прототипы.
- Конан-варвар (и Рыжая Соня как женский эквивалент). Причём копируется не столько говардовский персонаж (который со своим набором женщины-вино-подвиги, прирождённым лидерством и «кошачьей» ловкостью к д’Артаньяну ближе), сколько некий расхожий образ очень брутального полуголого мужика.
- Дракула (и Кармилла как… ну вы поняли). А также его пиратская экранизация — граф Орлок.
- Вольха Редная — прародительница рыжих и ехидных ведьм в русскоязычном женском юмористическом фэнтези.
- Альтернативное мнение гласит, что эта честь принадлежит Лейне из одноимённого цикла Елены Петровой, но книги Громыко были опубликованы раньше.
- Не просто раньше. Ольга Громыко в своё время очень нелестно высказывалась о «Лейне» за подражательство. Но именно «Лейна» привила моду на отыгрыш ехидной ведьмы девушками-попаданками.
- Альтернативное мнение гласит, что эта честь принадлежит Лейне из одноимённого цикла Елены Петровой, но книги Громыко были опубликованы раньше.
- Элрик из Мелнибонэ стал одним из родоначальников архетипа мрачного воина-мага в качестве главного героя. Довольно многое у него позаимствовали что Геральт, что Иллидан, что этот ваш Фесс.
- У Кагуи-Химэ уже пра-правнучки есть — правда в её-то годы, хо-хо-хо, немудрено. Генеалогически ближайшие к ней персонажи отечественной публике известны в основном по аниме — просто в те времена, откуда она родом, его ещё не придумали. Те же, что отстоят от неё на немалое число поколений, буквально повсюду.
Из кино и сериалов[править]
- Конан же! Только не из книг Говарда, а из экранизации со Шварцнеггером. Годов до 2010-х варваров почти повсеместно изображали в фэнтези как полуголых качков в рогатом шлеме и с чем-нибудь двуручным (или хотя бы с топором).
- Лоуренс Аравийский.
- Бонд, Джеймс Бонд.
- Эрнст Ставро Блофельд, и желательно — в исполнении Дональда Плезанса. Китель и кошечка обязательны.
- Громилу Челюсти тоже не обошли стороной. Иногда копируют только челюсть, иногда только её не копируют…
- Ещё реже обходят стороной Реда Гранта. Даже в других фильмах о Бонде есть его Копиркины.
- Дарт Вейдер. А также Палпатин, Таркин, Хан Соло и Джабба Хатт.
- Татуин. Серьёзно, ни в одном фильме классической гексалогии без планеты-пустыни не обошлось (с натяжкой исключить можно пятый эпизод, где пустыня ледяная), а кое-где их даже и по две (второй эпизод, где появляется и сам Татуин, и близлежащий Геонозис). Да и в массовой культуре планеты-пустыни рисуются чаще всего именно с Татуина, а не с какого-нибудь Арракиса, хоть тот и был раньше, и не с реального Марса.
- Звезда Смерти и звёздный разрушитель.
- Вито Корлеоне. Архетипический Дон с Понятиями о Чести.
- Грязный Гарри. Архетипический полицейский-ковбой.
- Пол Керси («Жажда смерти»). Архетипический городской вигилант.
- Индиана Джонс (который отчасти обязан тем же Лоуренсу и Соло).
- На самом деле Индиана Джонс — это молодой Алан Куотермейн. На волне успеха фильмов про Индиану про Куотермейна тоже сняли кино, и получилась инверсия, потому что новая версия Алана вышла совсем уж копией Индианы.
- Сержант Хартмен из «Цельнометаллической оболочки». Благодаря запомнившемуся исполнению роли (а точнее, импровизации), стал практически эталоном типажа сержанта Зверя.
- Мясник Билл Каттинг из «Банд Нью-Йорка». После выхода фильма его Копиркины регулярно появляются в произведениях о преступном мире прошлого.
- Сентенца в исполнении Ли ван Клифа. Архетипичный образ злого охотника за головами с Дикого Запада. И даже там, где никакого Дикого Запада нет и в помине: Джарлакс Бэнр и Кад Бэйн не дадут соврать.
- Доктор Хаус, причём как во врачебной, так и в детективной сфере поднабралось таких козлов с золотым сердцем и неординарными дарованиями: Кел Лайтман, Нюхач, доктор Тырса, доктор Рихтер (этот даже является официальной российской адаптацией)… и, конечно, доктор Быков!
- Глеб Жеглов в XXI веке стал отцом более десятка Копиркиных из российских детективных сериалов в стиле послевоенного ретро.
- Один из них — Давид Маркович Гоцман из «Ликвидации» — сам породил нескольких копиркиных в сериалах и фильмах «с одесским колоритом».
