Страна еды

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Level Ate. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Мечтаю, чтобы море было с пивом Весёлым, жизнерадостным, игривым. Как здорово, чего там говорить. Пивком из моря жажду утолить.

Мечтаю я отдельно и особо, Чтоб в море том плескалась нежно вобла. И чтоб икрой она была полна И чтоб была не слишком солона.

Если б было море пива — Я б дельфином стал красивым. Если б было море водкой, Стал бы я подводной лодкой.

А если море будет все из водки, Тогда пусть там разводятся селедки. И к ней ещё вдобавок огурцы. По огурцам и вобле мы спецы.

»
— Дюна, «Море пива»
Наглядный пример из Prehistorik 2

Страна еды — место, встречающееся в произведениях, не слишком серьёзно позиционирующих себя — в сказках, сатире или чём-то подобном. Ландшафты, окружение в ней состоят из знакомой человеку пищи, либо там соответствующие жители, либо то и другое.

Наиболее распространённые подвиды — страна сладостей (с землями из тортов, молочными и шоколадными реками, конфетными деревьями, пряничными домиками, типичные жители — мармеладные мишки, шоколадные зайцы, пряничные человечки) и страна овощей и фруктов (здесь как правило нет особого ландшафта, примечательны только жители), но бывают и другие варианты.

Может служить землёй обетованной (или, скорее, пародией на неё) или островом удовольствий.

С прикрученным фитильком — если это искусственно созданная среда, скорее всего разработанная в целях развлечения или рекламы. Близкий троп — антропоморфная еда.

Пятиминутка реальности[править]

В принципе ничего нереалистичного в этом нет… Первые несколько дней. Если не огородить территорию герметичным куполом или войти в неё без скафандра, то туда попадут бактерии и прочие существа, начнут всё есть, и очень скоро от плесени и микроорганизмов место превратится в огромную клоаку, разносящую во все стороны различные инфекции. Далее там либо заведется обычная живность и всё съест, либо простейшая жизнь создаст из себя до того огромную бактериологическую угрозу, что в округе все вымрет. Можно предположить, что еда там специальная, в пищу не пригодная, или отравленная, но тогда с чего вы туда пошли, если ничего кроме специальных, громоздких, дорогостоящих и стационарных пищеварительных прудов (причем ещё не изобретенных) и биореакторов (изобрели, но станционарные и дорогие) эту «еду» переварить не может. Мармеладные мишки, шоколадные зайцы и пряничные человечки там быть не могут, но вот грызуны, членистоногие и некоторые виды моллюсков (слизни и улитки) будут, пока микроорганизмы окончательно не испортили весь пейзаж — тогда все либо травятся, либо уходят, так как делать здесь нечего.

  • Проблема противоположных оценок: Ты не совсем прав! Мармеладные мишки, шоколадные зайцы и пряничные человечки и прочие сухие сладости при отсутствии влаги способны храниться неограниченно долго. Потому что ни бактерии, ни грибки не могут их жрать всухомятку, а всякие мучные черви и хрущи просто не умеют жрать такое количество сухих сахаров.
    • А то, что все это разлагается от Солнца и температуры? Свет ведь никуда не делся, а снаружи может и не быть мороза. К тому же обычная жизнь может заходить поесть из мест, где вода есть. И да, не забываем про явления вида «а вчера вода с неба» (дождь, град, снег, туман, роса, изморось), которые эту воду могут принести.

Схожие проблемы есть и у водоемов с живой водой: живая вода воскрешает, а потому обитатели водоема не смогут умереть, даже если от них останутся одни лишь кости, потому водоем заполнится функционирующими мертвыми организмами (и бактериями в том числе). С виду и не скажешь, что в речушке, где сотнями плавают дохлые рыбешки, бактерии усиленно размножаются без ограничивающих факторов (одна половина делится, а вторая должна вымереть, но не может), а выросшие рядом и в этом водоеме животные вне водоема живут до тех пор, пока у них в внутренностях вода не кончится (живая мёртвая лягушка, с живой водой вместо обычной, сможет вылезти из своего водоема и не перестанет функционировать) вода не проклятая, а живая. В общем — забывают, что райские условия не только для людей, но и для всех живых (по крайней мере, в прошлом) существ, а выйти из этого может вполне неприглядная картина.

