Вернуться и переиграть

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Вернуться и переиграть — сверхспособность, обладатель которой может проделать в реальном мире то, что постоянно делают геймеры в играх с функцией «сохранить текущее состояние». Он способен переместить свое «Я» в тело более раннего себя, сохранив при этом память о событиях, которые должны произойти в будущем (относительно точки возврата).

Родственный троп — День сурка, отличие в том, что здесь персонаж имеет выбор: возвращаться или нет (иногда также может выбирать момент, в который ему предстоит вернуться). См. также Не пиф! Не паф!

Не следует путать с машиной времени, перемещающей путешественника или путешественников «во плоти».

Надтроп — Мастер времени.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Сергей Лукьяненко, цикл «Лорд с планеты Земля» — в первой части, «Принцесса стоит смерти», описываются темпоральные гранаты, особый артефакт Сеятелей, позволяющий ограниченное количество раз возвращаться сознанием в прошлое, вселяясь в своё же чуть помолодевшее тело и переживая уже пережитые события заново. Тоже в некотором роде сейв-скамминг — хотя для полноценной «дойки» темпоральных гранат было маловато, но это всё-таки кое-что позволило протагонисту: узнать заранее ключевой приём недруга.
    • Что интересно, спасти таким образом другого человека невозможно. Темпоральная граната действует только при опасности для владельца. Чтобы «отмотать» гибель товарища, пришлось совершить героическое самопожертвование с прикрученным фитильком.
  • Владимир Ильин, «Куб со стёртыми гранями» — подвариант предыдущего случая в режиме «педаль в пол». Темпоральная граната для одноразового возвращения в прошлое? А как насчёт того, чтобы подобный прибор — под названием «регр» — был многоразовым и появился у многих, чуть ли не у каждого десятого? Пара эпизодов прямо подразумевает, что сейв-скамминг здесь использовали против протагониста.
  • Евгений Прошкин, «Твоя половина мира» — тут часть персонажей является форвардами, способными видеть варианты грядущего на некоторое время вперёд, что неоднократно используется ими для сейв-скамминга. Часто это выглядит для них как собственное пребывание в будущем с возможностью в любой миг вернуться — хотя встречаются и отличия, такие как возможность бегло ощущать множество вариантов будущего одновременно или предчувствовать будущее, которое не возникло бы без самого этого предчувствия, образуя петлю.

Зарубежная[править]

  • Э. Ч. Табб, «57 секунд» — волшебное кольцо, доставшееся ГГ, возвращает его на 57 секунд назад, но оказывается бесполезным, когда он падает из самолёта после авиакастастрофы. 57 секундами раньше его ждёт ровно то же падение.
  • Э. Клайн, «Куб Земекиса» (любовно перенесен в экранизацию) — кубик Рубика, составив который, можно отмотать настоящее на 30 секунд назад.

Сетевая[править]

  • «Мать ученья» — Зак и Зориан, убедившись в цикличности повторяющегося периода времени, стараются использовать повторы для улучшения ситуации и успешной обороны Сиории. Зря стараются — их души находятся в симулированной реальности, созданной божественным артефактом, Вратами Государя. Собственно артефакт является обучающей «песочницей».
  • «Червь» — деконструкция. Приговор (Коди) обладает суперспособностью «откатывать» предметы и людей (включая себя) во времени, однако воспользоваться ею как save/load не может, так как вместе с состоянием откатывается и его память.

Фанфики[править]

  • «Harry Potter and Temporal Beacon» — несколько разработок Гермионы именно это и позволяют . Позволяет отсылать в прошлое (в конкретную точку, не очень удачно выбранную ну так кто ж знал) память о событиях будущего. После того как выяснилось что просто отсылка все сильно путает в сознании - система была доработана и теперь для пользователей это выглядит именно как то что они прожили период и сознание вернулось назад во времени. Серьезный недостаток - отсылка выполняется рунным артефактом по команде (а артефакты можно потерять или не успеть включить), сам артефакт не переносится. Функцию отсылку при смерти потом добавили. А еще позднее - Гарри и Гермиона просто начали каждый раз рисовать ножом нужные руны на своих телах, так надежнее, но вот только может вызвать интересные вопросы при медосмотре.

