Отец семейства Копиркиных

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Fountain Of Expies. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Гэндальф. Дарт Вейдер. Дриззт до’Урден. Граф Дракула и ван Хельсинг. Всё это персонажи, которые настолько въелись в массовое сознание, что каждый хочет утащить в свое произведение кусочек одного из этих героев и злодеев. Поэтому десятки авторов создают в своих мирах Копиркиных, наделенных чертами этих персонажей. Вот почему мы называем их отцами семейства Копиркиных.

Нередко приводит к тропу а он там был один такой или раса из одного.

Примеры[править]

Из литературы[править]

  • Пишем долгое и опасное путешествие, особенно с целью вернуться домой, полное визитов в племена чудаков и логова монстров — читаем Одиссея.
  • Робин Гуд. Архетипический благородный разбойник, а ещё папа семейства… эльфов. Серьёзно, современные эльфы «в лесу, в зелёном и с луком» списаны не из мифологии, а именно с вольных стрелков.
  • Сунь Укун — не обременённый склонностью соблюдать нормы и способностью чувствовать подвох рубаха-парень, разменявший уже как минимум четыре столетия, успел обзавестись огромным потомством разной степени раздолбанной развязности.
  • Фауст — умный и волевой, но чтобы выиграть в сделке с дьяволом этого недостаточно. Маргарита Николаевна и Рейстлин Гилонович гарантируют это.
  • Офелия — романтичная безумная девушка.
  • Робинзон Крузо стал не просто отцом семейства Копиркиных, но ещё и породил жанр имени себя. Если в произведении есть какой-то оставленный вдали от цивилизации отшельник — он почти наверняка будет списан с главного героя этой книги — патлатый, бородатый, ведёт календарь с помощью насечек, и живёт один или в компании со спасённым аборигеном, а живёт за счёт приручённых диких животных и самостоятельно выращенных сельхозкультур.
  • Капитан Немо. Первым же копипасту осуществил сам Верн, введя Робура-завоевателя, «злого» Немо.
  • Четыре мушкетёра: типичный квартет мрачный Атос, громила Портос, утончённый Арамис и порывистый д’Артаньян. А также кардинал Ришелье — вы вообще много в кино и книгах встречали кардиналов, которые занимаются своими церковными обязанностями, а не при дворе интригуют?
  • Арсен Люпен из одноимённого цикла книг Мориса Леблана. Эталонный образ утончённого преступника-джентльмена.
  • Аллан Квотермейн. Архетипический Великий Белый Охотник и приключенец.
  • Шина — оригинальная Белая Королева Джунглей.
  • Чингачгук. Нужен благородный краснокожий? Вам сюда.
    • У него в семье ещё и имена под копирку, всех мужчин Ункасами зовут. Но это уже другой троп.
    • Не обязательно Чингачгук — есть ещё как минимум Виннету. Хотя он по сути уже реконструкция образа.
  • Шерлок Холмс, доктор Уотсон/Ватсон и Мориарти. Причем Уотсон копируется едва ли не чаще всего — очень уж полезный для авторов персонаж.
  • Зорро. Не просто благородный разбойник, как Робин, а герой в маске, который ведёт двойную жизнь — то он богач-аристократ, то защитник слабых с кликухой в честь животного (zorro — «лис»). Практически первый супергерой с тайной личностью. Его копиркиными в той или иной мере были даже Бэтмен и Дриззт До’Урден (причём последнее — по признанию самого автора).
  • Крутой, как яйца, американский частный детектив Филип Марлоу (серия детективных романов Р. Чандлера). Шляпа, пальто и магнум в кармане.
    • Сэм Спейд из «Мальтийского сокола» в качестве Отца семейства Копиркиных тоже неплох, но Марлоу имеет перед ним важное преимущество: саркастичный внутренний голос, частый атрибут детектива.
    • Популярностью образ Спейда обязан экранизации, в которой он сам на себя не похож, а больше напоминает того же Марлоу. Книжный же Сэм Спейд, начавший как козёл, к концу романа становится неотличим от злодея.
  • Виктор Франкенштейн и его творение. Безумный учёный, живущий в замке и ставящий запрещённые опыты с электричеством, только ещё волосы Эйнштейна обязательно. Франкенмонстр же стал в какой-то мере прототипом зомби — глупых и медлительных оживших мертвецов (фольклорный зомби — это загипнотизированный колдуном до состояния биоробота раб, а не самостоятельная плотоядная нежить).
    • При том, что ОГ монстр был умным, быстрым и самостоятельным. Отцом семейства стал киношный образ, а книжный скорее повлиял на бесчисленных андроидов, бунтующих против человека.
  • Моби Дик и капитан Ахав.
  • Гэндальф, Арагорн, Фродо, Гимли, Леголас, Саурон и Голлум. Иногда копируются по отдельности, в особо запущенных случаях — все вместе.
  • Конан-варвар (и Рыжая Соня как женский эквивалент). Причём копируется не столько говардовский персонаж (который со своим набором женщины-вино-подвиги, прирождённым лидерством и «кошачьей» ловкостью к д’Артаньяну ближе), сколько некий расхожий образ очень брутального полуголого мужика.
  • ДракулаКармилла как… ну вы поняли). А также его пиратская экранизация — граф Орлок.
  • Вольха Редная — прародительница рыжих и ехидных ведьм в русскоязычном женском юмористическом фэнтези.
    • Альтернативное мнение гласит, что эта честь принадлежит Лейне из одноимённого цикла Елены Петровой, но книги Громыко были опубликованы раньше.
      • Не просто раньше. Ольга Громыко в своё время очень нелестно высказывалась о «Лейне» за подражательство. Но именно «Лейна» привила моду на отыгрыш ехидной ведьмы девушками-попаданками.
  • Элрик из Мелнибонэ стал одним из родоначальников архетипа мрачного воина-мага в качестве главного героя. Довольно многое у него позаимствовали что Геральт, что Иллидан, что этот ваш Фесс.
  • У Кагуи-Химэ уже пра-правнучки есть — правда в её-то годы, хо-хо-хо, немудрено. Генеалогически ближайшие к ней персонажи отечественной публике известны в основном по аниме — просто в те времена, откуда она родом, его ещё не придумали. Те же, что отстоят от неё на немалое число поколений, буквально повсюду.