Примеры[править]

Общее[править]

  • Для стаи космической саранчи именно так выглядит Земля (планета с кучей еды, намного более вкусной, чем типовая слизь на базе и камни, которые пришельцы ели, когда ещё в своей системе перерабатывали луну своей родной планеты; а что еда вас стреляет — так ведь сам подставился).
  • Эндопаразиты так воспринимают тех, в ком живут.
  • А для наномашин-репликаторов страной еды является вообще любое место, в котором есть атомы.
  • Картины, созданные из еды, зачастую именно так воспринимаются зрителем. Например, автор правки видела картину, где телега сделана из макарон, башни — из сыра, и т. д.
  • Именно так микроорганизмы и простейшие воспринимают любое место, где есть, что есть (некоторые — даже пластик, полиэтилен и углеводороды), и где температура не доходит до отметки в 200 градусов.

Фольклор[править]

«

Король Пипин был очень мал, Но выстроил дворец. Из торта стены заказал, А крыша — леденец. Из пастилы сложили печь, И был дворец готов. А от мышей его стеречь Приставили котов.

»
— Английское народное в переводе Маршака
  • Конечно, троп старый, люди ведь всегда хотели есть. Ещё во времена древних охотничьих племён в фольклоре появились страны, где ходит много зверей — это воспринимались как земли, где можно без ограничений охотиться, сколько хочешь.
  • В представлении кочевников-скотоводов это земли с обильными пастбищами — сочной травой и чистой водой.
  • Идея отлынивания от труда возникла уже в ранее Средневековье. Тогда и появились волшебные страны, где всюду уже готовая еда. Это и английская и французская Кокань, и скандинавский Винланд, и немецкий Шлараффенланд, где животные бегают жареными (но кожа с костями, тем ни менее, никуда не делись — только что разделывать таких мертвяков с живой водой внутри сложнее), а пирожки растут на деревьях, и нужно только лечь под ними и открыть рот, и лень считается добродетелью, а труд — грехом. Да взять хоть русское выражение «Молочные реки, кисельные берега» (где кисель — нечто вроде современной овсянки)!
  • Россия — овощная страна! Здесь можно засадить по самые помидоры, дать на орехи редиске, начистить репу двум перцам, дать в тыкву одному хрену и получить по дыне, а вечером сходить в кабачок и сорить там капустой. (Каламбурчики).
    • Езжайте в Аргентину — это страна мяса. А у нас — страна Советов!
  • Луна, сделанная из сыра, разумеется!

Литература[править]

