Проснулся в

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Ну ты и соня! Тебя даже вчерашний шторм не разбудил...

Проснулся в — популярное начало многих произведений, герой просыпается или приходит в себя, и оказывается втянут в приключения. Так же часто встречается субверсия тропа — герой просыпается дома и ведет обычную жизнь, пока на него не валятся приключения. Возможно, что перед пробуждением герою снятся кошмары, а после пробуждения героя могут преследовать флэшбеки о том, что было до всего этого.

Троп любим сценаристами и начинающими авторами.

Как оно бывает[править]

На тумбочке зазвенел будильник. Джек потянулся, почесал затёкшую руку, встал, выглянул в окно. За окном шёл снег и рота красноармейцев™ окровавленных зомби! Джек понял, что случился зомби-апокалипсис, и надо делать ноги. Срочно.

Ранним субботним утром Наташа и Фёдор выбрались из палатки. Самое время закинуть удочки! Река была вроде та же, что и вчера, однако чуть-чуть другая. Вековой дуб, росший вчера за палаткой, почему-то превратился в молодое деревце.
— Понятно, — сказала Наташа, — мы попали в 1905 год!
— Надо поправить историю, — отозвался Фёдор, — Срочно!

Тонкий писк датчика метеоритной атаки разбудил пилота. Ещё не совсем проснувшись, пилот взглянул на приборы. В этом секторе не должно быть метеоритных потоков! Но поток был: зеленея точечками на экранах радаров. «Применить маневр уклонения 22! Срочно!» — отдал пилот телепатическую команду.

Ну и так далее. Речь идёт о штампе старше, чем грязь. Главгерой заснул как обычно, а проснулся в беде! Или не там! Или не тем! Или не с тем! Короче, автору лень придумывать что-то более правдоподобное. Примерно девяносто процентов творчества МТА начинаются почему-то именно так!

Тут же рядом: шёл, поскользнулся, упал, очнулся - гипс™ в теле Наполеона на острове Св. Елены. И заверте…

Соседний троп — Доброе утро, Хроно!, когда герой в своей кровати и не хочет просыпаться, но его всё равно будят. Это позволяет показать обыденную жизнь персонажа, связать дальнейшие события со сном или обнаружить, что герой ничего не помнит о прошлой жизни.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Море анекдотов про то, как мужик просыпается в чужой постели от звука вернувшегося мужа.
    • Самое приятное пробуждение для мужчины — ласковый поцелуй в щечку и шепот «дорогой, это была незабываемая ночь». Самое ужасное отличается лишь одним нюансом — голос мужской и говорит с кавказским акцентом.

Литература[править]

  • М. Е. Салтыков-Щедрин, «Сказка от том, как один мужик двух генералов прокормил». И попали генералы на остров практически «по щучьему велению», т. е. проснулись там неожиданно.
  • Франц Кафка, «Превращение». «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое».
    • «Услышать, как поет саранча» Джо Хилла (сознательный оммаж Кафке в жанре трэшевого хоррора): проснувшись утром, Фрэнсис Кей обнаружил, что превратился не просто в страшное насекомое, а в огромное радиоактивное насекомое-убийцу из фильма категории Б.
    • Иэн Макклюэн "Таракан" - инверсия Кафки. "Тем утром Джим Самс – не гений, но с усами – проснулся после нелегкого сна и обнаружил, что превратился в гигантское существо"
  • Джон Уиндем, «День триффидов». «Если день начинается воскресной тишиной, а вы точно знаете, что сегодня среда, значит что-то неладно.».
  • «Дом в тысячу этажей» — главгерой просыпается на бесконечной лестнице без окон и дверей.
    • Тот же зачин в "Лестнице" Житинского.
  • Роберт Маккаммон, «Город гибели» — проснувшись, герой обнаружил, что от всех людей, кроме него, остались одни скелеты…
  • Михаил Успенский, «Райская машина» — в последней главе протагонист, видимо, таки попал в рай. Хотя страницей раньше он разоблачил мировой заговор и как дважды два доказал, что все байки про рай-Химэй — сплошной обман народа.
  • Книжная серия «Ролевик» — герои книг попадают в чужие миры, засыпая на полевых играх.

