Не в ладах с мифологией

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Sadly Mythtaken. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Автор имеет какое-то представление о мировых мифах и религиях, но очень смутное, а книгу открывал в лучшем случае в школе. Поэтому всякий раз, когда он пытается поместить в своё бессмертное произведение мифологические элементы, получается откровенная глупость. Локи — сын Одина? Валькирии — викинги женского пола в бронелифчиках? Единорог и пегас — это одно и то же? Аид — бог зла? Локи — бог зла? Анубис — тоже бог зла? Нет, автор точно не в ладах с мифологией!

Правда, есть нюанс: единственная мифология, приведённая к каноническому виду, — это Библия (разумеется, каноны свои у каждой из сект авраамистических религий). Канона других мифологий не существует. Поэтому, прежде чем помещать сюда пример, погуглите — а вдруг вы имеете дело с другим изводом мифа? И даже если это действительно неканон — автор имеет право на интерпретацию и собственную фантазию в рамках своего мира. Вот именно такие у него греческие боги и ангелы! Троп вполне можно назвать и «У нас не такая мифология».

Примеры[править]

Мета-примеры[править]

  • Русалки, которые в славянской мифологии внешне похожи на обычных девушек, под влиянием фольклора западноевропейского с его морскими девами тоже стали восприниматься существа с рыбьим обликом ниже пояса. И практически на всех иллюстрациях к «Руслану и Людмиле» русалку из вступления изображают с рыбьим хвостом.
    • Тут ещё проблемка в том, что с некоторых пор считается, что «мавка — это русалка на украинском языке». Хотя вообще-то это разные виды нечисти: наяды-мавки и дриады-русалки. Так что русалке на ветвях самое место.
  • С советских времён в языке живёт выражение «кикимора болотная». Выражение прижилось, и как-то забылось, что «болотная» из всей русской нечисти — только болотница (особенно забавно, что кикиморой могут назвать не самую красивую женщину, а болотница выглядит как красавица с лягушачьими лапами вместо ног, завлекает она мужчин — охотников, рыбаков — и топит в болоте). Кикимора живёт за печкой в доме и по некоторым поверьям даже является женой домового. Только домовой — добрый, а кикимора — злая, всячески пакостит людям и даже похищает детей.
    • Может показаться, что виноват в этом Владимир Высоцкий с его строчками «В заколдованных болотах / Там кикиморы живут». Но поэт ни при чём, он следовал в русле более давней традиции: в народе ругательство «кикимора болотная» отмечено с 1920-х годов.
    • Эдуард Успенский, «Вниз по волшебной реке» — кикимора здесь не только болотная, но и пугает людей в лесу с лешим за компанию. А этим на самом деле занимается лешачиха или лисунка, жена лешего.
    • «Алая аура протопарторга»: кикимора здесь правильная — женский вариант домового. Зато Анчутка становится личным именем одного из домовых, хотя анчутки — опять-таки отдельный вид нечисти, ближайшие родичи чёрта.
      • Однако если людям можно носить личные имена в честь ангелов и добродетелей (Михаил, Гавриил, Вера, Надежда, Любовь), отчего бы нечисти не носить личное имя в честь чертей?
  • Мнения всевозможных «экспертов» о фольклоре вроде бы любимого ими народа. Призваны возвеличить его во что бы то ни стало, обычно с пропагандистской целью (выпятить то, что автор считает хорошим). Так появляется «глубокая лиричность, доброта и православность» русских\украинских\белорусских народных сказок, например. С реальностью имеет очень мало общего.
  • Сгорающие на солнце вампиры. Это ахиллесова фигня, которую вампирам приписали в кино XX века. Фольклорный вампир орудовал по ночам, потому что он нечистая сила, а не потому, что он от солнца полыхает, как спирт от спички. Да и зачем нужны были бы колы, святая вода и прочие приёмы, если бы спящего в гробу упыря можно было просто вынести на солнышко?
  • Некоторые исследователи считают, что домовые являются умершими родственниками хозяев дома. В ранних легендах, может и так, однако в поздних домовой такой же демон, как и чёрт.
  • Как назывался меч, который король Артур вытащил из камня? «Экскалибур» — неправильный ответ, Меч в Камне называется Кларент, а Экскалибур он получил позже, от Леди Озера. Заблуждение настолько популярно, что проще назвать произведение, где его нет.

Литература[править]

