Touhou Project

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Touhou Project (от яп. 東方, т. е. восток, восточный) — серия компьютерных игр в жанрах shoot’em up и файтинг. Создаётся данная серия с 1995 года одним-единственным человеком, известным под ником «ZUN». Со временем франшиза обрела огромную популярность, обзавелась множеством спин-оффов, официальными артбуками и мангой. И это только официальный контент. Ведь по мотивам Тохи было выпущено тысячи фанатских работ, включая игры и даже аниме!

Touhou не стоит путать с кинокомпанией Toho, которая сняла «Семь Самураев» и фильмы о Годзилле.

Сеттинг[править]

Основное место действий почти всех игр и сопутствующих произведений — Генсокё — некое место в современной Японии, скрытое от всего мира Великим Хакурейским Барьером. Создан он был в 1885 году с целью спасти от исчезновения всевозможных фантастических существ — ёкаев, которые начали исчезать по причине того, что люди внешнего мира больше не верили в них. В Генсокё же эти существа смогли выжить, так как внутри Барьера их существование никем не ставится под сомнение. На границе реального мира и Генсокё находится храм Хакурей, выполняющий ключевую роль в поддержании Барьера. Почти все люди в Генсокё живут в безымянной Деревне людей, где они находятся в сравнительной безопасности, а вот за её пределами обычному человеку выжить весьма сложно. В то же время в серии появляются такие локации, как Ад, Небеса, Мир Мёртвых и им подобные.

Сюжет игр обычно вертится вокруг так называемых «Инцидентов» — странных, выбивающихся из привычного хода событий происшествий, например, не исчезающий несколько дней красный туман или слишком затянувшаяся зима. В таком случае на расследование происшествия выдвигаются несколько персонажей, кто-то по должности или приказу, кто-то по личным причинам, а кто-то и просто со скуки. Битва между персонажами выглядит как обстреливание друг друга магическими снарядами, чередуемое с особо мощными волнами снарядов — «Спелл-картами». Данная система была придумана главной героиней, Рэйму Хакурей, для того, чтобы дать возможность слабым сражаться с сильными на равных. При этом дуэли не ведутся насмерть, и зачастую затеваются даже по пустяковым поводам.

Геймплей[править]

Тохо — типичный Shoot'em up, во многом вдохновлённый такими играми как Raiden, DonPachi и несколькими другими. Игрок, выбрав одного из трёх-четырёх персонажей, обладающих различными типами стрельбы и способностями, продвигается по уровню, отстреливаясь от вылетающих со всех сторон экрана противников, которые в свою очередь стремятся попасть своими снарядами в игрока. В середине уровня игроку встречается мидбосс, а в конце уровня — собственно, босс. Мидбоссы и боссы имеют несколько разнообразных атак и несколько стадий. После исчерпания определённой отметки на полоске здоровья босс активирует спелл-карту, становится гораздо менее уязвим к урону, снаряды с предыдущей атаки исчезают, а новые выпускаются по более сложным для уклонения траекториям и/или в большем количестве. После полного опустошения полоски здоровья все снаряды на экране исчезают, а сложность атаки возвращается в норму. Повторяется данный процесс до тех пор, пока у противника не кончатся спелл-карты, обозначаемые звёздочками вверху экрана. Последняя спелл-карта иногда включается сразу после окончания предпоследней, дополнительно усложняя задачу игрока. Другой популярный трюк — полная неуязвимость во время действия спелла, что вынуждает игрока не стрелять, а уклоняться до окончания таймера.

Сюжет подаётся в диалогах между только что побитым боссом и играбельным персонажем, в короткой серии слайдов после прохождения, а также, разумеется, в мануале.

