Control

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Control
Контроль.jpg
Общая информация
ЖанрШутер от третьего лица
Год выхода2019
РазработчикRemedy Entertainment
Издатель505 Games
Платформы
  • PC
  • Xbox One
  • Playstation 4
Режимы игрыОдиночная

Control — компьютерная игра в жанре Action + детектив + мистика, разработанная компанией Remedy и выпущенная в 2019 году.

Сюжет[править]

Главная героиня, Джесси Фейден (актриса Кортни Хоуп), заходит в здание Федерального Бюро Контроля с целью выяснить, куда пропал её младший брат, Дилан Фейден. Но её встречают пустые офисы и рабочие места, явно покинутые внезапно. Наконец девушка натыкается на странного уборщика, который принимает её за пришедшего на собеседование нового сотрудника и отправляет к директору. Но буквально в нескольких шагах от кабинета директора она слышит выстрел, и, распахнув дверь, обнаруживает тело с простреленной головой и лежащий рядом пистолет. Поддавшись странному наитию, мисс Фейден подбирает оружие, и её перемещает в какое-то альтернативное пространство, в котором некий Совет устраивает ей испытание, а по прохождении назначает её новым директором Федерального Бюро Контроля и приказывает разобраться с чрезвычайной ситуацией в комплексе. Дело в том, что в Бюро вторглись некие Иссы (Hiss), которые захватывают агентов и изменяют архитектуру Старейшего Дома.

Сеттинг и персонажи[править]

Вся игра проходит внутри Старейшего Дома — штаба Федерального Бюро Контроля. Бюро — это копиркин Фонда из SCP, т. е. организация, занимающаяся поиском, изучением и удержанием всяких паранормальных предметов, которые своими свойствами препятствуют обычной жизни людей. Из-за постоянного столкновения со сверхъестественным персонал Бюро очень спокойно относится ко всему необычному — например, к назначению директором совершенно левого человека. Все встречные персонажи так или иначе являются сотрудниками Бюро или каким-то образом с ним связанными:

Захария Тренч (актёр Джеймс Маккефри, ранее игравший Макса Пейна) — прошлый директор Бюро, место которого заняла Джесси Фейден. Первый человек, подчинённый Иссами. Именно он впустил их в нашу реальность через Диапроектор.

Каспер Дарлинг (актёр Мэттью Поретта, ранее озвучивавший Алана Уэйка) — начальник отдела исследований. Эксцентричный ученый, но до звания сумасшедшего все-таки не дотягивает. Изобретатель РУГ. На момент начала игры не жив и не мертв, так как, по-видимому, застрял в параллельном отрицательной измерении.

Ахти (актер Мартти Суосало) — таинственный финский уборщик, постоянно слушающий музыку из плеера на поясе. Считает Джесси своим младшим помощником, «вычищающим грязь» из Бюро. Назван в честь бога моря и рыбалки из финского языческого пантеона. Есть, впрочем, много намёков, что не просто назван — уборщик скорее всего этот божок и есть!

Эмили Поуп — начальник отдела исследований, переняла этот пост у Дарлинга. Мисс Экспозиция, разъясняющая, а что тут вообще происходит.

Хелен Маршалл — начальница рейнджеров (сотрудников, выезжающих на захват паранормальных предметов). Параноик по долгу службы. Была заражена Иссами, выполняя последний приказ Тренча — не дать Иссам захватить Гвоздь — гигантскую колонну в Основании Старейшего Дома. Заразиться помог Совет, натравив на Хелен Астральный Шип.

Саймон Эриш — старший офицер, а впоследствии начальник охраны Бюро. Дружит с Ахти.

Фредерик Ленгстон — руководитель Паноптикума (отдела содержания паранормальных предметов). Относится к ним как к личной коллекции. Болтун и кошатник, обладает немалой интуицией.

Рея Андерхилл — ученая, которая в глубинах отдела исследований изучает откуда-то лезущую необычную плесень.

