Bishoujo Senshi Sailor Moon

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Sailor Moon»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Bishoujo Senshi Sailor Moon
Обложка первого тома той самой манги, с которой всё началось
Общая информация
Жанр
СтудияToei Animation
Режиссёр
  • Дзюнити Сато
  • Кунихико Икухара
  • Такуя Игараси
Когда выходилмарт 1992 г. — февраль 1997 г.
Сезоны5
Всего серий200 серия
Длина серии24 минуты
Сейю:
Котоно МицуисиУсаги Цукино
Ая ХисакаваАми Мидзуно
Митиэ ТомидзаваРэй Хино
Эми СинохараМакото Кино
Рика ФукамиМинако Айно

(link)

AMV, музыка: Nightwish — «Moondance»
« Сейлор — моряк, мун — Луна. И она ходит в матроске. А матроска это почти тельняшка. А кто ходит в тельняшке? ВДВшники! Таким образом, она должна кричать не «Во имя Луны!», а «За лунное ВДВ!» Официально японцы не могут иметь армию, как результат второй мировой войны — им запрещено. У них есть только полиция и спец подразделения. Я понял — она наша, русская. Она просто работает под прикрытием, но от привычек не избавиться, поэтому ходит в тельняшке, А перед каждым мочиловом кричит по привычке, только фразу пришлось поменять, чтоб ее не раскусили. Сам подумай — она блондинка с голубыми глазами. А Мун — это её ФИО: Мария Ульяновна Никишина. »
— С Баша

Сейлор Мун — Луна в матроске (Bishoujo Senshi Sailor Moon, 美少女戦士セーラームーン, дословный перевод названия: прекрасная воительница Сейлор Мун) — франшиза, состоящая из весьма многочисленных элементов: первоисточник — манга авторства Наоко Такэути, последовавшее за успешным изданием одноимённое аниме (как ТВ-сериал, так и полный метр) в свою очередь ставшее хитом, мюзиклы, значительно расширяющие классический сюжет, а также видеоигры по мотивам всего вышеперечисленного, некоторые со своими собственными сюжетными линиями.

Влияние на индустрию[править]

Если предшественницы «Сейлор Мун» — истории про девичью дружбу и магию — только обозначали будущий канон, то сама данная манга стала краеугольным камнем махо-сёдзё, своеобразным эталоном, максимально удачно объединившим базовые элементы будущего жанра. И породив, уж как водится, сотни более или менее удачных подражаний, в свою очередь мутировавших.

Собственно, элементы:

  • Главная героиня и её подруги, получившие (как правило, неожиданно для себя) на руки комплект сверхъестественных способностей, а вместе с ними — и Миссию.
  • Эффектные перевоплощения, маскарад, фейерверк атак, с обилием сложных деталей, но с минимумом ткани, прикрывающей попу очередной прекрасной воительницы. Магическое оружие для атаки со свистелками, звёздочками и колокольцами, порой заставляющее покраснеть. Реальная раздача коррекционных звездюлей происходит очень редко.
  • Разные типы внешности и характеров — для каждого фаната должна найтись персональная любимица.
  • Злодейские злодеи. В наиболее прописанных махо-сёдзё-вещах они не лишены благородного трагизма и порой их даже можно по-человечески понять. В поделках по-примитивней это злодеи просто потому, что они могут.
  • Значительный упор на романтику: неземная любовь до гроба с ворохом сопутствующих (Скандалы! Интриги! Ревность!) сюжетных деталей. Всегда побеждает. В отдельном случае — такие же неземные чувства между злодеями.
  • Маленькие магические помощники и/или наставники. Чаще всего зверьки, от на первый взгляд привычных (в данном случае котик) до экзотических. Обладают разумом. Часто куда большим, нежели вверенная им на попечение героиня.

Мифология и основы[править]

Как правило, в рамках жанра магические способности героев так или иначе привязаны к фольклорной, космогонической или прочим глобальным темам. «Сейлор Мун» может похвастаться хорошо продуманной вселенной, где законы бытия основаны на свойствах планет: у каждой планеты есть собственный воин-хранитель. В нашей солнечной системе планеты названы именами божеств Олимпа — соответственно, и магические способности (и даже в какой-то степени личности) девочек-героинь тесно завязаны на персоналиях и силах соответствующих богов и богинь. Впрочем, не обошлось и без восточной мифологии — именно оттуда элемент воды в арсенале Сейлор Меркурия, зелёный цвет и ассоциации с деревом у Сейлор Юпитера, да и Марс к огню тяготеет по тем же причинам.

Сюжет[править]

Сейлор Воины — реинкарнировавшиеся в нашем времени защитники солнечной системы от угроз извне. История — об их непрекращающихся битвах под предводительством вновь обретённой принцессы, по совместительству главного и наиболее крутого воина, Сейлор Мун. Но суперзащитницы добра и справедливости также вынуждены драматически разделять свой долг и обычную жизнь — для окружающих они просто девочки-школьницы

Нужно отметить, что расхождения между мангой и анимэ достаточно значительны: манга куда более драматична; Наоко меньше церемонится со своими героинями и глубже прописывает коллизии на пути девочек к счастью.

Сезоны[править]

«Сейлор Мун» делится на пять глобальных арок манги и пять примерно соответствующих им событийно сезонов анимэ. К трём сезонам выпущено по полнометражному ответвлению. По последней информации, в связи с 20-летием франшизы планируется к выходу на экраны качественно новая часть приключений воинов в матросках.

Арки (сезоны):

  • Sailor Moon — первая часть. Все находятся, знакомятся и воюют с первым на своём нелёгком пути злом — приветом из прошлого, Тёмным Королевством (Dark Kingdom).
  • Sailor Moon R (Returns/Romance) — воинам приходится отражать нападение тёмной луны (не путать с тёмной стороной луны, которая случится позднее), а на голову Сейлор Мун сваливается чудовищного характера дочь (sic!) из будущего. В аниме также добавлен кусок-филлер про инопланетян с растительным уклоном.
  • Sailor Moon S (Super) — новые враги — и новые друзья. Пополнение в команде воинов в матросках; воины так называемого внешнего круга планет (всё то, что за орбитой Юпитера[1]) которые старше, более прожжённые и совсем не сразу готовые к сотрудничеству.
  • Sailor Moon Super S (Super Senshi) — повальный апгрейд воинов и сказочная история про Пегаса, принцессу и, наконец, тёмную сторону Луны (т. е. небесного тела).
  • Sailor Moon Sailor Stars (в манге просто Stars) — угроза галактического уровня! Апокалипсис, катарсис, final kiss.

