Буквально душевная болезнь

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Психические болезни, как известно, также называют душевными. Только это никакое не простонародное заблуждение и не пережиток средневековья, а обыкновенный перевод с греческого. До сих пор люди толком не понимают, что творится у них в головах, и психиатрическая диагностика держится во многом том, как психиатры в меру своего разумения трактуют слова и поступки пациентов. А раньше, до накопления достаточного объёма научных знаний и тем более до появления науки как таковой, эти материи тем более любили связывать со сверхъестественным, и авторы фэнтези с радостью пользуются таким подходом, делая его верным в своих мирах.

Итак, буквально душевная болезнь — это фантастическое расстройство психики, которое вызвала магия или другое паранормальное явление. А конкретных способов подцепить паранормальщину на свою голову есть немало:

Стоит заметить, что результат может быть как тоже откровенно фантастическим (то же оборотничество), так и реалистичными. Даже совершенно «естественная» на вид болезнь может внезапно попасть под троп, если через душу её объясняют, например, совершая чудесное исцеление. Субверсия получается, если на паранормальщину грешат только окружающие средневековые дебилы, но их догадки ничем не подтверждаются. Также для попадания под троп эффект должен быть достаточно серьёзным и долговременным, а не мгновенно проходить без последствий если, например, просто снять с себя злобный артефакт.

Возможная инверсия — чудак со сверхспособностями, если проблемы с головой стали именно причиной их появления, хотя может попадать и сюда.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Андрей Белянин, «Джек Сумасшедший король» — безумие заглавного героя было следствием проклятия.
  • «Гарри Поттер»:
    • Есть мнение что Волан-де-морт такой тупой злой потому что у него душа разбита на много частей, да ещё и по ходу действия на этом свете остаётся всё меньше. Также его социопатию связывают с тем, что он был зачат под приворотным зельем.
    • Дементоры — персонификация депрессии. Слишком близкое знакомство с ними приводит к превращению в пустую оболочку через потерю души.
    • А вот «Круциатус», кстати, не подходит, потому что вызывает банальную физическую боль, и таким образом родители Невилла лишились рассудка не непосредственно из-за магии.
  • «Меч Истины» — пробудившаяся магия вызывает у волшебников постепенно усиливающиеся головные боли. В отсутствие тренировок неизбежен смертельный исход.
  • «Демоны в Ватикане» — шатиризм поражает только тех, над кем тяготеют нераскаянные грехи. Единственное лечение — на раннем этапе, когда поциент уже буйствует, но ещё не обернулся полноценным шатиром, выдать ему отпущение грехов. После обращения недуг уже неизлечим, падре сказал в морг — значит, в морг.
  • Михаил Зощенко - шутки ради. Герой одного из рассказов после Февральской революции был выбран солдатами полковым врачом, и начал комиссовать всех с фронта с диагнозом "душевная болезнь". А что делать, если к нему бойцы один за другим ходят и требуют отпустить их домой, а то "душа болит - столько времени жену и детей не видел", и отказа категорически не приемлют.
  • «Сотворившие себя» Владимира Чубукова — метафизическая болезнь, принесённая ангелом на землю. Тела тоже мутируют - но душевная составляющая первична.
  • «Архив Дрездена» — чёрная магия считается непростительной, помимо прочего, потому, что её использование вызывает у заклинателя своеобразное психическое расстройство с элементами социопатии и желания использовать его снова и снова.

Сетевая литература[править]

  • Мать ученья — тут на душу вполне можно воздействовать магией души/некромантией, а значит, и повредить. Поскольку душа крайне плотно связана и с разумом, и с телом, и тем более с магией, подобные раны приводят к буквально душевным болезням. Из особо интересного:
    • Кватач-Ичл попытался исказить душу Зака, слив её с душой Зориана, в виде атаки на, предположительно, способного к переселению душ врага. В итоге оба героя восстанавливались несколько циклов, а Зориан получил доступ в петлю.
    • После дуэт попался под растение-душеловку - и едва спасся, поскольку фальшивая временная петля душу не восстанавливает. Причём хищный цветок достаёт аж через тело, а не только напрямую духовной атакой.
    • Затем Кватач-Ичл взорвал свою душу, серьёзно покалечив героев и отправив их на отдых на несколько циклов. В качестве симптомов - головная боль, потеря ориентации в пространстве, чувство деперсонификации, сложности с использованием магии.
    • Подобные раны получила и ведьма Сильверлейк, когда той пришлось бежать из петель, оставив там фамильяра. Связь ведьмы с питомцем проходит именно через душу, а её разрыв душу повреждает.
    • Судомир экспериментировал на своей душе, пытаясь обрести способности наподобие оборотнических. Получилось отчасти. С одной стороны, изменив форму души, некромант смог научиться изменять и форму тела, превращаясь в сильного, живучего и регенерирующего драконотролля. С другой - изменение получилось несовершенным, и, превращаясь, маг становится истеричным и туповатым. А ещё он может превратиться спонтанно, если испытает слишком сильные эмоции.
    • Ну и не стоит забывать, что попытка колдовать чужой/природной маной приводит к повреждению души и безумию. Хотя первые несколько разу получается весьма недурно: чужой-то маны в мире всяко больше, чем своей.
  • «Стоит свеч»:
    • С точки зрения местных жителей попаданчество выглядит как единовременное появление комплекса ложных воспоминаний взамен существующих и рассматривается как душевная болезнь, а попаданцев называют «пронзёнными сном». Проблема заключается в том, что сон-то общий.
    • Магия души и магия духа вполне могут вызывать такие психические расстройства или феномены, внешне на них похожие. Правда, магия души имеет временный характер, а вот наградить человека, например, паранойей маг духа может запросто.
    • Один артефакт превращает яды и токсины, которым подвергается носитель, в душевные заболевания.
    • Инверсия с магией воды, магическая способность к которой определяется наличием врождённой депрессии.

