Singularity

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Singularity
Y fbc75ace.jpg
Общая информация
ЖанрШутер от первого лица
Год выхода2010
РазработчикRaven Software
ИздательActivision
ПлатформыПК, Xbox 360, PlayStation 3
Режимы игрыОдиночная и сетевая
« Победим наукой! »
— Девиз Каторги-12.

Singularity (стилизованное как SIИGULAЯITY, с англ. — «Сингулярность») — компьютерная игра в жанре шутера от первого лица с элементами RPG и немалой хоррор-составляющей. Была разработана компанией Raven Software. Игра повествует о приключениях обычного американского спецназовца в руинах заброшенного советского научного комплекса, которые привели к глобальному изменению нашей временной линии.

Предыстория[править]

После окончания Второй мировой Сталин, недовольный успехами США в атомной отрасли, стал искать способ нивелировать научное превосходство империалистов. И такая возможность вскоре представилась — на небольшом необитаемом острове возле Камчатки геологи, занимающиеся поиском урана, случайно обнаружили богатые месторождения доселе неизвестного элемента периодической таблицы, который получил название E-99 (и почему-то занял в показанной в трейлере таблице Менделеева позицию эйнштейния). На острове основали научный комплекс, которому дали милое слуху любого советского гражданина название Katorga-12, и учёные приступили здесь к исследованию E-99, представляющему собой источник практически неисчерпаемой энергии. Сталин не торопил их, зато пришедший на его замену Хрущёв потребовал от учёных, чтобы они максимально ускорили свою работу и дали зримый результат «вотпрямщас». В результате непродуманных и рискованных экспериментов с E-99 произошла авария, по итогам которой ведущие ученые проекта погибли, а остров оказался заражён радиацией. Каторгу-12 закрыли, исследования нового элемента свернули и всю информацию об этой катастрофе засекретили. Комплекс оставался на карантине долгие годы, пока в 2010 году мирно пролетавший над территорией России американский спутник-шпион не засек странную вспышку излучения на острове, где была расположена Каторга-12. На встревоженный вопрос США «что у вас там творится» власти РФ ответили упорным молчанием, что окончательно убедило американскую верхушку в том, что эти «иваны» опять что-то замышляют. Для прояснения ситуации в район Каторги-12 отправили диверсионный отряд[1] разведгруппу корпуса морской пехоты США. И все заверте…

Дальше будет много спойлеров

Персонажи[править]

  • Натаниель Ренко — главный герой игры, молчаливый и серьёзный член элитного отряда Корпуса морской пехоты США. Из самых благих побуждений разнес в клочья временной континуум. Попав в 1950-е годы из-за хроноаномалии, Ренко спас Демичева во время первой аварии на Каторге-12, что привело к победе СССР в Холодной войне и установлению на всей Земле кровавой диктатуры Демичева. По ходу игры главный герой всеми силами пытается вернуть все в норму (в его понимании этого), перемещаясь между 2010-ми и 1950-ми годами. У него не получилось.
  • Джеймс Девлин — друг Ренко и еще один боец элитного отряда КМП США. Прикрывает и поддерживает главного героя в начале игры и погибает от рук Демичева после попадания в плен к советским солдатам. В хорошей концовке жив-здоров. И служит в армии СССР. Как, впрочем, и главный герой.
  • Николай Демичев — главный злодей игры. Ведущий ученый проекта изучения Е-99. Впрочем, он явно уступал своему коллеге доктору Барисову в научном гении, зато превосходил его в организаторских навыках и лидерских качествах. Именно Демичев после первой аварии при работе с Е-99 смог убедить Москву не прекращать исследования, а, наоборот, многократно увеличить финансирование и приток сотрудников на Каторгу-12. Именно тогда и раскрылась беспринципность и жестокость Демичева — учёный ради своей выгоды не остановился даже перед тем, чтобы испытывать воздействие Е-99 на детях. Созданная им супербомба на основе Е-99 в количестве всего одного экземпляра смогла уничтожить все восточное побережье США и обеспечила победу СССР. После этого Демичев сместил Хрущёва и объявил себя пожизненным главой КПСС. В конце игры главный герой может объединиться с Демичевым и разделить с ним власть над миром. Правда, со временем оба решат, что на одного мир делится гораздо лучше…
  • Виктор Ба́рисов — главный учёный по проекту «Сингулярность». Создатель Манипулятора Временного Потока. Гениальный физик, убежденный коммунист и просто отличный дядька. На фоне Демичева кажется наивным идеалистом и оторванным от жизни Паганелем. Но это лишь видимость — Барисов после того, как его спас Ренко, смог в течение полувека выживать на территории Каторги-12 в окружении жутких монстров и солдат Демичева. А в хорошей концовке он вообще умудряется стать Светлым Властелином всея Земли.
  • Кэтрин — агент подпольной организации МИР-12, британка. Помогает главному герою в его приключениях и не теряется в экстренных ситуациях. Во время миссии на «Жемчужине» она самоотверженно отвлекает на себя бойцов Демичева, прикрывая главного героя. Получает тяжелое ранение и переносится во времени в 1955 год. Здесь она оставляет запись в журнале, которая через много лет позволит организации МИР-12 в лице самой Кэтрин выйти на след главного героя и спасти его от Демичева, а ее последующая судьба в 1955 году неизвестна. Так замыкается эта временная петля.

