Operation Flashpoint-ArmA

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Pomoshzala.jpgПрошу помощь зала.
Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи.

(link)

Песня про ARMу с точки зрения новичка

Operation Flashpoint/ArmA — серия тактических шутеров от чешской компании Bohemia Interactive Studio, изданная британской Codemasters. Впоследствии Codemasters оставила себе права на бренд Operation Flashpoint и начала пилить собственную серию под таким названием. Чехи же также ушли в сторону, переименовав имеющиеся наработки по сиквелу в Arma: Armed Assault (а оставшийся за ними оригинал в Arma: Cold War Assault) и также принялись пилить собственную вселенную. Также, на движке ARMA 2 сделан симулятор выживальщика — DayZ, популяризировавший жанр Survival MMO.

Что здесь есть[править]

В первую очередь — максимальный реализм происходящего, в частности, полноценная симуляция снайперского боя и пробежек, длящихся несколько часов.

В политическом отношении, базовый набор чешских игр — злобная Россия, населенная идиотами, которые сами не знают, чего хотят, и никак не могут понять, они грозные или трусливые или всё это одновременно; маленькая, но гордая страна, основанная на Чехии, становящаяся объектом агрессии со стороны СССР/России; ну и империя добра в лице США. Американцы делятся на два типа — бесхребетные искатели компромиссов и крутые даватели по морде. Последние по ходу сюжета берут верх.

В последних играх появляются модные сегодня разборки где-то в Кураке.

Cold War Crisis/Cold War Assault[править]

В 1985 году фанатичный генерал Алексей Васильевич Губа намеревается свергнуть генерального секретаря ЦК КПСС Горбачёва и взять власть над СССР в свои руки. Губа командует армией на расположенном где-то в Балтийском море острове Колгуев, рядом с которым находятся острова Малден (на котором дислоцируются войска НАТО), Эверон (никем не признанное территориальное образование без признаков государства) и Ноговия (суверенное государство).

Дислоцированные на острове Малден части американской армии перебрасываются на соседний остров Эверон, на который напали советские войска. Американцы пытаются там укрепиться, однако из-за недостатка сил это невозможно. Наконец, американские войска пытаются переломить ситуацию, нанеся один мощный удар по столице Эверона — Монтиньяку. Однако контрудар проваливается, американские силы вынуждены эвакуироваться с острова. Затем советские войска вторгаются и на Малден, однако американцам удается выбить их оттуда. Кроме того, становится известно, что правительство СССР непричастно к конфликту: это «самодеятельность» Губы, а сообщения о подкреплении — блеф.

Американский спецназ направляется на Эверон, чтобы договориться о совместных действиях с партизанами. Затем американцы добивают остатки советских войск на Малдене. Начинается подготовка к десанту на Эверон. Благодаря совместным действиям пехоты, бронетехники, авиации, спецназа и партизан американцам удаётся отбить остров.

Американское командование не собирается останавливаться на освобождении Аверона. Узнав, что к Колгуеву идут силы советской армии, чтобы «арестовать» генерала за самовольное развязывание боевых действий, они приходят к выводу, что на самом деле для Губы все ограничится порицанием в прессе, а на деле он получит награды и дачу в Крыму. Американцы решают сами арестовать Губу и ради этого вторгнуться на советскую территорию.

Группа спецназа уничтожает советскую ПВО (все три «Шилки», то есть половину зенитной батареи отдельно взятого мотострелкового или танкового полка), а затем американцы наносят по острову удар. Американцы получают видеопослание, в котором Губа угрожает применением ядерного оружия. Наконец становится понятной цель Губы: спровоцировать американцев на вторжение на советскую территорию, представить это как агрессию, затем советский народ увидит неспособность Горбачева вести военные действия и потянется к генералу как к харизматичному лидеру. В ходе тяжёлого боя американскому спецназу удаётся уничтожить одну из ракетных установок. Губа в бешенстве убивает свою помощницу Ангелину Малевич, после чего вместе с полковником Еусевым пытается эвакуироваться с острова и выпустить ракету из второго «Скада». Однако группе спецназа удаётся уничтожить «Скад» и затем захватить (или убить) Губу.

Американские войска выводятся с Колгуева. Официально было объявлено, что неизвестные террористы, возможно, возглавляемые бывшим советским генералом, напали на тренировочный лагерь армии США на Малдене. Атака была отбита без серьёзных потерь.

Red Hammer («Красный молот»)[править]

Взгляд на события с советской стороны, но не с советской точки зрения. Дмитрий Лукин — бывший офицер советского спецназа, которого разжаловали в рядовые за невыполнение приказа о расстреле мирных жителей в Афганистане. Действие кампании начинается с того, что отряд, в котором служит Лукин, в числе прочих сил советской армии начинает вторжение на Эверон. Во время вторжения Дмитрий проявляет героизм и получает звание сержанта. В этом звании он участвует во вторжении на Малден. При эвакуации советских войск с острова Лукин прикрывает отход советских войск, но не успевает эвакуироваться сам. Однако затем вместе с группой советских солдат он угоняет вертолёт и возвращается на Эверон. После этого Дмитрий получает звание лейтенанта и возможность вернуться в спецназ. Во время операции по ликвидации повстанцев на Эвероне он встречается с их лидером — своим бывшим сослуживцем Сергеем, который объясняет Лукину, что действия Губы — авантюра. Лукин присоединяется к повстанцам и принимает участие в ряде операций против советских войск на Колгуеве. Незадолго до вторжения американцев на Колгуев Дмитрий покидает этот остров, захватив двух офицеров из штаба, чтобы те рассказали правду на «большой земле».

Таким образом, Лукин за всю кампанию успевает побывать простым пехотинцем, командиром, экипажем танка, пилотом вертолёта, спецназовцем и становится единственным протагонистом, воевавшим против всех трёх сторон конфликта.

Resistance[править]

Кампания повествует о происшествиях, имевших место в 1982 году, за три года до событий оригинальной игры. Игрок берет на себя роль бывшего бойца специального назначения Виктора Трошки, который вернулся на родной остров Ноговия после длительной службы. На Ноговии 30 лет существовал социалистический режим, однако незадолго до приезда Трошки начались либерализация и рыночные преобразования. В 1982 году на Ноговии вспыхивает правительственный кризис: остатки коммунистической фракции в парламенте выходят из его состава и обращаются за помощью к СССР. С Колгуева на остров вторгаются силы советской армии под командованием еще полковника Губы.

Партизаны обращаются за помощью к Трошке как к имеющему опыт войны с советской армией, но сначала тот отказывается. Однако после того как Губа приказал расстрелять нескольких его друзей, если те не выдадут скрывающегося партизана, Трошке приходится вмешаться. Он вынужденно принимает командование над образовавшимся Сопротивлением (или можно выбрать сторону СССР и выдать повстанцев, но после этого Трошку расстреляют вместе с лидерами Сопротивления).

В ходе боев партизанам удаётся захватить у советской армии оружие и бронетехнику, а также воспользоваться остатками оружия местной армии. Партизаны захватывают контроль над севером острова и успешно отражают атаки советской армии. Вскоре они начинают наступление, но войска Губы впервые задействуют вертолёты и наносят партизанам крупное поражение.

На остров с Малдена прибывает диверсионная группа майора Джеймса Гастовски, доставившая партию оружия и ПЗРК. Партизаны наносят удар по советскому аэродрому, уничтожая вертолёты. После этого Губа идет на переговоры, захватив группу заложников из родной деревни Трошки, Долины, в том числе его возлюбленную Лиз. Однако переговоры оказываются ловушкой, между партизанами и советской армией вспыхивает бой, Губа сбегает, а все заложники погибают.

После этого Трошка переходит к широкомасштабным действиям по полному вытеснению советских войск с Ноговии. Взорвав мост, делящий остров практически на две части, и блокировав единственную обходную дорогу, партизаны наносят удар по столице острова Липани, затем уничтожая советские силы во втором городе — Петровиче.