  • Угодивший даже в русский перевод «Непричёсанных мыслей» Станислова Ежи Леца ляпсус «как Иов во чреве кита». Из библейских персонажей во чреве кита побывал не Иов, а пророк Иона.
  • Густав Майринк, «Растения доктора Синдереллы» — у египетского бога Анубиса голова цапли, а не шакала, как по канону. Судя по тому, что в конце Анубис в «глюках» главного героя принимает облик писца, автор его спутал с Тотом. То ли Майринк перепутал, то ли пользовался какой-то очень ненадёжной литературой по египетский мифологии.
  • Роджер Желязны, «Создания Света, Создания Тьмы» — Осирис у мэтра фантастики щеголяет головой птицы, хотя в мифологии Египта таковой обладал его сын Гор. Гор и Сет в книге выглядят как обычные люди.
    • Учитывая дикую степень постмодернизма всего произведения, это не баг, а фича. Достаточно поглядеть на то, какой здесь Тифон (сын Сета, кстати, хотя они вообще из разных мифологий) и вспомнить, что дело происходит не в Древнем Египте, а в космическом и даже частично пост-сингулярном будущем. Так что все перечисленные персонажи скорее косплеят египетских богов, чем являются ими.
  • Японист Лафкадио Херн издал сборник японского фольклора под названием «Квайдан». В одной из историй он описывает, как странствующего монаха попытались сожрать чудовища рокуро-куби, которые днём выглядят как люди, а вот ночью их голова отделяется от тела и летает. Такие чудовища действительно есть в японском фольклоре, но они называются нукекуби. А рокуро-куби просто могут очень сильно вытягивать шею; они не особо злобные и не людоеды, а вот подшутить любят. В результате многие авторы взяли у Херна колоритных монстров с летающими головами, сохранив неправильное название: например, Далия Трускиновская в повести «Монах и кошка».
  • Анри Левенбрюк, трилогия «Знак Мойры». Действие происходит на острове Гаэлия, в котором можно без труда признать Ирландию с друидами и фэйри. Откуда здесь, среди кельтского сеттинга взялась собственно древнегреческая богиня Мойра (да ещё и без своих двух сестёр) — непонятно.
    • Может быть, подразумевается богиня войны Морриган?
    • Или автор просто где-то слышал распространённое ирландское имя «Мойра» (местный вариант имени «Мария»).
  • В. Губарев, «Преданье старины глубокой». «Главного волхва Новгорода» зовут Фарлафом — скандинавское имя, довольно странное для славянского жреца (и наверняка потыренное у Пушкина). Ещё страннее то, что он ведёт себя как христианский инквизитор, подозревая в детях-попаданцах неких «духов Чернобога», которым надо рубить головы во славу Перуна. В реальности вера в Чернобога никакой охоты на ведьм не предполагала — наоборот, ему приносили жертвы, чтобы задобрить и отвратить гнев.
    • Имя как раз самое подходящее для новгородца — эти товарищи имели со Скандинавией самые тесные связи, а вот всё остальное…
  • И. Ефремов, «Таис Афинская». Таис в разговоре со своим наставником-орфиком называет кровососущих чудовищ из свиты богини Гекаты: ламий и мормо — вампирами. Хотя вампиры — существа, в первую очередь, из славяно-балканского фольклора (да и само слово славянское) и имеют мало сходства со спутницами Гекаты. И вообще могли ли быть вампиры как живые мертвецы там, где умерших сжигали и не оставалось тела, которое могло бы ожить?
    • У греков были мертвецы-вриколаксы. Есть мнение, что они были прототипами славянских вампиров. Но как раз их-то Таис и не упоминает.
      • Во-первых, скорее не прототипами, а родственниками по индоевропейскому корню. Во-вторых, можно списать на переводческую условность.
        • Вообще-то слово «вриколакас», если автор правки не ошибается, в греческом языке заимствовано из южнославянских, и родственно нашему «волко(д)лаку».
    • В данном случае мы скорее имеем дело с «переводом с культуры на культуру», позволяющим не утяжелять текст художественного произведения тонной сносок с пояснениями.
  • Ник О’Донохью, цикл «Перекрёстки». У здешних химер львиное тело и голова, перепончатые крылья и скорпионий хвост. По всем признакам они не химеры, а мантикоры.
  • Йозеф Томан, «Калигула, или после нас хоть потоп» — знаменитая «Пусть я погиб за Ахероном». Широко простирались амбиции Римской Империи, аж на загробный мир!
    • Амбиции Рима простирались действительно широко, в том числе и на Ахерон (река в греческой провинции Эпир, в окрестностях есть римские поселения), и даже на Олимп (горный массив на границе Фессалии и Македонии, крупная римская колония в предгорьях). И это не «назван в честь…», согласно древнегреческой мифологии это Та Самая Река и Та Самая Гора. Стараниями предыдущего автора троп съехал на «не в ладах с географией».
  • Джон Шеттлер, «Киров» — в 11 книге эпупеи есть экскурс в около-сибирские мифы, в частности, персонажи находят т. н. Вилюйский котел где-то у Подкаменной Тунгуски (это недалеко, конечно, километров восемьсот). Также. «Чучуна описывался как мощно сложенный человек огромного роста, больше двух метров. У него были длинные руки и обезьяноподобная внешность. Некоторые полагали, что это могли быть древние неандертальцы, сохранившиеся до наших дней. У существа было много имен, но на западе их именовали „Йети“» — Чучуны это ЛЮДИ, носящие одежду из звериных шкур, ходят с ножом и луком, крадут скот и вещи, и вообще, скорее всего, занесенные в Якутию на льдинах чукчи. Также упоминается «… инопланетное существо, которое бродило по кладбищу маленькой деревни под Челябинском, ростом меньше 30 сантиметров, но с серой кожей, покрытой коричневыми пятнами, когтями на руках, огромными глазами и двумя крошечными отверстиями на месте ушей. Это существо называли „Сибирским Чупакаброй“, но женщина, нашедшая его, называла его „Алешенька“» — не сибирский чупакабра, а Кыштымский карлик, и живым это существо никто, кроме страдавшей шизофренией Тамары Просвириной не видел. Это вообще мумифицированный выкидыш с кучей пороков развития.

Театр[править]

  • Ария Индийского гостя из «Садко»: «На том камне Феникс, Птица с ликом девы, Райские все песни Сладко распевает, Перья распускает, Море закрывает. Кто ту птицу слышит, Всё позабывает». Феникс вообще-то — это огненный хищный журавль, возрождающийся из пепла. Птица из арии — это Сирин, она же Сирена.
    • В экранизации то же самое: Сирин в исполнении актрисы Лидии Вертинской упёрто называется фениксом.

Кино[править]