Идеальный кандидат 6, или И6, он же Дилан Фейден — брат главной героини. Его весьма негуманными способами готовили на замену директору Тренчу, но из-за несчастного случая, повлекшего за собой смерти людей, Дилана перевели в Паноптикум в качестве одного из «экспонатов».

Формер — огромный монстр, обитающий в некой «тёмной зоне» астрального измерения. Зачем-то захватил несколько аномальных предметов, и его придётся пару раз побить. В дополнении «Foundation» внезапно помогает Джесси и даже пытается поговорить — вот только его речь понятна, в буквальном смысле, слово через два. Ясно только то, что его когда-то выперли из Совета. Об остальном пока остаётся только гадать.

Алан Уэйк — главный герой предыдущих игр от Remedy, до сих пор сидит в Тёмной Обители, хотя начиная с дополнения "AWE" план Уэйка по его побегу начал свою первую фазу и постепенно набирает свои обороты...

Геймплей[править]

Он здесь достаточно хардкорен, если вы, конечно, не ветеран трёхмерных шутеров. Даже низкоуровневые враги метко стреляют и постоянно движутся, грамотно обходя с боков и заходя за спину. Шкала здоровья издевательски короткая (даже после прокачки) и сносится наполовину буквально от любого случайного плевка. Лечится можно только у контрольных точек либо выбивая очки лечения из врагов (и их всегда выпадает немного). Каждый вид солдат Иссов требует различной грамотной тактики для «забарывания», а учитывая то, что они появляются всегда только толпой и вперемешку, бои здесь очень напряжённые и скоротечные (особенно поначалу). Очки опыта начисляются не за убийство врагов, а за выполнение побочных и главных квестов, а также поиск так называемых «тайных мест» в Старейшем доме — поэтому быстро прокачаться упорным гриндом не получится (хотя гринд здесь тоже есть, и он крайне важен — без него не получится улучшить табельное оружие Директора). «Ну тогда я выберу лёгкий уровень сложности!» — могут сказать некоторые игроки. Это отличная мысль… вот только выбора сложности игры здесь нет. Вообще. Приходится «грызть кактус» и шевелить мозгами, раз за разом убиваясь об Иссов и набираясь ценного опыта, учась на своих ошибках. Зато здесь есть такая оригинальная возможность геймплея, как телекинез — Джесси может не только стрелять, но и метать во врагов предметы, плюс имеет другие сверхъестественные способности.

Оружие[править]

При наличии огромного количества различного вооружения, используемого сотрудниками Бюро, Джесси доступно только табельное оружие Директора. Тем не менее, по качеству этот ствол многократно превосходит всё, что есть в игре (естественно, при полной «прокачке»), являясь заодно статусным предметом, подтверждающим полномочия Директора. Табельное оружие настолько примечательно, что достойно нескольких слов: внешне оно представляет собой конгломерат металлических кубиков, удерживаемых вместе таинственной силой. В руках Директора это аномальное скопление принимает форму оружия, которая наиболее привычна и знакома данному человеку (в случае Джесси и Тренча эта различные формы пистолетоподобного огнестрельного вооружения, однако, учитывая его кодовые обозначения такие, как «Экскалибур» и прочие, обыгрывающие различные виды мифологического оружия, понятно что табельное оружие способно превратиться хоть в меч или дубину, если это сделает его более удобным для носителя). В игре доступны следующие вариации табельного оружия:

