Мистер Хайд

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Jekyll And Hyde. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Не надо меня сердить. Вас не порадует, если я рассержусь. »
— Брюс Беннер

Этот персонаж способен к превращению в некое иное качество, в котором он становится сильнее. Он может откровенно менять облик и даже биологический вид, у него может открыться новый источник сил, наконец, он может просто приобретать непоколебимую уверенность в себе, неуязвимость к страху и тормозам.

Проблема в том, что, превращаясь, персонаж становится не совсем собой. У него на 180 градусов меняется мировоззрение, и он начинает испытывать непреодолимую тягу к пинанию собак. Это та же личность, с той же памятью и тем же опытом, но с совершенно другим, куда более мерзким характером. Он не обязательно становится адским кошмарным злодеем и не обязательно меняет внешний облик на более кошмарный — просто у него больше нет никаких тормозов, включая угрызения совести, и он в состоянии мистера Хайда не задумывается, следуя своим низменным страстям. Обычно персонаж может вернуться в нормальное состояние, но если он начинает думать, что зло — это приятно, он может и не захотеть.

По сути, это подтроп раздвоения личности, когда один из двойников — злодей.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Р. Л. Стивенсон, «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» — тропнеймер. В оригинальной книге Хайд не обладал никакими сверхчеловеческими способностями, вся его сила заключалась в отсутствии тормозов. Однако в различных фантастических трактовках доктор часто увеличивается в размерах и приобретает физическую суперсилу, превращаясь в Хайда[1].
  • Circle of the World — Девять Смертей в состоянии берсеркера.
  • «Хроники странного королевства» — шут Жак и его синдром берсерка, передающийся по наследству и превращающий носителя в ревущую машину-убийцу, стоит ему разозлиться. К счастью, Жак — мягкий и трусоватый человек и сам как следует взбеситься не способен, но если, например, гнев на него наведет эмпат… кто не спрятался, я не виноват.
  • Метавселенная Рудазова — Олег Бритва и его «тёмная сторона». Доходит до того, что последняя выпихивает его из тела и вынуждает ховаться в первом попавшемся трупе, но он всё равно побеждает.
  • «Год Крысы» — Альк Хаскиль с поименованным животным в роли сабжа.
  • Андреq Левицкий, «Выбор оружия» (литературный цикл S.T.A.L.K.E.R.) — Черный Картограф, альтер-эго Картографа, которое пробуждается ночью. С фитильком — да, он непонятное чужеродное нечто c нечеловеческой психологией и мотивацией, но при этом Черный Картограф помог главному герою, рассказав тому, как можно находить пространственные «пузыри». А вот его более человечный «дневной» собрат — изрядный козёл, по вине которого произошел Супервыброс.
  • «Сказки тёмного леса» — под воздействием больших доз алкоголя Грибные Эльфы зачастую не отключаются, а «перекидываются». В примечании автор сам сравнивает формирующуюся при этом субличность с мистером Хайдом. «Перекинувшийся впервые человек вынужден заново знакомиться даже с близкими друзьями, у него кардинально меняется моторика и мимика, стиль общения и паттерны речи. Словно бы из ниоткуда возникают побуждения к насилию и погрому, неоправданная жестокость и „недоброе“ чувство юмора. Никаких поведенческих блоков у такого существа нет — что позволяет говорить о достижении высшей степени личной свободы».

Кино[править]

