Тупые предметы не опасны

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Смертельный удар нанесён тяжёлым тупым предметом, предположительно вопросом. »
— Шутка юмора

Тупые предметы не опасны — ещё одно типичное проявление киношной биологии.

Героя или злодея ударили чем-то большим, быстро движущимся и тяжёлым — кулаком двухметрового громилы в бронеперчатке, кастетом, бревном, бейсбольной битой, бампером хорошо разогнанного автомобиля, ломом, грифом от штанги (в клинических случаях — ещё и с блинами). Если это по руке или ноге — гарантировано кости в крошку. По животу — внутренности в кашу. По груди — пробиты все рёбра, и ещё молитесь, чтобы их осколки не проткнули сердце или лёгкое. По спине — перелом хребта и паралич. Во всех случаях — размозжённые мышцы с огромным количеством кровоизлияний. Если же по голове — ваши мозги живописно украсят окрестности.

Но что это? Персонаж сплёвывает (иногда — кровью), встаёт и как ни в чём ни бывало продолжает бой или преследование. Как будто у него не только регенерация Росомахи, но и его адамантиевые кости.

Почему так делается? Потому что острие или лезвие выглядит страшно, оставляет хорошо заметные видимые раны[1], и игнорировать его попадание зрителю/читателю достаточно сложно. Подавление недоверия перестаёт работать. Как и с пулей, которая пробивает человеческое тело насквозь — нам очевидно, что это не нормально. А от удара тупым предметом — большинство повреждений внутренние, и в первые мгновения человек может выглядеть вполне нормально. Даже синяки проступают не сразу. Это позволяет «смухлевать», сделать вид, что ничего такого и не было.

Кроме того, на нож или тем более пулю в жизни нарывались не многие из нас. А вот удары тупыми предметами при тех или иных обстоятельствах получали почти все — нужно быть на редкость везучим человеком, чтобы ни разу не поучаствовать в драке, ни разу не удариться о дверной косяк или ножку стула… Поэтому инстинктивно мы вроде бы знаем, что ничего страшного в этом нет — ну да, больно, неприятно, но можно сжать зубы и потерпеть. Опыт же ударного перелома, демонстрирующий, что на определённом этапе «количество переходит в качество» — к счастью, был не у всех.

Троп иногда может применяться даже к нечеловеческим и сверхъестественным существам, если они обладают сверхчеловеческой регенерацией и/или живучестью, но не обладают сверхпрочностью. Особенно от него страдают (или правильнее сказать — наслаждаются им?) зомби. Да, зомби не истекает кровью, не боится болевого шока, не должен дышать, и возможно, его мышцы способны сокращаться, даже будучи превращёнными в кашу. Но с раздробленными ногами он всё равно далеко не убежит! Чисто механически! Опора ему всё равно нужна, летающих зомби мало где можно встретить.

А вот в детективах куда чаще встречается аверсия — законы жанра требуют наличия трупа, а убийства совершают не профессиональные убийцы, а обычные люди, поэтому крайне часто орудием убийства является первый попавшийся под руку тупой предмет.

Подтропы, касающийся конкретно ударов тупыми предметами по голове — Сотряс — не простатит, за часок пролетит и Голова — уязвимое место. Противотроп — Бесполезный огнестрел, при котором нередко на противника действуют только удары кулаками и тяжёлыми предметами.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Эжен Лабиш, «Убийство на улице Лурсин» — пародия на троп: «Каких-нибудь двадцать ударов этим поленом по голове — и он умрёт…»

Кино[править]