Подача и популярность[править]

Напрашивается вопрос, как вообще возможно передать внятный сюжет и сеттинг в играх в жанре лети-стреляй, и как такое в принципе смогло стать популярным? Сюжет ранних игр начинается далеко за их пределами — так, вступление и руководство к первой игре для Windows, а так же первичная характеристика Генсокё была написана ещё на официальной страничке игры, на простеньком сайте. С каждой игрой идёт файл omake.txt, вводящий в в курс дела об инциденте, и подробнейшая характеристика персонажей. Читать про тех, до кого в игре не дошли — запрещается, спойлеры же. ZUN особо старается огораживать игроков от спойлеров — не разрешает выкладывать концовки, скрывает неразблокированную музыку, побуждая игроков пройти всё самому. После прохождения по задумке следует прочесть файл с прямой речью автора. Диалоги в играх просты, однако основной интерес игр сокрыт в деталях — узоры атак, в отличие от многих игр этого жанра, сделаны не просто так, и не только чтобы проверить игрока на прочность, и не только в декоративных целях, а с намерением раскрыть персонажей через используемые ими приёмы. Названия атак, уровней, музыкальных тем, имена и дизайн персонажей содержат в себе множественные отсылки на культуру, мифологию, религию, философию Японии и Востока и заставляют фанатов и переводчиков лихорадочно листать энциклопедии, порой радуясь очередной никем незамеченной раннее находке через годы после выхода игры. Хоть в играх и полно девушек, ни о каких вещах в духе передачи маны через непристойности никогда речи не шло (хоть фанаты и рады поспорить, и даже порисовать). Стоит ли говорить о музыке серии и её неразрывности с образами персонажей? ZUN считает себя в первую очередь композитором.

Так комбинация хардкорного гейминга, моэ, фентезийного восточного сеттинга и загадки, оказавшись в нужное время в нужном месте — в 2002 году на Комикете, в центре толпы из сотен тысяч отаку; продававшаяся под лицензией, позволившей этим отаку публиковать (и продавать!) собственные работы в том же сеттинге и с теми же персонажами тут же на Комикете, и во время бума технологий, позволяющих их создавать любому желающему на домашнем компьютере — хоть рисунки на планшете, хоть музыку в секвенсоре — сперва совершила фурор среди хардкорных отаку на додзин-сцене Комикета (оттесняя уже ставшие там культовыми работы Key). Затем без преувеличения огромное множество фан-арта, додзинси, музыки и весьма странных мемов захлестнули только зарождавшийся японский Интернет, и Тохо запечатлелась там навсегда, став одним из столпов японских отаку, наравне с такими восходившими звёздами Комикета, как работы Type-Moon и 07th Expansion (при том, в отличие от них, не подавшись сломя голову в коммерцию, ограничившись релизами в Steam и на PS4 на правах инди-игр, и до сих пор не желая опошляться, снимая официальное аниме, за что ценима преданной аудиторией. Даже мерчендайз вроде фигурок делается исключительно фанатами и для фанатов). Благодаря практически ежегодным новым релизам, популярность серии не затухает и по сей день.

Со временем появилась официальная манга, книги, детальнее раскрывающие персонажей и мир (рекомендованные новичкам), и более легкоусваиваемые игры-файтинги.

Распространённым заблуждением является принятие одной из фанатских работ — будь то анимационный музыкальный ролик на Ютубе, или додзин-игра по мотивам — за полностью оригинальную работу, или, ещё ироничнее — за первоисточник.

Персонажи[править]

За что серия Touhou Project известна — так это за просто огромное количество персонажей. Практически в каждой игре ZUN вводит от одного до семи абсолютно новых персонажей. Также некоторые персонажи сперва упоминались в книгах или манге, а уже потом вводились в игру. Есть и такие персонажи, которые участвуют только в книгах и манге. Тем не менее, можно выявить некоторое количество важных персонажей, которые так или иначе появлялись в качестве играбельных, или же наоборот — в качестве боссов финальных и бонусных уровней.