Из кино и сериалов[править]

  • Конан же! Только не из книг Говарда, а из экранизации со Шварцнеггером. Годов до 2010-х варваров почти повсеместно изображали в фэнтези как полуголых качков в рогатом шлеме и с чем-нибудь двуручным (или хотя бы с топором).
  • Лоуренс Аравийский.
  • Бонд, Джеймс Бонд.
    • Эрнст Ставро Блофельд, и желательно — в исполнении Дональда Плезанса. Китель и кошечка обязательны.
    • Громилу Челюсти тоже не обошли стороной. Иногда копируют только челюсть, иногда только её не копируют…
    • Ещё реже обходят стороной Реда Гранта. Даже в других фильмах о Бонде есть его Копиркины.
  • Дарт Вейдер. А также Палпатин, Таркин, Хан Соло и Джабба Хатт.
    • Татуин. Серьёзно, ни в одном фильме классической гексалогии без планеты-пустыни не обошлось (с натяжкой исключить можно пятый эпизод, где пустыня ледяная), а кое-где их даже и по две (второй эпизод, где появляется и сам Татуин, и близлежащий Геонозис). Да и в массовой культуре планеты-пустыни рисуются чаще всего именно с Татуина, а не с какого-нибудь Арракиса, хоть тот и был раньше, и не с реального Марса.
    • Звезда Смерти и звёздный разрушитель.
  • Вито Корлеоне. Архетипический Дон с Понятиями о Чести.
  • Грязный Гарри. Архетипический полицейский-ковбой.
  • Пол Керси («Жажда смерти»). Архетипический городской вигилант.
  • Индиана Джонс (который отчасти обязан тем же Лоуренсу и Соло).
    • На самом деле Индиана Джонс — это молодой Алан Куотермейн. На волне успеха фильмов про Индиану про Куотермейна тоже сняли кино, и получилась инверсия, потому что новая версия Алана вышла совсем уж копией Индианы.
  • Сержант Хартмен из «Цельнометаллической оболочки». Благодаря запомнившемуся исполнению роли (а точнее, импровизации), стал практически эталоном типажа сержанта Зверя.
  • Мясник Билл Каттинг из «Банд Нью-Йорка». После выхода фильма его Копиркины регулярно появляются в произведениях о преступном мире прошлого.
  • Сентенца в исполнении Ли ван Клифа. Архетипичный образ злого охотника за головами с Дикого Запада. И даже там, где никакого Дикого Запада нет и в помине: Джарлакс Бэнр и Кад Бэйн не дадут соврать.
  • Доктор Хаус, причём как во врачебной, так и в детективной сфере поднабралось таких козлов с золотым сердцем и неординарными дарованиями: Кел Лайтман, Нюхач, доктор Тырса, доктор Рихтер (этот даже является официальной российской адаптацией)… и, конечно, доктор Быков!
  • Глеб Жеглов в XXI веке стал отцом более десятка Копиркиных из российских детективных сериалов в стиле послевоенного ретро.
  • Терминатор тоже обзавёлся многочисленными подражателями.
  • «Танцующий с волками» стал объектом вдохновения для ряда фильмов об интеграции героя в чужую примитивную культуру, в том числе «Аватара».

