Понедельник начинается в субботу/Герои

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Молодые маги[править]

  • Саша (Александр Иванович) Привалов. Бородатый и очкастый, носит серую гэдээровскую курточку и любимые джинсы, исполосованные «молниями». Программист, заведующий вычислительным центром. Начал учиться магии, отношения с которой складываются трудно, зато как программист великолепен!
  • Витька (Виктор Павлович) Корнеев из отдела Универсальных Превращений. «Здоровенный детина в тренировочных брюках и в полосатой гавайке навыпуск». Курит сигареты. С удовольствием троллит окружающих.
  • Эдик Амперян из отдела Линейного Счастья. Вежливый. Антропоцентрист. Хороший парень в режиме педаль в пол.
  • Роман Петрович Ойра-Ойра из отдела Недоступных Проблем. Горбоносый. Зимой надевал «зелёное пальто с барашковым воротником». Курит. Тренирует Привалова основам магии. Руководит изданием стенгазеты. Способен на подвиг.
    • На самом деле «ойра» — это слегка более грубый и маскулинный (ср. «орэ» и «ватаси») вариант японского местоимения «варэра» — «мы». Не забываем, что АНС был переводчик-японист.
    • Разводился со второй женой и собирался жениться в третий раз. (Послесловие). В следующей книге будет показан ловеласом, да ещё и готовым пользоваться успехами на личном фронте ради административного ресурса.
    • Распространено мнение о том, что прототипом Ойры-Ойры был советский математик Михаил Романович Шура-Бура. Сами Стругацкие, впрочем, наличие прототипа опровергали.
      • В реальности Шура-Бура был одним из родоначальников советской компьютерной техники, человеком на уровне Башира Рамеева, Сергея Лебедева и Анатолия Китова, так что если бы это было правдой, то проблем с программистом НИИЧАВО испытывать был бы не должен.
  • Бородатый Володя Почкин из его лаборатории.
  • Стеллочка, очень милая курносая и сероглазая ведьмочка, практикантка Выбегаллы и, видимо, симпатия Саши. В несостоявшейся экранизации их роман таки показан. В книге дальше дружеского флирта дело не заходит. Однако в «Тройке» намёки на их отношения уже куда более прозрачные.
  • Саня (Александр Иванович) Дрозд, киномеханик. Рисует заголовки для стенгазеты.

Корифеи[править]