Оружие[править]

(link)

Трейлер игры c демонстрацией возможностей МВП
  • МВП — Манипулятор Временного Потока [2]. Устройство, способное управлять течением времени за счёт использования энергии Е-99. Создано Барисовым в два этапа — первый прототип был громоздким и требовал заплечного ранца для питания. Второй МВП, которым пользуется главный герой, крепится на левую руку, управляется жестами и использует миниатюрные батарейки Е-99 (попробуйте теперь пошутить про «самые большие микросхемы в мире»!). МВП позволяет состаривать материальные объекты в мгновение ока (эффект на живые организмы зачастую летален), омолаживать их (эффект на живые организмы нелетален... но лучше бы был летален), при помощи него можно замораживать время в небольшой области, управлять гравитацией, фиксировать хроноотпечатки и, наконец, безопасно перемещаться во времени через пространственно-временные разломы. Крутой и практичный девайс. Неудивительно, что Демичев всеми силами пытается его заполучить.
  • «Центурион»массивный револьвер, который выдаётся в самом начале игры. Использует разрывные пули на основе Е-99. Несмотря на высокую убойную силу, при первой возможности заменяется игроком на другой вид оружия. Причина — малый носимый боезапас, сильная отдача и малая дальность поражения. Эффективен только против мутантов, но даже они умудряются принять в свою подгнившую тушку полбарабана, прежде чем слягут от острого отравления свинцом. Странно, что среди апгрейдов к этому оружию нет пункта «спилить мушку»…
  • АР9 «Валькирия»[3] — штурмовая винтовка, известная ещё под прозвищем «Выбор Сталина» за великолепное сочетание простоты, надёжности и убойности (название - лютый образец намеренно надмозгового перевода, в оригинале в описании chooser of the slain, «выбирающая убитых», т.е. описание слова «валькирия» как девы-воительницы). Выглядит как футуристичная версия автомата Калашникова. Оснащена коллиматорным прицелом, а патроны для этого оружия чуть ли не на деревьях растут — практически все солдаты СССР используют «Валькирию», так что проблем с боеприпасами для этого оружия почти никогда не возникает. Единственный минус — низкая скорость перезарядки, но это лечится оружейными апгрейдами. Да, на фоне некоторых других высокотехнологичных образцов доступного в игре вооружения «Валькирия» выглядит уныло, но как только у вас закончатся боеприпасы к очередному супер-пупер-мега-гану, именно идущая вторым номером верная и скромная «валя» спасёт вашу жизнь в горячей ситуации.
  • С4 «Волк» — самозарядный дробовик, разработанный для противодействия агрессивной эндемичной фауне и флоре (!!!) Каторги-12. Очень эффективен вблизи, но большой разброс и низкая точность делает С4 бесполезным в перестрелке на дальних дистанциях. Также огорчает малый носимый запас патронов для этого оружия и их относительная редкость. В общем, на любителя.
  • СНВ Касимова — точная и мощная снайперская винтовка. Использует технологию Е-99 для замедления времени при прицеливании, что позволяет ваншотить большинство рядовых врагов, от солдат до мутантов. Увы, эта винтовка отличается низкой скорострельностью, а патроны к ней достаточно сложно достать.
  • Автопушка — ручной многоствольный пулемет, чьё создание стало возможно благодаря миниатюрным источникам питания и гравикомпенсаторам на основе Е-99. Создаёт настоящий шквал огня, который быстро выносит тапками вперёд супостатов на малых и средних дистанциях, плюс отличается весьма солидным боезапасом. Из минусов стоит отметить небольшую задержку при раскрутке стволов (но их можно раскрутить перед стрельбой) и очень долгое время перезарядки (лечится оружейными апгрейдами).
  • Игломёт — гаусс-оружие, стреляющее разрывными иглами. Перед выстрелом иглу можно зарядить, что увеличивает её урон. Помимо этого, оптический прицел игломёта подсвечивает врагов за стенами и укрытиями. Увы, очень низкий темп стрельбы и редко встречающиеся в игре боеприпасы для этого оружия превращают его в крутой, но бесполезный для постоянного использования ствол.
  • Детексомёт — гранатомёт, использующий осколочные гранаты на основе Е-99. Чрезвычайно мощное и опасное оружие. Имеет два режима стрельбы: обычный навесной огонь и дистанционное управление гранатой. Увы, второй режим практически бесполезен — собственной камеры у катящейся по вашей воле гранаты нет, и приходится стоять вне укрытия, чтобы нормально ею управлять. Ясное дело, враги в игре не настолько любезны, чтобы не воспользоваться этой возможностью, и они обязательно постараются нашпиговать ваше тело свинцом или порвать вас в клочья в рукопашной, пока вы, извините за выражение, «шары гоняете». Единственное удачное место для полевых испытаний детексомёта — корабль «Жемчужина». Во всех остальных случаях настоятельно советуем воздержаться.
  • Охотник — продукт сумрачного советского гения (Виктора Барисова, если точнее). Один из самых мощных и удобных стволов в игре — стреляет разрывными пулями на основе Е-99, которыми игрок может управлять во время выстрела в режиме slo-mo. Таким образом, даже спрятавшиеся в укрытии враги не уйдут от возмездия. Помимо этого, «Охотник» не занимает место в инвентаре. Единственный минус оружия — очень редкие боеприпасы к нему.
  • РЛС-7 — ракетница, стреляющая самонаводящимися осколочно-фугасными снарядами. Мощнее даже, чем «Охотник», но встречается ещё реже. Впрочем, получить это оружие зачастую можно именно тогда, когда оно вам особенно нужно — если вы нашли «РЛС-7», то будьте уверены, что через несколько мгновений он вам пригодится. Вместе с новыми штанами.
  • М9А7 — автоматический пистолет, похожий на Beretta M9 с прикрученным фонариком. Из него можно пострелять исключительно в мультиплеере, если, играя за спецназ, взять основным оружием АР9 «Валькирия», игломёт или автопушку.
    • Слово Божие гласит, что этот пистолет должен был быть стартовым оружием протагониста, но как только сеттинг кардинально изменился, роль первого доступного огнестрела перешла к «Центуриону».
  • FN SCAR-H CQC — перекочевавшая прямиком из «X-Men Origins: Wolverine»[4] в руки Девлина штурмовая винтовка, которую тот теряет при подлете к острову из-за внезапного ЭМИ под бортом у вертолёта.
  • АК — старым добрым «калашом» вооружены молодые злые солдаты гарнизона «Каторги-12» в 1955 году. Автомат игроку недоступен: после убийства вооружённого им солдата выпадают лишь патроны для «Валькирии».
  • Winchester M1897 — ружьё, состоящее на вооружении гарнизона «Каторги-12» в 1955 году. Игроку недоступен: после убийства вооружённого им военного игрок получит патроны для «Волка».
  • ПМ — табельное оружие вояк гарнизона «Каторги-12» в 1955 году. Если солдатик вооружён им, то в другую руку он непременно возьмёт щит. Пистолет для Ренко недоступен: после убийства вооружённого им солдата выпадают патроны для «Центуриона», заботливо вложенные в соответствующие барабаны.
  • Смит-и-Вессон модель 629 — личное оружие Демичева, с которым тот ходит и в 1955-ом, и в 2010-ом. Игроку недоступен.

