Дилижанс

Материал из Posmotreli
Stagecoach
Перейти к навигации Перейти к поиску
Дилижанс
Stagecoach.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производства
  • США
Киностудия
  • Walter Wanger Productions
РежиссёрДжон Форд
Автор сценария
  • Дадли Николс
Когда вышел1939 г.
Продолжительность96 минут
В главных ролях:
Джон УэйнРинго Кид
Клер ТреворДаллас
Томас Митчеллдок Бун
Джон КэррадайнХэтфилд

«Дилижанс» (англ. Stagecoach) — классический вестерн Джона Форда, вышедший в 1939 г. Один из знаковых американских фильмов, который сделал сразу много разных вещей: кодифицировал эстетику классического вестерна, перевёл фильмы о Диком Западе из категории «Б» в категорию «А», прославил Джона Форда и Джона Уэйна, и обогатил кино некоторыми приёмами режиссуры и операторской работы.

Фильм удостоен «Оскаров» в категориях «лучший актёр второго плана» (Томас Митчелл в роли дока Буна) и «лучшая запись музыки».

Существуют два ремейка: фильм 1966 года, отличающийся неплохой операторской работой и лучше проработанным сценарием, но начисто погубленный бездарной игрой исполнителя главной роли (не Джон Уэйн, ох, не Джон Уэйн), и фильм 1986 года со звёздами кантри в главных ролях (Крис Кристоферсон — Ринго Кид, Джонни Кэш — Кёрли, Уэйлон Дженнигс — Хэтфилд).

Сюжет[править]

Дикий Запад, 1880 год. Дилижанс с пассажирами готовится к рейсу через Аризону из городка Тонто в Лордсбург. Незадолго до этого из тюрьмы в Тонто сбегает преступник Ринго Кид. Маршал Кёрли Уилкокс узнаёт, что в Лордсбурге обретаются заклятые враги Ринго братья Пламмеры, которые убили его отца и брата, и понимает, что Ринго направится туда же. Кёрли вызывается ехать с дилижансом в качестве охранника (постоянный охранник в отлучке) в надежде отыскать Ринго.

Довольно быстро дилижанс натыкается на Ринго, лошадь которого сломала ногу. Кёрли, хоть и дружит с Ринго, заковывает беглеца в наручники и сажает в дилижанс. Теперь все главные герои в сборе.

На первой же станции выясняется, что кавалеристы, которые должны были охранять дилижанс, получили другой приказ и сопровождения не будет. А тем временем апачи под руководством вождя Джеронимо вышли на тропу войны и жгут окрестные деревни…

(Спойлеры в статье никак не обозначены, классика всё-таки).

Кто едет в дилижансе[править]

Слева направо: Даллас, Ринго, Бак, Хэтфилд, Мэллори, Док Бун, Гейтвуд, Пикок, Кёрли.

Пассажиры — самые разные люди, своего рода маленький срез общества Дикого Запада. Едущие связаны тесным пространством дилижанса и разделены множеством скрытых, но глубоких конфликтов: богатые против бедных, янки против южан, «приличные» люди против людей с плохой репутацией, цивилизация против фронтира.

