Белое солнце пустыни

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Белое солнце пустыни
Whitesun.jpg
Общая информация
ЖанрИстерн
Страна производстваСССР
Киностудия
  • Киностудия «Мосфильм»
  • Киностудия «Ленфильм»
РежиссёрВладимир Мотыль
Автор сценария
Когда вышел1970
Продолжительность83 минуты
В главных ролях:
Анатолий КузнецовФёдор Иванович Сухов
Николай ГодовиковПетруха
Спартак МишулинСаид
Павел ЛуспекаевПавел Артемьевич Верещагин
Кахи КавсадзеЧёрный Абдулла
«

— Я вот подумал: «Верещагин, уходи с баркаса, взорвёшься!» — это ж прямая аллюзия на Василия Верещагина, художника, который погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в русско-японскую. — Там ещё дурной подпоручик бегает с катаной — тоже вполне себе отсылка к русско-японской.

»
— С Баша

Белое солнце пустыни — эпический фильм, не стяжавший ни одной серьезной кинематографической награды, но завоевавший неугасающую народную любовь. Лучший из «советских вестернов», и, по скромному мнению здешних синефилов, один из лучших вестернов без поправки на «советскость». В центре произведения — конфликт традиций Востока и революционных реалий из России. В новеллизации показано даже лучше.

Традиционно — излюбленный фильм советских и российских космонавтов, которые всегда смотрят его перед запуском[2].

Сюжет[править]

Демобилизованный красноармеец Фёдор Сухов возвращается домой через прикаспийскую пустыню. По дороге он находит Саида, обреченного на мучительную смерть: его зарыли по шею в раскалённый песок люди басмача Джавдета. Сухов спасает Саида, после чего продолжает свой путь. Но недалеко ему удается уйти: бывший коллега, товарищ Рахимов, сбрасывает ему на руки гарем бывшего контрабандиста и нынешнего басмача Чёрного Абдуллы, который тот бросил, намереваясь уйти морем в Иран.

Сухов и преданный ему юный красноармеец Петруха доводят женщин до приморского городка и размещают в музее, чтоб те дождались Рахимова — но становится известно, что в городок вот-вот нагрянет Абдулла, который хочет воспользоваться баркасом для переправы в Иран. Узнав, что его гарем побывал в руках другого мужчины, Абдулла считает делом чести убить всех женщин. Его банда насчитывает несколько десятков человек — а противостоять им должны Сухов и Петруха. Саид покидает Сухова, опасаясь, что, если он погибнет в бою с Абдуллой, некому будет отомстить Джавдету за убитого отца. Сухов пытается привлечь союзника — бывшего таможенника Верещагина, коротающего чуждую ему войну в уединенном домике с павлинами…

Тропы и штампы[править]