Перезапуск[править]

  • Sailor Moon Crystal — перезапуск серии, выпущенный к юбилею оригинальной манги и в отличии от оригинального сериала, является уже по сути практически дословной адаптацией. В тоже время, сериал рисовался с учётом новой тенденции в аниме и с целью привлечь новых фанатов, поэтому Кристал заметно более гомоэротичен и фансервисен, чем оригинальный сериал или даже сама манга. На данный момент вышло 39 эпизодов (по 13 серий на каждую арку), экранизирующие первые три арки, а также два полнометражных фильма, экранизирующие четвёртую арку.

Персонажи[править]

  • Сейлор Мун (Sailor Moon), она же принцесса Серенити — Усаги Цукино, главное действующее лицо, человек. Ответственная за судьбы вселенной и просто-таки средоточие добра… в прошлой жизни. В прошлой же жизни — лунная принцесса, в будущем — королева Земли… Ну а сейчас же разгильдяйка в обычной жизни и безнадёжная двоечница в школе. Впрочем, даже в будущем образованностью не блещет — письма пишыт адной лиш хероганай, да исчо с такими ашыпками, что иво ели-ели удолось прачесть[2] — в том же письме к самой себе умоляла перестать лениться и взяться за учёбу, чтобы не пришлось потом так позориться![3] Свою же дочку назвала тоже Усаги в честь имени, что дали ей земные родители (сама она, вспомнив прошлое, вернула себе старое). Можно было бы подумать, что государственные дела ведет её супруг, но упоминается что и Усаги загружена работой по горло.
  • Луна (Luna) — мудрая и ответственная говорящая чёрная кошка, наставник, боевой тренер и домашний питомец главной героини. Имеет на лбу маленький золотой полумесяц. Представительница цивилизации кошколюдей с планеты Мау.
    • Артемис (Artemis) — на сей раз говорящий белый кот. Был сначала ментором Сейлор Венеры (на тот момент — Сейлор Ви), а потом уже стал таковым для всей группы, пускай и в меньшей степени, чем Луна. Также имеет на лбу маленький золотой полумесяц.
    • Диана (Diana) — миленький сиреневый (серый?) котёнок, помощница Сейлор Чиби Мун. Дочка Луны и Артемиса.
  • Такседо Маск (Tuxedo Kamen) — Мамору Тиба, собственно, воин (и по совместительству, принц, пускай и бывший, Эндимион) Земли, только без матроски. Предмет поначалу раздражения, затем интереса, впоследствии (а также в прошлом) — вечная (порой до абсурда) любовь Сейлор Мун.

Воины внутреннего круга[править]

Воины внешнего круга[править]

Противники[править]

  • Тёмное Королевство (Dark Kingdom) — корпорация-антагонист в сеттинге первой арки/первого сезона аниме. Тени, так сказать, прошлого, ответственные за смерть и разрушения в бывшем доме Сейлор Воинов — Лунном королевстве и всё никак не желающие оставлять недобитую принцессу с её ценным артефактом в покое.
  • Инопланетные гости Эйл и Энн (Ale/Ann) — враги части-филлера второго сезона анимэ, которое слишком резво взяло темп и вплотную подобралось к манге, почему, собственно, Наоко и понадобилась такая фора. Не самые убедительные из злодеев — просто ещё одни маленькие зелёные человечки с уклоном во флору.
    • Собственно, перестали злодействовать, как только выяснили, что можно и без этого.
  • Клан Чёрной Луны (The Black Moon Clan) — основные плохиши второй арки/сезона. Охотятся преимущественно за сбежавшей по такому случаю из тридцатого века будущей дочкой Сейлор Мун.
  • Апостолы Смерти (Death Busters) — одни из самых серьёзных ребят. Они не желают покорять и властвовать, они всего лишь хотят смерти и разрушения. Третья арка/третий сезон.
  • Цирк Мёртвой Луны (Dead Moon Circus) под предводительством королевы Нехелении — суета вокруг Пегаса, за которым и прилетели данные клоуны (очень и очень ЗЛЫЕ клоуны). Четвёртые арка и сезон соответственно.
  • Теневая галактика Сейлор Галаксия (Shadow Galactica) и провестник их Хаос, мегавраг, ответственный за Всё Зло Вообще. Пятые, заключительные, арка и сезон — всё эпично.

Тропы[править]

