Доносчик

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Stool Pigeon. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Донесу я в думе царской, Что конюший государской — Басурманин, ворожей, Чернокнижник и злодей; Что он с бесом хлеб-соль водит, В церковь божию не ходит, Католицкой держит крест И постами мясо ест.

»
— П. П. Ершов, «Конёк-горбунок»

Он же ябеда, стукач, дятел, информатор, Навуходоносор, топтун и крыса-кун. Повсеместно считается нехорошим человеком, редиской. Может оговорить невинного человека, проинформировать об инакомыслящем, донести на политического преступника, сообщить о человеке, за голову которого назначена награда, или выдать доверившегося уголовника. Это НЕ штатный шпион и НЕ внештатный сотрудник, а тот, кто делает это от случая к случаю. Иногда предатель, но не обязательно.

Вообще, между доносчиком и осведомителем довольно тонкая линия, прочертить которую не всегда удаётся. Более-менее считается, что доносчик доносит из лучших побуждений и именно на людей, которых считает врагами общества. А осведомитель доносит в корыстных целях и на своих же соратников. В прочем, бывает человек доносит не во вред тому (как он считает или как воспитали доносящего), на кого донес, а ради него, чтобы небольшое наказание уберегло его от потенциально более опасных действий. Кроме того, когда размышляем хороший или плохой доносчик, надо учитывать мораль того места и того времени, что получит по закону за выдачу властям разыскиваемых лиц (от грамоты и "почета и уважения" от властей до солидной денежной суммы), каков мотив - так любит закон или так не любит того, на кого донес (чтобы отомстить или убрать конкурента) и т.п. Отдельный случай, самый гнусный или трагический — Донести на родителей.

Примеры[править]

« Сегодня на работе двойной праздник: шеф уехала на аттестацию и забрала с собой профкома, которая любит на всех стучать. Как верно кто-то заметил, «Саурон уехал и око своё с собой забрал». »
— С Баша

Религия и мифология[править]

  • Евангелие — Иуда! Как бы даже не кодификатор.
  • В Книге Исхода, по мнению кое-кого из толкователей, давится педаль в Австралию:
    • Сорокалетний Моисей убивает египтянина, защищая собрата-еврея. Библия особо подчёркивает, что он убедился в отсутствии свидетелей и спрятал труп. Однако практически сразу же о его поступке становится известно. Причём не властям (Моисей спешит скрыться, пока и они не узнали), а рабам. Кто же свидетель и, соответственно, сабж? Похоже, тот самый спасённый соплеменник
    • Ранее фараон принимает решение убивать еврейских младенцев. А как он намерен это осуществить? Баз данных нет, детских садов нет, учёта в поликлинике нет, роды проходят дома, к каждой еврейской семье стражника не приставишь… Неужели Моисей был единственным счастливым исключением? Ни в коем случае, если только не предположить, что на рожениц охотно стучали соседи из числа коренных жителей. За что и огребли казни египетские, включая гибель первенцев.

Театр[править]

