Clive Barker's Jericho

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Clive Barker's Jericho
Clive Barker Jericho Cover.jpg
Общая информация
Жанр
Год выхода2007
Разработчик
  • MercurySteam
  • Alchemic Productions
ИздательCodeMasters
Платформы
  • Microsoft Windows
  • PlayStation 3
  • Xbox 360
Режимы игрыОдиночная

Видеоигра в жанре horror action, созданная по сценарию популярного автора фэнтези и ужасов Клайва Баркера. Геймплей включает в себя битвы против монстров и боссов с переключением между персонажами, а также головоломки. Игра обильно содержит расчленёнку, топливо ночных кошмаров и чёрный юмор, но в сочетании с проработанным сюжетом и динамичным геймплеем это даёт незаурядный результат.

Сюжет[править]

Отряд «Иерихон» — подразделение секретной службы D.O.W. (Department of Occult Warfare, в русской локализации В. О. Д. — Военно-Оккультный Департамент), борющейся с паранормальными угрозами человечеству. Организация использует солдат со сверхъестественными способностями. Десант из семи бойцов отправляется на задание в проклятый ближневосточный город Эль’Хали, где пробудился Перворожденный — сверхъестественное существо, согласно гностическим текстам, созданное Богом раньше Адама и Евы. По прибытию на место «Иерихон» подвергается нападению культистов. В деле оказывается замешан Арнольд Лич — бывший участник В. О. Д., а ныне — монстр-чернокнижник. Арнольд убивает лидера команды Дэвина Росса, и тот в дальнейшем сопровождает товарищей в форме духа. Чтобы остановить Лича и Перворожденного, герои проходят через разлом реальности (так называемая «Коробка») всё глубже и глубже в прошлое, сталкиваясь с про́клятыми жителями разных исторических эпох, а также с теми, кто закрывал эти разломы в прошлом.

Главные персонажи[править]

Члены отряда Иерихон. Слева направо: Симона Коул, Эбигейл Блэк, Ксавьер Джонс, Фрэнк Дельгадо, Вильгельмина «Билли» Черч и Пол Роулингс

Уровни и враги[править]

Сделаны любовно, как и полагается произведению автора, известного по серии «Hellraiser» и «Книгам Крови». Геймплей к особенному ужасу не располагает, ибо отряд всё-таки отлично вооружён, но боди-хоррор здесь исполнен на ура. Локации не блещут таким разнообразием, как в предыдущей игре Баркера «Undying», но это прибавляет дополнительного мрака и ангста. Образы пропитаны историческими аллюзиями, в них усматривается воплощение пороков различных государств и времён.