Враги[править]

  • Солдаты СССР — как простые советские в 1955, так и уже относительно современные бойцы Демичева в 2010. Уничтожаются любым оружием, громко переговариваются между собой во время боя (радиообмен? Это где?) а при помощи МВП над ними можно издеваться, как душе угодно: состаривать их до состояния праха, омолаживать (с весьма неожиданным результатом), рвать на куски «Импульсом» и т. д.. Особо элитные солдаты, впрочем, носят специальный бронекостюм, который защищает их от действия наручного девайса главного героя. И они вполне способны навалять Ренко по полной, благо вооружены автопушкой и другим оружием тяжелого калибра.
  • Мутантсамый первый враг, который встречается в игре. Ими стали «счастливчики», которым не повезло пережить аварию на реакторе Барисова/Демичева, приведшую к заражению Каторги-12 специфическим видом радиации, вызывающим жуткие мутации. Мутанты выглядят как вяло плетущиеся покрытые злокачественными опухолями полутрупы, и на первый взгляд вызывают скорее жалость и сострадание, чем страх. Ни в коем случае не обманывайтесь! Как только мутант засечёт добычу, его шаркаюшая походка мгновенно сменяется хищной пластикой. В мгновения ока он сокращает расстояние до цели и применяет свою излюбленную тактику — прыгает в стиле снорка на жертву и начинает молотить её обеими руками. Если в этот момент вовремя не прикончить тварь, то она быстро забьёт до смерти главного героя. Мутанты отличаются потрясающей живучестью и практически не обращают внимание на боль: можете отстрелить им руки и ноги — они все равно продолжат, шипя, ползти к Ренко несмотря ни на что. Голова — единственное уязвимое место. Против этих тварей эффективен «Центурион» (ограниченно) и «Волк» (кладёт их с одного выстрела). Любопытен эффект режима ускорения времени МВП на мутантов: под его действием они начинают рвать сами себя на части, а потом взрываются.[5]
  • Зики — результат неудачных экспериментов ученых на Каторге-12 по созданию суперсолдат из «добровольцев» путем целенаправленных мутаций при помощи Е-99.[6] Справедливости ради стоит отметить, что целей опытов частично удалось достичь: получившиеся «уберзольдатен» отличаются силой, ловкостью, живучестью, обладают способностью к телепортации и могут на время становиться невидимыми и неуязвимыми при помощи «фазового сдвига». Увы, при этом с субординацией у этих «солдатиков» очень большие проблемы: своих непосредственных командиров (да и вообще всех нормальных людей) зики рассматривают исключительно с гастрономической точки зрения. Против зиков очень полезен МВП, особенно его режим «Импульс», позволяющий выводить их из невидимости, и режим телекинеза, при помощи которого можно кидаться в них взрывоопасными бочками или баллонами с жидким азотом. Наручное устройство главного героя помимо этого позволяет замедлить этот тип врагов практически до полной остановки на несколько секунд, что особенно полезно при столкновении с толпой зиков. Из оружия также эффективны «Волк», «Валькирия» и автопушка.
    • Толстяк — подвид зиков, в два раза больше своих сородичей. Практически не участвует в бою сам, предпочитая вместо этого призывать все новые и новые толпы обычных зиков. Поэтому уничтожение этих «авторитетов» является первоочередной целью. Автопушка вам в помощь.
    • Эхо-зик — особо проворная и сильная разновидность зика, которая встречается всего два раза за всю игру (и слава вечно живому Ильичу за это!). Выглядит как синюшный, худощавый, по пояс голый человек, с характерным «зиковским» свечением из рта и глаз и примотанной дрыной к огрызку правой руки. После каждой атаки начинает хаотично телепортироваться, заставляя игрока растрачивать патроны, а затем внезапно атакует, нанося немалый урон. Рецепт победы над этой тварью прост — используйте все возможности для её замедления. Баллоны с жидким азотом, сфера остановки времени, прокачанный «Импульс» — проявите фантазию, и последним смеяться будете вы.
    • Убер-зик — обожравшийся местного «Геркулеса» зик-босс, который вымахал раз этак в три больше обычного размера. Несмотря на свою массу и силу, не утратил способность к телепортации. Орудует огромной булавой в ближнем бою, а также обожает кидаться взрывоопасными бочками. Впрочем, победить его довольно легко, благо уязвимые места на теле монстра подсвечиваются приятным бирюзовым светом. В этих светящихся опухолях обитают, судя по всему, какие-то межпространственные змееобразные паразиты, которые атакуют своего «носителя» при сильных повреждениях их «жилища». После расстрела всех трех точек на теле суперзика он будет повержен.
  • Секлещи — местные мутировавшие членистоногие, горячо «любимые» игроками. Тараканов на Каторге-12 просто так тапком не прибьешь — они сами кого хочешь прибьют: один секлещ практически безобиден, но в одиночку они почти никогда не встречаются и буквально давят Ренко числом со всех сторон, стараясь подползти поближе и взорваться, нанося немалый вред здоровью главного героя. При этом лезут эти твари, как и положено насекомым, буквально из всех щелей, но еще чаще — из коконов, висящих на стенах и под потолком. Расстреляв их, вы выпустите жучка-камикадзе на свободу, но если вернете кокон в прошлое при помощи МВП, то превентивно избавитесь от врагов, которые могут появиться у вас за спиной. Чтобы одолеть секлещей, держите дистанцию, стреляйте во все, что движется, когда проходите по их территории, а еще лучше используйте МВП, чтобы «состарить» одного из жуков ускорением времени — все остальные мгновенно атакуют своего слишком круто поднявшегося по иерархической лестнице улья бывшего соратника. К слову, пикантный секлещ, вареный в собственном соку и подаваемый к столу под фирменным антирадиационным соусомлюбимое блюдо Виктора Барисова. Отлично идёт под пивко, мммм.
    • Королева — «большая мамочка» секлещей. Здоровенная тварь прямиком из тиранидского Ада, которая атакует поезд, на котором Ренко добирался до порта. Для победы над ней необходимо уклоняться от ударов её лап и вовремя стрелять в красноватые выступы на теле. Как только же жучья «Королева-мать её» вознамерится цапнуть, нужно пальнуть ей в пасть. А под конец поджарьте эту «Жуко-Годзиллу» при помощи заряженного от генератора поезда МВП.
  • «Кораллы» — мутировавшие агрессивные растения. Возможно, являются личиночной формой радионов (см. ниже). Каждое соцветие «коралла» выпускает тонкий луч, который соединяется с другим соцветием и наносит одноразовый урон любому объекту, пересекающему его. Таким образом, создается ловчая сеть, которая способна очень быстро прикончить зазевавшегося игрока. Учитывая, что «кораллы» обожают селиться в узких местах и проходах — без добычи они не остаются. Можно попытаться прорваться через скопление «кораллов» напролом, пожертвовав частью здоровья. Но гораздо разумнее будет либо расстреливать соцветия из оружия, либо использовать телекинез МВП для того, чтобы прорвать этот заслон валяющимся вокруг мусором.
  • Радионы — похожие на взбунтовавшиеся кусты огромные твари, стреляющие чем-то вроде природного лазера. Настолько мощного, что главный герой склеит ласты уже от третьего попадания. Так что ищите укрытия. В бою против радионов эффективны «Охотник», РЛС-7, детексомет и игломет — в общем, вся тяжелая артиллерия. МВП на этих созданий не оказывает практически никакого эффекта — можете попытаться состарить их, но от этого эти твари только злее становятся. Впрочем, сфера остановки времени против них вполне работает.
  • Возвращенцы — лютые чудовища, зримая демонстрация того, что происходит с человеком, если его «омолодить» при помощи МВП или пространственно-временных аномалий, встречающихся на Каторге-12. Как оказалось, если обратить вспять все биологические процессы в организме (в том числе и репликацию ДНК), то это приводит к мгновенной мутации и «рождению» этого жуткого слепого монстра. Возвращенцы в основном обитают в катакомбах под Каторгой-12, где темно и сыро (также они встречаются на корабле «Жемчужина»). Игроку при встрече с ними следует передвигаться максимально медленно и осторожно — эти твари чутко реагируют на любой шум, а если привлечь их внимание, то к главному герою сбежится вся толпа возвращенцев с окрестностей, которая буквально заблюет бедолагу смертоносной радиоактивной рвотой с ног до головы. Впрочем, если занять выгодную позицию, вполне можно попытаться перебить всех монстров, а потом спокойно обыскать их «ареал обитания». Из оружия против возращенцев эффективен «Волк», «Валькирия» и автопушка. Также полезна сфера остановки времени. При этом основной режим МВП против возвращенцев бесполезен — при попытке состарить их они галопом несутся к Ренко или любому другому не-мутанту, чтобы взорваться через 5 секунд после хронореверса.[7]
    • Один из апгрейдов Барисова позволит игроку самому создавать возвращенцев из вражеских солдат при помощи МВП. Очень полезно против больших отрядов. Главное сидеть тихо и не высовываться, чтобы не привлекать внимание этого монстра — системы распознавания «свой-чужой» у него нет.

