Ги-ги-гитлер!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Adolf Hitlarious. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Hitler has only got one ball… »
— Популярная британская песенка времён войны. Там и по другим нацистским лидерам прошлись.
«

какой у вас отличный гитлер скажите скока ему лет такой огромный чем кормили как утепляете рейхстаг

»
— пирожок

Поскольку фашизм — это смешно, то смешнее всех закономерно самый главный фашист. Итак, знакомьтесь, наш штатный клоун — Адольф Алоизыч Ги-ги-гитлер! Можно просто Адик. Можно-можно, он уже не обидится! А если и обидится — не жалко. Благо Адик действительно устроил всем адик[1].

Да, он благодаря изрядной харизме и незаурядному ораторскому мастерству (факты есть факты) отравил мозги миллионам людей, и те убили миллионы других людей, он же многое сделал для того, чтобы ослабленная предыдущей войной и репарациями Германия превратилась в серьёзную угрозу мирового масштаба. Но разве это умаляет ущербность что нацистской идеологии, что самого Гитлера?

Конечно, был бы Гитлер просто всеобщим посмешищем — этой статьи бы не существовало. Миллионы людей в своё время не считали ни его, ни его идеи смешными. И вовсе не до смеху было тем, кто попал под удары дубинок штурмовиков, жернова репрессий и огонь немецких солдат. Тем не менее, смеяться над фюрером начали ещё во время политической борьбы в Германии. Смеялись и его враги в странах коалиции, благо высмеять врага — святое дело. Сам фюрер своей аффективной манерой речи, бредовостью идей и своеобразной внешностью немало тому поспособствовал. А наши современники, далёкие от реалий и ужасов той эпохи, воспринимают Гитлера в первую очередь как героя мемов.

В лучшем случае фюрер в художественных произведениях попадает под троп смешной злой, и даже если его делают крутым, аудитория посмеивается: мол, мы-то знаем, что реальный Гитлер таким не был. Чаще его делают злодеем-недотёпой, который истерит по поводу и без, бросается на подручных и делает глупость за глупостью. Подчинённые у него обычно под стать, хотя это как раз необязательно. Не так уж редко нацисты в целом изображены по-настоящему страшными, и только самый главный нацист откровенно нелеп. Особенно если он появляется в одной-двух сценах с единственной целью.

Сложно хорошо относиться к человеку, который руководил армией, убившей миллионы мирных людей. Каким Гитлер был на самом деле — тут пусть каждый решает сам для себя. Благо, литературы, показывающей его личность с разных точек зрения, предостаточно. Но данная статья — не про это, а про отражение немецкого фюрера в культуре.

См. также Эффект Наполеона.

Ах да, чуть не забыли: у Адика было всего одно яйцо! Одно. У него.

За что смеются над Гитлером[править]

А можно ли над ним смеяться?[править]

«

Экраны заштопывались. Поколенья сменялись. Зачем они все над измученным Чарли смеялись? Над Гитлером вовремя надо им было убийственным смехом смеяться, — тогда бы не вырос он в фюрера из паяца…

»
— Евгений Евтушенко считает, что нужно

Обыкновенно человечество смеётся над чудовищными явлениями и личностями по четырём основным причинам:

  • чтобы преодолеть ужас;
  • чтобы поднять боевой дух;
  • чтобы раскрыть всю абсурдность явления и избежать его романтизации;
  • по праву победителя.

В случае с Гитлером актуальны все четыре причины. Начнём с того, что с точки зрения нормального или хотя бы просто порядочного человека фюрер нёс несусветную ересь, которая, однако, хорошо легла на умы немцев, еще не отошедших от унизительного поражения в Первой Мировой войне, а также обывателей в других странах. Соответственно, раскрыть и высмеять всю абсурдность нацистских идей и их автора — святое дело. А поскольку Гитлер сумел превратить немецкую армию в действительно грозную и бесчеловечную силу, то боевой дух поднимать тоже было ой как необходимо. То, что успел натворить этот смешной усатый человечек с гавкающим голосом, вызывает такой ужас, что смех, как защитная реакция, вполне естественен. И наконец, мы эту гадину раздавили, слезами и кровью заслужив право смеяться над ним. Быть может, если бы тех, кто смеялся над ним, было больше изначально, немецкий народ не жил бы с чувством жгучего стыда и клеймом вины…

Нужно понимать, что подобного рода юмор не всегда уместен. Среди большинства немцев до Сталинградской битвы авторитет Гитлера был весьма высок, и потому насмешки над ним они воспринимали как личное оскорбление. А попытки изобразить Гитлера смешным недальновидным глупцом не в качестве насмешки, а, мол, что он таким и был в реальной жизни, могут вызвать абсолютно другие мысли — кем же тогда были остальные немцы, что позволили ему взять власть, да и какие идиоты были в странах антигитлеровской коалиции, что долго не могли разбить это ничтожество? Да и как миллионы людей смогли так легко умереть от рук этого смешного художника-недоучки? Поэтому троп может приводить к парадоксу образа врага, во избежание чего в СССР над Гитлером и нацистами больше смеялись во время войны (поднимая боевой дух), чем после (тут уже наоборот, подчёркивали, какое великое чудовище мы победили).