  • В Звёздные войны это самый известный аспект Темной стороны Силы. Поддаваясь низменным страстям и эмоциям, темные джедаи и ситхи увеличивают свои способности Темной стороны.
  • «Доктор Джекилл и мисс Хайд». Периоды пребывания героя в облике коварной красотки растут и его собственная личность может исчезнуть.
  • «Доктор Джекилл и сестра Хайд» В данном фильме в отличии от примера выше, данный конфликт набирает более кровавый оборот. Ибо для изготовление сыворотки нужны женские гормоны, а на дворе 19-ый век и до искусственных гормонов еще далеко, а женщин умерших от естественных причин и несчастных случаев явно не хватает. У Джекилла метания между желанием продолжить эксперимент(и перспективе спасти множество жизней) и совестью, у мисс Хайд таких терзаний нет.
  • «Мумия» 2017 года. Те самые доктор Джекилл и мистер Хайд. Джекилл пользуется каким-то препаратом для усмирения Хайда, из-за чего у него кожа на одной руке практически прогнила от частых инъекций. Во время превращения в Хайда кожа сереет, а глаза заливаются кровью, при этом физически Хайд намного сильнее обычного человека. Биометрический замок реагирует на Хайда и блокирует дверь кабинета Джекилла.
  • В каком-то роде и комедию «Чокнутый профессор» с Эдди Мёрфи можно отнести сюда. Альтер-эго героя гораздо лучше сложен (закон сохранения массы, конечно же, игнорируется), но при этом полнейший козёл.
  • Look Away (в прокате «тёмное зеркало») — закомплексованная девушка и мстительная маньячка, мстящая за все обиды
  • «Лига выдающихся джентльменов» же. Если переборщить с дозировкой, результат может не понравиться даже самому Мистеру Хайду…

Телесериалы[править]

  • «Зайцев + 1» — целиком об этом.
  • «Человек-невидимка» 2000 года — из-за саботажа в крови главгероя Дэриена Фокса накапливается токсин (при использовании невидимости процесс ускоряется), который при определенной концентрации вводит его в «амальгамное безумие», при котором он сначала страдает головными болями и бушует, как раненое животное, а затем у него, образно говоря, слетают все тормоза. Хоть в размерах он и не увеличивается, но на этой стадии он не чувствует боли или угрызений совести, не ограничен в использовании невидимости и обладает силой буйнопомешанного и холодным умом социопата. Учитывая, что Фокс — дядя сам по себе физически развитый и далеко не маленький, справиться с ним на этой стадии очень и очень трудно.
  • «Красавица и чудовище» (2012) — помесь Хайда с оборотнем. Проявляется по-разному у разных представителей.
  • «Джекилл» (ВВС, 2007).
  • Power Rangers: Dino Charge — Хекил и Снайд. Одни только имена являются отсылкой на оригинальных Джекила и Хайда. Но есть несколько разниц. Во-первых: Хекил и Снайд хоть и сменяли друг друга, но могли общаться между собой (Хекил через карманные часы, Снайд — через окошко на мече). Во-вторых: оба первоначально являются злодеями и временными главгадами. И лишь Хекил после физического разделения двух личностей, в результате которого Хекил и Снайд стали двумя разными существами, со временем встает на путь исправления.
  • «Кармелита», второй сезон — героическая инверсия: злодей Лекса, выдающий себя за своего «брата» Михая, чтобы «спрятаться на виду», в какой-то момент поехал крышей и на самом деле превратился в этого самого Михая, доброго и щедрого человека. Хотя в конце концов зло в нём победило.
  • «Уэнсдэй» — здесь хайды — разновидность оборотней. Только перекидываются не в волка, а в пучеглазую горбатую тварь, похожую на плод яоя Голлума с чупакаброй, и не в зависимости от фаз луны, а вследствие психологической травмы.

Мультфильмы[править]