  • «Битва титанов» 1981 года и её ремейк: Медуза Горгона живёт в Аду, у Цербера две головы, на Андромеду нападает не кит, а Кракен (скандинавский спрут-монстр, в ремейке ещё и превращённый в какого-то дракона с лапами вместо щупалец), в ремейке пошли дальше — там есть даже племя… джиннов. То, что Аид опять злой, уже не удивляет.
    • NB: число голов Цербера — очень спорный вопрос. В основном каноне их три, но упоминаются и пятьдесят, и две, и одна, и сто. Так что распространённое «У Цербера (в терминальных случаях у любого адского пса) должно быть три головы» — необоснованная категоричность из той же оперы, что и отравитель Сальери, дедуктив Холмс ет цетера ет цетера.
    • NB: согласно мусульманским представлениям, у джиннов есть общество. А вы думали, они только в лампах сидят и дворцы смертным строят?
      • Оно понятно, но что джинны забыли в Древней Греции? Неужели трудно было вместо них, раз уж так приспичило, каких-нибудь сатиров или кентавров сделать? А ещё лучше — гениев.
    • Строго говоря, Медуза Горгона была смертной, и после её убийства Персеем-таки попала в Аид в виде тени. Другой вопрос, что в фильме к месту её обитания в Аиде как раз и отправляется Персей, чтобы убить. Так что тут «У нас не такая мифология».
  • «Троя» — что за фигня, автор?:
    • Почему Хрисеида — внезапно дочь Приама, хотя само слово Хрисеида означает буквально «дочь Хриса»? Если уж понадобилась отсебятинка — то пусть бы Ахилл захватил бы ну хотя бы Кассандру. А она бы ему попророчила, а он бы ей не поверил — был бы хоть интересненький поворот… Авторы неумело смешали образы Хрисеиды и Поликсены.
    • Менелай убит в начале фильма, хотя по канону вернулся с Еленой домой и жил с ней счастливо. Кстати, такой поворот вообще лишал осаду смысла (кроме как «пограбить»), и герои вроде Одиссея, припёршиеся на войну неохотно из-за обязательств лично перед Менелаем, на этом месте могли бы спокойно собрать манатки до дому.
    • Ахиллес спрятался в Троянском коне, хотя по канону был поражён в свою ахиллесову пяту стрелой, которую выпустил Парис и направил Аполлон. Сам же Парис вскоре был ранен ядовитой стрелой и скончался. Так что они никак не могли встретиться в ходе разрушения Трои. А в коне прятался уже сын Ахилла Неоптолем.
    • В фильме Агамемнон погиб от руки Брисеиды при разграблении Трои, хотя по канону вернулся домой и был убит своей женой и/или её любовником.
    • А то, что Аякс в фильме только один, Теламонид — мелочи. Как и то, что он там вооружён двуручным молотом и погиб от руки Гектора.
    • События фильма никак не тянут на каноничную десятилетнюю осаду и занимают от силы несколько месяцев.
    • Впрочем, как раз история Троянской войны в разных произведениях ну очень противоречива (например, средневековые фанфики — это вообще отдельный и по-своему самодостаточный сюжет), так что авторы просто добавили свою версию к уже имеющимся.
  • Фильм «Ной», конечно же, намеренно не в ладах с библейской мифологией и деконструирует её — такой фэнтези-угар, что даже злиться трудно. Но всё же для не читавших напомним: Ной никого от Ковчега не отгонял — наоборот, погрязшие в пороках собратья над ним смеялись и ни в какую не хотели всходить на борт корабля. Никакие каиниты-хаоситы в чёрных доспехах корабль не осаждали. Библейский Ной не стремился прервать род людской (даже наоборот), а потому не страдал от приступов ярости в связи с возможным рождением девочки (пролайферы негодуют). Ну и нефалемы, похожие на инферналов из World of Warcraft — это отдельная песня!
    • Последнее может быть отсылкой к исключенной из канона, но всё же аутентичной Книге Еноха.
  • «Геракл: Начало Легенды» Ренни Харлина — тут ещё и Изменившаяся мораль и Иисус Одобритель:
    • Мать Геракла горько плачется, что её муж-царь своими победоносными походами приносит боль и страдание. Реальная греческая царица вместо этого бурно радовалась бы успехам мужа и богатой добыче, благодаря которой она может жить припеваючи и безопасно растить потомство.
    • На жалобы отзывается Гера, из грозной, мстительной и гордой богини сделавшаяся каким-то подобием милосердной и сострадательной Богородицы, и сообщает, что Зевс пошлёт избавителя от злобного царя путём оплодотворения царицы, от чего родится Геракл и, повзрослев, всё наладит. Но ведь в мифах Гера страшно ненавидела и Геракла, и вообще всех бастардов Зевса, превращала их в чудовищ и насылала беды! Любовницам доставалось тоже. С чего она вдруг сделалась сводницей?
    • Царица вместо того, чтобы плюнуть и самой зарезать или отравить муженька (как сделали в мифах Данаиды, Клитемнестра и многие другие), соглашается на этот долгоиграющий план, явно навеянный непорочным зачатием Христа.
    • Из двенадцати подвигов присутствует только Немейский Лев, дальше миф вообще никак не отражается в сюжете.
    • Сцена бичевания Геракла в распятой позе с взыванием к небесному отцу подозрительно похожа на распятие Христа — только Христос ответа так и не получил.
    • В финале действия Геракла вообще превращаются в некий крестовый поход по утверждению культа Зевса, который ниспосылает сыну волшебный бич из молний. Мифический прототип, решавший все проблемы дубиной и луком, снисходительно усмехается.
  • В серии фильмов «Исполнитель желаний» утверждается, что все джинны — это полные чудовища (фактически демоны), которые обманывают людей и жаждут заполучить их души. А сказку про Аладдина, дескать, придумали, чтобы смягчить ужасную правду[1]. Мифологические же джинны бывают как добрые (если они правоверные мусульмане), так и злые (шайтаны).
    • В РЕАЛЬНОЙ (а не диснеевской) сказке-первоисточнике нигде не указывается, что джинн (точнее, там их двое, один из лампы, второй — из кольца) — ДОБРОЕ существо. Скорее, наоборот, Аладдину сильно повезло, что ему попались именно такие джинны, которые подчинялись его приказам как своему хозяину.
  • «Меч короля Артура»: педаль в Австралию! Вортигерн здесь — младший (!) брат Утера и главный противник Артура. Мордред здесь не сын-племянник Артура, а злой колдун, который старше своего деда и ездит на слоне, Меч-в-камне назван Экскалибуром и даёт суперспособности… Чтобы было понятно, как это выглядит для знатока артурианы, приведём пересказ российской истории в стиле фильма:
« Благородный король Горбачёв победил злобного колдуна Медведева, ездящего на медведе. Но Сталин, младший брат Горбачёва, сверг законного правителя, воздвиг башню во славу Гитлера и начал продавать детей в рабство Талибану.

Законный наследник трона Ельцин вырос при борделе в Киеве, промышляя рэкетом. Но однажды он случайно залез на броневик и вытащил апрельские тезисы. После чего рыцари Собянин и Прохоров рассказали ему, что он законный президент и должен свергнуть Сталина. Расшвыривая врагов могучим броневиком, героический Ельцин ворвался в Кремль и победил тирана.

