Wolfenstein

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Wolfenstein — серия культовых шутеров, повлиявших на жанр. Представляет собой любовное письмо бульварной приключенческой литературе начала-середины прошлого века, и повествует о борьбе польско-американского солдата Вильгельма Йозефа Бласковица (названного, несомненно, в честь нацистского генерала Йоханнеса Бласковица) с нацистами, оснащенными по последнему слову техники и магии.

Castle Wolfenstein[править]

Двухмерная игра-лабиринт, выпущенная для ЭВМ Apple ll и Amiga в 1981 г. Отличалась весьма продуманным геймплеем и умным ИИ для своего времени. Образчик стэлс игр 80-х годов. Тот самый «Вольфенштейн» в 3d был выпущен одиннадцать лет спустя.

Wolfenstein 3D и Spear of Destiny[править]

Легендарная игра с 3D графикой и первый популярный трехмерный шутер от первого лица. А еще в игре в конце одной из глав был Гитлер! Топография вызывала у большинства игроков приступы кретинизма, ибо являлась еще большим лабиринтом, чем оригинальный Castle Wolfenstein, меж тем как привычный нынешним игрокам сервис «автоматически составляемой на ходу карты» отсутствовал в корне. Кстати, некоторые уровни были в форме свастики или сплетения таковых. Но сама игра не является первым в мире 3D-шутером вообще. До него были Catacombs 3-D, Hovertank (1991 г) и даже The Eidolon (Apple II, MSX, Atari 8-bit, Commodore 64, Amstrad CPC, ZX Spectrum, 1985 г). «Wolf» отличался от них геймплеем и драйвом, действительно приличествующим шутеру, а не симулятору хромого мотоблока с рогаткой, и в этом и была его новизна. На движке игры — Wolfenstein engine — в начале-середине 90-х было сделано множество игр, а модифицированный Wolfenstein engine-id tech1 применялся при разработке уровней Doom.

Return to Castle Wolfenstein[править]

Шутер от первого лица про Вторую мировую, полный мистики и фашистов, выпущенный в начале 2000 г. Отличался сложностью даже на легком уровне и продуманным сюжетом. Гитлера, к сожалению, не было, что с лихвой компенсировалось прекрасной многопользовательской игрой. Спустя пару лет выпустили консольные версии, в которых был добавлен кооператив, пролог и даже шотган. Очень горячо любим на пост советском пространстве, практически все значимые модификации были созданы именно местными аборигенами.

Резко свернул по стилю от оригинала, как заметили некоторые позже (когда вышел TF2), «разухабистый TF2 и его Хэвик похожи на старый Wolf3D и Би Джея намного больше, чем на них были похожи RtCW и новый Би Джей». Впрочем, дальше будет ещё больше.

Wolfenstein[править]

Ещё больше мистики и чертовщины.

Плюсы:

  • прокачка;
  • апгрейды на оружие;
  • золото теперь действительно полезно, и на него можно купить что-то полезное;
  • выбор той или иной миссии после её выполнения отражается на обстановке в городе.

Минусы:

  • самовосстанавливающееся здоровье вместо аптечек.

Wolfenstein: The New Order[править]

Перезапуск серии от шведской студии MashineGames и издательства Bethesda Softworks. Характерные признаки:

  • нацисты давным-давно и надежно победили;
  • устало рефлексирующий Блажкович;
  • никакой мистики, совсем никакой;
  • древнее еврейское тайное общество инженеров, тяготеющих к двемерской эстетике. Имели все шансы предотвратить войну или хотя бы повернуть её ход вспять, но слишком поздно начали сплавлять технологии противникам нацистов.

Создатели радикально пересмотрели основные принципы своего мира. Нет большой войны — есть микроскопический очаг сопротивления. Нет противостояния Мистическому Потустороннему, ни даже намека не встречается на что-то подобное, протагонисту противостоят только солдаты, собаки, техника и их комбинации. Первая современная игра от Bethesda с претензиями на олдскульность и полностью попсовый сюжет и геймплей.

Сам Блажкович очевидно устал — сказалось ли само по себе повреждение головы, либо это результат 14 лет овощного бытия в дурдоме, но характер персонажа заметно изменился. Плюс его вообще изрядно очеловечили, что кому то может и не понравиться. Например Блажкович успешно влюбляется и при определенном поведении даже может попробовать ЛСД. О регулярной, притянутой за уши рефлексии уже было упомянуто. В убежище сопротивления на третьем этаже рядом с мастерской и мишенью для метания ножей разложен матрас. Если заснуть на нем, БиДжею приснится первый уровень Wolfenstein 3D).

Начиная с этой игры, созданием Wolfenstein занимается другой разработчик, в результате чего канон двух прошлых частей послан далеко и надолго. Блажкович больше не спецагент OSA, теперь он — обычный громила из пехоты. Свободно общавшийся с немцами в Wolfenstein 2009-го года, здесь он не может связать двух слов на немецком, отчего все время дико палится. Каноничные нацистские организации куда-то делись: типичный немецкий солдат носит мешанину из символики разных силовых структур[1], так что склалывается ощущение, что Вермахт и СС объединились в единую организацию (Фольксхеер?). Каноничные образцы оружия списаны в утиль, новые основаны вообще непонятно на чем и даже в конце сороковых выглядят неестественно футуристично для того времени. Одним словом, это другая вселенная с другим Блажковичем. Тем не менее, полностью связей со старым вульфом разработчики не порвали: Каролина Беккер, глава ячейки Сопротивления в Айзенштадте из предыдущей части, здесь ло сих пор живет и здравствует, являясь одним из центральных персонажей сюжета. А в приквеле The Old Blood Блажкович, наткнувшись в замке на суперсолдат, вслух вспоминает о том, что «уже видал их в лабораториях Черепа», что является прямой отсылкой к одной из миссий RtCW, где BJ должен был пробраться в эти самые лаборатории и расправиться с вышеупомянутым персонажем.

