Шоу в бутылке

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Заимствованное у американцев обозначение шоу, которое снимается в одних и тех же декорациях одной и той же локации. «Бутылочным» может быть один эпизод, может — несколько, а бывает и весь сериал/фильм.

Плюсы: такие эпизоды дешевы в производстве.

Минусы: если сценарист/драматург не тянет развитие сюжета, а актёры недостаточно профессиональны, шоу может быть убийственно скучным.

Пятиминутка истории: несмотря на относительную новизну термина и самого явления (телевидению всего-то 70 лет, кино — едва за сто), сама концепция бутылочного шоу старше, чем феодализм: по сути дела, это аристотелевский принцип трех единств, практиковавшийся в античной драме, а затем — в театре эпохи классицизма XVII—XVIII вв.

Если это детектив, то возникает ситуация Убийца — один из нас. Часто и персонажей мало.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Робе́р Тома́, «8 женщин» (в России обычно ставится под названием «Восемь любящих женщин»). На загородной вилле убит хозяин дома. Под подозрением: жена, дочь, падчерица, тёща, сестра жены, служанка, горничная и родная сестра жертвы.
  • Агата Кристи, «Мышеловка» и «Нежданный гость».
  • Рэй Куни, «Номер 13». Действие происходит в гостиничном номере.
  • Валентин Красногоров, «Комната невесты». Действие разворачивается в гостиной дворца бракосочетаний. Несколько сцен происходит в кабинете заведующей. В том же дворце.
  • Автору правки попадалась неплохая советская (а ныне грузинская) пьеса, в которой автор выдавил педаль в пол, умудрившись вставить остросюжетное действие (фактически шпионский детектив) в пределы... одного купе пассажирского поезда. Из коридора вагона иногда слышны реплики, но собственно действие за пределы одного купе не выходит.

Литература[править]

  • Та же Агата Кристи, романы «Убийство в Восточном экспрессе» и «Десять негритят» — всё действие развивается в поезде и на острове у южных берегов Англии соответственно. И если в советской экранизации второго романа был старинный замок (замок-новодел Ласточкино Гнездо в Крыму), то в романе дом совершенно современный, и в книге упоминается что от этой современности узникам на острове только хуже. Они менее бы боялись, будь то скрипучий старый дом с потайными ходами и тёмными углами, а от этой новой, отлично освещённой современности им ещё более не по себе. А еще в таком доме постороннему совершенно негде спрятаться, а это значит…
    • Леди Агата вообще была мастером этого тропа, поскольку он характерен для идеального детектива: логической загадки, в которой все возможные подозреваемые заранее должны быть известны читателю, чтобы тот мог - или, по крайней мере, имел возможность - разгадать ее сам.
  • Братья Стругацкие, «Отель „У погибшего альпиниста“». Действие ограничено горным отелем-турбазой в стране вроде Австрии.
  • Джозефина Тэй, "Дочь времени". Все действие происходит в больничной палате, где лежит сломавший ногу главный герой. Свое расследование исторической загадки он ведет с помощью добровольных помощников, не вставая с больничной койки.

Кино[править]

  • «Двенадцать разгневанных мужчин» (оригинал и оба ремейка) — действие все время развивается в замкнутом пространстве комнаты для заседания присяжных.
  • Многие фильмы про подводников полностью или частично подпадают под троп («Das Boot», «К-19», «Багровый прилив» и пр.). Ибо «куда ты, блин, с подводной лодки денешься?» («Шматрица»).

Отечественные фильмы[править]

  • «Обыкновенное чудо» Захарова — экранизация пьесы, что весьма ощутимо. Локаций всего две: дом Волшебника да трактир, но актёрам большего и не требуется.
  • Фильмы Рязанова:
    • «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — основное действие происходит в квартире Нади, и еще часть оставшегося — в почти точно такой же квартире Жени. И еще чуть-чуть хронометража в аэропортах и сцена под домом, в котором живет Надя. Неудивительно, ибо фильм — экранизация пьесы Брагинского и Рязанова «С лёгким паром!», и декорация там одна — типовая квартира (играет роль то квартиры Жени, то Нади).
    • «Гараж» — заседание гаражного кооператива в музее с чучелами. Хоть и не экранизация пьесы, но три единства — сферические в вакууме.
    • «Дорогая Елена Сергеевна» — почти все действие происходит в одной квартире. Впрочем, и там первоисточник — пьеса, так что это почти телеспектакль.
  • «Ищите женщину» Суриковой — телефильм по пьесе, все действие происходит в помещении нотариальной конторы. Актерам большего не требуется тоже.
  • «Премия» (СССР, 1974 г., реж. С. Микаэлян). По сценарию А. Гельмана, который позже был переработан в пьесу «Протокол одного заседания». Действие происходит в парткоме стройки. Субверсия — декорации помещения парткома были поставлены на реальной стройке, и конструкции, оборудование и рабочие на фоне — самые настоящие, а не бутафория с актёрами.
  • «Мы, нижеподписавшиеся» (СССР, реж. Т. Лиознова). Опять по сценарию А. Гельмана. Действие происходит в вагоне поезда.
  • «Кукушка» — собрались однажды в одном сельском доме с приусадебным участком саамка, финн и русский. А дело было во Вторую Мировую…
  • «Коллектор» — мало того, что почти всё действие фильма происходит в офисе коллекторской службы, так ещё актёр в кадре всего один.
  • «Окно» — если не считать воспоминания персонажей, всё действие происходит в больничной палате.
  • «Не было бы счастья» (СССР, 1983 г., реж. Э. Шейкин, в главных ролях А. Мягков, М. Светин и другие). Педаль в пол: почти всё главное действие происходит в кабинке застрявшего лифта девятиэтажки. Иногда показывают машинное помещение лифта, где монтёр смотрит футбол.
  • «Чисто английское убийство» — единственная дорога завалена снегом. Пополам с Убийца — один из нас.
  • «Хочу вашего мужа» — все действие в одной квартире.
  • Адаптация «Идеальных незнакомцев» — фильм «Громкая связь»: действие происходит на даче. И сиквел этого фильма «Обратная связь»: действие происходит на другой даче и ведущему к ней шоссе.