Видеоигры[править]

  • Cultist Simulator — да в общем-то, уже преследующая героя с начала игры депрессия может быть этим потому что снимать её можно в том числе потусторонними видениями… кстати, они тоже сюда: достаточно налюбовавшись на местный мир снов, можно потерять способность отличать его от скучной реальности. А ещё проклятия и потусторонние духи могут кушать наши умственные способности.
  • Dark Souls — а тут вообще всё завязано на сложную систему из душ (во множественном числе), больше похожих на жизненную силу, и человечности, которая тоже души, только другие. Эта самая человечность — тёмная душа, а тёмное по японской традиции отвечает за эмоциональность, так что её передозировка сводит с ума и превращает в монстров. Последствия перекоса на светлую сторону неясны, но возможно это из-за него местные боги стали такими самоуверенными и поломали мироздание.
  • World of WarCraft: Shadowlands: душа Утера ранена клинком Ледяная Скорбь, работающем на магии Утробы (местный вариант Ада), поэтому Утер лишён был части своей личности (собственно, часть его души была заперта в Ледяной Скорби) и присоединился к радикалам-повстанцам. Потом исправился.
  • Mortal Kombat — в новом таймлайне намекается что первый и второй императоры Внешего Мира (то есть Онага и Шао Кан) такие отмороженные из-за того, что в них застряли осколки Единой Сущности — злого бога, контролировавшего других богов.
  • Дилогия Pillars of Eternity — души здесь материальны, и их можно разным образом повредить. Стоик и Скорбящая Мать имеют ранения души, а в округе целая эпидемия бездушерождения. Да и у протагониста игры интересная травма. В сиквеле душа протагониста вообще находится отдельно от тела.

Настольные игры[править]

  • Warhammer — дары Хаоса включают сабж. Отличаются Кхорн, чей типичный служитель это псих с топором, и Тзинч, любящий награждать паранойей или шизой просто потому что это весело. Демоны здесь тоже присутствуют и любят как говорить в головах, так и захватывать тела. Да и не только дары: обычный человек, столкнувшись с влиянием Варпа, может получить не только физическую мутацию или одержимость, но и болезнь, подобную психической. В соответствующей таблице из настолки есть и фобии, и мании, и навязчивые движения.
    • Warhammer Fantasy Battles
      • Любая из нейтральных дисциплин магии имеет свои эффекты, хотя действительно проблемны разве что пироманты-пироманы.
      • Тёмная магия технически тоже нейтральна, но пользование ей не сводит с ума только тёмных эльфов.
      • Вампир Лютор Харкон заработал себе раздвоение личности, попавшись в магическую ловушку людоящеров.
      • Зверолюд Моргур переполнен энергиями Хаоса, и его постоянно штырит апокалиптическими видениями. Окружающим достаётся тоже, кстати.
      • Меч Кхейна массово превращает с психов с топорами, а для непосредственного пользователя это ещё и становится наследственным благодаря дополнительному проклятию от собственно Кхейна: князь Тирион чтобы не впасть в кровавый угар по милости предка вынужден читать мантру «я — хозяин своей души».
    • Warhammer 40,000
  • Vampire: The Masquerade — безумие малкавиан. Если приобретённые психозы можно вылечить, то малкавианская шиза — проклятье, наложенное Каином — остаётся с вампиром навсегда.

Реальная жизнь[править]

Капитан Очевидность докладывает, что сюда относятся случаи недостаточно художественного выражения подобающих тропу взглядов.

  • Кодификатор — собственно, античные мыслители, задумавшиеся о проблеме.
  • Бред преследования, как и любой бред, основывается на обстоятельствах жизни больного. Так что это в наш просвещённый век люди подозревают повсюду инопланетян и тайное правительство, а раньше вполне себе сами верили, что одержимы и прокляты.
  • Лука Войно-Ясенецкий, крымский архиепископ и практикующий хирург, разработал концепцию, примирявшую традиционное учение о душе с теорией рефлексов Сеченова и теорией высшей нервной деятельности Павлова.