  • Город Эль’Хали в настоящем времени. Исполнен в традиции пейзажного гуро[8]. Противниками являются культисты обычные, культисты взрывающиеся и клоны Лича — летучие монстры с кожистыми крыльями. Они будут встречаться нам всю игру. Вскоре отряд погружается в более древние эпохи через разлом реальности.
  • Вторая мировая война. Эль’Хали захвачен оккультистами Третьего Рейха, превратившимися в нежить. Здесь нам встретится «Чёрный дозор», закрывший разлом тогда, оставшиеся члены которого объяснят происходящее. Босс — Ханна Лихтхаммер, блондинка с ледяным сердцем, в своём времени бывшая главой оккультного отдела СС. Обезвреживает её отец Роулингс проводя экзорцизм, в процессе чего Ханна едко ругается на духовенство.
  • Эпоха крестоносцев (начало XIII в). Отряд тамплиеров, закрывший разлом в тот раз, за многие века лишился разума под воздействием здешней магии. Встретившийся отряду сэр Ричард де Грей держался дольше всех (во всяком случае, ещё Чёрному дозору он помог), но за 60 лет надломился и его разум, и теперь он считает крылатого Лича самим архангелом Гавриилом. Среди врагов — падшие рыцари, бегемоты (огромные монстры из плоти и металла), ближе к финалу — призраки детей, погибших в ходе Детского крестового похода. Босс — епископ Мальтеус Сент-Клер, окружённый защитной сферой, делаюшей его неуязвимым; время от времени произносит латинские заклинания, заключающие его в кокон «Чёрной розы». После его разрушения Мальтеус становится уязвимым, и в конечном счёте дети-призраки при поддержке «Иерихона» с радостью его и сжирают.
  • Древний Рим. 38 год нашей эры, правление Калигулы, что с самого начала намекает на ад и погибель. Распятый легионер с символической фамилией Лонгин[9] (входил в состав своего отряда) выдаёт отряду задание: остановить Кассуса Викуса, имперского наместника Эль’Хали, отправленного туда за свою чрезмерную тягу к разврату и чревоугодничеству. К врагам добавляются римские воины и гладиаторы, в том числе сражение с оными в загаженных термах и колизее под овации тысяч мертвецов. Босс — собственно, Викус, — представляет собой ходячую ездящую на цепях голую гору жира, так как погряз в многотысячелетних увеселениях самой порочной природы. Атакует внутренностями и фекалиями из утробы в которую и нужно пускать залпы снарядов.
  • Древний Шумер (около 3000 лет до Рождества Христова). На помощь героям приходит жрец Антадурунну — фигура загадочная и жутковатая фактически, основатель «Иерихона»; впрочем, его убивает Дельгадо. Сюрреалистичность происходящего достигает апофеоза: тут и кровавые демоны, и человеческие жертвоприношения и перемещение по лабиринту внутренностей, кишащему мухами[10]. Боссами фактически являются шестеро остальных жрецов, закрывших самый первый разлом; их поработила шумерская царица.
  • Первичная Бездна (Pyxis Prima) — финальный уровень в виде подводной пещеры. Именно там отряду мгновенно теряющему Коул и Джонса[11] предстоит сразиться с финальным боссом — самим Перворожденным в уже знакомом образе чёрного ребёнка. После битвы, в которой вам придётся использовать способности всех героев раненого Перворожденного унесёт в когтях выживший после предательского заточения собственным хозяином Арнольд Лич. После боя герои выныривают посреди моря-океана неизвестно где и когда (намёк на Всемирный потоп?), после чего сразу пойдут титры, что делает финал крайне загадочным.

Особенности механики[править]

  • Смена персонажей. Бо́льшую часть игры вы проходите шестью героями с разным оружием и спецспособностями. Отряд, в свою очередь, делится на группы «Альфа» и «Омега». Управлять можно только одним персонажем, остальными управляет ИИ. Чаще всего для переключения доступны все герои, но иногда команде приходится разделяться.
  • Полная линейность. Каждый уровень представляет собой один или несколько отрезков между ключевыми точками сохранения, на которых вам нужно выполнить определённые задачи.
  • Синдром Росомахи — если вас сильно ранили в бою, достаточно просто посидеть в укрытии — и всё пройдёт.
  • Сочетание сражений, небольших задачек в стиле quick-time event (часть из них в придачу ещё являются прыжковыми) и головоломок.
  • Уникальные способности каждого героя. Не только помогают в битвах, но и необходимы для выполнения ряда задач.
  • Разрушение четвёртой стены — сделано шутки ради. Если случайно выстрелить в другого члена отряда, недовольное обращение (вроде «ты когда проверял зрение, боец?») в этом случае будет сделано, по всей видимости, всё-таки не к Россу, который сидит в голове персонажа, а напрямую к игроку.
  • Хардкор — даже на низких уровнях сложности игра даёт жару: без грамотного использования тактики и комбинирования способностей членов отряда волны местной нечисти просто сомнут и разорвут героев. Добавьте сюда также ещё и то, что игровая механика фактически принуждает повышать сложность — без этого просто не откроются все энциклопедические материалы по игровому миру.
  • Этот гадкий уровеньда они здесь все такие! Но особенно бесят римские бани и гладиаторская арена (последняя будет вам сниться в кошмарах, если вы решили во что бы то ни стало открыть все файлы в энциклопедии[12]).