За советской армией остаётся лишь аэродром на юго-западе острова. Советские силы начали покидать остров, однако Губа решил перед уходом уничтожить всё население острова и вызвал для этого три штурмовика Су-25 с напалмовыми бомбами. США выслали к острову крейсер, однако он не может успеть. Командующий войсками на Малдене генерал Уильямс отказывается от прямого вмешательства. Пробравшиеся к аэродрому бойцы Гастовски погибают при попытке взорвать самолёты — выживает лишь сам тяжело раненный майор. Трошка решает сам уничтожать самолёты. Ему это удаётся, однако Губа, лично возглавив отряд советских танков и пехоты, преследует Трошку. Трошка оказывается блокирован в ущелье и расстрелян из танковых орудий. Советские танки атакуют главные силы партизан, однако в этот момент их уничтожают американские вертолёты. Губа успевает покинуть остров на вертолёте, остатки советских войск попадают в плен.

Ноговия возвращается к мирной жизни. Полковник Блэйк, на свой страх и риск отправивший вертолёты, становится командующим войсками на Малдене. Гастовски уходит в отставку и остаётся в Ноговии, где создаёт небольшую авиакомпанию. Тело Виктора Трошки так и не было найдено.

Arma[править]

Armed Assault[править]

На острове Сахрани, расположенном где-то в Атлантике к западу от Азорских островов, напоминающем помесь Кореи с Кипром (бывшая колония Великобритании, хотя говорят на испанском и носят испанские имена; разделен узким перешейком на две части, причем прямо по столице), соседствуют банановое оффшорно-туристическое Королевство Сахрани на южной половине и индустриальная социалистическая Демократическая Республика Сахрани на северной половине). В 2002 году Королевство приглашает на свою территорию американские войска для обучения местной армии и рассматривает вопрос о создании базы. В 2006 американцы выводят войска с Сахрани, и северяне решают этим воспользоваться, чтобы захватить юг. Их стремительное наступление загоняет Южан в последний опорный пункт — международный аэропорт, но тут возвращаются американцы, и Северяне отползают обратно на свою территорию. На деоккупированной территории немедленно обнаруживается достаточное число свидетельств зверств, после чего Прогрессивное Человечество одобряет операцию по ликвидации ДРС. За шесть дней, включая провалившийся блицкриг, оная получает по рогам и прекращает существование.

ArmA: Queen's Gambit[править]

Первый официальный аддон. 2007 год. На ныне едином Сахрани резко осложнилась оперативная обстановка. Недобитки Армии Освобождения Сахрани безобразничают с соседнего острова Рамади, так еще и король Иосиф III начал тиранить, на почве того, что не все были рады объединению… Да вот только недавно разбился вместе с наследником на вертолете. Власть нежданно-негаданно свалилась на принцессу Изабеллу, которая нанимает для ликвидации опасных партизан на севере острова, угрожающих захватить химическое оружие бывшей АОС, ЧВК, в том числе и главного героя. Что весьма странно, ибо армия у нее и так вроде бы неслабая… Вот только глупенькая принцесса-то, оказывается, папу-то с братом и разбила, а наемников наняла потому, что «террористов» возглавляет выживший брат принц Орландо, которого надо ликвидировать, не привлекая внимания. По ходу игры можно решить эту мыльную оперу в пользу королевы (которую можно оставить у власти, дать сбежать или убить) или ее брата. Внезапно, канон — королева остается у власти, Орландо гибнет, наемники валят с острова по-тихому. Единственная игра, в которой антагонист побеждает, а еще является женщиной (впрочем, в самой игре как таковая она не появляется). Даже в варианте «убить» можно только взорвать ее «Хаммер», остановить его, вытащить королеву и отыметь на капоте технически невозможно.

Arma 2[править]

В условной постсоветской стране Черноруссии разгорается гражданская война между прозападным правительством и русскими национал-коммунистами — «чедаками», Чернорусским Движением Красной Звезды под командованием Андрея Лопотева по кличке «Акула». А еще он носит синий спортивный костюм и вооружен золоченым АКМС. Правительственные войска на грани поражения, и на помощь им приходит американская морская пехота вообще, и группа специального назначения «Лезвие», за одного из бойцов, а потом командира, и предстоит играть. А на помощь повстанцам российские военные, так как чернорусские непримиримые из третьей фракции — Националистической Партии (НАПА) очень вовремя взорвали аж Собор Василия Блаженного. Дело может кончиться как уходом российских войск, если разоблачить, с кем они связались (взрывало ЧДКЗ, а обеспечивала ФСБ, конечно), либо победой ЧДКЗ и РФ, а то и вовсе ядерной войной.

Из фишек можно отменить в середине игры попытку реализовать режим масштабной поисково-диверсионной операции на площади в четверть игровой карты (где-то есть вражеский полевой командир, схрон и три пачки документов, а где сами ищите, не маленькие. Информатора и БПЛА дадим) вместо конкретного локального задания типа «подорвать штаб противника в деревне Гадюкино» (хотя есть и такие миссии), а в конце крайне странно реализованную попытку создать на базе игры стратегию с классическим получением ресурсов и постройкой на них в голом поле заводов, производящих технику и пехоту.

Примечательно, что американскими войсками, а конкретно, 27-м Экспедиционным отрядом Морской пехоты командует генерал Дэвид Армстронг (разумеется, случайный полный тёзка протагониста Operation Flashpoint), а местами можно встретить рекламные щиты, рекламирующие туры на Сахрани.

В зависимости от решений игрока имеется пять концовок:

  • «Война, которой не было» — ЧСО и НАПА объединились, Лопотев пойман, Карелин убит, заговор раскрыт, русские ушли, ЧДКЗ разгромлено (без участия войск США). Группу «Лезвие» торжественно встретили на «Кхе Сани», участие США в разрешении конфликта засекречено.
  • «Новорожденная республика» — то же самое, но ЧСО и НАПА не объединились, в разгроме ЧДКЗ после ухода русских (это важно, ибо см.ниже) приняли участие вернувшиеся американские войска
  • «Поднять парус» — игрок присоединился к НАПА, НАПА и ЧСО не объединились, Лопотев был сдан русским или убит группой Карелина при передаче, но Карелин не был убит, русские ушли, но продолжили поддерживать ЧДКЗ. Американцы не вмешались в конфликт, ЧДКЗ победило. Группа «Лезвие» свалила из Электрозаводска на катере. Однако Лопотева убили в 2011 году, его подельников в ФСБ расстреляли(!), а ЧДКЗ в 2012 было разгромлено международной коалицией, а том числе и российскими войсками.
  • «Пропавшие без вести» — Лопотев не был захвачен в плен, американские войска не вернулись, игрок атаковал российскую базу на Выборе, Россия полноценно вмешалась на стороне ЧДКЗ. ЧСО и/или НАПА разгромлены, группа «Лезвие» пыталась покинуть страну, но была перехвачена спецназом и ликвидирована при попытке предъявить документы.
  • «Конец всего» — Лопотев не был пойман или убит при передаче, Россия пошла на поддержку ЧДКЗ, но игроку удалось вернуть американцев и разгромить русских и ЧДКЗ. Российская армия от такого здрасьте получила приказ на полномасштабное контрнаступление и разрешение на применение ядерного оружия. Группа «Лезвие» погибла при ядерном ударе по Зеленогорску.

Arma 2: Operation Arrowhead[править]

В расположенном к западу от Черноруссии и основанном на сочетании как афганских, так и иракских мотивов государстве Такистан резко осложнилась оперативная обстановка. Очередной обладатель золоченого, на этот раз револьвера, полковник Азиз устремил жадные волосатые щупальца на соседкий Карзегистан, завел себе три «Скада» с ядерными боеголовками, и вообще расположил свою страну на богатых залежах американской нефти. Разумеется, Армия Добра и Света не может оставить это просто так. Добавлены пустынные карты, новые фракции — Армия (а не морская пехота) США, армия Великобритании, армия Чехии и немецкий спецназ KSK для синих, такистанская армия и ополчение для красных, миротворцы ООН (которые, впрочем, из ЧСО), такистанские повстанцы и международные ЧВК для зеленых.

