Производственный роман

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Внезапно приснилось, что смотрю фильм про Ведьмака. Но весьма специфический фильм. Снятый в духе классического соцреализма 1960-х годов. Проще говоря, типичный производственный роман, но на ведьмачью тематику. Понятное дело, что присутствовало куча классических для подобных фильмов моментов. Как-то пафосные речи про пятилетку в четыре года, отчеты за сорванные планы по истреблению монстров, внедрение передовых методов борьбы с чудовищами и борьба с бюрократизмом за их внедрение. Финальным аккордом стала командировка главного героя куда-то на Дальний Восток, дабы именно там доказать верность его прогрессивных методов. Проснулся с чувством лёгкого офигения и желания полностью посмотреть данную версию. »
Креативные сновидения

Производственный роман — книга, сериал или фильм, сюжет которых так или иначе вращается вокруг производства чего-либо (возможно, нематериального). Их специфическая разновидность — Процедурал.

Надтроп — Экономика.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

Over 100500 произведений направления «социалистический реализм».

«

…Бурный романчик между женатым начальником главка и замужним технологом на фоне кипящего металла и недовыполнения плана по литью. …Десятилетия проходят, исписываются тысячи и тысячи страниц, но ничего, кроме откровенной халтуры или, в лучшем случае, трогательной беспомощности, литература такого рода нам не демонстрирует.
И ведь вот что поразительно: сюжет-то ведь реально существует! Действительно, металл льётся, планы недовыполняются, и на фоне всего этого и даже в связи со всем этим женатый начальник главка действительно встречается с замужним технологом, и начинается между ними конфликт, который переходит в бурный романчик, и возникают жуткие ситуации, зреют и лопаются кошмарные нравственно-организационные нарывы, вплоть до КПК
Всё это действительно бывает в жизни, и даже частенько бывает, и всё это, наверное, достойно отображения никак не меньше, нежели бурный романчик бездельника-дворянина с провинциальной барышней, вплоть до дуэли. Но получается лажа.
И всегда получалась лажа, и между прочим, не только у нашего брата — советского писателя. Вон и у Хемингуэя высмеян бедняга халтурщик, который пишет роман о забастовке на текстильной фабрике и тщится совместить проблемы профсоюзной работы со страстью к молодой еврейке-агитатору.
У меня вот в «Товарищах офицерах» любовь протекает на фоне политико-воспитательной работы среди офицерского состава Н-ского танкосамоходного полка. И это ужасно. Я из-за этого собственную книгу боюсь перечитывать. Это же нужен какой-то особенный читатель — читать такие книги! И он у нас есть. То ли мы его выковали своими произведениями, то ли он как-то сам произрос — во всяком случае, на книжных прилавках ничего не залёживается.