Основная статья: Touhou Project/Персонажи

Что здесь есть[править]

  • Аллюзия — в этой серии их очень много:
    • Во-первых, конечно же, множественные отсылки к JoJo's Bizarre Adventure! Всё-таки ZUN — большой фанат этой серии:
      • Сакуя Изаёй, как таковая, является одной большой ходячей отсылкой к Дио Брандо.
      • В 6-й части (именно в ней и появилась Сакуя) в диалоге между Марисой и Ремилей пародируется знаменитый диалог между Дио и Цеппели про «А ты помнишь, сколько буханок хлеба за жизнь съел?».
      • В 8-й части в описании Лунатик-версии спелл-карты Кагуи Хорайсан «Божественное сокровище „Salamander Shield“» ZUN делает очень жирную отсылку к персонажу JoJo Эсидиси и его способности нагревать свою кровь до температуры кипения.
        • А в части 9.5 у всё той же Кагуи имеется спелл-карта под названием «Новая невыполнимая просьба „Красный камень Эйша“». Собственно, красный камень Эйша — весьма сюжетно важный артефакт из второй части JoJo.
      • В 11-й части Юги Хошигума сражается с главными героинями, не пролив ни одной капли сакэ. Это отсылка к тому, как в первой части JoJo Цеппели заставил Джонатана драться, не проливая ни одной капли вина.
      • Пара персонажей Ичирин Кумой и Ундзан и их стиль боя (особенно в официальных файтингах) — оммаж к cтендам и, в частности, к Star Platinum.
      • Способность Хатате Химекайдо к спиритической фотографии — отсылка к одной из способностей стенда Джозефа Джостара Hermit Purple. Хатате даже носит одежду фиолетового цвета.
    • С Фландр Скарлет связано сразу несколько отсылок к роману Агаты Кристи «Десять негритят»:
      • Её музыкальная тема называется «U.N.Owen was her?» — отсылка неизвестному А. Н. Ониму (в оригинале U.N.Owen), заманившему персонажей романа на остров.
      • Её предпоследняя спелл-карта, на время которой она исчезает, называется «Тайный узор „И никого не станет?“». После поражения в диалоге с Марисой Фландр даже объясняет, что предназначение этой спелл-карты — сделать противника «последним негритёнком», произнося изменённую последнюю строчку той самой считалки из романа на английском: «She died by the bullet and then there were none.»
      • В вышеупомянутом диалоге Мариса тоже цитирует последнюю строчку считалки (Фландр даже удивляется, откуда та её знает), причём дважды и, опять-таки, на английском: сначала оригинал, предлагая Фландр повеситься (та отвечает, что от такого она не умрёт), а затем измененный вариант женитьбой (после чего предлагает познакомить её с Рейму).
    • Сильнейшая техника Рейму Хакурей «„Природная фантазия“» (именно так, с кавычками) в оригинале называется «「夢想天生」» и читается как «Musou Tensei». Точно так же читается название секретной техники Кенширо из Hokuto no Ken «無想転生». У них даже каноничный принцип действия немного похож: как и Кенширо, Рейму становится невосприимчивой ко всем атакам.
      • Ещё сильнее эту отсылку подсветили в Touhou Hisoutensoku (официальный файтинг). Если Рейму использует «Природную фантазию» в третьем (финальном) раунде, то музыка поменяется на изменённую версию одной из её музыкальных тем. При этом, мелодия начала этой изменённой версии напрямую отсылает к песне «You wa Shock» из аниме-экранизации Hokuto no Ken.
    • Комачи Онодзука в своих внутреигровых диалогах несколько раз делает отсылки к Death Note.
    • Цукумогами-зонтик Когаса Татара один раз пыталась присматривать за детьми (вернее, просто пугать их), потому что узнала, что во Внешнем Мире няни летают по небу на зонтиках.
  • Бело-серая мораль — те, кто хороши, апатичны ко всему, если это не затрагивает их интересы или самого Генсокё. Большинство финальных боссов в серии больше эгоистичны или безответственны, чем откровенно злые, имея недостаток внимания к остальной части Генсокё, будь то из-за корыстных интересов (Ремилия Скарлет), недальновидности (Эйрин Ягокоро и Кагуя Хорайсан) или откровенной глупости (Уцухо Реюдзи). Есть, правда, несколько исключений: Сайгё Аякаси — безмозглое дерево-людоед; и Тайсуй Синцзюнь, при том условии, что он действительно существует.