Arma 2: Combined Operation[править]

Объединение игр в одну с привнесением в ArmA 2 фишек Operation Arrowhead — новой техники, фракций, тепловизоров, возможности регулировки прицела по дальности.

EW[править]

Не каноническая депрессивная история пилота Эда Уинтерса из Operation Arrowhead, различные части которой называются разными словами на E и W (как и сам герой). В 2012 году США проводят военную операцию по освобождению Черноруссии (операция Eagle Wing), оккупированной ЧДКЗ и Россией (видимо, после концовки «Пропавшие без вести»). Пилот вертолета АН-64 «Апач» Эд Уинтерс с позывным Eagle Whiskey-42 летит через горы на границе Черноруссии и России к аэродрому Выбор, чтобы сбить штурмовики при попытке взлета (почему-то Electronic Warfare, то есть РЭБ), а затем уничтожает штаб генерала Шагарова. Внезапно, от такого здрасьте приходит Early Warning — появляется Су-34, выпускающий ракету с ядерной боевой частью по американскому флоту. Вертолет падает на юго-западе Загории (этот эпизод называется End of the World), где выживший Уинтерс встречает брошенную командованием группу российского спецназа, которая намерена пробиваться к морю, чтобы уплыть на остров Утес, отстреливаясь от всех и каждого, но все же, главным образом, от ЧДКЗ. У катера кого-то придется оставить, чтобы прикрыть отход, и игроку предстоит вытянуть спичку, в зависимости от чего оставят или его или двух бойцов. Затем (эпизод «Empty Wasteland») показывается карта мира, которую накрывают вспышки ядерных взрывов… А потом отдельно взятая вспышка накрывает и показанный крупным планом Утёс.

British Armed Force[править]

В игру добавляется, собственно, британская армия в составе солдатиков, вертолетиков и имбовой БМП «Уорриор», действующих в Такистанском регионе Шапур.

Private Military Company[править]

История про ЧВК и их интриги Мадридского двора в Такистане.

Army of Chech Republic[править]

Дополнение к Чешскому спецназу из оригинала, включающее танки, БМП и прочее, а так же кампанию в некоей Руритании с картами «Быстрица» и «Буковина» (куски Черноруссии, покрашенные в зеленый цвет. Но это не Черноруссия летом. На карте «Быстрица» — юго-западная четверть оригинальной карты — море заменено рекой, добавлен небольшой противоположный берег. «Буковина» это просто аэродром Выбор с окрестностями)

Arma 3[править]

2035 год. На фоне экономического кризиса в Западной Европе и противостояния США с Китаем в Тихом океане, набирает силу вымышленный военно-политический союз, известный как Canton Protocol Strategic Alliance Treaty (CSAT), основанный Китаем и Ираном, в который входят также много стран Азии, Ближнего Востока и Африки. Внезапно, Россия здесь появляется только в одном из DLC, и не является красным злом, а немного оглядывается на CSAT, но боится связываться (хотя российские войска в дополнении «Contact» технически REDFOR (см.ниже), как и CSAT). Хотя в конце концов, в 2039 году вступает, и даже на правах полноценного члена. А еще у нее президент женщина.

В целом графика заметно похорошела, но в то же время стала какой-то подспудно рисованной, пропало ощущение серьезного военного шутера. Отчего игра стала очень похожа… На богомерзкие недо-OFP от Codemasters. Также с реализмом сомнительно совместим футуризм, ибо тогда получается смакование вымышленных деталей вымышленной техники. Техника тут тоже та еще… Никаких тебе гауссов и лазеров, просто американцы почему-то взяли на вооружение танки «Меркава-4» (назвав их M2 «Слэммер», хотя М2 это «Брэдли»), а русские стаю каких-то франкенштейнов, типа вертолета Ми-48, который реально как будто собран из набора деталей от Ка-52 и Ми-28.

Итак. На островах Алтис и Стратис в Средиземном море, очень похожих на греческий[1] происходит военный переворот и приходит к власти хунта. На острова вводятся миротворческие силы НАТО и CSAT, очень скоро оказывающиеся в крайне напряженных отношениях как друг с другом, так и с местными. В 2035 году перед выводом НАТО-вских войск вспыхивает конфликт. А все из-за геофизического оружия CSAT.

Показательно, что игру запретили в Иране за то, что иранцы в оной враги, а в Греции членов команды разработчиков чуть не посадили на 20 лет за шпионаж при разведке видов для создания карт.

«Протокол Apex»[править]

Войска НАТО направляются на остров Таноа в Тихом океане для оказания помощи в разрешении гуманитарной катастрофы после цунами. Добавляются новые фракции: Жандармерия Таноа и Синдикат — преступная организация, действующая под командованием Соломона Мару. Выясняется, что цунами было вызвано тем самым геофизическим оружием в рамках новой стратегии CSAT: провоцировать природные катастрофы, предлагать помощь и закабалять под эту тему.

«Contact»[править]

В вымышленную страну Ливонию (все литовское левобережье Немана и кусок Польши, а также совсем немного Белоруссии) прилетело НЛО и русские. Внезапно, русские тут не злые (гораздо дурнее местные же Ливонские войска, чуть не устроившие килдыкс мирового масштаба), а уже сталкивались с инопланетянами и помогают предотвратить наихудшее. Но вы не думайте, это неканон.

  • Ахиллесова фигня: В самом начале американские военные в зоне контакта остались без командования. Потому что по прибытии инопланетян на территории начисто отрубилась вся электроника. Вся. Включая кардиостимулятор у американского майора. Как, интересно, его вообще такого взяли в армию служить?
  • Копирование — это просто: Видимо, технологии инопланетян, несмотря на их футуристично-неземной дизайн, не шибко опережают земные. В финале кампании мы видим, как земной вертолёт на тросах куда-то тащит трофейный инопланетный исследовательский зонд. В эпилоге кампании, через пару недель (пока персонажи сидели на карантине), новости уже бодро сообщают, что на проект орбитального строительства километрового космического корабля, на котором предполагается нанести пришельцам ответный визит, назначен главный инженер.
  • Недопонимание: если бы инопланетные зонды не игнорировали настойчивые попытки связаться с ними по радио, то, возможно, куча ливонскх и русских военных осталась бы в живых.
  • Необычный язык: пришельцы общаются в радиодиапазоне звуками, напоминающими дельфинье щелканье. Собственно, даже неизвестно толком, общение это или телеметрия их зондов — все попытки землян врубить на той же частоте, для начала, земную музыку, провалились.
  • Неправильные радиопереговоры: Ну, то, что американцы треплются друг с другом по рации — это ладно, они в конце концов не на задании. Но вот к американцам присоединяется бравый отряд российского спецназа, и… «У вас нет права на ошибку, сержант! — Слушаюсь, товарищ капитан! Умрем но приказ выполним! Эй, пендос, пошевеливайся!»
  • Нет женщин и детей: традиционно для серии. Дополнение начинается с приказа всем гражданским лицам покинуть регион в связи с якобы аварией на химзаводе. Что разумеется есть наглая ложь — на самом деле дело в зависшем над этим заводом кораблем Пришельцев.
  • Первый контакт: «Господа, у меня три новости: хорошая, плохая и величайшая новость в истории человечества».
  • Появление кавалерии: финальная миссия. «Вижу его! „Шикра“, Балтийский флот!» И уже совсем было победившим ливонцам резко поплохело.
  • Прямая линия с врагом: в качестве оружия у протагониста имеется сканер радиочастот. С его помощью можно подслушивать радиопереговоры ливонцев, засекать его отряды, глушить дроны. А еще можно отдавать противнику якобы от имени его командования приказы: «Выдвинуться на север», «Выдвинуться на юг», «Доложить свою позицию»… всяко полезнее, чем просто троллингом заниматься.
  • Радиопереговоры для атмосферы: Протагонист — специалист по радиоэлектронной борьбе, и перехват радиосообщений противника может быть как важным сюжетным фактором, тaк и просто фоном.
  • Руритания: Ливония даже не пытается как-то замаскировать, что она — Польша. От языка местных военных до радио ttok.fm. В мире ARMA, очевидно, это было независимым государством, возникшем после распада Российской империи, позже вошедшим в советский блок, а ныне находящимся, так сказать, на острие противостояния НАТО и России. Возможно, этим объясняется столь нервная реакция ливонцев на появление инопланетян: как говорит один тамошний военный, когда ты 50 лет живёшь в ожидании вторжения превосходящего врага, то это уже начинает сказываться на психике.
  • Сожрите друг друга: благодаря средствам радиоэлектронной борьбы и заблаговременно записанным голосовым сэмплам имеется возможность обманывать отряды ливонцев, посылая им приказы якобы от имени их командования. Соответственно, если на карте встретится отряд мародеров, а севернее их позиции правительственных войск, то необязательно лично косплеить Рэмбо: достаточно приказать военным выдвинуться на юг, дождаться пока стихнут выстрелы, вернуть военных на место, собрать лут с поля боя.
  • Удивительно правильный иностранный язык: протагонист американец со знанием русского, так уж всё честно: английский родной, русский с акцентом. Русский капитан, соответственно, аналогично: чистейший русский, английский с классическим рязанским акцентом. Акцент иной раз такой густой, что приходится субтитры включать.
  • Чужеродный корабль: инопланетный корабль-матка несколько напоминает кальмара, в облике базирующихся на нем исследовательских зондах тоже есть что-то водоплавающее.
  • Шапочка из фольги, она же кандибобер: доступна в качестве головного убора. От поражающих факторов земного оружия не защищает, зато прикольно выглядит.