Из мультфильмов[править]

  • Белоснежка — первая из диснеевских принцесс, на многие десятилетия задавшая тон всем архетипу (и не только у Диснея).
  • «Frozen» — в свою очередь, задала тон моде этот архетип деконструировать.

Из комиксов[править]

  • Супермен. Заложил добрую половину архетипов про супергероев: носят трико и плащи, обладают огромной силищей, имеют тайну личности и какую-нибудь житейскую работёнку. Человек-паук у него немало позаимствовал, как и Зелёный фонарь с Капитаном Марвелом (не которая Бри Ларсон, а который теперь Шазам), что уж говорить про всевозможных Супергёрл…
  • Бэтмен (при том что сам отчасти копиркин Зорро). Заложил вторую половину архетипов про супергероев: простой крутой смертный, носит зловещую маску, использует кучу гаджетов, по ночам бьёт морды злодеям на улицах, днём — респектабельный джентльмен и богач. Сорвиголова, Железный человек, Чёрная пантера и многие другие у него немало позаимствовали.
  • Росомаха. А вот на этот раз копировали уже DC у Marvel, создав в частности Лобо (который, правда, скорее пародия на серьёзного Логана).
  • Человек-Паук — курьёзный случай: у него регулярно копипастят дизайн костюма и в особенности маски. В случае с Дедпулом это уже постоянная шутка — хотя трепливый наёмник сам пародирует DCшного Дэфстроука, который, однако, маску скопипастил оттуда же. К тому же Спайди популяризовал героя-подростка как самостоятельного персонажа со своими врагами, конфликтами и личными проблемами, а не придатка-ученика взрослого супергероя вроде Робина у Бэтмена.
  • Люди Икс. Сформировали два архетипа: людей-плюс, находящихся в конфликте с обществом, которое боится и ненавидит их за их способности, и школу для супергероев.
  • Черепашки-Ниндзя. Стали прародителями множества команд боевитых антропоморфных животных, начиная с вспоминаемых ныне лишь в качестве курьезов «Грязногенных Почти Подростков Кунг-фу Кенгуру» и «Несовершеннолетних Радиоактивных Хомяков с Черными Поясами» и заканчивая обзаведшимися собственными солидными фэндомами Боевыми Жабами и Мышами-рокерами с Марса.