  • А двести двадцать не хочешь?. Один из бандитов, бывший подпоручик прапорщик Семён, решает заглянуть за гранатами к таможеннику Верещагину, и, почувствовав за собой силу, начинает качать права. В результате, разнеся лбом ставни, вылетает в окно легче птички — ну кто знал, что пожилой алкоголик Верещагин по-прежнему обладает недюжинной физической силой и прихвостней Абдуллы совершенно не боится? Да и гранаты у него не той системы…
  • Ай, молодца! — Сухов заминировал баркас, чтобы Абдулла не смог уплыть в Иран, даже если выйдет из драки победителем. Вместо Абдуллы подорвался Верещагин.
  • Армия из одного человека. «Сухов, помоги!.. Ведь ты один целого взвода стоишь! А то и роты!» (Рахимов)
  • Болеть за Империю — у Абдуллы немало поклонников в странах Средней/Центральной Азии.
  • Гарем не в радостьсубверсия. Жёны Абдуллы не столько поклонницы Сухова, сколько воспринимают его как нового мужа и по всем правилам восточной семьи повинуются. Но гарем самый настоящий. И да, он Фёдору Иванычу совершенно не в радость — ведь его ждёт дома любимая и единственная Катерина Матвеевна! Хотя ему снится как он со своими женами в платочках и среди березок и это Сухову явно нравится.
  • Гурман-порно — трапезы Верещагина, на которых строится юмор: «Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть». Таки икра чёрная, и к тому же настоящая, купленная Мотылём за свои кровные (подкрашенная каша в кадре что-то не смотрелась).
  • Девчушка-попрыгушка — Гюльчатай: то начнёт кормить пустынную черепашку сухой травой, то читать вывеску на музее, тщательно водя пальчиком.
  • Жертвенный агнец/Воссоединиться в смерти — Петруха и Гюльчатай.
  • Жертвенный лев — Верещагин.
  • Житель Страны Эльфов — юная и наивная Гюльчатай.
  • Инцидент с кошкой — «А помнишь, тогда, в Царицыне?.. Как ты этого штабс-капитана-то!..»
  • Используй штык — винтовкой со штыком, которая стреляет через раз (и то, если ударить прикладом), пользуется Петруха. Его же штыком его Абдулла и заколол.
  • Закадровая телепортация — Саид неведомым способом оказывается в нужное время в нужном месте. Впрочем, вот и объяснение:
  • Коронная фраза:
  • Крутой — Абдулла, хотя он и злодей, а также эти двое:
  • Лови! — Сухов отдал бандиту часы и тут же выбил из его руки пистолет.
  • Метательное оружие. Саид укрылся за трупом лошади. Если он потянется за револьвером, его пристрелят. А нож — с собой. И он швырнул клинок прямо в грудь бандиту.
  • Мои родители мертвы — Саид сказал Сухову, что Джавдет убил его отца в спину.
    • В новеллизации говорится, что мать Саида умерла вскоре после рождения его младшей сестры.
  • Музыкальный символ — песня Верещагина. «Ваше благородие, госпожа Удача! Для кого ты добрая, а кому — иначе».
  • Несовместимая с жизнью крутость — и снова Верещагин.
  • Нестандартное прикуривание — товарищ Сухов, прикуривший от динамитной шашки (см. видео). То, что сама шашка была подожжена от лампадки перед иконой, тоже заслуживает дополнительных очков.
  • Не троньте его! Он мой! — прощаясь с Суховым, Саид просит: «Встретишь Джавдета — не трогай его. Он мой». Кодификатор в русской культуре.
  • Носит старую форму — подпоручик Семён из отряда Чёрного Абдуллы носит остатки своей белогвардейской формы (без знаков различия) в банде басмачей, не имеющей никакой униформы. Может от бедности, а может в память о своём прошлом.
  • Одетые, но раздетые — знаменитая сцена, когда товарищ Сухов заглянул к женщинам, и те с визгом задрали подолы, чтобы прикрыть лица, открыв ноги и животы.
  • Очищение огнём — Абдулла: «Махмуд, поджигай!»[3]
  • Пережить своих детей — Верещагин с женой. Потому Павел Артемьич и привязался к Петрухе.
  • Полное чудовище:
    • Джавдет. «Отца убил, меня закопал [зарыл в песок по шею, связав так, чтобы при попытке пошевелиться верёвки врезались в горло], четырёх баранов взял — больше у нас не было». (Саид)
    • Безжалостный главарь бандитов Чёрный Абдулла. Преследует свой гарем только затем, чтобы убить женщин, которых не может взять с собой в Иран. Мимоходом он совершенно равнодушно убивает младшую жену Гюльчатай и смотрителя музея Лебедева (Петруху тоже жалко, но он всё-таки комбатант и пал жертвой своей халатности). Узнав, что Сухов и женщины спрятались в водяной цистерне, намеревался сварить их там заживо. Совсем не беспокоится о судьбе своих головорезов. Впрочем, всё же не лишён злодейского шарма. «Джавдет — трус, Абдулла — воин. Они не любят друг друга». (Саид)
    • Впрочем, в течении фильма «воин» Абдулла убивает только трёх собственных жен, безоружного старика Лебедева и Петруху — и то замаскировавшись женщиной. Да, и еще лошадь Саида.
    • В новеллизации образ не такой однозначный.
  • Роман шербета с молоком — субверсия: Петруха влюбляется в Гюльчатай, но не успевает добиться взаимности — Абдулла убил обоих.
    • В книжной версии любимой женой Абдуллы была именно русская женщина Сашенька, которая даже стала мусульманкой ради него. Особо отмечается, что остальной гарем Абдулла завел для статусности, тогда как в Сашеньку был именно влюблен. Обречённой любовь не была, но кончилось все равно все очень печально.
  • Садистский выбор. Семён — Сухову: «Тебя как, сразу прикончить? Или желаешь помучиться?» Ответ: «Лучше, конечно, помучиться».
  • Спасти котенка — Сухов спасает Саида.
  • Судьба-индейка — Сухов: «Я ведь ещё в госпитале зарок себе дал — получу увольнительную и домой прямиком, никаких там историй!»
  • Убить в адаптации — Верещагин. Его реальный прототип, пограничник Михаил Поспелов (1884—1962), не только благополучно пережил Гражданскую войну, но и закончил свои дни в ранге персонального пенсионера Узбекской ССР.
  • Украсть шоу — Луспекаев в роли Верещагина.
  • Уходи с баркаса! — кодификатор и первоисточник. Впрочем, считается, что Верещагин выжил бы при взрыве баркаса… если бы не умер Луспекаев. Зря считается: съёмки закончились в сентябре 1969 года, премьера состоялась в марте 1970, а Луспекаев только через 18 дней в апреле, уже начав сниматься в другом фильме — «Вся королевская рать» (но и там не стали менять сюжет, а пересняли нужные кадры с другим актёром).
  • Фирменное оружие:
    • Абдулла — маузер.
    • Сухов предпочитает наган, но более известен его пулемет «Как-бы-Льюис».
      • Кстати, в статичных кадрах использовался самый настоящий «Льюис» под .303 British, но нерабочий от старости. Так что да, стреляет Сухов из загримированного ДП.
    • Петруха — винтовка: какой вояка, такое и оружие.

