Телеспектакль: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
 
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
Следует различать фильм-спектакль и телеспектакль. '''Фильм-спектакль''' — это обыкновенный театральный спектакль, записанный на плёнку, нередко даже в присутствии публики. Иногда его могут называть телеверсией театрального. '''Телеспектакль''' же — это спектакль, поставленный и сыгранный ''специально и исключительно для показа по телевизору''. По сути, телеспектакль мало чем отличается от [[Телефильм|телефильма]]. Главное отличие — бо́льшая [[Шоу в бутылке|камерность]]: натурных сцен в телеспектакле или мало, или нет вовсе, большинство интерьеров — простые декорации, близкие к театральным. Впрочем, и эти условия соблюдались не всегда, и грань между телефильмом и телеспектаклем всегда была довольно призрачной. В СССР главным отличием считалась студия-производитель: если произведение выпускалось на ТО «Экран» или другой киностудии — телефильм. Если спектакль, то фильм-спектакль, обычно запись из театра. Если главной редакцией литературно-драматических программ — телеспектакль. Некоторые выпуски детских передач вполне могли представлять собой телеспектакль, зачастую с некоторым обрамлением. Часто встречалось в "Будильнике". Иногда в передаче была небольшая вставка - инсценировка какого-то произведения, не длиннее половины передачи. Вполне могло быть снято именно для этой передачи.
Следует различать фильм-спектакль и телеспектакль. '''Фильм-спектакль''' это обыкновенный театральный спектакль, записанный на плёнку, нередко даже в присутствии публики. Иногда его могут называть телеверсией театрального. '''Телеспектакль''' же — это спектакль, поставленный и сыгранный ''специально и исключительно для показа по телевизору''. По сути, телеспектакль мало чем отличается от [[Телефильм|телефильма]]. Главное отличие — бо́льшая [[Шоу в бутылке|камерность]]: натурных сцен в телеспектакле или мало, или нет вовсе, большинство интерьеров — простые декорации, близкие к театральным. Впрочем, и эти условия соблюдались не всегда, и грань между телефильмом и телеспектаклем всегда была довольно призрачной. В СССР главным отличием считалась студия-производитель: если произведение выпускалось на ТО «Экран» или другой киностудии — телефильм. Если спектакль, то фильм-спектакль, обычно запись из театра. Если главной редакцией литературно-драматических программ — телеспектакль. Некоторые выпуски детских передач вполне могли представлять собой телеспектакль, зачастую с некоторым обрамлением. Часто встречалось в "Будильнике". Иногда в передаче была небольшая вставка - инсценировка какого-то произведения, не длиннее половины передачи. Вполне могло быть снято именно для этой передачи.


Первые телеспектакли появились ещё до войны в США. Первый советский телеспектакль был показан в 1939 г. Расцвет жанра в СССР пришёлся на [[Эпоха застоя|1960-80-е годы]]. Зрителю той поры полюбились телеверсии спектаклей, но театральные режиссёры требовали от Гостелерадио большие деньги за запись и при этом разрешали записывать только долго идущие спектакли, которые и так уже видел весь город. Поэтому телевидение вынуждено было массово выпускать свои постановки.
Первые телеспектакли появились ещё до войны в США. Первый советский телеспектакль был показан в 1939 г. Расцвет жанра в СССР пришёлся на [[Эпоха застоя|1960-80-е годы]]. Зрителю той поры полюбились телеверсии спектаклей, но театральные режиссёры требовали от Гостелерадио большие деньги за запись и при этом разрешали записывать только долго идущие спектакли, которые и так уже видел весь город. Поэтому телевидение вынуждено было массово выпускать свои постановки.