»
Братья Стругацкие, «Хромая судьба»
  • Собственно «Хромая судьба» — о писателях.
  • Михаил Успенский, «Там, где нас нет» — шуточная внутрмировая отсылка: «Волына вроде бы похожа на устареллу или новеллу, только длинная и скучная. Жихарь в свое время купил её у бродячего рассказчика, польстившись названием: „Битва в пути“. Никакими битвами там и не пахло, не было даже доброй драки, а просто какие-то кузнецы и прочая мастеровщина в какой-то необъятных размеров кузнице клепали то ли бегучие плуги, то ли ползучие бороны, и всё спорили, какую железку к какому месту приладить. Было там и про любовь, но герою так ничего и не обломилось».
  • Александр Солженицын, «В круге первом»: половина романа — о работе шарашки.
  • Юрий Поляков:
    • «Работа над ошибками» — школа.
    • «ЧП районного масштаба» — комсомол и низы партии.
    • «Апофегей» — партийцы уровнем повыше.
  • Алексей Иванов, «Географ глобус пропил» — ещё раз о школе.
  • Братья Вайнеры — произведения о советской милиции.
  • Андрей Кивинов и Данил Корецкий — их российские последователи.
  • Галина Николаева «Битва в пути».
  • Юрий Трифонов, «Утоление жажды» — о строительстве канала в Средней Азии.
  • Борис Евсеевич Черток, «Ракеты и люди» — не производственный роман, а скорее летопись космонавтики. Потому что реальные люди, реальные события.
  • Николай Каманин, «Скрытый космос»
  • Сергей Фёдорович Байкалов и Олег Леонидович Казанцев, «Барьер неизвестности» и его экранизация
  • Евгений Лукин:
    • «Труженики зазеркалья». А вы знаете, что работа отражением в зеркале — достаточно тяжелый труд?
    • «Во избежание»[1] — МТА написал замечательный производственный «фантастический» роман.
    • «Зона справедливости» — сочинение на тему «Как я пережил девяностые». Быт интеллигентов-гуманитариев (из которых супруг переквалифицировался в верстальщики, а супруга продолжает работать корректором) и их сына — начинающего «братка» — в слегка фантастичном антураже.
  • Олег Измеров, «В отчетах не указывается». Последнее поколение советских инженеров, последнее поколение советских тепловозов. Написано машинистом-испытателем с натуры.
  • Юрий Брайдер, Николай Чадович, «Жизнь Кости Жмуркина, или Гений злонравной любви» — бытописание мента, а впоследствии «талантливого» писателя-фантаста. Ещё одно «Как я пережил девяностые».
  • Виктор Пелевин, «Generation ,П'». «Один крупный политтехнолог в разговоре со мной грустно заметил, что это, мол, вам, простофилям, кажется, будто „Хвост виляет собакой“ и „Generation П“ — сатира и фантасмагория, а на самом-то деле это — скучные производственные романы…» (Кирилл Еськов)
  • Олег Дивов, «Объекты в зеркале заднего вида» — драма на автозаводе.
  • Он же в соавторстве с широко известным в узких кругах Максимом «Метроэльфом» Рублёвским — «Не прислоняться!» — производственный ад Московского метрополитена глазами машиниста «Такой-какой линии».
  • П. Стефановский, «Триста неизвестных» — образчик авиадневника лётчика-испытателя.
  • Юрий Никитин, «Баймер» — позиционировалось в предисловии автором именно как «производственный роман». О создании на деньги олигарха в постсоветских реалиях нулевых новой уникальной видеоигры — или, выражаясь языком автора и героев, «баймы». Личная авторская философия прилагается.
  • Ольга Громыко, «Киборг и его лесник»: главный герой — лесник на планете Эдем. Очень много рассказывается о его работе; персонаж только работой и живёт. По словам автора, она вдохновлялась историями знакомых лесников с Земли.
  • Илья Штемлер, «Поезд» — вся книга посвящена одному поезду дальнего следования и его экипажу. В конце романа поезд сгорает, и все выжившие причастные к пожару получают серьезные срока.

Зарубежная[править]

  • Оноре де Бальзак, «Чиновники» — о сотрудниках некоего неназванного министерства.
  • Жюль Верн, «Таинственный остров» — пополам с групповой робинзонадой.
  • Джек Лондон, многие произведения о золотой лихорадке — собственно о золотоискателях. Особенно выпукло специфика «производства» показана в дилогии «Смок Беллью».
  • Эрих Мария Ремарк — между Первой и Второй перерывчик небольшой. Тут тебе и будни солдата, и будни «ритуальной службы», и нелегального абортмахера…
  • Сомерсет Моэм, «Театр» — о жизни и работе актёров.
  • Артур Хейли — все произведения, профессии меняются.
  • Патрик Зюскинд — «Парфюмер». О пути юноши с невероятно тонким обонянием, пожелавшим создать «божественный аромат». В самом романе чувствуются нотки Ницше и Де Сада.
  • Южноафриканцы Кристиан Барнард (да, тот самый) и Зигфрид Стэндер, «Нежелательные элементы» — о медицине в условиях расовой сегрегации.
  • Ирвин Ялом, «Лжец на кушетке» — о психоаналитиках.
  • Майк Маллейн, «Верхом на ракете. Возмутительные истории астронавта шаттла».
  • Эдвин Лефевр, «Воспоминания биржевого спекулянта» — как нетрудно догадаться, о биржевых спекуляциях.
  • Джеймс Лусено, «Катализатор. Изгой-один: предыстория» — книга по вселенной Звёздных войн о нелёгком труде по созданию сверхоружия. Редкий злодейский вариант производственного романа.
  • Арчибальд Кронин, «Цитадель» — о врачах и здравоохранении Великобритании в межвоенный период в целом.
  • Майкл Крайтон:
    • «Крылья» — роман-расследование одной авиакатастрофы. Никакой фантастики, чистый детектив. Мораль: не лапай то, на лапанье чего не имеешь сертификата.
    • «Государство страха» — то ли реализм, то ли слегка-фантастика, а вообще производственный роман на тему «как „зелёным“ раздобыть бабла на борьбу за экологию». Правильно, постараться устроить пару-тройку катаклизмов собственноручно.
    • «NEXT» — из жизни генетиков, медиков и фармацевтов. Про ужасы генной технологии в капиталистическом обществе. Также в стиле «То ли девочка, а то ли виденье».
    • «Штамм „Андромеда“», «Сфера» — а здесь уже чисто фантастические романы-расследования.