- Терминатор тоже обзавёлся многочисленными подражателями.
- «Танцующий с волками» стал объектом вдохновения для ряда фильмов об интеграции героя в чужую примитивную культуру, в том числе «Аватара».
Из мультфильмов[править]
- Белоснежка — первая из диснеевских принцесс, на многие десятилетия задавшая тон всем архетипу (и не только у Диснея).
- «Frozen» — в свою очередь, задала тон моде этот архетип деконструировать.
Из комиксов[править]
- Супермен. Заложил добрую половину архетипов про супергероев: носят трико и плащи, обладают огромной силищей, имеют тайну личности и какую-нибудь житейскую работёнку. Человек-паук у него немало позаимствовал, как и Зелёный фонарь с Капитаном Марвелом (не которая Бри Ларсон, а который теперь Шазам), что уж говорить про всевозможных Супергёрл…
- Бэтмен (при том что сам отчасти копиркин Зорро). Заложил вторую половину архетипов про супергероев: простой крутой смертный, носит зловещую маску, использует кучу гаджетов, по ночам бьёт морды злодеям на улицах, днём — респектабельный джентльмен и богач. Сорвиголова, Железный человек, Чёрная пантера и многие другие у него немало позаимствовали.
- Росомаха. А вот на этот раз копировали уже DC у Marvel, создав в частности Лобо (который, правда, скорее пародия на серьёзного Логана).
- Человек-Паук — курьёзный случай: у него регулярно копипастят дизайн костюма и в особенности маски. В случае с Дедпулом это уже постоянная шутка — хотя трепливый наёмник сам пародирует DCшного Дэфстроука, который, однако, маску скопипастил оттуда же. К тому же Спайди популяризовал героя-подростка как самостоятельного персонажа со своими врагами, конфликтами и личными проблемами, а не придатка-ученика взрослого супергероя вроде Робина у Бэтмена.
- Люди Икс. Сформировали два архетипа: людей-плюс, находящихся в конфликте с обществом, которое боится и ненавидит их за их способности, и школу для супергероев.
- Черепашки-Ниндзя. Стали прародителями множества команд боевитых антропоморфных животных, начиная с вспоминаемых ныне лишь в качестве курьезов «Грязногенных Почти Подростков Кунг-фу Кенгуру» и «Несовершеннолетних Радиоактивных Хомяков с Черными Поясами» и заканчивая обзаведшимися собственными солидными фэндомами Боевыми Жабами и Мышами-рокерами с Марса.
Из аниме/манги[править]
- В аниме — Рэй Аянами (образ), Сейлор Мун.
- Среди мужских персонажей (из того же Евангелиона, кстати) особо отметился Каору Нагиса. Наиболее яркими его порождениями стали Акисэ Ару, Наги Хомура, Нагито Комаэда и Киллуа Золдик. На озвучивание многих из них всё так же по инерции зовут Акиру Исиду.
- В свою очередь, Гендо Икари породил типаж «Типичного бати из Евангелиона» и императора Карла Британского так же одержимого идеей комплементации человечества.
- Легендарный Чар Азнабль, породивший множество копиркиных как внутри самой франшизы Gundam так и за её пределами. Из наиболее значимых можно отметить — Рау Ле Крузе, Гриффита и Лелуша.
- Одна из наиболее вероятных кандидаток на роль праматери всех плоскогрудых низкорослых цундере — Лина Инверс. Особо вопиющ случай четвёрки производных от неё героинь в лице Луизы, Сяны, Тайги и Наги, всех из которых озвучивает одна и та же сэйю Риэ Кугумия. Они в том числе украшают собой знаменитый мем «it’s all the same shit».
- Отдельной вариацией на тему «великой плоскогрудой волшебницы» (кстати, тоже рыжей) является Химико Юмено из третьей части Danganronpa, но вот ни разу не цундера – скорее, воплощение Икари-младшего в женском теле.
Из видеоигр[править]
- Ёж Соник в девяностых годах двадцатого века. Все, кому не лень, старались заиметь себе похожего зверька-маскота. До него был Марио, но с ним аверсия: мало кто пытался делать маскотом усатого итальянского мужика средних лет.
- Однако платформеров с маленьким пухленьким человечком в качестве протагониста во второй половине 80х было выпущено немало.
- Зато у главного врага Марио, Боузера, было много подражателей в играх 80-х. Финальный босс страшный монстр с чертами дракона, который обитает в замке, полном ловушек.
- Самус Аран. Кодификатор безликих героев шутеров в шлемах. Мастер Чиф и ко были куда позже.
- И хотелось бы сказать «Дюк Нюкем», но первым из «громил из ФПС, похожих на Шварца» был Бласковиц из «Вульфа». Впрочем, его можно считать примером до того, как это стало мэйнстримом — а вот заложил мэйнстрим как раз Дюк.