  • «Ну, погоди!» дважды играет с тропом:
    • В 14-м выпуске Волк видит зайцеподобного робота, изготовленного Зайцем. Робот с виду очень милый и вроде бы безобидный. Вот только он любит познавать новое (можно вспомнить и Джонни Пятого с его «Информааация!»[2]), а в операционной системе у него глюк: узнав что-то новое, робот так «влюбляется» в эти сведения, что повторяет их вслух снова и снова, бесконечно. Волк на свою голову признался роботу, что является волком — и робот уже не желал отпустить Волка от себя, бесконечно повторяя одно и то же: указав на себя — «За-яц!», а затем, указав на Волка — «Волк!». Доведенный до отчаяния Волк схватил кувалду и шарахнул по роботу… И тут началась пародия на техноужасы: выяснилось, что коварный Заяц сделал робота способным к регенерации, да еще встроил в него грозную (способную даже создать разработчику проблемы с законом) систему самозащиты от агрессора. Будучи атакован, робот почти мгновенно восстановился — и при этом преобразовался в нечто далеко не милое и не столь уж безобидное…
    • В 17-м выпуске действие происходит уже в 1990-е, и Волк — «новый русский». К нему приходит в гости Заяц — но часы бьют полночь, и очаровательный «вечный ребёнок» Заяц претерпевает мучительное превращение в жуткого зубастого монстра! (На сей раз пародируются готические ужасы.[3]) Правда, в отличие от былой истории с роботом, всё это оказалось не более чем страшным сном Волка.
  • «Кот Леопольд» — от озверина котяра меняется даже внешне.
  • «Том и Джерри: Доктор Джекил и мистер Мышь». Даже из названия видно, что это отсылка к классическому сюжету.
  • «Сильвестр и Твити: Жуткая птичка». Ещё одна отсылка. Кот Сильвестр гоняется за малюсеньким милым кенаром Твити. Но Твити временами превращается в гигантскую птицу — и не шутя пытается РАЗЖЕВАТЬ Сильвестра, как бутерброд.
  • «Фиксики: Большой секрет». Фиксик Файер чрезмерно увлекается перемещениями через электрические сети с помощью изобретения профессора Чудакова, становится одержимым идеей «Чтобы что-то починить, надо это вначале сломать» и невольно оказывается главным антагонистом мультфильма.
  • «Гурвинек: Волшебная игра». Похожий случай. Мастер кукол Бастор хотел улучшить свой волшебный диск, но в результате становится одержимым идеей превратить весь мир в большой кукольный театр.
  • «Лего. Фильм». Юникитти превращается в свирепую огненно-красную кошку, когда злится.

Мультсериалы[править]

  • RWBY: Хейзел Райнарт — без сомнения, самый приятный из всех злодеев: тихий, вежливый, ненавидит насилие, готов помочь первому встречному — прямо задумываешься, что такой симпатяга забыл в такой тёплой компании. Но стоит ему увидеть Озпина — всё, тушите свет: добродушный гигант мигом превращается в орущего берсерка, отключает у себя болевые ощущения и упарывается Прахом в совершенно неприличных количествах, отчего его вены начинают светиться, мускулы разбухают, голос становится гулким и даже рост вроде бы увеличивается аж до восьми футов (разбухшие мускулы растягивают позвоночник?), а к физическому урону от кулаков добавляется бонусный соответствующей стихией. В этом режиме Хейзел тупо ломится к своей цели, сметая всех, кто попадётся на пути; от его моральных рамок остаются только вопли в духе «Сколько ещё детей я должен убить, чтобы ты, нехороший человек, перестал посылать их на смерть», а от боевого стиля — кнопки «ухреначить», «ухреначить сильно» и «ухреначить на расстоянии».
  • «Ким Пять-с-плюсом» — в одной из серий Доктор Драккен крадет устройство, которая, по задумке, должна была сделать самого Драккена еще более злым. Но в результате Драккен и Рон Так-Себе фактически меняются ролями. Парадокс, но Рон-злодей оказался более опасным злодеем, чем Драккен, в чём Шиго успела убедиться, пытаясь выстрелить в него зелёным огнём.
    • Позже злодейка по имени Электрони́к находит это устройство и совершенствует его. Она испытывает его на команде Го. Вот только Электрони́к не учла, что Шиго и так является злой. В результате все парни в команде стали злыми, а Шиго — доброй.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — в этой франшизе (не только в основном сериале) не раз показывалось как вполне положительные персонажи под действием различных проявлений тёмной магии переходили в свои злые альтер-эго. Пожалуй, самая известная — принцесса Луна, ставшая Найтмер Мун. Хотя Дэйбрейкер, которая может получиться из Селестии, тоже ничего так.
  • Happy Tree Friends — Флиппи в состоянии берсерка (пополам с ПТСР).
  • «Битлджус» — Смертик, разумный автомобиль главных героев. Когда он видит собаку, то превращается в мохнатого звероподобного монстра и начинает гоняться за ней. В обычном состоянии Смертик очень милый и дружелюбный.