Кино[править]

  • Машина времени (2002) — главный герой перемещается назад во времени раз за разом, чтобы спасти свою невесту.
  • Довод — «инвертированные» и без машины времени движутся назад, нужна только машина для инвертирования. Герой же при первом знакомстве с технологией решил вернуться назад во времени, именно чтобы переиграть аварию и потерю устройства Судного дня - и закономерно именно благодаря нему они и происходят.
  • «Эффект бабочки» — субверсия: герой может побыть в теле себя-прошлого, но недолго, потом его вновь отбрасывает в текущий момент.
  • «Провал во времени» (1997) — в распоряжении героев машина времени, возвращающая сознание в собственное тело в прошлом (как в более позднем и более известном «Эффекте бабочки»). С её помощью герои пытаются переиграть трагические события прошлого, примерно с тем же результатом, что и в «Эффекте бабочки».
  • «Грань будущего» (но не ранобэ «All You Need Is Kill», по мотивам которой он снят) — на Землю напали инопланетяне-«мимики». Они демонстрируют гениальные стратегические и тактические способности: войска мимиков безошибочно находят слабые места обороны людей и бьют в них. Оказывается, что мимики используют «Save scumming»: они способны «отматывать» время назад (только в фильме; в ранобэ и манге они передают самим себе сообщения из будущего). Попали в засаду человеческих войск? Отлично, мимики отмотают время и теперь будут знать, где их поджидает эта засада. Фильм начинается с того, как главный герой случайно перехватывает эту способность; теперь он, если его убьют, автоматически прыгает назад, в начало дня. Пока способность у него, мимики не могут пользоваться своим Save Scumming и вынуждены сражаться честно.
    • Не совсем так. Эта способность лишь дала майору возможность хотя бы играть с противником на равных и на одном поле. Как только (и на этом строится сюжет, почему нельзя переигрывать свои ошибки бесконечно) про "улучшенного" майора и его фокусы узнает через ментальную связь мозговой центр пришельцев Омега, она отмотает время так, чтобы и майор лишился своих способностей.
  • «Пророк» — ясновидение главного героя позволяет ему видеть ближайшее будущее на несколько минут вперёд (а точнее — знать, что произойдёт в случае той или иной конкретной манеры действий). Но просмотр и анализ будущего явно мгновенен или очень быстр: выглядит так, как будто герой сам ныряет в просматриваемое будущее и имеет возможность в любой миг вернуться обратно к исходной точке. Чем и пользуется беззазорно в интересах сейв-скамминга — к примеру, выбирая безопасную траекторию ухода от пуль или мгновенно находя в огромном помещении местонахождение злоумышленника.
    • А в финале после взрыва ядерной бомбы оказывается, что всё это было очень долгим видением, после чего герой решает сразу сотрудничать с преследующими его спецслужбами.
  • «Забавные игры» Ханеке — эпичный пример дьявола из машины, разрушающего 4-ую стену. После того как главной героине удалось застрелить одного из двух подонков, убивших её мужа и сына, второй берёт пульт от телевизора, перематывает сам фильм назад и «воскрешает» подельника.
  • Доктор Стрендж — ДОРМАММУ, Я ПРИШЁЛ ДОГОВОРИТЬСЯ! И в Войне Бесконечностей прежде чем отдать камень времени, просматривает все возможные вероятные будущие в поисках нужного
  • «Беги, Лола, беги!» — с прикрученным фитильком: неясно, идет ли речь о возврате в прошлое или об ясновидении. Или это просто размышления сценариста на тему «а что если?»
  • «Кин-дза-дза» — именно это проделывает с героями Абрадокс.
  • «Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил» — после того, как Остин был вынужден пожертвовать своей подружкой чтобы спасти мир от лазера Доктора Зло, он использует машину времени своего врага, чтобы вернуться в прошлое, объединиться со своей прошлой версией, и спасти и мир, и девушку.