  • Хватка — первая форма оружия, доступная Джесси. Средний по всем показателям ствол, однако благодаря универсальности большинство игроков проходят всю игру именно с ним в одной из двух доступных ячеек доступа.
  • Осколки — аналог дробовика. Смертоносен на ближних дистанциях, однако теряет эффективность с ростом расстояния до цели. Помимо этого, у данного оружия низкая скорострельность и высокая отдача. Оружия для любителей настоящего хардкора, так как если не убить противника сразу после того, как он окажется на наиболее оптимальной дистанции выстрела (то есть очень близко), то он скорее всего перейдёт в рукопашную, за два удара снеся всю полоску здоровья мисс Фейден.
  • Вращение — аналог пистолета-пулемёта для тех, кто любит много дакки. Эта оружейная форма эффективна против многочисленных низкоуровневых врагов, но из-за низкого урона и высокой отдачи от неё мало толку против одиночных высокобронированных противников. Тем не менее, во многих ситуациях может выступать как очень полезный инструмент пополнения здоровья: благодаря высокой скорострельности «Вращение» выбивает из противников больше очков лечения, чем прочие виды оружейной трансформации.
  • Кумулятив — типичный снайперский пистолет. Великолепная точность и огромная мощность выстрела, но он требует зарядки перед атакой, а в магазине помешается всего два заряда. Антипод «Вращения» — это оружие максимально эффективно против «толстокожих» медленных высокоуровневых противников, но практически бесполезно против многочисленных низовых врагов.
  • Заряд — аналог гранатомёта. Выстреливает гравитационные заряды, которые при детонации с огромной силой притягивают окружающие предметы в центр взрыва, нанося большой урон. Отличное оружие, эффективное против самых разнообразных врагов (кроме летающих и защищённых силовыми полями Иссов). Главное — самому не попасть под взрыв. При зарядке мощность выстрела увеличивается и есть возможность выпустить все заряды разом, устроив Ад и погибель… и оставшись после с пустым магазином против выживших врагов.
  • Выброс — добавленная в AWE форма, представляющая собой пистолет, стреляющий тремя бомбами-липучками, которые активируются самой Джесси. Для того, чтобы на Исса попали все три бомбы, необходимо стрелять в прицеле, в противном случае бомбы будут взрываться по одной.

Что здесь есть[править]