Комиксы[править]

  • Marvel Comics
    • «Невероятный Халк». Главный герой, доктор Брюс Баннер, испытывая отрицательные эмоции, становится Халком — сверхсильным существом, агрессивным и с разумом на уровне пятилетнего ребёнка.
    • «Человек-Паук». Доктор Курт Коннерс имеет агрессивное, сверхсильное и обладающее интеллектом учёного альтер-эго, известное как Ящер.
    • Там же Веном — инопланетный симбионт, дающий своему хозяину сверхспособности, но постепенно устанавливающий контроль над ним.
      • …в адаптациях. Да, во всех фильмах, мультфильмах и играх симбиот показан именно как какая-то зловещая сущность, контролирующая носителя. В комиксах, особенно более поздних, симбиоты подавлять волю носителя по факту могут разве что на короткое время.
    • Мрак, товар в нагрузку к Часовому.
  • DC Comics
    • Бэтмен с Зур-Эн-Арра. Да, у альтер-эго Брюса Уэйна есть свое собственное альтер-эго, причем не просто так, а специально созданное на случай, если Брюсу Уэйну промоют мозги.
    • Watchmen — Вроде как, Роршах для Ковача.
  • Доктора Джекилл и мистер Хайд из «Лиги выдающихся джентльменов». В отличие от экранизации, Хайд тут показан не только антигероем, но и полным чудовищем. И вдобавок (опять же в отличие от экранизации) весьма и весьма неглупым.
  • «Майор Гром» от Bubble — Чумной доктор/Птица для Сергея Разумовского.

Манга и аниме[править]

  • В Hellsing кавайная вампирша Виктория Серас может входить в «режим берсерка», в котором открываются все её вампирские способности, но в ней не остается ничего человеческого.
    • Не менее кавайная монахиня Такаги Юмико из XIII Отдела тоже обладает «режимом берсерка». В обычном состоянии она — робкая тихоня, которая и муху не обидит, в этом же — машина смерти, со сверхчеловеческой скоростью крошашая упырей и прочих еретиков катаной «Симабара». У Серас-то это просто вампирская природа прорывается, а у Юмико реальное раздвоение личности c альтер-эго по имени Юмиэ.
  • Омонако в Mermaid Forest время от времени становится полным чудовищем (правда, он и обычно выглядит чудищем, просто в обычном настроении он «добродушное чудовище» и сажает цветы, но когда у него начинается… то он становится безжалостным убийцей и людоедом).
  • Omamori Himari. Если девушку-кошку Химари кто-то заденет за живое, то очень быстро ощутит на себе весь её дикий кошачий нрав. Проблема только в том, что нрав безгранично дикий, и из-за него она может напасть даже на тех, кого до превращения хотела защитить.
  • Вольфганг Гриммер из Monster, бывший воспитанник детдома № 511, где проводились эксперименты над детской психикой. Во время очень, очень тяжёлого детства смотрел сериал «Невероятный Штайнер», рассказывавший про героя-слабака, в котором в моменты опасности просыпалась вторая личность, эдакий супергерой. В результате в напряжённой ситуации герр Гриммер теряет контроль над собой и начинает валить вооружённых головорезов голыми руками. В 71-ой серии одна из шестёрок Йохана перед смертью успевает-таки всадить в Гриммера пулю, и через некоторое время тот умирает от раны.
  • Bleach. Ресуррексион арранкаров — что-то вроде банкая у синигами, вот только если синигами «высвобождает» дух своего меча, то арранкар — свою собственную силу, становясь при этом похожим на то, каким он был до «очеловечивания» — уродливым, вечно голодным монстром из другого мира, с дырой где-нибудь посреди тела, с костяными наростами на некоторых частях тел и с жуткой черепообразной маской вместо лица.
    • Там же: протагонист периодически оказывается в критических ситуациях, когда своих сил не хватает. И тогда из него рвется наружу заботливое альтер эго, готовое убивать всё что движется, а что не движется — раскачивать и убивать.
  • Naruto — главный герой, когда очень сильно злится, начинает высвобождать чакру лиса. Тогда из милого паренька он превращается в машину для убийств. Правда, со временем он подружился с лисом и начал использовать его чакру без последствий.
  • One Piece — Кавендиш, один из участников турнира на Дресс Розе, успешно косплеящий прекрасного принца, имеет второе «я» — Хакубу. Когда Кавендиш засыпает, он становится невероятзно сильным и быстрым, но при это начинает убивать каждого встречного. Во время турнирного боя он моментально вырубил два десятка бойцов.
  • Shigurui — глава клана Кога, Коган Ивамото. В силу возраста и, возможно, психического заболевания большую часть времени проводит в состоянии слюнявого идиота, которого интересуют лишь самые примитивные потребности. В такие периоды он становится опасен даже для самых близких, вроде дочери, поэтому за ним следят его приближенные. Хотя кто в его случае «Джекил», а кто — «Хайд» не очевидно, он и в здравом рассудке преизрядный козёл.
  • Paranoia Agent — у скромной молодой учительницы Харуми Тёно второй личностью является нахальная проститутка Мария. При этом каждая искренне считает вторую «понаехавшей» фальшивкой, от которой надо избавиться, а себя — настоящей. Но какая личность действительно настоящая (т. е. первичная) — однозначного ответа нет. Некоторые сцены ставят под сомнение, что именно Харуми является настоящей (т. е. первичной) личностью.
  • Клинок, рассекающий демонов — в нормальном состоянии Зеницу, в целом, неплохой парень, но трусоват, истеричен и пессимистичен, несмотря на звание истребителя демонов. Но в некоторые моменты (обычно без сознания и при угрозе жизни) превращается в действительно хладнокровного истребителя, блестяще владеющего катаной и не испытывающего лишних эмоций. С фитильком, так как вторая личность не злая.
  • Код ангела — главный герой Дайсукэ, он же Дарк.
  • Rosario + Vampire — Мока, личности которой переключаются путём срывания и возвращения на место крестика. Причём беловолосая «мисс Хайд», лихо раздающая поджопники — как раз основная личность.
  • Keijo!!!!!!!! — фишка «финального босса» аниме. Из-за перманентного стресса, вызванного комплексом неполноценности, у Маи проявилась вторая личность, которая выходит «разбираться», когда первой страшно. Кая в целом не злая и выступает, как защитница Маи, но тем, на кого она направила гнев, от этого не легче.
  • JoJo’s Bizarre Adventure: Vento Aureo — второе лицо в банде Passione — нежный розоволосый юноша Винегар Доппио. Его вторая личность (основная, надо заметить), как раз и являющаяся боссом мафии, использует Доппио, чтобы оставаться неузнанной.
  • YuGiOH! — Тёмный Юги (дух древнего фараона, засевшего в маленькой пирамиде, которую Юги носит на груди) под троп подпадает лишь частично: он суров, решителен и уверен в себе, но злодеем или даже козлом не является — просто не такой размазня, как носитель. А вот Тёмный Бакура в прошлом был бандитом и носитель его ожерелья — так-то тихий и скромный парень — под одержимостью превращается в жестокого и коварного интригана.