Operation Flashpoint от Codemasters[править]

В XV веке остров Скира был присоединён к Китаю, однако вскоре его начали колонизировать Япония и Россия. В 1905 году остров отошел к Японии, а в 1945 году — к СССР. На острове были обнаружены крупные залежи нефти и газа, однако СССР не обладал технологиями, позволяющими вести их добычу. В 2002 году Россия получила эти технологии в результате союза с США. В 2010 году, после экономического кризиса 2008—2009 экономика Китая на грани коллапса — упал спрос на их товары и в результате Китаю не на что купить нефть. Китайские войска вторгаются на Скиру, правительство России не в состоянии выдворить их дипломатическими методами. Россия, предвещая полномасштабную войну на суше на Дальнем Востоке, обращается за помощью к США для выдворения китайских сил со Скиры.

Игра известна долгой разработкой и много раз менявшимся сюжетом — от игры за солдат российской армии, борющихся с китайцами, до игры за американского солдата из контингента, введенного на российский остров для охраны нефтяных месторождений, разрабатываемых американской компанией.

С точки зрения фанатов классической серии — кошмарная пытка увеболлом. С точки зрения остальных — тоже барахло.

Американцы пытаются принести мир и порядок в Таджикистан, раздираемый гражданской войной между пророссийским правительством и исламистами. Это очень не нравится Китаю, который вежливо просит их удалиться, а потому, что нет вводит войска. А Россия со своей 201-й базой и тремя мотострелковыми полками так, в сторонке постоит и посмотрит. На этом, собственно, все и заглохло.

Virtual battlespace и симуляция боевых действий[править]

К тематике сайта это относится поскольку-постольку, так как данное ПО не является видеоигрой и в целом не рассчитано на широкого пользователя, но все-же достойно упоминания.

На том-же (с небольшими модификациями) движке построена система симуляции боевых действий для тренировок военных, на данный момент поддерживаемая Bohemia Interactive Simulations (в историю взаимоотношений Bohemia Interactive Studio и Bohemia Interactive Simulations автор правки не вдавалась, но знает, что разработка системы началась еще когда это была одна компания; по некоторым данным, ради симулятора все изначально и было задумано, а игры наросли уже как побочный заработок). В соответствующих кругах является стандартом. Дополнить раздел, чем Virtual Battlespace отличается от обычной Arm’ы.

Значимые моды и мододелы[править]

Red Hammer Studios (RHS)[править]

Студия, выпускающая моды, посвящённые стороне OPFOR. Однако для третьей Arma они выпустили не только мод о российских вооружённых силах (AFRF), но и моды про вооружённые силы США и вооружённые силы Сербии. Кроме того, отдельный их мод (GREF) посвящён чернорусским фракциям

Community Update Project (CUP)[править]

Еще одна крупная студия, которая изначально начинала с переноса контента из ArmA 2 в третью часть. Однако, со временем стала создавать и собственный контент, включая добавление боевой экипировки «Ратник» в последней версии.

Finnish Defense Force (FDF)[править]

Студия, как ни странно, из Финляндии, не поленившаяся сделать не только финскую армию, но и полноценную озвучку (помимо них на это решились только китайцы из команды VME) на финском, а также вымышленный чернорусский полуостров Подагорск и кампанию за расквартированных там финских миротворцев. 2010 год, Черноруссия находится в полном развале и деградации, каждый лидер банды сам страна хозяин. Полуостров Подагорск почти полностью занят ЧДКЗ, только на отделенном единственным мостом острове с аэродромом на самом юге сидят НАТО-вские миротворцы и примкнувшие к ним финны (сами финны Зеленые). Начинается все с того, что прямо на блокпосту на пограничном мосту, прямо на виду у миротворцев НАТО, ЧДКЗ-шники внезапно расстреливают офицера ООН, вывозящего с территории полуострова автобус гражданских, и автобус гражданских тоже, вынуждая воинов света вмешаться. А прямо на блокпосту, у 50 метрах от НАТО-вцев обустроено массовое захоронение, чтобы далеко не бегать. После этого силы Добра успешно зачищают полустров от ЧДКЗ-шной нечисти. А во время торжественного построения по случаю дембеля их накрывает ядерный удар.

Студия АрмаТворчества (САРМАТ)[править]

Некогда известная на просторах СНГ студия, выпускавшая кампании для первой и второй ArmA, а также моды для них. Кампании, миссии и моды как правило были посвящены Вооружённым силам России. В частности, часть миссий посвящена «пятидневной войне» в Южной Осетии и чеченским кампаниям. Кроме того, они являются авторами мода для ArmA 2, посвящённого Воздушно-десантным войскам.

Тропы[править]

Общие[править]

  • Атомная хлопушка — от тактического ядерного оружия взрыв-то получается большой и разрушительный, но ни радиации, ни выгорания и остекленения окружающей местности, ни огненной волны, ни ЭМИ, ни порушенного и сломанного ландшафта и расплавненной/испарённой техники от взрыва нет. Радиации на месте взрыва не наблюдается (а если и есть, то она представляет из себя сферу, и не сдувается ветром в сторону, исчезает за 3-4 минуты, а радиоактивных осадков, опасного дыма, радиоактивной пыли нет), флора и дома стоят как ни в чем не бывало, только четверть деревьев покосилась на бок маленько, а так — все как и было, земля выглядит как земля, а не стекло, а на месте, где был наш танк, вместо большой остывшей металлической лужи лежат на удивление хорошо сохранившиеся обломки и целые тела солдат с полностью рабочим оружием и снаряжением, которое можно при желании взять и идти с ним воевать дальше. Вспышка есть, но ограничивается лишь закрыванием всего экрана белым цветом; не может сжечь даже незащищённые глаза. Воронки тоже нет. Звуковая волна опять же только декоративная, порвать барабанные перепонки не может. В общем, какой-то недостаточно страшной у разработчиков ракета получилась.
    • Это про который ядерный взрыв имеется в виду? Их много, и по эффектам они разные. Есть и те, где есть радиация и прочие побочки.
  • Непроходимая забагованность — обязательный элемент в каждой игре.
  • Унылое ожидание — всегда когда идёшь/едешь из точки А в точку Б.
  • Армия из одного человека — в условиях игры требует реальной крутизны, но встречается часто. Главным образом Дмитрий Лукин и Виктор Трошка.
  • Пиво, кнедлики и Швейк — игра познакомила русскоязычных и не только с такими понятиями как летадло (самолет), вртулек (вертолет), накладак (грузовик) и, конечно, козлице, оно же козлиЩЩе (ружье)
  • Красная угроза — СССР.
  • Ангелы, демоны и эльфы — во всех играх стороны делятся на три фракции:
    • Синие (BLUFOR) — обычно США и их союзники. Силы добра, если и делают что-то неправильное, то ради благого дела. Потому что благо — это то, что в интересах США и их союзников.
    • Красные (REDFOR) — войска мятежного советского генерала, тиранской народно-демократической республики, России и прочая нечисть. Начинают конфликт и творят разнообразные зверства, поиск свидетельств которых составляет важную часть геймплея и сюжета. После обнаружения достаточного количества зверств хорошие таки вынуждены вломить им по полной программе. Синие и Красные — враги по определению
    • Независимые (INDFOR или зеленые) — как правило, настоящие, «народные» партизаны, потому всегда на стороне Гражданских (тоже фракция, хотя ими можно играть, служат массовкой и не воспринимаются военными сторонами как угроза без особого хотения игрока). Впрочем, на этой же стороне находятся войска королевства Сахрани. Как правило, в союзе с Синими, но себе на уме, так что могут быть в союзе с Красными (не столько в союзе с красными, сколько враждебны синим в оригинальных играх, в модах, понятно, встречается разное, зелеными могут сделать и Китай[2]. А вообще любой юнит любой стороны можно перевести на любую сторону аж тремя весьма нехитрыми способами.