Где смеялись над Гитлером[править]

Вот ведь как оно бывает, когда таланта не хватает…

Фольклор[править]

  • Анекдот, популярный на Западе ещё до Холокоста и Второй мировой — старый еврей, посмотрев в кинотеатре «Кинг-Конга», восклицает: «Да это же не кто иной, как Гитлер!» Тогда это звучало примерно как если бы гигантского обезьяна сравнили, скажем, с Жириновским.
  • Гитлер иногда засвечивается собственной персоной в анекдотах про Штирлица. И, конечно, против нашего славного разведчика этот дурак бессилен.
  • «Саrочка, ты таки не повеrишь, с кем я сегодня обедал
  • И миллион других антифашистских анекдотов.
  • В антисоветских анекдотах же юмор обычно строится на том, что по сравнению с советскими вождями фюрер выглядит мелким хулиганом.
  • «Сидит Гитлер на берёзе, а берёза гнётся… Поглядит товарищ Сталин, как он на[вер]нётся!» Аллегория, однако.
  • Анекдот про грешников в Аду, которых подвергают самым жестоким истязаниям, пока Гитлер сидит в уголке и что-то пишет. На вопрос, почему Гитлеру досталось столь лёгкое наказание, главный чёрт поясняет, что на самом деле фюрер страдает больше всех — он вынужден переводить «Капитал» Маркса с русского на идиш
  • «Ехал Гитлер через Гитлер, видит Гитлер — в Гитлер Гитлер, сунул Гитлер Гитлер в Гитлер — Гитлер Гитлер Гитлер Гитлер!»
«

Внимание-внимание, Говорит Германия, Сегодня под мостом Поймали Гитлера с хвостом.

»
— Детская считалка, не позже чем 1960-х годов.

Литература[править]

  • В мемуарах некоторых немецких генералов их верховный командующий предстаёт пусть не смешным, но глупым и недальновидным (у Гудериана — вообще сумасшедшим). А что? Нужно же было им объяснить всему миру, чего же они, такие умные, потерпели поражение и что они совсем не несут ответственность за военные преступления.
    • «Гитлер — в высшей степени умный человек, он обладал исключительной памятью, особенно на исторические даты, разные технические данные, цифры и сведения хозяйственных статистических отчетов. Он читал всё, что ему попадалось на глаза, и восполнял таким образом пробелы своего образования. Он всё больше и больше удивлял своей способностью абсолютно точно воспроизводить то, что он когда-то читал или когда-нибудь слышал во время доклада. Он обладал даром облекать свои мысли в легко доступные формы и убеждать слушателей в их правильности беспрестанным повторением. Гитлер обладал необыкновенным ораторским талантом; он умел убеждать не только народные массы, но и образованных людей. В своих речах он исключительно умело подделывался под образ мышления своих слушателей. Перед промышленниками он говорил иначе, чем перед солдатами, перед последовательными национал-социалистами по-другому, чем перед скептиками, перед гаулейтерами иначе, чем перед мелкими чиновниками. Самым выдающимся его качеством была его огромная сила воли, которая притягивала к нему людей». Это цитата из «Воспоминаний немецкого генерала» Гудериана. Как-то не вяжется этот образ с образом сумасшедшего. В чём Гудериан Гитлера действительно упрекал, так это в том, что тот не слушался его, Гудериана, мудрых советов и в результате про#ал (дословная цитата из книги, между прочим!) в декабре 1941 всю кампанию на восточном фронте и всю войну, как следствие этого.
  • Книги Суворова-Резуна — поскольку здесь главным негодяем выступает Иосиф Сталин, то Гитлеру достаётся роль второстепенного комического злодея. В частности, на Руси именно благодаря Резуну известна байка, что Гитлер в ярости грызёт ковёр (который подаётся некоторыми как реальный случай).
    • Но автором этой байки был не он, а Уильям Лоуренс Шайрер, американский журналист. По его словам (1960 г.), знакомый немец, тайно ненавидевший нацистов, назвал Гитлера «Teppichfresser», а затем объяснил, что Гитлер, потеряв контроль над собой, жевал край ковра, отсюда и слово. Что интересно, некоторые, утверждающие, что их деды знали Гитлера лично, подтверждают слухи, и мало того, говорят, что Гитлер не только жевал коврик, но и по-кошачьи его вылизывал. Но, по другим интерпретациям, журналисты ради красного словца переврали слово «Teppichfresser», а реально оно значит то ли то, что нервничающий Гитлер ходил взад-вперёд по ковру, отчего тот протирался, то ли это образное выражение для свирепого и жестокого человека.
  • Книги Юрия Мухина — инверсия. Автор очень возмущается тем фактом, что самого страшного противника СССР изображают идиотом, а не умным и опасным. Мол, победить гения — честь и слава, а велика ли честь быть победителями полусумасшедшего клоуна?
  • Рассказ Андрея Дашкова «Последнее кино» — в предсмертных видениях героя Адик торгует дисками с панк-роком, а верная Блонди стережёт магазинчик. Плата за диск — один палец. Героя сей факт не устроил, и Адик с Блонди были им жестоко замочены.
  • Сатирический роман Тимура Вермеша о воскресшем Гитлере «Он снова здесь» — впрочем, инверсия: вначале кажется сабжем, на поверку же в мире нелепого мультикультурализма как раз Гитлер и его идеология оказываются сильны и опасны не меньше, чем после Первой мировой войны. Прямо подсвечивается словами старой еврейки: «Тогда над ним тоже сначала смеялись». Хотя те неонацисты, что могут в иронию, в т. ч. само-, о книге и фильме отзываются тепло. Мол — видите, нормальный же дядька, чё вы?
  • «Операция „Игельс“, или Как размножаются ёжики» — серия шуточных романов, преимущественно основанных на анекдотах про Штирлица. Гитлер постоянно страдает от одной-единственной горькой думы: «ну почему я импотент
  • Трилогия «Дракон Третьего Рейха» — барон Морунген был на приёме у Гитлера и ему фюрер, кхм, не понравился… Да и остальные высшие командующие Рейха тоже…
    • А во второй книге вредную старую полудракониху Пульхерию Сиязбовну украинский партизан обзывает «маты фюрера» («мать фюрера», то есть) и говорит, что наверное она это и есть. Правда, его сослуживец говорит, что физиономией не похожа…
  • Георгий Брянцев, «По тонкому льду» — внутренний пример: упоминаются карикатуры, где Гитлер бежит за убегающим от него Железным Крестом, намекающие, как он его получил (в смысле здесь).
  • Виктор Пелевин «Музыка со столба» — для Гитлера толкнуть речь перед аудиторией — чисто физиологический (непреодолимый!) акт, вроде дефекации.
« Старушка шла за ним по пятам и всё говорила, говорила про очереди у какой-то булочной, где, если повезёт, по карточкам можно было получить вместо чёрного хлеба сдобные плюшки, про то, что намедни в трамвае она слышала от очень солидного военного, что немцам сильно досталось у Сталинграда, что Гитлер будто даже от досады спятил с ума, посажен в жёлтый дом, а в Германии действует его двойник, что соседка её, Алевтина Аркадьевна, совершенно напрасно получающая рабочую карточку, взяла у неё и не отдаёт великолепный эмалированный бидон для молока, что Анна Даниловна дочь очень достойных людей, находящихся сейчас в эвакуации, — отличная девушка, смирная и строгая, что, не в пример некоторым, она не шляется бог знает с кем и кавалеров к себе не водит. »
— Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • Дмитрий Емец, «Месть компьютера» — попав на базу киборгов, возглавляемую механическим двойником Гитлера, герои проникли в сборочный цех и устроили нехилый саботаж, запустив Адика в массовое производство: новообразовавшиеся двойники фюрера тут же устроили беспощадную грызню за власть, полностью парализовав деятельность базы.