Короткометражки[править]

  • «CTRL Z» — изобретателю нравится девушка, он с помощью устройства сохранения добивается успеха и приглашает её на свидание. В конце он решает поменять точку сохранения. И нажимает кнопку сохранения, не замечая, что на него едет автобус. «Чёртовы шнурки».9
  • «Одноминутная машина времени» — что-то не получается? Нажал на кнопку и отмотал время на минуту назад. В чём подвох? А надо было учить матчасть. Перемещения во времени невозможны, ты создаёшь копию мира минуту назад и помещаешь туда своё сознание. В оригинальном мире ты умираешь.

Телесериалы[править]

  • Плохие — Кёртис Донован умеет перемещаться во времени, изменяя ход событий.
  • «Быть Эрикой» — с прикрученным фитильком, главная героиня может сделать это, но не сама, а с помощью своего психоаналитика.
  • Академия Амбрелла — эпизод «День, которого не было» весь про это. Пятый, как никак, мастер времени, он и не такое может.
    • Во 2-ом сезоне Пятый осваивает секундное перемещение во времени. Этого оказалось достаточно, чтобы переиграть гибель семьи от рук главзлодейки так, чтобы всё вышло совсем наоборот.
  • 7 дней — собственно, весь сюжет вертится вокруг устройства, позволяющего вернуться обратно во времени ровно на семь дней, тем самым предотвратив теракты, войны, катастрофы и прочие неприятности. В результате обо всех случаях, когда мир оказывался на краю пропасти и за ним, помнит только главный герой-хрононавт.
  • «Медиум» — 3 сезон 15 серия Эллисон отыгрывает такое!
  • Сумеречная зона, серия «Повтор» — старая семейная видеокамера, доставшаяся от отца, оказывается способной отматывать время назад (в фильме — строго до одного и того же момента), что позволяет главной героине перепробовать несколько вариантов действий и в итоге таки доставить сына в колледж вопреки стараниям ужасного белого полицейского (да, прямая отсылка к BLM и даже соответствующий плакатик в кадре мелькает), готового скорее убить черномазого, чем позволить ему учиться.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Рик и Морти» — одним из очередных подарков дедушки Морти стал аппарат, дарующий эту способность. Устройство, как оказалось, в момент сохранения фиксировало временную точку в практически идентичной альтернативной реальности и перемещало Морти в неё в момент смерти или перемотки, уничтожая при этом местного Морти. И так до бесконечности. Этика? Рик бросил эту занудную тётку с тремя несовершеннолетними детьми на руках давным-давно и даже не вспоминает о ней. Зато внуку будет стыдно за то, что он раскритиковал ГЕНИАЛЬНЕЙШИЙ план с чаном фальшивой кислоты.
  • «Магазинчик БО» — у Зайца БО есть прибор, похожий на пульт от телевизора и позволяющий перематывать и останавливать время. Правда, злоупотребление его использованием может нарушить пространственно-временной континуум и привести к одновременному существованию нескольких версий одного человека.
  • Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir — читерский талисман змеи.
    • Банникс может это сделать, но делает очень редко, лишь если кто-то уже вмешался в ход времени.
  • The Batman, серия «Секунды» — злодей здесь сущий недотёпа, но он может отматывать время на 20 секунд назад и переигрывать ситуацию до тех пор, пока у него не получится. И как оказалось в финале — 20 секунд это далеко не предел.
  • «Футурама» — в последней серии Фрай заполучил прибор сохранения и, конечно же, сорвался с небоскрёба, время падения с которого чуть больше времени действия прибора сохранения.
  • «Сказочный патруль» — пятая девочка Алиса из сказочного мира владеет волшебными часиками, которые могут отматывать время назад, и постоянно разбивает их в самый ответственный момент, после чего собирает рассыпавшиеся шестерёнки в самый разгар магических битв.
  • «Джуманджи» — В одной из серий Джуди и Питеру предстояло спасти Алана от целого потока природных катаклизмов. После первого провала торговец Слик дал детям устройство, которое перематывает время до момента их прихода. Правда им это не особо помогало, так как Алан все равно погибал, а дети все сильнее ругались между собой. Это привело к тому, в результате ругани они уронили устройство. Им пришлось бросить в сторону взаимные упреки и обвинения и спасать Алана, зная, что у них теперь осталась одна попытка.

