Телеспектакль: различия между версиями
(Новая страница: «Следует различать фильм-спектакль и телеспектакль. '''Фильм-спектакль''' — это обыкновенный театральный спектакль, записанный на плёнку, нередко даже в присутствии публики. Иногда его могут называть телеверсией театрального. '''Телеспектакль''' же — это...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Следует различать фильм-спектакль и телеспектакль. '''Фильм-спектакль''' | Следует различать фильм-спектакль и телеспектакль. '''Фильм-спектакль''' — это обыкновенный театральный спектакль, записанный на плёнку, нередко даже в присутствии публики. Иногда его могут называть телеверсией театрального. '''Телеспектакль''' же — это спектакль, поставленный и сыгранный ''специально и исключительно для показа по телевизору''. По сути, телеспектакль мало чем отличается от [[Телефильм|телефильма]]. Главное отличие — бо́льшая [[Шоу в бутылке|камерность]]: натурных сцен в телеспектакле или мало, или нет вовсе, большинство интерьеров — простые декорации, близкие к театральным. Впрочем, и эти условия соблюдались не всегда, и грань между телефильмом и телеспектаклем всегда была довольно призрачной. В СССР главным отличием считалась студия-производитель: если произведение выпускалось на ТО «Экран» или другой киностудии — телефильм. Если спектакль, то фильм-спектакль, обычно запись из театра. Если главной редакцией литературно-драматических программ — телеспектакль. Некоторые выпуски детских передач вполне могли представлять собой телеспектакль, зачастую с некоторым обрамлением. Часто встречалось в "Будильнике". Иногда в передаче была небольшая вставка - инсценировка какого-то произведения, не длиннее половины передачи. Вполне могло быть снято именно для этой передачи. | ||
Первые телеспектакли появились ещё до войны в США. Первый советский телеспектакль был показан в 1939 г. Расцвет жанра в СССР пришёлся на [[Эпоха застоя|1960-80-е годы]]. Зрителю той поры полюбились телеверсии спектаклей, но театральные режиссёры требовали от Гостелерадио большие деньги за запись и при этом разрешали записывать только долго идущие спектакли, которые и так уже видел весь город. Поэтому телевидение вынуждено было массово выпускать свои постановки. | Первые телеспектакли появились ещё до войны в США. Первый советский телеспектакль был показан в 1939 г. Расцвет жанра в СССР пришёлся на [[Эпоха застоя|1960-80-е годы]]. Зрителю той поры полюбились телеверсии спектаклей, но театральные режиссёры требовали от Гостелерадио большие деньги за запись и при этом разрешали записывать только долго идущие спектакли, которые и так уже видел весь город. Поэтому телевидение вынуждено было массово выпускать свои постановки. | ||
Развитие новых телевизионных форматов снизило интерес зрителей всего мира к телеспектаклям, что привело к почти полному отмиранию жанра. На постсоветском пространстве к этому добавились распад СССР и коммерциализация телевидения. Однако и после смерти жанра предпринимались попытки его возродить: так, в 2004 году Михаил Козаков поставил спектакль «Медная бабушка» для канала «Культура». Помимо того, в постсоветских телесериалах 1990—2000-х чувствуется сильное влияние эстетики телеспектакля: характерного вида декорации, построение кадра, ракурсы | Развитие новых телевизионных форматов снизило интерес зрителей всего мира к телеспектаклям, что привело к почти полному отмиранию жанра. На постсоветском пространстве к этому добавились распад СССР и коммерциализация телевидения. Однако и после смерти жанра предпринимались попытки его возродить: так, в 2004 году Михаил Козаков поставил спектакль «Медная бабушка» для канала «Культура». Помимо того, в постсоветских телесериалах 1990—2000-х чувствуется сильное влияние эстетики телеспектакля: характерного вида декорации, построение кадра, ракурсы и т. п. | ||
== Что здесь есть == | == Что здесь есть == | ||
* [[Звук как в телефильме]] | * [[Звук как в телефильме]] — [[кодификатор]]. | ||
* [[Нестандартная заставка]] | * [[Нестандартная заставка]] — [[субверсия]]: в советских телеспектаклях заставка отсутствовала. Этим они заметно отличались от советских фильмов, начинавшихся с названия киностудии. | ||
* [[Три стены]] | * [[Три стены]]. | ||
* [[Экранизация]] | * [[Экранизация]] — 99 % телеспектаклей ставились по обычным романам и пьесам, но для некоторых сценарии писались специально. | ||