Кино[править]

Разумеется, соцреалисты не только писали книги на производственную тематику, но и снимали кино. По понятным причинам фильмов было гораздо меньше, но самые знаковые остались в памяти:

  • «Цирк».
  • «Большая жизнь» (по мотивам романа Павла Нилина «Человек идет в гору (Очерки обыкновенной жизни)») — о шахтёрах.
  • «Кубанские казаки», ставший символом лакировки действительности. Ну и пусть лакировка, зато красиво! Казаки, как известно — воины и крестьяне в одном флаконе. Обычно показывают первую сторону их деятельности, но здесь — вторую.
  • «Большая семья» (по роману Всеволода Кочетова «Журбины») — о судостроителях. Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший актёрский ансамбль».
  • «Очередной рейс» — о шофёрах-дальнобойщиках
  • «Девять дней одного года» — о физиках-ядерщиках.
  • «Иду на грозу» (по роману Даниила Гранина) — тоже о физиках. Папанов эпизодичен, но неподражаем.
  • «Офицеры». Это не о войне (хотя боевые действия тоже отражены), а о такой профессии — родину защищать.
  • «Время, вперёд!» (по роману Валентина Катаева) — о строительстве Магнитки. Известен тем, что написанная к нему музыкальная тема Георгия Свиридова долго использовалась в заставке программы «Время».
  • «Высота» — не о кочегарах и плотниках, а о монтажниках-высотниках.
  • «Доживём до понедельника», «Это мы не проходили» и «Большая перемена» — об учителях.
  • «Движение вверх» и «Легенда № 17» — о спортсменах.
  • «Время первых» и «Салют-7» — о космонавтах.
    • «Гагарин» — первый по времени выхода и третий по списку.
  • Барьер неизвестности — об авиаконструкторах
  • «Девчата», «Карьера Димы Горина» — романтика индустриализации Сибири. «Сибириада», опять же…
  • «Остановился поезд», «Воскресенье, половина седьмого» — о милиции-прокуратуре. Назвать их ментами язык не поворачивается. Второй фильм завершает (в хорошем смысле!) эпопею о приключениях Кроша[2].
  • «Авиатор» — Говард Хьюз и производство крутых самолётов.
  • «Водил поезда машинист» — именно то, что написано на упаковке. Тем не менее, общий драматизм сюжета раскрывается далеко не сразу.
  • «Магистраль» — фильм про тяжёлые будни железнодорожников в 70-е, в условиях наращивания грузопотока. В главной роли начальника железной дороги Кирилл Лавров.
  • «Дайте жалобную книгу» — о советском общепите и работниках торговли в целом.
  • «Премия» - 1974. Прекрасная производственная драма о проблемах строительства, разыгранная Леоновым, Янковским, Джигарханьяном и другими знаковыми актёрами в одной комнате.
  • «Обратная связь» - 1977. То же про проблемы строительства, тоже хорошо, но чуть по другому и не в одной комнате. Кирилл Лавров, Олег Янковский.
  • «Семьдесят два градуса ниже нуля» - 1976. Попытка полярников доставить топливо на тяжелых тягачах в условиях зверского мороза.
  • «Антрацит» - 1971. Внедрение новой техники и перевыполнение плана на угольной шахте.
  • «Сержант милиции» - 1974. Молодой сержант ведёт своё первое дело и ловит плохого Янковского.
  • «Комиссия по расследованию» - 1979. Внедрение нового реактора, попытка повышения мощности рационализаторами и небольшое ЧП как итог, который разгребает данная комиссия.