  • Каждый первый фильм про кунг-фу, где персонажи спокойно принимают удары на грудь, способные расколоть хоть целое здание, а потом так же спокойно ведут себя в роли снарядов, запущенных с достаточной силой, чтобы пробить хоть 10 каменных стен. И только на всякое колюще-режущее их тела реагируют как положено.
  • Mortal Kombat (первый фильм) — зигзагом. Первый бой заканчивается тем, что Лю Кэн наносит противнику удар обеими ногами по нижним рёбрам, отчего тот сразу же помирает. Однако в драке с Рептилией он сам получает такой мощный удар в грудь, что проламывает спиной толстую каменную стену, но продолжает бой, как ни в чём не бывало. Иммунитет протагониста
    • Можно объяснить какой-нибудь особой шаолиньской методикой укрепления тела типа апгрейднутой «Железной рубашки». В конце концов, в финале Лю Кэн поражает противника энергетической волной — так что его возможности уже заходят за рамки возможностей обычного человека.
      • Он же избранный богами воин. Возможно это такая помощь от богов.
  • «Один дома»:
    • Во втором фильме бандит Марв 4 (четыре) раза получает по голове брошенным с крыши кирпичом. Одного такого удара хватило бы, чтобы навеки успокоиться, но Марв встаёт и идёт ловить мальчика Кевина, только пошатывается.
      • Вообще, если в первой части издевательства Кевина над «мокрыми бандитами» относительно реалистичны и не фатальны (за исключением разве что упавшего на голову всё тому же Марву утюга), то во второй всё гораздо жёстче, и здесь действуют законы мультяшной биологии: живые люди от такого не выживают (кирпичи плюс мешок цемента, удар током, горящей головой в бензин и т. д.).
      • ютуб-канал Screen Junkies подсчитал, что для того, чтобы пережить две первые части «Один дома» понадобилось бы 9 Гарри и 14 Марвов.
    • В третьем фильме на шпионов с высоты третьего этажа сначала падает сундук, полный книг, а затем штанга весом в центнер. И ничего, живые и активные.
      • А ещё на одного спустили газонокосилку, то есть тут даже острые предметы не опасны. Злодей паниковал и истерически орал, уверенный, что сейчас будет скальпирован или вовсе лишится головы… но лезвия только попортили ему причёску.
  • Resident Evil: Vendetta. Диего Гомес — здоровенный мутант, состоящий из сплошных мускулов и бронированных доспехов — бьёт Криса Редфилда в грудь металлическим кулаком, так что тот улетает метров на пять. Полёт Криса останавливает бетонная стена, об которую он сочно шмякается спиной. Ну всё, думает зритель (не проходивший всю серию игр, и не подозревающий, насколько Крис является главным героем). Отпрыгался. Даже если он как-то выживет с переломанным хребтом и с отбитыми внутренностями, в этом фильме он вряд ли будет играть активную роль — пара месяцев на больничной койке уж точно гарантирована. Ага, щас! Крис после этого не только Диего замочить сумел, но и два других боя выдержать (и выиграть)!
    • В «Жизни после смерти» Элис получает удар обухом топора от Палача — зомби ростом в два с половиной метра, а помянутый топор размером с мотоцикл, насаженный на лом. Она улетает в стенку, вклеивается в неё боком так, что кафель и цемент под ним разлетаются вдребезги, и стекает на пол. При этом в начале фильма её целенаправленно и подчёркнуто лишают суперсил, но в фильмах она настолько главный герой, что Крису и не снилось, так что через пару минут она снова подключается к бою без каких-либо признаков перелома всей левой стороны сразу.
    • Аверсия в следующем фильме, где сильный удар ладонью в грудь одного из героев останавливает его сердце. На Элис аналогичный приём предсказуемо не действует. Наверно, Вескер всё же облажался, нейтрализуя её силы, и оставил ей противоударность.
  • «Убить Билла»: Невеста получает прямой удар в грудь кистенём. Минимум сломанные рёбра, очень вероятны повреждения внутренних органов, — как минимум, лёгких. Встаёт и дерётся как ни в чём не бывало.
  • «Властелин Колец (фильм)»: видимо, ПиДжей считает, что «не проткнуть кольчугу» = «не причинить вреда». Даже если удар наносит огромный тролль (!) дрыном тяжелее героя (!!). С размаху. Да тут только кольчуга и уцелеет!