Развитие новых телевизионных форматов снизило интерес зрителей всего мира к телеспектаклям, что привело к почти полному отмиранию жанра. На постсоветском пространстве к этому добавились распад СССР и коммерциализация телевидения. Однако и после смерти жанра предпринимались попытки его возродить: так, в 2004 году Михаил Козаков поставил спектакль «Медная бабушка» для канала «Культура». Помимо того, в постсоветских телесериалах 1990—2000-х чувствуется сильное влияние эстетики телеспектакля: характерного вида декорации, построение кадра, ракурсы и т. п.
Иногда телеспектакль представлял собой набор рассказов (из фрагментов произведений), каждый из которых читал отдельный актер. Обычно присутствовало некое обрамление, объединяющее фрагменты разных произведений.  Как пример - "Мир Рэя Брэдбери" (СССР, 1978)
 
Развитие новых телевизионных форматов снизило интерес зрителей всего мира к телеспектаклям, что привело к почти полному отмиранию жанра. На постсоветском пространстве к этому добавились распад СССР и коммерциализация телевидения. Однако и после смерти жанра предпринимались попытки его возродить: так, в 2004 году Михаил Козаков поставил спектакль «Медная бабушка» для канала «Культура». Помимо того, в постсоветских телесериалах 1990—2000-х чувствуется сильное влияние эстетики телеспектакля: характерного вида декорации, построение кадра, ракурсы и т. п.


== Что здесь есть ==
== Что здесь есть ==
* [[Звук как в телефильме]] — [[кодификатор]].
* [[Звук как в телефильме]] [[кодификатор]].
* [[Нестандартная заставка]] — [[субверсия]]: в советских телеспектаклях заставка отсутствовала. Именно заставка студии, студия обычно писалась в конце финальных титров. Этим они заметно отличались от советских фильмов, начинавшихся с названия киностудии. А вот опенинги, так или иначе были. От самого простого - показана панорама города или леса (а то неподвижный фон) с титрами повер, до полноценного номера (ради фишки), где каждый плакат обыгрывается.
* [[Нестандартная заставка]] [[субверсия]]: в советских телеспектаклях заставка отсутствовала. Этим они заметно отличались от советских фильмов, начинавшихся с названия киностудии.
* [[Три стены]] - зачастую. Хотя бывало и снимали на предке-аналоге хромокея. Или персонажей снимали со всех сторон. Особенно, если снимали на натуре.
* [[Три стены]].
* [[Экранизация]] — 99 % телеспектаклей ставились по обычным рассказам, повестям, романам и пьесам, но для некоторых сценарии писались специально.
* [[Экранизация]] — 99 % телеспектаклей ставились по обычным романам и пьесам, но для некоторых сценарии писались специально.


