Геометрическое чудовище

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Sinister Geometry. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Чужеродное чудовище вовсе не обязано походить на головоногого моллюска. Пожалуй, лучше ему вовсе не иметь щупалец: что у Лавкрафта было свежо и оригинально, то после бесчисленных подражателей скорее убитый штамп. К счастью, в природе помимо кальмаров и так хватает немало материала для вдохновения.

А можно пойти совсем третьим путём и задизайнить ЧЧ вокруг геометрически правильных форм. Не то чтобы их вообще не бывает в природе, но правильные и простые фигуры (необязательно даже трёхмерные), представленные как живые существа, ломают наши представления о привычном и делают нам когнитивный диссонанс. А что должны вызывать своим видом чужеродные чудовища? Правильно!

Если дать такому чудовищу какие-нибудь органические части (глаза, рот, конечности), оно всё равно будет попадать под троп. Но делать это нужно с оглядкой, не то облик ЧЧ выйдет нелепым.

Сферическое чудовище в вакууме (буквально) может по совместительству быть живой планетой. Кроме того, подобную форму очень любят энергетические формы жизни. Бонусные очки, если и сама геометрия откровенно нечеловеческая.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

Литература[править]

  • Айзек Азимов, «Сами боги» — «левые», рационалы, имеют форму овоида, «правые», пестуны — ровного куба. А вот «серединки», эмоционали, уже весьма аморфны и непостоянны.
    • Только они не чудовища, а разумные существа. С людьми прямо не сталкивались, живут в параллельной вселенной (буквально), но пытались вступить в союз ради спасения обоих миров. Неудачно.
  • Александр Богачёв, «Приключения Маши и Дракоши» — отруски, населяющие планету Гузль, выглядят как фиолетовые шары со множеством лиц, равномерно раскиданных по поверхности, и с парой рук возле каждого. Там же — момлы, «космические бараны» и, с прикрученным фитильком, сопровождающий их Космический пастух. Первые выглядят как иссиня-чёрные округлые туши без видимых органов, а второй похож на огромный светящийся цилиндрический вихрь.
  • Метавселенная Рудазова:
    • «Преданья» — ну Кобалог же! Выглядит как огромный шар из плоти, с глазами и множеством пастей, полных острейших зубов. Хищная и крайне опасная версия сказочного Колобка, порождённая Матерью — Сырой Землёй, и приглашённая Кащеем в союзники.
    • «Криабал» и «Паргоронские байки» — демолорд Бекуян, Правый Глаз Древнейшего. Геометрическое чудовище сразу в двух смыслах: он выглядит, натурально, как гигантский парящий глаз, считает идеалом живого существа именно свою (то есть, шарообразную) форму, и всех, кто имеет неосторожность на него взглянуть, буквальным образом округляет. Разве что некоторых жирдяев иногда милует: мол, раз стремятся к идеалу, то заслуживают снисхождения.
    • И наконец…
«

Выдержка из «Большой Галактической Энциклопедии».
САПШИМ (самоназвание см. в Приложении № 3) — разумная форма жизни, основанная на боре и гелии. Внешний вид — облако разреженного газа без цвета, вкуса и запаха в форме приплюснутого диска диаметром от 480 м до 710 м². Колонии С. обитают в открытом космосе, вдали от звёздных систем. Существуют, впитывая излучение звёзд. Наделены четырьмя чувствами — осязанием, восприятием масс, определением химического состава, ощущением потока фотонов. Высокоразвиты, очень любопытны и чрезвычайно могущественны, но почти не разбираются в жизни планетарных биологических видов.