== Некоторые известные телеспектакли == | == Некоторые известные телеспектакли == | ||
* «[[А зори здесь тихие...]] | * «[[А зори здесь тихие...]]» — первая экранизация повести Бориса Васильева (1970, И. Рассомахин). | ||
* «Следствие ведут ЗнаТоКи» по произведениям А. и О. Лавровых (1971-74, режиссёры В. Бровкин и Ю. Кротенко) | * «Следствие ведут ЗнаТоКи» по произведениям А. и О. Лавровых (1971-74, режиссёры В. Бровкин и Ю. Кротенко) — [[детектив|дела]] с первого по девятое включительно снимались как цикл телеспектаклей. Следующие серии сняты в формате телефильмов. | ||
* «Будденброки» по роману Т. Манна (1972, А. Орлов). | * «Будденброки» по роману Т. Манна (1972, А. Орлов). | ||
* «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по пьесе М. [[Булгаков]]а (1973, А. Эфрос). | * «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по пьесе М. [[Булгаков]]а (1973, А. Эфрос). | ||
* «Детство. Отрочество. Юность» по прозе Л. | * «Детство. Отрочество. Юность» по прозе Л. Н. Толстого (1973, П. Фоменко, Я. Гордин). | ||
* «Страницы журнала Печорина» по повести М. | * «Страницы журнала Печорина» по повести М. Ю. Лермонтова «[[Герой нашего времени|Княжна Мери]]» (1975, А. Эфрос). | ||
* «Игроки» по пьесе Н. | * «Игроки» по пьесе Н. В. Гоголя (1978, Р. Виктюк). | ||
* «Между небом и землей» по повести В. Токаревой (1977, В. Фокин). | * «Между небом и землей» по повести В. Токаревой (1977, В. Фокин). | ||
* «Последняя | * «Последняя альтернатива» по «Обнажённому солнцу» А. Азимова. | ||
* «Повести Белкина. Выстрел» по повести [[Наше Всё|А. | * «Повести Белкина. Выстрел» по повести [[Наше Всё|А. С. Пушкина]] (1981, П. Фоменко). | ||
* «[[Добрый доктор|Операция]] [[Слишком хорош для этого мира|на сердце]]» по пьесе Анатолия Софронова (1982, В. Давидчук). | * «[[Добрый доктор|Операция]] [[Слишком хорош для этого мира|на сердце]]» по пьесе Анатолия Софронова (1982, В. Давидчук). | ||
* «[[Длинное имя|Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита, через дикий край, чёрный лес, за туманные горы. Туда и обратно. По сказочной повести Джона Толкина]] „[[Хоббит]]“» с Зиновием Гердтом в роли Профессора. | * «[[Длинное имя|Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита, через дикий край, чёрный лес, за туманные горы. Туда и обратно. По сказочной повести Джона Толкина]] „[[Хоббит]]“» с Зиновием Гердтом в роли Профессора. | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
* Не то, что бы известный, но есть "Энергичные люди" 1988 г. Но известнее фильм-спектакль 1974 г. (БДТ им. Г.А. Товстоногова) | * Не то, что бы известный, но есть "Энергичные люди" 1988 г. Но известнее фильм-спектакль 1974 г. (БДТ им. Г.А. Товстоногова) | ||
* "День радио" 2002 г. "Зоголь ТВ" - успешный постсоветский пример. | * "День радио" 2002 г. "Зоголь ТВ" - успешный постсоветский пример. | ||
* "Развод по-нарымски" - вторая, не очень известная часть приключений Анискина. Первая, третья и четвертая части - телефильмы | * "Развод по-нарымски" - вторая, не очень известная часть приключений Анискина. Первая, третья и четвертая части - телефильмы. | ||
== Ссылки == | == Ссылки == |
Версия 21:41, 29 марта 2022
Следует различать фильм-спектакль и телеспектакль. Фильм-спектакль — это обыкновенный театральный спектакль, записанный на плёнку, нередко даже в присутствии публики. Иногда его могут называть телеверсией театрального. Телеспектакль же — это спектакль, поставленный и сыгранный специально и исключительно для показа по телевизору. По сути, телеспектакль мало чем отличается от телефильма. Главное отличие — бо́льшая камерность: натурных сцен в телеспектакле или мало, или нет вовсе, большинство интерьеров — простые декорации, близкие к театральным. Впрочем, и эти условия соблюдались не всегда, и грань между телефильмом и телеспектаклем всегда была довольно призрачной. В СССР главным отличием считалась студия-производитель: если произведение выпускалось на ТО «Экран» или другой киностудии — телефильм. Если спектакль, то фильм-спектакль, обычно запись из театра. Если главной редакцией литературно-драматических программ — телеспектакль. Некоторые выпуски детских передач вполне могли представлять собой телеспектакль, зачастую с некоторым обрамлением. Часто встречалось в "Будильнике". Иногда в передаче была небольшая вставка - инсценировка какого-то произведения, не длиннее половины передачи. Вполне могло быть снято именно для этой передачи.