Сюжетные элементы, тропы и штампы[править]

  • Банда маргиналов — собственно, любой из отрядов «Иерихон».
  • В каждой руке по оружию — у Роулингса и Дельгадо.
  • Игра с огнём — ну, главный пиромант в отряде Дельгадо, но к где-то середине игры кастовать огненные заклинания начинают и Чёрч, и Коул, да и у Блэк телекинез становится поджигающим.
  • Заклятые друзья — Дельгадо и Блэк. Первый не устаёт подкалывать мрачную бой-бабу за её половую ориентацию[13], та отвечает ему взаимностью, не скрывая того, что её тошнит от общества бывшего преступника и тёмного колдуна. Тем не менее, дальше словесной пикировки дело не доходит: оба в бою вместе работают вполне слаженно и не подставляют друг друга под пули.
  • Крутой в плаще — Роулингс.
  • Крутая лесбиянка — Эбигейл Блэк (хотя, скорее, она крутая би). У неё даже на винтовке выгравирован соответствующий символ.
    • Судя по разговорам, любовницей Блэк является Симона Коул, так что она тоже попадает под этот троп.
  • Обнять и плакать — опять же она. Мало того, что отец издевался над ней, так ещё и Перворожденный убил разом и её любовницу, и мужчину, в которого она была тайно влюблена.
  • Мисс Фансервис — Билли Чёрч. Её откровенный костюм практически не оставляет простора для фантазий — всё и так прекрасно видно. Обосновывается это тем, что это своеобразное «на тебе!» Чёрч в адрес её поехавщей на почве религии семейки — источника большей части психологических проблем и комплексов этого персонажа.
  • Читай грёбаную инструкцию — о том, что Дельгадо — не стереотипный качок, а оккультный учёный, который даже варил и продавал наркотики, чтобы финансировать свои исследования, или о том, что Блэк всё-таки не до конца гомосексуальна, можно узнать, только прочитав их биографии в главном меню.
  • Убойная фраза — «Всё, что мне дорого, находится здесь» — Дельгадо перед тем как застрелить Антадурунну.
  • Боди-хоррор — его здесь очень много.
    • Крюк вместо руки — можем увидеть на примере взрывающихся культистов.
    • Наручный клинок — представлены разные варианты: гарпуны у культистов, большие обоюдоострые топоры вместо левых рук у крестоносцев (которыми они ещё пользуются и как щитами).
    • Наручная пушка — огнестрельное (и огнемётное) оружие вмонтировано в правые руки сверхсолдат Лихтхаммер. А у крестоносцев вместо уже правых рук устройство для стрельбы дротиками.
    • Тело из тел — таковы сверхсолдаты Лихтхаммер.
  • Босс со свитой — Ханна Лихтхаммер и епископ Мальтеус.
    • Одноглазый крутой — снова Лихтхаммер. Глаз потеряла после поражения от экзорциста из «Чёрного дозора».
    • Злодей, молящий о пощаде — и снова фрау Лихтхаммер! Вот только не стоило, когда она пыталась разжалобить Чёрч, называть её полным именем…
  • Католики — плохие! — рыцари-крестоносцы представлены злодеями, причём к проклятию их привели и собственные наклонности[14]. Но на примере отца Роулингса католики — крутые (пусть его и выгнали из тамошней семинарии).
    • Так Роулингс же вроде англиканец, а не католик...
  • Полное чудовище — сюда можно отнести некоторых боссов, которые и до попадания в «Коробку» творили омерзительнейшие вещи (что уж говорить о существовании в ней).
    • Ханна Лихтхаммер — обладала ярко выраженной склонностью к садизму и разрушению. Владела псионическими способностями, при помощи которых обожала ломать людей, например, заставляя матерей пожирать заживо собственных детей.
    • Кассус Викус — собственно, чревоугодничеству и разврату он предавался ещё при жизни.
  • Религия зла — служение Перворожденному. Никакой цели, кроме мести человечеству, культ не преследует. Составляют его со всей очевидностью мраккультисты.
  • Религия без веры в бога, точнее, без соблюдения чистоты веры. Не верить в Бога, когда по работе имеешь дело со всякой реально действующей оккультной мистикой… для этого надо быть крайне зашоренной личностью. Присуща участникам отряда. Их объединяет задача борьбы со злом, но методы, мягко говоря, не соответствуют церковной доктрине. Впрочем, в игре не раз подчёркивалось, что отряд «Иерихон» борется со злом, которое много древнее любой из современных религий. Истинно только существование Единого Бога (который тоже не идеален и не застрахован от ошибок) и… демонов.