  • Вышеупомянутые фольклорные Кокань и Шлараффенланд многократно использовались в средневековой поэзии как пародия на идею рая земного.
  • «Приключения Мюнхгаузена» — сырная земля, окружённая молочным морем. Возможно, пародия на фольклорный образ. А живут там почему-то трёхногие люди-мутанты (третья нога находится там, где должен был бы быть хвост, и служит опорой для изрядно покосившегося вестибулярного аппарата).
  • Э. Т. А. Гофман, «Щелкунчик и Мышиный король». Награда для победивших героев — страна из марципана и прочих сладостей со столицей в Конфетенбурге.
  • «Страна Оз» — страна, которую населяют хлебобулочные изделия. И их можно съесть.
  • Николай Вагнер, «Папа-пряник» — королевство Папы-Пряника.
  • «Чарли и шоколадная фабрика» — для искусственно созданной среды — кодификатор. На этой фабрике много чудачеств, в том числе место, где трава, деревья, реки и огромный болт, положенный на ТБ — всё сделано из шоколада.
  • «Маленькие тролли и большое наводнение» — краткий эпизод опять же в искусственно созданной среде сладостей. Показывает заботливость Муми-мамы, у которой в сумке всегда найдётся лекарство от болезней желудка.
  • Спиешпей из книги «Ромка Рамазан». С прикрученным фитильком, ибо проклятый колдовской остров.
  • Джанни Родари:
    • «Приключения Чиполлино» — жители вымышленной страны — антропоморфные овощи, фрукты и ягоды. В книге троп с прикрученным фитильком, поскольку рядом с овощами живут и животные, есть целый зоопарк, а в советском мульте — классика жанра.
    • «Планета новогодних ёлок» — на этой планете съедобно (и довольно вкусно) всё без исключения, можно есть хоть камни и пить машинное топливо (оно на вкус как фруктовый сок).
    • «Дворец из мороженого».
    • «Шоколадная дорога».
  • Георгий Балл, «Торопун-карапун и тайны моего детства» — Шоколадный городок. Весь состоит из сладостей. И населен омерзительно слащавыми фанатиками.
  • Александр Рудазов, «Зверолов» — планета Бахус, где в водоёмах вместо воды плещется 39 % водный раствор этилового спирта. Очистить от минеральных примесей — и можно бухать прямо из океана… вот только на гипергуманистической Земле XXV века напитки крепче вина или пива считаются ядами, так что желающих не находится.
  • Вячеслав Рыбаков, «Человек напротив» — искушающий протагониста враг рода человеческого на несколько секунд показывает протагонисту, каким он видит мир.
« Мир стал каким-то… съедобным, иного слова не подберёшь. Всё разнообразие Вселенной вдруг скрутилось до разнообразия титанического пиршественного стола; желанная женщина — нечто вроде нежной фаршированной индейки, обильно политой острой пряной приправой… зыбкое розовое зеркало моря на рассвете — это на сладкое… салатные листья моральных принципов, такие широкие, а стоит взять в рот — хрусь, и нет ничего… неимоверно сложный, кропотливый и вкрадчивый танец частиц и полей, испускающий клубы невнятных логарифмов и дифференциалов, ждущий, когда я его пойму — как хлеб. Стол был круглым и плоским, Симагин один-одинёшенек торчал посредине, на единственном возвышении, каким могла похвастаться уныло гладкая поверхность; с этого подобия трибуны он мог дотянуться до любого лакомства, и казалось, единственной проблемой жизни является сообразить, который именно из аппетитнейших кусков просится в рот в данный момент. Но то и дело мимо проносились или проплывали какие-то малоодушевлённые уродцы, внешними очертаниями отдаленно похожие на человека, то есть на Симагина; и каждый из них иногда по дурости своей, по слепоте, а иногда и намеренно, злобно, злорадно заслонял от Симагина одно из предназначенных для него блюд. Время от времени какой-либо из уродов, обнаглев уже вконец, разевал свою отвратительную, мелкозубую зловонную пасть, чтобы откусить или от индейки, или от торта, или хрупнуть салатным листом, хотя салат мог быть настоящей высокой моралью лишь когда его ел Симагин, в уродливых пастях он сразу превращался в притворство и лицемерие… Или пытался ломоть хлеба стащить прямо из-под симагинского носа, и приходилось, не размышляя ни мгновения — будешь размышлять, голодным останешься! — бить жадную тварь наотмашь. Каждая из тысяч салатниц, гусятниц, супниц, соусников, тарелочек, чашечек, ложечек и вилочек требовала постоянного присмотра. В сохранности ни одного предмета нельзя быть уверенным. От каждого из безмозглых, но хитрых и прожорливых уродов исходила угроза, но передушить их разом по каким-то сложным и не вполне понятным причинам было нельзя — поэтому приходилось всё время быть настороже, готовым к подвоху, к удару, к отпору, к бою… Но как всё вкусно! Как пахло! Как отблескивал жирок на ветчине, как красиво разложена была петрушка по краям… »
— Гурман-порно
  • Виктор Пелевин, «Затворник и Шестипалый» — слабо понимающие человеческую речь протагонисты предполагают, что богам (то есть людям) под силу выжрать область мира (хотя на самом деле один желает то ли поесть, то ли выпить, а второй увещевает первого не клеиться к женщине).
    • Так там ещё и буквально под ногами еда валяется, не говоря уже о легендарной Кормушке-Поилке!
  • Плоский Мир — с прикрученным фитильком, съедобные полезные ископаемые, вроде добываемого в Убервальде жира гигантского слона и много где встречающейся каменной патоки, образовавшейся из древних зарослей сахарного тростника.

Телевидение[править]

  • Очень любит съедобные страны знаменитый шеф Хестон Блументаль. Однажды на своём шоу он построил настоящий бисквитно-пряничный дворец. Чтобы сладости не пропали, «кирпичи», «пол», «стулья» и «фарфор» ело одновременно несколько тысяч человек.
  • Диснеевская телепередача «Melinda.The First Lady of Magic» (май 1997). Среди сказок и выдумок, которыми мама пытается развлекать дочь эпизодически был и сладкий замок (превращенный замок спящей красавицы).

