Delta Force: Black Hawk Down

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Delta Force: Black Hawk Dawn
Обложка игры
Общая информация
Жанр
Год выхода2003
РазработчикNovaLogic
Издатель
  • NovaLogic
  • 1C (Россия)
Платформы
  • ПК
  • Playstation 2
  • Xbox
Режимы игрыОдиночная, Мультиплеер

Delta Force: Black Hawk Dawn ― шутер от первого лица, разработанный и изданный студией Novalogic в 2003 году. Четвёртая часть в основной серии и шестая игра во франшизе.

Мягкий перезапуск: прошлые части были тактическими шутерами (кроме спин-оффа Urban Warfare), а BHD стала чем-то вроде Modern Warfare за 4 года до самой Modern Warfare. Эта часть стала динамичным скриптованным шутером с масштабными битвами, взрывами и огромными армиями врагов.

Действие основной компании происходит в Сомали в 1992 году, во время той самой войны. В отличие от другого известного произведения на тему, фильма «Падение Чёрного Ястреба», нам покажут не только провальный бой в Могадишо, но и многие эпизоды до и даже один после этого сражения. Придётся и охранять гуманитарные конвои, и спасать из под обстрелов перебежчиков, и взрывать корабли с наркотиками.

Спустя год вышло важное дополнение, без которого сейчас игру и представить сложно: Team Sabre, в России названное «Операция Картель». В нём игрока ждут две новые компании: в Ираке и Колумбии. В первой участвуем в гражданской войне в Иране, во второй боремся с колумбийским наркокартелем. Многие известные миссии, вроде зачистки нефтяной вышки или штурма аэродрома в джунглях, были именно в дополнении.

Игра вышла на ПК, Playstation 2 и Xbox. Версия для PS2 создана с нуля на другом движке, на Xbox перенесли ПК-версию. Раньше такая практика была частой. Ещё выходила Java-версия, но это был просто симулятор вертолётной турели.

Шутер не является адаптацией фильма Ридли Скотта, их объединяет только общий конфликт в центре внимания. Скорее всего авторы обоих произведений взяли название книги Марка Боудена «Падение Чёрного Ястреба: История современной войны».

Сейчас в разработке игра «Delta Force: Hawk Ops», в ней обещают сделать ремейк сомалийской компании.

Сюжет[править]

Сомали, 1992[править]

В центре сюжета безымянный солдат, начавший карьеру в рядах обычной американской пехоты, отправленной в Сомали. После участия в нескольких весёлых перестрелках на окраинах охваченной войной страны его переводят в состав группы «Дельта» и отправляют в столицу Могадишо. По поводу выполнения тайных и не очень операций мы становимся свидетелем знаменитой городской битвы, когда бойцы Айдида (главного антагониста компании) показали зубы, сбили два Чёрных Ястреба и изменили весь ход войны. Америка её проиграла и нам придётся увидеть самое громкое поражение США в первых рядах, в том числе и известную сцену эвакуации раненых на пакистанскую базу.

Колумбия, 2004[править]

В Колумбию отправили отряд солдат Дельты для ликвидации могущественного наркобарона Антонио Пауло. По сравнению с ним Эскобар в лучшие годы ― подъездный гопник. Под контролем Пауло находится немалая часть страны и просто так приехать к нему домой и убить не получится. Придётся штурмовать базы и ломать инфраструктуру. По сути, вся компания ― набор тайных операций в духе старых частей игры. Но есть и пара крупных перестрелок.

Иран, 2004[править]

Альтернативная история. В начале нулевых было свергнуто правительство Ирана и вместо него пришли прозападные политики, установившие союз с США. Долго идиллия не продлилась и новый главный злодей, мятежный генерал Калиб, захватил два региона и отказался признавать новую власть. Но это не самое страшное, ведь регионы оказались богаты нефтью. Американцы конечно любят мир, но только пока никто не трогает нефть. Поэтому отряды миротворцев с полными обоймами демократии уже вылетели. Как известно, чтобы всем было хорошо - нужно убить всех плохих. Вот примерно этим мы и будем заниматься в роли очередного ноунейма.

Геймплей[править]

DELTAscreen.jpg

Эта часть была переходной стадией между классической тактической трилогией и ещё не вышедшими на тот момент Modern Warfare. Нормальных катсцен тогда ещё не было, у героев по большей части даже не было имён, но какая-никакая постановка присутствовала: то и дело летали заскриптованные вертолёты, катались автоколонны, могли начать набегать орды врагов. По современным меркам это не просто норма, это база базовая, потому как все шутеры сегодня завязаны на скриптах, но в 2004 году это было очень свежо и круто. При этом само построение уровней было классическим, когда они практически не были ограничены: вы могли в любой момент вернуться хоть в самое начало миссии. но со всеми этими скриптами создавалось ощущение реальной войны.