- Серия игр Mortal Kombat, которую также многие пытались скопировать.
- Сефирот же! Впрочем, типаж существовал и до него, но так уж сложилось, что ассоциация увязалась именно с ним.
- Тифа из той же самой седьмой части тоже потихоньку обзаводится своим семейством копиркиных, а вот с тем, был ли типаж до неё, всё сложно. Фактически она была введена парой с непоседливой мечтательницей Айрис, чтобы они оттеняли друг друга. Но если беспечных непосредственных красоток в искусстве навалом, то о том, чтобы таковых оттенять (да ещё и оттенять другими девушками, а не парнями), задумываться стали не так давно. Да, существует классический дуэт «Бетти и Вероника», но непосредственная и непоседливая в нём обычно Бетти, а Вероника — наоборот стереотипная элегантная роковая женщина с томным взглядом и аристократичными манерами. А тут в новом переосмысленном дуэте роковых женщин нет, как нет обычно и какой-то «экзотичности» — тут фактически две разных Бетти. В каком-то смысле типаж Тифы можно рассматривать, как очень глубокое переосмысление тургеневских барышень. Она была не слишком общительной в детстве, но переросла это, и теперь у неё не просто много друзей, а она сама — душа компании (воспитывать товарищей не стесняется). Она явно недурна собой, но представление о том, как «наводить марафет», у неё исключительно рудиментарное. У неё есть «внутренний стержень», но она опасается всегда и во всём полагаться на это, а если борется против чего-то, то только против чего-то или кого-то конкретного — ни в коем случае не против всего общества разом или самого мироустройства целиком. Она чувствует себя комфортнее среди парней и даже немного сторонится девушек, а парни держат её за своего, но при этом манеры у неё исключительно женственные, а когда она пытается косить под пацанку, делает это до комичности несуразно. Она никогда не влюбляется с первого взгляда и уж тем более в незнакомца — её чувства растут и развиваются медленно (а потому она будет медлить с признанием) по мере того, как она всё ближе узнаёт человека — при этом она не станет напрашиваться на роль штатной подпорки (поддержать может, но тянуть на себе всю дорогу не станет) для слабака: кавалер должен соответствовать ей как минимум готовностью до неё дорасти, если он слаб, а лучше не уступать ей как минимум в чём-то с самого начала. Практически обязательно спортсменка (причём зачастую по части боевых искусств): просто на досуге, по долгу службы, профессионально — она держит себя в практически идеальной физической форме (за счёт чего опять же недурна собой) и более чем способна прописать промеж глаз, буде кто-то довыпендривается. Имеет не обязательно очень большой, но обязательно очень разноплановый гардероб: рядом с комбинезоном автомеханика может болтаться бальное платье — чувство стиля у неё будет скорее инстинктивное, потому умеет выдержать наряд в одной стилистике, но при этом результат может тем не менее походить скорее на нечто маскарадное — также питает тягу ко вписывающимся в стиль, но от того не менее нелепым аксессуарам. То есть это тургеневская девушка, которая смогла вырасти и переосмыслить с возрастом свои слабые стороны, что толкнуло её заняться собой и в итоге стать кем-то гораздо большим. При первом знакомстве с персонажем может показаться, что это обычная «серая мышь», но при дальнейшем раскрытии перед публикой предстанет пацанка с замашками леди, тогда как глубоко внутри это будет леди с замашками пацанки (а типаж Айрис как раз наоборот выглядит леди с замашками пацанки, а внутри пацанка с замашками леди). С ходу из сравнительно свежих произведений можно привести Йор Браяр-Форджер (по долгу службы управляется с макияжем, а вот с готовкой всё поначалу не очень) и Шидзуку Яэгаши (поначалу владеет только фамильным искусством кендо, а точнее в основном йайдзютсу, но благодаря физической форме остальной мордобой быстро подтягивает) — бонуснае очки копиркиных за тёмные волосы и характерные светло-карие глаза (изображают частенько красными, но это условности аниме-графики).
- Кстати по ранним наброскам можно заметить, что сама Тифа изначально планировалась копиркиной Блейз Филдинг из Streets of Rage, от которой унаследовала свой первый визуальный образ, но при том шагнула заметно дальше в плане глубины проработки.