»
— «Рассказы из правого ботинка», «Двуног прямоходящий».
  • Говард Лавкрафт, Мифы Ктулху — здесь есть и не такие существа: огненный шар Ктугга, непостижимо сложный Даолот, да и земное воплощение Великой Расы Йит основано на конусе.
  • Джон Кэмбелл, «Трансплутон» — цилиндрические аборигены Трансплутона.
  • Джон Уиндэм, «Уна» — эта самая Уна, искусственный квазиорганизм, имеет в своей основе конус, из которого торчат конечности и другие придатки. Кроме того, её создатель также изготовил несколько других геометрических штук — в частности, «подушку с рукой» как модельный организм, на котором можно испытывать новые методики оживления неживого.
  • Жозеф Рони-старший, «Ксипехузы», считается первым романом о вторжении инопланетян) — заглавные ксипехузы представляют собой разумные конусы и цилиндры со светящимися звездами у самого основания.
  • Йоав Блум, «Творцы совпадений» — Гай раньше работал воображаемым другом, в буквальном смысле. Некоторые изрядно творческие дети воображали его в виде сложных геометрических фигур, вплетающихся друг в друга, причиняя ему этим головную боль, какой он не испытывал никогда. Но Гай терпел её молча ради их чувства математической гармонии.
  • Клиффорд Саймак уважает это дело.
  • «Почти как люди» — вопреки названию, пришельцы в естественной форме шарообразны. Почти как люди они тогда, когда превращаются в людей, а так-то они метаморфы. Дело в надмозговом переводе названия «They walked like men».
    • «Принцип оборотня» — в форме Мыслителя главный герой выглядит, как левитирующая пирамидка.
    • «Пришельцы ниоткуда» — эти гости из космоса выглядят как чёрные прямоугольные параллелепипеды.
    • «Проект „Ватикан“» — кубоиды из «математического мира».
  • Немо Рамджет, «Все грядущие дни» — плоские четырёхугольные колониалы, а также, с прикрученным фитильком, гравиталы, которые стали роботами-завоевателями, но позиционируются, тем не менее, именно как такие же точно люди, только не из мяса.
  • Леонид Влодавец, «Призраки Бездонного озера», «Хозяин Гнилого болота», «Чудище поганое» — ряд демонов отдалённо антропоморфны, но будто слеплены из геометрических фигур и тел.
  • Роберт Шекли, «Специалист» — большинство видов инопланетян, например прямоугольные Стенки или конусообразные Аккумуляторы.
  • Рэй Брэдбери тоже в теме.
    • (название-спойлер) «И всё-таки он наш» — в результате сбоя аппаратуры ребёнок родился в параллельное измерение, поэтому, по всем признакам являясь человеком, из мира родителей выглядит как голубая пирамидка с шестью щупальцами и тремя глазами на стебельках. В финале, когда родители отправились к нему туда, остальные люди начали видеть их как белые цилиндр и четырёхгранник.
    • «Постоялец со второго этажа» — а здесь означенный персонаж, мистер Коберман, снаружи выглядит вполне обычным человеком, но внутренности у него представляют собой стопроцентный сабж. Например, цепочка с треугольником на конце, или эластичная прямоугольная коробочка с четырьмя трубками прямоугольного же сечения.
  • Филип Хай, «Запрещённая реальность» — пришелец-«гроб», (он что-то вроде робота или вернее компьютера, так что почему б ему и не быть параллелепипедом).
  • Эдвин Эбботт, «Флатландия» — Все жители плоской страны. Причём уродами или просто низшими существами считают именно тех, кто отклоняется от формы правильного многоугольника. С фитильком, потому что они не чудовища.
  • Юрий Глазков, «Стрелок» — инопланетянин, похожий на ромб.

Кино[править]

  • «Восставший из ада 2: Обречённый на ад» (1988) — владыка местного ада — Левиафан, представляет собой вытянутый октаэдр из которого бьют чёрные лучи и искрятся молнии.

Телесериалы[править]

Мультфильмы[править]

  • «Город» (1988) — гигантский чёрный куб, который зачем-то напал на город и начал сжимать. Люди попытались ему противостоять, но куб оказался хитрым…
  • «Космические пришельцы» — инопланетные роботы, которые похитили учёных, выглядят как чёрные шары.
  • «Тяжёлый метал» — Лок-Нар.
  • В мультфильме "Мозаика" из "Веселой карусели" все персонажи составлены из геометрических фигур и, конечно, кошка является чудовищем для мышки, злая собака - для кошки... ну и так далее.

Мультсериалы[править]

  • «Дружба — это чудо» — параспрайты, срисованные с вышеупомянутых трибблов.
  • «Гравити Фолз» — Билл Сайфер, разумный треугольник, пришелец из иного измерения, похож по повадкам на типичного демона
    • В его свите есть и другие демоны геометрического вида (один - шестиугольный, а второй-ромбический).
  • «С приветом по планетам!» — «я всего лишь чёёёрный кубик!» же!
  • «Смешарики» — Плутониане.
  • «Трансформеры» — Юникрон, который в альт-форме имеет вид планеты с рогами.

Аниме и манга[править]