Факты[править]

  • Валентин Ежов, автор сценария, извелся, пытаясь отыскать небанальный сюжет о Гражданской войне в Туркестане. То, что легло в основу «Белого солнца», было найдено чуть ли не в последний момент, когда Ежов уже в полном отчаянии спросил одного из бывших комбригов, случались ли смешные эпизоды на этой войне. Тогда-то комбриг и вспомнил о брошенных гаремах.
  • Рустам Ибрагимбеков до написания сценария ни разу не бывал в прикаспийских пустынях. Но он наврал Ежову о том, что исходил пустыни вдоль и поперек, чтобы попасть в съёмочную команду.
  • Первоначально режиссером должен был стать А. Кончаловский. Он же является «крестным» Федора Сухова. Вторым кандитатом в режиссеры был Витаутас Жалакявичюс, снявший «Никто не хотел умирать» (интересно, как бы получилось у него). Третьим — Андрей Тарковский (как хорошо, что у него не нашлось времени и желания). И лишь четвертым, кому предложили, стал Владимир Мотыль. Причем Мотыль начисто не хотел этим заниматься и согласился только ради денег — ему с престарелой мамой было негде жить. Поистине, лучший вестерн СССР должен был называться «За пригоршню рублей».
  • Первым вариантом названия было «Спасите гарем», но чиновники его разругали: что, мол, значит «спасите» — «верните хозяину», что ли?
  • В первоначальном варианте сценария (он назывался «Пустыня») вместо баркаса был паровоз, который жены Абдуллы помогали чинить. Верещагин был телеграфистом, а его жена Ирина влюблялась в Саида. Саид должен был погибнуть вместе с Верещагиным.
  • Луспекаев сильно обморозил ноги во время войны, после чего ходил на костылях. К тому же он давно страдал диабетом, а диабетическая стопа ходьбу тоже не облегчает. Но в фильме принципиально снимался без костылей, хотя по пути от гостиницы до съёмочной площадки по песку через каждые 20 метров вынужден был отдыхать на стульчике, который за ним носила жена.
  • В деловой переписке Экспериментальной Творческой Киностудии и Госкино «Пустыню» неоднократно и открыто называли вестерном.
  • Екатерина Матвеевна — образ, придуманный Мотылем. Именно стремление Сухова попасть домой к любимой женщине стало стержнем, придающим его образу целостность и глубину.
  • Галина Лучай — не актриса, а журналистка. Но она сыграла Катерину Матвеевну. В сцене, где Катерина высоко задирает подол, чтобы перейти через ручей, Галина категорически отказалась «обнажаться» перед камерой, и «оголившиеся ноги Катерины Матвеевны» сыграла дублёрша.
  • По иррациональным цензурным соображениям из картины вырезали несколько выразительных моментов: гарем оплакивает Абдуллу, жена Верещагина сходит с ума, Абдулла и Сухов дерутся врукопашную в море.
  • Одну из жен Абдуллы играла валютная путана — Мотыль хотел снять вполне невинную постельную сцену (голая жена кормит голого Абдуллу виноградом). Сцену отсняли, но ее тоже пришлось по требованию цензоров выбросить из картины.
  • Кахи Кавсадзе за 50 лет ни разу не посмотрел фильма полностью — он не любит видеть себя на экране.