    • Подсвечено в «Однажды на Диком Западе» Андрея Уланова. Новобранец в фамильной мифриловой кольчуге идёт в бой. Получает штыком в живот и умирает в мучениях от внутреннего кровотечения. А на самом — ни царапины.
    • Ещё одна аналогичная подсветка — в «Войне колдунов» Александра Рудазова. Главгад надевает непробиваемую кольчугу, после чего Креол сильно жалеет, что вместе с ним главгаду противостоит Логмир со своими катанами, а не Индрак с молотом, один удар которого превратил бы врага в студень и сквозь доспех.
    • Ну, тролль вроде как промахнулся и наконечником-то попал в стену, а Фродо садануло перекладиной почти что вскользь. Но все равно ребрам должен был бы прийти каюк. Сцена с копьем в бок была и в книге, но там копьем орудовал орк, так что силы несоизмеримы. Хотя он-то попал как надо, в отличие от. Да и в книге упоминается огромный иссиня-чёрный синяк на груди у Фродо, а заодно и оцарапанный бок, которым он шмякнулся об стену.
    • Тот же тролль еще швыряет о стену Боромира. Тому и без мифрильной кольчуги хоть бы хны.
      • Боромир в доспехах. А доспехи, как известно, имеют развитую систему амортизации, в том числе и для минимизации последствий ударов тупыми предметами. Да и сравнивать крепость и выносливость опытного воина с щуплым полуросликом…
        • Система сия — пластина брони распределяет удар по площади, поддоспешник растягивает нанесённый удар по времени — служит для смягчения ударов в тело, а не всем телом в стену. Чем тупее и массивнее предмет, которым бьют защищённого доспехом человека, тем меньше эффективность этой защиты — удар по всему телу это терминальный случай, доспех спасёт только от ссадин. Кинетическая энергия тела, брошенного в стену, деться никуда не сможет и перейдёт в деформацию, частично упругую — для войлока, частично нет — для тела с разрывами тканей и кровоизлияниями. Какой толщины «пирог» войлочных матов для спортсмена — прыгуна в высоту? Примерно такой толщины должен быть поддоспешник Боромира, чтобы тот не получил контузию. Хотя, чего требовать от ПиДжея? В его фильме каменная кладка от первого же попадания из катапульты рассыпается в кучу пенопластовых кубиков, он все законы физики в белых тапках видал.
  • «Лига Справедливости» — Супермен лёгкой отмашкой швыряет Бэтмена на добрый десяток метров, тот врезается спиной в полицейскую машину и оставляет в её двери здоровенную вмятину — но Брюсу хоть бы хны (правда, позже он жалуется на «небольшой вывих» и демонстрирует кровоподтёк на всю спину). Ну да, костюм Бэтмена включает бронежилет — но вряд ли его подкладка имеет НАСТОЛЬКО крутые амортизирующие свойства!
  • «Мой любимый марсианин» — охранник в лаборатории, получивший удар огнетушителем по голове, даже не моргнул глазом, а развернулся к нападавшему.
  • Оно — обоюдное бросание камнями между Неудачниками и бандой Генри проходит без последствий для всех участников. Хотя в обеих экранизациях, и старой и новой, специально показывают, что некоторым представителям обеих сторон прилетело очень-очень больно. Но в больнице никто не оказался — в отличие от подобной ситуации в реальной жизни.
  • «Ван Хельсинг» — внезапно, субверсия. Заглавного героя весь фильм бьют и швыряют почём зря, даже проламывая им тонкие стены и перекрытия, а ему пофиг. Вот только Ван Хельсинг явно не простой смертный — намекается, что он вообще падший архангел Гавриил, а в конце фильма еще и оборотнем становится, и противоударность у него сильно повышенная. Анна весь фильм получает от вампирш мощных оплеух, но они хотят выпить её живьём (а перед этим еще и поиграть, как кошка с мышью), так что бьют не в полную силу. А человек, на которого прыгнул оборотень, погибает не от зубов и когтей, а тупо в момент столкновения с четырёхсоткилограммовой тушей, летящей со скоростью автомобиля (так погиб псих-гробовщик).
  • «Трансформеры» — Сэма швыряет на капот машины ударом руки здоровенный железный громила весом с автомобиль. Пострадали у пацана только нервы.