    • Эммм… открываем статью Деконструкция, раздел «Попаданец? И чё?», пункт посвящённый собственно Touhou Project… Там точно есть хотя бы один серый персонаж, не говоря уж о белых? В стране людоедов?
    • Впрочем, чем дальше развивается серия, тем темнее и острее она становится. Лунные жители с их идеологией — уже явно тёмно-серые персонажи, и их противостояние с помешанной на мести Дзюнко и богиней Ада Гекатией в 15-й части — натуральные все оттенки серого (главных героинь в этой части, по сути, просто использовали).
    • А 17-я часть — это вообще чёрно-серая мораль, противостояние двух антиутопий. С одной стороны — духи животных, объединённые в преступные банды с якудза во главе, социал-дарвинисты, использующие слабых духов людей в качестве рабов или еды. С другой — богиня Кейки Ханиясушин, тоталитарный миротворец, защищающий духов людей с помощью глиняных идолов, которые вроде бы обслуживают их, но на самом деле контролируют каждое их действие и не дают им ступить и шагу.
      • О антиутопии у Кейки рассказывает Яччи(и только бегло, буквально одной короткой фразой, в одной из концовок), которая в этой части вообще выступает довольно ненадёжным рассказчиком(использовала героиню как инструмент, не выдавала план до конца, рассказывает явную пропаганду против Кейки).
  • Бог во плоти — так как в серии присутствуют не привычные нам боги из D&D-подобного сеттинга, а синтоисткие ками, то «боги» здесь живут вообще в любом предмете. Но под троп напрямую подпадают Сувако Мория и Канако Ясака, богини храма Мория. Помимо того, их жрица, Санаэ Кочия, сама является «арахитогами», то есть полубогом.
    • Впрочем, среди богов есть существа помощнее. В одной из игр упоминается буддийский бог Бисямонтэн, который даже не появляется лично, а посылает вместо себя свою ученицу и аватара — Сё Торамару, причём она выступает как босс 5 уровня. А богиня Ада, Гекатия Лапислазули, появляется лично как босс экстра-уровня. Причём Слово божие гласит, что играбельные персонажи просто физически не способны были бы победить её, если бы она была хоть сколько-нибудь серьёзной.
    • Ктулху с побитой мордой — учитывая предыдущий пункт, приходится иногда бить данных персонажей. Учитывая файтинги, иногда с этим делом справляются и довольно слабые персонажи. Впрочем, последнее — это уже явный Геймплей вразрез с сюжетом.
  • Бонус для гениев — очень интересный бонус содержат в себе 6-я, 7-я, 8-я и 9-я (только триал-версия) части, о чём долго никто не знал (по крайней мере, в западном фэндоме). В саундтрек этих частей, помимо основной музыки в WAV-формате, входят ещё и все те же самые треки в MIDI-формате. Думаете, это просто авторские аранжировки для красоты? На самом деле, всё куда хитрее. Дело в том, что когда ZUN только начал делать Windows-части, он использовал для написания музыки синтезатор SC-88Pro. На нём он написал весь саундрек 6-й части. Однако потом он решил перейти на другой синтезатор, а он звучал совсем по-другому, поэтому ZUN решил переписать всю музыку заново. Однако вместо того, чтобы избавиться от оригинальных версий треков, он включил их в игру в виде MIDI-файлов. А для 7-й и 8-й частей, а также триал-версии 9-й, он уже специально писал аранжировки на SC-88Pro и, опять-таки, включал их MIDI-файлы в игру. В самих играх все эти треки звучат по-другому, но если воспроизвести их на SC-88Pro, то можно получить оригинальное звучание. Хотите послушать, как все эти треки звучат на самом деле? 6-я, 7-я, 8-я и 9-я (триал-версия) части.
  • В каждую руку по оружию изредка берут Рейсен Удонгейн Инаба и Ёму Компаку. У первой это пистолеты, у второй — мечи. Впрочем, дополнительное оружие они берут в основном для магических приёмов.