Operation Flashpoint[править]

  • Я этого не просил — вдоволь навоевавшийся Виктор Трошка отнюдь не хотел становиться главным партизаном. Но когда советские эсэсовцы потребовали у него выдать раненого партизана, угрожая расстреливать по одному троих его друзей… А уж после того, как в результате захвата советскими войсками заложников погибла его возлюбленная, у него и вовсе включился режим берсерка.
  • Наемник — и в каком-таком «спецназе» воевал, в том числе с советской армией гражданин отдаленного, но самостоятельного просоветского государства Республика Ногова Виктор Трошка? Да наемничал он, сто пудов.
  • Кармический Гудини — полковник тогда еще Губа. С треском провалил вторжение на Ногову, но в результате был повышен до генерала.
  • Хуцпа — официально события OFP были объяснены тем, что террористы, возможно, возглавляемые бывшим советским генералом, напали на тренировочный лагерь армии США на Малдене. Атака была отбита без существенных потерь. Поневоле задумаешься, что реальнее — это объяснение, или то, что было «на самом деле».
  • Не в ладах с политологией — 1982 год, советские войска в наглую вторгаются в соседнюю страну… И через весьма короткое время выгоняются вениками местными повстанцами, безо всяких перестройки и гласности, не уйдя, а позорно бежав под конвоем американского крейсера, подгоняемые отнюдь не фигуральными подсрачниками американских же вертолётов (воор. Мировая реакция? А ее нет. А ведь это был бы вотэтоповорот международной обстановки, такой, что мама дорогая…
    • В принципе, подобная, мягко говоря, очень странная картина мира характерна как для всего т. н. Армаверса, так и для любительских модов (разработчики которых массово травмированы распадом СССР и бесславными 90-ми, отчего им милее остров Тавиана (смотрите сами, словами это не выразить) и прочие «я ненавижу нынешнюю власть, но сделал показательно фашистскую армию Республики Балтия как выражение всего, что ненавижу в наших соседях, а курощать ее будет вымышленная армия не распавшегося СССР»). Вероятно, с целью сделать локальный (карта большая, но одна, и по мировым меркам маленькая, что делает конфликт по определению локальным) конфликт масштабом побольше, чем война между племенами Тумбо-Юмбо и Куза-Буза, а также объяснить вовлеченность ключевых мировых сил без перехода конфликта на более серьезный уровень. Также большинство разработчиков искренне верят в филькино оправдание «это не СССР решил разбомбить британский конвой, а генерал Крым Руков решил себе устроить салют на день рождения». Вот пример: 1989 год. СССР выводит войска из Афганистана, в процессе зачем-то начиная бомбить соседний Такистан. Такистанские моджахеды вторгаются в Черноруссию. СССР зачем-то перебрасывает туда вторую в Варшавского договоре армию братской Чехословакии (осенью 1989 года, ага). В ответ на это некий «Средиземный альянс» на западной военной технике спонсирует партизан, возглавляемых бывшим офицером советской армии, а потом и вторгается в Черноруссию самостоятельно. Это не бред, а описание очень большого и красивого мода «Чехословацкая народная освободительная армия» на вторую Арму.
  • Мелькор был хорошим — сопоставимая с официальным аддонами фанатская кампания «Миротворец» целиком строится на тропе. Вплоть до того, что фамилия командарма — Губин, блин.
  • Награда, достойная предателя — если в «Сопротивлении» согласиться помочь советским войскам найти лагерь партизан, Трошку расстреляют вместе с остальными пленными.
  • Не в ладах с оружием — в первой игре порядочно анахронического оружия, вроде G-36, советские войска используют чешские гранатометы РПГ-75, а все корабли, от сухогруза до крейсера, представлены одной моделью десантного корабля. В качестве тяжелого советского гранатомета используется нечто под названием АТ-4 - судя по всему, туба с ракетой от ПТРК «Фагот» без системы управления.
  • Красные с ракетами — в этом образе русские предстают в первой игре.
  • Знать, где упадёшь — когда нужно делать выбор, нужно бежать не за ружьем, а в сарай, потому что партизан скончался, но оставил автомат, а с ним гораздо проще сражаться, к тому же эта позиция удобней.
  • Не в ладах с униформистикой/Не в ладах с бюрократией/Гулаги и рабы — генерал Губа выглядит как тот сумасшедший, что нарисовал себе удостоверение трижды героя мира, выданное штабом дивизии тяжелых пулеметов… Сине-красная фуражка войск НКВД 1943 года, немыслимый китель без воротника, синие штаны, почему-то заправленные в солдатские берцы, и куча орденов с медалями. А еще он, армейский генерал, каким-то образом служил в тюремной охране, где заработал кличку «дантист» за выбивание заключенным зубов.
    • Каким образом Дмитрий Лукин, персонаж «Красного молота» из офицеров спецназа стал рядовым в мотострелковых войсках, лучше даже не спрашивать. Нет, «за что» мы поняли, а вот «как»?
    • Чем вообще командует генерал Губа? Если учесть, что уничтожаемую американским спецназом в одной спецоперации советскую ПВО составляют три ЗСУ-23-4 «Шилка» (половина зенитной батареи полка!) — то, получается, отдельно взятым и глубоко недоукомплектованным полком. При этом имея должность генерал-майора и строя из себя серьезную фигуру вплоть до альтернативе ГорбАчеву.
  • Оверкилл — в конце аддона «Сопротивление» Трошку натурально расстреливают из танковых орудий. Отдельно взятого человека.

Arma[править]

  • Не в ладах с политологией — Остров Сахрани получил независимость от Великобритании в 1898 году. Это в самый разгар колониализма и захватов всего, чего только можно, зачастую из принципа. А тут совершенно никому не нужный опорный пункт посреди Атлантики. И никто на него не посягнул.
  • Не знает языка — само слово Sahrani испанским быть не может. H может стоять только перед гласной и не читается, а I на конце крайне маловероятно. Как оно читатется по-испански человек, владеющий испанским языком (взятым в войну 1936-39 годов) сказать не смог.
  • Не в ладах с именами — правит королевством Южного Сахрани династия Хименес. Уже занятно, это баскского происхождения фамилия, и, хотя в 10-м веке Хименесы правили страной Басков, с тех пор ни с какой аристократией не ассоциируется. Короля при этом зовут Джозеф III. Нет, не Хосе, хотя на русский королей принято транслитерировать, и Иосиф III ляпом не будет. Наследник при этом принц Орландо — то есть обладатель итальянского имени, представляющего собой итальянскую версию имени Роланд (хотя по-испански должно быть Роландо, если уж на то пошло)
  • Граница проходит по Андуину — Сахрани разделен на Королевство Сахрани и Демократическую Республику Сахрани глубоким заливом, почти проливом, соединяет их только узкий перешеек, на котором стоит бывшая столица, поделенная на две части разделительной зоной с разрушенным домами (привет, Никосия!), но и климатом: юг средиземноморско-тропический, север почти среднеевропейский. Хотя весь остров гористый, север более изрезан ущельями, там меньше сельзохугодий, и вообще он выглядит менее пригодным для жизни.