Веб-комиксы[править]

  • Самый тупой в мире маг — Грегор откатывает всё, что натворил по накурке при помощи Скипетра Желаний и божественного совета. Правда, память у участников тоже сохранилась.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu — густо замешено на вышеописанной способности главного героя. Вот только для активации нужно помереть, точка сохранения одна и передвигается вперёд на тот или иной момент совершенно произвольным образом.
    • И он не один обладает подобной способностью.
  • Redo of Healer — завязка сюжета именно в том, что главный герой, используя очень сильную магию исцеления, «исцелил» мир, вернув время вспять на 4 года назад.
  • Eden’s Zero — способность Ребекки работает в том числе и таким образом. Причем она долгое время и не догадывалась о собственных силах, множество раз неосознанно перемещаясь в прошлое чтобы избежать нежелательного исхода, к примеру, избежать столкновения с несущимся на неё грузовиком.
  • Juuni Taisen — «100 путей Незуми». Обладатель этой способности, которая имеет весь баланс сил, пробует 100 вариантов развития событий и может выбрать оптимальный. Именно пробует, всё запоминая и переживая все сопутствующие ощущения вплоть до смерти. Так что в переборе вариантов приятного мало. Правда, видимо только 100 раз для какого-то события.
  • Steins;Gate — бессчётные попытки Окабе Ринтаро предотвратить нападение на лабораторию и смерть Маюри.
  • Puella Magi Madoka Magica — Хомура Акеми. Вот уж незнамо сколько раз она переживает один и тот же месяц, чтобы предотвратить становление Мадоки девочкой-волшебницей и конец света.
    • Mahou Shoujo Madoka Magica: Homura Ribenji! — на сей раз Хомура умудрилась захватить с собой в очередной таймлайн Мадоку, чтобы вчетвером противостоять Вальпургиевой ночи и спасти остальных волшебниц. Но с ними увязался и Кьюбэй, который активно хочет этому помешать.
  • Haite Kudasai, Takamine San — президент студсовета Такаминэ первая в учебе и спорте именно поэтому. Однажды она проиграла сорвевнования по бегу из-за расстройства живота и, сняв белье, обнаружила, что оно исчезло, но ситуация была переиграна в ее пользу. Теперь, если она оказывается не первой в каком-либо деле, она тут же снимает трусы и переигрывает ситуацию в свою пользу, благо никто не помнит предыдущего варианта реальности (если кто-то не увидит ее без белья). Правда, в уплату снятое белье тут же исчезает, так что приходится носить с собой запаску.
  • «Saike Once Again» — Сайкэ возвращается назад во времени, утонув в пруду, чем неоднократно пользуется, сперва чтобы спасти подругу Микан, а потом, чтобы победить злодея Негатимозга, выучив его движения. Неизвестно, вернется ли он назад во времени, если умрет как-то иначе — Сайкэ по понятным причинам проверять не хочет.
  • Princess Connect! Re:Dive — как оказалось, в прошлой реальности Юки и все его друзья пали в битве с Кайзер Инсайт, и управляющие миром Метамо Регнут и Лабириста дали ему шанс начать всё заново, избрав другой путь, но заного найдя своих друзей и в новом мире.
  • Shokei Shoujo no Ikiru Michi — так работает магический концепт у Акари, позволяя перематывать время назад как для самой себя, так и для всего мира, отменяя уже случившиеся события, включая собственные смерти. Забавно, но изменения в таймлайне могут ощущать все люди с сильной связью с эфиром... кроме самой Акари (в первый раз она машинально отмотала время, когда главгероиня её убила, но так и не поняла, что с ней случилось).
  • Герой-рационал перестраивает королевство — на такой фокус способна магия тьмы, да и то — не у каждого в исполнении. Королева Ириша несколько раз отматывала цикл, передавая самой себе воспоминания из запоротых таймлайнов, чтобы уберечь своё королевство от разрушения. Поняв, какой вариант станет выйгрышным для её подданных, она намеренно позволила пойти под откос предпоследней своей попытке — только чтобы её муж, король Альберт, сам пришёл к выводу о необходимости уступить трон главгерою. Судя по тому, как долго королевство Эльфриден продержалось до сих пор, с выбором она не прогадала.
  • Date A Live — 3-ий сезон: Шидо дважды ныряет в прошлое, чтобы не дать Оригами стать чудовищем, разрушившим его город в настоящем. Хоть и предотвратить её превращение в духа у него не вышло, до неё он всё же сумел достучаться и помочь примириться с её горем.