Кино[править]

  • «Великий диктатор» ЧаплинаАденоид Хинкель. Классика. У реального Гитлера от образа Аденоида Хинкеля знатно подгорело, и он записал Чарли в личные враги, чем великий актёр по праву гордился.
    • Да, Чаплин высмеял Гитлера изрядно!! Вот только финал фильма создаёт совсем иное впечатление: пародийного персонажа воспринимают абсолютно всерьёз, и герой Чаплина выглядит совершенно потрясённым этим фактом.
  • «Восемнадцатое мгновение весны» — субверсия. Гитлер ведёт себя, как идиот (педаль в пол — сцена на рыбалке), но в конце выясняется, что это был его двойник.
  • «Дядя Адольф по прозвищу Фюрер» с великолепным Челентано. По сути, набор скетчей, в котором стебут не только фюрера, но и каждый элемент гитлеризма.
    • Там стёб не над гитлеризмом как таковым, а над теми образами и легендами, которыми обросла биография Гитлера.
  • «Черчилль идёт на войну». Гитлер лично проникает во дворец, чтобы похитить будущую королеву Англии, однако вынужден при этом слушать, как крутой американец (ведь все крутые герои — американцы!)[5] Черчилль за стеной горланит британскую издевательскую песенку «Гитлер! Всего одно яйцо!..»[6] Затем огребает от Черчилля неиллюзорных пестелей. В свободное же время Гитлер ползает на четвереньках, пытаясь сюсюканьем приманить Блонди, которая здесь — пекинес. Свадьба Гитлера, где присутствует ряженый под Мефистофеля актёр — тоже что-то с чем-то…
  • «Индиана Джонс и последний крестовый поход» — ну и морда же у Гитлера, на которого Джонс натолкнулся во дворце и который неохотно дал Джонсу автограф!.. Ну и морда!.. У вождя германской нации что, запор?..
  • Российский трэш «Гитлер капут!» — в целом получилось не смешно, однако карикатура на гитлеровскую истерию и придирчивость недурна. Как и внезапная зарисовка на тему «Ева Браун выносит мозг супругу в стиле „классической гламурной кисо 2000-х“, а фюрер просит её отвязаться, причём делает это в выражениях, характерных для обывателя опять же 2000-х: офисного планктона, нового русского или мелкого бандита».
  • «Кунг Фьюри» — Кунг-фюрер. Тот самый случай, когда Гитлер крут, но именно поэтому и забавен.
  • «Никки Дьявол-младший» — даже те, кто не видел этот фильм, могли встречать в Сети кадры с Гитлером в балетной пачке и ананасами, запихиваемыми ему… Да-да, именно туда.
  • «Продюсеры» aka «Весна для Гитлера» — двое хитрых евреев при помощи поехавшего нацика создают «самый провальный мюзикл в истории», в надежде с помощью хитрой махинации сорвать большой куш. Но шоу в целом и образ Гитлера (воплощённый упоротым горе-актёром) в особенности получаются настолько угарными, что их творение принимают за искромётную пародию и встречают овациями.
  • Мел Брукс это любил: в фильме «Всемирная история. Часть I» нам покажут фальшивый трейлер фильма про Гитлера-фигуриста, а «Сверкающих сёдлах» в голливудской столовке сидит актёр в гриме Гитлера (явный еврей) и жалуется, что после сцены в бункере совсем запутался — в наше время в этот момент неизбежно вспоминается та самая сцена в бункере.
  • А вот в «Обыкновенном фашизме» Михаил Ромм на примере самого настоящего Гитлера вскрывает всю абсурдную подоплёку нацизма. Безжалостно высвечены и зашкаливающий пафос речей фюрера, и его страсть к показухе, и непомерно раздутое самомнение, и даже странная привычка держать руки, кхм, пониже пояса. А уж на контрасте с остальным фильмом
    • Поведение Гитлера во время выступлений было не случайным, а намеренным. Всё было чётко обусловлено и зависело от аудитории. Конечно, его речи в записи нашими современниками воспринимаются совершенно иначе, чем теми десятками и сотнями тысяч, которые слушали Гитлера на митингах вживую. Отсюда и пафос, и нарочитые театральные жесты (которым фюрер специально учился), а привычка держать руки «ниже пояса» — специальный оккультный жест, предполагающий усиление личной энергии.