ArmA 2[править]

  • Руритания — Черноруссия. При этом находится на северном Кавказе, см.ниже.
  • Чекистско-бандитский мордор — ФСБ в сговоре с ЧДКЗ взрывает собор Василия Блаженного, дабы свалить на НАПА и оправдать ввод войск в Черноруссию. Майор спецназа Карелин любит лично убивать ножом пленных и пытается убить генерала Шагарова, чтобы не дать ему заполучить главу ЧДКЗ Лопотева, который может рассказать, как все было на самом деле.
    • Но в одной из «плохих» концовок все может кончиться тем, что заговор будет раскрыт и виновных даже расстреляют. В России в 2011 году, угу.
      • В принципе, Россия довольно нестандартно показана какой-то хтонической силой, которую не надо трогать — убьёт. С одной стороны, довольно неплохо, с другой, понятно, русские не особо умны, и ими крутят все, как хотят. А может, с другой стороны, как буйный псих, которого трогать нельзя, себе дороже, и надо общаться осторожно...
      • Доведено до предела в фанатской кампании «Операция «Кобальт» (автор попытался реконструировать оригинальный сюжет ArmA 2, но со всех сторон конфликта и без «вумных» перемасштабированных, переусложненных и забагованных моментов про стратегию, простыми классическими, но не менее интересными миссиями): возмущенные гибелью Призрака бойцы НАПА атакуют российскую базу на аэродроме Выбор. Российская армия без труда размазывает их по стенке и ставит ЧСО условие: или в течение 45 минут (!) сдаете Лопотева, или будет как тогда. Если Лопотева не поймать или не довезти, Россия выводит войска из Черноруссии под сплетни о том, что ее выбила НАПА… И наносит по оной ядерный удар. Зачем, почему? Русские же!
  • Клюква — не такая уж, но в официальных дополнительных миссиях за российскую армию персонажи разговаривают как американцы, ГГ обращается к командиру «Сэр». А уж в миссиях за Россию от иностранных мододелов чего только не бывает… Май нэйм из Василий Шолохов, май бразерс оф армс колл ме «Bezbozhnik» бикос айм атеист. Раньше в советской армии все должны были быть атеистами, но теперь все должны быть православными. А еще я дальний родственник оф писатель Шолохов. Черноруссия предала нашу страну, пойдя своим путем, но теперь мы научим ее родину любить (первая операция в Черноруссии при этом названа «День Победы»). Это начало любительской кампании Pirog. Так по-русски «Вперед!»
  • Триколоры с ракетами — в ArmA 2. Вооружены свежим оружием, включая автоматами АК-107
  • Эффект телепорно — по-такистански (вроде бы это пушту) команда «произвести выстрел» слышится как — «Шлик Куни!». Куни уже смешно, а учитывая, какой процесс в наших краях именуют шликом…
  • Ужас у холодильника — в первой же миссии чернорусской кампании Купер в одиночку обнаруживает массовое захоронение, о котором ему рассказали спасенные в деревне Валентина и доктор Сова. После чего командир группы Майлз докладывает в штаб о найденных жертвах ЧДКЗ, и упоминает ожоги, следы пыток и пробитые головы, хотя Купер такого не докладывал, а сам он ничего не видел. И зачем?
    • В каком-то фанатском переосмыслении трупы в лесу принадлежали убитым НАПА местным русским, а те, кого бойцы ЧДКЗ расстреляли в деревне, собственно, ту расправу и устроили (в том числе Валентина и доктор Сова)… И это ничему не противоречит, кроме установки, что чернорусы хорошие, а русские плохие.
    • Между прочим. Доктора Сову при первой встрече страшно пытают ЧДКЗ-шники, а в миссии «Манхэттен» выслеживают и вешают. При этом якобы только за то, что он лечил раненых солдат ЧСО. То есть, делал свою работу (предъявлять такие претензии врачу последнее дело по всем понятиям). И если это воспринимается, как такое злодейство, то или ЧДКЗ нелюдь, или обстановка в стране дошла до крайности, или Добрый доктор что-то крепко так скрывает.
  • Не в ладах с оружием — российский спецназ использует в качестве бесшумного оружия милицейский и совершенно не распространенный (но почему-то дико любимый в клюквенном жанре) ПП «Бизон».
    • Все танки имеют дистанционно-управляемый зенитный пулемет на месте командира, что неверно в отношении Т-72 и «Абрамс» М1А1. При этом, если запретить в конфиге огонь из зенитного пулемета изнутри танка, у командира танка исчезает возможность перемещать прицел в вертикальной плоскости (он будет стоять на том угле, на который поставлен пулемет, по-умолчанию 0, но если высунуться, пострелять из пулемета и бросить, как попало, то и в танке прицел останется на том же угле) и менять прицельную сетку (что используется для симуляции переключения прицела в другой режим. Ночной или тепловизионный канал при этом оставить можно, но включаться они будут только с кнопки «ночное видение» на том же прицеле). Также все танки имеют автомат заряжания и три человека в экипаже — кроме М1А2, где заряжающий, впрочем, является лишь стрелком для второго зенитного пулемета, и его отсутствие или занятость стрельбой никак не сказывается на возможности перезарядки орудия. Также вряд ли возможно отобразить некоторые особенности танков — например, на М1А1 командир не имеет независимого тепловизора, а только триплекс и дублирующий экран с прицела наводчика (и не может менять режим прицела или увеличение).
    • Много мелких, но странных моментов. Например, у Су-25 боезапас пушки — 180 выстрелов, а у Ми-24П — 750. Тогда как у обоих 250. У того же Су-25 тяжелые ракеты подвешены на внешних узлах подвески, а более легкие блоки НАР — на внутренних (чем тяжелее, тем ближе к центру). 45 выстрелов к пушке (23 бронебойных и 22 осколочных, кумулятивных нет) и зенитный ДШК у Т-72. Тот же самый боезапас к орудию ПЛЮС пять ракет у Т-90[3]. 500 выстрелов к КПВТ одной лентой, а не 10 по 50 у БРДМ-2. У БМП-3 в боекомплекте 22 выстрела к пушке и 8 ракет, как у сделанной на ее базе китайской Тип-97, а не 40 снарядов и 8 ракет как у реальной (причем у реальной машины для зарядки ракеты пушка поднимается на максимальный угол, так как ракетам намного длиннее снаряда и подается из отдельной укладки, чего не реализовано, хотя и возможно). И многое другое…
    • Среди солдат российской армии есть вооружённые автоматом АК-107 с прицелом ПСО-1, причем это командиры отделений и взводов. Хотя ПСО-1 можно установить на этот автомат, для автоматов он никогда не предназначался (так как рассчитан на патрон 7,64х54, но на 300—400 метров это не так важно), и его применение на АК-74 в Чечне было именно колхозом на местах в качестве «эрзац-снайперской винтовки», а не пехотного нашего ответа ACOG-у. У боевиков ЧДКЗ это можно было бы понять. Но почему на перевооружение армии на АК-107 средства нашлись, а на правильные 1П78-1 или 1П29 нет? Хотя на «Печенегах» стоят именно они, родимые 1П78-4 (последняя цифра — модификация под конкретное оружие — АК, РПК или ПК).
  • Латы не защищают — про бронестекло в этой вселенной не слышали. Су-25 или Ка-52 можно сбить даже из ПМ, убив пилота. Ну ладно, из ПМ хрен попадешь, но вот убить пилота или штурмана зависшего Ка-52 из СВД — вполне.
  • Вывих мозга — то, что разработчики накрутили вокруг Черноруссии без бутылки не понять. Она находится южнее России и восточнее местного Курака, с юга омывается морем, но не имеет никаких кавказских или тюркских черт, при этом имеет отличный от русского до степени другой языковой группы чернорусский язык (чешский), и при этом умудрилась побывать в составе России аж с 1631 года (до того же Кавказа Россия добралась позднее), под Белыми из ВСЮР и под немецкой оккупацией в ВОВ (то есть находится не восточнее западной части Кавказа)!
    • В, собственно, трейлере к игре камера сначала показывает карту мира, потом зависает где-то над Надтеречным районом Чечни, внезапно дает зум, отчего изображение сменяется крупными пикселями, и затем появляется карта из игры. То есть таки Северный Кавказ. То есть Зеленое море Каспийское. То есть десантный вертолетоносец «Кхе Сань» умеет летать. Все прочие нелепости насчет откуда взялся кусочек Чехии посреди Кавказа, остаются в силе.
      • В селе Лопатино стоит дорожный указатель, на котором указано, что до Москвы 2 172 км. Если Зеленое море Каспийское, то это где-то немного южнее Дербента. Откуда кусок Чехии южнее Дербента понятнее не становится.
      • При этом, хотя страна приморская, а море вроде как довольно южное, в Черноруссии нет ни одного даже «дикого» пляжа или каких-либо даже заброшенных признаков курортов хотя бы местного уровня. Вообще больше похоже на Приморье (прецеденты переноса Черноруссии на Дальний Восток в модах, к слову, были)
    • Впервые действие происходит не на острове, где границей карты была вода… Теперь если вылететь за территорию Черноруссии, то все дороги вдруг обрываются, а территория превращается в сплошную зеленую текстуру без каких-либо объектов. Выглядит эпично. Позволяло отдельным авторам лепить антироссийские моменты.
  • Не в ладах с бюрократией — российские войска в Arma 2 представлены частями Загорского военного округа. На 2009 год в РФ имелось Московский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Приволжско-Уральский, Сибирский и Дальневосточный военные округа. Сколько же территорий России прилегает к этой самой Черноруссии, чтобы городить целый военный округ?