Что здесь есть?[править]

  • Russian Reversal — во всех странах авторитарные лидеры используют неэтичных учёных, чтобы захватить мир, а потом избавляются от них. И только в Советской России неэтичный учёный использует авторитарного лидера, чтобы захватить мир, а потом избавляется от него.
    • Во всех странах членистоногие монстры за милую душу жрут создавших их изнеженных буржуйских учёных мужей. И только советские учёные настолько суровы, что уплетают мутировавших членистоногих за обе щеки и еще просят добавки!
  • Аллюзии и пасхальные яйца, куча их:
    • Фамилия протагониста отсылает к Аркадию Ренко — главному герою серии клюквенных романов-бестселлеров Мартина Круза Смита, наиболее известным из которых является экранизированный Gorky Park.
    • Отсылка к Борату в одной из записок: «Моя сосед — боль в моя бедный галава. Я делай чучело все из медведя, он тоже делай все из медведя. Я доставай консервы, он тоже доставай консервы. Я собирай технологии Е-99… он не накопил. Радостно!»
    • Ближе к концу игры, в комнате с последним улучшением к МВП, можно найти проход в помещение с замороженным штурвалом из сериала «Lost».
    • На корабле «Жемчужина», если решить головоломку с использованием детексомета, можно пройти в закрытую комнату, где находиться сохраненная в формальдегиде тушка хедкраба. Здесь же можно прочитать записку об этом «мутанте». [8]
    • К слову, первый прототип МВП подозрительно похож на гравипушку Гордона Фримена.
    • Да и вообще игра местами действует точно по принципу «списывай, но не точь-в-точь, чтоб не спалили». Портативное оружие с функцией контроля гравитации, которое всю игру светится оранжевым, а на финальном уровне заряжается, меняет цвет на синий и превращается во всесокрушающий убер-девайс? Оранжевый луч света, бьющий в небо из разрушенного реактора? Коллапс сингулярности? Внезапно появляющаяся миловидная спутница из тайного подполья? Агрессоры, за сверхкороткое время поработившие всю планету? Неожиданный поворот с переносом протагониста куда подальше в самом-самом конце? Где-то мы это уже видели…
    • Одна из надписей на стене показывает схему образования альтернативной вселенной, где правит Демичев, от нашей (и там есть намёк на то, что ГГ пытается исправить это уже в восьмой раз), и она практически полностью повторяет схему из второй части трилогии Назад в будущее, которой Док объяснял Марти почему мир стал таким, каким стал.
    • В одной из записей упоминается Юрий «Будь ты проклят, Лукьяненко!» Семецкий. И да, он погибает. Снова.
    • Имена Барисова и Демичева подсвечиваются зеленым и красным цветом, если навести прицел на них. Где-то уже такое было…
  • Антиутопия — СССР 2010 года в целом и Каторга-12 в частности.
  • Без пяти полуночная спецспособность — последний апгрейд МВП, кроме сюжетной возможности открывать с помощью Сингулярности разлом в любую нужную точку времени и пространства, усиливает до максимума Импульс и, что самое главное, МВП получает бесконечную энергию и больше не требует батарей. Дают эту «вкусняшку» только за 15 минут до конца игры и, собственно, весь путь от станции апгрейда до места развязки представляет собой возможность вволю поиграться его читерскими способностями. Что не особенно и нужно — прокачанная автопушка к тому моменту и то расправляется с врагами быстрее.
  • Версия для бедных — среди хейтеров игра носит обидную кличку «BioShock для бедных». Выход Infinite все только усугубил из-за схожей тематики перемещения во времени. Впрочем, какого-то целенаправленного хейта у игры никогда не было: большинство изданий и игроков признавали её «крепким середнячком» и было немало тех, кому игра сильно понравилась. Причём настолько, что они до сих пор ждут выхода второй части.
    • По мнению автора правки, довольно нестандартный сюжет против заимствования (не такого уж и плохого, кстати) геймдизайнерских фишек и почти полного отсутствия геймплейных нововведений. Впрочем, на фоне последующих продуктов индустрии игра выглядит еще бодрячком.
      • Bioshock сам по себе - сплошное заимствование System Shock 1-2 + полемика с романами "Атлант расправил плечи" и "Источник" Айн Рэнд.
  • Волшебные аптечки — аж двух типов: стимуляторы, которые мгновенно восстанавливают здоровье, но их не получиться носить в инвентаре; и, собственно, аптечки, которые можно носить с собой (максимум десять штук при полной прокачке). Последние, впрочем, восстанавливают здоровье не сразу и не полностью. Обоснуй «чудодейственности» местных средств первой помощи — элемент Е-99, который в альтернативной временной линии пихают буквально всюду, от бытовой техники до оружия массового поражения.
  • Временной парадокс — несмотря на то, что игра завязана на его конкуренте, здесь есть и такое.
  • Всё пошло слишком так — реактор на основе Е-99 имени Барисова/Демичева создавали с целью получения неисчерпаемой и дешевой энергии. В результате после запуска реактора энергии выделилось столько, что её просто ничто не смогло сдержать — даже по прошествию полувека она продолжает истекать в небо и космос над Каторгой-12 и не думает затухать.
  • Встречая пули грудью — давайте признаем, что в финале игры Демичев, лично явившийся по души Барисова и Ренко, однако получивший пулю из крупнокалиберного револьвера в плечо, все же поднимается на ноги и продолжает гордо стоять в своем мундире даже под дулом «Миротворца» — прекрасно понимая, что Ренко может спокойно его пристрелить. Несмотря на это, он даже толкает небольшую лекцию Ганнибала. А вы ожидали увидеть трусливые мольбы о пощаде? От человека, пережившего самую страшную войну в истории человечества, устроившего еще одну и поставившего на колени весь мир через десяток лет после её окончания?
  • Гулаги и рабы — эталонный образец тропа. На Каторге-12 (одно только название чего стоит!) можно найти кучу записок и аудиозаписей, которые показывают, как страшно и тоскливо было жить в USSR. Чаще всего, впрочем, получается не страшно, а смешно. Особенно когда в "видеозаписях мультиков" узнаётся явно не советский, а ранне-диснеевский стиль (точнее, подобие Fallout), а "советские будни" выглядят вовсе не связанными по культуре с СССР.