Мультфильмы[править]

  • «Чудесница» (1957).
  • «Чиполлино» (1961).
  • «Козёл в огороде» (1981) — огород. Некое подобие небольшой деревни. При том, что это мультфильм, овощи больше напоминают мультяшных актеров, играющих овощи.
  • «Ральф» — о жизни персонажей видеоигр, и одна из главных героев — девочка из игры о гонках в стране сладостей. Даже машинки — пирожные.
  • «Возвращение в страну Оз» — целая конфетная страна, где живут человечки-сладости. Охраняет их армия шоколадных собак-солдат под командованием зефирного военачальника.
  • «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» — первая часть показывает превращение города в такое место, а вторая разворачивается на острове, где сложилась полноценная продуктовая экосистема.
  • Позднесоветский «Молочный Нептун». Действие происходит в молочном море-океане.
  • Не страна, а двухэтажный теремок Водки из советского «Сорок градусов по ареометру». Вместе с Водкой живут Грибок, Луковица и Селёдка (то есть закуски).
  • «Store Wars» — пародия понятно на что и одновременно реклама сети супермаркетов, в которой снималась. В нём действуют такие дивные персонажи как Огурчик Рик Люк, Оби-Ван Канноли, принцесса Листик (Lettuce — салат-латук), Хан Сало (Ham Solo) и Чуброкколи, штурмовиков отыгрывают яйца (нет, не те), а командует ими Дарт Офель (Darth Tater). «Звезда Смерти» — здоровенная дыня и взрывается очень аппетитно.

Мультсериалы[править]

  • «Adventure Time» — наверное, больше нигде Страна Сладостей не играет такую весомую роль в большом фэнтезийном сеттинге, с кучей обыгрываний этой темы, и её правитель — Принцесса Жвачка — одна из главных героев.
  • «Пенн Зеро — герой на полставки» — среди миров, где бывали главные герои, есть и сладкая планета. А так же вариант Дикого Запада, где вместо людей живут овощи(как в «Чиполлино»).
  • «Хлебоутки» — шахта, где главные герои добывают хлеб.
  • «Симпсоны» — при упоминании Германии как страны шоколада Гомер представляет себе страну с шоколадными домами и зефирками на деревьях.

Аниме и манга[править]

  • Mahou Shoujo Madoka Magica — личное измерение Шарлотты, ведьмы сладостей; тот случай, когда ни разу не весело. Вероятная отсылка к пряничному домику ведьмы, которая хотела съесть Гензеля и Гретель.
  • One Piece — Тотлэнд. Целая система островов, каждый — отдельный вид еды: остров какао, остров масла, остров сыра, остров карамели, пирожный остров… Также из рек и даже моря вокруг этих островов можно пить — вместо воды в них сок (вокруг каждого острова разный, в местах смешения — мультифруктовый)
  • Toriko давит педаль за пределы вселенной, ибо ВЕСЬ сеттинг построен на теме пищи.
  • Flying House — поддавшиеся искушению бесконечной еды персонажи попадают именно в такую страну, но потом все оборачивается кошмаром.

Видеоигры[править]

