F.E.A.R.

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
FEAR DVD box.jpg
« Зарывая свои грехи в землю, люди сеют семена собственной гибели. »
— Пакстон Феттел, F.E.A.R.

F.E.A.R. (First Encounter Assault Recon, Штурмовое подразделение первого контакта. В русском переводе — Федеральная Единица Агрессивного Реагирования) — серия шутеров от первого лица с элементами survival horror. Первая часть вышла в 2005 году и покорила игроков сочетанием жестких перестрелок и режима slo-mo с, внезапно, элементами мистического хоррора. После выхода первой части к ней сделали дополнения: F.E.A.R. Extraction Point (2006) и F.E.A.R. Perseus Mandate (2007). Правда, события этих аддонов вскоре объявили неканоничными и в продолжениях игры F.E.A.R. 2: Project Origin и F.E.A.R. 3 события, описанные в них, никак не упоминаются.

Предыстория[править]

« Её ярость. Её боль. Её муки. Я чувствовал их, словно свои собственные. Они и были моими... Он лишил нас её. Он обратил нашу семью в прах! Она показала мне, что нужно сделать... Он заслужил смерть! Они все заслужили смерть! И я не остановлюсь! А ты? »
— Пакстон Феттет о своих мотивах

Итак, год 2025. Восстания машин и Скайнет не было, но и летающих автомобилей, автозашнуровывающейся обуви и летающего скейтборда тоже не изобрели. Зато исследование космоса идет полным ходом — вот, например, недавно на границе Солнечной системы нашли пропавший космический корабль «Сквозь горизонт». Наверняка с экипажем корабля все в порядке и все живы (хе-хе). В остальном же человечество осталось прежним: оно также загрязняет окружающую среду, выбирает на руководящие должности дураков и стабильно идет к собственной гибели. И также бюрократы, как и во все времена, ищут способ попилить государственные денежки. В частности, в США на средства налогоплательщиков было организовано спецподразделение F.E.A.R., для борьбы с паранормальными угрозами. Которое, внезапно, оказалось очень сильно востребовано, когда господрядчик, корпорация Армахем Технолоджи, объявила тревогу на своем секретном объекте и запросила помощи у правительства. По их словам, они готовили в своих лабораториях армию клонов, для управления которыми был выведен командир-псионик Пакстон Феттел. Однако, несколько часов назад он вышел из под контроля и устроил кровавую резню, перебив персонал лаборатории, а ведущих ученых проекта он вообще сожрал! Для того, чтобы разобраться с ЧП, была привлечена оперативная группа F.E.A.R., в которую вошел и наш главный герой — Оперативник (Pointman), взятый в спецподразделение из-за своей выдающейся скорости реакции (именно этим и объясняется режим slo-mo). Группе был дан четкий приказ — убить Феттела, что приведет к отключению всей армии клонов. Однако, почти сразу все пошло не по плану — бойцы F.E.A.R. почти в полном составе полегли еще в начале миссии от паранормальных ужасов, вызванных призраком маленькой девочки в красном платье. Так что нашему герою придется пробираться к своей цели практически в одиночку, отбиваясь от клонов и потусторонних ужасов, пытаясь при этом выяснить что подвигло Феттела на его безумие, кто такая Альма (призрак девочки), как она связана с Армахем… и как все это связано с самим Оперативником.

Персонажи[править]

Основные[править]