  • Дневник катастрофы — во все поля! Ну ладно, записки, которые можно найти по всей территории Каторги-12, еще можно понять — все-таки «самая читающая страна в мире»… Но валяющиеся буквально на каждом шагу магнитофоны с записями типа «аааа, они сейчас меня съедят, спасите-помогите» вызывают нехилый разрыв шаблона и нервный смех, когда представляешь себе несчастного, который вместо того, чтобы самому спастись, всё это надиктовывал потомкам. Справедливости ради — иногда нахождение аудиодневников вполне обосновано сюжетом. Например, перед спуском в местные катакомбы в лифте можно найти аудиозапись, в которой описываются повадки обитающих там тварей — человек явно отставил предупреждение тем, кто придет позже.
    • Здесь же то ли деконструкция, то ли неприкрытое «На тебе!» в адрес этого явления: в одном из аудиодневников описывается, как во время записи отца и его ребёнка нашли мутанты именно по голосу записывающих это послание!
    • Неудачное самоубийство — в одной из хронопроекций демонстрируется, как ученый убивает своих коллег из пистолета, чтобы они не погибли мучительной смертью от лап мутантов, рвущихся в помещение. Он пытается и сам застрелиться, но в оружии, как оказалось, закончились патроны… Возможно, является отсылкой к концовке фильма «Мгла».
  • Жуткая кукла — такую можно найти в самом начале игры в детской полуразрушенного дома. Игрушка жуткая не сама по себе, а благодаря тому, что позволяет игроку осознать, что на Каторге-12 погибло не только много взрослых, но и детей полегло немало.
  • Заклятый враг — отношения Демичева и Барисова по-другому просто не получится охарактеризовать. Слишком много крови было пролито с обеих сторон, и примирение между ними просто невозможно. При этом изначально они были близкими друзьями: в одной из записей Барисов с восторгом отзывается о Демичеве, а тот, в свою очередь, тратит подозрительно много времени в лаборатории Барисова на то, чтобы наконец решиться и пристрелить своего коллегу — видимо, он до конца надеялся, что Виктор все же сломается и выдаст местонахождение МВП.
  • Зацензурено — в игре есть возможность прочитать письмо «с материка» от родных работающему на Каторге-12 сотруднику. Кроме вступления и концовки, вся остальная часть письма заштрихована цензорами.
  • Злобная козлиная бородка — у Демичева.
    • Непреднамеренное совпадение — просто сравните Демичева с Олегом Петровским. Почти полное совпадение в плане внешности, разве что у последнего седины меньше.
      • Да и Барисов, если так подумать — учёный в очках, занимающийся изучением путешествий во времени, с идеалистичным отношением к своей работе, и которому, кстати, тоже палки в колёса вставляет мужик с козлиной бородкой… Товарищ Тимофеев, вы?
  • Избранный — таковым, в лице Ренко, его считает организация МИР-12 из-за пророческой записи в дневнике, представленной в видео Кэтрин с презентацией организации, найденной непонятно где, непонятно как, и неизвестно кем написанной. В сцене после титров становится известно, что известно кем — самой Кэтрин. И что, всё это время она не узнавала свой почерк?.
  • Историю пишут победители: Демичев — Ренко, слово в слово.
  • Йопт in Translation — к счастью, больше в хорошем смысле чем в плохом, поскольку переводил игру человек, который был явно в теме научфана, особенно российского (а сюжет игры сам по себе очень уж напоминает типичный образчик). Оттого и вышеупомянутая отсылка на Юрия Семецкого, которой в оригинале не было, и множество других приукрашиваний, и усиление "клюквенности" до такой степени пародийности, что она приятна и смешна.
  • Катсценная некомпетентность — протагонист и напарник легко разделываются с парой десятков солдат, не считая опасных мутантов до этого, а затем одинокий солдатик, неожиданно выскакивающий из-за угла, вырубает ГГ ударом в голову.
  • Коронная фраза«Ренко, постой, Демичева нельзя!…» (с) Ренко. Коронная, потому что единственная.
    • «Конечно, сработало, я же починил!» — Барисов.
  • Красно-коричневая сволочь — СССР образца 2010 года в игре показан именно таким. А его руководитель Демичев — отдельная вишенка на этом торте. Неудивительно: Демичев - давно уже диктатор, а в стране и намёка на что-то социалистическое не осталось.
  • Красная угроза — уже не актуальна. СССР вовсю строит коммунизм на одной отдельно взятой планете под мудрым руководством Партии и её бессменного лидера Николая Демичева... или ещё кое-кого. Все счастливы и довольны… не так ли, товарищ?
  • Клюква — просто тонны её! Хотя справедливости ради стоит заметить, что на фоне некоторых других игровых продуктов Singularity еще очень даже ничего. Русские здесь не пьют водку из медведей балалаек и не играют «Калинку-Малинку» на самоваре. Но все равно, быт и культуру советских граждан 1950-х годов разработчики игры представляли себе очень смутно.
  • Криптоистория — прошлое Каторги-12 до прибытия главного героя. После того же, что Ренко вытворял здесь с этой самой историей, он просто обязан был бы на ней жениться, как честный человек.
  • Левша — Кэтрин. Видно в сцене после титров.
  • Лжерусские — надпись на таблице элементов Менделеева, висящей на стене в советской лаборатории — «Периодический стол из элементы». Машинный перевод, так его и перетак.
    • Газету «Луна» из той же игры прочитать вообще невозможно — сплошной бессмысленный набор кириллических букв.
    • Вообще, ЯyscKiN язык — одна из фишек игры «для атмосферности». А как вам один из главных персонажей — доктор Барисов (именно через первое ударное «а»)? Или мировой диктатор Демичев, расхаживающий в генеральской шинели и горностаевой мантии (!) ? Ну, и напоследок: как еще назвать советский автомат, кроме как «Валькирия»? Не имя же конструктора в название добавлять! Мы, совьетские льюди, так никогда не делаем, ага.
  • Луч в небо — собственно, сама Сингулярность, точнее поток выделяемой ей энергии, вырывающийся в виде луча, бьющего в небо из-за аварии в Реакторе Барисова/Демичева. Сингулярность можно видеть на заднем фоне почти всю игру, а её уничтожение — главная цель ГГ.
  • Мастер времени — главный герой и Виктор Барисов в хорошей концовке.
  • Мертвые земли — Каторга-12. Стараниями главного героя после каждого изменения в прошлом здесь становиться все хуже и мрачнее.
  • Мячик мёртвого ребёнка — в самом начале игры, когда Ренко проходит через полуразрушенный дом, по ступенькам скатывается красный мячик. Если прислушаться, то можно услышать нечто похоже на детский смех.
  • На тебе! — в одном из агитационных роликов, где говорится о возможностях Е-99, после слов о том, что бесплодные земли можно сделать плодородными, нарисованная пустыня зарастает кукурузой. Смачный плевок на лысину Хрущёву очевиден.