  • Аллюзия, Отсылка и На самом деле одна вселенная— игра по отношению к Alan Wake. Из описаний некоторых измененных предметов и внутриигровых документов можно понять, что действие Control происходит в той же вселенной: в частности, Алан Уэйк рассматривался Бюро в качестве «идеального кандидата» на должность Директора до того, как таинственно пропал. Но затем выходит дополнение «AWE» и понеслось…
    • Естественно, есть отсылки к Фонду SCP и его объектам! Аналога «неуязвимой рептилии» здесь нет (а жаль) — но зато есть холодильник, на который надо постоянно смотреть, иначе он «сместиться» (отсылка к SCP-173).
    • И к реальной жизни тоже есть отсылки. Стиль здания, различные альбомы финской группы Poets of the Fall в одной из исследовательских зон, к примеру.
    • Один из претендентов на роль Идеального кандидата — отсылка к… Хидэо Кодзиме! Собственно, Кодзима реплики на японском у этого претендента и озвучивал.
    • В одной из видеозаписей Дарлинг сравнивает себя с «Боуменом, летящим к Монолиту». Отсылка к «Космической одиссее 2001 года».
  • Абсолютно чуждый разум — Совет. Их послания героиня (и игрок) понимают с большим трудом, так как для этих существ наша реальность кажется таким же чужеродным и алогичным местом, каким воспринимают люди их родное астральное измерение. Туда же Формер и резидент зоны АМС Фра Маура.
  • Анахронизм — большая часть оборудования и техники внутри Старейшего дома создана на основе технологий в лучшем случае 60-х — начала 70-х годов прошлого века. Более современная техника внутри этого аномального здания просто перестаёт работать, а то и взрывается. Вот и приходится сотрудникам пользоваться «тёплыми ламповыми» персональными компьютерами и пневмопочтой. Даже вместо современного оружия агенты бюро зачастую предпочитают использовать образцы вооружения времён Второй мировой войны и более ранних периодов!
  • Армия из одного человека — Джесси Фейден, расшвыривающая Иссов, как кукол, метко брошенными тумбочками со скоростью пушечного ядра, и выстрелами из Табельного оружия, которое способно принять любую подходящую ситуации форму. Простые крутые смертные в лице рейнджеров, и уж тем более охранников, гораздо хуже противостоят захватчикам.
  • Артефакт — именно их собирает и содержит Бюро. Во множестве встречаются по миру игры. Условно делятся на две категории: предметы силы, которые могут быть «привязаны» к владельцу и дающие ему необычные способности, и измененные предметы — просто артефакты, имеющие какие-то паранормальные свойства, так или иначе почти всегда вредящие окружающим людям.
  • Адский камень — аверсия. Добываемый Бюро Чёрный камень из одного из измерений ввиду своей плотности эффективно поглощает параестественные силы, что очень сильно помогает в содержании хранящейся в Паноптикуме паранормальщины, также из него сделаны РУГи.
  • Бой-баба — сама Джесси, Маршалл… да и вообще среди выживших сотрудников Бюро полно женщин, которые отнюдь не бьются в истерике от творящейся вокруг чертовщины, а мужественно исполняют свой служебный долг, сдерживая Иссов на передовой.
  • Бонусный босс — источник плесени в «подвале» Старейшего Дома, сбежавший от нас в начале игры Томасси, изменённый предмет Якорь, а также Формер, захвативший некоторые измененные предметы.
  • Бытовая магия — Бюро не стесняется использовать артефакты для своих целей, если это возможно и более-менее безопасно. Например, Старейший дом — сам по себе паранормальный объект, в котором работают, а иногда и живут сотрудники Бюро. В ту же степь Очаг — явно паранормальная (и, по некоторым намёкам, разумная) вечно горящая печь.
  • Верная пушка — табельное оружие Директора, которое формально имеет внешний вид пистолета, но может при желании стать и дробовиком, и пулемётом, и даже гранатомётом.
  • Волшебство было в тебе — После физического уничтожения Гедрона больше ничто не мешает Иссам захватить героиню и всех уцелевших сотрудников Бюро. Пребывая в кошмаре, вызванном захватчиками, Джесси принимает свою судьбу директора Бюро и, связавшись с Дарлингом, узнаёт, что Гедрон был лишь проводником защитного резонанса, и она может занять его место, и осознает, что Полярис все равно находится с ней. И это осознание позволяет девушке вырваться из ловушки Иссов и продолжить борьбу.
  • Герой в радужных доспехах — есть строгая одежда, типа костюма Директора Бюро и секретарши, есть крутая, вроде асинхронного плаща и жилетов-разгрузок. И есть пижама подопытного (!), роба уборщика (!!), канареечно-желтая юбочная двойка (!!!). И кошачьи ушки добивающим аккордом.