  • «Бесславные ублюдки» — нацисты-то показаны как вполне себе «серьёзные и сильные ребята», а вот Гитлер обстёбан по полной.
  • «Первый мститель» — во время своих выступлений Кэп бьёт по роже Гитлера — жаль, не настоящего. Это оммаж к первому выпуску комиксов про Капитана — на его обложке Гитлер тоже получал от героя по хлебальнику.
  • «Бункер» — та самая сцена с истерикой фюрера. По задумке авторов это драма, но после всех пародий воспринимать её всерьёз очень сложно. Впрочем, даже если дистанцироваться от мемов, сцена всё равно воспринимается как балаган.
    • А так оно примерно и было в жизни — по свидетельствам некоторых лиц, к концу жизни фюрер превратился в полного неадеквата, заставив даже самых преданных людей думать: «И вот за ЭТИМ мы все пошли?!» Эта самая сцена основана на событиях 22 апреля 1945 года.
      • И это же породило версию, что к самому концу войны настоящий Гитлер сбежал в Южную Америку, а Рейхом от его лица руководил двойник.
  • «Железное небо-2» — а Гитлер-то, оказывается, уполз! И с рептилоидами скорешился. И сам теперь рептилоид, Mutterfickers!
  • «Он снова здесь» по роману Тимура Вермеша — игра с тропом. Для обычного зрителя и для зрителей телепередач внутри самого фильма сюжет подаётся как «Борат с Гитлером», но в этом и заключается хитрость главгероя (коим главнацик и является), так как постепенно он завоёвывает всё больше аудитории.
    • Прямая цитата знаменитой сцены из фильма «Бункер» здесь тоже имеется.
  • «Спасибо деду за Победу!» — комедия, где Гитлера играет кавказский комик совершенно не немецкой внешности.
  • «Дорогой друг Гитлер» — индийский фильм про дружбу Ганди и Гитлера смешным не задумывался, но когда видишь индийца, играющего Гитлера… Жаль, что не поёт и не танцует.
  • «1+1» — сцена с бритьём усов Филиппа ближе к концу фильма. Без комментариев.
  • Ну, тогда уж надо вспомнить и роль Луи де Фюнеса в фильме «Ресторан господина Септима», когда его герой разговаривает с гостем-немцем.
  • «Крысиные бега» — в одной из сцен персонаж, похожий на Гитлера, въезжает на собрание ветеранов Второй мировой на машине, ранее принадлежавшей Гитлеру, и с трибуны толкает речь, похожую на речь Гитлера. У некоторых ветеранов оказалось с собой заряженное оружие…
  • Советско-польский фильм «Дежа-вю» — один из немецких велосипедистов, которых главный герой опередил, став первым пассажиром рейса Русфлота «Нью-Йорк — Константинополь — Одесса», явно срисован с Адольфа Алоизовича.
  • «Кролик Джоджо» — воображаемый друг главного героя, Адольф Гитлер через призму детского восприятия.
  • «Ас из асов» с великим Жан-Полем Бельмондо. Там Гитлер тоже показан полным идиотом.

Телесериалы[править]

  • Misfits — ладно, убивать Гитлера нельзя, можно вызвать парадокс времени. Но по яйцам/яйцу-то пнуть и матом обложить можно?
  • От предыдущего примера не отстаёт и Доктор Кто: «У меня пистолет, у тебя машина времени… Давай убьём Гитлера!» Не убили, но по роже Адольф в эпизоде таки получил.
  • «Preacher» — Гитлер находится в аду, и кажется, что он почти раскаялся и не так плох на фоне многих обычных людей. А после побега он работает в кафешке и рисует схемы грядущей нацистской организации на салфетках. А ещё у него такой шикарный акцент, что кажется, будто он говорит по-немецки.
  • «Community» — у Факультета ремонта кондиционеров (пародия на вольных каменщиков) имеются такие диковины, как астронавт, готовящий сэндвичи, и Чёрный Гитлер.

Мультфильмы[править]

Мультфильмы времён Второй мировой, в основном американские — другим участникам либо не до того было, либо… ну да, негоже смеяться над союзником.

