Телеспектакль

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Следует различать фильм-спектакль и телеспектакль. Фильм-спектакль — это обыкновенный театральный спектакль, записанный на плёнку, нередко даже в присутствии публики. Иногда его могут называть телеверсией театрального. Телеспектакль же — это спектакль, поставленный и сыгранный специально и исключительно для показа по телевизору. По сути, телеспектакль мало чем отличается от телефильма. Главное отличие — бо́льшая камерность: натурных сцен в телеспектакле или мало, или нет вовсе, большинство интерьеров — простые декорации, близкие к театральным. Впрочем, и эти условия соблюдались не всегда, и грань между телефильмом и телеспектаклем всегда была довольно призрачной. В СССР главным отличием считалась студия-производитель: если произведение выпускалось на ТО «Экран» или другой киностудии — телефильм. Если спектакль, то фильм-спектакль, обычно запись из театра. Если главной редакцией литературно-драматических программ — телеспектакль. Некоторые выпуски детских передач вполне могли представлять собой телеспектакль, зачастую с некоторым обрамлением. Часто встречалось в "Будильнике". Иногда в передаче была небольшая вставка - инсценировка какого-то произведения, не длиннее половины передачи. Вполне могло быть снято именно для этой передачи.

Первые телеспектакли появились ещё до войны в США. Первый советский телеспектакль был показан в 1939 г. Расцвет жанра в СССР пришёлся на 1960-80-е годы. Зрителю той поры полюбились телеверсии спектаклей, но театральные режиссёры требовали от Гостелерадио большие деньги за запись и при этом разрешали записывать только долго идущие спектакли, которые и так уже видел весь город. Поэтому телевидение вынуждено было массово выпускать свои постановки.

Развитие новых телевизионных форматов снизило интерес зрителей всего мира к телеспектаклям, что привело к почти полному отмиранию жанра. На постсоветском пространстве к этому добавились распад СССР и коммерциализация телевидения. Однако и после смерти жанра предпринимались попытки его возродить: так, в 2004 году Михаил Козаков поставил спектакль «Медная бабушка» для канала «Культура». Помимо того, в постсоветских телесериалах 1990—2000-х чувствуется сильное влияние эстетики телеспектакля: характерного вида декорации, построение кадра, ракурсы и т. п.

Что здесь есть

  • Звук как в телефильме — кодификатор.
  • Нестандартная заставка — субверсия: в советских телеспектаклях заставка отсутствовала. Именно заставка студии, студия обычно писалась в конце финальных титров. Этим они заметно отличались от советских фильмов, начинавшихся с названия киностудии. А вот опенинги, так или иначе были. От самого простого - показана панорама города или леса (а то неподвижный фон) с титрами повер, до полноценного номера (ради фишки), где каждый плакат обыгрывается.
  • Три стены - зачастую. Хотя бывало и снимали на предке-аналоге хромокея. Или персонажей снимали со всех сторон. Особенно, если снимали на натуре.
  • Экранизация — 99 % телеспектаклей ставились по обычным рассказам, повестям, романам и пьесам, но для некоторых сценарии писались специально.

Некоторые известные телеспектакли

  • «А зори здесь тихие...» — первая экранизация повести Бориса Васильева (1970, И. Рассомахин).
  • «Следствие ведут ЗнаТоКи» по произведениям А. и О. Лавровых (1971-74, режиссёры В. Бровкин и Ю. Кротенко) — дела с первого по девятое включительно снимались как цикл телеспектаклей. Следующие серии сняты в формате телефильмов.
  • «Будденброки» по роману Т. Манна (1972, А. Орлов).
  • «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по пьесе М. Булгакова (1973, А. Эфрос).
  • «Детство. Отрочество. Юность» по прозе Л. Н. Толстого (1973, П. Фоменко, Я. Гордин).
  • «Страницы журнала Печорина» по повести М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери» (1975, А. Эфрос).
  • «Игроки» по пьесе Н. В. Гоголя (1978, Р. Виктюк).
  • «Между небом и землей» по повести В. Токаревой (1977, В. Фокин).
  • «Последняя альтернатива» по «Обнажённому солнцу» А. Азимова.
  • «Повести Белкина. Выстрел» по повести А. С. Пушкина (1981, П. Фоменко).
  • «Операция на сердце» по пьесе Анатолия Софронова (1982, В. Давидчук).
  • «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита, через дикий край, чёрный лес, за туманные горы. Туда и обратно. По сказочной повести Джона ТолкинаХоббит“» с Зиновием Гердтом в роли Профессора.
  • «Хранители» по первой части «Властелина колец».
  • "Этот фантастический мир" 16 выпусков, три из них считаются утерянными, первые семь выпусков - обсуждение персонажами фантастических произведений и викторина - из каких произведений были показаны фрагменты, последующие постановка повестей и рассказов, через раз кроссовер.
  • "Солярис" 1968 г. - первая экранизация.
  • Не то, что бы известный, но есть "Энергичные люди" 1988 г. Но известнее фильм-спектакль 1974 г. (БДТ им. Г.А. Товстоногова)
  • "День радио" 2002 г. "Зоголь ТВ" - успешный постсоветский пример.
  • "Развод по-нарымски" - вторая, не очень известная часть приключений Анискина. Первая, третья и четвертая части - телефильмы.
  • Не совсем сюда, но С.Лем цикл "Пьесы о проф. Тарантоге", пьеса "Черна комната проф. Тарантоги". Написана специально для телевидения. И работа машины времени со всеми "чудесами" и закадровыми моментами крутизны описана как для телепостановки (в том числе и для показа в прямом эфире). По некоторым данным "Существуете ли вы, мистер Джонс?" - также писалась для телевидения, но можно ставить ее и в театре. Еще есть версия, что переработанный-переосмысленный "Мистер Джонс" (уже не про роботов-киборгов, а про трансплатацию органов) "Слоеный пирог"/"Бутерброд" Лем писал именно для телевидения. В Польше был снят полноценный короткометражный фильм, хоть и с элементами мультяшности.

Ссылки