Телесериалы[править]

  • «Прошу внимания» — о стюардессах японских авиалиний.
  • «Да, господин министр» — о работе британского министра и его ближайших подчиненных.
  • «Последний министр» — аналог предыдущего, но о работе российского министра и его ближайших подчиненных.
  • «Правительство» — в этот раз о нелёгкой жизни датского премьер-министра!
  • «Интерны», «Клиника», «Доктор Хаус» и «Доктор Тырса», «Склифосовский», «Женский доктор», «Скорая помощь» (E. R.) и ещё множество сериалов о врачах.
  • «Кухня» — о кухне ресторана. И его спин-оффы «Отель Элеон», «Гранд» и «СеняФедя» (о закусочной на колёсах).
  • Ещё один СТС-овский сериал, «Молодёжка» — тоже о спортсменах.
  • До фига и больше сериалов на криминальную тему. «Место встречи изменить нельзя», «Ликвидация», «Рождённая революцией», «Следствие ведут ЗнаТоКи» (Эльза Леждей играет Зинаиду Кибрит), франшиза с участием Андрея Кивинова «Убойная сила» /«Улицы разбитых фонарей»/«Опера. Хроники убойного отдела» (Анастасия Мельникова играет Анастасию Абдулову, «Ментовские войны», «Возвращение Мухтара», «Каменская» (Елена Яковлева играет Анастасию Каменскую), «След» (Ольга Копосова играет Галину Рогозину), «Тайны следствия» (Анна Ковальчук играет Марию Швецову), «Глухарь. Пятницкий. Карпов» (Виктория Тарасова играет Ирину Зимину), «Участок» с Безруковым, который тогда ещё не переиграл всех, кого можно и нельзя. И это только самые знаменитые и только наши. Подробнее см. Детектив и Криминал.
  • «Mad Men»! Жизнь работников рекламного агентства.
  • «Титаник: Кровь и сталь» сериал про то, в каком производственном аду строили эту посудину.
  • «Silicon Valley» — о стартаперах Кремниевой долины.
  • «Компьютерщики» — о системных администраторах в британском офисе.

Мультфильмы[править]

Аниме и манга[править]

  • New Game! — о производстве видеоигр.
  • Shirobako — аниме о производстве аниме. Самое известное из «производственной трилогии» «Лапок».
    • Их же Shiroi Suna no Aquatope — о буднях загибающегося провинциального океанариума. Оттуда же.
  • Eizouken ni wa Te wo Dasu na! — аниме о производстве аниме в отдельно взятой школе.
  • Eroge! — хентай о производстве
  • Rocket Girls — о космической программе некоего частного космического агентства (задолго до SpaseX, кстати).
  • Ôritsu uchûgun Oneamisu no tsubasa — тоже про запуск первого космонавта. Между прочим, первая серьёзная работа студии Gainax.
  • Космические братья — один брат — уже космонавт, второй — половину сериала готовится таковым стать. Производственный роман в чистом виде, тема подготовки космонавтов освещена отлично.
  • «Странники» — суровые будни космических мусорщиков.
  • Ветер крепчает от Миядзаки! Байопик авиаконструктора, создавшего истребитель Zero.
    • ОЧЕНЬ вольный, так как на реального Хорикоси Дзиро показанный там человек не похож чуть менее чем совсем, а половину его биографии Мия-сэнсэй вообще срисовал с себя и своих друзей и родичей.
    • Дополнительный прикол тут в том, что Миядзаки вообще-то лично знал Хорикоси — авиазавод братьев Миядзаки (его отца и дяди) был одним из основных поставщиков и субподрядчиков Mitsubishi, и уж главный-то конструктор на нём бывал постоянно.
  • Держись, Планктон-тян! — выживание в очень средней руки японской IT-компании: хронические переработки, хроническая нехватка энергетиков в автоматах (что уже служит показателем), тихая вражда болтологов-менеджеров и программистов, постоянная переброска с проекта на проект до полного выгорания, обучение недоучек-стажеров (опять же показательно, что берут всех мотивированных и энергичных — мол, кодить на уровне индуса научим, нужен только запас сил побольше, чтобы новичок подольше пахал как краб на галерах) и т. д.
  • Spice and Wolf — фактически роман о трудностях и превратностях жизни бродячего торговца в позднем средневековье.
  • Koe ga Oshigoto! — об озвучке хентая и эроге.
  • Волны, слушайте меня! — о работе радиостанции.
  • Kaijin Kaihatsu-bu no Kuroitsu-san — а вы думали, работать в Корпорации Зла и делать монстров недели для сражения с пауэр рейнджером легко? Тока Куроицу занимает в местной пищевой цепочке низшую позицию, вынужденная постоянно пинать ленивого непосредственного начальника-профессора, сидеть с ним ночами до очередного дедлайна, строить отношения с начальником отдела, убеждать совет директоров принять очередное страхолюдие, пытаться учитывать взбалмошные пожелания главы Корпорации Зла, своенравной лоли, и т.д.
  • Hakozume: Kouban Joshi no Gyakushuu — о работе полицейских широкого профиля в провинциальной Японии: тут и поддержка общественного правопорядка (слежение за курящими, чтобы не было несовершеннолетних), и помощь сбежавшим из дома подросткам, и много чего еще.