  • Вербальный тик: У Марисы есть один такой. Очень интересный, но, к сожалению, не поддающийся переводу (более того, попытка оставить его в тексте при переводе — признак надмозга) — она очень любит заканчивать предложения частицей «дзэ» (ぜ). В японском языке это частица, которой в разговорной речи пользуются в основном мужчины для того, чтобы сделать предложение более напористым и грубоватым, а также выразить намерение действовать. Конечно, существует более литературная и нормальная для женщин версия данной частицы, «ё» (よ), однако ни один персонаж в игре не пользуется ею так часто, как Мариса своей «дзэ».
    • Мононобе-но Футо, по причине того, что по сюжету недавно проснулась от четырнадцативекового сна, использует в своей речи устаревшие японские местоимения: «ва» (我) в значении «я» вместо «ватаси» (私) и «онуси» (おぬし) в значении «ты/вы» вместо «аната» (あなた). В фанатских переводах она обычно просто пользуется архаичными словами, а в английском ещё и использует «thou» вместо «you». А ещё Футо иногда заканчивает предложения частицей «дзо» (ぞ). Значение у неё примерно то же, что и у Марисиной «дзэ», однако также её принято использовать в общении только либо с друзьями, либо с теми, кто ниже тебя по статусу (что очень подходит Футо, так как она является членом влиятельного японского рода Мононобе).
  • Визуальная отсылка: альтернативные расцветки персонажей в официальных файтингах иногда могут отсылать к персонажам из других известных франшиз. Например, альтернативные расцветки Сакуи и Ёму из 12.3 части отсылают к Дио и Silver Chariot — станду Полнарёффа
  • Война интеллектов: По сути, вся Вторая Лунная Война являлась интеллектуальным противостоянием Юкари и Эйрин. Собственно, первая и затеяла её для того, чтобы победить вторую.
  • Героиня-шовинистка: Рейму Хакурей. Конечно, изгонять ёкаев ей по должности положено, но вот только слишком уж сильную нелюбовь к ним она питает, что часто подмечают и другие персонажи. Причём, в отличие от остальных истребителей ёкаев, занимающихся своим делом строго по необходимости, Рейму, порой, нападает безо всякой причины. Например, она атаковала девушку-ёкая просто за то, что та сидела и читала книгу, а человека, который сам превратил себя в одного из них — вообще бесцеремонно убила в полной уверенности, что тот совершил великий грех.
  • Говорящее имя: феи солнечного, лунного и звёздного света носят имена Санни Милк, Луна Чайлд и Стар Сапфир соответственно. Ёкая-светлячка зовут Риггл Найтбаг (то есть, «ночной жук»). Очень умную и начитанную волшебницу — Пачули Нолидж («знание»). Сёстры-вампиры носят фамилию Скарлет («алый», цвет крови).
  • Кастовое сообщество имеется у тенгу. Пока что показаны только три разновидности: карасу-тенгу (вороны-тенгу), хакуро-тенгу (тенгу-белые волки) и дайтенгу (великие тенгу). За пределами горы Тенгу можно увидеть только карасу-тенгу, которые занимаются сбором информации для газет.
  • Книга по игре по книге: частое явление в фэндоме. Сначала ZUN пишет для одной из своих игр какой-нибудь музыкальный трек. Потом какая-нибудь фанатская музыкальная группа делает аранжировку этого трека. Потом другие фанаты на эту аранжировку делают анимированный клип (впрочем, чаще клип делают сами авторы аранжировки). А потом на этот клип третьими фанатами делаются всевозможные пародии, причём часто они ещё и утекают в другой фэндом. Как итог, представители этого фэндома знают только про пародию и не в курсе, что это пародия на клип по аранжировке музыкальной темы из Touhou Project.
    • Историю клипа Bad Apple!! можно считать просто квинтэссенцией тропа. Сначала в 1998-м был написан оригинальный трек — тема 3-го уровня 4-й части серии Lotus Land Story. Потом в 2007-м фанатская группа Alstroemeria Records выпустила песню-аранжировку этой темы, как часть альбома Lovelight с другими Тохо-аранжировками. Потом 2008-м один из фанатов под ником Mu выложил на сайте NicoNicoDouga (Японский аналог Ютуба) текстовое видео, в котором описал концепт и примерную хореографию фанатского клипа по данной песне, и попросил других фанатов анимировать этот клип. Идея получила популярность, и множество разных фанатов разными способами пытались притворить её в жизнь, пока наконец в 2009-м один из них под ником あにら не выложил тот самый теневой клип, ставшим огромным хитом. После этого произошёл настоящий взрыв фанатских версий Bad Apple!!, до конца не утихший до сих пор: люди делали каверы песни, меняли текст, запускали клип на всём, что только можно, и делали версии с персонажами других фэндомов, на которые, в свою очередь, уже члены этих фэндомов начинали делать каверы. В итоге, Bad Apple!! стал настоящим символом Touhou Project, и, в частности, её фэндома, коллективными страданиями которого данный клип появился на свет.
  • Кошка по имени Нэко: сатори (ёкай, умеющий читать мысли) по имени Сатори Комейдзи и нуэ (ёкай-химера) по имени Нуэ Хондзю.
  • Крутой байкер: Бякурен в файтингах.
  • Крутой в плаще. Целая россыпь таких. В первую очередь, конечно, Уцухо Рейудзи с силой ядерного синтеза и невероятно крутым плащом с изображением галактик на внутренней стороне. Чуть менее круты плащи Сумиреко Усами, Чиматы Тенкю и Тоёсатомими-но Мико. У первой на внутренней стороне плаща изображены руны, у второй — облачное небо, а у третьей плащ плавно меняет цвет между красным и синим.
    • Ещё плащи носят Юмеми Окадзаки и Риггл Найтбаг, финальный босс 3-ей игры и босс 1-ого уровня 8-ой игры соответственно. У них плащи самые обыкновенные.
  • Крутой инвалид — согласно Слову Божьему, такой является богиня Окина Матара, финальный босс 16-й части и одна из создательниц Генсокё, настолько могущественная, что способна буквально перестроить его с нуля (а также одна из всего двух персонажей в серии, способных «убить» бессмертных фей). По изначальной задумке автора она должна была ездить в инвалидной коляске и в числе своих множественных божественных ипостасей в том числе называться «богиней инвалидов» (на её примере он хотел показать, что люди с инвалидностью далеко не всегда беспомощны, и вполне могут быть самостоятельными и даже сильными), однако потом ZUN испугался, что не сможет правильно донести мысль, и это будет выглядить как издевательство инвалидами, поэтому, в итоге, заменил коляску обычным креслом, а титул перефразировал на более нейтральный «богиня угнетённых». Когда же после интервью (японские) фанаты отнеслись к идее положительно, в более поздних официальных появлениях Окина уже стала передвигаться в коляске. Правда, из-за этих опасений автора сразу же изобразить инвалидность Окины возникли микротрещины в канве, так как в более ранних появлениях уже были кадры, где она стоит и ходит. Обоснуй: далеко не все колясочники полностью парализованы, и некоторые вполне могут ходить, пусть и недолго (например обладатели сильных хронических болей в ногах).
  • Крутой фехтовальщик: Ёму, разумеется. Также мечи с собой носят Тоёсатомими-но Мико и Тенси Хинанави, но они ими не сражаются — мечи артефактные и дальнобойные. Ещё нечто, называющееся «меч», носит с собой Фландр Скарлет. Оружие носит гордое имя «Лаватейн», а по виду напоминает скорее гнутую стрелку от часов. В активированном виде выдаёт энергоклинок метров эдак на пятнадцать (а ещё его можно использовать в качестве энергетического лука). Плюс ко всему вышеперечисленному, Чирно может создать ледяной меч. В её случае это скорее круто, но непрактично, так как противники, которым не наплевать на эти удары, могут быть побеждены сбрасыванием на них здоровенной глыбы льда, на что сил ей, в общем-то, хватит. Да и фехтовальщик из феи, ясное дело, не ахти.
  • Левитация: любой персонаж любой игры серии после 6 части включительно. В более ранних — тоже достаточно, но не все.
    • У Рейму Хакурей, главной героини, левитация — каноничная способность, причём намекается, что её левитация нечто большее, чем обычный полёт. Так, в своей спелл-карте «Природная фантазия» Рейму «взлетает над миром» и становится неуязвимой для вообще всех атак.