Из классических геймплейных механик были: ручные (ограниченные) сохранения, выбор оружия перед уровнем и невозможность подбирать его у врагов (хотя есть ящики с возможностью смены), лечение аптечками, подбирание коробок с патронами как в девяностых, ну и конечно же возможность управлять отрядом солдат. Да, за нами почти всегда ходит группа из 3-4 бойцов. Можно вообще забить на них и не обращать внимание, а можно давать команды. Более того, есть целая игровая механика зачистки помещений, реализованная за всю игру раза три наверное.

Ещё есть мирные жители. Много мирных жителей. Битвы в большинстве случае происходят прямо на улицах городов и нужно постараться, чтобы случайно не цеплять бегающих под ногами гражданских во время перестрелок. Игра даже предусматривает допустимые потери среди гражданских, но, если за них выйти, миссия будет провалена.

Также из интересных особенностей местного геймдизайна можно отметить то, что авторы по сути воспроизвели Могадишо целиком (понятное дело, уменьшенную версию) и все миссии в этом городе происходят на одной и той же карте (исключение - последняя глава, там ещё добавили стадион в центре города). То есть вся миссия происходит в рамках одной улицы, но при этом загружена вся карта целиком. Иногда вы можете даже случайно зайти на локацию из предыдущих миссий. Только не забывайте, что игра может принять такие прогулки за дезертирство.

Стоит ещё отметить, что настроение миссий отличается в трёх компаниях. Основная сомалийская, это чистой воды Call of Duty с кучей взрывов и убийством тысяч врагов на каждом уровне; колумбийская напротив делает ставку на стелс. Исключение иранская компания, там есть и стелс миссии (вроде той самой миссии на нефтяной вышке), и экшен (вроде эпической битвы в пустыне с отстрелом набигающих шахидов).

Кратко о серии[править]

Что было до[править]

Delta Force BHD была отнюдь не первой частью во франшизе. До неё вышло целых пять игр и они довольно сильно отличались от шестой.

Первая игра серии вышла в 1998 году. Действие происходило в Перу, Чаде, Индонезии, России и Узбекистане. Особенность классических частей ― большие открытые пространства без контрольных точек и коридоров. Вас скинули на карту и делайте что хотите, но миссию выполните. А вот непривычные сегодня элементы, вроде настройки оружия перед миссией, тогда как раз были нормой. Также есть мультиплеер на 32 человека.

Delta Force 2 вышла в 1999 году и мало чем отличалась от оригинала, появилась важная для стелса трава и редактор миссий. Delta Force: Land Warrior (2000) сменил движок и обзавёлся полноценным сюжетом про борьбу со страшной террористической группировкой. В 2002 году вышло дополнение Task Force Dagger, посвящённое войне в Афганистане.

И тут классическая серия заканчивается, потому что Novalogic впервые решают попробовать себя на поприще постановочных шутеров с упором на сюжет, так на свет родился Delta Force: Urban Warfare (2002). Репитиция перед Black Hawk Down. Она менее известна из-за того, что была эксклюзивом PS1. На протяжении дюжины миссий нас ждали сюжетные интриги, освобождение заложников из банка, зачистка нефтяной вышки и т.д.

После её успеха вышел и объект нашей статьи.

Что было после[править]

В 2005 году на волне успеха BHD Novalogic выкатили ремейк самой первой части на движке самой последней. Игра получила название Delta Force Xtreme (2005), а ещё получила сиквел ― Delta Force Xtreme 2. Это уже не ремейк, а новая игра, причём провальная, похоронившая серию на много лет.

Также стоит отметить спин-офф ― Joint Operations: Typhoon Rising (2004) и его дополнение Joint Operations: Escalations. Игры представляют доработку мультиплеерной части Black Hawk Down, с нововведениями, вроде возможности стрельбы из транспорта или максимальной численности игроков в 150 голов. Между прочим один из самых массовых онлайн-шутеров в истории.

Также с выходом Xtreme 2 анонсировали и полноценный сиквел BHD Delta Force: Angel Falls. Обещали новый крутой движок, сюжет про очередную войну в Южной Америке (ну любят они этот материк) и хорошую постановку сюжета. Но обещаниям не было суждено сбыться ― из-за провала Xtreme студия Novalogic была закрыта и проект отменили.

Вот и всё, нет больше серии…

Или есть?

В 2023 году китайская компания Tencent анонсировала новую часть Дельта Форса ― Delta Force: Hawk Ops. Игра будет мультиплеерной и условно-бесплатной, а для старых фанатов приготовили подарок, ремейк основной компании из всё той же BHD. При этом в мультиплеере бои будут идти в будущем и в бою будут использоваться футуристичные технологии. Игра выйдет даже на телефонах, но движок при этом Unreal Engine 5.