Видеоигры[править]

Метапример — те из стратегий, что связаны с государствами/государственными структурами.

  • Factorio — именно то что написано на упаковке!
  • В какой-то степени, Minecraft, особенно с индустриальными модификациями. Сборки с Gregtech-ом давят педаль промышленности в пол, а один из наиболее известных среди них Gregtech New Horizons и вовсе педаль в Незер.
  • серия Witcher частично посвящена нелегкому ведьмачьему труду, особенно ярко это выражено в третьей части.
  • Papers, Please, конечно же!
    • Beholder духовно продолжает данную тему.
  • This is the Police.
  • Широко известные в узких кругах немецкие симуляторы буквально любой деятельности, начиная с чистильщика улиц и заканчивая лифтом.
  • Спортивные менеджеры и Football Manager как кодификатор.
  • Симуляторы коммерческие (Tycoon).
  • Градостроительные симуляторы.
  • Stardew Valley — пусть тут можно много чем заниматься, ключевая задача — поддержка завещанной фермы дедушки.
  • Graveyard Keeper — здесь игроку придётся поработать смотрителем кладбища.
  • Crossroads Inn — игрок должен управлять таверной в рамках средневекового фэнтези.
  • А вот среди железнодорожных симуляторов таковых немного. Навскидку, это серия World of subways от TML Studios (на сегодня насчитывает 4 тома), дебютный Tramsim от ViewApp — и Derail Valley от Altfuture. Остальное — чистой и не очень воды симуляторы техники и немного экономики.
  • Kerbal Space Program в режиме карьеры являет собой именно это! А ведь есть ещё моды…
  • Черноюморный вариант — серия Tropico, симулятор правителя банановой республики уже в 5 частях (всего их 6, но вторую посвятили карибским пиратам). Отстреливать партизан с помощью дронов или подмешивать в питевой воду зомбирующий «порошок счастья» конечно весело, но в первую очередь надо следить за деньгами в казне и уровнем одобрения населения.
  • Suzerain — в прямом смысле почти что визуальный роман-стратегия про первый срок президента Антона Рейна в прошедшей через диктатуру и неудачную либерализацию стране меж двух сверхдержав условных 1950-ых.
  • Fate of the World — герой руководит надгосударственной структурой GEO с весьма широкими полномочиями, призванной обеспечить гармоничное развитие Земли и не допустить экологической катастрофы.
  • Natural Instincts — руководство биомом и обучение популяций правилам выживания и развития при соблюдении экологического равновесия.
  • Terra Nil — антистроительный симулятор рекультивации разоренных экосистем.
  • Orwell: Keeping an Eye On You — жизнь винтика Большого Брата.
  • This Land Is My Land — симулятор вольного индейца, военного лидера племени.
  • Нередко игры создаются при поддержке и участии специализированных общественных организаций для продвижения их деятельности (а также в их пользу может направляться часть дохода от продаж)
    • To The Rescue! — симулятор приюта для собак. Несмотря на умильный вид, моделирует довольно многое вплоть до эвтаназии. 20% прибыли от продаж направляется в настоящие приюты через PetFinder Foundation.

Визуальные романы[править]

  • VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action, как гласит название, посвящено целиком и полностью работе бармена в киберпанк мире.

Реальная жизнь[править]

  • Если вам не посчастливилось унаследовать солидный капитал, скорее всего, вы сами — герой подобного романа.

Примечания[править]

  1. Рекомендуется к просмотру фанатская экранизация на ютубе.
  2. Впрочем, Крош-школьник обитает где-то в 1950-60-х, а Крош-стажёр в прокуратуре — где-то в самом конце 1980-х.