»
— из рунета
    • Добавим, что никаких Мерлина и Морганы нет и в помине, столица страны — Лондиний вместо Камелота, персонажи с типично кельсткими именами Билл, Эльза и Рубио… Перечислять можно долго. И ладно ещё Бедивер и Тристан старше Артура, но как они оказались неграми — в Англии шестого века нашей эры?
    • Вообще фильмы про короля Артура очень часто не в ладах с мифами о нём, просто этот действительно идёт на рекорд. Фактически, если поменять имена и названия, никто и не догадается, кого имели в виду создатели.
  • «Первый рыцарь» — эпизодический злодей Малагант вырастает чуть ли не до тёмного властелина, который лично убивает Артура. Мордред? Кто такой Мордред? А перед смертью Артур назначает преемником Ланселота, который ему даже не родственник (а в версии фильма вообще крестьянин, произведённый в рыцари) при том, что у него куча канонических племянников.
  • Несчастный сэр Гавейн, племянник и правая рука Артура, в куче фильмов по Артуриане. Даже в «Экскалибуре», который в остальном очень близок к первоисточнику, из него сделали эпизодического подлого клеветника, на вид старше Артура. А в «Туманах Авалона» Артур лично подкладывает жену под Ланселота, чтобы родился наследник… лишь бы не отдавать трон «отродью Моргаузы», то есть Гавейну. Ну то есть человеку, который в легендах был чуть ли не вернейшим его соратником.
  • «Библиотекарь» — серия фильмов о хранителе магических реликвий. Одна из них — это меч в камне, упорно называемый Экскалибуром. Экскалибур — это тоже меч короля Артура, но другой, дарованный ему Владычицей Озера. Меч в камне звался Кларент.
    • Впрочем, теории о том, что Экскалибур и Кларент — одно и тоже — очень распространённая ошибка в фильмах и мультиках. Даже, уже можно сказать, стандартное упрощение, а не ошибка. Особенно забавно, что в анимешной франшизе «Fate», где король Артур вообще женщина, эту деталь не забыли. Кларент и Экскалибур там разные мечи, и Артурия пользовалась ими в разное время.
  • «Мумия» (1999) — какое отношение библейские «десять казней египетских» имеют к собственно египетской мифологии? А если авторы преднамеренно делают библейскую историю частью сеттинга, то они не в ладах ещё и с Библией: десять казней показывают превосходство Яхве над всем египетским пантеоном, так что их было бы не под силу наслать всем жрецам Египта, вместе взятым.
    • Да и откуда могли узнать во времена Имхотепа о "египетских казнях", чтобы напророчить о них тому бедолаге, кого угораздит открыть саркофаг и пробудить жреца?
    • Книга мёртвых, по фильму, является чем-то тайным и скрытным. На самом деле сцены из Книги были написаны на стенах многих гробниц во время Нового царства. Книга мёртвых служила для попадания в загробный мир, а не для воскрешения, как описано в фильме.
  • «Мумия» (2017) — египетский бог Сет в фильме именуется богом смерти, хотя на деле он считался богом бурь и хаоса. Должность бога смерти занимал Осирис.
    • А ещё египетское захоронение запихнули в Ирак. Это ещё и не в ладах с историей и географией: чтобы провернуть такое, древним египтянам пришлось бы вторгнуться в Вавилонское царство, с которым у них даже границы не было.
  • «Чудо-женщина» весьма вольно обращается с древнегреческой мифологией: так, Арес из бога войны превратился в самопровозглашённого «бога истины» (если можно доверять тому, что он о себе говорит), развязывающего войны, чтобы убить всех людей. А ещё он, согласно легендам амазонок, убил всех своих собратьев по древнегреческому пантеону, кроме Зевса.
  • Японский «Звонок» — Садако Ямамура вернулась с того света в виде мстительного привидения онрё. Однако, согласно японской мифологии, онрё (да и, шире, любое привидение-юрэй) должен быть безногим. Тем не менее у призрачной Садако обе ноги на месте и она ходит, а не парит над землёй, как полагается уважающей себя онрё.
    • Некоторые способности у неё были ещё при жизни, герои предпологают, что возможно её отец был каким-то сверъестественным существом, возможно в силу происхождения из неё и привидение получилось нестандартным.
  • «Ясон и аргонавты» (2000): Гера обеими руками за Ясона, а Зевс его по этой причине ненавидит. Посейдон — это такой километровый исполин, который маскируется под острова. Ну и Геракл в походе аргонавтов, конечно, участвовал, но вернулся из него целым и невредимым.
  • «Догма» — Она очень не любит, когда Её относят к мифологии.
  • «Домовой» (2019) — зигзаг. В целом, образ домового каноничен. Однако одна деталь выбивается. Опустим то, что он живёт в квартире, это из современной мифологии. Домовой в фильме боится святых символов. В мифологии он к такому приспособлен.

Телесериалы[править]