  • Лелуш Шрёдингера — является-ли Марибель Хирн из Музыкальных Альбомов версией из прошлого Ёкая Границ Юкари Якумо или нет? С одной стороны, всяческие намёки в виде схожих вкусов в одежде, внешности (особенно цвета волос и глаз), а также способностей, осознанную отсылку на писателя, попавшего в Японию, сменив там фамилию и имя с Лафкадио Хирн на Коидзуми Якумо (Эту тему затрагивал даже сам автор, когда того спросили о связи между Марибель и Юкари). С одной стороны звучит правдоподобно, с другой — странность разобрания с временными петлями и так далее.
    • Впрочем, ЗУН говорил, что между управлением пространством (способность Юкари) и временем во вселенной Touhou нет разницы, поэтому в теории, Мэри вполне могла попасть в прошлое, а там, за тысячелетия, изменится и характер с поведением и прочим + стать ёкаем из человека в тоховерсе вполне возможно. Так что эта теория имеет право на существование.
  • Маги живут долго: достигнув определённого уровня магического развития, волшебник осваивает магию под названием «Сятю» (буквальный перевод: «Отказ от характера»), которая останавливает старение его тела, позволяя жить сотни лет. Раньше до это этапа маги доходили уже в преклонном возрасте, но сейчас, по причине жизни в Генсокё, где магией пропитано абсолютно всё, это сделать гораздо проще.
  • Мастер времени: Сакуя Изаёй, чья способность является отсылкой к Дио Брандо. Впрочем, спектр применения её временных способностей многократно шире: Остановить или замедлить время? Метнуть нож и ускорить его во времени, разогнав до скорости света? Заставить прошлое, настоящее и будущее происходить одновременно? Да-да, Сакуя всё это может, и активно пользуется этим в бою. Правда, обращать время вспять она не умеет. И путешествовать во времени, кстати, тоже.
  • Мне на самом деле семьсот лет: не меньше половины важных персонажей действительно живут очень долго, причём немалая часть даже не пытается вести себя соответственно.
  • Название заклинания произносится вслух: интересный обоснуй. Название спеллов действительно произносят вслух, но делать этого, по сути, необязательно. Все названия атак — это часть данмаку-дуэлей, да ещё и составленные по принципу «что вижу — о том и пою».
    • Напрямую о вербальном наименовании своих атак никто не говорил, но, скорее всего, под «объявлением спелл-карты» подразумевается именно выкрик её названия.
  • Ожившая статуя: ожившая статуя-комаину (страж синтоистского храма) Аун Комано и ожившая статуя дзидо (общее наименование для статуй, хранящих дороги) Наруми Ятадера.
  • Он просто идиот: причина того, почему феи постоянно попадают в неприятности. Полетать во время грозы и попасть под молнию? Бросить вызов сильнейшему человеку во всём Генсокё? Это всё про них. Это им ещё повезло с ретроактивным бессмертием.
  • Разрушение четвёртой стены: не совсем «разрушение» (скорее «потрескивание»), но Юкари такое иногда проворачивает — то у неё атаки идут строго по краям экрана, то игровая музыка на секунду останавливается во время её супер-удара. А в одном из официальных изданий она мельком замечает, что демонстрирующий свою атаку (взятую прямо из игр) персонаж направил её не на окружающих, а на какого-то зрителя из иного мира, после чего Сумиреко удивлённо спрашивает «Ты что, имеешь в виду, что она атакует какой-то видеоигровой экран?»
  • Реклама алкоголя: создатель франшизы представляет собой ходячий её пример, и творчеством занимается исключительно под пивко. Как следовало ожидать, и в созданной им вселенной сакэ пьют много и с удовольствием. Особенно демоны-они. А единственный персонаж ZUN’а, не относящийся к Touhou, был создан для рекламы пивного фестиваля.
  • Ретроактивное бессмертие здесь может получить любой, кто выпил Хорайский эликсир. Любой кто сделает один глоток, получит биологическое бессмертие, два — перестанет болеть, а не третий получит собственно, способность мгновенно воскрешаться после смерти. Серьёзные раны зарастают ровно за 24 часа, так что это ещё и регенерация второго типа. При этом никакой дополнительной прочности или сопротивляемости тело не приобретёт, так что Хорайских людей всё ещё можно победить, поколотив их до такой степени, что они не смогут продолжать бой из-за боли.