  • Г.-Э. Лессинг, «Натан мудрый». Храмовник донёс иерусалимскому патриарху, что еврей воспитывает девушку — возможно, христианку. Этот рыцарь —парень в целом хороший, только обиделся на Натана, что тот сразу не дал согласия на просьбу руки и сердца. Впрочем, никаких отрицательных последствий для еврея не было.
  • Мюзикл «Волки Мибу» — Кано. На пару со своим учителем Ито дезертировали из Синсэнгуми с мыслью уйти на службу их злейшему врагу, клану Чошу. У Ито осуществиться второй половине плана помешала несовместимая с жизнью самоуверенность, а вот Кано до Чошу добрался. И в нужный момент опознал своего бывшего командира Кондо, когда тот (вынужденно) пришел в лагерь Чошу инкогнито, и тем самым обрек его на смерть. А ведь именно Кондо отговорил разъяренного Хиджикату искать и казнить дезертиров.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Разумеется, спальник из «Конька-Горбунка» (см. эпиграф).
    • В инсценировке, где многое «сочинили за Ершова», дополнительно подсвечено. «Что шумишь с утра, дурак? Ты с доносом или как?» — «Обижаешь, царь, вопросом! Ну конечно же, с доносом!».
  • А. С. Пушкин, «Капитанская дочка» — Петруша пришёл к выводу, что батюшку проинформировал о поединке и ране именно Швабрин: «он один имел выгоду в доносе, коего следствием могло быть удаление мое из крепости и разрыв с комендантским семейством»
  • А. И. Куприн, «Мирное житие». Пожилой рантье Иван Вианорыч Наседкин постоянно пишет анонимные доносы, считая себя борцом за нравственность. Итог одного из таких письмишек — купец застал жену с любовником, а потом «Свалив с ног, до устали бил ее огромными коваными сапожищами, потом созвал всю мужскую прислугу, приказал раздеть жену догола, и сам, поочередно с кучером, стегал кнутом ее прекрасное тело, обратив его под конец в сплошной кусок кровавого мяса». В свободное от написанию доносов время интересуется тем, как бы выгоднее вложить деньги (хотя семьи у него нет). При этом — ходит в церковь, и молитвы трогают его до слёз.
  • А. П. Чехов, «Толстый и тонкий»: Порфирия прозвали в гимназии Эфиальтом — он ябедничать любил.
  • Максим Горький, «Детство» — эпизод, в котором со словами «доносчику первый кнут!» дедушка порку начинает не с провинившегося, а с того, кто донёс на своего родственника. (На самом деле эта пословица говорила о том, что сначала надо допросить доносчика — а допрашивали с пристрастием).
  • А. Н. Толстой, «Гадюка» — налётчик Валька-гимназист донёс белым на главную героиню, боясь, что он расскажет о его преступлении.
  • М. Булгаков, «Собачье сердце» — Шариков написал донос на Преображенского.
  • Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине»:
    • Джафар донёс эмиру бухарскому, что Насреддин положил глаз на красивую девушку. Разумеется, Гюльджан быстренько забрали в гарем.
    • А Агабек донёс на Насреддина… принцу-ишаку!
  • А. Н. Толстой, "Золотой ключик, или Приключения Буратино — Лиса с Котом доносят на Буратино в полицейский участок: он воришка, который угрожает богатеньким и почтенненьким жителям города (сами лже-инвалиды, видимо, не угрожают), причём полицейский рявкнул так, что под Лисой появилась лужа. По приказу начальника участка Буратино поймали.
  • М. Шолохов:
    • «Тихий Дон» — Владимир Мохов, ещё будучи гимназистом, рассказал отцу, что помощник вальцовщика Давыдка жаловался на жадность работодателя. Реакция отца немного предсказуема — «Уволю».
    • «Судьба человека» — двое, пополам с предатель:
      • Во время заключения в церкви Соколов слышал угрозу: «Если завтра нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Я первый укажу на тебя!». Утром Соколов сделал так, чтобы он не смог выполнить обещание: «Готов предатель, и язык набоку!»
      • «„Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит“. Только и сказал, но ведь нашелся же из своих какой-то подлец, донес коменданту лагеря про эти мои горькие слова».
  • С. Маршак, «Юный Фриц». «Держим ухо мы востро, носим за ухом перо…»
  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»: Коровьев донёс на председателя жилтоварищества Босого, Иуда, разумеется — на Иешуа. А Алоизий Могарыч — на Мастера. Барон Майгель тоже не брезговал этим занятием.
  • Братья Стругацкие:
  • «Чучело» — герои прогуляли урок, Дима рассказал об этом учителю (хотя не по своей инициативе и с неохотой), и понеслось…
  • Андрей Белянин, «Тайный сыск царя Гороха» — дьяк Филимон Груздев. «Стучит» всем и на всех из идейных соображений.
  • «Хроники странного королевства» — адвокат Скрайс, написавший донос на Элмара.
  • Павел Ольховский, «Последняя гимназия» — у Викниксора был стукач среди шкидовцев, когда о нем узнали из подслушанного разговора, расправа была быстрой и безжалостной.
  • Александр и Ксения Рудазовы, «Семья волшебников» — Берде Инкадатти, старый козёл и форменный парифатский кванк дьяка Филимона. Кляузничает, судя по всему, из старческого нарциссизма.