  • «Русская рапсодия» — Гитлер сначала истерил, что подчинённые ему нацисты — недотёпы и всё приходится делать самому, а потом сел в самолёт и полетел бомбить Москву лично. Вот только ничего у него не вышло: русские гремлины с еврейскими лицами издевались над ним долго и со вкусом, а под конец разнесли самолёт. Буква «Р» в слове «лопата» присутствует в виде маски Сталина в хаммерспейсе, внезапной даже для зрителя, а уж для фюрера-то какой внезапной…
  • Диснеевский мультфильм, обучающий правильному применению противотанкового ружья Boys Mk для Канадской армии. Гитлер сперва самолично командует танковой атакой на мирное поселение, а получив отпор и угодив в ад, устраивает истерику. Выглядит это совершенно уморительно.
  • Private Snafu — хоть здесь придурок и не Гитлер, а главгерой, но фюрер на свой лад весьма забавен.
  • «Девять жизней кота Фрица» (это от не Ральфа Бакши; это сиквел его фильма, выполненный другими людьми). Осторожно: определённо не для детей. Есть намёки, что фюрер — гомосексуалист, дрочила и бог весть ещё кто.
  • Мультфильм о том, как Даффи Дак охранял военную свалку — Гитлер ковёр не грызёт, а рвёт! И прямо по контуру!
    • А в другом мультфильме Даффи выстрелили из пушки прямо в Гитлера — и селезень отдубасил фюрера двумя американскими флагами…
    • Не обошлось и без эпичного «Шу-у-льц!!!» в мультфильме, где Даффи — commando (т. е. спецназовец-диверсант). Оказывается, чуть что звать адъютанта горазд не только карикатурный нацистский офицер, но и сам фюрер, а среди адъютантов, существующих в Рейхе, очень распространена одна и та же фамилия.
  • Советские тоже были, но они (по понятным причинам) были гораздо короче (не больше минуты). В одном таком мультфильме («Киноцирк») Гитлер приходил за советом к трупу Наполеона, дрессировал собак (из стран союзников Германии) и жонглировал факелами на бочках с порохом.
    • А в мультфильме «Превзошёл» стремящийся обойти кайзера Вильгельма «Шикельгрубер», «накачанный» захваченными странами, лопнул, стоило ему только замахнуться на ССССР. Между прочим, это аллюзия на ленинскую цитату: «Германский империализм, невероятно раздувшись на три четверти Европы, разжирел, а потом тут же лопнул, оставляя страшнейшее зловоние».
    • «Журнал политсатиры № 2». А вот здесь фактически два Гитлера: один (в части «Чего Гитлер хочет») страшный и гоблинообразный, второй (из части «Крепкое рукопожатие») маленький, но тоже нешуточно опасный.

Мультсериалы[править]

  • «Гриффины»: Вот почему Адольф такой злой был? Просто дрищом уродился — а вот один качок-еврей очень нравился женщинам.
    • В одной из серий Стьюи, переодетый Гитлером, передразнивал Гитлера, стоя прямо перед ним.
    • В серии с путешествием во времени на Титаник, Стьюи дал 100 долларов выступавшему Чаплину, это оказался Гитлер.
    • А еще в одной серии мельком показан немецкий родственник Гриффинов, помогавший Гитлеру выступать перед народом. Два дебила — это сила.
  • А в «Футураме» даже профессор Фарнсворт ДВА РАЗА в одной серии стрелял в Гитлера! Один раз промахнулся и попал в жену Рузвельта…
  • «Любовь, смерть и роботы»: В эпизоде «Исторические альтернативы» показали самые забавные и нелепые варианты смерти молодого Алоизыча. Убит еврейскими гопниками, затрахан до смерти шлюхами из параллельной вселенной, умер от удушья внутри огромного куска желе, который был выпущен из русской вундервафли — желейной пушки
  • «Супер Особняк»: В 1-й серии 3-го сезона Гитлер измывается над связанными героями, попутно унижая стоящего стоящего рядом с ним антропоморфного свина. В итоге свин не выдерживает и бросает Гитлера в лаву.
  • «Hey Arnold!»: Дедушка Фил лично набил морду Гитлеру. Ему даже памятник сейчас где-то стоит. Правда-правда.
  • «Табалуга» — снежный элементаль Арктос, правитель Северной страны. Пафосными истеричными речугами во многом если не копирует, то хотя бы напоминает Алоизыча, а его командиры носят на руках красные повязки со снежинкой на белом поле. Мульт-то немцы делали!
  • «Чудеса на виражах» — в сеттинге 1930—1940-х годов, населённым разумными животными, место фуррера фюрера занимает тембрийский полковник Спигот.
    • Мелковат он для этой роли. А Верховный маршал Тембрии слишком огромен и толст, чтобы считаться отсылкой к Гитлеру.
      • Зато вполне себе отсылка к Герингу. Который действительно был толст из-за последствий ранения и наркомании от обезболивающих и за глаза именовался недоброжелателями не иначе как «Боров».
  • «Кибер-шесть» (1999) — таким изображен генетический клон главгада фон Рихтера Хосе. Он выглядит как малолетний Гитлер, состоящий в гитлерюгенде, весьма характерно жестикулирует и чуть что впадает в батхёрт с истерикой.
  • Не особо удачный сатирический мультсериал Hysteria! шутящий про историю попытался высмеять и Гитлера… показав его совершенно инфернальным и серьезным суперзлодеем демонической наружности. Получилось страшно
  • «Приключения Альфреда Квака» — злобный ворон Долф (в немецком дубляже переименованный в Кра). Карикатура сразу на Гитлера, Муссолини и Наполеона, но в первую очередь именно на первого (в нидерландской озвучке еще и говорил с жутчайшим немецким акцентом). Метил в императоры, но стал всего лишь мелким преступником и кончил в тюрьме.