    • Эта способность — единственная причина, почему феи всё ещё существуют. Сами феи очень слабые и глупые, но после смерти они восстановятся через несколько часов, причём работать это воскрешение будет до тех пор, пока существует аспект природы, который они воплощают. Учитывая, что известные феи зависят от таких материй как весны, лунного, солнечного и звёздного света, концепции льда и человеческого разума, уничтожить некоторых из них очень сложно. К тому же последняя из упомянутых фей, Клаунпис, воплощающая разум, зависит не только от живых людей, но и от находящихся в Мире Мёртвых, что означает, что окончательно убить её без глобального изменения реальности вообще не представляется возможным.
  • Сатира: да, тут и такое есть. ZUN не раз и не два проезжался по жёлтой прессе с её манерой, в погоне за сенсациями, дурить читателей громкими заголовками, подтасовкой фактов и намеренным умалчиванием некоторых важных деталей. Иногда, за компанию, доставалось ещё и пропаганде с помощью СМИ. Квинтэссенцией всего этого стала книга «Alternative Facts in Eastern Utopia», вышедшая в мае 2017-го года.
    • На тебе!: присутствует в вышеупомянутой книге. В одном из эпизодов Ая Шамеймару (главная героиня), повествуя в своей газете о публичном выступлении Тоёсатомими-но Мико в Деревне людей, просто взяла и переписала почти весь текст из случайно попавшей к ней статье из внешнего мира. В итоге, в её рассказе говорилось о том, как Мико на своём выступлении яростно призывала людей построить стену вокруг Деревни, дабы оградится от ёкаев-иммигрантов. Да-да, вы правильно поняли, про кого была та статья. Кстати, позднее в этой же книге идея «построить стену» (да и вообще любая политика самоизоляции) критикуется уже прямым текстом. Забавно, что критика эта звучит из уст богини Ада, у которой Ая брала интервью.
    • В одной из глав официальной манги «Forbidden Scrollery» затрагивается тема того, что современные люди верят социальным медиа гораздо больше, чем СМИ, несмотря на то, что через них тоже несложно распространять ложную информацию и вести пропаганду.
  • Семантическая сверхспособность: некоторые персонажи обладают такими. Например, Юкари Якумо, чья способность, управление границами, позволяет телепортироваться, создавать мощные защитные барьеры, и даже атаковать чистыми концептами, как например, в спелл-карте «Граница между ёкаем и человеком» из файтингов. Если идти глубже, то она способна даже создавать и уничтожать предметы, уничтожая или создавая его границы, но такие способности Юкари пока не демонстрировала, вероятно из-за трудоёмкости процесса или банального отсутствия необходимости в таких мощных средствах.
    • Уже упоминавшаяся способность Рейму Хакурей к полёту также на самом деле гораздо мощнее, чем кажется.
  • Сменить пол в адаптации: прообразом для Тоёсатомими-но Мико выступил принц Сётоку. Впрочем, в каноне есть несколько намёков на то, что родилась она вполне-себе мужчиной, а женщиной стала уже после превращения в бессмертного отшельника-сикайсена.
    • А вот с Фудзиварой-но Моко аверсия. Она не является женской версией реального человека по имени Фудзивара-но Фухито — она его дочь.
  • Страшная маска: имеется у Хаты-но Кокоро. Сама она — мэнрэйки, ёкай, появившийся из масок Гигаку (такой японский театр), и выражает эмоции одной из своих 66 масок. Эти маски и сами по себе выглядят довольно пугающе, но её суперудар из 14.5 давит педаль в пол. При его использовании она устраивает противнику настоящий скример, причём показано это глазами жертвы. При этом Кокоро использует маску Хання.
  • Хлипкий маг. Пачули Нолидж — просто воплощение этого тропа. Она страдает астмой и анемией, и поэтому редко может драться в полную силу. Зато в магии она исключительно сильна.

Примечания[править]