  • Оперативник — главный герой первой и один из возможных протагонистов третьей части. Молчаливый и суровый мужчина, обладающий способностью двигаться быстро как «дикая кошка после инъекции адреналина». Всегда зовется не по имени, а по должности (его официальное имя засекречено и нигде не фигурирует). На самом деле у него никогда и не было настоящего имени, данного при рождении — его всегда называли «первым прототипом». Старший сын Альмы Вейд, главная надежда корпорации Армахем на создание боевого телепата. Тем не менее, надежда не оправдалась — родившиеся дитя не унаследовало в полной мере дара своей матери[1] и являлось всего лишь человеком-плюс с улучшенной скоростью восприятия и повышенной реакцией. Чтобы отбить затраты, Армахем хирургическим путем усилила его способности, попутно стерев воспоминания о тяжелом детстве. Затем главного героя отдали военным, как прототип суперсолдата, а те уже сами организовали ему новую «легенду».
  • Пакстон Феттел — один из антагонистов первой части и возможный протагонист третьей части. Командир-телепат, людоед и крайне хладнокровный и беспринципный человек. Младший брат Оперативника, в отличии от него унаследовавший псионический дар от матери. Это, впрочем, лишь все усугубило: Феттел вскоре смог синхронизировать сознание со своей матерью Альмой, заточенной в Саркофаге, и устроил взрыв мозга (буквально!) целой куче охранников на объекте, где его содержали. После этого его усыпили транквилизаторами, а Альму убили. Впрочем, через много лет её дух смог снова связаться с ним, и кровавая резня повторилась вновь, только в еще большем объеме. Был убит Оперативником в первой части, возродился в виде бестелесного духа в третьей. В зависимости от прохождения в F.E.A.R. 3 либо окончательно покинет этот свет, либо захватит контроль над телом своего брата, стерев его личность.
  • Альма Вейд — таинственный призрак, появляющийся в самых разных образах: от восьмилетней девочки в красном платье до высокой, изможденной голой женщины. Враждебно настроена ко всем, кто связан с корпорацией Армахем: способна буквально взрывать людей телекинезом, оставляя только окровавленный скелет, может призывать агрессивных призраков и насылать галлюцинации. Мать Оперативника и Пакстона Феттела. Дочь Харлана Вейда, одного из ведущих ученых Армахема. С детства демонстрировала мощнейшие псионические способности и из-за этого подвергалась жестоким опытам своего ученого-отца, который хотел вознести человечество на новый уровень эволюции. Вполне закономерно озлобилась на весь мир (но особенно на корпорацию Армахем и Харлана Вейда) и стала чересчур опасной и нестабильной. По этой причине её поместили в Саркофаг — наполненное водой хранилище, блокирующее её силы, где девочку держали в состоянии искусственной комы. Когда ей исполнилось четырнадцать лет, Альму искусственно оплодотворили (использовав в роли «доноров» отцовского набора генов ведущих ученых проекта. В том числе и Харлана Вейда. Да, папа года, ничего не скажешь), для получения более податливого и контролируемого подопытного. Первая попытка не удалась: ребенок родился со слишком слабыми телепатическими способностями. А вот вторая была более успешной. Тем не менее, когда Альма смогла связаться псионически с Феттелем, это закончилось очень кроваво. Поэтому руководство Армахема приняло решение убить её: систему жизнеобеспечение отключили и Альма мучительно умирала 6 дней, от обезвоживания и истощения. Тем не менее, её жаждущий отмщения дух остался в нашем плане бытия и долгие годы ждал удобного момента, чтобы нанести удар.
  • Майкл Беккет — протагонист второй части игры, оперативник особого отряда спецназа «Дельта» «Темный Сигнал». Был отправлен в апартаменты президента Армахем Женевьевы Аристид, чтобы взять её под стражу. Однако операция провалилась: произошел взрыв в Саркофаге, Альма вырвалась на свободу, а главного героя и его команду захватили в плен люди корпорации. Как оказалось, они, сами того не зная, были участниками проекта Армахем «Предвестник», целью которого было выведение командиров-телепатов без использования Альмы Вейд. Всему выжившим членам отряда усилили их рефлексы хирургическим путем и настроили их телепатический профиль на псионические сигналы Альмы, чтобы отвлечь её от руководства Армахема. В случае с главным героем это сработало слишком хорошо: Альме он явно приглянулся и она всю игру преследует ГГ, очарованная им (она даже меняет свой облик на более привлекательный, чтобы понравится Майклу). В конце-концов немертвая Альма таки настигает главного героя, насилует и беременеет от него, отчего у Беккета в третьей части развился нехилый такой ПТСР (а у кого-бы не развился?).