  • «Баффи — истребительница вампиров» — в эпизоде «Околдованные, обеспокоенные и изумлённые» Эми читает заклинание, вызывая Диану, которую она называет «богиней любви и охоты». Хотя Диана действительно была римской богиней охоты, общеизвестно, что богиней любви была Венера. Более того, Диана поклялась никогда не вступать в половую связь и так ревностно охраняла свою девственность, что превратила мужчину, случайно увидевшего, как она купается, в оленя. Возможно, именно в невежестве Эми кроется причина того, что заклинание не сработало?
  • «Настоящий детектив» — возможно, внутримировой пример: во втором сезоне отец Афины говорит дочери, что назвал её в честь богини любви. Но Афиной звали древнегреческую богиню мудрости. Богиней любви была Афродита. Тут не ясно, кто безграмотен: сценаристы или персонаж.
  • «Викинги» — обритый наголо осуждённый мечтает войти после казни в Вальгаллу, куда, согласно верованиям викингов, был открыт доступ только погибшим в бою, а ярл воображает, будто может этому помешать.
  • Сериал «Удивительные странствия Геракла» и его спин-офф про Зену/Ксену. Действие обоих сериалов происходит в одной вселенной, так что ляпы у них общие. На самом деле, ляпов тут столько, что можно написать отдельную статью.
    • С какого бодуна Беллерофонт — сын богини Артемиды? Для начала, Артемида была покровительницей целомудрия, оставалась вечной девственницей, и детей у неё никаких не было. А мифический победитель Химеры действительно полубог, но по отцу (это был Главк, в других вариантах — аж сам Посейдон), а вот мать его была смертной.
    • Путаница с греческими и римскими именами богов. В основном все поименованы на греческий манер, но почему-то Дионис — Бахус, а Эрида — Дискордия. А доблестные переводчики, ни о каких Дискордиях не слыхавшие, ещё и перевели её как «Дисгармония».
    • Вышеупомянутый Бахус-Вакх-Дионис на рожу напоминает Diablo. Вакханки похожи не на древнегреческих буйных алкоголичек, а на стокеровских вампиресс (вплоть до того, что «вакханство» передаётся через укус в шею). Кстати, Дракула-Вакх-Cатана убивается при помощи вонзания кости дриады в сердце. А дриады тут почему-то с крыльями а-ля летучая мышь и с хвостами. Конечно, автор этой правки понимает, что такое «творческое переосмыление» и «стёб», но вся эта вакханская линия в сериале — это адовый ТРЭШ!
    • А в линии Орфея и Эвридики вообще всё переврали.
    • Кстати, откуда у Эриды/Дискордии взялся брат-коллега с очень греческим именем «Страйф» (англ. strife — раздор, распря)?.. Вероятно, из одной малоизвестной античной басни, где Гераклу повстречался маленький монстрик по имени Раздор, и чем больше Геракл его бил — тем крупнее и опаснее становилось чудовище.
    • Сколько глаз было у Одина? Это знать надо, если ты учился в шестом училище. Это классика! Сколько глаз, [УДАЛЕНО]? В сериале про Ксену у него повязка на глазу, в сериале про Геркулеса — нет.
    • Локи — сын Одина. Фэйспалм: да по мифологии он вообще не ас, а ётун! И он названый брат Одина. «Один, когда-то, помнишь, кровь мы смешали? Сказал ты, что пива пить не начнёшь, если мне не нальют». Приёмным сыном его сделал уже «Марвел».
      • Вообще-то в каноне Один и сам по крови ётун…
        • В каноне Йотуны все, кроме Сурта с сородичами (не факт), козы и людей (они деревья). Остальные так или иначе произошли от Йотунов.
    • Дахака из зороастризма (Дайгок, по местному) — огненное нечто, анатомией и замашками напоминающее тентаклемонстра (в оригинале — трёхглавый дракон). Тифон — просто человекообразный великан (в оригинале это та ещё НЁХ). Грендель — это бывшая главвалькирия. Голиаф — не просто могучий мужик, а великан. Минотавр ранее был человеком, но его заколдовали (впрочем, это можно понять: не рассказывать же целевой аудитории про зоофилию критской царицы). А царь Гильгамеш был тайным дахакопоклонником (и вместо него на тот свет спускался Геракл).
    • Геракл встречает ветеранов Троянской войны, которая случилась когда-то давно. Пожилых ветеранов! В мифах Геракл жил лет за сто до этой войны.
      • В серии с ветеранами встречается пожилой Аякс (который вообще-то у Гомера войну не пережил[2]). В другой серии — молодой Теламон. Его отец!
    • Это ещё что, в одной из серий Зена встречает Цезаря! Гая, Юлия. В довольно-таки основанном на истории сюжете, где его захватывают в плен пираты.
    • Ну и Влад из Антиохии, вампир-стригой… это уже как говорится без комментариев.
    • Впрочем некоторые мифологические подробности (причём такие, которые не всякий вспомнит) авторы запомнили — вроде того, что Геракл спас троянскую красавицу от морского монстра, или то, что Дахака-Дайгок явится на Землю в обличье жреца (он и явился таким… в теле Иолая).
  • Российский сериал забыл название. В этом сериале описывается ритуал превращения человека в Белого Умкову, благодаря которому тот может стать практически непобедимым. На самом деле превратиться в Умкову невозможно — это не какой-то там супервоин, а паукообразный монстр, созданный из человеческих костей.
  • «Однажды в сказке». Экскалибур вытащили из камня (распространённое заблуждение, но это не тот меч, тот назывался Кларент), а до этого этот меч был Граалем (который вообще-то чаша).
    • Сериал снят «Диснеем» по диснеевским же мультикам, так что это вине не его, а именно что диснеевского мультика про меч в камне.
  • «Гадалка» — зигзаг в серии о русалке. Сама русалка была каноничная — с двумя руками и двумя ногами. Но она заключила с женщиной договор, по условиям которого утонут несколько её потомков по мужской линии. В славянских мифах подобную сделку предложила бы не русалка, а водяной.
  • «Слепая» — грешит постоянно:
    • Сама работа бабы Нины выглядит неубедительно. Она как знахарка не шепчет заговоры, не проводит обряды.
    • В самой первой серии баба Нина советует сделать отворот на кладбище. На кладбище порчу наводят, а приворот и отворот делают за счёт наузов (узлов) и наговоренной еды.

Телевидение[править]

  • Телеканал Рен-ТВ часто делает заявления, которые идут вразрез с мифологией.
    • Утверждалось, что в Европе все поклонялись вампирам. Их представляли как утончённых аристократов, которые изящно попивают кровь. А в России вампиров представляли как мерзких уродливых тварей. Кто не помнит, классических вампиров придумали у нас и в Румынии (а ещё на них немного похожи скандинавские драугры и немецкие нахцереры) — и с распространением легенд о них в Европе была связана натуральная «вампирская истерия», когда крестьяне сваливали на ходячих мертвецов все мыслимые и немыслимые беды и конкретно задолбали полицию требованиями проверить подозрительные могилы. Вампиры-аристократы же в массовом сознании появились только после публикации рассказа «Вампир» Полидори.
      • По иронии, версия «Сказания о Дракуле воеводе», ходившая на Руси, описывает главного антигероя с большей симпатией, чем западные легенды, сочинённые ради демонизации Влада Дракулы.
    • Также говорилось, что на Руси люди были православными и поэтому в отличие от загнивающей Европы никакой нечисти не боялись и верили, что вампиров очень просто победить — достаточно бросить в вампира пригоршню зёрен, и он начнёт их пересчитывать. Снова неверно! На Руси, как и в Западной и Центральной Европе, верили, что вампира можно уничтожить, если пронзить его тело колом, а потом сжечь. А странные истории о том, как вампира отвлекли зёрнами, пришли из Румынии.
    • По словам авторов, согласно мифам вампиры ненавидят оборотней и считают их низшими существами. А ещё зубастые служат силам смерти и поэтому ненавидят мохнатых, поскольку те служат силам жизни. Полуправда-полувраньё. Естественно, пассаж о том, кто кому служит, цельностянут из Werewolf: The Apocalypse (причём дана только точка зрения местных оборотней — поиграй авторы в Vampire: The Masquerade, они бы узнали, что местные вампиры никаким силам смерти не служат), а по фольклору образы вампира (вурдалака) и оборотня (волкодлака) смыкаются до неразличимости (даже считалось, что оборотни после смерти становятся вампирами). Но в реальном фольклоре были положительные оборотни, например, итальянские Бенанданти, и служили они по собственным заявлениям не языческим силам жизни, а вполне христианскому богу.
    • Исследователь сект рассказал, что покемоны делятся на разные виды (огненные, водяные и т. д.) как элементали. А элементали — это бесы ну один точно, следовательно, покемоны — пропаганда сатанизма. Этот сектовед в мифологии не смыслит от слова совсем — стихийные духи элементали были придуманы средневековыми алхимиками, и они не имеют никакого отношения к бесам, более того, Парацельс считал их подобными людям. И независимо от того, бесами ли являются все существа нехристианской мифологии, или нет — логика автора поразительна.
      • В другом выпуске этот исследователь сект обозвал мексиканский католический праздник День Мёртвых (местную версию Дня Всех Усопших Верных, в которую, как и положено, поминают покойников) скрытым поклонением дьяволу. Вероятно, он что-то слышал о культе Святой Смерти (Санта-Муэрте, который действительно осуждён Ватиканом за сатанизм и кощунство), приверженцы которого тоже чтут День Мёртвых, но не разобрался в вопросе. Впрочем, при желании можно придраться к тому, что мексиканцы христианизировали ацтекские обряды поклонения богине Миктлансиуатль, но в какой народной версии христианства не было подобного?