  • Ай, молодца, злодей! — вопреки приказу начальства захватить и доставить Такседо Маска живым, мстительный Зойсайт пытается подло убить парня только за то, что тот ранее отобрал у него пару Радужных кристаллов и немного поцарапал розой «прекрасное лицо». Тот факт, что в западню Мамору попал не один, нисколько не смутил юного лорда. А зря… Зойсайт, конечно, мог догадываться, что серьёзное ранение своего любимого Сейлор Мун безнаказанным ни за что не оставит. Но в итоге импульсивный поступок демона нехило аукнулся не только ему самому: с трудом добытые Тёмным королевством Радужные кристаллы неожиданно «сбегают» к Сейлор Мун и образуют Серебряный кристалл, а сама девушка в результате сильнейшего шока пробуждается в качестве принцессы Серенити.
    • Немного ранее: едва Рэй догадывается о причастности Джедайта к исчезновениям автобусов с пассажирами и прямо обвиняет его, как тот зашвыривает опасную свидетельницу в портал, прямиком в лапы помощницы-ёмы. В манге же он просто усыпляет девушку и лично уносит в своё измерение[4]. И в обоих случаях именно нападение Джедайта провоцирует у Рэй пробуждение силы Марса. Так что кое-кому не было суждено вернуться в Тёмное Королевство…[5]
    • В аниме 1990-х всё тот же Джедайт после очередного поражения (усугублённого ещё и бегством с поля битвы) был погружён в Вечный сон королевой Берилл. Ослеплённая гневом начальница так и не узнала, что с собой в могилу её генерал унёс своё открытие о настоящих личностях Сейлор Воинов.
    • Жестокое и расчётливо-циничное отношение Рубеуса к Сёстрам-Преследовательницам, которых он считал лишь «пешками, которые должны умереть ради короля», в итоге приводит к постепенному повороту направо всех четырёх девушек и к очень даже мирному разрешению их ранних конфликтов с воительницами.
    • Циркония тоже заслужила в свой адрес «Ай, молодца, злая бабуся!» Вот не надо было нападать на своих же подопечных, Амазон Квартет, с целью забрать их силы. Вдруг они потом Золотой кристалл сопрут прямо из-под носа Нехелении и отдадут Сейлорам в качестве благодарности за спасение?
  • Анатомия Барби — у всех воительниц во время трансформации.
  • Антиреклама спиртного — в 108 серии на званом вечере Усаги, переволновавшись, хлебнула коктейля вместо сока и начала нести бред. Судя по тому, как она потом перевесилась через перила балкона, ей ещё и поплохело. Офигенно тонкий и добрый юмор.
  • Атака голым фронтом Усаги в финале пятого сезона. Понятное дело, без натуралистичной детализации (следствие тропа выше). И отвечая на вопрос «Что это за разврат такой?» — разная культура-с, другой менталитет. У японцев нагота — символ чистоты.
    • Вот только никакая это не атака голым фронтом. Усаги сражалась в виде одетого ангела, а обнажилась тогда, когда остановила бой и начала переговоры.
  • Большой начальник — судя по официальной схеме соотношения персонажей по росту (для первой экранизации), королева Берилл выше своих подчиненных-мужчин.
    • А Металлия всё равно больше её!
  • Во имя луны — кодификатор.
  • Внезапная наготаопять-таки, Усаги в финале пятого сезона. Внезапно остановила бой и начала переговоры, при этом так же внезапно обнажилась. После заключения мира так же внезапно обнажилась и Галаксия.
  • Всеобщий любимец — Нео-королева Серенити, правительница Хрустального Токио.
  • Гермафродит/Непонятного пола + Сменить пол в адаптации — Старлайты. Если в манге они девушки, которые косят под парней аки та же Харука, то в первом аниме это… девушки, которые в облике землян меняют пол на мужской. Подсвечивается во время их трансформации, где можно чётко разглядеть преобразование мужского телосложения на женское. Стоит ли говорить, что испытали в этот момент наиболее ортодоксальные поклонники манги? А уж что испытала бедная мангака…
  • Дева в беде — Нару. Даже сами персонажи поражаются, что она очень часто становится жертвой демонов.
    • В манге и сериале-перезапуске — Такседо Маск, насчет которого изумлялись даже близкие друзья художницы: что Усаги вообще нашла в этом бесполезном парне?
      • Из-за этого в аниме 90-х годов его сделали гораздо мужественнее и сильнее, нежели в оригинале.
  • Другая смерть в адаптации — много, всего и не перечислишь. Вот хотя бы парочка примеров:
    • В аниме 90-х Эндимион и Серенити были оба убиты Металлией. В манге же Эндимион заслоняет Серенити, приняв смертельный удар на себя. А после Серенити, в порыве отчаяния закалывает себя мечом. Очевиднейший реверанс в сторону Ромео и Джульетты.
    • Лорды Тёмного Королевства. Аниме 90-х — Джедайт отправлен в вечный сон, Нефрит убит Зойсайтом, Зойсайт убит Берилл, Кунсайт убит Воительницами; манга — каждый убит «своей» Воительницей, кроме Зойсайта, которого убила Венера (см. Любимый фанский пейринг); Кристалл — совершили поворот направо, но убиты Металлией, одновременно (но судя по всему, не до конца, ибо у Мамору наличествуют камни-самоцветы, из которых появляются их астральные проекции).
  • Единственный нормальный человек — Меркурий и Юпитер. Самые адекватные и здравомыслящие среди воинов. Доказательством служат сцены: 1)где Рей гонится за Усаги, а её дедушка за Юширо, а Мако и Ами наблюдают за этим и комментируют 2) Мако и Ами были единственными из воинов, кто прошел тест на звание леди в виде танца с партнёрами.
    • Сапфир — единственный подручный Мудреца, подозревающий, что Мудрец использует его.
  • Забыл про сверхспособности — ручка перевоплощения. Используется на протяжении всего первого сезона, а начиная со второго о ней не вспоминают вплоть до одного из эпизодов третьего сезона, когда Минако использовала ручку, чтобы преобразиться в Сейлор Мун и отвлечь внимание злодеев на себя. И там же эта ручка благополучно забывается насовсем.
    • И диадема Сейлор Мун, которую она перестала использовать после получения Лунной палочки. Бывало, пару раз вспоминала о неё, но не более того.
  • Закадровая любовная сцена — во второй арке манги-оригинала есть сцена, где Усаги и Мамору лежат вдвоём на полу и страстно целуются. Спустя некоторое время, когда пара зашла в спальню к Чибиусе, видно, что под сарафаном главгероини нет блузки (а снять её, не стянув при этом верхнюю одежду, мягко говоря, сложно). Конечно, это может быть и просто ляп мангаки, но чем тогда объяснить наличие «звезды в животе»(с) у Усаги в финале? Значит, явно не только целовались, и неоднократно…
    • В финальной главе перед страницами со свадьбой и той самой фразой о звезде в животе есть совсем очевидная сцена, где Мамору с Усаги в одной постели, и ночью Усаги его донимала, как понятно из текста, не только просьбами ещё раз сказать «выходи за меня».
  • Злобный клоун — Демоны-лемуры королевы Нехелении.
    • В филлерной арке о космическом злом эльфе Эйле и его подружке Анне была клоунесса-демоница Бипьеро.
  • Зловещая органная музыка — с прикрученным фитильком. Ведьма в третьем сезоне играет на органе, встречая главных героинь. Но выясняется, что это запись на магнитофоне.