Тропы и штампы[править]

  • Атака голым фронтом — из трех обличий, которые может принимать Альма, в двух она совершенно голая. Впрочем, рассмотреть данное зрелище нам не дадут, поскольку Альма всегда появляется лишь на несколько секунд, либо взор нашего героя как бы размыт и затуманен (по причине того, что обычно это галлюцинации)
  • Бесполезное спецподразделение — секретное подразделение F.E.A.R, якобы созданное для борьбы с паранормальными угрозами. Когда оно и правда встретилось с чем-то сверхъестественным, лишь один главный герой показал себя полезным. Правда, вины организации тут нет — ни у кого, кроме нашего персонажа, не обнаружилось иммунитета против сверхмощной телепатии.
    • Еще более бесполезны парни из «Дельты». В большинстве случаев они нужны, чтобы наглядно показать игроку способности Альмы (от них остаются лишь скелеты и океаны крови, а иногда даже этого не остаётся), сливают даже охранникам «Армахем», не говоря уже о клоноспецназе.
      • Справедливости ради, "Дельтовцы" оказались в НАСТОЛЬКО неравном положении - что выезжали исключительно на выучке и героизме, пока не кончились. А "рядовые" охранники "Армахем", это как не крути тяжеловооружённые ЧВКшники, которые ещё и давят "мясом".
    • В куда как большей степени к бесполезным можно отнести самих наёмников "Армахэм", что в первой что во второй части. Непонятно о чём там думали манагеры компании и совет директоров - но столкнувшись с неиллюзорной задницей в лице в виде восставшей армии репликантов, ЧВКшники довольно бодро (с воплями боли и кровью по стенам) сливают по всем фронтам. "Гениальный" же план руководства корпорации, послать в разрушенный город где твориться чёрте что, дополнительные сотни наёмников-психопатов для уничтожения улик - оборачивается ещё более громким фиаско.
  • Бесполезное начальство - лейтмотив всей истории, потому что облажались тут все кто мог облажаться. Правительство США облажалось когда доверила проекты по созданию новейших систем вооружений, корпорации с очень компетентным и добросовестным руководством. Руководство "Армахэм" облажалось когда назначило на руководство проектом с огромными рисками, учёных с крайне оригинальными взглядами на этику и гуманизм. Пентагон облажался когда чуя что дело керосином - послало в город где то около взвода "Дельты", а не подняла на уши все федеральные агентства, морскую пехоту и далее по списку. "Эту страны - погубит коррупция".
    • Ну и как вишенка на торте из известной субстанции совет директоров и лично Женевьева Аристид - которые прекрасно зная что Харлан Уэйд, мягко говоря поехал кукухой на почве острого чувства вины перед дочерью, почему то не поступили как у них принято. А именно не пустили его в расход, пока не случился инцидент. А дождались пока Альма не разрушила целый город - и только после этого решили зачистить всех свидетелей.
  • Безымянный герой — главный герой первой и третьей части, Оперативник (Pointman). Его настоящее имя игрок так и не узнает.
  • Волосы Годивы — у Альмы её длинные. черные волосы прикрывают грудь, когда она появляется перед игроком в своем «взрослом» обличье.
  • Глумливые ачивки — «Король суицида» в первой части. Достижение дается за пять подрывов на собственной гранате.
  • Предательская кавалерия - сотрудники подземных комплексов, после "выброса", явно не ожидали что сотрудники ЧВК пришли их не спасать, а методично и даже с каким то весельем, отстреливать.
  • Давящий бурдон — хватает во всех частях игры. Отлично работает на атмосферу.
  • Жуткие детишки — Альма же! Один из её призрачных образов — девочка в красном платье.
  • Топливо ночного кошмара - с чем с чем, а именно во второй части с пугающей атмосферой всё более чем в порядке. Особенно в этом плане "радует" школа имени Уэйда.
  • Знаменитые последние слова: «До этого можно было не доводить, брат. Мы могли бы стать богами…» — Пакстон Феттел.
  • Головорезы - если репликанты более чем круты, и просто выполняют отданные им телепатически сигналы. То наёмники "армахам", просто отмороженно зверьё, которое похоже только и умеет что мирняк отстреливать.