Из аниме/манги[править]

Из видеоигр[править]

  • Ёж Соник в девяностых годах двадцатого века. Все, кому не лень, старались заиметь себе похожего зверька-маскота. До него был Марио, но с ним аверсия: мало кто пытался делать маскотом усатого итальянского мужика средних лет.
    • Однако платформеров с маленьким пухленьким человечком в качестве протагониста во второй половине 80х было выпущено немало.
    • Зато у главного врага Марио, Боузера, было много подражателей в играх 80-х. Финальный босс страшный монстр с чертами дракона, который обитает в замке, полном ловушек.
  • Самус Аран. Кодификатор безликих героев шутеров в шлемах. Мастер Чиф и ко были куда позже.
    • И хотелось бы сказать «Дюк Нюкем», но первым из «громил из ФПС, похожих на Шварца» был Бласковиц из «Вульфа». Впрочем, его можно считать примером до того, как это стало мэйнстримом — а вот заложил мэйнстрим как раз Дюк.
  • Серия игр Mortal Kombat, которую также многие пытались скопировать.
  • Сефирот же! Впрочем, типаж существовал и до него, но так уж сложилось, что ассоциация увязалась именно с ним.
  • Мясника из Diablo — упитанного силача, вооружённого мясницким тесаком и крюком — близзы, судя по всему, пустили в разведение семейства Копиркиных целенаправленно. Загибаем пальцы: поганище из Warcraft III (СофтКлаб отсылку отловил и сразу перевёл его как «мясника»), Пудж из дотки (в первой её редакции как раз модельку поганища и имевший), который добавил к образу способность этим крюком цеплять и притягивать, Турбосвин из Overwatch… За пределами Близзарда образ Мясника попячили огрские жрецы из Warhammer Fantasy Battles и демолорд Янгфанхофен из Рудазоверса, а опосредованно через варкрафт — трупомонстр Мерзость у того же Рудазова и карта Мясник из «Берсерк: вселенная магических битв» (в переиздании, что характерно, его особенности списаны уже с Пуджа).
  • Инженер из Team Fortress 2. Красный костюм, каска, защитные очки и самое главное — турель. Торбьорн из Overwatch, Барик из Paladins и стандартная внешность класса инженера из Deep Rock Galactic… хотя у этих троих ещё одна характерная черта — гномистость.
  • Ну Лара Крофт же, ёлки-палки!!! Сколько после неё атлетических девиц в шортах и с пистолями по всем экранам поскакало?!

Из реальной жизни[править]

Оружие[править]

  • Винтовка Мондрагона. Праматерь всех самозарядок, автоматов и пулеметов с запиранием затвора поворотом и газопоршневым механизмом, включая АК.
  • AK-47. В частности израильский Galil сделан из финского Valmet Rk 62, который в свою очередь сделан из АК. Уже внуки пошли…
  • M1911. Внуки пошли уже от ТТ-33.

Крупные предприниматели и промышленники[править]

Учёные и исследователи[править]