  • Злодей с хорошей репутацией — доктор Соичи Томоэ из третьего сезона, отец Хотару. Мудрый и всеми уважаемый учёный, директор элитной школы, выглядит весьма мило и интеллигентно. Тем не менее он — сумасшедший учёный и апокалиптический маньяк. После битвы с Сейлор-воинами потерял память, получил инвалидность и отрёкся от зла.
    • Впрочем он такой был не сам по себе. Когда-то Соичи был нормальным человеком, пока не заявился на землю демон хаоса Герматоид. Он убил жену Томоэ и собирался сделать тоже самое с дочерью профессора — из-за чего Соичи пришлось отдать своё тело в обмен на жизнь дочери. Так что все злодейства фактически делал сидевший в теле Томоэ Герматоид.
      • В первом аниме всё светлее и мягче — по первоисточнику это самый натуральный злодей, который со злобными пришельцами отлично спелся (и скормил им родную дочь).
    • Если брать мангу и вторую экранизацию, репутация у него сомнительная — подозрительные исследования, изгнание из научного сообщества…
  • Зоофил — Чувства все той же Чибиусы к Пегасу. Впрочем, если вас устраивает логика «уже после поцелуев девочка узнала что ее любимый конь — заколдованный принц, так что все норм», то это не зоофилия.
    • Плюс Гелиос и в своей лошадиной форме разумное существо, а не обычное животное. Тут скорее ксенофилия.
  • Инцестчувства Чибиусы к собственному отцу. С фитильком: дело происходит в прошлом, когда Мамору и Усаги ещё даже не поженились, и девочка может просто не воспринимать его как своего будущего отца.
    • А вот в образе Тёмной Леди Чибиуса тяготеет к Мамору очевидно уже не одним лишь романтическим влечением… Жутко как-то.
      • Это может быть и непреодолённый комплекс Электры. Или вообще глумление над Усаги, которая её «обидела».
  • Ирония судьбы — неоднократно:
    • Во время очередной стычки с «вредным» парнем по имени Мамору Усаги слышит от него заявление, что с таким поведением она никогда не найдёт себе мужа. Самое смешное в том, что этот парень как раз и есть её будущий муж!
      • Нельзя сказать, что он был неправ. На момент их встречи Усаги была клинической идиоткой, вечно витающей в облаках, и ещё долго таковой оставалась, в манге они начали встречаться, когда Усаги уже заметно прокачала интеллект и социальные навыки.
    • В начале истории Луна и главгероини безуспешно искали свою Лунную принцессу. А в итоге ею оказалась не просто одна из воительниц (которые эту принцессу, по идее, должны охранять), но ещё и самая «не тянущая» на такую аристократичную «должность» девушка — Усаги.
    • Серебряный Кристалл будущего, который пропал по вине Чибиусы и чью замену она искала в прошлом, на самом деле никуда не исчезал, а всё это время был спрятан в теле самой девочки.
    • Уран и Нептун в 3 сезоне долгое время и безуспешно искали талисманы, скрытые в чистых сердцах людей, но в результате сами оказались хранителями артефактов. А ведь до этого Харука искренне считала, что у такого «безжалостного» человека, как она, даже чистого сердца не может быть!
  • Колокол звонит по тебе — опенинг «Moonlight Densetsu» начинается с ударов колокола.
  • Крутая принцесса — Усаги. В манге — и вся её команда как принцессы соответствующих планет.
  • Крутой, но ленивый — Усаги, кто ж ещё?
  • Крутой, но тупой — и опять же Усаги. Принцесса Луны, в чьих руках могущественный артефакт, который в случае попадания в руки злодеям, может вызвать тотальный армагедец, а в будущем наша «булкоголовая» стала ажно королевой Луны и Земли. Но увы и ах, её нынешнее воплощение не блещет особым интеллектом. Да Господи, за эти девятьсот лет она так и не удосужилась выучить грамматику!
  • Крутой симпатяга — практически все девушки серии.
  • Любимый фанский пейринг — Усаги/Мамору и Воительницы/Лорды[6] же! И если с первым всё понятно, то со вторым всё куда более интересно. В первоначальной задумке Наоко-самы Воительницы и Лорды также должны были сформироваться в четыре пары: Кунсайт/Минако, Нефрит/Макото, Джедайт/Рей и Зойсайт/Ами. Даже как-то обложку нарисовала, где все перечисленные пары красовались вместе, и рядом ещё Серенити с Эндимионом. К тому же в манге было чётко обозначено, что Лорды-то — друзья и защитники Эндимиона, лишь после свернувшие налево из-за Берилл. Но что-то пошло не так, и эта тема была развита только в мюзиклах «Sera Mu». И немного затронута в «Кристалле», и там же застопорилась (хотя нам показали, что после убийства Лордов Берилл/Металлией их души воплотились в виде самоцветов, соответствующих их именам [7] , которые Мамору потом собирает и хранит у себя. Да что там, во второй арке они даже появлялись в виде астральной проекции!).
    • Харука/Мичиру же! И только попробуете свести их с кем-нибудь ещё — и вас мигом закопают, и вы даже не успейте этого понять.
    • Не менее популярен Воительницы/Старлайты: Сейя/Усаги, Тайки/Ами и Ятен/Минако. Первый вариант возник в результате нелюбви некоторых фанатов к Мамору (см. Презренный Джа-Джа). Что в итоге привёл к нехилой такой стычке между двумя этими лагерями.
    • Среди яойщиков: Кунсайт/Зойсайт. Тем паче этот вариант каноничен для старого аниме (но не для оригинальной манги, помните это).
  • Макгаффин — почти в каждом сезоне новый:
    • Первый — Серебряный Кристалл, и нужные для его появления Радужные Кристаллы. Кристаллы достали из демонов, а собрать их в один смогла Усаги в облике Серенити[8] .
    • Второй — снова Серебряный Кристалл (и даже два!).
    • Третий — Талисманы Чистого Сердца, запрятанные в Кристаллах Чистого Сердца (два из них спрятаны в телах Уран и Нептун, а третий — часть посоха Плутон)[9].
    • Четвёртый — Золотое Зеркало Грёз (у Чибиусы) и Золотой Кристалл (у Гелиоса/Пегаса, для призвания которого и нужно это пресловутое Золотое Зеркало).
    • Пятый — истинное Звёздное Семя (у Усаги; и при этом её Звёздным Семенем оказался… Серебряный Кристалл. Да, ребята, он тут в каждой бочке затычка)[10].
  • Мне на самом деле семьсот лет — Чибиуса выглядит как маленькая девочка, но по манге ей уже 900 лет.
  • Моральный горизонт событий — Рубеус и так был паршивый командир, не слишком заботившийся о своих подчинённых. Но по-настоящему он пересёк моральный горизонт, когда попытался довести до самоубийства Кермесайт в отместку за проваленное задание. Довести до самоубийства девушку, искренне влюблённую в него самого.
  • Надмозги — сочетание опечатки с надмозговым переводом — и вместо королевы Берилл (Beril) появилась королева Погибель (Peril)! Фишка в том, что большинство злодеев этого аниме носит имена в честь (полу)драгоценных камней и минералов (Нефрит, Жадеит, Алмаз, Изумруд, Калаверит, Каолинит и т. д.)
    • И эту фишку надмозги тоже похерили. Персонаж, названный в честь камня кунцита, превратился в Кунсайта, персонаж, названный в честь жадеита… Джедайт. Странно, почему не Ситхт.
    • В манге два тома Сейлор Сатурн переводили как Сейлор Сатана.