== Некоторые известные телеспектакли ==
== Некоторые известные телеспектакли ==
* «[[А зори здесь тихие...]]» — первая экранизация повести Бориса Васильева (1970, И. Рассомахин).
* «[[А зори здесь тихие...]]» — первая экранизация повести Бориса Васильева (1970, И. Рассомахин).
* «Следствие ведут ЗнаТоКи» по произведениям А. и О. Лавровых (1971-74, режиссёры В. Бровкин и Ю. Кротенко) — [[детектив|дела]] с первого по девятое включительно снимались как цикл телеспектаклей. Следующие серии сняты в формате телефильмов.
* «Следствие ведут ЗнаТоКи» по произведениям А. и О. Лавровых (1971-74, режиссёры В. Бровкин и Ю. Кротенко) [[детектив|дела]] с первого по девятое включительно снимались как цикл телеспектаклей. Следующие серии сняты в формате телефильмов.
* «Будденброки» по роману Т. Манна (1972, А. Орлов).
* «Будденброки» по роману Т. Манна (1972, А. Орлов).
* «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по пьесе М. [[Булгаков]]а (1973, А. Эфрос).
* «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по пьесе М. [[Булгаков]]а (1973, А. Эфрос).
* «Детство. Отрочество. Юность» по прозе Л. Н. Толстого (1973, П. Фоменко, Я. Гордин).
* «Детство. Отрочество. Юность» по прозе Л. Н. Толстого (1973, П. Фоменко, Я. Гордин).
* «Страницы журнала Печорина» по повести М. Ю. Лермонтова «[[Герой нашего времени|Княжна Мери]]» (1975, А. Эфрос).
* «Страницы журнала Печорина» по повести М. Ю. Лермонтова «[[Герой нашего времени|Княжна Мери]]» (1975, А. Эфрос).
* «Игроки» по пьесе Н. В. Гоголя (1978, Р. Виктюк).
* «Игроки» по пьесе Н. В. Гоголя (1978, Р. Виктюк).
* «Между небом и землей» по повести В. Токаревой (1977, В. Фокин).
* «Между небом и землей» по повести В. Токаревой (1977, В. Фокин).
* «Последняя альтернатива» по «Обнажённому солнцу» А. Азимова.
* «Последняя альтернатива» по «Обнажённому солнцу» А. Азимова.
* «Повести Белкина. Выстрел» по повести [[Наше Всё|А. С. Пушкина]] (1981, П. Фоменко).
* «Повести Белкина. Выстрел» по повести [[Наше Всё|А. С. Пушкина]] (1981, П. Фоменко).
* «[[Добрый доктор|Операция]] [[Слишком хорош для этого мира|на сердце]]» по пьесе Анатолия Софронова (1982, В. Давидчук).
* «[[Добрый доктор|Операция]] [[Слишком хорош для этого мира|на сердце]]» по пьесе Анатолия Софронова (1982, В. Давидчук).
* «[[Длинное имя|Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита, через дикий край, чёрный лес, за туманные горы. Туда и обратно. По сказочной повести Джона Толкина]] „[[Хоббит]]“» с Зиновием Гердтом в роли Профессора.
* «[[Длинное имя|Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита, через дикий край, чёрный лес, за туманные горы. Туда и обратно. По сказочной повести Джона Толкина]] „[[Хоббит]]“» с Зиновием Гердтом в роли Профессора.
Строка 29: Строка 31:
* Не то, что бы известный, но есть "Энергичные люди" 1988 г. Но известнее фильм-спектакль 1974 г. (БДТ им. Г.А. Товстоногова)
* Не то, что бы известный, но есть "Энергичные люди" 1988 г. Но известнее фильм-спектакль 1974 г. (БДТ им. Г.А. Товстоногова)
* "День радио"  2002 г. "Зоголь ТВ" - успешный постсоветский пример.
* "День радио"  2002 г. "Зоголь ТВ" - успешный постсоветский пример.
* "Развод по-нарымски" - вторая, не очень известная часть приключений Анискина. Первая, третья и четвертая части - телефильмы.
* "Развод по-нарымски" - вторая, не очень известная часть приключений Анискина. Первая, третья и четвертая части - телефильмы.  
* Не совсем сюда, но С.Лем цикл "Пьесы о проф. Тарантоге", пьеса "Черна комната проф. Тарантоги". Написана специально для телевидения. И работа машины времени со всеми "чудесами" и закадровыми моментами крутизны описана как для телепостановки (в том числе и для показа в прямом эфире). По некоторым данным "Существуете ли вы, мистер Джонс?" - также писалась для  телевидения, но можно ставить ее и в театре. Еще есть версия, что переработанный-переосмысленный "Мистер Джонс" (уже не про роботов-киборгов, а про трансплатацию органов) "Слоеный пирог"/"Бутерброд" Лем писал именно для телевидения. В Польше был снят полноценный короткометражный фильм, хоть и с элементами мультяшности.


== Ссылки ==
== Ссылки ==

Текущая версия на 20:09, 29 ноября 2022

Следует различать фильм-спектакль и телеспектакль. Фильм-спектакль — это обыкновенный театральный спектакль, записанный на плёнку, нередко даже в присутствии публики. Иногда его могут называть телеверсией театрального. Телеспектакль же — это спектакль, поставленный и сыгранный специально и исключительно для показа по телевизору. По сути, телеспектакль мало чем отличается от телефильма. Главное отличие — бо́льшая камерность: натурных сцен в телеспектакле или мало, или нет вовсе, большинство интерьеров — простые декорации, близкие к театральным. Впрочем, и эти условия соблюдались не всегда, и грань между телефильмом и телеспектаклем всегда была довольно призрачной. В СССР главным отличием считалась студия-производитель: если произведение выпускалось на ТО «Экран» или другой киностудии — телефильм. Если спектакль, то фильм-спектакль, обычно запись из театра. Если главной редакцией литературно-драматических программ — телеспектакль. Некоторые выпуски детских передач вполне могли представлять собой телеспектакль, зачастую с некоторым обрамлением. Часто встречалось в "Будильнике". Иногда в передаче была небольшая вставка - инсценировка какого-то произведения, не длиннее половины передачи. Вполне могло быть снято именно для этой передачи.