- Тифа из той же самой седьмой части тоже потихоньку обзаводится своим семейством копиркиных, а вот с тем, был ли типаж до неё, всё сложно. Фактически она была введена парой с непоседливой мечтательницей Айрис, чтобы они оттеняли друг друга. Но если беспечных непосредственных красоток в искусстве навалом, то о том, чтобы таковых оттенять (да ещё и оттенять другими девушками, а не парнями), задумываться стали не так давно. Да, существует классический дуэт «Бетти и Вероника», но непосредственная и непоседливая в нём обычно Бетти, а Вероника — наоборот стереотипная элегантная роковая женщина с томным взглядом и аристократичными манерами. А тут в новом переосмысленном дуэте роковых женщин нет, как нет обычно и какой-то «экзотичности» — тут фактически две разных Бетти. В каком-то смысле типаж Тифы можно рассматривать, как очень глубокое переосмысление тургеневских барышень. Она была не слишком общительной в детстве, но переросла это, и теперь у неё не просто много друзей, а она сама — душа компании (воспитывать товарищей не стесняется). Она явно недурна собой, но представление о том, как «наводить марафет», у неё исключительно рудиментарное. У неё есть «внутренний стержень», но она опасается всегда и во всём полагаться на это, а если борется против чего-то, то только против чего-то или кого-то конкретного — ни в коем случае не против всего общества разом или самого мироустройства целиком. Она чувствует себя комфортнее среди парней и даже немного сторонится девушек, а парни держат её за своего, но при этом манеры у неё исключительно женственные, а когда она пытается косить под пацанку, делает это до комичности несуразно. Она никогда не влюбляется с первого взгляда и уж тем более в незнакомца — её чувства растут и развиваются медленно (а потому она будет медлить с признанием) по мере того, как она всё ближе узнаёт человека — при этом она не станет напрашиваться на роль штатной подпорки (поддержать может, но тянуть на себе всю дорогу не станет) для слабака: кавалер должен соответствовать ей как минимум готовностью до неё дорасти, если он слаб, а лучше не уступать ей как минимум в чём-то с самого начала. Практически обязательно спортсменка (причём зачастую по части боевых искусств): просто на досуге, по долгу службы, профессионально — она держит себя в практически идеальной физической форме (за счёт чего опять же недурна собой) и более чем способна прописать промеж глаз, буде кто-то довыпендривается. Имеет не обязательно очень большой, но обязательно очень разноплановый гардероб: рядом с комбинезоном автомеханика может болтаться бальное платье — чувство стиля у неё будет скорее инстинктивное, потому умеет выдержать наряд в одной стилистике, но при этом результат может тем не менее походить скорее на нечто маскарадное — также питает тягу ко вписывающимся в стиль, но от того не менее нелепым аксессуарам. То есть это тургеневская девушка, которая смогла вырасти и переосмыслить с возрастом свои слабые стороны, что толкнуло её заняться собой и в итоге стать кем-то гораздо большим. При первом знакомстве с персонажем может показаться, что это обычная «серая мышь», но при дальнейшем раскрытии перед публикой предстанет пацанка с замашками леди, тогда как глубоко внутри это будет леди с замашками пацанки (а типаж Айрис как раз наоборот выглядит леди с замашками пацанки, а внутри пацанка с замашками леди). С ходу из сравнительно свежих произведений можно привести Йор Браяр-Форджер (по долгу службы управляется с макияжем, а вот с готовкой всё поначалу не очень) и Шидзуку Яэгаши (поначалу владеет только фамильным искусством кендо, а точнее в основном йайдзютсу, но благодаря физической форме остальной мордобой быстро подтягивает) — бонуснае очки копиркиных за тёмные волосы и характерные светло-карие глаза (изображают частенько красными, но это условности аниме-графики).
- Мясника из Diablo — упитанного силача, вооружённого мясницким тесаком и крюком — близзы, судя по всему, пустили в разведение семейства Копиркиных целенаправленно. Загибаем пальцы: поганище из Warcraft III (СофтКлаб отсылку отловил и сразу перевёл его как «мясника»), Пудж из дотки (в первой её редакции как раз модельку поганища и имевший), который добавил к образу способность этим крюком цеплять и притягивать, Турбосвин из Overwatch… За пределами Близзарда образ Мясника попячили огрские жрецы из Warhammer Fantasy Battles и демолорд Янгфанхофен из Рудазоверса, а опосредованно через варкрафт — трупомонстр Мерзость у того же Рудазова и карта Мясник из «Берсерк: вселенная магических битв» (в переиздании, что характерно, его особенности списаны уже с Пуджа).
- Инженер из Team Fortress 2. Красный костюм, каска, защитные очки и самое главное — турель. Торбьорн из Overwatch, Барик из Paladins и стандартная внешность класса инженера из Deep Rock Galactic… хотя у этих троих ещё одна характерная черта — гномистость.
- Ну Лара Крофт же, ёлки-палки!!! Сколько после неё атлетических девиц в шортах и с пистолями по всем экранам поскакало?!