  • Участь хуже смерти. Именно такая судьба ждёт всех тех бедняг, кто имел несчастье попасть в «Коробку» к Перворожденному. Их души не могут покинуть пределов тюрьмы для этого потустороннего создания, и после смерти они возрождаются вновь и вновь… в том виде, в каком их хочет видеть хозяин данного места. А фантазия у Перворожденного очень изощрённая, к тому же всех людей он бешено ненавидит. Особенно достаётся тем семи смельчакам, которые раз за разом вновь и вновь на протяжении всей истории человечества закрывают проход в Pyxis — за то, что они не дают Первому Творению Бога наконец обрести желанную свободу, тот подвергает их просто чудовищным вечным мукам.
  • Невероятно клёвое проклятие — как ни странно, нашлись и те, кто считает, что возможность вечно «пировать, трахаться и убивать безо всяких последствий» перевешивает все минусы этого места. Их всё устраивает, и желания вернуться обратно в скучный реальный мир они не выказывают (если учитывать, куда их души гарантировано попадут после возвращения на Землю за все их милые «чудачества», совершённые внутри «Коробки», то становится понятно их нежелание разрушить стены их узилища).
  • Бой-бабавсе женские персонажи!
  • Микротрещины в канве — учитывая мощные экстрасенсорные способности Лихтхаммер, как она могла не знать того, что Чёрч ненавидит, когда её называют Вильгельминой? Впрочем, вполне возможно, что она просто запаниковала и не использовала свои силы должным образом.
    • Почему никто не заклеил скотчем рот Лихтхаммер во время обряда экзорцизма? Возможно, потому что сил только на её пленение было затрачено немало, и на то, чтобы удержать её голову, их уже не хватало. И на использование способностей тоже. И времени на восстановление тоже не было — другая часть отряда в это время тоже воевала. Кроме того, единственная опасность, которая исходила от Лихтхаммер — ядовитый укус или что-то вроде кислотной отрыжки, от которых Роулингс просто уворачивался. А на её болтовню он просто не обращал внимания — за сорок лет своей работы, по его словам, он уже слышал на сеансах экзорцизма всё, что возможно, и его ничем не удивить.
    • Попав в Средневековье, отряд был разделён. И почти до самого конца играть приходится без Коул. Так как тогда восстанавливался боекомплект? Скорее всего, сама же Коул это и сделала, когда отряд вновь объединился — просто-напросто «прописала» восполнение боеприпасов в алгоритме мироздания у троицы «потеряшек» с поправкой на дату. Можно объяснить и то, что обладая подобными потенциально безграничными способностями по изменению реальности, Коул ограничивается по факту чепухой (замедление времени и восстановление данных и патронов из прошлого вместо возможности выигрывать любое сражение до его начала, просто отправляя самой себе послания из будущего или стирая монстров из самого бытия) — возможно, пространственно-временной континуум представляет собой невероятно сложную и нестабильную систему, в которую можно вносить лишь крайне незначительные изменения — и даже для этого надо обладать интеллектом безумного гения, чтобы не порушить всю временную линию.
    • Странно, что именно Дельгадо первым понял, что «сон без сновидений», который им обещали в награду за закрытие «Коробки», был абсолютной ложью. Ладно Роулингс (он явно это знал и просто молчал), но уж Росс или Блэк точно должны были заподозрить неладное. Ведь все видели, что случилось с предыдущими отрядами и какие мучения они испытывают. Возможно, остальные и сами догадывались об этом, но просто не видели разумную альтернативу. А прямолинейный контрплан Дельгадо — «авось сдюжим существо околобожественной силы» — разумным назвать ну очень сложно, как резонно отмечает Роулингс. Но особого выбора у бойцов «Иерихона» всё равно не осталось.
    • Концовка игры кладёт большой и необрезанный на героическое самопожертвование всех тех, кто на протяжении всей истории запечатывал «Коробку». Оказывается, Перворожденного можно убить! Ну и зачем все эти танцы с бубном? На самом деле, тут всё достаточно очевидно: в предании говорится, что Всевышний «не смог» уничтожить Перворожденного, что можно понимать двояко: или как: «он оказался слишком силён даже для меня», или же как: «у меня рука не поднялась на своё творение, пусть даже такое дефектное». Выяснить это можно только одним образом: проникнуть на последний уровень тюрьмы Перворожденного и сразиться с ним самим, поставив на кон судьбу всего мира. И героям ОЧЕНЬ повезло, что верным оказался (ли?) именно второй вариант. А все предыдущие отряды поверили Антадурунну и не входили в Pixis Pryma.
  • Матомная бомба. Не забыли — возрастной рейтинг игры 18+? Персонажи часто отпускают по поводу друг друга сальные шуточки, а противники вполне различимо говорят, тоже не всегда цензурно. В русскоязычной локализации от этого почти ничего не осталось.