Идея компьютерной игры в таком духе из журнала девяностых «Великий Дракон»
  • Распространённая тема уровней в платформерах. Нередко вызывает у игроков возмущение своей неуместной сюрреалистичностью. Приводить примечательные примеры.
    • Earthworm Jim 2 — уровень не просто из каких-нибудь там сладостей, а из красного мяса, сыра и яичницы! Носит символическое название «Level Ate» (тропнеймер на TVTropes), которое из-за игры слов можно перевести и как «Съеденный уровень», и как «Восьмой уровень» (он, собственно, и является восьмым по счёту).
    • Игра по мультфильму «Рататуй» — примечательны уместностью. Иногда крыс Реми может найти невероятно-ароматную еду, которая его усыпит, и ему приснится пробежка по летающей в небесах еде под мечтательную музыку. Есть уровни разной тематики: фруктов, сыра и т. д.
    • Prehistorik 2 — первобытный человек собирает еду (и не только — в котёл попадают и несъедобные вещи вроде игрушек), а зверей попросту убивает дабы не мешали. Впрочем, если собрать столовый набор (ложка, вилка, нож), то звери превращаются в еду! Наконец, секретный уровень представляет собой чистой воды сабж.
    • The Lost Vikings — часть уровней Безумного Мира выглядят как торт с глазурью и не зря обжора Олаф на одном из уровней даже набивает полные карманы конфет (якобы для детей, но мы-то знаем). Но не надо обольщаться — очень уж злонамеренная архитектура в тех краях и утопление в газировке по тамошним меркам ещё отличная смерть.
    • Sonic Lost World — один из этапов Desert Ruins, состоящий из самых разных сладостей.
  • «Страна мороженого» — идея компьютерной игры от юного геймера, опубликованная в журнале из девяностых «Великий Дракон» в специальной рубрике «Фонтан Фантазий» (см. иллюстрацию).
  • Игра «Пряничный ниндзя», она же «Ниндзя-Печенько» — главный герой — пряничный человечек-ниндзя и живёт именно в такой стране. Судя по отзывам, игра уныла и трудноуправляема, и примечательна только тем, что всё действие проходит в такой стране.
  • Pajama Sam 3: You Are What You Eat from Your Head to Your Feet — главный герой так объедается сладостями, что ему мерещится целый остров говорящей еды, где партия сладостей-радикалистов пытается захватить власть себе.
  • Borderlands 2, дополнение «Чудовищный голод Хищного Усатого Пожирателя» — Ущелье обжорства; неожиданно красивая для Пандоры местность в разгар золотой осени, всюду корзины в виде рогов изобилия и ящики с плодами урожая, половина локации — кухня. Ещё бы, дополнение посвящено любви к еде.
  • Transport Tycoon Deluxe/OpenTTD — существует целый игрушечный мир, где в лесах растёт сахарная вата, из скважин добывают колу, из шахт сахар, а ирис производят в карьере. Из-за вырвиглазной графики этот мир для фанатов серии — презренный Джа-Джа, хотя сама идея «а это у нас настольный мир с заводными паровозиками, домиками из кубиков и шахтами-стаканами колы» вполне даже ничего (ну кто в докомпьютерную эпоху в такого «Магната» сам не играл? Разве что колы не было).
  • Angry Birds Space — локация Utopia, где целые планеты сделаны из пончиков, яблок, чизкейков и вафель.
  • The Adventures of Square (мод полноценная игра на движке GZDoom) — действие второго эпизода происходит на Луне, которая, соответственно, сделана из сыра. Имеются молочные реки, молочные враги и плавленый сыр в качестве лавы. Жаль, что у протагониста непереносимость лактозы.
  • Kerbal Space Program — субверсия. Среди кербалов распространено поверье, что Минмус сделан из мятного мороженого, но это, конечно, не так.
  • Cuphead — босс-уровень Баронессы фон Бон-Бон. Вокруг одни владости, Баронесса из своего замка-торта отправляет на бой с протагонистом своих слуг — ожившие конфеты и пирожные, а потом по ходу боя сам замок оживает и пытается сожрать протагониста. Да и сама Баронесса по дизайну напоминает винтажную бутылку газировки.

Настольные игры[править]

  • Колода «Poop Emoji Deck Review». С джокером-баклажаном, напоминающим одного злодея, и прочими фруктово-овощными фигурами. Вернее, масти продуктовые, а лица фигур — «смайлики». https://www.youtube.com/watch?v=kKs4_3_R4g8"

Музыка[править]

« — Ой, что деется! Вчерась траншею рыли,

Дык откопали две коньячные струи! — То, говорят, шпиёны воду отравили (самогоном!)…

»
— Владимир Высоцкий, «Песенка о слухах»
  • Песня группы «Дюна» — «Море пива» (см. эпиграф).
    • Их же «Страна Лимония» — вопрос спорный, но версия 2015 года для «Авторадио» с мультяшными лимонами «на подтанцовке» почти сюда. С другой стороны, в те времена (1990 год), когда это было спето, «лимон» ассоциировался в первую очередь с суммой, а не с фруктом. Кстати у «Лотто-миллион» был маскот Лимон-миллион.
  • Песня группы «Тол Мириам» — «Страна Кокань» — собственно, озвучивание мифа о вышеупомянутой стране.
  • «California Gurls» от Кэти Перри и Снуп Догга. Текст не об этом, а вот клип — страна сладостей как она есть (вернее, стилизованная под неё настольная игра).
  • Владимир Высоцкий, «Скоморохи на ярмарке» — та самая молочная река с кисельными берегами. «Но купаться в ней пока нету смысла, Потому — у нас река вся прокисла».