Цитаты[править]

  • Сухов:
    • Мёртвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно.
    • Восток — дело тонкое.
    • Напра… За мной, барышни.
    • И называйте меня просто — товарищ Сухов!
    • Вы будете свободно трудиться, и у каждой будет отдельный супруг.
    • Павлины, говоришь…
    • Верещагин! Уходи с баркаса!
    • Лебедеву: Эти 9 освобождённых женщин Востока — тоже величайшая ценность, и давайте не спорить. Вопросы есть? Вопросов нет!
    • «Отметить надобно — народ попался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком». (Из письма жене. Так он выразился про гарем).
  • Абдулла:
    • Я остаюсь в гостях, но если в полдень меня не будет, вернётесь рассчитаться… за гостеприимство.
    • Хорошая жена, хороший дом — что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?!
    • Хочешь, мы заплатим золотом?
    • Аристарх, договорись с таможней. Ответ: Абдулла, таможня даёт добро!
  • Верещагин:
  • Петруха (Гюльчатай): Ты мне по характеру подходишь — я шустрых люблю.
  • Гюльчатай:
    • Господин назначил меня любимой женой! (После того, как Сухов назначил её старшей по общежитию).
    • Одна жена — любит, одна — одежду шьёт, одна — пищу варит, одна — детей кормит, и всё одна?… Тяжело!
  • Семён (вышвырнутый Верещагиным): «Да гранаты у него не той системы».

Производное творчество[править]

  • Видеоигра от «1С» «Белое солнце пустыни» (2004 г.) жанр Adventure. По мотивам фильма.
  • Одноименная новеллизация. Авторы — Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков. Включает внушительный пласт событий из жизни всех героев до того, что было показано собственно в кино.
    • Адские тренировки — их прошёл Абдулла. Причём это подсвечивается в описании финального экзамена в пустыне.
    • Белые волосы, тёмная кожа — Сухов сравнивает одного встреченного старика с негативным снимком: белые волосы и борода и чёрная кожа.
    • Внезапная мистика — загробный мир показан вполне существующим. Умершие отцы Абдуллы и Саида, бывшие друзьями, на том свете играют в шахматы, а позже и смотрителя музея Лебедева принимают к себе. «Перейдя в иной мир, Лебедев наконец избавился от своего вечного одиночества: Исфандияр и Искендер приняли его в свою компанию. Лебедев оказался неплохим игроком в шахматы».
    • Не было бы счастья… — «А если бы он меня не расстрелял, так я бы погиб вместе со всеми ни за хрен…»
    • Неконсумированный брак — Абдулла не возлег с младшей женой Гюльчитай: она его слишком испугалась, а он особо и не настаивал, а потом уже не до того стало.
    • Подглядывать за голыми — Сухов в молодости подглядывал за купающимися девушками, из воды, используя в качестве маскировки половину арбуза с прорезями для глаз. Навык пригодился на войне, чтобы взорвать дамбу.
  • Хлипкие верёвки, слабые замки — когда Сухов откопал Саида, тот одним движением освободил руки от стягивающего их ремня.
    • Шайтан — Сухова за дерзкий подрыв дамбы красноармейцы из местных прозвали именно «шайтаном» и очень сильно зауважали.

Пародии[править]

  • ПОЧЕМУ никто не вспомнил легендарную серию из "Приключений Петрова и Васечкина", где они вместе с Машей попали прямо в киноэкран и помогли Сухову отбиться от бандитов???
  • Программа НТВ «Куклы»:
    • «Восток дело тонкое» (эфир 13.05.1995)
    • «Зелёное солнце пустыни» (эфир 14.10.2001)
  • Номер группы «Экс ББ» с Петрухой-Укупником.
  • Короткометражка начала девяностых «В пустыне солнце белое».
  • Одноименный спектакль «Кривого зеркала» только чуть-чуть осовремененный

Примечания[править]

  1. Автор писем Сухова.
  2. На самом деле эта традиция пошла после трагедии «Союз-11»: перед запуском «Союз-12» космонавтам показали любимый фильм командира экипажа, чтобы поднять боевой дух. Запуск прошел благополучно, и просмотр фильма «на удачу» стал традицией. Однако, по версии экипажа «Союз-12», всё началось с того, что на место третьего члена экипажа поставили аппаратуру системы жизнеобеспечения скафандров, а после возвращения на вопрос о психологическом состоянии (нелегко же лететь после одиннадцатого, тяжело психически и морально), командир пошутил, что с ними был красноармеец Сухов, который помогал в трудную минуту советами. «Союз-11» погиб из-за разгерметизации, после чего в РЛЭ Союзов вошел пункт о произведении операций подъёма-спуска в скафандрах (для чего и установили аппаратуру, и модернизировали корабли).
  3. На самом деле такой фразы в фильме не было. Сначала Абдулла обратился к своему приближённому «Махмуд!», а потом уже сам Махмуд громким шёпотом отдал приказ «Зажигай!» бандиту, стоящему за кадром.