  • А-Янус, директор института, довольно обыкновенный администратор. Выглядит несколько моложе У-Януса, неприветливи малоразговорчив, но всегда корректен . Люди, знавшие его давно, утверждали, что этот посредственный администратор медленно, но верно превращается в выдающегося учёного.
  • У-Янус, научный руководитель института, крупный учёный международного класса. Был всегда ласков, очень внимателен и обладал странной привычкой спрашивать: «Я с вами не беседовал вчера?» Поговаривали, что он сильно сдал в последнее время, хотя и оставался учёным с мировым именем.
    • Оба Януса — один и тот же человек, Янус Полуэктович Невструев, родившийся 07.03.1841, в двух лицах. Это нельзя понять, это надо принять! Хотя в третьей истории герои находят разгадку, но по здравому рассуждению она выглядит сомнительно…
    • Ровно в полночь он идёт вот в эту свою лабораторию и буквально на пять минут запирается там. Один раз он вбежал туда так поспешно, что не успел закрыть дверь… Сел в кресло, посидел немножко и вернулся обратно. Каждый раз он старается узнать, чем занимались до его ухода. Именно в полночь у него начисто отшибает память. И он об этом своём дефекте прекрасно осведомлён. Он несколько раз извинялся и говорил, что это у него рефлекторное, связанное с последствиями сильной контузии. Что произойдет, если к полночи он не будет в лаборатории (память сотрется как обычно, сохранится, или что-то пойдёт не так) — неизвестно.
      • Это как раз очевидно: поскольку он переместится в прошлое, то попросту исчезнет из того места, где находился, и появится "из ниоткуда" в другом. Ничего страшного не произойдет, но эффект все заметят. Поэтому для удобства лучше всегда находиться в полночь в одном и том же месте (и желательно - без свидетелей, чтобы не требовалось тщательно принимать одну и ту же позу и размещать кресло строго в той же точке комнаты).
  • Фёдор Симеонович Киврин, заведующий отделом Линейного Счастья. Добрый и немного заика. Списан с реального лица, сотрудника Пулковской обсерватории и одного из начальников Б. Стругацкого. «Славился неисправимым оптимизмом и верой в прекрасное будущее. У него было очень бурное прошлое». Любит читать детективы и фантастику. «Д-детективчик вам п-принесу, Г-гарднера. В-вы ведь читаете по-аглицки? Х-хорошо, шельма, пишет, з-здорово! П-перри Мейсон у него там, з-зверюга-адвокат, з-знаете?.. А п-потом ещё что-нибудь д-дам, с-сайнс-фикшн к-какую-нибудь… Аз-зимова там, или Б-брэдбери…»
    • Распутинская живучесть. За свою жизнь пережил массу не самых приятных впечатлений: «При Иване Васильевиче — царе Грозном опричники тогдашнего министра государственной безопасности Малюты Скуратова с шутками и прибаутками сожгли его по доносу соседа-дьяка в деревянной бане как колдуна; при Алексее Михайловиче — царе Тишайшем его били батогами нещадно и спалили у него на голой спине полное рукописное собрание его сочинений; при Петре Алексеевиче — царе Великом он сначала возвысился было как знаток химии и рудного дела, но не потрафил чем-то князю-кесарю Ромодановскому, попал в каторгу на тульский оружейный завод, бежал оттуда в Индию, долго путешествовал, кусан был ядовитыми змеями и крокодилами, нечувствительно превзошёл йогу, вновь вернулся в Россию в разгар пугачёвщины, был обвинён как врачеватель бунтовщиков, обезноздрен и сослан в Соловец навечно. В Соловце опять имел массу всяких неприятностей, пока не прибился к НИИЧАВО». Ноздри, кстати, полностью отрегенерировали. Чего же ещё ожидать от столь сильного мага?
  • Магнус Фёдорович Редькин, бакалавр чёрной магии. Работал над диссертацией, тема которой звучала так: «Материализация и линейная натурализация Белого Тезиса как аргумента достаточно произвольной функции сигма не вполне представимого человеческого счастья». Белый Тезис — это какой-то артефакт, который может осчастливить человечество, причём Редькин уверен, что искомый Тезис находится в том самом диване, с которым работает Витька.
    • Трогательная бездарность: за триста лет не продвинулся дальше бакалавра, работает над бесконечным улучшением портков кюлотов штанов брюк-невидимок, которые все никак не может отладить (скажем, последняя модель сделала невидимым не изобретателя, а сами себя). С одной стороны, «всегда озабоченный и разобиженный» (и косвенно — жадный). С другой стороны, отрицательным персонажем его считать сложно: работает Магнус не для себя — он хочет, чтобы люди были счастливы. Но вот беда — волшебник он фиговый…
  • Кристобаль Хозевич Хунта, заведующий отделом Смысла Жизни, приятель Киврина. «Человек замечательный, но, по-видимому, совершенно бессердечный. Некогда, в ранней молодости, он долго был Великим Инквизитором и по сию пору сохранил тогдашние замашки. Рассказывали, что в углу кабинета стоит великолепное чучело одного старинного знакомого, штандартенфюрера СС. В одной из его лабораторий висел огромный плакат: „Нужны ли мы нам?“». «Невысокий изящный человек в коротком кремовом плаще идеальной чистоты». Крутой фехтовальщик.
    • Непохожие друзья — Киврин и Хунта. Первый — вальяжный, всегда добродушный сангвиник, второй — резкий, вспыльчивый, и к тому же бывший великий инквизитор. В то время как Киврин в своё время немало пострадал от его практически коллег, если не по вере, то по специальности. Плюс Киврин всегда хочет помочь младшим коллегам, а Хунта не терпит благотворительности. Но всё это никак не мешает их, судя по всему, многовековой дружбе. Хотя разругаться шутки ради любят, но заканчивается это совместным распитием. Отношения главгероя с тем же Хунтой, похоже, идут к этому же тропу. Жаль, авторы серию не продолжили.
  • Жиан Жиакомо, великий престидижитатор, заведующий отделом Универсальных Превращений. Элегантный и изящный. От него пахнет хорошим вином и французскими благовониями, а гном носит его огромный портфель и трость. Больше ничего не известно.
  • Саваоф Баалович Один, заведующий отделом Технического Обслуживания. «От Саваофа Бааловича исходила чудовищная энергия. Было замечено, что в его присутствии часы начинают спешить и распрямляются треки элементарных частиц, искривлённые магнитным полем. И в то же время он не был магом. Во всяком случае, практикующим магом. Он знал до тонкостей всю технику института и числился консультантом Китежградского завода маготехники».
    • Матемагия. «Где-то в середине шестнадцатого века Саваоф Баалович Один _с_т_а_л_ всемогущим. Проведя численное решение интегро-дифференциального уравнения Высшего Совершенства, выведенного каким-то титаном еще до ледникового периода, он обрел возможность творить любое чудо. Он мог все. И он ничего не мог. Потому что граничным условием уравнения Совершенства оказалось требование, чтобы чудо не причиняло никому вреда. А такого чуда никто, даже сам Саваоф Баалович, представить себе не мог».
    • Имел конкретного прототипа: w:Максутов, Дмитрий Дмитриевич.
  • Магистр-академик, всея Белыя, Черныя и Серыя магии многознатец Морис-Иоганн-Лаврентий Пупков-Задний, заведующий отделом Абсолютного Знания. Больше ничего не известно.
  • Мерлин, заведующий бюро погоды (Синоптическая группа). Предсказывает погоду по народным приметам, но основным поставщиком прогнозов был радиоперехват. Он был в большой дружбе с Наиной Киевной Горыныч. В прошлом — заведующий всем отделом Предсказаний и Пророчеств, куда «попал по чьей-то рассеянности, потому что во всех анкетах он писал о своей непримиримой борьбе против империализма янки, прилагая к анкетам копии страниц из Марка Твена».
  • Амвросий Амбруазович Выбегалло. Никакой не корифей, а шарлатан, но мастер демагогии и пылевглазапускания. «Волосы он стриг под горшок, так что никто никогда не видел его ушей. …Глаза у него были прозрачные (и в них ничегошеньки не выражалось)». За успехи в области лженауки выбран почётным членом ВРАЛ. Удостоен отдельной статьи. Также известно из послесловия от лица А. Привалова известно, что «более или менее правдоподобен у них (авторов) разве что Выбегалло и в какой-то степени Кристобаль Хозевич Хунта» — т. е., несмотря на искажения, «художественную правду» и «типизацию», Выбегалло «на самом деле» примерно таким и был.
    • Любил цитировать куски «Войны и мира» на французском. Они хочут свою образованность показать.
    • Был он циник, и был он дурак. Работу, которой он занимался за 350 рублей в месяц, можно было бы смело назвать евгеникой, но никто её так не называл — боялись связываться. Этот Выбегалло заявлял, что все беды, эта, от неудовольствия проистекают и ежели, значить, дать человеку всё — хлебца, значить, отрубей пареных, — то и будет не человек, а ангел. (впрочем, Саша всё же сомневается, дурак Выбегалло или хитрый демагог-халтурщик).
    • Есть версия, что он стал жертвой собственного (или это кто-то из отдела Линейного Счастья что-то напутал; возможно, что это был Редькин, он же как раз счастьем занимается…) заклинания на достижение счастья, которое и превратило его в такую вот сволочь. СПГС конечно, вот только можно вспомнить историю С. Б. Одина!
  • Джузеппе Бальзамо. «Граф Калиостро — это не очень удачная его копия. Бальзамо в юности сматрицировал себя. Побыстрее, посмешнее — тяп-ляп, и так сойдёт…» Персонаж-призрак, несколько раз упоминается.