На других языках[править]

  • П. Мериме, «Маттео Фальконе».
  • «Собор Парижской Богоматери» — Фролло. Как это нет? А кто стукнул на Эсмеральду, да так оперативно, что за ней пришли ещё до того, как она пришла в себя? Причём Фролло этого от Эсмеральды не скрывал.
  • А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — Данглар, который «в шутку» написал донос, и Фернан Мондего, который отнёс его на почту.
  • Шарль де Костер, «Легенда об Уленшпигеле» — рыбник, донесший на Клааса.
  • Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — подпоручик Дуб.
  • Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту» — на протагониста донесла его жена.
  • Гарри Гаррисон, «Специалист по этике» — Майк (Михей) Саймон по причине своего патологического «морального» фанатизма пробует себя и в этой роли.
  • «Гарри Поттер»:
    • Драко проинформировал МакГонагалл, что «золотая троица» ходит по замку во внеурочное время. Троица была наказана. А заодно и сам доносчик. Не за то, что ябедничал, а за то, что тоже шлялся.
    • В пятой книге Отряд Дамблдора сдаёт подружка Чжоу Чанг, Мариэтта Эджком (в экранизации — сама Чжоу).
    • Северус Снейп, услышавший пророчество о будущем сыне Лили Поттер, первым делом побежал умолять Волдеморта не трогать её — похоже, даже не задумавшись, что лучше было промолчать, ведь никто из Пожирателей Смерти это пророчество больше не слышал. А так — и Волдеморта не уговорил, и под троп попал. Впрочем, тут ситуация сложная — Волдеморт сам говорил, что мог оставить её в живых по просьбе Снейпа, но Лили закрыла Гарри своим телом. И поди пойми, врёт он или нет.
  • «Песнь Льда и Пламени» — Крастер. Он ещё и коллаборационист.
  • А. Сапковский, «Сага о Рейневане» — отец Ганис Гвиздек, он же Вошка. Прирождённый фискал — проще сказать, кому он не стучит (главгерою, если что… хотя один раз таки оскоромился, было дело).
  • Роберт Харрис, «Фатерлянд» — Ксавьер Марш угодил на допрос к поехавшему Глобусу благодаря собственному сынишке, который донес на него в гестапо, наверное, из подражания своим сверстникам из Океании. Причем донёс на отца он как раз тогда, когда тот постучался в его дом. Да, пионерия весьма хреново влияет на сознание молодого поколения, ничего не скажешь.

Сетевая[править]

  • Рассказ Грубаса о тетке Татьяне, которая сдала нацистам родственницу-«жидовку». Пополам с квислингом мелкого пошиба: согласно слову божьему, она ни минуты не сомневалась, что сделала благое дело для брата — избавила от «неправильной» жены и лишних ртов, а он, дурак, еще и обиделся.

Кино[править]

  • «Три толстяка»: продавец воздушных шаров — стукач и агент Толстяков.
  • «Большая перемена» — светлый вариант тропа (по советским меркам, во всяком случае). Тимохин (персонаж Савелия Крамарова) доносит на свою она-ещё-не-знает невесту: так как она не работает, то не имеет права учиться в вечерней школе. Невеста вовсе не горит желанием работать, однако, узнав о своём статусе невесты, очень желает таковой закрепить и находит работу.
  • «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» — сюжетная линия с доносчиком играет важную роль. Причём режиссёр откровенно играет со зрителем, на протяжении примерно половины фильма создавая у него впечатление, что доносчиком является Митрофанова. Не особо внимательные продолжают так считать даже после сцены, в которой у неё есть железное алиби..
  • «Рок-н-рольщик» — главгад Ленни Коул, считающий себя «хозяином города», по совместительству ещё и стучит в полицию под псевдонимом Сидни Шоу. Убит своим же подручным Арчи — одним из списка тех, кого Ленни сдал.