Примечания[править]

  1. Этим обоснована механика переключения между персонажами.
  2. Потому что Вильгельминой называл её только отец, слишком горячо любивший свою дочурку.
  3. Суть сделки: Абабинили защищает своего хозяина, сжигая любого, на кого укажет Дельгадо (и защищает того от огня и ожогов), а он взамен за это предоставляет духу убежище в реальном мире, где тот может жить — свою правую руку, что даёт возможность этому потустороннему созданию питаться деликатесными душами смертных. Минусы: рука Дельгадо, в которой обитает дух, сожжена буквально до костей. В обычное время Абабинили заглушает боль своего хозяина, но как только он покидает его, чтобы поохотиться, мучения наваливаются со страшной силой.
  4. Замедляет течение времени для себя, запускает парадокс, благодаря которому пули всех членов «Иерихона» начинают наносить дополнительный урон и поджигать врагов, а также возвращает данные и патроны «из прошлого» — именно она обеспечивает бесконечным боезапасом.
  5. И однажды попытавшимся изгнать бесов утюгом.
  6. А уже из чужого тела может активировать рычаги и использовать заклинания из арсенала Чёрч (но это требует сноровки).
  7. Имя не говорящее: он Leach
  8. Его можно наблюдать на протяжении всей игры.
  9. Конечно же, отсылка к Лонгину Сотнику.
  10. Фон заставки главного меню — оттуда.
  11. А всё потому, что не вписываются в концепцию финального босс-файта (Перворожденного нужно бить теми способностями, которые он скопировал у определённого бойца, а у Симоны и Чарльза обе способности — из разряда поддержки).
  12. Даже один из последних уровней, являющийся лабиринтом-утробой с мухами, который для открытия файла энциклопедии тоже нужно пройти на Кошмарном уровне сложности без единой смерти своих сопартийцев, не вызывает столько негативных эмоций и даётся проще.
  13. Впрочем, другим тоже достаётся.
  14. В монологе погибающего епископа о любви к мальчикам некоторые могут услышать отголосок скандалов внутри Католической церкви.