Тропы и штампы[править]

Сюжетные[править]

  • Альтернативная история:
    • Мохамед Айдид не был убит американцами, он погиб в бою с бойцами вражеской группировки в 1996 г.
    • Иран во вселенной Delta Force внезапно прозападный, да настолько, что иранцы зовут американцев помогать давить сепаратистов. В реальности Иран не нуждается в поддержке Запада, это одна из самых сильных стран в регионе. Ну и прозападным его назвать очень сложно, США даже внесли его в список недружественных стран наряду с Китаем, Россией и КНДР.
    • в Колумбии давно уже прошли времена, когда тамошние наркобароны могли бросать вызов правительству и воевать с американской армией. Сегодня они растеряли мощь и уступили влияние мексиканцам.
  • Аятоллы, икра и ковры ― третья компания посвящена борьбе с иранским полевым командиром, восставшим против пришедших к власти проамериканских сил.
  • Батальное гуро ― всю игру вы будете наблюдать постепенное разрушение столицы Сомали, страдания мирных жителей, а самое страшное, что эти мирные жители будут всё время оказываться на поле боя, потому что бои идут прямо рядом с их домами. В каждой миссии даже есть определённое число гражданских, которых можно случайно убить, прежде чем игра накажет игрока.
  • Боливарианские республики и пронунсиаменто ― одна из компаний происходит в Колумбии и рассказывает о свержении могущественного наркобарона.
  • Капитан Пиндостан ― отношение большинства гражданских к главному герою и его сослуживцам. Они не просто начинают кричать оскорбления и требовать уйти из их страны, а могут брать камни с земли и кидать прямо вам в голову. И это наносит урон, большая толпа легко может убить неудачливого воина демократии.
  • Офигенные герои ― протагонисты многих миссий выступают в такой роли, потому что очень часто нас шлют вытаскивать из западни союзников. Но пару раз и нас будут вытаскивать оттуда же.
  • Чёрный континент ― место действия основной компании.

Геймплейные и технические[править]

  • Босс-губка для пуль ― Айдид при личной встрече внезапно окажется терминатором, способным пережить немало попаданий, прежде чем умереть.
  • Взрывающиеся бочки, а ещё транспорт и куча всего другого. Автомобили взрываются от пары обойм, естественно взрываются бочки, ящики с оружием и даже торговые лавки на улицах.
  • Искусственный идиот, с фитильком ― авторы намеренно показали разницу между западными оперативниками и их врагами. В то время, как напарники главного героя стараются прятаться от пуль и довольно внимательно целятся, враги плюют на самосохранение и устраивают град пуль при виде надоедливых американцев. В принципе, не очень далеко от правды, особенно в главе про Сомали.
  • Непроходимая забагованность ― миссия про спасение заложников с нефтяной станции. У многих игроков эвакуационный вертолёт глушит двигатель после прибытия и миссия из-за этого не заканчивается. Что интересно, решение проблемы не нашли на момент написания статьи (на момент 2024 года).
  • Эффект штурмовика ― и у врагов, и у союзников. У врагов более выражено.
  • Этот гадкий уровень ― последняя миссия в Сомалийской компании, знаменитая Миля Могадишо, когда оставшиеся стоять на ногах рейнджеры пешком побежали по охваченному войной городу, прикрывая раненых товарищей на БТРах.
    • а ещё большинство миссий в компаниях из дополнения. Например, есть миссия, где попавшие в западню бойцы Дельты должны отбиваться от наступающих сил наркокартелей. Или миссия в той же Колумбии, где главный герой в одиночку должен добраться до сбитого вертолёта, преодолевая засады и блокпосты. И всё это почти без сохранений.
  • Элитная армия ― иранцы в соответствующей компании. Особенно если вы проходите её после сомалийской или колумбийской. Это единственные профессиональные военные среди врагов и стреляют они заметно точнее боевиков Айдида и головорезов наркокартеля. Особенно это заметно в миссии про нефтяное месторождение: в ней действие происходит на открытых пространствах и пули будут прилетать в вас даже на расстоянии в несколько километров.

Мета[править]

  • Буревестник фанатского сообщества ― для некоторых фанатов это хорошее развитие идей предыдущих игр серии, привнесшее в неё полноценное повествование и динамику. Для других это не более, чем YOBA-шутер, паразитирующий на былой славе великой франшизы.
  • До того, как это стало мейнстримом ― по сути, перед нами предтеча Modern Warfare, но сделанная в традициях нулевых годов, вроде выбора оружия перед миссиями и ручных сохранений.
  • Критики могут ошибаться ― опять же смешно, но игра провалилась, в том числе и в прессе. Консольная версия собрала на Metacritic 58/100, IGN поставил 5,5/10, Gamespot 5,6/10. На ПК оценки были лучше, но не сильно.
    • Отомщено временем ― к счастью, с годами игра получила культовый статус и в грядущей Hawk Ops даже сделают ремейк сюжетной компании про Чёрный Ястреб.
  • Непреднамеренное совпадение ― среди бойцов Дельты можно встретить парней с позывными Мама и Пантера. В Medal of Honor 2010 и Warfighter на одних из главных ролей появляются оперативники Дельты с позывными Мама и Пантера.

См. также[править]