Разрыв канвы копирастами

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Screwed by the Lawyers. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Захожу на литрес почитать синодальный перевод Библии, но по ссылке нашёл только сообщение «Книга изъята из свободного доступа по требованию правообладателя». »
— Вот так копирасты доказали существование Бога

Разрыв канвы копирастами — это когда фабулу или сюжет произведения или цикла произведений режут по живому из-за того, что авторские права на разные части оказались в руках у разных владельцев. В результате из-за боязни сутяжничества владелец одной части не имеет права придумывать ничего с упоминанием персонажей, событий и иных реалий, оставшихся у другого владельца. В итоге такой плачевной ситуации может получиться фонтан неканона или выпадение из бытия целых сюжетов.

Где встречается[править]

Комплексные франшизы[править]

  • BIONICLE — нестандартный случай, в суд пошли представители народности маори. Дело в том, что в серии активно использовались слова их языка для создания островной эстетики, как то имя «Мата Нуи» (букв. большое лицо) или название «тохунга», которое дали смешным человечкам, тогда как маори считали это сакрально значимым титулом, так что пришлось переименовать их в «маторанов». Дальше с огнём решили не играть и новых слов из традиционных наречий не вводить, перешли на латинские и греческие корни, а для обоснования смен названий ввели целую концепцию Дня именования, большого и важного праздника.

Кино[править]