    • В аниме во время первого знакомства с остальными воительницами Сейлор Венера представляется как Сейлор Пять. Это можно объяснить неправильным толкованием буквы V.
  • Налево кругом — Королева Нехеления. Когда узнала, что подданные её не сильно любят, а она сама может состариться, превратила себя и своих поданных в демонов, а свою родную планету — в адский цирк (на самом деле она фактически выполнила желание своего демонического зеркала).
    • В первом сезоне — Мамору/Такседо Маск, которому Берилл промыла мозги. Правда, даже так парень из-за частично сохранившихся благородства и привязанности к протагонистке вредил больше своим новым «коллегам», чем воительницам. По-настоящему он чуть не убил Сейлор Мун лишь когда контроль над его телом захватила сама Металлия.
    • Во втором сезоне — Чибиуса. Мудрец попросту умело надавил на главные болевые точки в душе малышки (сильное чувство вины за утерянный Серебряный Кристалл, якобы недостаток внимания и любви со стороны родителей) и в итоге натравил её, уже во взрослом обличье Темной Леди, на Сейлор Мун, её будущую мать.
    • До событий третьего сезона — профессор Соичи Томоэ и его помощница Каори. В лаборатории ученого однажды прогремел взрыв, унесший любимых жену и дочь. Тут-то и появляется перед отчаявшимся Томоэ демон Герматоид, предложивший продать душу и возглавить на сторону Апостолов Смерти за воскрешение дочери. Ученый без колебаний на это соглашается. А Каори последовала за ним из-за сильной любви к профессору.
    • Галаксия в пятом сезоне. Заточила в своем собственном теле Хаос, дабы покончить с чередой бесконечных войн… Начавшаяся спустя пару тысячелетий ужасная охота на Сейлор Воинов с последующим уничтожением их родных миров наглядно показали, это было очень, очень плохой идеей.
  • Направо кругом — создатели аниме 1990-х просто обожают этот троп! Также многие из представленных были «пощажены» создателями.
    • Главзлодеи первой арки второго сезона Эйл и Анна в последней серии сезона поняли, что неправильно истолковывали сигналы Древа Тёмного Мира, которому они служили, и что для поддержания его жизни необязательно отнимать жизненную силу у людей. Раскаялись и добровольно покинули Землю.
    • В следующей арке того же сезона четверо Сестёр-Преследовательниц одна за другой отрекаются от зла и переходят на сторону Воинов в Матросках.
    • В конце третьего сезона дракон главзлодейки доктор Томоэ, продавший душу чужеродному демону, теряет память и выходит из-под влияния злых сил, правда, получив пожизненную инвалидность. То же самое происходит с его дочерью Хотару, которая перерождается в младенца, давая шанс злоученому начать жизнь с чистого листа.
    • Главзлодейка королева Нехеления подвергается реморализации в исполнении Сейлор Мун и возвращается в прошлое, вновь становясь маленькой девочкой и предотвращает свой поворот налево кругом. То же самое происходит с квартетом Амазонок: девочки переходят на сторону Воинов в матросках и становятся защитницами Сейлор Малышки.
    • Главзлодейка Сейлор Галаксия исцеляется от Хаоса благодаря Сейлор Мун, вновь становится доброй и покидает Землю.
    • Среди злодеев есть также и несколько предсмертных поворотов направо, когда персонаж уже был на пути к вразумлению, но обстоятельства печально сложились для его судьбы. Кому не повезло:
      • Нефрит. Ценой собственной жизни спасает Нару от прихвостней своего завистливого «коллеги». Сам он, кстати, искренне и долгое время не понимал, почему его, одного из самых великих демонов Темного королевства, так волнует судьба девочки (любовь которой к нему он ранее даже использовал в своих целях). Тем не менее, в роковой момент закрывает Нару собой и, умирая, просит прощения за то, что «опять обманул» её… Возможно, Нефрит никогда и не был по-настоящему жестоким демоном, а то и демоном вообще [11]. Ну и, нельзя исключать, что он просто незаметно для себя проникся искренней симпатией к Нару.
      • Братья-принцы Сапфир и Алмаз после общения с Воинами в Матросках поочередно понимают ошибочность своих предрассудков о землянах и восстают против манипулятора-Мудреца, чтобы не только не допустить пришествия Призрака Смерти, но и закончить войну вообще. К сожалению, тот убивает обоих, но Алмаз успевает спасти от смерти свою возлюбленную, Сейлор Мун.
  • Не в ладах с мифологией — в данном произведении очень много элементов построено на греческой и римской мифологии, с щепоткой мифологии японской. В соответствии со своими планетами, Хотару отвечает за смерть и перерождение, а Сецуна — за время. К тому же Сецуна, по официальным данным, является дочерью Кроноса. Однако Кронос соответствует именно что Сатурну, а Плутон — это Аид. Притом Сатурн/Кронос — бог земледелия, но никак не времени [12]. Косяк ли Наоко-сама или же намеренная ошибка — черт разберет.
    • Способности Гелиоса. По имени — отсылка к богу солнца, оттого его отношения с Чибиусой можно было бы рассматривать как «роман Солнца и Луны» (на самом деле нет). Однако вот специализация не соответствует имени — нет ни единого упоминания про его связь с солнцем, зато есть очевидная связь с миром сновидений и грез. Так что по сути, местный Гелиос/Пегас — на самом деле Морфей.
  • Неполиткорректный злодей — Несмотря на то, что на данный момент Джедайт буквально является шестёркой сильной и могущественной женщины королевы, как манга так и аниме регулярно изображают его архитипичным женоненавистником с самыми примитивными высказываниями о женщинах, вроде «вы ни на что не способны без мужчин» и «разве могут женщины победить мужчин в бою?». Оригинальная манга и Кристал добавляют к этому второе дно, подразумевая о некоторой химии противоположности между ним и Рей, чей образ презирающей мужчин сильной женщины прямо противоположен женоненавистничеству Джедайта. Наоко Такеучи даже планировала построить все пейринги между парнями и сенши на схожих противоположностях, однако эта идея так и осталась нереализованной.
  • Не получила парня — вся основная команда воинов, кроме самой Сейлор Мун.
  • Неприязнь создателя к своему творению — с прикрученным фитильком, ибо речь не о мангаке, а о режиссере первого аниме. Кунихико Икухара, один из режиссеров первого аниме, по какой-то причине невзлюбил Мамору (в чём честно признавался), и потому старательно давал урезал ему экранное время, не пытался его как-то развивать, да и попросту откровенно «сливал» персонажа, сделав Мамору тюфяком на фоне воительниц. Почему, как и насколько подобные действия можно назвать профессиональными — вопрос для отдельной дискуссии.
  • Непонятки — зачем Сейлор Мун, приходя в гости к подружкам, вместе с обувью снимает носки? (Такое было много раз как минимум в первом сезоне).
  • Не умеет давать имена — Цукино Усаги, назвавшая свою дочь опять же Усаги; полное имя и титул — принцесса Усаги Маленькая Леди Серенити. Причём всё, что после «Усаги», — тоже часть имени.
    • В фаноне распространена и такая теория, что на имени в честь любимой жены настоял Мамору.