Видеоигры[править]

Общее: функция Save/Load, регулярно порождающая Save scumming.

  • Life is Strange — одна из способностей Макс: возвращаться в любое своё фото и оказываться в том времени со всеми знаниями о будущем и своей суперспособностью. Ничем хорошим такие вмешательства не закончились.
  • Command & Conquer: Red Alert, часть третья: Таня Аддамс теперь может перемещаться на несколько секунд назад, при этом оказывается там, где тогда была, и с тем запасом HP, который у неё тогда был. Всё бы замечательно, но если её убьют, абилку активировать будет уже некому; впрочем, спастись от гибели иногда помогает.
  • Starcraft II Nova Covert Ops — Нова может перемещаться в прошлое и переигрывать битвы, в которых участвовала, после чего ей стирали память. Подразумевается, что это у неё в голове, причём погибнуть она не может, но вот проиграть битву — вполне. По сюжету это позволяет узнать особо важную информацию.
    • Во всей серии StarCraft есть архивы, позволяющие вернуться и переиграть любую миссию, включая альтернативные пути прохождения кампаний. На достижения кампаний это не повлияет.
  • Mortal Kombat (2011) и сиквелы — Райден так и поступил: вернулся на много лет назад и начал «переигрывать» события. Вот только оказалось, что он не один такой умный…
    • Может, и вышло бы, но местная самозваная богиня времени против…
  • Ghost Master — в меню есть вкладка «Врата времён», которая позволяет перепройти любую пройденную миссию, если вам например нужно улучшить её результаты. И это сюжетно обосновано — в описании сказано, что время мало что значит для повелителя призраков, и он может возвращаться в прошлое.
  • Undertale — благодаря Решительности протагонист (то есть игрок) может сохранять и загружать сохранение, чтобы исправить свои ошибки.
  • InFamous — именно это попытался сделать Кесслер (Коул из будущего, который в изначальной временной линии после получения сверхспособностей предпочёл тихое семейное счастье с Триш вместо стези супергероя/злодея. В результате к появлению Зверя он оказался совершенно не готов), но в итоге получилось как всегда.
  • «Эадор» же! Эталонный внутримировой пример.
  • SCP: Containment Breach — вторая концовка Ворот А: М.О.Г. подозревает протагониста именно в способности возвращаться в прошлое со всеми воспоминаниями и тем самым преодолевать различные препятствия на пути
  • Arx Fatalis — если верить дракону, то именно такую способность выдают Стражам Нодена (в том числе протагонисту) для отлова беглых богов.

(link)

Наглядный пример спасения памятника жертвам перемен в Зауне из-за Силко
  • League of Legends — ультимативная способность Экко позволяет ему вернуться назад во времени на 4 секунды: оказаться в той точке, где он был, восстановить немалую часть потерянного за это время здоровья, а заодно сделать очень больно тем, кто в этой точке в момент применения оказался.
  • «Чёрная книга» (2021) — в этом состоит план деда Егора. Он хочет использовать Чёрную книгу, якобы способную исполнять желания, для того, чтобы обратить время вспять и отказаться от колдовской силы. И тогда его не будут ждать адские муки после смерти, книга останется замурованной в Сухаревой башне, и даже парень Василисы будет жив (впрочем последний пункт не слишком-то его волнует).
  • В серии «Forza Horizon» можно отмотать время на несколько секунд назад в случае аварии и пропуска чекпоинта.
  • Prince of Persia весь об этом. Переигрывать каждый уровень можно бесконечно, лишь бы уложиться в таймер на прохождение всей игры (в первой части с начала игры, во второй с 2-го уровня в Пещере).

Реальная жизнь[править]

  • Аристотель считал, что только одного не дано даже богам: сделать бывшее небывшим.
  • Христианский теолог Фома Аквинский приходит к тому же выводу. Бог может освободить человека от последствий греховных поступков, совершенных в прошлом, но не может отменить сами эти поступки.