  • Все производные произведения по Арде Дж. Р. Р. Толкина, сочинённые на Западе (в нашей стране, как уж исторически сложилось, копирастов не боятся, у нас другие проблемы). Прежде всего фильмы и видеоигры. Дело в том, что права на «Властелин Колец» и «Хоббит» были проданы еще самим Толкином в бородатом 1968-м году компании Tolkien Enterprises (ныне Middle-Earth Enterprises) для съемок экранизаций и так у этой компании и остались. А вот права на «Сильмариллион» и всё остальное принадлежат фонду наследия Толкина (Tolkien Estate), которым управлял сын (и прижизненный редактор) Джона — Кристофер Толкин. Первый правообладатель охотно делится правами на адаптацию, а вот Кристофер был известен своей несговорчивостью, истинно гномьим упрямством и лютой ненавистью ко всем без исключения экранизациям, причиняющим «непоправимый вред наследию Толкина». В результате существует уйма вещей по «Властелину Колец» и «Хоббиту», в которых строжайше запрещено упоминать фактологию «Сильмариллиона». Да саму экранизацию «Сильмариллиона» (а её можно растянуть сильно больше чем на три хоббитских фильма, да и экшена там побольше будет) мы еще очень долго не увидим.
    • Подсветка. В первом фильме трилогии «Хоббит» Гэндальф говорит: «Существуют ещё два синих мага… Но я забыл их имена…» Имена эти упоминались только в Неоконченных сказаниях, а в ВКиХ — только сам факт, что маги есть.
    • Сюрприз: в 2017 году был анонсирован новый сериал по вселенной, так как Кристофер Толкин покинул компанию (а в 2020 и грешный мир) и непререкаемых стражей канвы и канона больше не осталось.
      • И немедленно поползли слухи про то, каким будет этот сериал. Вполне может оказаться, что Кристофер был абсолютно прав.
        • В появившихся в 2022 году рекламных материалах сериала слухи подтвердились. Кто-то твердит про неканон, другие возражают — почему бы и нет, про ту эпоху известно мало, почему бы там и не быть эльфам и гномам других цветов кожи. Любопытно другое — почему ко времени действия «Хоббита» и «Властилина колец» их уже не видать.
          • расовые чистки, разумеется.
  • «Отмена» Расширенной Вселенной «Звездных Войн» Диснеем. Тут, правда, конфликт был не между разными владельцами элементов одной и той же франшизы, а между самими имеющимися элементами и творческими замыслами новых правообладателей. Тем не менее, канва была порвана изрядно.
  • Аналогично — с переходом прав на «Терминатора» компании Джеймса Кэмерона всё, снятое без её участия, объявили неканоном, чтобы расчистить место для «Тёмных судеб» (и, что важнее, не париться с авторскими правами на отдельных персонажей и явления, придуманных чужими сценаристами).
  • Кинокомпания Toho приобрела права на Кинг-Конга на ограниченное время, дабы снять кроссовер «Кинг-Конг против Годзиллы» и отдельный фильм «Побег Кинг-Конга». Кто же знал, что франшиза о Годзилле разрастётся до таких размеров, а Конга придётся посадить в автобус. Впрочем, Toho сами хороши. Вы знали, что во вселенной комиксов Марвел был Годзилла?
  • Когда Серджиу Николаеску решил снять несколько приквеловпотом и один сиквел, он же гранд-финал) про своего любимого персонажа — комиссара Тудора Миклована, ему пришлось из-за проблем с копирайтом поменять фамилию протагониста на «Молдован», а заодно и сдвинуть год рождения протагониста на 10 лет назад. Но очевидно, что подразумевается тот же самый персонаж (Николаеску и не отрицал).
Logan and the Avengers.jpg
  • Права на киноадаптации Вселенной Marvel принадлежат разным компаниям: Человек-паук — Sony, Люди Икс и Фантастическая Четвёрка — Fox, а всё остальное вроде Халка и Железного Человека принадлежит Marvel Studios. В результате вся комикс-вселенная порвана на части. Известные участники Мстителей вроде Росомахи или Человека-Паука не могут войти в состав кино-комикса, однако есть оговорки. Так в сиквеле Мстителей есть Алая Ведьма и Ртуть, но их происхождение не обусловлено Х-геном, и они не дети Магнето. А в фильме «Капитан Америка. Гражданская война» к ним всё-таки присоединился Человек-Паук — с Sony удалось договориться и Паукан вернулся на родину. Временно. Снова покинул после Финала. После чего опять вернулся.
    • Права на Ртуть и на Алую Ведьму одновременно оказались сразу у двух студий, в ходе переговоров было принято решение «поделить» героев. Так что в «Эре Альтрона» Ртуть был откровенно слит, а в фильмах про Людей Икс Алую Ведьму показали всего один раз и даже не назвали по имени.
    • В 2018-м компании Disney (владельцу Marvel Studios) подобное положение дел надоело, и они выкупили… нет, не права на персонажей Marvel у Fox, а всю компанию Fox целиком! За баснословную сумму в 71,3 млрд долларов. Так что теперь ожидаем в ближайшем будущем появления Людей X и Фантастической Четвёрки в киновселенной.
      • Вообще стоит отметить, что тут Marvel сами себя перехитрили. Началось с того, что они решили подойти к своим персонажам, как к акциям компании, и распродать их по одному — так покупающие персонажей компании получали себе уже раскрученных маскотов, а издательство получало денег и сверх того бессрочную дополнительную раскрутку себя любимого каждый раз, как купившие этих самых персонажей их используют в рекламе своей продукции или своих услуг (смотря чем компания занимается). При этом, если несколько не конкурирующих друг с другом компаний решат скооперироваться, у издательства всегда найдётся кроссовер (если не найдётся, нарисуют), посвящённый именно нужным персонажам без участия лишних, чтобы его можно было экранизировать, под завязку набив продакт-плейсментом оных компаний. В перспективе планировалось продвигать идею о том, что для серьёзной компании иметь марвелловского маскота — это элемент статуса и символ престижа (губу раскатывать Marvel умеют, особенно на грани банкротства). Sony идею в целом уловили и подсуетились купить себе персонажа чисто про запас, чтобы был (тем более что молодой репортёр — отличная вешалка для плееров, фотокамер и прочего тому подобного добра, производимого корпорацией), а вот дальше что-то пошло не так. Fox увидели в творящемся распродажу не раскрученных символов, а глобально интеллектуальной собственности издательства, потому пришли и закупили сразу же пару «команд», получив фактически хороший кусок сеттинга сразу с прилагающимся к нему фэндомом — они телерадиокомпания, потому их персонажи в первую очередь интересуют в качестве способа привлечь публику к экрану, а не прорекламировать что-то (прорекламировать что-нибудь по заказу они и без того умеют — главное, чтобы аудитория сидела, носом в голубой экран уткнувшись). А потом (впрочем тут не сказать, что этот покупатель сильно торопился) пришёл «Жадный Мыш» и скупил скопом с потрохами всё оставшееся вместе с куском самого издательства — и вот тут идея расселить персонажей по миру в качестве сказочных представителей реальных компаний окончательно с треском провалилась, но зато удалось удержать более-менее цельные сеттинги (что при учёте их безумно разросшейся мультивселенной не то что бы очень критично). И если на Fox Disney могли при желании надавить (ну а по итогу купили, благо денег куры не клюют), то с Sony остаётся или договариваться, или обходить их стороной, потому как за бесценок они права на персонажа не отдадут (потому как прекрасно представляют, сколько Disney может за него выложить, если он им будет очень нужен) и под натиском юристов не прогнутся (чай сами не лыком шиты) — к тому же Sony могут и сами сделать произведение со своим персонажем, как минимум не ударив в грязь лицом (тем более что современное западное телерадиовещательное крыло Sony — эта бывшая «Columbia Pictures», которая чего только ни представляет, а на востоке у них есть Aniplex).