  • На колени перед Зодом! — эталонный образец демонстрирует Демичев в самом начале игры.
  • Не знает матчасти. Сплошь и рядом. В частности, авторы игры совершенно не понимают разницу между троцкизмом и сталинизмом — в видеопосланиях Барисов постоянно выражается лозунгами, которые в лучшем случае были бы ко двору в СССР 1920-х годов, и то не факт.
    • Для американцев это нормально, поскольку их собственные "коммунистические" движения построены не на коммунизме Ленина, не на коммунизме Сталина, а либо на коммунизме Троцкого (теория "перманентной революции", ставшая основой неолиберализма и "развития капитализма благодаря устроению кризисов"), либо коммунизме Каутского (это то самое "левачество", в которое в США обвиняют BLM, феминисток и защитников секс-меньшинств). Однако в странах бСССР такие трактовки коммунизма обычно вызывают оторопь.
  • Не знает униформистики — военные гарнизона «Каторги-12» из 1955 года одеты в зимнюю и летнюю униформу одновременно. Как будто со сменой сезона (там уже октябрь-ноябрь за окном) вояки не должны поголовно переодеваться в «утепленку».
    • Униформа, к слову, — М43 времен Великой Отечественной войны, а на дворе — 1955-ый год. В это время военная форма была несколько иная.
      • И, само собой — погон нет, есть петлицы (на зимней униформе) и шевроны (на летней). Причем, если верить петлицам (пустые, без «шпал», «ромбов» и т. п.), то их обладатели — рядовые красноармейцы, а их коллеги, носящие шевроны в виде звезды и двух стропил — маршалы Советского Союза?!
  • Не в ладах с географией — точнее, с географией СССР. В видео, которое Барисов показывает Ренко, Прибалтика, Белоруссия, Украина, Кавказская троица (Грузия, Армения и Азербайджан), а также Казахстан и Средняя Азия на карте мира почему-то не являются частью Советского Союза.
  • Не в ладах с оружием — некоторые солдаты 1955 года вооружены помповым дробовиком Winchester M1897. Здесь двойное «нелады»: во-первых, это ружье никогда не поставлялось в Советский Союз (во всяком случае, нет таких данных, в Сети имеются сведения лишь о поставках Винчестера 1895-го во времена ПМВ, Красной Армии они достались «по наследству»), да и Советы не разрабатывали боевые дробовики (тот же КС-23 — это немного иное, и появилось позднее); а во-вторых, солдаты стреляют из него, не передергивая помпу, как будто у них в руках автоматический дробовик (Обоснуй: Winchester M1897 — аналог С4 «Волк», который является самозарядным дробашом. А разработчикам было просто лень делать соответствующую анимацию для моделей).
    • А как вам такое: аналог револьвера «Центурион» — пистолет Макарова, и после смерти вооруженного им врага патроны из него мигом перепрыгивают в соответствующие барабаны? Ладно бы это обстоятельство, но учитывая, что 9×18 мм ПМ далеко не самый мощный боеприпас, и в его номенклатуре нет разрывных патронов — повод для усиленного чесания затылка.
  • Нелинейное повествование — нестандартный пример: события игры постоянно мечутся между 1955 и 2010 годом. Впрочем, сюжет развивается строго последовательно — так как это игрок перемещается между 1955 и 2010 годами.
  • Нелинейное произведение — в игре три концовки: плохая (Ренко убивает Барисова и присоединяется к Демичеву), нейтральная (главный герой убивает обоих, Демичева и Барисова. Мировой СССР разваливается и на всей Земле наступают «бесславные девяностые» в режиме «педаль в пол») и хорошая (Ренко убивает Демичева и переноситься во времени в прошлое в момент, когда он спасал будущего диктатора. Главный герой убивает самого себя в прошлом, и все события игры стираются из истории… В результате, место Демичева занимает Барисов, который при помощи МВП обеспечивает СССР победу в Холодной войне).
    • Ну как сказать. Плохой концовку назвать сложно потому, что Ренко фактически стал первым человеком в мире — и теперь он сам руководит мировым СССР, а Демичев сбежал… правильно, в бывшие Соединённые Штаты. Нейтральная даёт примерно тот же сюжетный эффект. А вот про хорошую и так уже всё сказали…
    • Если Ренко будет колебаться с выбором, то Демичев схватит упавший на пол револьвер и застрелит протагониста. К сожалению, это не концовка, а Game Over.
    • Для хорошей концовки не обязательно убивать Демичева, достаточно просто развернуться и перенестись в прошлое.
  • Неэтичный учёный — Демичев, помимо прочих его «грешков», ещё и сабж. Подсыпать детям в еду порошок из Е-99 и поить радиоактивным молоком, только чтобы проверить «ачо будет»? Зачем же останавливаться на достигнутом! Если ты на этом острове ещё и главный, то вполне можешь требовать подобного и от остальных. А если заартачатся — объяви предателями Родины, и к стенке!
  • Ой, бл... — первая и вторая встреча с королевой секлещей.
  • Получился мерзавец — по мнению автора правки, Виктор Барисов. Серьёзно, мало того, что помощь ему никак не влияет на прекращение экспериментов над Е-99 и приводит к победе СССР в Холодной войне, так это ещё подсвечивает и Демичев, когда раскрывает суть плана в финале игры, и Барисов это даже не отрицает. Достаточно было потребовать у Барисова перемещения обратно в 1955 год, чтобы закончить всю эту чехарду с временными перемещениями, однако Барисов, который таки мог это сделать, не захотел испаряться в воздухе. А так называемая «хорошая» концовка это подтверждает.
  • Пропаганда — огромное количество лозунгов, агитационных плакатов и кинороликов на Каторге-12.
  • Распутинская живучесть и После такого не выживают5 ноября 1955 года Демичев пытается убить Барисова (а на заднем плане солдаты планомерно очищают комплекс), однако Ренко спасает Виктора, изрешетив злодея из оружия (как правило, из распространенной к тому моменту «Валькирии»). И тем не менее: в одной рубашке вывалившись с огнестрельными ранениями через закрытое стеклянное окно, треснувшись о бетонный выступ снаружи и упав с большой высоты на бетон (причём, кстати, за окном начал потихоньку падать снег — ноябрь месяц все-таки), Демичев всё же выживает.
    • Здесь же ужас у холодильникав финале Кэтрин, будучи тяжело раненной, всплывает в порту 7 ноября 1955 года. На заднем плане тревога и перестрелки, а катастрофа вот-вот грянет...