Мультфильмы[править]

  • Мультфильм «Геркулес». Нет, во многом это, конечно, ради тропа Иисус одобряет — мы ведь не будем показывать детишкам, как Геркулес Геракл убивает своих малышей, рождённых Мегарой? И то, что Зевс и Гера — брат и сестра, тоже немножко лишнее для детской аудитории (хотя эти 2 момента особого отношения к сюжету не имеют — детей у Геракла и Мегары пока ещё нет, а родство Зевса и Геры вообще имеет значение только в истории про Кроноса). И сын у Зевса от законной жены, он же не какой-нибудь бабник. И Аид… Никто не любит Аида, однако в истории должен быть злодей. С двумя чёртиками (сатирами?) на побегушках. Но из каких соображений потребовалось показывать Амфитриона и его супругу ветхими старцами и простыми крестьянами? Что не давало изобразить Амфитриона царём (и офигенно крутым героем), которым он и был? Не говоря уж о том, что Алкмена, естественно, была молодой и красивой — иначе с чего бы Зевс на неё запал?
    • Титаны, просто титаны. Мифы их изображают такими же разумными и человекоподобными, как и богов. Мультфильм их показывает вообще не человекоподобными, а просто какими-то неразумно-деструктивными сгустками стихий.
      • Геракл из мифов участвовал в гигантомахии, а не в титаномахии. Впрочем, гиганты тоже не похожи на воплощения стихий из мультфильма.
      • Более того, люди были сотворены титанами, и именно во времена власти титанов у человечества был Золотой Век, а тот самый титан Прометей наш то ли прародитель, то ли создатель, то ли родственник, и уж точно благодетель. Сами же боги боялись своих «кузенов» и хотели уничтожить.
    • Перечисляя Геркулесу своих учеников, сатир допускает дичайшие анахронизмы: эти ученики в лучшем случае были современниками Геракла, а многие жили намного позже (в частности, Ахиллес, который в мультсериале уже дедушка-ветеран и вдобавок жив-здоров). Ну и наставником большинства этих граждан в мифах был Хирон…
      • Очевидно, Фил привирает, чтобы «набить себе цену». То, как он случайно называет в числе учеников Моисея, но быстро поправляется, на это указывает.
      • Вообще, вывод сатира в качестве наставника — так себе идея. Мифологический сатир скорее обучил бы лишь искусству дуть вино цистернами в одно рыло, не пьянея, и тащить в кусты интима ради всё, что шевелится.
      • Ещё одна ошибка, пополам с не в ладах с астрономией: сатир сокрушается, что ни один из его учеников не удостоился собственного созвездия. На секундочку, созвездие Персея вполне существует. Более того, Персей отхватил сразу два созвездия — на себя и на свою пассию Андромеду.
        • А ещё созвездия для тестя и тёщи — Цефей и Кассиопея.
    • Там же Минотавр и Медуза Горгона — это, судя по разным словам, целые расы (хоть в кадре и появляются в единичных экземплярах). Тогда как в мифологии Минотавр был один, а Горгон — три сестры, и одна из них — Медуза (которую, к слову, убил Персей, прадед Геракла). Кстати, в мультике Минотавр отмечал «Да, я чудовище, родителей не выбирают». Если вспомнить, кто родители мифологического Минотавра, эта фраза прозвучит циничнее.
    • В одной серии Геркулес отправляется в Скандинавию, где встречается с местными богами, которые оказываются двойниками олимпийцев. Вроде неплохая фишка, но как реализована? Почему Тор — двойник Аполлона? Ну, положим, Зевсом он не мог быть, потому что аналог Зевсу выбрали не по функции громовержца, а по величественности и верховности (то бишь, здесь двойник Зевса — Один, почему бы нет). Но Аполлон тут каким боком (единственное, что между ними общего, — они сыновья верховного бога)? Ну сделали бы Тора хотя бы двойником Ареса, тоже бога войны!
      • Двойником Ареса был не Тор, а Тюр aka Циу. Кстати, Вотана (Одина) древние римляне отождествляли с… Меркурием (Гермесом) — ибо тоже трикстер ещё тот!
      • Очень сомнительно, ибо Тюр — бог справедливости, а вовсе не любой войны как таковой. Богиня справедливой войны у греков — Афина.
      • Это скорее пародийная инверсия по правилу прикольности. Аполлонность Тора — как раз штука неожиданная и оттого забавная.
        • Вариант истолкования: здесь, скорее всего, сделана отсылка к американской комиксовой традиции. Ну а марвеловский Тор всегда подавался как крутой красавец, а не просто как крутой.
      • К слову, и культ Аполлона, и культ Тора был тесно связан с плодородием и земледелием. И оба рассекают по небу на божественных колесницах!
    • Мойры, богини судьбы, изображены в виде трёх старух, пользовавшихся одним глазом, который передавали друг другу. Этот облик (за исключением, быть может, уродства) соответствует другой триаде богинь, известных как «грайи».
    • Орион — победитель хтонического чудовища Скорпиона? В мифах обычный скорпион смертельно ранил Ориона. В обоих случаях скорпион стал созвездием, но в реале созвездия Ориона и Скорпиона одновременно на небе не появляются.
    • Ну и мелочь: Аид был богом мёртвых, богом смерти был Танатос.
  • «Скуби-Ду и монстр из Мексики» — чупакабра. В современном фольклоре это создание описывается как ящероподобное низкорослое существо с шипами на теле, крупной клыкастой пастью и горящими глазами. В мультфильме же действует подобие снежного человека, у которого общее с каноничным козьим вампиром лишь глаза. Правда, монстр не настоящий (это не спойлер, франшизу про Скуби знают именно за это) и те, кто создал его костюм, могли быть не знакомы с мексиканским фольклором.
  • Мультфильм «Аладдин. Принц воров» (третья диснеевская полнометражка). Среди приглашённых на свадьбу Аладдина и Жасмин упоминается Осирис. Джинн окликает Осириса, фигура с соколиной головой разворачивается и возмущённо клекочет. Только вот с головой сокола изображался сын Осириса — Гор.
    • Потому и клекочет возмущённо — видать, у синего память дырявая, бывали уже прецеденты…
  • Советский мультфильм "Прометей" Снежко-Блоцкой. При всём уважении, один ляп создатели допустили (возможно, что намеренно, чтобы показать натуру олимпийцев): когда Гефест отказывается преследовать Прометея, орёл Зевса угрожает ему: "Неужели ты забыл, как тебя сбросили с Олимпа? До сих пор хромаешь!". Подразумевается, что Гефест был наказан за что-то. По мифам же, Гефеста с Олимпа сбросила его мать Гера, когда увидела, что он родился уродливым. После этого падения он и охромел (как вариант - хромота у него тоже врождённая).