  • Житель Страны Эльфов — доктор Андерхилл, изучающая плесень в «подвале». Иссы захватили комплекс? Люди мрут пачками? Это всё фигня, лучше посмотрите, какая необычная клеточная структура у этого организма! Тем не менее, стоит отметить, что Плесень на самом деле представляет не меньшую опасность, чем Иссы, на что абсолютно правильно обращает внимание Андерхилл. Доктор не только восторгается образцами Плесени — она также ищет способ найти источник заражения, который можно будет уничтожить, чтобы прекратить экспансию этого организма в Старейший дом.
  • Зловещее зеркало — один из предметов силы. При прикосновении к нему переносит коснувшегося в зазеркалье — отраженный мир, похожий на настоящий, но немного не такой.
  • Злой двойник — в зазеркалье Джесси может встретить иссежД — свое злое отражение.
  • Избранный — все Директора, начиная с Нортмура. Табельное оружие Директора само выбирает себе хозяина. Те, кто прошёл проверку, получают возможность использовать все возможности оружия и со временем весьма серьёзно прокачивают свои физические и ментальные показатели. Тех, кого оружие посчитало недостойным, оно просто убивает их же собственными руками, заставляя приставить ствол к виску и нажать на спусковой крючок.
  • Инстинкт старшей сестры — Джесси пришла в Бюро, чтобы узнать, что правительственные агенты сделали с её «официально мертвым» младшим братом Диланом. Да и внутри Старейшего Дома, уже став Директором Бюро, она продолжает помогать его сотрудникам, только бы узнать, что стало с Диланом и где его держат.
  • Коронный момент — прохождение Лабиринта пепельницы под бодрый скандинавский рок.
  • Лабиринт — Лабиринт пепельницы. Здоровенное пространство с постоянно меняющимися коридорами, открывающимися и закрывающимися дверями, и толпой Иссов, потерявшихся в нем. У Джесси тоже нет шансов пройти его, но девушку выручает Ахти, одалживая свой явно непростой плеер.
  • Ложный финал — Джесси находит Гедрона, но его уничтожают Иссы на глазах девушки. Теперь ничто не защищает героиню от захвата Иссами, и она присоединяется к сонму парящих в воздухе живых громкоговорителей. Занавес, титры. Впрочем, офигевание игрока проходит довольно быстро, когда он замечает, что титры какие-то странные.
  • Люди в чёрном — собственно, Федеральное Бюро Контроля. Для простых граждан оно занимается какой-то совершенно незаметной и скучной деятельностью, если вообще существует.
  • Разрушение четвёртой стены — одна фраза - «Тебя предупредили»
  • Маленькие гадёныши — в детстве банда таких малолетних ублюдков терроризировала Джесси, её брата и других ребят в их родном городе Ординариуме. Из моральных чудовищ стали самыми натуральными после того, как нашли Диапроектор и переместились в одно из измерений, где обитала некая «Немать».
  • Меч сюжетной важности — вернее, пистолет, который подбирает Джесси с тела директора Тренча (раньше был известен, в частности, как Экскалибур, так что в некотором смысле таки меч). Единственное оружие в игре, впрочем, достаточно многофункциональное.
  • Музыкальный символ и Музыкальный триппер — песня My Dark Disquiet, которую можно найти и прослушать в акустической лаборатории.
    • Dynamite в исполнении доктора Дарлинга же!
    • А как же Take Control играющая в плеере Ахти во время прохождения лабиринта пепельницы?
    • Также сюда можно записать и финское танго в исполнение Ахти, играющее практически в каждом связанном с ним квесте.
  • Надмозги — Формер на самом деле Бывший. Он был частью Совета, а потом его уволили за несовпадение во взглядах. А Гедрон — Многогранник (название получил просто потому, что так выглядит).
    • Хотя возможно, стоит сохранить имя именно как «Формер». Ведь, кроме значения «бывший» в плане участника Совета, оно может означать и «создатель». Намеки дополнения The Foundation указывают на то, что Гвоздь был «создан» именно Формером.
  • Непреднамеренное совпадение — у нас есть некая организация, занимающаяся изучением аномального объекта и мнящая, что она его якобы контролирует. И протагонист, который совершенно неожиданно для себя становится директором. А ещё в организации работает эксцентричный сотрудник с именем Ахти. Теперь вопрос знатокам: это Бюро Контроля или Управление по делам Леса?
  • Одежда в качестве награды — Джесси получает новые наряды за выполнение некоторых сюжетных или побочных миссий.
  • Одушевлённое оружие — считается, что артефакты обладают собственной волей. Поэтому сотрудникам Бюро предписано успокаивать измененные предметы — говорить с ними уважительно, хвалить их, а иногда и проводить особые ритуалы с ними (вроде холодильника выше, на который нужно постоянно смотреть).
  • Опора на четвёртую стену — в самом начале игры Джесси говорит «ты же здесь, со мной?», обращаясь, кажется, непосредственно к игроку. Но потом оказывается, что всё несколько сложнее…