  • Русским всегда достается — вся история Каторги-12 про это. Игра ненавязчиво подводит игроков к мысли о том, что если бы Е-99 попал в руки демократичных и благородных американцев, а не этих сиволапых русских, то все закончилось бы по-другому (ага, каскадным резонансом и Семичасовой войной).
  • Сила толпы — на некоторых уровнях солдаты СССР прут на героя буквально стадом. Ладно советские солдатики образца 1950-х годов. Но Spetsnaz Демичева в 2010-м году атакует Ренко в количествах, ставящих под огромное сомнение их заявленную элитность!
  • Сотвори себе злодея — весь сюжет игры крутится вокруг этого.
  • Старше, чем выглядит — Демичев в 2010 году, так как на него влияет излучение Е-99. В 1955 году что ему, что Барисову было примерно по 35-40 лет, хотя в досье, которые можно увидеть на видео «МИР-12», им вообще по 29 и 32 (!) соответственно.
  • Странные вещи на фотографии — в лаборатории Барисова можно найти фотоаппарат. Если Ренко активирует его, то его ослепит вспышкой, а из полароида выйдет моментальное фото, на котором будет видно, что за спиной закрывающего руками глаза от яркого света главного героя стоит страхолюдная тварь… Медленно оборачиваемся… АААААА!
  • Телепортация через ад — пространственно-временные разломы, создаваемые Е-99, можно использовать для перемещения на большие расстояния. Увы, как слишком поздно выяснилось, с весьма неприятными смертельными побочными эффектами для обычных людей, которые через них проходили.
  • Шахматы — одна из записок в игре описывает конец шахматной партии: «Шах и мат. Конь защищает ладью, но слон берёт короля. Прости, Павел».
  • У тебя нет преимущества — на требование пленённого Девлина предоставить им с Ренко связь с американским посольством Демичев иронично отвечает: «Это невозможно… по целому ряду причин». К несчастью, напарник главного героя не смог вовремя понять, что не стоит «качать права»: он думал, что имеет дело со знакомой ему РФ 2010 года, а это был здравствующий в альтернативном таймлане СССР в блеске своей славы. Который чихать хотел на США и мнение «мирового сообщества» (тем более, что в этой временной линии больше нет такого государства — хватило одной советской супербомбы на основе Е-99).
  • Что за фигня, герой? — именно под этот троп попадает поведение Ренко во всех концовках, кроме как «хорошей». То есть ты прошёл столько всего ради того, чтобы вернуть всё на круги своя, и сдаёшься жажде власти, находясь всего в шаге от цели? Нет, конечно, можно было бы всё обосновать тем, что Ренко сильно не хочет кончать с собой, или то что он изначально был тем ещё редиской, но этому мешает то, что он практически всю игру не разговаривает, из-за чего его мотивы понять, мягко говоря, трудновато.
    • Вам хорошо осуждать! Барисов просит Ренко убить Демичева в 2010 году, а затем фактически застрелиться самому в 1955 году, на что даже Демичев реагирует негативно: хоть он и сам, в таком случае, отправил на убой кучу народу, но отправлять человека на верную смерть настолько наглым способом надо ещё постараться. А теперь взгляните на даты: пожар в администрации случился 26 октября 1955 года, а в первоначально-измененной временной линии выживший при пожаре Демичев убил бы Барисова уже 5 ноября. Возникает вопрос: Витя, то есть после смерти Демичева ты, будучи живее всех живых, сам получишь контроль над проектом? Да, получит, и приведет СССР к победе в Холодной войне. А значит, несчастливый конец для Соединенных Штатов будет в любом случае: или Ренко сам станет править руинами страны, или Демичев начнет войну с вышедшей из-под контроля пешкой, либо же СССР захватит мир.
      • Но дело-то в том, что Барисов в том пожаре в любом случае не погиб, и когда ГГ в начале выносит Демичева в вестибюль, Барисов уже находится вне опасности (собственно, это он и спрашивает «Демичев, что ты натворил?»). Но в изначальном варианте развития событий проект свернули как раз из-за смерти Демичева, а в концовке, очевидно, нет. Тогда возникает другой вопрос — не оттого ли что в дальнейшем труп Демичева обнаружили на спине трупа американского спецназовца!? И как Барисов из будущего мог предсказать что всё так выйдет? А просьбу для Ренко пожертвовать собой можно расценивать только как на воззвание к благородству героя и ненависть к Демичеву, а уж никак не «хитрый план».
  • Энергетические кристаллы — в своем естественном виде элемент Е-99 выглядит как кристаллы ярко-оранжевого цвета.
  • Этот гадкий уровень — целых три! Первый — подземелья возвращенцев, где надо медленно на корточках идти мимо ковыляющих и валяющихся в грязи монстров. И достаточно одного неверного шага, чтобы к герою сбежались все твари. Второй — заполненные ядовитым газом секции завода. Мало того, что главному герою ограничивают обзор, когда он надевает дыхательный аппарат, и ему нужно постоянно искать баллоны с кислородом, попутно отстреливаясь от обитающих здесь мутантов. Так еще и необходимо будет решить головоломку с использованием МВП за стремительно утекающее время, измеряемое количеством оставшегося в запасе воздуха! Но даже если вы довольно ловко обходили возвращенцев, используя Гравитацию для захвата попутных ёмкостей с Е-99, даже если вы довольно быстро находили баллоны с кислородом, которые там стоят чуть ли не штабелями, первую встречу с секлещями с первого раза ещё никто не проходил!
  • Я здесь главный, мне все можно — одно слово: Демичев. «Я покончил с этой бюрократией много лет назад» (если что, это он о Женевской конвенции).
    • Притом, что Женевская конвенция имеет такое же отношение к ситуации, как комета Галлея к столице Непала Катманду: США не находятся в состоянии войны с Россией, при этом американская диверсионная группа проникает на российскую территорию и, будучи обнаружена, оказывает вооруженное сопротивление. Пошли бы звездно-полосатые граждане по вполне уголовным статьям. Стрелять их на месте было бы нарушением закона, но не Женевской конвенции, а российского УПК.
  • Я хороший, мне всё можно — за время своих приключений Ренко уничтожает, как минимум, два крупных опасных сооружения (Печь и Реактор Барисова/Демичева), что, надо полагать, привело к большому числу жертв среди мирного населения острова. А ведь ещё были стычки и поменьше.
  • Я — это тыхроноотпечатки следов ног и надписи на стенах в Каторге-12, которые можно увидеть при помощи МВП, оставляет сам Ренко из будущего. Больше того: чтобы получить «хорошую» концовку, ему придется убить себя самого, чтобы окончательно уничтожить Демичева.