Комиксы[править]

  • При первом своем появлении в комиксах Marvel Тор и Локи были олимпийскими богами. С тех пор пошло-поехало…
    • Тор. Начнем с того, что в оригинальных мифах он рыжебородый, а вовсе не гладко выбритый блондин (в фильмах «пофиксили» — у Тора есть борода). И пускай и там Тор назван защитником богов и людей, его образ не является однозначно-положительным. Он буйный силач, большой любитель подраться и поесть, а не рыцарь в сияющих доспехах. Что касается его главного оружия — Мьельнира — то в мифах не было условий на счёт «достойности» поднимающего. Однажды молот вовсе украл великан, из-за чего бедняге пришлось примерять на себе роль прекрасной невесты.
    • Локи — сын Одина? (Правильный ответ: нет, побратим, его родители — ётун и то ли снежная великанша, то ли асиня; по менее распространённой версии он вообще принадлежит к более старшему поколению богов, чем Один). Высок, строен и черноволос? (Правильный ответ: невысокий, худощавый и, вероятно, огненно-рыжий). Что касается внешности, то в комиксах Локи «наградили» довольно неприятной физиономией, хотя в мифах он хорош собой (исправлено в экранизации красавчиком Хиддлстоном). Что касается морального облика, то в комиксах Локи злодей, в то время как в мифах это более неоднозначный персонаж, способный и на хорошие поступки. При том, что комиксах его наказывают КУДА мягче, без приговоров на участь хуже смерти и расправы над детьми.
      • Насчёт чёрных волос обоснуй: рыжий у скандинавов считался благородной мастью, такому малоуважаемому персонажу его бы не приписали. А всё-таки приписали из-за путаницы с чуть-чуть не тёзкой — богом огня Логе.
    • Хель (Хела) — тоже дочь Одина, причём старше вышеупомянутых? (Правильный ответ: нет, она дочь Локи). Ох, промолчу про её внешность… (Правильный ответ: половина лица цвета свежего мяса, вторая половина иссиня-чёрная, про ноги лучше к ночи не вспоминать). И далее по тексту.
      • Своего рода запоздалым оправданием всей этой ситуации служит описанный в комиксах «Цикл Рагнарёка» — мол, был когда-то и рыжий Тор-буян, и рыжий Локи-побратим Одина, и всё прочее, канонично-мифологическое, а нынешние асгардцы — далеко не первая инкарнация.
        • Да и вообще, местные боги — достаточно развитые инопланетяне. Так что авторы могут писать любую хрень и не париться.
          • Автор выше, видимо, комиксов не читал, иначе бы знал, что Хела в комиксах не дочь Одина, это из КВМ. В Кинематографической Вселенной Марвел она вообще-то два в одном — воплощает и Королеву Хельхейма, и Анжелу — тайную дочь Одина. Про «достаточно развитые инопланетяне» тоже мимо.
    • В славянском пантеоне появились греческие и кельтские боги.
    • В японской мифологии был бог из первичного хаоса, создатель неба, не добрый и не злой, а нейтральный — Ама-цу-Микабоси. В комиксах Marvel он выступает как антагонист, похлеще Дискорда и Дахака вместе взятых.
  • Punderworld — в пятнадцатом выпуске Аид с Персифоной при первой встрече случайно устроили обвал в подземном мире, разбудив Стикс… когда Харон перевозил душу недавно скончавшегося Эдипа (кто не знает хронологии мифов, это примерно как если бы Владимиру Красно Солнышко явился призрак Сталина).

Аниме и манга[править]

  • Angel Sanctuary.
  • The Twelve Kingdoms — оригинальный кирин (он же цилинь) вовсе не единорог, а полудракон-полуконь. Хотя здесь с прикрученным фитильком: кирин и европейский единорог в азиатском массовом сознании давно и прочно перепутались, так что черты единорогов у киринов есть почти во всех аниме и мангах, где они появляются.
  • Bishoujo Senshi Sailor Moon — мангака перепутала функции Кроноса/Сатурна (бога времени с серпом) и Аида/Плутона (бога подземного мира), в результате чего Сейлор Сатурн с серповидной глефой превратилась в воина смерти и разрушения, а Сейлор Плутон получила возможность останавливать время.
    • Впрочем, есть также версия, что Сатурн стала воином смерти из-за японских особенностей произношения данной планеты, а именно, «Сатаан».

Видеоигры[править]

