Психоаналитик

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Психоаналитик — тот, кто может помочь, если вы сознаете своё безумие, но опасаетесь психиатров. Представитель немедицинской психотерапии (чаще всего в массовой культуре под обозначением психотерапевта предстаёт именно психоаналитик). Иногда является врачом по базовому образованию, но лечит не таблетками, а продолжительными разговорами.

Психоаналитик не является точным аналогом психиатра и не лечит психические заболевания, у него другая специализация. Образно говоря, если психиатр чинит развалившуюся крышу, то психоаналитик всего лишь помогает проветрить чердак и навести на нём порядок (причём сама «крыша» для этого должна быть целой). Впрочем, и это уже немало — особенно учитывая, что без проветривания стропила могут и подгнить…

В то же время существуют ситуации, когда лучше всего помогает именно сочетание «разговорного» и медикаментозного лечения.

И ещё полторы особенности профессии: как уже сказано выше, основа подхода — многократные долгие беседы с почасовой/посеансовой оплатой, из-за чего большинство прибегающих к нему - далеко не бедные люди, и уже они могут заниматься этим по традиции или моде, а не реальным показаниям. Как следствие, представитель тропа обычно и сам человек обеспеченный, опционально — с большим числом знакомств среди элиты.

Образ психотерапевта в западных фильмах настолько распространён, что даже становился объектом специальных исследований.[1]

Примеры[править]

Литература[править]

  • Ирвин Ялом:
  • Карел Чапек:
    • «Головокружение» — психоаналитик доктор Шпитц догадывается о скрытых причинах головокружения у фабриканта Гирке.
    • «Эксперимент профессора Роусса» — аверсия, ассоциативный метод не излечивает пациента, но помогает вытянуть косвенное признание в совершенном им преступлении.
  • Вячеслав Рыбаков, «На чужом пиру, с непреоборимой свободой» — Вербицкий приходит на психотерапевтический сеанс к выросшему Антону (а Антон либо не слишком этичен, либо автор не знает матчасти — в норме специалист должен отказаться от работы с клиентом, вызывающим у него сильные эмоции из-за взаимоотношений в прошлом, тем более, если эти эмоции негативные).
  • Мег Кэбот, цикл «Дневники принцессы» — психоаналитиками являются оба родителя подростков-интеллектуалов Майкла и Лилли Московитц — возлюбленного и лучшей подруги главной героини, что и позволяет им оплачивать довольно дорогую школу (которую главной героине спонсирует отец-князь, ещё до раскрытия реальной высоты его положения). По тексту книг неоднократно упоминаются проблемы самоактуализации главной героини и (чаще при примирении после серьезных ссор) знание её подруги о необходимости подавлять собственную бесцеремонность. В экранизации родителя остаются за кадром, но Лилли также упоминает, что пытается скорректировать свои поведенческие установки.

Кино[править]

  • «Донни Дарко» — ГГ посещает психотерапевтические сеансы.
  • «Опасный метод» — Зигмунд Фрейд и Карл Юнг пытаются излечить Сабину Шпильрейн.
  • Дилогия «Анализируй это» / «Анализируй то» — целиком про наш троп.
  • «Управление гневом» — пародия, показан заведомо неиспользуемый в реальности, хотя крайне эффективный во вселенной фильма метод.
  • «Антихрист» — главный герой является психоаналитиком и пытается вылечить свою жену.

Телесериалы [править]

  • «Папины дочки» — папа Сергей Васнецов, частный психотерапевт.
  • «Пациенты» — каждый эпизод является как бы видеозаписью одного сеанса.
  • «Психологини» — теперь и в России.
  • «Быть Эрикой» — педаль в пол, психоаналитик имеет сверхспособность «отправить пациентку в прошлое, чтобы она могла исправить сделанные тогда ошибки».
  • «Пробуждение» — ГГ, живущий в двух параллельных реальностях, посещает аналитиков (разных) в обеих.
  • «Новобранец» — родители Люси Чен психоаналитики, что сказалось и на манере поведения дочери (а заодно и на выборе профессии).
  • «Люцифер» — голливудский (хотя бы по месту жительства и практики) психотерапевт Линда Мартин. Несмотря на нарушения медицинской этики (в частности, какое-то время «вела» главного героя с оплатой психотерапии сексом; и видимо, это было не единственное нарушение — на каком-то этапе нарывается на лишение лицензии), отличный специалист, видящая проблемы своих пациентов и профессионально старающаяся вести их к разрешению — другое дело, что подопечные всё время норовят прийти к совершенно неверным выводам о необходимых действиях и умотать с середины сеанса. Крутейший в мире психотерапевт с точки зрения клиентуры — среди пациентов праматерь человечества Ева, демон, Дьявол, ангел Аменадиил (становящийся впоследствии отцом её ребёнка) и Богиня всего сущего (экс-супруга Всевышнего), в 5-м сезоне семейная терапия Бога и Дьявола на пару — по отношению к которым она одновременно занимает позицию, близкую к командной маме и единственному нормальному человеку.
    • За еще одного коллегу какое-то время (задолго до начала их романтических отношений) выдавал себя Аменадиил, пытавшийся разузнать слабости брата, чтобы принудить его к возвращению в Ад.
    • Ну и, наконец, к самому концу сериала появляется ещё один значимый носитель тропа сам Люцифер, отдавший пост Бога Аменадиилу, а сам перепрофилирущий ад с вечных мук на исцеление отягощенных виной душ по примеру невестки.
  • «Триггер» — весь сериал разворачивается бой двух психотерапевтов с разными методиками, отца и сына. Увы, оба сапожники без сапог, так что всё с каждой серией становится всё сложнее и сложнее.

Реальная жизнь[править]

  • Может быть, кто-то из ваших знакомых пользуется его услугами, но не спешит рассказать вам об этом из-за существующих стереотипов. Не в последнюю очередь — из-за вышеупомянутой путаницы между психоаналитиком и психиатром.
  • Часто вместо сабжа используют обычных людей, которых видят в первый и в последний раз в жизни: попутчиков, соседей по очереди и прочих. Самое интересное, что в большинстве случаев такой человек не только выслушает, но еще и посоветует что делать.
    • Даже есть выражение «эффект попутчика».

Примечания[править]

  1. John Flowers, Paul Frizler, «Psychotherapists on Film, 1899—1999: A Worldwide Guide to Over 5000 Films», McFarland, 2004, ISBN 9780786412976