Видеоигры[править]

  • Шеогорат из вселенной The Elder Scrolls временами из милого странного старичка превращается в Джиггалага — бога тиранического порядка, ненавидящего все оригинальное, и превращает свое царство в серую пустошь.
  • Earthworm Jim. Щенок Питер превращается в агрессивную монструозную собаку, если чувствует гнев или страх.
  • Франшиза Mortal Kombat. Злой бог Шиннок в своём обычном облике — это бледнокожий дяденька облика Чезаре; волосы на голове отсутствуют или не видны; постоянно носит высокую красную шапку; предпочитает одежду плохо сочетающихся цветов, а по стилю — долгополую мантию или же бойцовскую куртку с облегающими штанами. В общем, на вид обычный такой Темный Властелин, не хуже многих других. Но что будет, если его всерьёз разозлить? Это выяснил каждый, кто хоть раз доиграл до конца в Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero. Шиннок, когда у него похитили его Амулет Власти, в ярости принял облик гигантского демона с кулачищами, ножищами, зубищами… в общем, это не опишешь, это надо видеть. Шиннок и так-то не подарок, а в своем демоническом облике он полностью отморожен, всесокрушающ и почти неуязвим.
    • А если играть против Шиннока в Mortal Kombat Х, то он превратится в натурального рогатого Сатану. Побить эту его форму трудно, но можно.
  • Dishonored 2: Королевский Убийца это добрейший доктор Александрия Гипатия, вернее ее темная сторона Мрачная Алекс, появившаяся в результате побочного эффекта изобретенной доктором сыворотки и переодически захватывающая тело.
  • Prince of Persia: The Two Thrones — субверсия. При превращении в свою тёмную форму Принц сохраняет рассудок, но вынужден быть более жестоким, так как постоянно умирает из-за нехватки песка времени. Его вторая личность всё это язвительно комментирует.
    • А вот в невыпущенной Prince of Persia: Kindred Blades (на основе которой и сделали после «Два Трона») во время превращения Тёмный Принц полностью захватывал контроль над телом.

