Есть через силу

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Force Feeding. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Если вы когда-нибудь пробовали обедать в обществе человека, которого сильно боитесь, то вы наверняка замечали, что кусок в горло не лезет совершенно. «Какая еда, хозяин, ты чё, сдурел? — думает организм. — А если нам драться сейчас надо будет?!» И поди объясни ему, что с этим уважаемым человеком, будь то неприятный родственник, безнадежная любовь или стервозное начальство, никакой драки точно не планируется. Не для того организм унаследовал идеально отточенную стрессорную реакцию от цепи поколений славных предков, чтобы ему теперь каждый дурак указывал, когда нужно обедать, а когда этого делать никак нельзя. »
— Ася Казанцева.

Персонаж что-то ест. Правда, ест безо всякого удовольствия, напротив, его вот-вот вывернет наизнанку. Но ситуация такова, что бедняга вынужден съесть всё до крошки, и поэтому впихивает в себя угощение, изо всех сил пытаясь побороть отвращение и тошноту. Вот только зачем так над собой издеваться? Причины могут быть такие:

  • Еда приготовлена из рук вон плохо — не прожарена, пересолена и т. д. Но персонажу не хочется ранить чувства кулинара. Особенно если это его близкий.
    • Как вариант, у повара тяжелая рука и лучше ему не возражать.
  • А может, еда-то приготовлена, наоборот, очень даже хорошо — вот только персонаж данное блюдо терпеть не может. Но опять же элементарная вежливость не позволяет отодвинуть тарелку с гримасой отвращения и словами: «Я это не ем я не козёл».
  • Персонаж уверен, что поданное ему блюдо очень полезно для здоровья, в нём содержатся витамины и микроэлементы, исцеляющие всё от волос до пяток. Или, по крайней мере, уверен, что блюдо питательное и капризничать глупо. Или сидит на неудобной диете.
  • Блюдо надо съесть для ритуала или на спор.
  • У персонажа нервная анорексия или другая болезнь, из-за которой нарушился аппетит.
  • Или существует другая причина потери аппетита — влюблён, шокирован, напуган, испытывает сильный стресс или просто знает, что блюдо отравлено
  • Драматичный вариант — другой еды просто нет. Так что особо не покапризничаешь, придётся есть эту гадость.
  • Есть такой фетиш.
  • Он просто сыт. Нет, не так — СЫТ!
  • И ингредиенты нормальны, и приготовлена еда хорошо, и аппетит есть, и само блюдо нравится. Вернее, НРАВИЛОСЬ. Персонаж так долго питался только им, что его тошнит от одной мысли. Может быть как в варианте «есть из вежливости», так и в варианте «другой еды нет».
  • «За блюдо деньги уплачены — ну не пропадать же добру!»

Примеры[править]

По понятным причинам — любые сцены, в которых персонажу почему-либо приходится жрать бумагу. Сами, блин, попробуйте… буууэээ…

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Демьянова уха» — классика же!
  • Аркадий Аверченко, «Московское гостеприимство» — всё об этом в режиме педаль в пол. В конце юморески бедняга погибает от силой впихнутой хлебосольным хозяином ему в глотку осетрины.
  • «Повесть о настоящем человеке» — после операции (ампутации обеих стоп) у лётчика Алексея Мересьева (исторически — Маресьева) интоксикация и тошнота, есть ему не хочется. А есть надо, иначе не заживёт толком. И ему советуют: «Через силу ешьте».
  • «Сандро из Чегема», глава «Джамхух — сын оленя». Объедало в свое время съел всю землю, которые выкопали его односельчане при подготовке побега из тюрьмы. Вообще-то он обычно не прочь подзакусить землей, но под тюрьмой она оказалась особенно мерзостная.
  • «Гонщик» — в какой-то момент у Саймона Клисса из-за многолетнего злоупотребления мейцаном отключается чувство вкуса, и дальше ему приходится заставлять себя есть.
  • Андрей Уланов, «И вся федеральная конница». Добрая гномиха угостила Торка и Тимоти Валлентайна корзинкой пирожков. И ели гном с полувеликаном эти пирожки — действительно вкусные, с мясом, только что из печки — через силу, запихивали в себя героическими усилиями. Потому что корзинки такие на пристани грузчики обычно вдвоём таскают, а выбросить хоть один пирог нельзя, смертельное оскорбление, кланы в таких войнах гибли.
  • Михаил Успенский, «Время оно» — Жихарь и Яр-Тур унаследовали часть хтонической богатырской силы Святогора, но такую силу надо хорошо кормить. После того, как побратимы «скинули излишек», под обычные задачи можно и просто вдоволь наедаться, но когда им предстоит захватить Вавилон — едят для запасания полной силы в соответствии с тропом, включая сушёную рыбу, «котёл какого-то варева, даже не полюбопытствовав, кто именно сварен в том котле» и паршивое пиво — не для опьянения, а просто чтобы не совсем на сухую.