Прочие граждане[править]

  • Модест Матвеевич Камноедов. Завхоз, человек «могучий, непреклонный и фантастически невежественный». Генеральный Бюрократ. Modest означает «скромный».
    • «Я с надеждой вспоминал защищенную в прошлом месяце магистерскую диссертацию „О соотношении законов природы и законов администрации“, где в частности доказывалось, что сплошь и рядом административные законы в силу своей специфической непреклонности оказываются действеннее природных и магических закономерностей. Я был убежден, что стоило бы Модесту Матвеевичу появиться здесь и заорать на упыря: „Вы это прекратите, товарищ Выбегалло!“ — как упырь немедленно бы прекратил». (Привалов)
  • Кербер Псоевич Дёмин, товарищ завкадрами, куратор стенгазеты, подгоняла и цензор.
  • Г. Проницательный (фото- и киносъёмка) и Б. Питомник (тексты). Журналисты, безграмотно пишущие о работе магов из НИИ. Особенно хорошо получается сотрудничество с Выбегалло, благо он сам недалеко ушёл от журналюг по компетентности.
  • Луи Иванович Седловой из отдела Абсолютного Знания, «неплохой, по-видимому, учёный, магистр, сильно страдающий, однако, от пережитков палеолита в сознании и потому вынужденный регулярно брить уши». Изобретатель машины времени для путешествий по вымышленным мирам.
  • Одихмантьев, лаборант Киврина, которого переманил Хунта.
  • Престарелый колдун Перун Маркович Неунывай-Дубино из отдела Воинствующего Атеизма взял отпуск для очередного перевоплощения.
  • Лилечка Новосмехова. Упала в обморок при рождении кадавра.
  • Персонажи-призраки:
    • Смогулия (типа грузинская фамилия из анекдота), сотрудник отдела Абсолютного Знания.
    • Валька, Алексей, Галка — тоже сотрудники.
    • «Это не козёл! Это наш сотрудник!»
    • Верочка, знакомая Витьки, к которой на новогоднюю вечеринку он отправил дубля.
    • Майка, возлюбленная Эдика. «Всю зиму у неё цвели орхидеи. Они пахли самым лучшим запахом, какой я только мог выдумать…»
  • Онучкина, подчинённая Вия, голос по телефону.
  • Ковалёв, молоденький сержант милиции.
    • И его начальник, лейтенант Сергиенко У. У.