Комиксы[править]

  • Довоенная мини-серия «Квик и Флюпке». Эрже был бы не Эрже, если бы не добавил карикатурной политоты. В одном из выпусков (действие происходит году этак в 1935-м) Квик и Флюпке пытаются послушать по радио концерт, но вместо музыки на каналах то и дело появляются разные политики. Среди высмеянных ораторов — и истеричный Гитлер. Вот точное содержание его речи, как оно написано в комиксе: «Deutschland!.. Kriege… Erste… Jude… Vaterland… Sch… Gleichberechtigung…» («Германия!.. Войны… Первое… Еврей… Отечество… Ш-ш… Равенство…» Особенно весело слышать от этого завзятого, маниакального шовиниста что-то про равенство.)[7] Остальные: французский премьер; Муссолини; японский оратор; карикатурный большевик; бельгийский премьер; британский премьер. Кончилось тем, что оба пацана сбежали от всей этой политоты на необитаемый остров.
  • Комикс «Новые приключения Гитлера» 1989 года. Целиком выходил только в одном ныне плотно забытом журнале.
  • «Черепашки-Ниндзя» от Archie Comics — во время путешествия в прошлое черепахи довели Гитлера до самоубийства, убедив, что он уже мертв и в аду, а они — демоны, и сейчас будут извлекать его мозг. Вот вам барабан! — решил фюрер и застрелился.
  • Marvel Comics — Гитлеру бил морду Капитан Америка, а убил его первый Человек-Факел, но перед смертью фюрер успел приказать доверенному офицеру, чтобы тот обставил все, как самоубийство.
  • Лига Выдающихся Джентльменов — вместо реального фюрера, Германией правит именно Аденоид Хинкель из фильма Чаплина — который еще смешнее и неадекватнее чем в кино и его власть держится только на команде немецких злодеев во главе с Доктором Мабузе.
  • «Сталин против Гитлера» — оба диктатора экипированы по последним словам техники и оккультизма, но Гитлер ничего не может противопоставить Сталину и позорно сливает и погибает, оказавшись в итоге непонятно где вообще, потому что Сталин сказал: «Вальгаллы нет!».

Видеоигры[править]

  • В Wolfenstein 3D Гитлер был финальным боссом, и отнюдь не слабым. Но скажите: разве не вызывает улыбку фюрер с многоствольным пулемётом в каждой руке?
    • А вы попробуйте ПРОИГРАТЬ — и проходить этого босса придётся с одним пистолетом! Тогда и посмеётесь. И да — он двойной (сперва нужно разнести экзоскелет).
  • «Wolfenstein II: the New Colossus» — показанный на старости лет Гитлер, чьи умственные и физические болячки превратили его в полное (хотя и по-прежнему опасное для окружающих) ничтожество. Даже если у вас есть ворованная у евреев сверхнаука, не стоит злоупотреблять тяжёлыми наркотиками, ой как не стоит…
  • «Штырлиц: Любимый бюст Гитлера» (он же «Операция „Бюст“») — в конце есть сцена, где Гитлер вначале предаётся эротическим забавам с радисткой Кэт, а потом падает без чувств от одного стакана русского самогона.
    • Вы бы вспомнили, ИЗ ЧЕГО этот самогон приготовил разведчик Исаев!
  • Sniper Elite III: у Гитлера действительно одно яйцо, и его можно прострелить.
  • The Darkness 2 — с прикрученным фитильком. На уровнях в психушке один из персонажей — чокнутый фанат оружия Дольфо считает себя именно Гитлером. Диалоги с ним надо слышать лично…

Аниме и манга[править]

  • Легенда о Коидзуми — комический эффект достигается за счет по-анимешному брутального образа фюрера и усиливается за счет аналогичного представления большей части других фигурирующих в этой манге политиков.
  • Adolf ni Tsugu — пусть манга и нарисована довольно мультяшно (Осаму Тезука, как-никак), по тематике она довольно мрачная и серьезная — в частности, о том, как система сломала хорошего немецкого мальчика Адольфа Кауфмана и довела его до расовой ненависти к другу детства — еврею Адольфу Хамилю. А вот третий Адольф, который Гитлер, здесь постоянно впадает в истерики, да к тому же имеет еврейское происхождение; сокрытие этой тайны и запустило сюжет, да к тому же и стоило Гитлеру жизни от рук своих же людей.

Визуальные романы[править]

  • Daiteikoku — Ретия Адольф, девочка-блондинка, лидер Космического Третьего Рейха.
  • Little Busters!названные по фамилиям знаменитостей коты Рин, среди которых были Эйнштейн и Гитлер. Интересно, насколько плохо уживались эти двое котов, если в реальности Адик выгнал из Рейха еврейских учёных?
  • Разработанный молдавской группой Your Story Interactive роман «Секрет Небес», в коем один из демонов-одноклассников героини получил имя Ади. Буква «к» подрисовывается без труда.
  • Mein Waifu is the Fuhrer — к сожалению, после сбора денег на Kickstarter застрявший в разработке дейт-сим, где можно замутить не только с фем-Гитлером, но и с другими феминизированными версиями нацистской верхушки (Гиммлер, Геринг, Геббельс, Гесс).

Музыка[править]

«

У нас есть Гитлер, у нас есть Гитлер, Электрический Гитлер, Музыкальный Гитлер, Сексуальный Гитлер!