На других языках[править]

  • Гарри Гаррисон:
    • «Стальная Крыса идёт в армию»: ввиду головотяпства интендантов на космический транспорт, перевозящий будущих завоевателей, погрузили из всей провизии только саморазогревающуюся колбасу. Она оказалась неожиданно вкусной и питательной, и поначалу солдаты (в том числе Джим ДиГриз, тайный агент, внедрённый в их ряды) были довольны. Но под конец полёта их от этого однообразного рациона уже воротило.
    • «Звёздные похождения галактических рейнджеров» — пародия на космооперу. Примерно та же ситуация, что и в «Стальной Крысе…». А в финале рассказчик прокалывается, выдав ненароком свою истинную биографию, именно на этом: «Ооооо, нет-нет, ТОЛЬКО НЕ ШОКОЛАД!!!».
  • «Сага о Форкосиганах» — после всех приключений, когда из еды остались только овсянка и рокфор, Эйрел и Корделия эти два продукта видеть не могли. Не исключено, что до конца жизни.
  • ПЛиО — от поедания сырого конского сердца выворачивает и Дейенерис, и читающих эту сцену. А куда деваться — ритуал такой. Считалось, что если она не справится, то ее ребенок может родиться мертвым, больным или уродливым. Не помогло...
  • Станислав Лем, «Звёздные дневники Ийона Тихого» — профессор Маратилитец поспорил с главгероем, пообещав в случае проигрыша съесть свою бороду. Зря он это пообещал…
  • Джеймс Хэрриот «О всех созданиях...» Будни сельского ветеринара первой трети ХХ века, Йоркшир, Англия. Точнее — пока помощника ветеринара. Зигфрид, шеф и работодатель молодого Джеймса, в связи с отъездом домоправительницы к приболевшей сестре, поручает домашнее хозяйство младшему братцу-студенту Тристану (нет, они не немцы, просто у них папа оперы Вагнера очень любил). А что, все равно оболдуй ни черта не делает - пьет пиво и бегает за девицами. Братец от неожиданности соглашается. (— Ты же можешь приготовить обед? — Ну да, могу приготовить сосиски с пюре). Сосиски с пюре Тристан потом и готовит. Каждый день. Только их. Он же сказал - могу сосиски и пюре. Ничего другого Тристан готовить просто не умеет. В общем-то — очень даже приличный обед, тем более что сосиски они покупают само собой не в супермаркете, а в лавке у местного мясника. Поначалу Зигфрид ест с удовольствием, потом - без удовольствия, потом - с тихой ненавистью. В довершение всех бед братец портит Зигфриду триумф — тот находит таки причину загадочных отравлений у телят, над которыми последнее время ломал голову(ветеринар он великолепный), окрыленный успехом возвращается к обеду домой, а там... неизбежные сосиски и загадочная серая масса с многочисленными черными вкраплениями. Тристан, чтоб не торчать у плиты на кухне, запекал картошку в камине и благополучно задремал в кресле с газеткой, а потом — делать нечего — повыковыривал из обугленных клубней условно-съедобную середку. Зигфрид в ледяном молчании садится за стол и демонстративно начинает ЭТО есть, хрустя угольками, но долго не выдерживает и с воплем вылетает из-за стола.
  • О'Генри "Во имя традиции". Персонаж свято блюдёт самолично придуманную традицию - в День Благодарения кормить одного и того же бомжа. В этот раз случилось так, что бомж попадался на глаза кормильцу сразу же после обильной трапезы. Есть он не хочет совершенно, но полон решимости тоже соблюсти традицию.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «Белое солнце пустыни» — Верещагин обращается к жене: «Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала». В маленьком прикаспийском городке с осетрами всё очень хорошо, а вот с мукой — не очень.
  • «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — герой Яковлева, как некое запоздалое откровение, произносит пародийно-трагическим тоном «Какая гадость эта ваша заливная рыба!». В первой серии, когда Надя его угощала, он всё-таки это ел — видимо, не хотел огорчать хозяйку (к тому же были два попутных фактора: 1.Надя зато очень хорошо умеет делать салат и ростбиф; 2.Ипполит во время трапезы очень желал саму Надю — смотрел на неё расплывающимся взором и дышал как паровоз.).
    • Чуть ранее этого Ипполитова пьяного признания была сцена с Женей (А. Мягковым), который очень ругает ту же шевелёвскую заливную рыбу («Это не рыба, а стрихнин какой-то!»), но всё-таки ест.
      • Это, к слову, троп А что, пусть будет! Заливная рыба, которую актеры пробовали в кадре и в самом деле не удалась.
        • На самом деле на протяжении всех съёмок это была одна и та же заливная рыба, и она попросту успела протухнуть.
  • «Берегите женщин» — весь рацион маленького экипажа буксира это макароны и консервы «завтрак туриста». Макароны новый кок[1] умудрился загубить, поэтому героини лакомятся консервами. Или актрисы очень хорошо отыграли, или на съёмках дали именно эти консервы.
« — Люба! Он моет макароны!
— Ну, он специалист, ему виднее…
— Люба! Он их сушит!…
»
    • А что, у нас в столовой так, бывало, макароны и готовили — варили, промывали и... сушили в духовке без капли масла до коричневатого цвета и неугрызимой твердости.
  • «Спортлото-82» — принудительное кормление апельсинами в качестве пытки, причём пытаемого как торгаша ещё и жаба душит: апельсины за его счёт, и если не съесть, а выплюнуть, то апельсин, за который всё равно будет заплачено, пропадёт, а ещё он все эти апельсины мог бы продать с выгодой.