Первые телеспектакли появились ещё до войны в США. Первый советский телеспектакль был показан в 1939 г. Расцвет жанра в СССР пришёлся на 1960-80-е годы. Зрителю той поры полюбились телеверсии спектаклей, но театральные режиссёры требовали от Гостелерадио большие деньги за запись и при этом разрешали записывать только долго идущие спектакли, которые и так уже видел весь город. Поэтому телевидение вынуждено было массово выпускать свои постановки.

Иногда телеспектакль представлял собой набор рассказов (из фрагментов произведений), каждый из которых читал отдельный актер. Обычно присутствовало некое обрамление, объединяющее фрагменты разных произведений. Как пример - "Мир Рэя Брэдбери" (СССР, 1978)

Развитие новых телевизионных форматов снизило интерес зрителей всего мира к телеспектаклям, что привело к почти полному отмиранию жанра. На постсоветском пространстве к этому добавились распад СССР и коммерциализация телевидения. Однако и после смерти жанра предпринимались попытки его возродить: так, в 2004 году Михаил Козаков поставил спектакль «Медная бабушка» для канала «Культура». Помимо того, в постсоветских телесериалах 1990—2000-х чувствуется сильное влияние эстетики телеспектакля: характерного вида декорации, построение кадра, ракурсы и т. п.

Что здесь есть[править]

Некоторые известные телеспектакли[править]

  • «А зори здесь тихие...» — первая экранизация повести Бориса Васильева (1970, И. Рассомахин).
  • «Следствие ведут ЗнаТоКи» по произведениям А. и О. Лавровых (1971-74, режиссёры В. Бровкин и Ю. Кротенко) — дела с первого по девятое включительно снимались как цикл телеспектаклей. Следующие серии сняты в формате телефильмов.
  • «Будденброки» по роману Т. Манна (1972, А. Орлов).
  • «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по пьесе М. Булгакова (1973, А. Эфрос).
  • «Детство. Отрочество. Юность» по прозе Л. Н. Толстого (1973, П. Фоменко, Я. Гордин).
  • «Страницы журнала Печорина» по повести М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери» (1975, А. Эфрос).
  • «Игроки» по пьесе Н. В. Гоголя (1978, Р. Виктюк).
  • «Между небом и землей» по повести В. Токаревой (1977, В. Фокин).
  • «Последняя альтернатива» по «Обнажённому солнцу» А. Азимова.
  • «Повести Белкина. Выстрел» по повести А. С. Пушкина (1981, П. Фоменко).
  • «Операция на сердце» по пьесе Анатолия Софронова (1982, В. Давидчук).
  • «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита, через дикий край, чёрный лес, за туманные горы. Туда и обратно. По сказочной повести Джона ТолкинаХоббит“» с Зиновием Гердтом в роли Профессора.
  • «Хранители» по первой части «Властелина колец».
  • "Этот фантастический мир" 16 выпусков, три из них считаются утерянными, первые семь выпусков - обсуждение персонажами фантастических произведений и викторина - из каких произведений были показаны фрагменты, последующие постановка повестей и рассказов, через раз кроссовер.
  • "Солярис" 1968 г. - первая экранизация.
  • Не то, что бы известный, но есть "Энергичные люди" 1988 г. Но известнее фильм-спектакль 1974 г. (БДТ им. Г.А. Товстоногова)
  • "День радио" 2002 г. "Зоголь ТВ" - успешный постсоветский пример.
  • "Развод по-нарымски" - вторая, не очень известная часть приключений Анискина. Первая, третья и четвертая части - телефильмы.

Ссылки[править]