  • God of War — повсеместно, хотя там это скорее переосмысление исходя из правила крутизны. Однако есть и вопиющие расхождения.
    • Титаны. Как и в диснеевском мультике про Геркулеса, их (кроме Прометея) тут сделали громадными, уродливыми и не шибко умными. Ну сколько раз повторять: титаны — это предыдущее поколение богов, а громадные тупые громилы, мало похожие на людей — это гиганты, их в ходе гигантомахии били, при участии Геракла!
    • Кстати, почему Гея причислена к титанам? И кто ЕЁ, мать-Землю, в Тартар заточил? Притом, что Тартар находится во чреве земли, а значит, её заточили внутрь самой себя…
    • Поразительно, но разработчики упустили возможность сделать эпического босса. В игре Тифон — это просто ещё один титан, а если бы его перенесли таким, каким он был в мифах, это был бы если не самый крутой босс в серии, то самый громадный — уж точно.
  • God of War (2018) — а вот здесь аверсия на субверсии едет и умышленным расхождением погоняет. Например, Бальдр — сын Фрейи, а не Фригг? Так ведь это когда-то и была одна богиня (в продолжении оказалось, что и в сей игре это одна богиня)!
    • Игра 2018 года в целом обращается с мифологией чуть бережнее предыдущих игр. В некоторых случаях авторы даже пытаются дать основание вольностям. К примеру, почему герои спокойно ходят по Нифльхейму и Муспельхейму, если по мифам там невыносимо холодно и жарко соответственно? Ответ — потому что стихии этих миров успели остыть со времён сотворения мира. Почему у валькирий есть физические оболочки, если по мифам они являются духами? Потому что телесные оболочки имеют только осквернённые валькирии. И так далее.
  • Age of Mythology. В первой же миссии кампании в Атлантиду заплывают кракены. Эта игра — кроссовер трёх мифологий, но скандинавская на горизонте даже ещё не маячит, откуда кракены взялись? И не будем говорить о вратах в Тартар, обнаруженных в Нифльхейме…
    • Нидхёгг в мифах не летал (в прорицании Вельвы таки летал и носил под крыльями трупы) и огнём не дышал. То, что Бальдр тренирует огненных великанов и призывает Рагнарёк, тоже по меньшей мере странно.
    • Там же мифические существа участвуют в боях наравне с людьми, хотя многие из них были враждебны всем людям и никогда не стали бы сражаться за них. Уникальных существ вроде Минотавра или Немейского льва можно нанимать массово.
    • По сюжету Аякс Теламонид пережил Троянскую войну, помог Одиссею спастись от Цирцеи и был жив спустя десять лет. А Одиссей по пути домой успел поприключаться в Скандинавии и поучаствовать в падении Атлантиды (там же засветился и вполне зрячий Полифем), в аддоне он и вовсе защищал Олимп от Кастора. В финальной миссии аддона на помощь атлантам приходят греки во главе с Ахиллом, и это спустя десять лет после Троянской войны.
    • Хирон погибает, прикрывая отход героев из Нифльхейма. Вот только в мифах он был бессмертным и умер только когда сам отказался от бессмертия, чтобы не страдать вечно от нанесённой Гераклом раны.
    • Титаны в аддоне — злобные тупые великаны. Даже Прометей, тот самый, который подарил людям огонь и расплатился за это печенью.
    • Среди египетских существ есть несколько не имеющих к Египту никакого отношения: левиафан (библейский), птица рух (арабская) и человек-скорпион (шумеро-аккадский). В аддоне также есть библейский бегемот на стороне Атлантиды.
    • В аддоне также есть Аргус, который в мифологии стоглазый гигант, а здесь – что-то типа бехолдера из D&D.
  • В Ghost Recon: Future Soldiers (2012) утверждается, что в русском фольклоре существуют два типа оборотней: одни — ставшие таковыми в результате проклятия, другие — ставшие оборотнями по собственному желанию. Последних называют бодарками. Сценаристы игры не изобрели бодарков (они упоминаются, например, в списке ролей фильма Bloodz vs. Wolvez 2006 года), но откуда эти бодарки взялись изначально — совершенно непонятно. Во всяком случае, никаких упоминаний о бодарках в работах фольклористов не найдено. Есть гипотеза, что «бодарк» — это искажённое слово «бирюк» или «волколак».
  • Rise of the Tomb Raider — называется «слышали звон, да не знают, где он». Лара Крофт ищет легендарный город Китеж, только он во вселенной игры находится не на дне озеро Светлояр в Нижегородской области, а на Алтае, и его основал не Юрий Всеволодович, а византийцы… Да, византийцы на Алтае. Именно так.
    • Ну так известно же, что история России начинается с Ивана Грозного. А что, при нем уже умели города строить? Нет, серьезно, всякая редкая попытка западного кинематографа показать более древнюю Русь неизбежно скатывается в анал-карнавал. Взять хотя бы «Викингов» с князем Олегом, летающем на параплане и ведущем войско, одетое в доспехи конкистадоров и татаро-монголов, в крестовый поход на Скандинавию…
  • «Zeus: Master Of Olympus» — в некоторых сценариях Посейдон может наслать на город игрока Кракена, который выглядит как Ктулху без крыльев.
  • В Mortal Kombat: Deadly Alliance Молох не ханаанский бог, который ест детей, а демон-они, которого контролируют Куан Чи и Шанг Цунг.
  • Assassin's Creed: Odyssey — при приближении к острову Крит кормчий Варнава рассказывает протагонисту миф о Минотавре, причём несёт какую-то ахинею, до которой грек времён Пелопонесской войны не додумался бы даже по синьке. По его версии, Тесей победил Минотавра и «освободил минойский народ». От кого освободил, от Минотавра? Так он на минойцев и не покушался, ему скармливали присылаемых в качестве живой дани афинян.
  • Warlords Battlecry — субверсия с банши. Здесь это юнит-генерал расы фей, и в одной русскоязычной статье по игре автор задаётся вопросом — в банши после смерти превращаются неверные жёны, так что процесс найма этих юнитов должно быть интересный. Вот только банши-нежить — это осовремененный вариант, а фольклорная банши — это именно фея.
  • Succubus - Главная героиня для восполнения здоровья, вырывает у беременной женщины ее ребенка и сворачивает шею. Суккубы такое не делают не их профиль. А вот вырвать сердце у девственицы, чтобы его съесть самое то!(взято из книги для охотников на демонов 18 века издательство Ватикан). Автор правки написал это разработчикам, но ему ответили Мы авторы, Мы так видим...

Музыка[править]

«

В заколдованных болотах там кикиморы живут — Защекочут до икоты и на дно уволокут.

»
— «Песня-сказка о нечисти»

На самом деле кикиморы живут в постройках, а защекотать и утащить на дно — занятие русалок.

  • Илья Кормильцев — «Труби, Гавриил». Гавриил — не серафим, а ангел (если следовать только тексту Библии) и, возможно, архангел (в православной традиции). Серафимы — совсем другой чин.
    • Не счесть всевозможных иерархий ангелов небесных. В самой библии по этому поводу мало что говорится. Гавриил, как один из главнейших ангелов, наряду с Рафаилом и Михаилом, по многим из них относится именно к высшему чину высшего Лика ангелов, к Серафимам (к Серафим, если быть точнее, ибо Серафим — это уже множественные число, и в русском языке возникает путаница).
  • «Чёрная кошка», «Орёл шестого легиона[3]» — речь идёт от лица погибшего римского легионера, но в одном из куплетов звучит «Слава Зевсу, вечен Рим». Римляне, конечно, присоединяли богов других народов к своему огромному пантеону, но вот в случае с греческими — забрали в полном составе и переименовали, так что легионер мог возносить славу только Юпитеру.
  • Рок-опера «Орфей» – есть упоминание об ангелах («Бал забвения»), и царство Аида несколько раз называют адом.

Примечания[править]

  1. Впрочем, наличие ссылки на мифологию, с которой расходится автор, автоматически превращает «не в ладах с мифологией» в «творческое переосмысление мифологии».
  2. Это не мог быть и Аякс Оилид, потому что его (в наказание за изнасилование Кассандры) утопили боги вскоре после войны. К тому же сериальный Аякс с войны вернулся в Коринф, так что это воскресший Теламонид.
  3. Конкретно в их варианте, ибо эта песня, больше известная как «Гимн археологов», имеет различные варианты текста.