  • Игра слов — чистящие средства с надписью almagan clean ya!, что на слух звучит как «Alma gonna clean ya!» («Альма собирается зачистить тебя!»)
  • Искусственный гений — противники в игре не лезут под пули и грамотно занимают укрытия. Обожают заходить с неожиданных направлений, и закидывать засидевшегося в укрытии игрока гранатами. Даже не низком уровне сложности можно запросто получить Game Over, если рвануть напролом на подготовленные позиции врагов.
  • Каин и Авель — Оперативник и Пакстон Феттел.
  • Катсценная некомпетентность — в самой же первой главе Пакстон Феттел неожиданно вырубает протагониста тяжёлым предметом, в этот момент даже замедляется время, чем изначально владеет ГГ. Казалось бы, удар с размаху — не пуля, можно и увернуться, но управление блокируется.
    • Обоснуй: Феттел все таки телепат, мог и по мозгам врезать перед ударом доской. Вспомните как он по ходу игр на пару с матерью вам по мозгу ездил вдоль и поперек.
  • Крутой бородач — Оперативник в третьей части. Та самая «тактическая борода» в наличии. Есть и обоснуй — его долгое время держали в плену и никто особо не озадачивался вопросом дать ему «мыльно-рыльных» принадлежностей. А после побега протагонисту было малость не до того, чтобы выкроить время в своем плотном графике для посещения парикмахера.
  • Ксерокс-армия — армия клонов, управляемая Феттелем.
  • Научно-исследовательская корпорация — Armacham Technology Corporation, проводит исследования в области телепатии.
    • Преступная корпорация — они же. Изнасилование (а как по-другому назвать искусственное оплодотворение Альмы, проведённое против её воли?), убийства, пытки и многое другое в том же духе.
  • Небьющиеся лампочки — доходит до абсурдного комизма! Честные динамические источники света — есть! Если попасть по висящей под потолком лампе, то она начнёт раскачиваться, динамически меняя освещение! Только вот разбить её ничем нельзя.
  • Не зомби — культисты Альмы из третьей части игры, ведущие себя точь-в-точь как камикадзе из Serious Sam.
  • Обреченная любовь— Альма Уэйд и Майкл Беккет. Удивительное сочетание. Мало того, что Альма 10 лет, как мертва и не умеет адекватно проявлять свои чувства, так ещё и Майкл не особо оценил её знаки внимания. Но это не помешало ей потом изнасиловать Беккета и забеременеть от него.
  • Озлобленность на весь мир — Альма Вейд. Проведение её отцом над ней экспериментов по выявлению телепатической природы с самого младенчества сломало ей жизнь. А разлука с её детьми была последней каплей.
    • Пакстон ушёл недалеко. И пусть он и отыгрывает чудовище, сочувствовать ему в этой истории получается довольно легко.
  • Отвратительный толстяк — Нортон Мейпс, работник корпорации «Армахем», который озабочен сокрытием грехов своей компании. Своим неприятным внешним видом (и полностью соответствующим ему мерзким характером) вызывает раздражение у игрока и яростное желание прикопать его на месте.
  • Отсылка — на многих уровнях в первой части игры можно найти журналы, на обложке которых написано: «найден космический корабль „Сквозь горизонт/Горизонт событий“» и изображен одноименный корабль из этого фильма.
  • Псионические способности — эксперименты корпорации «Армахем» по исследованию природы телепатии и выведением армии телепатов привела к буйству некоторых подопытных и разрушению целого города.
  • Я купил этот город - несчастный город Фэйрпорт. Который "Армахэм" превратили полностью в свою вотчину, фактически подчинив себе все сферы общественной жизни и понастроив в нём и под ним всяких подземных комплексов для сомнительной деятельности. Тут тебе и школа, где проводят эксперименты на детях. И постоянные проблемы с экологией из-за заточённой Альмы вредящие здоровью десятков тысяч людей. А по итогу вообще состоялось восстание репликантов, с сотнями трупов. А потом город вообще уничтожило "выбросом" от пробуждающееся Альмы. И счёт погибших после этого, явно пошёл на сотни тысяч, если не на пару миллионов.