Из реальной жизни[править]
Оружие[править]
- Винтовка Мондрагона. Праматерь всех самозарядок, автоматов и пулеметов с запиранием затвора поворотом и газопоршневым механизмом, включая АК.
- AK-47. В частности израильский Galil сделан из финского Valmet Rk 62, который в свою очередь сделан из АК. Уже внуки пошли…
- M1911. Внуки пошли уже от ТТ-33.
Крупные предприниматели и промышленники[править]
- Говард Хьюз — гений, миллиардер, плейбой, филантроп.
- Томас Алва Эдисон. Архетипичный хай-тек магнат, его путём прошли Генри Форд (его современник, но помладше), Билл Гейтс, Стив Джобс, Илон Маск и многие другие.
- Эшер Барри Эдельман — профессиональный корпоративный рейдер, специализирующийся на изъятии активов стремительно растущих компаний, в числе которых оказалась к примеру Datapoint — в конце восьмидесятых даже преподавал рейдерство в качестве дисциплины в экономическом ВУЗе. В свободное от снижения численности производителей электроники время любит искусство — в первую очередь искусство облапошивать коллекционеров, то впаривая им подделки, то заключая контракты на передачу находящихся в чужом владении коллекций. Копиркиным обычно прикручивают фитилёк — иначе публика просто не поверит, что кто-то может настолько вольно обходиться с законом. В чём-то злой антипод Говарда Хьюза — криминальный гений, миллиардер, плейбой, мизантроп.
Учёные и исследователи[править]
- Архимед — архетипичный исследователь-самоучка, ставящий науку превыше всего, которого могли бы заподозрить в помешательстве, если бы не его острый ум.
- Никола Тесла, антагонист упомянутого подразделом выше Томаса Эдисона — совершенно никакой бизнесмен, но куда как более крутой изобретатель, до кучи ещё и активно эксплуатировавший свою репутацию крутого изобретателя.
- Участники Сольвеевских конгрессов первой половины двадцатого века в принципе один меметичнее другого, что вашей ЖоЖе и не снилось — вспомним самых ярких.
- Нильс Бор — маленький проказник и непоседа, выросший в большого юмориста и философа по жизни, заодно заложившего (на пару с Максом Планком) фундамент для фактически всех последующих исследований квантовой механики. Меметическая мутация оказалась настолько тяжёлой, что сейчас уже сложно установить, где действительно были его собственные шутки, а что ему позже приписали задним числом. Ещё при жизни сподвиг немало деятелей науки к подражательству себе — некоторых стоит упомянуть отдельно.
- Ричард Фейнман — ещё один большой юморист, по жизни активно эксплуатировавший образ трикстера (если у Бора это само получалось, то Фейнман намеренно играл на публику), которого запомнили в науке в первую очередь за его привычку упрощать любые объяснения до предела (правда попытки популяризаторов науки подражать ему наводят на мысли, что у Фейнмана имело место упрощение не предельное, а запредельное).
- Лев Ландау — человек исключительно свободных даже по меркам раннего Союза нравов и магистр всяческих наук — и до кучи популяризатор и того, и другого.
- Альберт Эйнштейн — причём тут стоит отметить, что в искусстве прижился в первую очередь визуальный образ, тогда как про его характерный стиль работы обычно забывают, а то и подменяют стилем кого-нибудь из нижеследующих. Известен как «большой учёный», но тонкость в том, что в науке он как раз был склонен копаться в мелочах, которые другие списывали на ерунду и задвигали в дальний угол.
- Вольфганг Паули — совершил немалый вклад в квантовую механику (в частности постулировал ограниченность вместимости квантовых состояний и ввёл нейтрино), при этом обладая совершенно необъяснимой с научной точки зрения аурой невезения, из-за которой сложная машинерия в его присутствии вытворяла что угодно, окромя того, что вообще-то должна была делать по задумке. Иногда шутят, что это природа так пыталась спрятать от него свои законы. Об этом обычно забывают, но помимо физики он успел отметиться в изучении психологии, в частности скооперировавшись с Карлом Юнгом, создавшим свою теорию психоанализа. Стереотипный магистр всяческих наук и немножечко невезучий изобретатель.
- Поль Дирак — ещё один исследователь квантовой механики. В сознании широкой общественности сохранился в образе воинствующего атеиста, коим в общем-то не был: если почитать его изречения на эту тему, можно обнаружить, что он всего лишь заострял внимание собеседников на том, что религия в целом ненаучна, потому как придерживается противоположной науке философии — более того помимо этого можно заметить, что он не смешивал вопрос о существовании Божеств с вопросом рациональности религий. В более узком кругу был известен своей неразговорчивостью до тех пор, пока не будет поднят какой-нибудь вопрос, по которому его «прорвёт», а также лёгкой асоциальностью и прагматизмом с нотками фатализма. Был одним из первых сторонников идеи о том, что «научный подход» — это не просто набор методик, а философия и стиль жизни.