  • Никто не любит Аида — Мудрец хочет уничтожить мир.
  • Однокрылый ангел — аж три примера: Берилл, Изумруд и Галаксия. И все субверсии: первая стала гигантской версией самой себя, слившись в одно целое с Металлией. Вторая — предательски превращена Мудрецом в дракона (воплощение своей ревности и гнева). Ну, а третья просто «потемнела» и получила демонические крылья (тем не менее, фанаты эту форму прозвали Сейлор Хаос).
  • Окозлиться в адаптации: Рей Хино в первой экранизации очень вспыльчива, часто вступает в конфликты с Усаги, часто оскорбляя её, как правило, просто чтобы потроллить её. А в дубляже DiC она вообще теряет почти все намёки на своеобразную, но всё же искреннюю привязанность к Усаги.
    • В той же экранизации Харука и Мичиру куда более самодовольные, грубые и отчуждённые, чем в манге, где они были такими только в одной арке и, в конечном счёте, становятся обычными героинями.
  • Он просто идиот — Усаги. Впрочем, с возрастом это потихоньку проходит.
  • ОНО НЕ ДЕЙСТВУЕТ!!! — когда магия жезла Сейлор Мун не подействовала на Галаксию. Дважды. Во второй раз Галаксия просто ломает жезл, перерубив его мечом.
  • Отупеть в адаптации — в манге главная героиня пусть изначально и не блистала смекалкой, но вовсе не была настолько тупой и неуклюжей и в течение манги явно в ней прибавляет. В аниме-сериале она почти такая же дура в 5-м сезоне, как и в первом.
  • Пастырь нерадивыйдедушка Рей.
    • А что вы хотите? Старик в прошлой жизни был демоном по имени Дзи-Дзи.
  • Пацанка и леди — эталон в лице дуета Уран и Нептун.
  • Педофил — Гелиос. Да, по документам его пассии 900 лет. Что не отменяет того факта, что выглядит его возлюбленная как обитательница детского сада и ведет себя соответствующие. А педофилия, эфебофилия, etc это совсем не про влечение к абстрактным циферкам в паспорте. Равно не меняется и тот факт, что Гелиос выше своей возлюбленной раза в два. Но если вас устраивает стандартная legal-loli отмазка «она выглядит как ребенок, ведет себя как ребенок, но по паспорту ей 900 лет так что все в порядке!», то формально это не педофилия.
    • Наоко-сама где-то говорила, что Гелиосу 12-13 лет (биологически, и ясен пень, что календарный возраст у него перевалил за 1000, то есть он также «застрял» в детстве, как и Чибиуса). Так что вопрос спорный.
    • И никто не вспоминает Нефрита из экранизации 90-ых? Чувства чувствами, но всё же не стоит забывать, что Нару только четырнадцать. Хотя при таком подходе каждое второе аниме в троп попадает — герои-то чаще всего именно подростки.
      • Нефриту около девятнадцати, он сам ещё юноша. Возраст согласия в Японии составляет тринадцать лет, более того, в манге Усаги и Мамору открыто спали на одной постели.
        • А откуда известно, что Нефриту в аниме около девятнадцати? С самом аниме о возрасте генералов ни слова. В интерпретации 90-х Нефриту на вид где-то 25-29. Так что да - ещё и какой педофил.
  • Переименованный In Translation — помимо шрамов от цензуры, в американской версии досталось и именам главгероев — Усаги превратилась в Сурину Серену (а точнее, Селену, «р» там как дань японскому произношению), Макото — в Литу, Сэцуна — в Тристу, Мичиру — в Мишель и т. д. Фамилии, что характерно, у большинства персонажей не трогали, оставили японскими, кроме трех: подружку Усаги, Нару Осака, переименовали в Молли Бэйкер, Мамору Тиба назвали Дарианом Шилдсом, а Ами Мизуно теперь Эми Андерсон.
    • В американской версии досталось и лорду Кунсайту. Из-за того, что его имя — это название минерала кунцит, который был назван в честь естествоиспытателя Джорджа Кунца, местные локализаторы дабы не поиметь на ровном месте проблем с «авторскими правами» и иже с ними юридическими проблемами, от греха подальше переименовали его в лорда Малахита. Поэтому на многих иностранных сайтах имя ледяного лорда зачастую пишут как Кунсайт/Малахит.
    • Первая русская версия, увы, тоже «далеко не крем-брюле» (потому что переводили не с самых качественных английских субтитров): в первых трёх сезонах Усаги была Банни (от англ. «Bunny» — «Кролик», как раз пошло от этого самого субтитрового английского перевода), Чибиуса — Малышкой [Банни] (впрочем, это довольно близко к сути), а королева Берилл… — королевой Погибель! В последнем случае хоть и явный надмозг, но вышло говоряще как-то. Есть мнение, что переводчик-надмозг спутал слово Beryl с Peril (англ. «опасность»).
      • Ну и, напоследок, кое-что о прозвище главгероини. В версии на русском Мамору ласково звал её «Круглолицая» (реже — «Пирожок с мясом»), а Сэйя — «Куколка», хотя в оригинале оба парня говорили одно и то же слово — «Оданго-атама» (буквально «Булкоголовая»).
  • Получилась реальность — паника Усаги во время битвы в первой же серии — это то, что произойдёт, если вы бросите девочку-подростка в битву не на жизнь, а на смерть. В ту же кассу и регулярные истерики Усаги по поводу желания снова жить нормальной жизнью, причём хорошо видно, что со временем героине становится страшно уже даже не за себя, а за жизни дорогих людей…
  • Поплыл, как топораверсия с Усаги. В 4 серии упоминается, что она якобы не умеет плавать, но уже в 24 серии наша Муня безмятежно плещется в бассейне, в 2 сезоне уверенно плавает по-собачьи, а в 3 сезоне падает в бассейн отеля и, не теряясь, выныривает. Неужели Ами так быстро научила?
    • А вот Чибиусе в этом плане меньше повезло…
  • Правда Кассандры — в 1 сезоне Рэй часто говорила Усаги, что Мамору очень похож на обожаемого ими обеими Такседо Маска. Усаги долгое время не верила, а надо бы… Хотя бы потому, что Рэй — всё-таки неплохой экстрасенс.
    • А в начале второго сезона Усаги верит, что Мамору — это Рыцарь Лунного Света. Потом видит их вместе… Потом все встает на свои места… Авторы сериала и тут умудрились порвать собственный же шаблон!
  • Презренный Джа-Джа — Чибиуса. Отвратительный характер, непослушание, противный голосок плюс совершенная бесполезность в качестве воительницы.
    • Да и Мамору, официальный возлюбленный Усаги, тоже имеет немало анти-фанатов. Причём претензии к нему самые противоречивые: то он неромантичный, нечуткий и даже жестокий парень, регулярно доводящий главгероиню до слёз (вспомните катавасию с кошмарными снами во втором сезоне!), то он слабый воин, умеющий только розами швыряться, а то и просто «слишком взрослый и скучный». А в руфандоме бедняга вообще получил прозвище «Мымр»
    • У самой Усаги тоже есть и было немало анти-фанатов. Она настолько невыигрышно смотрелась на фоне своей же команды, что в аниме-адаптации Сейлор Марс переделали во вспыльчивую стерву, Сейлор Венеру в жизнерадостную дуру, из Сейлор Меркурий соорудили Рей Аянаме.
  • Прибытие кавалерии — Такседо Маск всегда появляется в самый ответственный момент, когда Сейлор Мун уже готова разрыдаться в три ручья от страха, и дает её мотивирующего пинка напутствие «Действуй, Сейлор Мун!». Потому что сама Сейлор Мун догадаться швырнуть диадему никак не может.