Зарубежные фильмы[править]

  • «Окно во двор» — герой сломал ногу и сидя в инвалидной коляске убивает время, наблюдая за соседями в окошко. Это могло бы быть смертельно скучно, но только не у Хичкока.
    • И его же «Верёвка», «Спасательная шлюпка», «В случае убийства набирайте „М“» … Хичкок любил этот троп.
  • «Клуб „Завтрак“» — пятеро подростков в наказание заперты на целый день в школьной библиотеке. Все они очень разные и в повседневной жизни не общаются между собой.
  • «12 разгневанных мужчин» — всё действие фильма происходит в суде присяжных.
  • «Собачий полдень» — действие фильма разворачивается в банке, который решили ограбить три незадачливых героя. Вот только там незадолго до того произошла инкассация и практически нет денег.
  • «Оскар» — почти всё действие фильма происходит в течение одного утра в доме Снэпса Проволоне.
  • «Бешеные псы» — большинство сцен сняты на складе, где лежали завёрнутые в плёнку гробы и стоял катафалк. Это же место, по иронии судьбы, стало местом гибели почти всех персонажей фильма. А завязка сюжета — ограбление ювелирного магазина — осталось за кадром.
  • Фильм «Резня» — действие полностью происходит в одной квартире.
  • «Кто боится Вирджинии Вульф?» — за весь фильм герои всего один раз выходят из квартиры.
  • «Альбино Аллигатор» — в режиссёрском дебюте актёра Кевина Спейси бандиты и их заложники весь фильм торчат в маленьком баре.
  • Криминальная комедия «Липучка» про ограбление банка. Вернее, сразу несколько ограблений. Одного банка. Одновременно.
  • «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» — персонажей в сей драме хватает, а вот место действия всего одно. Периодически ещё мелькает зал суда и воспоминание про лошадку в чистом поле, но они только усиливают давление на психику.
  • «Вечерний экспресс „Сансет Лимитед“» — одна комната, два актёра. Финальный монолог Томми Ли Джонса сносит крышу.
  • «Страна в шкафу» — и снова два героя в комнате. Только тут уже не разговор, а допрос.
  • «Нервы на пределе» — к парню в гости приходит много разного народу, но он сам (и зритель вместе с ним) весь день проводит дома.
  • «Большая сделка» (или «Большой вождь») — Дэнни ДеВито, Кевин Спейси и юный папа Эдварда проводят весь день в номере отеля за болтовнёй и выпивкой.
  • «Смерть и девушка» Романа Полански — поиском ответа на вопрос «Фашист наш гость или не фашист?» герои занимаются, не выходя из дома.
  • «Кордебалет» — экранизация мюзикла, где по сюжету все танцуют и поют на одной, вполне конкретной сцене.
  • «1408» — по Стивену нашему Кингу. Героя пытается убить… гостиничный номер, в котором он поселился.
  • «Игра навылет» и её ремейк «Сыщик» — старый богач и молодой любовник его жены играют в кошки-мышки, часто меняя роли, но не локацию.
  • «Тайная честь» — это уже фактически моноспектакль (ОДИН актёр, ОДНА декорация, сценарий на основе пьесы). Но разве настоящему мастеру нужно что-то ещё?
  • «Телефонная будка». Вы не поверите…
  • «Погребённый заживо» (2010, не путать с дилогией триллеров 1990 и 1997 годов, а также с ужастиком 2007 года). Педаль в пол. Мало того, что актёр один, так и место действия ограничено деревянным ящиком.
  • «Человек с Земли» — весь фильм представляет собой изложение главгероем своей биографии в кругу друзей, при этом все они уютно сидят в доме главгероя. Именно изложение, а не экранизацию — зритель просто слушает рассказ и до конца фильма вынужден гадать, говорит герой правду или просто хорошо фантазирует.
  • «Клерки» — фильм про один безумный день двух продавцов. Почти все сцены происходят в магазинчике и рядом с ним.
  • «Плёнка» Ричарда Линклейтера — гостиничный номер, два приятеля. Ну, потом ещё Ума Турман подгребается.
  • «Лок» — один персонаж в автомобиле и несколько голосов по телефону.
  • «Идеальные незнакомцы» — основное действие происходит в одной квартире.
  • «2036: Происхождение неизвестно» — где только не проходит действие - на Марсе, в Антарктиде, в открытом космосе... но главная героиня и ARTI находятся в одной-единственной комнате центра управления.