Аниме и манга[править]

  • City Hunter — Каори колотит Рё стотонным молотом, без комментариев

Видеоигры[править]

  • Mount and Blade: дробящее оружие никогда не убивает противника. Даже если враг вышел в бой голым, а у вас в руках боевой молот размером с две человеческие головы, и вы наносите удар с несущегося во весь опор скакуна. От падения с лошади, кстати, никто не получает ни царапины (хотя в реальной жизни падение с лошади нередко заканчивается травмами, разнящимися по тяжести от растяжения до перелома).
    • Да и летальные исходы были ох как нередки, особенно если упавший зацепился за что-нибудь и вместо того чтобы просто свалиться начал биться головой о землю пока лошадь продолжает неуправляемо скакать. Ничего сравнимого в игре, РАЗУМЕЕТСЯ, не происходит.
    • Более того: вражеские солдаты осведомлены об этой интересной особенности местной физики. Порой они намеренно кидаются под копыта вашего коня, лишь бы не попасть под ваш занесённый для лихого удара меч.
  • В HITMAN (2016) любой тупой предмет не убивает. Вы можете ударить противника молотком или разводным ключом, метнуть ему в голову ломик — он просто потеряет сознание. Хотите убить — извольте ткнуть бедолагу ножницами или отвёрткой.
  • State of Decay — аверсия: дробящее оружие требует отдельного навыка, но так же эффективно, как и режущее, к тому же оно позволяет сбивать зомби с ног.
  • Dwarf Fortress — аверсия. Тупые удары вполне способны вызвать и переломы, и разрывы тканей. Особо мощный удар может заставить осколки костей пропороть какой-нибудь жизненно важный орган.
  • Dark Souls — аверсия. Защита от дробящего урона у большинства доспехов и врагов ниже (даже если немного), чем от любого другого оружия или магии. Некоторые боссы (например, Элана — Скверная королева), способные заставить мага, клирика или «мушкетёра» рвать волосы на разных участках тела, быстро проходятся голым мужиком с большой-пребольшой дубиной.
    • Неудачный пример — как раз Элана имеет одинаковую защиту от всех видов физических атак, а вот к магическому урону (только на оружии, а не в виде дистанционных заклинаний) как раз уязвима. Маг с магическим лунным мечом будет эффективнее любителя дубины.
    • Тыкать скелета кинжалом или шпагой занятие долгое и неблагодарное, зато булавой этих дистрофиков можно вбивать в пол без труда.
  • Bully — юный протагонист и другие персонажи регулярно колошматят друг друга кирпичами, досками, битами, а один босс попробует надавать вам кувалдой (!). Никто от такого не умирает, только вырубается.
  • Kingdom Come: Deliveranceаверсия: урон в игре разделен на колющий, режущий и дробящий, и параметры доспехов предусматривают защиту от каждого урона отдельно. Поэтому сделано всё вполне реалистично: против тяжелого одоспешенного латника выходить с мечом почти бесполезно, зато булава или клевец сработают на отличненько.
    • Справедливости ради, такое разделение было ещё в Morrowind, только не в настолько радикальном виде.
  • Кстати, в самой Морре рукопашный бой сначала уменьшал у атакованного полоску усталости и только по её обнулении принимался за здоровье. С фитильком — речь всего лишь о кулаках, а не дубинках.
  • Metal Gear Rising: Revengeance — зигзаг. В игре есть тупой деревянный меч, ударенные которым враги оглушаются и выходят из боя, но не умирают(при том что главный герой обладает настолько богатырской силушкой, что может метать метал гиры). Однако в битвах с боссами он внезапно превращается в грозное оружие: Мистраль разрубает пополам, Муссону сносит половину черепушки, Минуано и Армстронга протыкает насквозь.
  • Left 4 Dead — даже на уровне сложности «Эксперт» Танк способен лишь повалить выжившего на землю — что ударом своей тонной руки, что запуском куска бетона прямо в голову (справедливости ради, может случиться и так, что Танк случайно пришибёт раненого, уже лежащего на земле. Но целенаправленно он этого не делает). Зато Ведьма одним взмахом своей культяпки располосовывает выжившего насмерть, аки нарукавным клинком Хищников. Неужели разрабы посчитали, что разрезанное пузо и/или грудина — это страшнее, чем перелом всего скелета и раздавленные внутренние органы? Бедолагу Хью Гласса медведь тоже покромсал на конфетти — а тот ничего, живой остался.
  • Rimworld — булавы лучше всего подходят для нанесения нелетальных повреждений, из-за чего именно это оружие выдают «полицейским» — поселенцам-милишникам, которые должны предотвращать побеги и пресекать убийства при тяжёлых нервных срывах. Отчасти аверсия, так как нередко «усмирение» при помощи булавы или полена оказывается окончательным и бесповоротным. И даже если жертва не погибнет, тупая травма головы может вызвать повреждение мозга и снижение функций. Правда, огнестрел и всякие мечи для этого дела подходят ещё меньше — они вообще могут ваншотнуть или отсечь конечность с весьма немаленьким шансом.
  • UNEpic — булавы отлично подходят против всяких скелетов и оживших доспехов. Живых существ ими лучше не колошматить, урон будет никакущий.

Визуальные романы[править]

  • Ace Attorneyаверсия. Один из самых распространённых способов убийства — удар тупым предметом по голове. В частности, именно так убили Мию Фей.

Настольные игры[править]

  • В ролевой системе «Мир Тьмы» бэшинговый или тупой урон — самый слабый из трёх видов урона (два других — «летальный» урон от острых предметов, и «аггравированный» от всяких сверхъестественных факторов и специфических уязвимостей). Против бэшинга иммунитет у самого большого числа монстров, его легче всего нейтрализовать при получении, а если он получен — легче всего вылечить. Пример, впрочем, с фитильком: если бэшингового урона будет больше, чем противник может поглотить, им всё-таки можно убить. Правда, одного удара на это хватит только особо мощным тварям (например, временно «разогнанному» пунктом крови вампиру с силой 4, Могуществом 3 и кувалдой), а вот при продолжительном избиении
    • Аверсия в ролевой системе «Хроник Тьмы» (изначально начинались, как новая редакция «Мира Тьмы») — любое оружие наносит летальный урон. Бэшинговый — только от рукопашного боя (и то, умелые боксеры, каратисты, мастера боевых искусств могут наносить летальный урон рукопашными атаками).
  • GURPS — полная аверсия. «Нелетальный» урон отсутствует в принципе, а попытка оглушить кого-нибудь дубинкой по голове вполне может окончиться летальным исходом.
  • Kenshi — инверсия. Ударный урон опаснее всего — для восполнения хп от раны нужны только аптечки, перелом — еще и шины.

Примечания[править]

  1. Интересно, что штыки для боевого оружия обычно делают тупыми: они оставляют не аккуратную колотую рану, а куда более тяжёлую рваную. Что характерно, троп работает и тут: инстинктивно тупое лезвие воспринимается менее опасным, чем острое.