  • Ребёнок из будущегоЧибиуса. Тот самый случай с вреднючей дочерью и многострадальным юным родителем, Усаги в данном случае. Папе-Мамору, впрочем, тоже не легче.
    • Там же, редкий звериный пример — котёнок Диана, будущая дочка Луны и Артемиса.
  • Синигами — Мудрец. Очень злой синигами. Очень.
  • Сэм — девушка — когда Харука впервые появляется на экране, все девушки просто млеют при виде такого «парня». А потом в конце эпизода выясняется, что Харука на самом деле девушка.
    • Старлайты в первом аниме. С этими ребятами ещё веселее. Ибо в обычном облике это парни, а как воительницы это девушки. И таки да, их настоящий пол — женский.
  • Танец любви — главная парочка танцевали и во время своих тайных свиданий в Лунном королевстве в качестве Эндимиона и Серенити, и в новой жизни в Японии уже как Мамору и Усаги.
  • Транссексуал in translation — так называемая «Мадам Зойсайт» (см. Шрамы от цензуры). Рыбьему Глазу тоже досталось, и не только из-за подкатываний к мужчинам, но и из-за его любви облачаться в дамскую одежду. А что сделали с Харукой в пятом сезоне русские переводчики и говорить страшно.
    • И знаете, что самое смешное? В оригинальной манге ни Зойсайт, ни Рыбий Глаз, геями не были. Дополнительный слой иронии: Рыбий Глаз ухлестывал за Ами, а Зойсайт и вовсе мог бы быть потенциальным женихом последней!
    • А в русской озвучке внезапно пол сменили Металлии. При том что причин для этого, как было с Харукой, нет.
  • Убитая игрушка — одиноко выкатившаяся из-за угла игрушка Луна-Пи становится для главных героев первым сигналом, что Чибиуса пропала. С фитильком, ибо подразумевается вовсе не убийство, а похищение.
    • Интересная деталь: если в первой аниме-экранизации Чибиуса, став злодейкой Тёмной Леди, позже подбирает Луна-Пи и превращает в своё оружие, то в манге она яростно ломает игрушку, вероятно, в знак прощания с прежним «я».
  • Филлерта небольшая мини-арка второго сезона про Эйла и Анну. Да и в принципе в аниме 90-ых полно таких эпизодов. Оно и ясно, ибо то была стандартная ситуация, когда аниме сильно опережало мангу (один эпизод в неделю в соотношении одной главы манги в месяц). Кристалл же таких приколов уже лишён: он чётко следует манге, если не считать некоторых совсем уж мелких деталей.
  • Фэнтезийная толерантность — никаких общественных табу, значение имеет только любовь. Лесбиянки? Ок, парочка и среди сейлоров есть. Геи? Тоже норм. Чибиуса клеится к Мамору который не только внешне в отцы ей годится, но собственно её отец и есть? Да нормально всё. Гелиос подкатывает к Чибиусе, хотя чисто внешне выглядит старше её раза в два? Сейлоры завистливо вздыхают: «И даже Чибиуса нас обскакала!».
    • При этом стоит отметить что обычно каким бы толерантным инцест-юри-лоликон не был, вам будут периодически напоминать что весь этот треш все же ненормален. Да, да, наши персонажи не против, но они хоть знают что творимый ими треш — аномалия. Мир же Сейлор Мун подает вышеперечисленное как абсолютную норму. Не в том смысле что там каждый второй бисексуален, а в том смысле что там вообще никому в голову не придет подобным номерам возмущаться. Не только сейлорам которые за свободную любовь, а вообще никому.
  • Чай — Слово Божие утверждает, что Сецуна всем блюдам предпочитает зелёный чай. А в одной из серий аниме жертвой Юджил становится мастер чайных церемоний Тамасабуро.
  • Что за идиот!окей, Тёмная Леди, aka Чибиуса с промытыми мозгами, хочет заполучить себе Такседо Маска, и при этом прикончить Сейлор Мун, как потенциальную соперницу. И всё бы ничего, но есть одно серьёзное НО: дорогая моя Чибиуса, а ничё, что эти двое — твои родители из прошлого? И нет, сейчас речь не о проблемах «облико морале» этой девчушки с её комплексом Электры. А о том, что подобными действиями Тёмная Леди ставит своё существование под угрозу! Если только это на самом деле не очень хитрый план Мудреца, с помощью которого он намеревался убить несколько зайцев одной пулей.
  • Что за фигня, автор? — Золотой Кристалл сияет благодаря мечтам землян. Иными словами, ворует мечты людей для магической подпитки. Как это не похоже на деятельность Нихелии, с которой сейлоры этим кристаллом и воевали…
  • Шрамы от цензуры — ибо в то время, когда аниме впервые переводили, толерантность ещё не была в почёте. В результате имеем разнообразные надругательства над гомо-тематикой, вплоть до печально известной «Мадам Зойсайт» (в оригинале мужик) и элегантного прыжка из просто юри в инцестуозное юри с «кузинами» Харукой и Митиру. И не только над гомо-тематикой. Не обошли стороной даже фривольные костюмчики многих персонажей, не говоря уж об отсутствии этого самого костюмчика в конце последнего сезона.
    • Именно благодаря одному из этих шрамов в руфандоме возник мем, когда женских персонажей с выдающимся бюстом стали называть «талантливыми». В серии, где девушки спорят о том кому играть главную героиню в спектакле, Мако в качестве аргумента заявила, что должна играть она так как у неё самая большая грудь из всех. Зарубежные издатели (на русский озвучивали с англоязычного перевода) вставили для Мако фразу — «потому что я самая талантливая», но она на этой фразе уж очень выразительно показывала руками на свою грудь…
  • Эффект Телепорно — в первом аниме (1 сезон, 35 серия). Когда Зойсайт, контуженный Серебряным Кристаллом, хватается за Кунсайта и из последних сил сипит «Принцесса Луны — это Сейлор Мун!», Кунсайт отвечает (в дубляже): «Понятно!», и между этими репликами слышится его реплика в оригинале: «С*ка!» А потом на Кунсайта нападают воительницы, и выражения лиц у них соответствующие: «ты кого с*кой обозвал?!»
    • Некоторые смеются над именем принцессы Луны, которое в этом же дубляже произносят как «СеренИти» (звучит как глагол повелительного наклонения).
    • Зойсайт атакует магией с криком «Зой!» (это ещё нормально), а Кунсайт — с криком «Ку!» Возможно, в оригинале было «кун», но продублировали не иначе как в честь пацаков с чатланами.
    • Все имена Лордов в этом дубляже соответствуют тропу. Лорды названы в честь драгоценных камней: Жадеит, Нефрит, Цоизит и Кунцит. В русском дубляже это Джедайт (плохой из него джедай!), Нефрит (у нас это ещё и воспаление почек!), Зойсайт (похож на девушку Зою, у которой сайт её тёзок) и Кунсайт (у которого сайт для настоящих кунов). И это ещё до массового распространения Интернета!
  • Я буду защищать тебя — основная боевая функция Такседо Маска (которого, кстати, на гражданке буквально зовут «защитник» в переводе с японского) — выручать Сейлор Мун, и в первом сериале он эффектно закидывает демонов розами, давая воительницам время собраться. Однако в оригинале Мамору хронический парень в беде, которого любят похищать злодеи и промывать ему мозги. Тем не менее, в последней главе во время своей свадьбы они с Усаги клянутся защищать планету и друг друга до конца своих дней.