  • Архимед — архетипичный исследователь-самоучка, ставящий науку превыше всего, которого могли бы заподозрить в помешательстве, если бы не его острый ум.
  • Никола Тесла, антагонист упомянутого подразделом выше Томаса Эдисона — совершенно никакой бизнесмен, но куда как более крутой изобретатель, до кучи ещё и активно эксплуатировавший свою репутацию крутого изобретателя.
  • Участники Сольвеевских конгрессов первой половины двадцатого века в принципе один меметичнее другого, что вашей ЖоЖе и не снилось — вспомним самых ярких.
    • Нильс Бор — маленький проказник и непоседа, выросший в большого юмориста и философа по жизни, заодно заложившего (на пару с Максом Планком) фундамент для фактически всех последующих исследований квантовой механики. Меметическая мутация оказалась настолько тяжёлой Комментарий: Получился практически Василий Иванович Чапаев от мира науки., что сейчас уже сложно установить, где действительно были его собственные шутки, а что ему позже приписали задним числом. Ещё при жизни сподвиг немало деятелей науки к подражательству себе — некоторых стоит упомянуть отдельно.
      • Ричард Фейнман — ещё один большой юморист, по жизни активно эксплуатировавший образ трикстера (если у Бора это само получалось, то Фейнман намеренно играл на публику), которого запомнили в науке в первую очередь за его привычку упрощать любые объяснения до предела (правда попытки популяризаторов науки подражать ему наводят на мысли, что у Фейнмана имело место упрощение не предельное, а запредельное).
      • Лев Ландау — человек исключительно свободных даже по меркам раннего Союза нравов и магистр всяческих наук — и до кучи популяризатор и того, и другого.
    • Альберт Эйнштейн — причём тут стоит отметить, что в искусстве прижился в первую очередь визуальный образ, тогда как про его характерный стиль работы обычно забывают, а то и подменяют стилем кого-нибудь из нижеследующих. Известен как «большой учёный», но тонкость в том, что в науке он как раз был склонен копаться в мелочах, которые другие списывали на ерунду и задвигали в дальний угол.
    • Вольфганг Паули — совершил немалый вклад в квантовую механику (в частности постулировал ограниченность вместимости квантовых состояний и ввёл нейтрино), при этом обладая совершенно необъяснимой с научной точки зрения аурой невезения, из-за которой сложная машинерия в его присутствии вытворяла что угодно, окромя того, что вообще-то должна была делать по задумке. Иногда шутят, что это природа так пыталась спрятать от него свои законы. Об этом обычно забывают, но помимо физики он успел отметиться в изучении психологии, в частности скооперировавшись с Карлом Юнгом, создавшим свою теорию психоанализа. Стереотипный магистр всяческих наук и немножечко невезучий изобретатель.
    • Поль Дирак — ещё один исследователь квантовой механики. В сознании широкой общественности сохранился в образе воинствующего атеиста, коим в общем-то не был: если почитать его изречения на эту тему, можно обнаружить, что он всего лишь заострял внимание собеседников на том, что религия в целом ненаучна, потому как придерживается противоположной науке философии — более того помимо этого можно заметить, что он не смешивал вопрос о существовании Божеств с вопросом рациональности религий. В более узком кругу был известен своей неразговорчивостью до тех пор, пока не будет поднят какой-нибудь вопрос, по которому его «прорвёт», а также лёгкой асоциальностью и прагматизмом с нотками фатализма. Был одним из первых сторонников идеи о том, что «научный подход» — это не просто набор методик, а философия и стиль жизни.
    • Огюст Пиккар — исследователь стратосферы и внезапно автор батискафа — тот ещё жестянщик и самоделкин. Одна только защитная каска из плетёной корзины и засунутой в неё подушки чего стоит. А некоторые из его проектов аэростатов сделают честь любому стимпанку. И это не говоря о запоминающейся внешности — именно его (а не Альберта Эйнштейна) зачастую берут за прототип внешности сумасшедшего учёного (например «Музыкальный блог Доктора Ужасного»), тем более что «mad skillz» как бы намекает.
  • Зигмунд Фрейд же! Процесс приёма у психоаналитика, задаваемые им наводящие вопросы с сексуальным подтекстом и стремление всё свести к гениталиям стали стереотипом.

Военные и политики[править]