Кино[править]

  • «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — после традиционной бани с друзьями главный герой проснулся в Ленинграде.
  • Отечественный фильм 2003 года «А поутру они проснулись». Восемь героев фильма просыпаются в вытрезвителе и вспоминают, как они сюда попали.
  • Комедия «День хомячка» (Россия, 2003): Каждое новое (и похмельное) утро для героев начинается с того, что они пытаются сообразить, где они, что здесь делают, что вчера было, и откуда у них столько баксов. Троп проигрывается для героев, но не для зрителей, которые о содержании предыдущего дня осведомлены.
  • «Где моя тачка, чувак?!» — два придурка не могут вспомнить ничего о вчерашней гулянке… Фильм начинается как предельно тупая подростковая комедия, но постепенно переходит в довольно остроумную пародию на космооперу.
  • «Быстрее, чем кролики» — пародия на хоррор в исполнении Квартета И. Персонажи приходят в себя в каком-то шикарном подвале. Им предстоит понять, как они там оказались и как оттуда выбраться. Концовка открытая, с намёком на твист Амброза Бирса.
  • «Рассвет мертвецов» Зака Снайдера — один из самых шикарных образчиков грамотного применения тропа. Там, где иные авторы тратят на раскачку сюжета полчаса, Снайдер справляется за три минуты. Героиня засыпает в своей уютной постельке, а просыпается уже в раскочегаренном аду зомби-апокалипсиса.
  • «Зомбилэнд» — протагонист пустил к себе переночевать испуганную соседку, на которую перед этим напал «сумасшедший». Проснулся в её же компании, но есть один нюанс
  • «Инферно» — герой приходит в себя в больнице и все заверте…
  • «28 дней спустя»: Еще один герой приходит в себя в больнице. И опять зомби-апокалипсис.
  • «Мальчишник в Вегасе» и продолжения. Каждый фильм начинается с того, что герои просыпаются не помня ничего из того, что было накануне.
  • «Назад в будущее» — в каждом фильме есть постоянная шутка, как Марти просыпается, понимая, что попал не в то время.
  • Demolition Man — Джон Спартан был помещен в криосон в 1996-м году, а очнулся в 2032 в антиутопии.
  • «Секс-миссия, или Новые амазонки» — главные герои, чтобы подзаработать денег, согласились принять участие в эксперименте по гибернации, в которой должны были провести три года. Разморозили их только пятьдесят с лишним лет спустя в постапокалиптическом мире победившего феминизма.
  • «Идиократия» — главные герои проспали постепенное вырождение человечества на генетическом уровне и проснулись в мире, недалеко ушедшем от постапокалиптического.

Телесериалы[править]

  • Walking Dead. Главный герой просыпается в больнице и узнает, что произошел зомби-апокалипсис.
  • «Универ. Новая общага» — неоднократно такое случалось с Антоном (а однажды с Антоном и Майклом, когда они забыли, при каких обстоятельствах заперли Валю).
    • Да, в общем-то, что (особенно) в первом сериале, что во втором, персонажи знают толк в тропе, ибо пить не умеют, но любят. Гоша однажды вообще проснулся в одной постели с незнакомым парнем и смутными воспоминаниями о том, как они целовались в клубе. Нет, они не геи — просто хотели заняться сексом втроем; только вот девушка вначале знатно потролила их — в том числе заставив целоваться друг с другом — а потом дала заднюю; ребята же, пока ее ждали, напились и улеглись спать вместе.
  • «Крем» — в одной из серий Лиза (в облике Клары), напившись из-за Руслана, просыпается обнажённая в одной постели с Сергеем и не помнит, что у них был секс.
  • "Лангольеры", минисериал, по повести Стивена Кинга. Именно то, что герои спали, и стало причиной их последующих приключений после пробуждения.

Комиксы[править]

  • «Флэшпоинт»: комикс начинается с того что Барри Аллен просыпается в редакции. Немного погодя, он обнаруживает, что окружающий мир изменился до неузнаваемости.

Видеоигры[править]

Во многих JRPG действие начинается с того, что герой проснулся (как вариант: его кто-то специально будит). Возможно, он пришёл в себя в незнакомой обстановке, к которой ему теперь предстоит адаптироваться. А возможно, у него начинается самый обычный день… в ходе которого, верняк, произойдет что-то не совсем обычное. Этот троп настолько часто встречается, что в списке клише для консольных RPG он занимает первое место.