Зарубежные фильмы[править]

  • Комедия «Way out West» с участием Стена Лорела и Оливера Харди (варианты перевода названия — «Путь с Запада», «Запредельный Запад») — проспорив Оливеру, Стен вынужден есть его шляпу. Поначалу действительно через силу, но потом, очевидно, входит во вкус, т.к. и повязывает салфетку, и солит, и перчит, и вообще начинает достаточно аппетитно от неё откусывать. Изумлённый Харди отбирает шляпу и пытается сам съесть кусок от неё, но безуспешно.
  • «Шарло в Испании» — Шарло сначала быстренько замутили имитацию еды из всяких несъедобных материалов (например, крема для обуви), а потом были вынуждены это есть.
  • «Гонорар за предательство» — мафиози пытают главного героя, заставляя есть «спагетти с полипами», да ещё и от души пересолив их. Мало того, что Нино Манфреди достаточно убедительно сыграл, как его герою дурно, так и сами эти спагетти выглядят неаппетитно и устрашающе (подробнее в статье Гурман-гуро)!
  • «Ещё одна засада» (Another Stakeout, сиквел фильма «Засада») — ситуация, похожая на ту, которая была в «Шарло в Испании».
  • «Чарли и шоколадная фабрика» Тима Бёртона — Вилли Вонка даёт вождю умпа-лумпов какао-боб, а тот предлагает в ответ тарелку пюре из гусениц, которое Вонка с плохо скрываемым отвращением съедает. После этого племя начинает работать на фабрике.
  • «Индиана Джонс и храм судьбы» — визит в гималайскую страну с очень экзотическими блюдами
  • «Трасса 60» — один из персонажей получил способность съедать огромное количество еды без каких-либо неудобств и последствий для себя. Вот только эта способность его уже не радует.
  • «Властелин Колец», «Две башни», режиссёрская версия. Сцена «Арагорн на привале и стряпня Эовин». Хотя, в этом случае Руки-ножницы, пожалуй, по делу резанули: вряд ли скиталец с многолетним опытом придирчив к пище, чай, и не такое бывало.
  • «Матильда» — эпизод с мальчиком, поедающим торт. Таки справился.
  • «Деннис-мучитель»: среди испытаний, которым Деннис подверг Сэма-с-пёрышком, было и такое.
  • Олдбой — все 15 лет заключения в тюрьме единственной пищей О Дэ Су были жареные пельмени кёджа. Их вкус он прекрасно помнит и после освобождения пытается найти расположение тюрьмы через некий ресторан «Голубой дракон», откуда заказывали еду для заключённых. Обходя с Мидо все рестораны с таким названием и пробуя в каждом кёджа, О Дэ Су прожёвывает еду с трудом, буквально давится и вызывает после них рвоту. Даже во время заключения, готовя побег и мечтая, чего бы первым делом съесть после освобождения, он думает: «Всё, что угодно, кроме жареных пельменей!»