»
— Глеб Самойлов
  • Альбом Глеба Самойлова «Маленький Фриц» весь обыгрывает тему фашизма в ироническом ключе, досталось и Гитлеру (см. эпиграф). Впрочем, тема, затронутая Глебом, отнюдь не смешная — по его словам, речь в альбоме о существующем в обществе запросе на фюреров.
    • Аналогично малоизвестная группка из летовского окружения, которая так и называлась: Адольф Гитлер (если быть точным, это был концертный состав из Пика и Клаксона с инструментами и с Егором Летовым на барабанах). Фашизм-то они высмеивали, но так серьёзно, что многими воспринималось буквально. При таком-то названии… По другим данным, так называлась концертная программа, «антифашистская и антигопническая», с которой они оскандалились в 1986 на Новосибирском рок-фестивале. Притом, что настоящий скандал вызвали не сатирические песни про «ефрейтора Шикльгрубера, маньяка и мазохиста», а вполне себе невинно-хипповая «Мы уйдём из зоопарка», под которую в зале начало твориться чёрти-что.
  • «Сплин» — песня «Фюрер-Фюрер»/«Фюрер, Фюрер» с концертника «Альтависта Live», в студийной версии не издававшаяся. Гитлер в ней представлен полным ничтожеством.
  • Клип на песню Глюкозы «Швайне» — педаль в пол: свиньи-нацисты с символическим изображением пятачка на флагах вместо свастики. Это персонажи из «вселенной Глюкозы» (появлялись также в видеоиграх «Глюк’Оза: Action!» и «Глюк’Оза: Весёлая ферма»), а их фюрер Свин Свиноза — карикатура на Гитлера.
  • Мел Брукс постебался над явлением «Гламурный нацизм». Гитлер читает рэп, а ему подпевают девушки с подчёркнуто еврейской и афроамериканской внешностью.
  • Фривольная песенка «Hitler has only got one ball». Что интересно, утверждения о том, что Гитлер и в самом деле страдал крипторхизмом, появляются регулярно. Хотя свечку, конечно, никто не держал.
    • Гитлер наверняка проходил медосмотры, и неоднократно, военный все-таки. Но если бы такие сведения, как «одно яичко», были занесены в его медкарту (или как этот документ называется в Германии), ее бы обязательно уничтожили. Вероятно, вместе с теми, кто ее составлял.
  • Pedobear — «Помоги мне, Гитлер». Нарочито плохо записанная песня, мало того, что поётся от лица абсолютного чудовища, так ещё это чудовище вынуждено выживать на обочине общества и неспособно ему даже всерьёз навредить. С прозрачным намёком, что только подобному отребью Гитлер и может понравиться.

Изобразительное искусство[править]

  • Очень похожий автопортрет (!) Гитлера (если он подлинный) с вытаращенными глазами. Бафос-нежданчик как он есть.
  • Кукрыниксы — без комментариев.
  • Сборник «Гитлер и его свора» Б. Е. Ефимова.
  • С другой стороны океана по Гитлеру любил пройтись сказочник и карикатурист Доктор Сьюз.
  • Не обошёл фюрера стороной и Херлуф Бидструп.
  • Английская листовка с головоломкой «Найди пятую свинью». На листе были изображены четыре свиньи, но, согнув лист определённым образом, из частей этих свиней можно было сложить физиономию пятой, о которой эта статья.
  • Сальвадор Дали, «Мастурбирующий Гитлер».

Прочее[править]

Гиги.jpg
    • Любовь к Гитлеру в Европе была столь велика, что выпускались даже ночные горшки с портретом фюрера и надписью «Получи, старый разбойник!»
    • А ещё в виде фюрера делали подушечки для иголок! Отгадайте, куда втыкались иголки?
  • (link)

    «17 мгновениями весны в цвете»
    «Большая разница» в своё время постебалась «17 мгновениями весны в цвете» — Гитлеру от горе-колоризаторов досталось знатно…
  • Гитлер в Аду в обзорах BadComedianа. «Адик, тут тебе новый фильм принесли!»
    • А ещё в него с соответствующими речами про «русское православие» мутировал продюсер (прстигспди) мультфильма «Дети против волшебников» в соответствующем обзоре.
  • Модное на Западе явление — «Китлер»: фотографии котов, похожих на Гитлера. Ещё одно доказательство того, что кошки на самом деле презирают и порабощают людей.
  • Проект Epic Rap Battles of History, где Гитлер раз за разом играет роль груши для битья для Дарта Вейдера.
  • Популярные видеоролики «Мнение Гитлера» — берётся сцена с истерикой Гитлера из немецкой драмы «Бункер» и накладываются субтитры с совершенно другим текстом, так что получается, будто фюрер поносит очередное возмутительное явление из современности. Особенно годными получились речи о попытке запретить Скайп (не с субтитрами, а озвученное Бочаровым из «ОСП-студии» в стиле «Дас ист раздобайство»!), о войне Роскомнадзора с Телеграм и обновлённом горе-дизайне КиноПоиска.
  • (link)

    «Провал штаба»
    Короткометражный фильм Геннадия Горина «Провал штаба». Да и в целом образ Гитлера от орловчанина во всех последующих роликах.
  • Вы наверняка хоть раз да видели фразу «/charactername/ did nothing wrong!» Угадайте с одного раза, кто упоминается в её оригинале.
  • «Мне *звиздец*, это ж Гитлер!» и другие шутки про фотографии фюрера с детьми.
  • Популярная среди пользователей Твиттера забава «собери Гитлера в реплаях».
  • Фон Стасон гер Кринге — гей-лесбиян, танссексуальный активист и феминистка, запертая в теле Гитлера