- Огюст Пиккар — исследователь стратосферы и внезапно автор батискафа — тот ещё жестянщик и самоделкин. Одна только защитная каска из плетёной корзины и засунутой в неё подушки чего стоит. А некоторые из его проектов аэростатов сделают честь любому стимпанку. И это не говоря о запоминающейся внешности — именно его (а не Альберта Эйнштейна) зачастую берут за прототип внешности сумасшедшего учёного (например «Музыкальный блог Доктора Ужасного»), тем более что «mad skillz» как бы намекает.
- Нильс Бор — маленький проказник и непоседа, выросший в большого юмориста и философа по жизни, заодно заложившего (на пару с Максом Планком) фундамент для фактически всех последующих исследований квантовой механики. Меметическая мутация оказалась настолько тяжёлой, что сейчас уже сложно установить, где действительно были его собственные шутки, а что ему позже приписали задним числом. Ещё при жизни сподвиг немало деятелей науки к подражательству себе — некоторых стоит упомянуть отдельно.
- Зигмунд Фрейд же! Процесс приёма у психоаналитика, задаваемые им наводящие вопросы с сексуальным подтекстом и стремление всё свести к гениталиям стали стереотипом.
Военные и политики[править]
- Спартак — лидер восставших угнетённых по умолчанию.
- Жанна д’Арк. Любую, без исключения, сильную женщину в политике обязательно сравнят с ней… кроме той, которую сравнят с Маргарет Тэтчер.
- Папа римский Александр VI, урождённый Родриго
Бордж(и)аде Борха. Пишем корыстного и коррумпированного князя Церкви — читаем его. И даже не обязательно именно церкви — тот же Тайвин Ланнистер вообще никаким боком не клирик, но биографии местами совпадают побуквенно. - Айвен зе Террибл, за жестокость прозванный Васильевичем. Редкий случай злого и безумного короля в одном флаконе, всегда пригоняемый в строку при необходимости живописать застенки царизма.
- Эдвард «Чёрная Борода» Тэтч. Как пиратский капитан-отморозок, так непременно по прозвищу Какая-Нибудь Борода.
- Наполеон. Желающих им стать оказалось так много, что это превратилось в вечную шутку. Но и ставших — из военных в диктаторы, из революционеров в охранители — тоже немало.
- Госпожа Чжэн (Чин Си, Ши Ян, Ши Сянгу и ещё много как) — предводительница китайских пиратов рубежа восемнадцатого и девятнадцатого веков. Знаменита в первую очередь тем, что после довольно громкой и яркой пиратской карьеры сдалась и получила амнистию: опытные моряки китайским властям были нужны, а вот мстящие за потерю своей предводительницы матёрые головорезы были им совсем не нужны — это не единственный случай, когда власти тогдашнего Китая предложили морским разбойникам списание их преступлений в обмен на вступление в императорский флот. Во вторую очередь знаменита царившей в её флоте железной дисциплиной, что сперва обеспечило ей успех на море, а позже открыло выходцам из её флотилии дорогу в императорский флот — после такой «школы жизни» армейский устав этим ребятам был, что сборник анекдотов. Поговаривают, что отличалась пристрастием к красному цвету в одежде, хотя доподлино неизвестно, насколько далеко оно заходило. Если китайцы или японцы делают произведение про пиратов, среди капитанов практически обязательно будет дама, так или иначе отсылающая к Госпоже Чжэн (причём скорее всего в её одежде будут преобладать оттенки красного, а отношение подчинённых к ней будет варьироваться от глубокого уважения до буквальной влюблённости). Да и в европейских произведениях типаж регулярно встречается.
- Манфред фон Рихтгофен, разумеется — отец настолько яркого семейства, что мало того, что сам удостоился персонального тропа — так его копиркины сами уже персональными тропами начали обзаводиться.
- Герр австрийский художник, само собой. С попаданием в следующую группу у него не сложилось, а ведь предпосылки были, потому как среди художников-акварелистов он выделялся любовью к чёткости контуров и обилию мелких деталей, что при работе с акварелью требует усилий (правда тут ещё вопрос, где лично его заслуга, а где заслуга съеденного им первитина).
- Виктор Степанович Черномырдин, Царствие ему Небесное — не столько как именно политик, сколько как оратор.
Деятели искусства[править]
- Леонардо да Винчи — образцовый человек эпохи Возрождения, но в первую очередь именно деятель искусств, а учёный, инженер, спортсмен и педераст — по совместительству.
- Уолт Дисней.
- Элвис Пресли же!