Сказочные существа[править]

  • Наина Киевна Горыныч. Проживает в Избе на Куриных Ногах. Смотритель институтского музея, которым изба и является. В просторечии известна как Баба-Яга, хорошая гадалка. Да, ещё недоверчивая и жадная. Но у неё есть своя кнопка доброты — если начать цыкать зубом, гражданка Горыныч непроизвольно добреет и даже готова накормить постояльца сытным ужином. Правда, сама она этому отнюдь не рада и не преминет по этому поводу высказаться. У неё неожиданно низкий голос — возможна, аллюзия на Георгия Милляра в роли Бабы-Яги в фильмах-сказках.
    • Возможно, это не кнопка доброты, а защитная реакция: постояльца, начавшего цыкать, надо было любой ценой отвлечь от этого занятия, в частности, накормить.
  • Кот Василий, её питомец, гигантский, чёрно-серый, с разводами, желтоглазый. «Диапазон знаний его был грандиозен. Но единственной песенкой, которую он допел до конца, был „Чижик-пыжик“, а единственной сказочкой, которую он связно рассказал, был „Дом, который построил Джек“, да и то с некоторыми купюрами. Постепенно — видимо, от утомления — речь его обретала всё более явственный кошачий акцент». Может попытаться рассказать и другую сказку, но очень быстро забудет какую именно. Умеет играть на гуслях.
  • Щука, говорящая. Исполняет желания, но только сказочные.
  • Русалка, живущая на ветвях дуба. У неё серебристо-зелёный акулий хвост, а с дуба сыплется крупная сухая рыбья чешуя.
    • К слову популярное заблуждение — У русалки из славянских мифов две руки и две ноги (В некоторых версиях мифа могут быть птичьи черты). А девушка с рыбьим хвостом — это морская дева, или по-русски фараонка.
  • Тихон, «славный серенький домовик. Рисовал он [забавные картинки на дверях лабораторий и еженощно их менял] превосходно, в стиле Бидструпа, и славился среди местных домовых рассудительностью и трезвым поведением».
    • Прочие бесы, гномы, домовые и т. п. мелочь.
  • Хрон Монадович Вий, начальник канцелярии (видимо, нечисти) и Хома Брут, хулиганы.
  • Альфред. Надзиратель вивария, пожилой реабилитированный вурдалак. Пьёт чай. Хотя «Были сигналы: не чай он там пьёт» (Модест Матвеевич).
  • Обитатели вивария:
    • Кощей Бессмертный.
    • Змей Горыныч, жертва экспериментов на полигоне.
    • Гекатонхейры Бриарей, Гиес и Котт, которые работают грузчиками. А ещё разные головы знают разные языки. Одна знает русский. демонстрируют, что «„Руки — это страшно“ — это смешно!».
      • Однако в новогоднюю ночь Почкин и Амперян сами тащили на свой этаж координатно-измерительную машину весом в полтонны.
    • Конёк-Горбунок (проиграл в железку недельный овсяной паёк Кощею Бессмертному), Лернейская гидра, вурдалаки.
    • Гарпии. «Разновидность нежити, побочный продукт экспериментов ранних магов в области селекции. Имеют вид больших рыжих птиц со старушечьими головами, очень неопрятны, прожорливы и сварливы». (Послесловие).
    • Василиск — «Ныне почти вымерший древний ящер, покрытый перьями, предшественник первоптицы археоптерикса. Способен гипнотизировать. В виварии института содержатся два экземпляра.» (Послесловие).
  • Демон Максвелла. Один открывает двери института, другой — закрывает, а в свободное время они играют в самую стохастическую из игр — в орлянку (иногда, правда, играют и в что-то другое: вспоминаем эпизод, где они играли в рулетку).
  • Многочисленные дубли магов.
  • Малочисленные джинны.
  • Три гомункула Выбегалло.