  • Параноик был прав — вообще, довольно много параноиков были правы. Но Бюро свое дело знает — оно специально создает и финансирует проекты, которые заваливают общественность всякими паранормальными историями и теориями заговора, отчего реальные сообщения о каком-нибудь взбесившемся тостере тоже кажутся людям бредом сумасшедшего.
  • Повторяющийся босс — с Формером за всю игру можно сразиться трижды: сначала при очищении изменённого холодильника, затем при очищении изменённой фигурки розового фламинго, и, наконец, — в DLC «The Foundation», если атаковать его, вместо того чтобы начать разговор. При этом с каждым последующим появлением Формер не становится ни сильнее, ни слабее. А можно с ним вообще ни разу не сразиться, ибо первые два его появления связаны с сайдквестами, а третье мало того, что DLC, так ещё и даёт возможность разойтись мирно.
  • Подцепить паранормальщину — частый результат взаимодействия с измененными предметами. Например, испытатели, слишком долго пробывшие в зазеркалье, начинают говорить и думать наоборот, считая нормальную речь непонятной тарабарщиной. Случайно подхватив за собой паранормальщину из Старейшего Дома, Тренч потерял дочь, а после разошёлся с женой.
  • Позитивная одержимость — ох, не спроста Джесси может легко привязывать к себе предметы силы и усмирять измененные предметы. Да и Иссы ей не страшны, даже если она не носит РУГ — специальное устройство, защищающие людей от захвата Иссами.
  • Похитители тел — Иссы захватывают тела агентов Бюро и воюют ими против бывших коллег. А еще и изменяют захваченные тела, если это необходимо. Ученые Бюро сомневаются, что бедных коллег вообще возможно освободить из под контроля — физические изменения слишком сильны.
  • Правительственный заговор — Федеральное Бюро Контроля, несмотря на свою абсолютную секретность, формально подчинено правительству США и даже участвует в распределении гос. бюджета. Впрочем, из-за специфики своей работы особо больших финансовых вложений проект и не требует.
  • Пустой доспех — Фра — нематериальная параестественная сущность, находящаяся в скафандре миссии «Аполлон-14» без опознавательных знаков (может существовать и вне его, но без оболочки чувствует дискомфорт). Не агрессивен и пытается общаться несмотря на практически полное непонимание человеческой речи, но на всякий случай содержится в убежище в Зоне АМС Фра Мауро.
  • Разумный паразит — чужеродная плесень, что расползается по Старейшему дому, может захватывать человеческие тела, превращая их в гриболюдей. А чтобы люди захотели принять плесень внутрь, она научилась распространять невероятно вкусный запах, буквально заставляющий съесть плесень.
  • Телекинез — большая часть сверхспособностей мисс Фейден связано именно с телекинезом: Джесси может швырять предметы во врагов (а прокачавшись — и даже самих врагов), поднимать в воздух тяжелые вещи, образуя щит перед собой, совершать короткие рывки и даже полноценно левитировать.
  • Телепатия — одна из способностей главной героини. Нет, мысли она читать не может — вместо этого способна брать под ментальный контроль разум сильно раненых противников не хуже контролера из S.T.A.L.K.E.R.
  • Чуждая геометрия — места Старейшего дома, заражённые Иссами. После захвата ближайших контрольных точек они приходят в норму.
  • Чужеродное место — астральное измерение, в котором обитает Совет.
  • Чужеродное чудовище — обитатели астрального измерения. Да и Иссы, представляющие собой некий чистый «резонанс» — тоже.
  • Шутка-бумеранг — в самом начале игры Джесси никак не может вспомнить название фильма, в котором туннель на свободу прятался за плакатом на стене. Первые слова, которые Джесси произносит после финальных титров? «Побег из Шоушенка
  • Обязательные побочные способности — NSC или иначе Northmoor sarcophagus container, возможно результат нужды в источнике энергии для поддержки сил привязанных предметов. Не зря Захария Тренч говорил, что главная задача Директора Бюро — это держать включенными лампочки Старейшего Дома.
  • Ужас у холодильника — автор этой правки до сих не может представить, что бы было с Бюро, если бы Алан Уэйк попал в «Программу Идеального Кандидата». Вряд ли что-то хорошее.
    • Один из костюмов, который Джесси находит по ходу игры — серый костюм с надписью P7. А теперь вспомним, кто носит такую же одежду, но с несколько другой надписью…
  • Огненная шевелюра — огненный характер — аверсия: главная героиня является очень спокойной и сдержанной личностью (судя по её внутренним монологам, даже в некоторой степени склонной к меланхолии).
  • Это очень сильное колдунство — практически все аномальные объекты, которые находятся на содержании Бюро Контроля.