Телесериалы[править]

  • «Папины дочки» — Якушева обещала Даше в случае проигрыша съесть колготки. Спор она проиграла, и Даша подала ей нетронутую упаковку с итальянскими колготками. Пришлось жевать. Даша помогала в стиле «за маму, за папу».
  • «Сотня» — седьмой вариант. Люди, спасшиеся в бункере от апокалипсиса, вынуждены заняться каннибализмом, потому что кормившая их до этого гидроферма перестала работать.
  • «Игра престолов» — тут весьма адекватно изображена упомянутая в разделе с литературой сцена поедания лошадиного сердца. Причём актриса, нарочно голодавшая пару суток, была вынуждена в течение нескольких дублей жрать «сердце», слепленное из крашеной желатиновой карамели (и политое съедобной, но препакостной бутафорской кровью), пока её реально не затошнило. И тоже справилась (как и её героиня) — ухитрилась не сблевать. Но омерзение она в кадре не играет, а действительно испытывает.
  • «Универ» — Саша и Сильвестр Андреич в одной серии именно так едят Танину стряпню, дабы её не обидеть.
    • «Интерны» — аналогично. Варя решила порадовать своего «кавказского мужчину» Давида самолепными котлетками, которые тот жуёт именно что из последних сил, а улучив момент, потихоньку выплевывает под стол.
  • «Кухня» — Сеня и Федя устроили спор после байки Феди о поедании ремня на корабле, согласно которому Федя должен был съесть ремень. Из-за того, что ремень с приправой из зелени попал в зал к гостю вместо Сениного салата, есть ремень пришлось Феде.

Телевидение[править]

  • «Ералаш», скетч «Хозяюшка» — мальчик с титаническим усилием съедает пирожное, приготовленное девочкой, которая нравится ему, и объявляет его самым вкусным. Правда, потом наедине советует ей сначала научиться готовить, а потом приглашать в кино.
    • И другой скетч, где пацан на спор объелся эклерами — шоколадными пирожными. В конце домой возвращается мама и радостно сообщает, что она купила ему… правильно, целую упаковку эклеров!
  • «Городок» — «Дорогой, чайник с кипятком все еще у меня в руках».
    • «Японский ресторан» — мужик, подталкиваемый жадностью и лестью официанта, с трудом запихал в себя тарелку очень острого супа и получил приз — большую тарелку этого самого супа!
  • Каламбур — Неудачнику приходится есть мерзкий на вкус суп, чтобы не получить мясорубкой от Повара. Аналогично в «Деревне дураков»: приготовленное Бабой гуливэ провоцирует одну драку за другой.

Комиксы[править]

  • «Doctor Strange vol 4» — Доктор Стивен Стрэндж обладает невероятными магическими способностями, но у них есть своя цена. В том числе, он не может больше питаться обычной пищей и вынужден через силу есть всякую сверхъестественную и ядовитую дрянь. Мало того, что она «на вкус как проказа», так ещё может со временем убить его.