    • Американские войска представлены морской пехотой, а конкретно, 27-м Экспедиционным Отрядом (MEU, Marine Expeditionary Unit, базовое подразделение МП США уровня батальонной тактической группы, перемещающееся на отдельном УДК). Что в его составе делают армейские (Армией в США называются ВСЕ сухопутные войска) штурмовики А-10 (MEU оснащены AV-8B и F-35B вертикального взлета-посадки) и вертолеты «Апач»? Также вызывают вопросы РСЗО М-270 армейских артиллерийских бригад корпусного подчинения. На вооружении Корпуса морской пехоты США (отдельный род войск) находится их облегченная версия HIMARS — один из двух 6-ствольных пакетов с ракетами на колесном шасси — но не в отдельно взятом MEU. Американцы вообще рассматривают РСЗО как эрзац-ОТРК, а не «многоствольные пушки», для точечных ударов по штабам, складам и прочим важным целям. В рамках этой же концепции пакет из шести ракет может быть заменен на один контейнер с ОТР ATACMS.
      • И да, вмешательство в конфликт столь могучей силы, имеющей в своем составе 4 танка и 20 БМП, это для российских войск аллес капут и повод применить ядерное оружие…
  • Не женское это дело — в OFP была ровно одна женщина — майор Ангелина Малевич. В ArmA есть королева Изабелла, целый главный антагонист, но как NPC она не появляется. В ArmA 2 появилось много моделей гражданских женщин, от бабок до девушек низкой социальной ответственности, однако в отличие от мужчин-гражданских они не могут пользоваться оружием (в инвентаре только две ячейки под патроны или гранаты, которые можно взять, но не бросить) и техникой.
    • Шрамы от цензуры — в Combined Operation гражданский NPC «проститутка» (черноруска или русская, в 5 вариантах одежды) отчего-то назван просто «женщина». Притом, что просто «женщина» тоже есть (тоже черноруска или русская в пяти вариантах). Вот и думай, какая.
    • Что касается моддинга, то прикрутить женскую голову к мужскому телу не так уж и сложно, особенно после выхода OA, где есть несколько сюжетных женских NPC, от которых достаточно легко открутить головы (останется проблема телосложения и походки) и полноценную «военную» женскую озвучку (к сожалению, только английскую). На русском и чешском есть только озвучка для женщин-гражданских, с которой те лишь невразумительно мямлят «…ээээ… мээээ… танк?…» увидев вражеский танк.
    • Еще есть мод «отряд «Пешмерга» с колоритными такистанками.
    • Что касается женских имен, то согласно генератору оных Лена и Елена, Екатерина и Катя, а также Наталья и Наташа — это разные имена. А русского женского имени Полина не существует, в отличие от мегапопулярного (1 на 8000) Раиса (после Ольги в алфавитном перечне генератора имен сразу Раиса).
  • Издалека сойдёт — в OA добавили немецкий спецназ, но городить ради такой важной фракции немецкую озвучку не стали. Так что говорят немцы по-английски (хотя для сравнения, речь британских и американских военных весьма различима, то есть озвучка разная)
    • 100-мм в реальности пушка танка Т-55 стреляет кумулятивными снарядами (бронебойных нет) от 122-мм гаубицы Д-30, а в качестве осколочных — снарядами от БМП-3. Которые хотя бы все же тоже 100 мм.
  • Пастырь недобрый — священник из чернорусской деревни Горка Отец Федор, он же Федор Коноваленко, он же лидер НАПА Призрак. Его ликвидация — необходимое условие объединения ЧСО и НАПА, ибо слишком радикален.
  • Не в ладах с богословием — в православных, вроде бы, церквях в Черноруссии стоят скамейки, как в костелах, а костюм обычного священника включает камилавку, которую носят иеромонахи и выше, и только во время богослужений. Также не соблюдаются правила ориентации церквей по сторонам света, и по ним нельзя ориентироваться (алтарь должен быть на востоке, колокольня на западе, косая перекладина креста верхней частью и указывает на север)
  • Офигенно находчивые разработчики — как сделать одноразовые гранатометы РПГ-18 и М-136 не перезаряжаемыми? Выстрел к ним будет занимать шесть из двенадцати ячеек инвентаря, чтобы игрок не мог взять два, не оставшись без боезапаса (столько же занимает выстрел к несравнимо более тяжелым и мощным ПТРК «Джавелин» и «Метис»). При этом более мощные выстрелы к РПГ-7 или SMAW занимают две или три ячейки, и можно взять два или три выстрела на те же деньги, а то и четыре. Хотя выстрел вообще не должен занимать место в инвентаре, он забит в тубу на заводе и может быть извлечен только выстрелом или аккуратной разборкой, крестясь и матюгаясь. При этом, что логично, гранатомет не делается одноразовым — его можно перезарядить новым выстрелом, а еще можно плюнуть и взять два выстрела, а для самообороны пистолет. У моддеров были попытки ограничить перезарядку скриптами.
    • Притом, что сделать все правильно вообще проще пареной репы (открыл Америку на 15 году выхода игры и на волне вдруг вспыхнувшего интереса спустя 12 лет активного ею увлечения, называется): 1. В конфиге гранатомета убираем анимацию перезарядки (ставим пусто вместо названия анимации). Этап не обязателен, но желателен для косметического эффекта. 2. В конфиге магазина ставим 0 ячеек на выстрел. 3. В конфиге гранатомета ставим время перезарядки… Любое число секунд, которое вы точно не согласитесь ждать перезарядки. Например, 86400. Все, после выстрела остается только выбросить тубу и пойти искать новую. Из ящика или с трупа гранатомет берется уже заряженным, а дополнительные выстрелы взять невозможно, потому что их как бы нет.
    • Танковые ракеты у Т-90 и БМП-3 сделаны не выстрелом к орудию, а отдельной пусковой установкой с отдельной перезарядкой — чтобы ИИ тоже мог их применять. Он и мигом полюбил «дуплет» снарядом и ракетой…
  • Смердяковщина — страшных русских националистов, ненавидящих все чернорусское, зовут Андрей (или Григорий) Лопотев, Костей, Микола Бардак[4] и Никола Никитин. В свою очередь, лидер чернорусских националистов — Федор Коноваленко (все же более русские, чем чешские имя и фамилия).
  • Флот Её Величества — появился в дополнении «Вооруженные силы Великобритании»
    • Имба, вплоть до «что за фигня, автор?» — нет, мы понимаем, что европейские БМП пошли по пути перебронирования в мамонт-БМП, а CTAI CT40 — орудие, без дураков, серьёзное. Но извините, БМП «Уорриор» имеет больше очков брони, что Т-90 (850 против 800) и ровно столько же, сколько «Абрамс» М1А1 (А2 — 900), значительно сильнее бронирована, чем Т-72 (690), а столкновение с ней на танке смертельно опасно при малейшем зазевательстве, при том, что по-умолчанию выставлены фугасные снаряды, которыми она может тот же Т-72 вынести 5-6 попаданиями, притом, что сама из танкового орудия калибром 125 мм (650 урона) убивается далеко не с первого раза. Ну и да, программа Warrior CSP как бы была свернута, но да, это случилось через 7 лет после выхода игры…
  • Технология Шрёдингера — артиллерия. Представлена в оригинальной игре очень куцо (М-119 для США и Д-30 для постсоветских фракций), хотя, по хорошему, игра позволяет полноценно реализовать ее во всей красе. САУ нет вообще (моддером Vilas были выпущены САУ 2С1 «Гвоздика», 2С3 «Акация», 2С7 «Пион», а также М-109 (А3 и А6), однако что-то с ними недоработано, и снаряды у них ложатся с точностью +/- два километра от цели при загоризонтальной стрельбе[5]. В моде PRACS, внезапно, без всякой обещающей это инфы[6], были обнаружены полноценно доработанные «Гвоздика» и «Паладин», а также недоделанная, к сожалению, «Акация», плюс стационарная гаубица Д-20 (модель взята из мода на китайскую армию от VME, где Д-20 проходит как «Тип-66»). А ведь как артиллерия преображает игру… Скажем, насколько меняется к лучшему жизнь спецназовца, когда на миссию по подрыву вражеской бронетехники получаешь не три взрывпакета и бесшумный автомат, а бинокль и связь с гаубичной батареей…
  • Автомат Ералашникова — в Operation Arrowhead для такистанской армии доступен тепловизионный прицел Goshawk, который по виду и характеристикам является российским прицелом «Шахин». Зачем было так делать — не очень понятно. Для тех, кто в теме, goshawk — это ястреб-тетеревятник, а Шахин — рыжеголовый сапсан, он же пустынный, он же берберский сокол.
  • Неопытный генерал — в финальной миссии ЧСО или НАПА могут отдать Куперу командование всеми своими силами для, собственно, решающего сражения с ЧДКЗ и, опционально, российской армией. СЕРЖАНТУ, мать его за ногу! У которого даже сержантом опыт командования — неделя(!), трое бойцов и три с половиной спецоперации («Лезвие-2», «Манхэттен», «Бесплодные земли», из них первые две ориентированы на свободную охоту за схронами, офицерами и документами противника, и только «Бесплодные земли» боевая, по захвату четырех поселков в центре Черноруссии; ну и поездка за документами Спукаева за половину спецоперации сойдет)
  • Непреднамеренное совпадение — главным героем дополнительной миссии «Контратака» является российский пулеметчик Николай Горшков — точно, как и намеревался в «Грозовых воротах», пошел в контрактники… К слову, единственная дорога из Черноруссии в Россию идёт через перевал Грозовой.