  • Птичку жалко — уже упоминавшийся Нортон Мейпс. Изначально кажется весьма неприятным и хамоватым типом, но под конец игры, будучи раненым, сидя в луже крови, вызывает если не жалость, то по крайней мере лёгкое сочувствие.
  • Суперсолдат — сам главный герой, обладающий способностью входить в режим slo-mo. Также под троп подходит армия клонов и управляющий ими командир-телепат Феттел (способный взорвать мозг обычному человеку своими способностями).
  • Тяжелое детство, деревянные игрушки — Альма Вейд и её отпрыски — Оперативник и Пакстон Феттел. После нечеловеческих опытов «Армахема» над ними в области телепатии и создании солдат-телепатов, только Оперативнику удалось не свихнуться по полной.
  • Хождение сквозь стены — фазовые коммандеры, элитные враги в броне и с мощным вооружением, умеющие ходить сквозь стены.
  • Худой, как скелет — Альма в своём взрослом призрачном образе. Неудивительно, если знать, как её убивали.
  • Что стало с мышонком? — судьба Янковски в первой игре. Подразумевается, что он был убит Альмой, но он всё равно продолжает являться к протагонисту в виде призрака, плюс его жизненные показатели фиксируются.
    • Возможно его сознание поглотил Пакстон Феттел, который и посылает Оперативнику его образы.
  • Экзоскелет — силовой бронёй здесь называют и собственно силовой костюм, и мини-мехи.
  • Я твой отец — по ходу сюжета оказывается, что Пакстон Феттел является младшим братом Оперативника, Альма Вейд — их матерью, а Харлан Вейд — дедом.
  • Полночь без пяти - лейтмотив всей серии игр на самом деле. ПВ первой части - гонка со временем до того как вышедшая из под контроля армия Феттеля доберётся до "гробницы" и освободит Альму. Во второй части - хотя казалось бы самое страшное уже случилось. Но отряд "Дельта" прорывается через разрушенный город к заброшенной АЭС - что бы убить астральную проекцию Альмы, и не дать случиться плохому. И наконец третья часть - всё плохое уже случилось, "Армахэм" окончательно облажалась везде где только можно. И мир уже стоит окончательно у последней черты. Через несколько часов Альма родит своё третье дитя - и человечеству скорее всего настанет с этим полный абзац.
  • Исчезающие силовики - в первой части правительство США на всё происходящее реагирует адекватно (насколько может адекватно реагировать оно, учитывая политическую борьбу, сращивание с ВПК и т.д.) посылая на восстание клонов отряды спецназа, боясь утечек информации и паники. Во второй части уничтожен целый город, чем то похожим эффектом на ядерный взрыв, окрестное выжившее население выяснилось сошло с ума (но не всё). Правительство США самоустраняется, и просто даёт какой то там ЧВК, посылать в зону ЧС свои наёмные части? Ну во второй части это хотя бы можно объяснить хотя бы неразберихой и разрушениями, до непосредственно зон боевых действий правительственные силы могли просто не успеть добраться. В третьей части - полуразрушенный (почему гораздо слабее чем во второй части) город с какого то рожна оккупируют наёмники "Армахэм", зачищающие ещё каких то оставленных в городе свидетелей. Часть из них вывозят в Южную Америку в какие то фавелы. А в центре города, разрушенного, строят огромную военную базу. Понятно что это мрачное киберпанковское будущее - но как этот мир вообще работает, решительно непонятно? Если это суровая корпорократия, откуда в первой части вообще взялись солдаты армии США? То есть весь остальной мир не волнует огромная воронка в небе, порождающая кошмарных тварей из другого измерения и грозящая засосать весь мир, похоже, в ад?
  • Полное чудовище - Педаль в земное ядро вдавливает Харлан Уэйд, да и его коллеги тоже. Ради науки не пожалел даже родную дочь. Руководство корпорации и значительная часть их персонала - в туже степь. Фактически рассматривали население целого города, как сырьё для своих экспериментов. А когда поняли что погорели, решили закрыть вопрос радикально, уничтожив всех возможных свидетелей (дошло до зачистки оставшегося населения города).

Примечания[править]

  1. Его телепатические способности не были достаточно сильными, если точнее. Но их вполне достаточно, чтобы противостоять псионическим атакам Альмы