Телесериалы[править]

  • «Следствие ведут ЗнаТоКи» — действие серии «Ваше подлинное имя» почти целиком происходит в кабинете следователя Знаменского.
    • В целом первые 5-6 серий сняты как телеспектакли, с крайне ограниченным набором локаций (хотя упомянутое выше "Дело второе" выделяется даже из них). Дальше пришла популярность и возможность тратить больше денег на съемки.
  • «33 квадратных метра» — в зависимости от сезона, действие происходит на даче Звездуновых, в городской квартире Звездуновых или в общаге, куда вселился Андрюша, поступив в вуз.
  • «Моя прекрасная няня» — действие практически полностью происходит в квартире Шаталиных.
  • «Интерны» — как известно, в больнице Кисегач есть только два отделения: терапевтическое, где главенствует Быков, и кожно-венерологическое, в котором пьянствует Купитман. Изредка подключаются интерьеры съемных квартир, 1-2 кабака и прочие второстепенные декорации.
  • «Без ума от тебя» — эпизод 6, сезон 9: самый бутылочный эпизод из всех бутылочных. Одна точка съемки, один кадр, двое героев. Джейми и Пол ломают голову, пытаясь помочь своему ребёнку выплакаться за закрытой дверью.
  • «Звездный путь», 12й эпизод 6го сезона TNG — «Корабль в бутылке» (кодификатор).
  • Сериал «Друзья», большая часть действия которого проходит в квартирах главных героев, а также в их любимом кафе.
  • Комедийный сериал «Тонкая голубая линия» с Роуэном Аткинсоном — практически все события происходят в полицейском участке, с редкими выездами на местность.
  • «Элен и ребята» — большая часть действия происходит либо в любимом кафе компании, либо в гараже, где репетирует мужская часть компании. Ну, ещё спортзал и общежитие.
  • «Клубничка» — действие происходит собственно в кафе «Клубничка» и переулке, в котором оно находится.
  • «Дежурная аптека» — все сцены сериала в пять сезонов сняты в трёх помещениях в павильоне: торговый зал аптеки, склад и маленькая площадь с фасадом, тоже построенная в павильоне.
  • «Кенан и Кэл» — два основных места действия: дом семьи Кенана и магазинчик «Ригби», в котором он работает.
  • «Сайнфелд» — серии «Китайский ресторан», на протяжении которой Джерри, Джордж и Элейн стоят на ресепшене ресторана в ожидании столика, и «Парковка», где действие разворачивается на парковке ТЦ, по которой герои бродят в тщетных попытках отыскать свою машину.
  • «Светлячок» — восьмой эпизод. С фитильком, так как в серии полно флэшбэков, посвященных появлению на «Серенити» тех персонажей, чье появление в сериале не показали в первой серии.
  • «Во все тяжкие» — серия «Муха». Уолт провёл весь этот эпизод, пытаясь убить муху, попавшую в его метамфетаминовую лабораторию. В конце серии ему это удалось. Эталон откровенного и бездарного филлера, бесполезная трата экранного и зрительского времени.
  • «Бруклин 99» — 14 эпизод 5 сезона, «Коробка». В 99-е отделение бруклинской полиции вызывают на допрос дантиста, обвиняемого в убийстве коллеги. Детективы Джейк и Холт всю ночь допрашивают подозреваемого.
  • «Секретные материалы» — эпизоды «Лёд», «Космос», «И пала тьма».
  • «Убойный отдел» — пятая серия первого сезона «Трое мужчин и Адена». Детективы Пемблтон и Бэйлисс пытаются выбить из Рисли Такера признание в убийстве одиннадцатилетней Адены Уотсон. У них всего 12 часов на то, чтобы заставить мужчину сознаться в содеянном.
  • «Последний министр» — действие 13-й серии первого сезона («20 минут») почти целиком происходит в машине Тихомирова, а из значимых действующих лиц только водитель и голоса в телефонной трубке.

Аниме и манга[править]

  • Fireball. Абсолютно все события происходят в башне, в которой живут главные герои. Хотя, в теории жизнь вроде бы кипит и снаружи.