Wolfenstein: Old Blood[править]

Своевольное возвращение к истокам серии. Характерные признаки:

  • Замок Вольфенштейн, впервые за 12 лет. Правда, каким-то образом переехавший из центральной Германии в Альпы и превратившийся из обычного европейского замка в монструозную бетонную конструкцию высотой метров под двести.
  • Очередной босс-аналог Ганса Гроссе.
  • Суперсолдаты подключенные к розетке.[2]
  • Кесслер, поменявший расу с норда в Return to castle Wolfenstein, на модного еврея-ашкеназа в очках.
  • Зомби-нацисты, наконец-то вернули мистику хоть в каком-то виде.[3]
  • Труба — заменяет рейлган из оригинала, нож и позволяет карабкаться по специально отведенным для этого местам.
  • Если заснуть на найденной кровати (по одной на уровень), то приснится ночной кошмар — уровни Wolfenstein 3D.

Больше гротеска, больше ненависти и стеба над нацистами, больше трэша и геймплея. Игра явно создавалась для фанатов старых частей, своенравно пересказывая первую главу RtCW.

Wolfenstein II: The New Colossus[править]

Продолжение The New Order. Блажкович, разделавшись с Черепом и едва не откинув копыта сам, вместе с бойцами Сопротивления отправляется на захваченной немецкой подлодке освобождать родную Америку от гнета нацистов. Характерные признаки:

  • Блажкович стал еще более эмоционален и склонен к рефлексии. Видимо, предчувствие скорой смерти (первую половину игры BJ находится в состоянии полуовоща, живущего исключительно благодаря энергоброне Даат Ихуда) совсем поломало его былую стойкость. Впрочем, размалывать в фарш целые батальоны фрицев ему это по прежнему никак не мешает. По ходу сюжета ему рубят голову совсем как Эддарду Старку, а потом пришивают обратно к более здоровому телу со здоровым духом.
  • Гротескность, непредсказуемость и общая безбашенность сюжета выходят на запредельный уровень. Зашкаливающий драматизм, местами переходящий в слезогонку, тонны юмора всех сортов, начиная от черного и заканчивая сортирным, неожиданные повороты, начисто выносящие мозг и не то что рвущие, а распыляющие шаблоны на атомы, дичайшие рояли в кустах из серии «Так плохо, что уже хорошо», и, наконец, жестокий стеб всего подряд — все это в игре присутствует в огромном количестве. Сценаристы постарались на славу.
  • По ходу сюжета игроку в виде периодических флешбэков рассказывается о детстве Блажковича. Детство это, надо сказать, было не сахар.
  • Боссы отсутствуют как явление. Да, в конце уровня игроку могут устроить хорошую заварушку, но враги в ней будут хоть и сильные, но далеко не уникальные.
  • В роли оружия ближнего боя и главного средства казни особо зловредных антагонистов выступает величайшее творение немецкого сумрачного гения — суровый арийский пожарный топор. Орудует сим чудо-прибором Блажкович на редкость искусно и красочно. Каковым он убил собственного папу, продавшегося немцам (и просто редкостного козла), а потом и фрау Энгель в прямом эфире к концу игры.
  • Отдельным поводом для шуток стала цензурированая немецкая версия игры. Помимо традиционного выкорчевывания любых изображений свастики, разработчики решили зайти дальше и сбрили усы Фюреру (попутно стыдливо затерев все упоминания его имени).
    • Учитывая, что единственная сцена с Гитлером в игре представляет собой крайне стебное и унизительное «На тебе» в его адрес, выставляя фюрера как эталонного буйного неадеквата[4], подобный шаг выглядит еще более странным, будто намеренная попытка спасти его от очернения. На самом деле, немецкие власти просто считают, что не стоит стебаться над такими серьезными и трагическими событиями, как эра нацизма, потому и считают, что смеяться над абстрактным «штаатсляйтером» лучше, чем над таким чудовищным реальным преступником, как Гитлер.
  • Противоположные оценки:
    • Мнение альтернативных правых: заметили, что игра льёт воду на мельницу современных (именно современных) феминисток: и Би-Джей превратился в размазню, и женщины резко (и необоснованно) окрутели, и нацисты в устах одной из героинь отождествляются с «белыми цисмущинами», и набор героев весь из себя такой дайвёрсити (между тем, не больно-то они и героические). Конъюнктура, да и только.
    • Мнение фанатов игры: игра порвала пуканы — американским правым, тем что они и куклуксклан показаны коллаборационистами. А ещё доставили многочисленные обвинения игры в пропаганде … коммунизма! lol Ещё больше рассмешили вопросы на стиме от тех кто впервые увидел игру «почему нацистов показали плохими?» (реально темы так и называются «why Nazys are bad guys?»)

См. также[править]

  • Frankenstein's Army — внук доктора Франкенштейна (того самого!) занимается эскпериментами по созданию супер-солдат для фюрера, только вот уже 1945 год…
  • Hellsing — в представлении не нуждается.

Ссылки[править]

OpenGL-порты
Прочее

Примечания[править]

  1. Любимое сочетание, кстати — фуражка и орел Вермахта с петлицами СС
  2. Невольная отсылка к советским анекдотам про то, чем отличаются Брежнев и Черненко?
  3. Хотя даются намеки, что химическое оружие, превращавшее людей в живых мертвецов — очередная приблуда Даат Ихуда.
  4. Коим он бы и стал в реальной жизни, если бы дожил до 1961 года. С наркотой шутки плохи, а признаки амфетаминовой шизы у него начались еще в 40-е.