Рамиил. В спокойном состоянии — октаэдр, но для атаки может лихо превратиться в другое геометрическое тело.
  • Berserk — Бехелиты не то чтобы чудовища, но имеют отношение к созданию чудовищ, и выглядят действительно жутко. Совсем в троп попадает Апостол Зародыш, который выглядит как большой бехелит с руками и ногами.
  • Bokurano — Один из роботов, Драм, выглядет как огромный цилиндр.
    • В аниме-адаптации присутствовал вражеский робот, похожий по форме на эллипс.
  • Darling in the FranXX — Коллективный разум(ы) ВИРМ выглядят как светящиеся летающие кресты.
    • Применимо к клаксозаврам в целом. Скорее это не фича, но баг: лень дизайнеров >>> унылые дизайны врагов.
  • Hellstar Remina — Гигантская разумная планета, которая прилетела к нашему Солнцу, чтобы по очереди съесть все знакомые нам планеты. Сфера, которая отращивает глаз(а) и язык(и).
  • Neon Genesis Evangelion — Ангел-многогранник Рамиил, меняющий конфигурацию и из привычного октаэдра способный превратиться в другое многогранное тело (в перезапуске, в оригинальном сериале и манга-адаптации он форму не менял). Также в сериале присутствуют Ангел-шар и Ангел-закольцованная лента.
  • Sailor Moon — Фараон 90, который выглядит как огромный шар с щупальцами.
  • «Slayers» — демон Кселлос Металлиум в своём истинном облике выглядит, как огромный фиолетовый конус.
  • Uzumaki — Спиральный Некрополь и проклятие спирали. Началось с одного человека, закончилось целым городом, ставшим частью Некрополя. И процесс этот цикличный (по спирали).

Видеоигры[править]

Метапример — любой противник из игр времен раннего 2D.

  • Darkest Dungeon — Упавшая комета из DLC «The Color of Madness» является огромным кристаллом геометрических форм, который распространяет своё влияние, выращивая такие же кристаллы повсюду.
  • Dead Space — Братские Луны, представляющие собой шаровидные некроорганизмы размером с Луну.
  • The Legend of Zelda: Majora’s Mask — легендарная в своей ужасности живая Луна, угрожающая Термине.
  • X-COM: UFO Defence — кибердиск. Инопланетный дрон в виде летающей тарелки, участвующий в акциях террора вместе с сектоидами. Мало того, что из-за плоской формы по нему довольно трудно попасть, так эта тварь ещё и взрывается при смерти. Также фигурирует в ремейке XCOM: Enemy Unknown, где доставляет людям боль и унижение, трансформируясь в боевую форму и расстреливая их из плазменного оружия.
    • XCOM 2 — привратник. Моллюскообразный пришелец в круглой техногенной раковине белого цвета. В закрытом виде похож на огромный парящий глаз, который на ходу может разрушать препятствия вроде стен и мебели. В открытом же виде привратник вытаскивает свои тентакли и показывает чудовищный потенциал в псионическом колдунстве. Очень опасен и раздражителен тем, что одним выстрелом может убить половину команды и превратить их в пси-зомби.
  • Warcraft — по всем признакам годятся наару (выглядят как летающие трёхмерные руны/орнаменты, нечеловечески разумны, загадочны, прибыли из далёкого неведомого измерения), вот только они в здешнем сеттинге отвечают за Свет и Добро. Впрочем, не все.
  • Серия Castelvania - демон Легион. Выглядит как шар, состоящий из сцеплённых между собой человеческих силуэтов.

Настольные игры[править]

  • D&D — желатиновый куб.
    • Спародировано в игре «Манчкин», где есть монстр «желатиновый октаэдр».
    • И в «Годвилле» — Желатиновый Тетраэдр.
    • Модроны же! Воплощения порядка в виде многогранников… с ручками, ножками и глазами, что выглядит дико бафосно.
      • Впрочем, самые крутые из них уже мало напоминают чёткие геометрические фигуры. А высшие модроны и сам Праймус — ближе к гуманоидам.
  • Warhammer 40,000 — опасный инопланетный монстр умбра, выглядящий в своём настоящем облике как идеальный шар. Способен манипулировать тенями и обожает селиться возле варп-ядер космических кораблей.

Музыка[править]

  • Прогрессив метал опера «The Astonishing» группы Dream Theater — NOMAC’и, большие шарообразные летающие дроны с ИИ и мощными рупорными динамиками. Предназначены для наблюдения за жителями тоталитарной дистопии, и для трансляции громких техногенных и синтетических звуков, которые вместо музыки в принудительном порядке обязаны слушать все люди. Фитилек, конечно, подприкручен, но для среднестатистического обывателя, любой NOMAC, это, несомненно, чудовище, бесчувственный кибернетический монстр, морально угнетающий его и звуками, и постоянной слежкой, и самим своим шарообразным видом, символизирующим победу строгих, мертвых геометрических форм над живыми и переменчивыми людьми. К счастью, в конце концов, семейство диктаторов было перевоспитано, а все NOMAC’и отключены.

Реальная жизнь[править]

Они не такие уж и чудовища, даже наоборот, но геометричности своей при этом не теряют:

  • Морские звёзды.
  • Всякие фораминиферы и радиолярии.
  • Многие бактерии, вирусы и иже с ними.
  • Многие животные умеют сворачиваться в практически идеальный шар. Возьмите хоть ёжика… укололись, да? я говорил «возьмите» не в этом смысле. Или броненосец. Или мокрица…