Реальная жизнь[править]

  • Многое из того, что сказано выше, явно тянет на парадокс образа врага. Ирония в том, что если бы Гитлер действительно был таким, то эта статья называлась бы как-то по иному. Представить, что человек, толкающий речи, поражающие своей нескладностью, по каждому поводу впадающий в истерику и движимый какими-то детскими комплексами и отсутствием яйца (это очень важно!), получает поддержку миллионов (и в прямом, и в переносном смыслах) и прокладывает путь к власти, решительно невозможно. И уж тем более невозможно представить, чтобы такой человек стал не безвольной марионеткой (каким, его, кстати, изначально изображали на советских карикатурах), а диктатором, перекроившим на свой лад не только свою страну, но и большую часть Европы. Так что каким бы чудовищем, оставившим после себя кровавый след, ни был Адольф Гитлер, смешным недоумком он не был точно. Впрочем, отдельные смешные моменты в его жизни были.
    • В юности будущий фюрер знатно принял на грудь, после чего подтёрся (в прямом смысле) своим свидетельством об окончании семестра, а по пути домой заснул в кустах. Кстати, это чуть ли не единственный позорный момент из жизни Гитлера, который сам фюрер не скрывал, а вспоминал о нём, чтобы продемонстрировать, что алкоголь — это плохо. Сам он после того случая спиртное почти не употреблял.
    • Неудавшееся покушение на фюрера летом 1944 года. Гитлера пытались взорвать, но из-за досадной случайности (портфель со взрывчаткой мешал полковнику Брандту, и тот его переставил) план потерпел фиаско. Тем не менее, Гитлеру взрывом уничтожило штаны. Интересно, кричал ли фюрер «Га-а-анс!!» или «Шу-у-ульц!!»?
    • Фюрер перед немцами снимает фуражку и ставит её на трибуну, а один из его подручных (история сохранила его имя: Бальдур фон Ширах[8]) её случайно сбивает. Задницей! Нет, это не из комедии про тупых нацистов. Это из известнейшего образца нацистской пропаганды, фильма «Триумф воли».
      • Кстати сказать, Бальдур Бенедикт фон Ширах, фюрер Гитлерюгенда, как раз по большей части и был тем самым болваном, которым так любят изображать Алоизыча.
  • Адольфами называли и советских мальчиков (а что такого, означает всего лишь «благородный волк»). И если в 1920-х и начале 1930-х это имя было для русского уха всего лишь бафосным, то позже смех стал очень недобрым…
    • Родственника автора правки назвали Адольфом ещё в феврале 1941. Во время и после оккупации стал для всех Женей, а официально — только когда получал паспорт.
  • Щенка овчарки дачный сторож назвал Адиком. Полностью — Адольф. Почему? Да потому что немецкая овчарка…
  • А вот одному немцу, который нарядился Гитлером на маскарад, было совсем не до смеха, ибо как оказалось, в Германии подобное деяние преследуется по закону.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Израилик устроили уже совсем другие люди, которых он, кстати, мечтал окончательно решить.
  2. Всего лишь фирменные усы ветерана Первой мировой. Их многие носили. За более обширными усами трудно было ухаживать в окопах да в блиндажах, и в противогазе они мешали, а «совсем без усов — некрасиво как-то, я же, в конце концов, военный, а не актёр!» Чарли Чаплин сделал эти усики своей «визитной карточкой» независимо от Гитлера (среди его фильмов были и истории «о Чарли на войне»), и потом заочно дразнил германского фюрера «плагиатором». И да, такие усы носили и некоторые советские руководители, например Станислав Косиор, Семён Дукельский, Генрих Ягода и Лаврентий Берия. А после войны их можно видеть у актёра Евгения Моргунова.
  3. На самом деле это популярное заблуждение. Отсутствие таланта и неудача при поступлении в академию никак не помешали Гитлеру успешно жить с продаж своих картин следующие шесть предвоенных лет.
  4. Кроме того, творчество Гитлера не укладывалось в современные тенденции. Да и не могло уложиться — Гитлер художественный модернизм на дух не переносил
  5. Старик Винни действительно был американцем… наполовину. Его мать Дженни Джером была дочерью богатого американского финансиста, промышленника и землевладельца Леонарда Джерома.
  6. В оригинале песенки первый куплет как раз про то, что Черчилль подглядывает за моющимся Гитлером через дырочку в стене, и смеётся над увиденным. А текст рефрена можно перевести так: «Гитлер — всего одно яйцо! Геринг: укрыты за концом. Гиммлер — он как и Гитлер, а бедный Геббельс — безмудый, с концом» (Hitler has only got one ball, Göring has two but very small, Himmler is rather sim’lar, but poor old Goebbels has no balls at all.).
  7. Взято прямо из реальности. Он неоднократно упоминал «равенство» в своих речах, которые гуглятся прямо по «Hitler Gleichberechtigung». «Левых» идей в НСДАП было ничуть не меньше, чем «правых», особенно когда речь шла о внутренних делах; впрочем, чем дальше, тем больше наблюдался перекос вправо.
  8. А ведь отец этого болвана задумывал имя сына как символическое… И отец и сын были ярыми поклонниками древнегерманской культуры, а в ней языческий бог красоты и отрады именовался Бальдур (чуть севернее, в Скандинавии — Бальдр).