- The Beatles. Их копиркиными были десятки групп, миллионы простых стиляг и хиппи.
- А кто не косил под битлов, тот косил под их корешей и главных конкурентов — The Rolling Stones.
Майкл ДжексонПринс, копиркиным которого был Джексон — надо признать, даже затмившим оригинал в массовом сознании.- Законодательницы мод:
- Мэрилин Монро, задавшая стереотип прелесть-какой-глупенькой голливудской старлетки и сама от него потом всю жизнь страдавшая.
- Лесли «Твигги» Хорнби, мать-основательница стилистики «героиновый шик». Причём сама-то она от природы была «веточкой» (именно так её псевдоним и переводится) — выиграла, что называется, в генетическую лотерею; а вот девчата, мечтавшие быть на неё похожими, морили себя голодом вплоть до анорексии.
- Ким Кардашьян, забивательница финального гвоздя в гроб стилистики «героиновый шик». Именно начиная с неё понятие «гламур» стало ассоциироваться не с длинноногими пергидрольными блондинками в розовом, а с фигуристыми жгучими брюнетками.
- Kraftwerk создавшие классический образ роботоподобных исполнителей электронной музыки.
- Daft Punk этот образ утрировали и пародировали.
- Элис Купер с его амплуа хард-рокового/металлического монстра. И он же — с таящейся под этой амплуа личностью доброго верующего.
Прочие[править]
- Мэтью «Генеральный Ведьмоискатель» Хопкинс. Стандартный охотник на ведьм в англоязычной культуре почти непременно ряжен (в том числе буквально) именно под него.
Внешность | |
---|---|
Лицо и голова | Альбинос • Анимешная внешность • Без лица • Бледный, как смерть • Большой лоб • Безликий персонаж (Безликая массовка) • Временно появляющиеся уши • Золотая фикса • Волосы-крылья • Вытянутая морда (Щучье шячло) • Детская щербинка • Какая отвратительная рожа! • Квадратный подбородок справедливости • Кельтский тип • Макияж портит лицо • Морда кирпичом • Нечеловеческая мимика/Безумная мимика • Неясно-смуглый • Облик Голлума • Облик Кецилия • Облик Орлока • Облик Чезаре • Остроухий • Поломанные уши, сломанный нос, набитые кулаки • Подростковые прыщи • Рот не на том месте • Серьёзная мина — плохой человек • Тёмные круги под глазами • Торчащие клыки • Уши-крылья • Шнобель • Юношеские веснушки • Яркий представитель тёмных сил Улыбка: Брекеты • Клыкастая улыбка • Кошачья улыбка • Мерзкая улыбочка • Не улыбка • Улыбка Гуинплена |
Глаза | Взгляд: Бегающий • Взгляд в никуда (Печальные безжизненные глаза) • Глаза навыкате • Немигающий • Убийственный (Взгляд Кубрика) • Щенячий
Дефекты зрения: Без глаз • Всегда закрытые глаза • Глаза не на том месте • Искусственный глаз • Монокль высокомерия • Одноглазый крутой • Очкарик (Злобный очкарик) • Прикрывает один глаз • Слепой (Жуткий слепец • Они выкололи мне глаза • Прелестная слепая девушка • Слепой прорицатель • Слепой самурай) Цвет глаз: Голубые • Жёлтые • Зелёные • Золотые • Карие • Красные • Серые • Синие • Тёмно-синие • Фиолетовые • Чёрные • Неоднозначные (Бесцветные рыбьи глаза • Глаза переменного цвета • Глаза разного цвета • Тусклые и без рассудка) Фантастические: Бездонные чёрные глаза • Белые глаза без зрачков • Белые глаза с чёрными зрачками (Глаза-бусины простака • Глаза-пироги) • Блестящие серебряные глаза • Вертикальные зрачки • Золотые глаза • Множество глаз • Облик Кецилия • Светящиеся глаза • Фасеточные глаза Прочее: Глаза — зеркало души • Глаза-символы • Глаза и волосы одного цвета • Глаза Тарэмэ vs Глаза Цуримэ • Какие красивые глаза! • Мультяшные точечные глаза • Простить за красивые глаза • Шляпа прикрывает глаза |