  • Даллас, проститутка. Изгнана из городка моралистками-общественницами, членами дамской «Лиги за закон и порядок». Мечтает начать новую жизнь где-то, где её не знают.
    • Называть по фамилии — Даллас, если, конечно, это фамилия, а не имя и не прозвище.
      • По Слову Божьему Даллас была списана с Пышки Мопассана, и собственно, с неё началась эта история, заигравшая в кинематографе новыми красками благодаря Джону Форду и божественной Клэр Тревор.
  • Генри «Ринго» Кид, человек вне закона. Главный герой, хотя и присоединяется к компании самым последним. Сбежал из тюрьмы, чтобы отомстить братьям Пламмерам, которые убили его отца и брата, но по дороге был арестован Кёрли Уилкоксом.
  • Бак, кучер. Добродушный, но недалёкий работяга.
  • Хэтфилд, бывший южный джентльмен, а ныне профессиональный игрок.
    • Маленькая вещь на память — хотя он и делает вид, что его серебряный стаканчик не представляет особого интереса, на самом деле стаканчик явно является для него памятью о прошлом.
  • Люси Мэллори, правильная южная леди и жена офицера. Беременна на большом сроке, едет к мужу.
  • Джозайя «Док» Бун, врач. Алкоголик, которого хозяйка вышвырнула из жилья за неуплату. Вынимал пули и успешно вправлял переломы, не выходя из состояния опьянения. Но чтобы принимать роды, его всё-таки заставляют протрезвиться.
  • Гейтвуд, важный и уважаемый банкир. Бо́льшую часть пассажиров считает ниже себя и вообще полагает, что весь мир у него в долгу. Постоянно требует к себе особого отношения, возмущается низким моральным обликом спутников… а сам при этом в розыске за растрату.
  • Пикок, небогатый торговец виски, которого все принимают за проповедника. Единственный из персонажей, кто прибыл из более цивилизованных мест и на Диком Западе чувствует себя не в своей тарелке.
  • Кёрли Уилкокс, маршал. Хороший парень, бывший ковбой, когда-то друживший с отцом Ринго.

Что здесь есть[править]

  • Закадровый момент крутости — Ринго выходит против троих братьев Пламмеров, имея всего три патрона, и побеждает, но зритель видит только самое начало перестрелки. Дальше события показаны с точки зрения Даллас, прислушивающейся к выстрелам.
  • Крутая шляпа — ну какой же Дикий Запад без этого? «Дилижанс» — один из немногих серьезных фильмов, в которых главный герой действительно носит белую шляпу, а злодей — чёрную. Неплоха и широкополая «южная» шляпа Хэтфилда. Пикок, наименее крутой изо всех персонажей, шляпы не носит вообще. Вместо неё у него, внезапно, «шерлокхолмсовская» кепка охотника на оленей.
  • Крутой курильщик — Кёрли курит трубку, Ринго курит короткие сигары.
  • К чёрту закон, я поступаю правильно! — в финале Кёрли позволяет Ринго «сбежать из-под стражи», больше ради Даллас, чем ради самого Ринго.
  • Лейтмотив — музыкальные лейтмотивы, основанные на настоящих песнях Дикого Запада, есть у Ринго, Даллас, Хэтфилда и Мэлори, а также у самого дилижанса (в качестве темы дилижанса использована знаменитая ковбойская баллада «Oh Bury Me Not on the Lone Prarie»).
  • Никто не смотрит Шекспира — в наше время Долина монументов в Аризоне выглядит стандартным и даже банальным фоном для вестерна. На самом деле в «Дилижансе» она появилась на киноэкране в первый раз.
  • Ой, бл… — Ринго Кид и прочие при виде сигналов «дымового телеграфа» апачей в небе.
  • Персонаж-призрак — Джеронимо, вождь апачей. Часто упоминается, ни разу не появляется, но если бы он не вышел на тропу войны, сюжета бы не было.
  • Появление кавалерии — солдаты знаменитого 6-го кавалерийского полка появляются, как положено, в самый критический момент, под звуки трубы, сигналящей атаку.
  • Предзнаменование — Люк Пламмер вытаскивает в покере комбинацию «рука мертвеца». Мало того, чуть позже дорогу ему перебегает чёрная кошка. Намёк прозрачный.
    • Хэтфилд «на удачу» тащит из колоды случайную карту, это оказывается пиковый туз. До конца фильма Хэтфилд не доживёт.
  • Рыбки плавали: «Ринго? Он же был в тюрьме». — «Был».
  • Рыцарь в ржавых доспехах — Хэтфилд. А вот Ринго Кид, хоть и человек вне закона, скорее рыцарь в сияющих доспехах.
  • Убежать в закат — в финале Ринго Кид уезжает с Даллас, правда, не в закат, а в рассвет.
  • Удар милосердия — Хэтфилд готов застрелить Мэлори, чтобы она не попала в плен к индейцам. Успевает даже взвести курок, но тут его самого убивают.