ArmA 3[править]

  • Кровавая рана в культуре — сколько лет прошло, сколько всего произошло, сколько всего нового выдумано и здесь и в жизни… А отечественные фанаты все еще пилят под Арму 3 кампании про Первую Чеченскую, радостно теребя все болевые точки.
  • Горные орлы, фета и туристы — острова Актис и Стратис. В принципе, типаягреция (с хунтой черных полковников, вы не думайте, они не романтизируют) — достаточно типичный для игры клюкволэнд, Сарани тоже отдает Кипром.
  • Китай захватит мир — CSAT. Стандартное демпартийное нытье про то, что Китай всех скупит и закабалит (устроив землетрясение геофизическим оружием, а потом предложив помощь под конские проценты и оккупацию, например), а остальных захватит, если только сияющий Запад не выйдет из изоляции и не покажет всему миру, что так имеет право делать только он.
  • Эти злобные русские… — их здесь нет! Заменены злыми иранцами на побегушках у злых китайцев, к которым Россия относится с подозрением. Сами по себе русские появляются только в дополнении Contact (не считается каноническим), где помогают избежать худшего с инопланетянами, а настоящей проблемой становятся кичливые ляхи из Ливонских вооруженных сил, которые едва не устроили глобальную катастрофу.
    • Но техника CSAT, в основном, российская.
  • Франкенштейн — вертолет Ми-48 «Кайман». Натуральный плод противоестественной связи Ка-52 и Ми-28, которые как будто пропустили через кривой телепортатор, который собрал их в нечто среднее. Иными словами не описать. И название тоже.
    • Аналогично истребитель To-201 Shikra представляет собой потомка Су-35С от внебрачной связи с Су-57.
    • А вот танки Т-100 «Варсук» и Т-140 «Ангара» это вполне определенные Т-95 и «Армата»
  • Бафосная аббревиатура — CSAT, основной вероятный и не только вероятный противник в серии. Означает «The Canton Protocol Strategic Alliance Treaty (Стратегический Альянс по Договору Гуанчжоу)». А еще это Customer satisfaction score — «индекс удовлетворенности клиентов», помогающий определить, насколько клиенту понравилось взаимодействовать с компанией

Примечания[править]

  1. В игровом редакторе есть объект «карта на подставке». Выглядит как называется — растянутая на трехногом штативе крупномасштабная карта. Так вот судя по ней, два этих островка (Алтис и Стратис) располагаются немного юго-западнее Мальты. В реальности там море без малейших признаков суши)
  2. В модах на Вторую Мировую обычно Синие все те же американцы и их пристяжь, Красные — немцы, СССР — зеленые. Угу, наши с немцами, значит, могут в мире быть. А американцы никогда. А почему не СССР красные, немцы синие, а Союзники зеленые?
  3. Все это меркнет перед Т-72 из вышеупомянутого мода CSLA: у него 42 бронебойных снаряда... а также 42 осколочных, 42 кумулятивных и 42 ракеты
  4. В ревизионистском моде «Восход Красной звезды» «Микола Бардак» это прозвище, прицепившееся при попытке стать президентом Черноруссии, а так он Антон Ефимович Колыванов
  5. Были также обнаружены доработанные Vilas версии с прикрученными таблицами баллистики и скриптами управления артиллерийским огнем… Все равно требующие доработки напильником, так как баллистический вычислитель без добавления вручную не открывается, а диапазон при стрельбе составляет 100 метров — то есть, минимальная дистанция стрельбы 6100 метров, максимальная 6200. Потому, что гаубицы стали жертвой реализма: углы возвышения орудий у моделей реалистичные, но в игре гаубицы работают на углах от 45 градусов — максимальная дальность — до 90 — снаряд падает обратно на гаубицу. А у этих угол возвышения до плюс 50, вот и получается разница в сто метров между максимальной и минимальной дистанцией стрельбы. Что характерно, баллистическая таблица прекрасно цепляется к китайской гаубице PLZ-05 из не имеющего никакого отношения мода VME PLA. «В реальности» проблема решается работой на углах ДО 45 градусов, а также переменными метательными зарядами. Но твою же мать, НИКТО, НИКТО за шесть лет активного моддинга на вторую Арму не сделал «Мсту» и Pzh-2000!!! Итальянцам в моде на итальянскую армию давали М-109, которых у них никогда не было. Кучу итальянской техники, нафиг никому не нужной сделали! А PzH-2000 не сделали. И авторы кучи модов на немцев тоже. Тоже только М-109 без зенитного пулемета с крестом от Vilas
  6. что можно найти в модах на Арму, ведает один Аллах. Вот кто подумает, что в моде на чешскую армию 1989 года будет советская АПЛ проекта 949А под вымышленным названием К-349 «Днепр»? Где она, блин, занимается высадкой чешского спецназа на занятые партизанами острова. Самое то, для чего эти бегемоты предназначались