  • Chrono Trigger: наверное, самый знаменитый вариант. Причём далее в игре главный герой Хроно увидит сон о том, как его будят… только во сне его будит уже другой персонаж. А в финале его действительно будит вообще третий персонаж.
  • Chrono Cross: опять-таки начинается с того, как главного героя будит мать. Причём перед этим ему снился пророческий сон.
  • Disgaea: первая игра начинается с того, как Этна будит Лахарла, колотя его самым разным холодным оружием и даже пальнув в него из бластера. Еле-еле его удаётся разбудить… а спал он перед этим два года.
    • А вот в «пути Этны» она решает, что убила его… не то чтобы это так уж противоречило планам Этны. На самом деле не убила, конечно. Лахарл проснётся сам в конце игры.
  • Final Fantasy VIII: игра начинается с того, как Сквалл приходит в себя в медпункте после дуэли.
  • Earthbound: мальчик, главный герой, просыпается среди ночи — потому что рядом с городом упал метеорит.
  • Brave Soul, эроге: главный герой просыпается… на полянке в лесу, связанный. Таким вот экзотическим образом его отец выселил его из дома и намекнул, что пора самому зарабатывать на жизнь.
  • S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо — Шрам просыпается в незнакомом месте, в окружении незнакомых людей, которые говорят ему непонятные вещи.
  • Half-Life 2 — «Проснитесь и пойте, мистер Фримен. Проснитесь и пойте.» В принципе, уходя в отруб, Гордон наверняка догадывался, что будет оттуда вытащен в новую задницу, но всё же.
  • Dragon Age: линия эльфа-горожанина начинается с того, что его или её будит кузина.
  • Planescape: Torment: игра начинается с того, как Безымянный очнулся в… морге. И ничего не помнит.
  • Knights of the Old Republic: главный герой просыпается на космическом корабле… который вот-вот развалится под огнём ситхского флота.
  • The Elder Scrolls III: Morrowind: главный герой — заключённый на корабле. Он проспал шторм, и его будит довольно дружелюбный сокамерник.
    • The Elder Scrolls II: Daggerfall: главный герой приходит в себя в прибрежной пещере после кораблекрушения. Но здесь он очнулся сам, его никто не будил.
    • The Elder Scrolls V: Skyrim: главный герой получил загадочную записку после заснул в кровати, а проснулся в заброшенной хижине вместе с тремя пленниками и одной загадочной персоной.
      • Собственно в начале ГГ просыпается в телеге, везущей его в гости к палачу. В изначальной версии он не просыпался, а приходил в себя, после того, как его избили имперцы.
  • Risen — аналогичная история. Главный герой приходит в себя на берегу после кораблекрушения.
  • Fallout: New Vegas — Курьер приходит в себя после наркоза, после того как добрый доктор вытащил две пули из его черепушки.
  • Fallout 4 — протагонист залез в криокапсулу в светлом будущем, а проснулся в постапокалипсисе.
  • Почти все игры серии The Legend of Zelda начинаются с того, что Линка кто-то будит.
  • Все игры серии Zero Escape.
  • Герой Vampire: The Masquerade – Bloodlines всего лишь хотел переспать со знакомым/знакомой, но после пробуждения всё завертелось…
  • Life is Strange — сперва Макс приходит в себя в лесу под дождем, а потом просыпается в классе уже от этого видения.
  • Shadowrun для SNES — ГГ приходит в себя в уютной ячейке с охлаждением, до ужаса напугав санитаров.
  • Так начинается Disco Elysium. Главный герой приходит в себя после удачной попойки и с удивлением обнаруживает, что абсолютно ничего не помнит.
  • Enderal: Forgotten Stories — главный герой просыпается в грузовом трюме корабля. Перед этим он видит весьма жуткий сон.
  • Neverwinter Nights 2 — если проскочить пролог, то ГГ разбудят друзья, чтобы сообщить о нападении неведомых врагов на деревню. А почти сразу же за ними в дом ворвутся и эти самые враги.
  • Superliminal — начало каждой главы, кроме первой.

Визуальные романы[править]

  • Бесконечное лето: в «Совёнок» Семён попал, заснув в автобусе по дороге в гости. Поворот к любой концовке, кроме плохой концовки одиночки, происходит там же — Семён засыпает в автобусе, увозящем его из лагеря. В руте Мику трэш и беспредел опять же начинаются, когда Семён засыпает.