Галерея[править]

Примечания[править]

  1. С точки зрения любого государства: войска специального назначения другого государства, действующие на его территории без согласования, по умолчанию считаются диверсантами. С соответствующим отношением к ним.
  2. В официальной локализации — Мобильный Временной Преобразователь, а в оригинале TMD — Time Manipulation Device. Причём в одном из роликов Барисова, в котором русский текст получен через Promt, перевод самый точный — Устройство Манипуляции Временем.
  3. Интересно узнать, как оружие с таким названием прошло приёмную комиссию, многие из членов которой наверняка в молодые годы давили эсэсовскую погань, шибко уважавшую скандинавскую мифологию?
  4. «Перекочевавшая» — в прямом смысле вытащенная из указанной игры.
  5. Если скриптом не будет установлено иное. Автор правки состарил мутанта в игре, тот потерял руку, как полагается, но затем залез на уступ, и старение прекратилось, несмотря на характерное оранжевое свечение. Пришлось тратить выстрел из «Волка».
  6. Учитывая, что зики носят обрывки униформы и амуниции солдат 2010 года, можно предположить одно из двух: либо эти эксперименты каким-то неведомым макаром втихаря продолжаются на Каторге-12, либо сами спецназовцы со временем мутируют в этих тварей.
  7. «Омолодить» их вновь не получится. Видимо, Барисов встроил в МВП предохранитель на этот случай. И правильно сделал — страшно представить, во что превратиться это страхоугробище, если его повторно пропустить через процедуру «хронореверса».
  8. Также есть мнение, что это пасхалка не на хедкраба а на ксеноморфа, и, соответственно, в колбе не тушка, а яйцо с лицехватом.