Волосы | Цвет волос: Блондины (Белые волосы, тёмная кожа • Белые волосы, чёрное сердце • Все любят блондинок • Веселые дредды • Золотая шевелюра зла • Золотые волосы, золотое сердце • Ледяной блондин • Много блондинов • Солнечная блондинка • Тупая блондинка) • Брюнеты (Безучастная темноволосая девушка • Волосы цвета воронова крыла • Готический брюнет/Готическая брюнетка/ Готическая Лолита • Жгучий брюнет/Жгучая брюнетка • Прекрасная белоснежка • Чёрные волосы, чёрное сердце • Умная брюнетка) • Шатены (Мягкий шатен • Шатен с тёмной душой) • Рыжие (Герои любят рыжих • Огненная шевелюра — огненный характер • Рыжее солнышко • Рыжие волосы, тёмная кожа • Рыжий-бесстыжий • Счастливое семейство рыжиков) • Седина (Голубая седина • Поседеть за одну ночь • Седая прядь) • Прочие (Блондин и брюнетка vs Брюнет и блондинка • Блондинка, брюнетка, рыжая • Застенчивая синеволосая девушка • Крашеные волосы (Позеленение волос после окраски • Приняли за крашеную) • Один цвет волос на всю нацию • Розоволосая конфетка)
Причёска: Аккуратные локоны vs Буйные кудри vs Гнездо на голове • Аристократические спиральные пряди • Армейский ёжик • Ахогэ • Брутальный хайер • Волосы-воздухозаборники • Волосы закрывают глаза • Волосяные антенны • Длинная шевелюра — роковой мужчина • Длинноволосый симпатяга • Драматическая смена причёски • Жизнерадостные хвостики • Заучка с косичкой • Ирокез • Короткая стрижка — сильная женщина vs Длинные волосы — это женственно • Крутая косичка • Материнская косичка • Невероятно длинные волосы • Непрактичная грива • Оданго • Парик (Судья в белом парике) • Печальная грива • Практичный «хвост» Причёски XX века (двадцатые годы • пятидесятые • шестидесятые • семидесятые • восьмидесятые • девяностые) • Сёнэн-причёска • Спиральные локоны • Строгий пучок • Цветок в волосах • Экстравагантная причёска • Японская прямая чёлка |
Фигура | Громадного роста (большой начальник • великан • добродушный гигант • сверхгигант • шкаф) • Длинные руки, короткие ноги • Зловещая долина • Злодейская сутулость (горбун Игорь • Крутой горбун) • Низенький школьник vs Высокая школьница • Наполеон • Невысокий крутой • Невысокий силач • Огромный парень, крошечная девушка • Она высокая, он низенький • Сильнее, чем кажется • Хлипкий маг Грушевидная фигура • Песочные часы • Шесть кубиков |
Предметы на руке | Дальнобойный кулак • Крюк вместо руки • Наручная пушка/Наплечная пушка • Наручный клинок • Руки-ножницы • Сверхфункциональный протез |
Манеры движения | Армейская выправка • Безумный тремор • Двигается как Буратино • Кавалерийская походка • Кошачья пластика vs Симпатичные девушки неуклюжи • Левша • Хромота |
Прочее | Анимешная капля пота • Асимметрия • Атака голым фронтом • Белокурая арийская бестия • Большие ступни • Бронзовый загар • Волосатая дама • Вторая сущность людей • В юности была красавицей • Голливудское уродство (Я уродина) • Голливудская генетика • Героический Икс-шрам • Да она красавица! vs Неухоженная красотка • Драматический стриптиз • Зло уродует (Очищение) • Изменился за лето (Я стал выше) • Загар (Загар не виден • Космический загар vs космическая бледность • Крутой загар) • Красивое тело, уродливое лицо • Красивый — значит хороший • Красота остаётся незапятнанной • Милое чихание • Моложе, чем выглядит vs Старше, чем выглядит • Морализация облика • Мужественная ссадина на щеке • Не показывают лицо • Неприметной незапоминающейся внешности • Нестандартная красота • Одна мода на всю расу • Они испортили мне внешность! (Кислотой в лицо) • Очумелые ножки • Половой диморфизм • Подурнеть в адаптации vs Похорошеть в адаптации • Протагонист выглядит как болванчик • Пупок виден сквозь одежду • Пустоголовый франт • Рот не на том месте • Топлес со спины • Уродливо красивый • Фут-фетишизм • Цветные люди • Цветовой дресс-код • Шесть пальцев • Шрамы навсегда • Я художник, я так вижу
Внешность обманчива: Думать о красе ногтей/Боевая модница • Красивый — не значит хороший vs На лицо ужасные, добрые внутри • Моложе, чем выглядит vs Старше, чем выглядит • Невинно выглядящий злодей (Невзрачный злодей) Особая примета: Метка на коже (Волшебная татуировка • Опознавательная татуировка • Отметина мага • Родинка • Символы на лице) • Фирменный аромат |
Модели для подражания | Битлз • Брюс Ли • Гитлер • Дон Корлеоне • Индиана Джонс • Мерлин • Рэй Аянами (образ) • Сефирот • Чарли Чаплин • Шерлок Холмс • Эйнштейн • Элвис |
← | Штамп • Амплуа • Одежда • Основы |