Аниме и манга[править]

  • Ranma 1/2 — Рёга Хибики именно так ест (вернее, заталкивает в себя) пищу, приготовленную Аканэ Тендо и больше похожую на отраву. И на… хва… ли… (звук подавляемого рвотного позыва) ва… ет, потому что безнадёжно влюблён в Аканэ, а по японским понятиям, принять из рук девушки еду, собственноручно ею приготовленную — всё равно что создать шансы на будущий брак с ней. Ранма Саотоме — официальный жених Аканэ, уже пробовавший ЭТО — подсвечивает: «Рёга, перестань это жрать, ты же сейчас помрёшь или по крайней мере вырубишься». А у Рёги тем часом аж его прямые волосы сами собой завились болезненными «кудрями» (к счастью, лишь временно)!
  • Sailor Moon — Мамору с явным усилием ест подгоревшее печенье, приготовленное Усаги, чтобы не деморализовать любимую — для неё и это шаг вперёд.
  • «In the Clothes Called Fat» — главная героиня, уже похудевшая, видит своего бывшего жениха с упитанной пышкой, на которой он собирается жениться. От досады и горя («Как же так, я похудела и похорошела, а он предпочёл толстушку!») она идёт в ресторан, заказывает кучу еды и буквально пропихивает её в себя. А потом бежит в уборную и вызывает рвоту. У неё на фоне запущенной анорексии началась также и булимия, когда после множества ограничений хочется всего и сразу, человек бесконтрольно наедается чуть ли не до колик, но сразу же накатывает острое чувство вины и ненависти к себе и, как следует, желание поскорее избавиться от съеденного.
  • One Piece — Магеллан, дьявольский плод которого даёт ему широкую манипуляцию ядами. Но приходится есть отравленную же пищу и вдобавок страдать по полдня от поноса и диареи.

Видеоигры[править]

  • The Elder Scrolls: «Игра за обедом». Учитывая, что принц Хелсет накануне пригласил «алхимика с ужасной репутацией», и зная развесёлый характер самого Хелсета, аппетита за обедом не было ни у кого. А зря.
  • Ведьмак 3: Дикая Охота, DLC «Кровь и вино» — встречается в квесте «Отзвук». Если попытаться расколдовать пятнистого вихта в усадьбе Трастамары, то придётся вместе с ним (точнее — с ней, поскольку это заколдованная хозяйка имения) разделить «трапезу». Неизвестно точно, что приходится есть Геральту, но поплохеет ему изрядно — как минимум признаки интоксикации проявятся сразу же. А если ошибетесь, то получится, что наелись... отравы зря.

Визуальные романы[править]

  • «Клуб Романтики», «Легенда ивы» — в дороге до его деревни Ка́дзу заставляет заболевшую Мэй съесть до конца «не очень сытные, зато невкусные» мидии.
  • «Saya no Uta» — Фуминори не может есть нормальную пищу, потому что она кажется ему отвратительной гнилью из-за исказившегося восприятия, но есть всё равно приходится, к тому же, его любимая её готовит.

Реальная жизнь[править]