  • Спартак — лидер восставших угнетённых по умолчанию.
  • Жанна д’Арк. Любую, без исключения, сильную женщину в политике обязательно сравнят с ней… кроме той, которую сравнят с Маргарет Тэтчер.
  • Папа римский Александр VI, урождённый Родриго Бордж(и)а де Борха. Пишем корыстного и коррумпированного князя Церкви — читаем его. И даже не обязательно именно церкви — тот же Тайвин Ланнистер вообще никаким боком не клирик, но биографии местами совпадают побуквенно.
  • Айвен зе Террибл, за жестокость прозванный Васильевичем. Редкий случай злого и безумного короля в одном флаконе, всегда пригоняемый в строку при необходимости живописать застенки царизма.
  • Эдвард «Чёрная Борода» Тэтч. Как пиратский капитан-отморозок, так непременно по прозвищу Какая-Нибудь Борода.
  • Наполеон. Желающих им стать оказалось так много, что это превратилось в вечную шутку. Но и ставших — из военных в диктаторы, из революционеров в охранители — тоже немало.
  • Госпожа Чжэн (Чин Си, Ши Ян, Ши Сянгу и ещё много как) — предводительница китайских пиратов рубежа восемнадцатого и девятнадцатого веков. Знаменита в первую очередь тем, что после довольно громкой и яркой пиратской карьеры сдалась и получила амнистию: опытные моряки китайским властям были нужны, а вот мстящие за потерю своей предводительницы матёрые головорезы были им совсем не нужны — это не единственный случай, когда власти тогдашнего Китая предложили морским разбойникам списание их преступлений в обмен на вступление в императорский флот. Во вторую очередь знаменита царившей в её флоте железной дисциплиной, что сперва обеспечило ей успех на море, а позже открыло выходцам из её флотилии дорогу в императорский флот — после такой «школы жизни» армейский устав этим ребятам был, что сборник анекдотов. Поговаривают, что отличалась пристрастием к красному цвету в одежде, хотя доподлино неизвестно, насколько далеко оно заходило. Если китайцы или японцы делают произведение про пиратов, среди капитанов практически обязательно будет дама, так или иначе отсылающая к Госпоже Чжэн (причём скорее всего в её одежде будут преобладать оттенки красного, а отношение подчинённых к ней будет варьироваться от глубокого уважения до буквальной влюблённости). Да и в европейских произведениях типаж регулярно встречается.
  • Манфред фон Рихтгофен, разумеется — отец настолько яркого семейства, что мало того, что сам удостоился персонального тропа — так его копиркины сами уже персональными тропами начали обзаводиться.
  • Герр австрийский художник, само собой. С попаданием в следующую группу у него не сложилось, а ведь предпосылки были, потому как среди художников-акварелистов он выделялся любовью к чёткости контуров и обилию мелких деталей, что при работе с акварелью требует усилий (правда тут ещё вопрос, где лично его заслуга, а где заслуга съеденного им первитина).
  • Виктор Степанович Черномырдин, Царствие ему Небесное — не столько как именно политик, сколько как оратор.

Деятели искусства[править]

  • Леонардо да Винчи — образцовый человек эпохи Возрождения, но в первую очередь именно деятель искусств, а учёный, инженер, спортсмен и педераст — по совместительству.
  • Уолт Дисней.
  • Элвис Пресли же!
  • The Beatles. Их копиркиными были десятки групп, миллионы простых стиляг и хиппи.
  • Майкл Джексон Принс, копиркиным которого был Джексон — надо признать, даже затмившим оригинал в массовом сознании.
  • Законодательницы мод:
    • Мэрилин Монро, задавшая стереотип прелесть-какой-глупенькой голливудской старлетки и сама от него потом всю жизнь страдавшая.
    • Лесли «Твигги» Хорнби, мать-основательница стилистики «героиновый шик». Причём сама-то она от природы была «веточкой» (именно так её псевдоним и переводится) — выиграла, что называется, в генетическую лотерею; а вот девчата, мечтавшие быть на неё похожими, морили себя голодом вплоть до анорексии.
    • Ким Кардашьян, забивательница финального гвоздя в гроб стилистики «героиновый шик». Именно начиная с неё понятие «гламур» стало ассоциироваться не с длинноногими пергидрольными блондинками в розовом, а с фигуристыми жгучими брюнетками.
  • Kraftwerk создавшие классический образ роботоподобных исполнителей электронной музыки.
    • Daft Punk этот образ утрировали и пародировали.
  • Элис Купер с его амплуа хард-рокового/металлического монстра. И он же — с таящейся под этой амплуа личностью доброго верующего.

Прочие[править]

  • Мэтью «Генеральный Ведьмоискатель» Хопкинс. Стандартный охотник на ведьм в англоязычной культуре почти непременно ряжен (в том числе буквально) именно под него.