Телесериалы[править]

  • «Игра престолов». Вела Бриенна пленного Джейме — и повстречала (как позже выяснилось) доносчика. И не убила его, хоть Джейме и настаивал. А зря не убила-то: старик тут же сдал их Локку.
  • «Папины дочки» — чтобы Федотов не улетел в Лондон и не увёз с собой Оксану, Галина Сергеевна проинформировала ФСБ, что у неё есть компромат на олигарха.

Мультфильмы[править]

  • «Приключения Буратино» (1959 г., реж. И. Иванов-Вано и Д. Бабиченко — Лиса с Котом доносят на Буратино самому начальнику полиции — якобы на начальника готовится покушение, — и тот сразу падает в обморок (и быстро приходит в себя, после Лиса хвалит его самообладание). Блестящий неканон.

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий, «Дорожная история» («Но был донос, и был навет»), «Песня про стукача» (В наш тесный круг не каждый попадал).
  • Snow, Informer.
  • Крош, «Стукач Симаков».
  • Bitard671 — «Стукач». Идея доносительства за материальные выгоды раскрыта на 100 %
  • Куплеты про Пегги и ее зверей. «У Пегги жил весёлый кот. Он отсидел за анекдот… У Пегги жил весёлый пёс. Он на того кота донёс… У Пегги жил учёный грач. Он был доносчик и стукач».
  • Михаил Щербаков — «Целое лето». Сын-подросток донёс на родителей-диссидентов.

Реальная жизнь[править]

« Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить: кто написал четыре миллиона доносов? »
— Сергей Довлатов
  • В каждой тюремной камере (кроме одиночек, хотя как знать…) есть хотя бы один осведомитель. Вдруг пока ещё задержанный, но ещё не осуждённый начнёт хвастаться перед сокамерниками, где спрятал труп и как ловко избавился от улик. Позже, на встрече со следователем, такого хвастуна ждёт невесёлый сюрприз. Если осведомитель спалится, то невеселый сюрприз будет ждать следователя.
  • Павлик Морозов. Пример того, как антисоветчики вынуждены яростно вертеться на пупе, пытаясь обеспечить неукоснительное соблюдение взаимоисключающих параграфов: с одной стороны вспоминая «традиционную народную культуру» (изрядно пропитанную «уголовными понятиями», где сообщать властям о преступлении — «в натуре западло», каким бы ни было преступление: даже если сосед жрёт на завтрак младенцев, стучать на него может только сука, крыса и сволочь), с другой — старательно забывая, что реальный Павел Морозов ни на кого не доносил вообще (уголовное дело возбудили без его участия), а всего лишь дал показания в суде против своего отца, подтвердив ранее данные показания своей матери (и Морозов-старший при этом отнюдь не был «невинной жертвой советского режима» — он действительно использовал коррупционные схемы именно для личного обогащения, а не из жалости к «невинно репрессированным»). И это при том, что даже в самых либеральных и демократичных странах сообщить властям о совершённом преступлении считается гражданской доблестью, а не достойной осуждения мерзостью. Из-за этого разрыв шаблонов вокруг фигуры Павла Морозова происходит регулярно, когда корпоративные интересы (осудить «проклятый совок») входят в противоречие с корпоративной же идеологией («Всё, что делается на демократическом Западе — это хорошо, а всё, что делают поганые коммуняки — достойно осуждения»).
  • Как бы там ни было, в западно-европейской культуре восприятие «бытового» доноса сильно отличалось от традиционного для восточных и южных регионов. А в 2019 году Европейский парламент подавляющим большинством голосов принял директиву по защите осведомителей и доносчиков.

Примечания[править]