  • Наверняка многие сталкивались с этим, будучи в детском саду — когда отказ ребёнка есть какое-нибудь блюдо по причине нелюбви к нему (а то и непереносимости) воспринимался воспитателями и поварами, как привередничество и капризы. Жри чо дают!
    • Да и в кругу семьи тоже такое бывает, причем в ход могут идти и более крепкие выражения, и физические методы принуждения. Применительно к детям… Часто заканчивается рвотой.
      • Подсознательное отвращение к еде, которую в детстве заставляли есть через силу, сохраняется на долгие годы, а то и вообще пожизненно. Отвращение к манной каше, например, характерно для тех, кто ходил в детские сады, как автор правки — знакомые, избежавшие этой участи и питавшиеся вкусной домашней манкой, приготовленной мамой/бабушкой, и во взрослом возрасте лопают её до треска за ушами.
  • Банальное воспаление горла может серьезно отбить желание есть какую-либо твердую пищу, так как глотать в таких условиях довольно проблематично.
  • Воспаление или ожог дёсен — аналогично. А питаться чем-то как-то надо.
  • Любая сильная интоксикация, будь то инфекция с лихорадкой или злокачественная опухоль.
  • Очень плохо на аппетит, аж до тошноты, влияют контузии. Военврачи с американских кораблей на Тихоокеанском ТВД при возможности откармливали контуженных мороженым — вкусно, питательно и холодом подавляет рвотные позывы.
  • При применении некоторых антидепрессантов в качестве побочного эффекта может отключиться чувство голода, из-за чего человеку приходится через силу не только есть, но и даже просто шевелить челюстью. Впрочем, при депрессии ситуация бывает схожая: чувство голода чаще всего сохраняется, но желание его удовлетворить отсутствует.
  • Пионерка-герой Зина Портнова по заданию партизан устроилась работать на немцев и отравила им суп. Чтобы проверить, не причастна ли она к отравлению, ей предложили поесть суп. Пришлось… В этот раз она осталась жива.
  • В целом Кэп сообщает, что это не очень хорошая практика — всё равно запихнутое в себя через силу (с шансами тут же выйти обратно) впрок не пойдёт. Ну разве что речь идёт о жизни и смерти (но тогда инстинкт самосохранения перевесит и брезгливость, и личные предпочтения, так что практически любое гурман-гуро охотно съестся) или о затяжных ситуациях (поход, долгая болезнь), когда организм, если в него не пихать еду, чересчур ослабнет. В повседневной жизни от дня-другого без пищи ещё никто не умер, так что лучше уж дожить до нормальной еды.
  • Вариант с «персонаж уверен, что полезно» — всевозможные диеты, когда человек, скрипя зубами, упихивает в себя ненавистную куриную грудку или ещё какой чудо-продукт. Всё тот же Кэп напоминает, что здоровое питание — это не «неделю давиться пресной дрянью и вернуться к любимым гамбургерам», это изменение образа жизни в целом. А также — что полезной пищи существует множество вариантов, и она совершенно не обязана быть невкусной.
    • К сожалению, многие старательно и регулярно садящиеся на диету делают это по принципу «здесь мерилом работы считают усталость»: дескать, если еда вкусная, диета как бы незачётная, на диете нужно Страдать и Превозмогать. Целью диеты в таких случаях обычно является не оздоровление организма, а получение морального превосходства над окружающими.
  • Различные реабилитационные периоды после болезней, требующие на протяжении нескольких месяцев (а то и лет) соблюдать строгую/щадящую диету или питаться строго по расписанию. Безвкусные кашки, жиденькие бульончики, вареные/тертые овощи и все это — без соли, перца, сахара и специй.
    • Больничная еда как таковая обычно не блещет вкусовыми качествами и делается предельно нейтральной, чтобы подходить максимально большому количеству больных с разными пищевыми ограничениями. И если нет возможности получать передачи «с воли» или по медицинским причинам другое есть и нельзя, приходится давиться вот этим вот.
      • Некоторые хронические болезни, инвалидности или банальные аллергии могут приводить к ситуации обязательности очень строгой диеты. Примеры: «ни грамма сахара» у диабетиков, еда больничного образца у людей с проблемами ЖКТ, печени или почек, бессолевая диета и т.д.
  • Англосаксонская традиция с обещанием съесть свою шляпу в случае поражения в споре. Чтобы сдержать обещание, надо сделать съедобную копию. Например, торт.
    • Традиция не такая давняя, как может показаться: впервые на бумаге этот оборот был зафиксирован на рубеже XVIII—XIX веков, а популярность получил и вовсе стараниями Диккенса.
  • Для Карла Лагерфельда перенесённая булимия не прошла даром и аукнулась рядом странностей в поведении: всю оставшуюся жизнь модельер был ужасно переборчив в еде и терпеть не мог даже запаха любой готовящейся пищи.
  • Священный Ковид тоже умеет давать такой эффект — когда вся пища имеет вкус и запах жёваной бумажной массы, есть приходится едва не через силу.
    • Переболевший упомянутой заразой автор правки утверждает - в таком состоянии вкус и запах уже неважны, голод не ощущается и есть просто неохота, а слабость такова, что работа ложкой и челюстями отнимает чуть ли не все оставшиеся силы.
  1. Он на самом деле вообще не повар, он журналист, и готовить в принципе не умеет.