Визуальные романы[править]

  • ChronoBox — в сеттинге сей визуалки существует редкая болезнь, развивающаяся у людей, в раннем возрасте ставших свидетелями чьей-либо гибели. То, что у больных в голове заводится вторая личность, известная как «дар» (формально их называют немецким словом «gift» — «отрава», но публика переиначила это в созвучное английское слово, значение которого и прилипло) — это полбеды, беда в том, что эти «дары» аккумулируют в себе всё самоё тёмное и страшное, что в человеке есть, и что человек в себе подавляет. Таким образом «дары» представляют собой натуральных монстров, живущих одним днём и не ценящих никого и ничего, кроме себя любимых (соображалки и хитроумия «дары» отнюдь не лишены, но природная отмороженность им здорово мешает).
  • Danganronpa — Токо Фукава — тихая, застенчивая, ранимая мечтательница. Лишь только ей стоит упасть в обморок или чихнуть — и вот уже на ее месте стоит поехавшая маньячка Геноцидница Сё, готовая покромсать ножницами любого. Визуально голубые глаза Токо окрашиваются в красный, а изо рта высовывается очень длинный язык.

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles — тёмный эльф Малус Тёмный Клинок. Во время охоты за сокровищами, в него вселился могущественный демон Тз’аркан. Когда Малусу удалось изгнать из своего тела демона, тот прихватил заодно и его душу, и тогда вновь нашёл и вернул её себе, однако и демон опять вселился в него. С тех пор Малус постоянно делит своё тело с Тз’арканом и принимает особое зелье, позволяющее сдерживать демона. Или же, наоборот, во время боя принимает другое зелье, позволяя демону взять контроль над своим телом. Необычный пример тропа, когда оригинал просто злой, а Хайд невероятно злой.
  • Warhammer 40,000 — аспектные воины эльдар специально создают у себя такое чтобы включать на время войны, а затем жить без всяких ПТСР (у них в принципе весьма нестабильная психика). А те, у кого не выходит, становятся экзархами и обречены на жизнь воина, селясь в храме и усугубляя ситуацию симпозиумом душ предыдущих владельцев нового снаряжения.

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий, «Моё второе „я“» — шутки ради: «Поверьте мне, не я разбил витрину, / А подлое мое второе „я“.»
  • Blind Guardian — Another Stranger Me. Подробнее раскрыто в клипе, где нуарный детектив ловит маньяка — и кем же, вы думаете, он окажется?
  • «Monster» группы Skillet: «I feel it deep within, it’s just beneath the skin. I must confess that I feel like a monster.»
    • …однозначно вдохновленная «Animal I Have Become» от Three Days Grace.

Интернет[править]

  • Angry Video Game Nerd для Настольного Жеки (позже, стало наоборот). Ещё, в шоу AVGN как-то появлялся Хайд собственной персоной.

Примечания[править]

  1. При этом в оригинальном произведении Хайд был человеком щуплым и явно уступал по росту Джекиллу. Любопытно, что объяснялось это тем, что добра в Джекилле все-таки больше, чем зла. В его последующих вариациях, видимо, наоборот. В комиксе «Лига выдающихся джентльменов» это объяснялось тем, что Хайд увеличивался в размерах по мере того, как он все сильнее контролировал Джекилла.
  2. Правда, это ни в коем случае не отсылка — американский фильм Джона Бэдхема (1986) вышел позже, чем этот выпуск советского мультфильма (1984).
  3. А равно и «Thriller» Майкла Джексона.