Примечания[править]

  1. При том, что в современной астрономии «внешними» принято считать как раз планеты, находящиеся за поясом астероидов, то есть начиная с того же Юпитера.
  2. Ликбез, чтобы вы понимали суть: хирагана — слоговая азбука, где каждый символ обозначает конкретную букву или слог (потому она и слоговая). Но хоть хирагана и основной инструмент письменности — это лишь база, а грамотный японец должен знать ещё как минимум около 1300 иероглифов кандзи поверх (а книги на чистой хирагане — это только книжки для дошкольников). А Усаги ни одного кандзи не знает (и даже не удосужилась за 900 лет выучить).
  3. Откровение у холодильника: такой низкий навык письма у женщины, закончившей школу, может объясняться либо умственной отсталостью (а Усаги, пусть и не блещет интеллектом, но на отсталую точно не тянет), либо …дислексией. Что если отвратительная успеваемость Усаги изначально происходит из неспособности читать и писать наравне с прочими, а лень и пофигизм наложились позже?
    • Не исключено. Можно вспомнить и другой сеттинг в похожими проблемами — «Лагерь полукровок» Рика Риордана, где для всех подростков-полукровок (детей античных богов) характерна та же дислексия попутно с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью — из-за генетически заточенных не на тот язык мозгов и обострённых по сравнению с обычными людьми чувств.
  4. Впрочем, в отличие от аниме, генерал вряд ли собирался убить Рэй, поскольку испытывал к ней определённую страсть (в одной из сцен он даже признаётся:«Как она красива! Я любил её с тех пор как увидел»).
  5. По манге от огня Сейлор Марс погибает сам Джедайт, а в экранизации — его ёма, а сам колдун отделался лишь очередным нагоняем от королевы Берилл.
  6. В оригниале Ситенно (Shitennou) — «Небесные Короли» с японского. В руфандоме устоялся вариант «генсен» — то есть Генералы/Сенши.
  7. Собственно, правильным переводом имён было бы Кунцит, Цоизит и Жадеит (только Нефрита перевели правильно), но дословная транслитерация из дубляжа аниме 90-ых уже прочно закрепилась среди русскоязычных фанатов
  8. К слову, в манге никаких Радужных Кристаллов не было: Серебряный Кристалл появился из слезы Серенити.
  9. И опять же в манге никаких Кристаллов Чистого Сердца не было, а своими Талисманами аутеры пользовались с самого начала, а не когда их из них извлекли.
  10. А в манге — Сейлор-Кристаллы. Догадайтесь, у кого самый сильный? И притом это, дасколькоужеможно, опять Серебряный Кристалл.
  11. Если верить манге, до встречи с Металлией Лорды были не просто хорошими людьми, но и такими же защитниками добра, как и Сейлор Сенши.
  12. Скорее всего, результат слияния образа с образом Хроноса — персонификацией времени.

Ссылки[править]