Первые телеспектакли появились ещё до войны в США. Первый советский телеспектакль был показан в 1939 г. Расцвет жанра в СССР пришёлся на 1960-80-е годы. Зрителю той поры полюбились телеверсии спектаклей, но театральные режиссёры требовали от Гостелерадио большие деньги за запись и при этом разрешали записывать только долго идущие спектакли, которые и так уже видел весь город. Поэтому телевидение вынуждено было массово выпускать свои постановки.
Развитие новых телевизионных форматов снизило интерес зрителей всего мира к телеспектаклям, что привело к почти полному отмиранию жанра. На постсоветском пространстве к этому добавились распад СССР и коммерциализация телевидения. Однако и после смерти жанра предпринимались попытки его возродить: так, в 2004 году Михаил Козаков поставил спектакль «Медная бабушка» для канала «Культура». Помимо того, в постсоветских телесериалах 1990—2000-х чувствуется сильное влияние эстетики телеспектакля: характерного вида декорации, построение кадра, ракурсы и т. п.
Что здесь есть
- Звук как в телефильме — кодификатор.
- Нестандартная заставка — субверсия: в советских телеспектаклях заставка отсутствовала. Этим они заметно отличались от советских фильмов, начинавшихся с названия киностудии.
- Три стены.
- Экранизация — 99 % телеспектаклей ставились по обычным романам и пьесам, но для некоторых сценарии писались специально.
Некоторые известные телеспектакли
- «А зори здесь тихие...» — первая экранизация повести Бориса Васильева (1970, И. Рассомахин).
- «Следствие ведут ЗнаТоКи» по произведениям А. и О. Лавровых (1971-74, режиссёры В. Бровкин и Ю. Кротенко) — дела с первого по девятое включительно снимались как цикл телеспектаклей. Следующие серии сняты в формате телефильмов.
- «Будденброки» по роману Т. Манна (1972, А. Орлов).
- «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по пьесе М. Булгакова (1973, А. Эфрос).
- «Детство. Отрочество. Юность» по прозе Л. Н. Толстого (1973, П. Фоменко, Я. Гордин).
- «Страницы журнала Печорина» по повести М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери» (1975, А. Эфрос).
- «Игроки» по пьесе Н. В. Гоголя (1978, Р. Виктюк).
- «Между небом и землей» по повести В. Токаревой (1977, В. Фокин).
- «Последняя альтернатива» по «Обнажённому солнцу» А. Азимова.
- «Повести Белкина. Выстрел» по повести А. С. Пушкина (1981, П. Фоменко).
- «Операция на сердце» по пьесе Анатолия Софронова (1982, В. Давидчук).
- «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита, через дикий край, чёрный лес, за туманные горы. Туда и обратно. По сказочной повести Джона Толкина „Хоббит“» с Зиновием Гердтом в роли Профессора.
- «Хранители» по первой части «Властелина колец».
- "Этот фантастический мир" 16 выпусков, три из них считаются утерянными, первые семь выпусков - обсуждение персонажами фантастических произведений и викторина - из каких произведений были показаны фрагменты, последующие постановка повестей и рассказов, через раз кроссовер.
- "Солярис" 1968 г. - первая экранизация.
- Не то, что бы известный, но есть "Энергичные люди" 1988 г. Но известнее фильм-спектакль 1974 г. (БДТ им. Г.А. Товстоногова)
- "День радио" 2002 г. "Зоголь ТВ" - успешный постсоветский пример.
- "Развод по-нарымски" - вторая, не очень известная часть приключений Анискина. Первая, третья и четвертая части - телефильмы.