        • Примечательно, что в сферах «маскот на прокат» и «фабрика маскотов» периодически пробуют себя и другие гораздо менее нашумевшие издательства — внезапно выяснилось, что для этого совершенно не требуются франшизы семидесятилетней выдержки.
  • Тот случай, когда это почти что фишка — «Долларовая трилогия» Серджио Леоне. Официально считалось, что Безымянный Герой в исполнении Клинта Иствуда в разных фильмах — это разные персонажи, ибо сами понимаете. Но безымянному герою с неясным прошлым, одиноко болтающемуся среди просторов Дикого Запада, и не нужна связь с прошлыми эпизодами его жизни. А единый стиль фильмов сохраняется. Потом, правда, были написаны новеллизации и книги-продолжения, в которых он всё же считался одним персонажем.
  • «Лига выдающихся джентльменов»: в оригинальном комиксе на Лигу работает тот самый уэллсовский человек-невидимка, учёный-социопат Гриффин. Но для фильма не удалось получить права на «Человека-невидимку», и вместо него в Лиге состоит совсем другой невидимка — воришка Родни Скиннер, укравший разработки Гриффина и испытавший их на себе. Из общего у этих двоих разве что собственно невидимость да склонность к сарказму.
    • Что выглядит куда логичней, так как всемогущего голозадого оригинала с замашками на мировое господство буднично забили лопатами землекопы.
    • Это, впрочем, не больший разрыв, чем именование хоббитов в русской озвучке Бэггинсами, а не Торбинсами или Сумкинсами. И вы «перевод» Вадима Руднева ещё не видели…
  • Малоизвестная в России, но эпичная война за Джеймса Бонда! История такова: к началу 1960-х было решено снять экранизацию похождений агента 007 и для этой цели Ян Флеминг нанял соавтора — ирландского режиссёра и сценариста Кевина Макклори. Но вскоре партнёры расстались из-за творческих разногласий. И тут Флеминг совершил грандиозную ошибку — опубликовал роман «Шаровая молния», используя наработки совместного сценария с Макклори. Последний не преминул подать в суд и судебные тяжбы продолжались не одно десятилетие! В итоге в 1983 Макклори удалось снять свой собственный фильм о Джеймсе Бонде с блэкджеком Шоном Коннери и красотками под названием «Никогда не говори никогда», не входящий в официальную «бондиану» и представляющий собой ремейк фильма «Шаровая молния» 1965 г. Дошло до того, что права на сюжетные линии и разных персонажей оказались у различных собственников! Именно поэтому в «Никогда не говори никогда» отсутствуют фирменные заставка и музыка из официальных фильмов о Бонде и именно по этой причине организация СПЕКТР неизвестно куда исчезает, начиная с фильмов с участием Роджера Мура и последующих. Правда, в прологе фильма «Только для ваших глаз» (1981) с участием того же Роджера Мура присутствует некий безымянный лысый злодей с кошкой — впрочем, зрители этот намёк считывают безошибочно. Окончательно же спор из-за авторских прав был улажен только в начале 2000-х.
  • Сериал «Эш против зловещих мертвецов» снят скорее в духе третьего фильма, «Армия тьмы»… но при этом игнорирует его существование. Всё потому, что Рэйми снимал триквел с другой студией, и фильм до сих пор принадлежит ей.
  • Экранизации Стивена Кинга (как минимум те, что относятся к его единому мультиверсу) тоже подходят — к примеру из сериала про 11/22/63 вырезали клуб неудачников из «Оно», из самого «Оно» убрали все упоминания о Черепахе Матурин, поскольку она относилась к «Тёмной Башне», в которой в свою очередь не упоминали тождество Человека в Черном и Рэндалла Флегга из «Противостояния»…
    • «Сердца в Атлантиде» так вообще капитально порезали (в экранизацию попала только первая новелла), и все отсылки к «Тёмной башне» заменили на правительственных агентов и эксперименты с экстрасенсами.
  • Robocop — сценарий для канадского сериала писали авторы оригинальной ленты, вот только права на придуманных ими персонажей к тому моменту уже давно и крепко принадлежали студии Орион. Без Алекса Мёрфи ака Робокопа сюжет как-то не клеился, поэтому за его использование студии заплатили полмиллиона долларов; права на остальных персонажей решили не приобретать — и их просто переименовали.
  • «Убойная сила» — из-за споров об авторских правах из второго сезона исчезли все персонажи из «Улиц разбитых фонарей» за исключением второстепенного бомжа-Померанцева.
  • «Носферату, симфония ужаса» — Ф.Мурнау не удалось договориться с вдовой Стокера. Нет проблем — меняем имена, место действия, убиваем вампира лучом света, а не осиновым колом…вуаля, готов не только оставшийся в веках фильм, но и значительно расширен канон вампиризма, а также введено альтернативное наименование вампира.
    • Не прокатило: копирасты чуть не порвали не то что канву, но историю кино, через суд добившись не просто запрета, а уничтожения неугодного фильма! Сохранился он буквально чудом (благодаря тому, что постановление выполняли спустя рукава).

Мультфильмы[править]

  • My Little Pony: Новое поколение — Hasbro объявили новое поколение сиквелом предыдущего… продав права на показ его персонажей Discovery Family и выпуская новый мультфильм на Netflix. В результате вся сиквельность свелась к бесполезным отсылкам, которые сюжетную важность приобретают только в одном (!) моменте, и даже там Твайлайт элементарно заменяется на оригинального героя межрасовой дружбы.

Мультсериалы[править]

  • «Винни Пух» — имена персонажей на русском языке.
    • До 2000-х все имена были «по Заходеру», в дубляже диснеевских мультфильмов тоже: Винни-Пух, Пятачок, Иа, Тигра.
    • В 2000-е произошёл конфликт между наследниками Заходера и правообладателями диснеевских мультфильмов, поэтому появился новый дубляж с такими именами (в том же порядке): Винни, Хрюник, Ушастик, Тигруля. Современный фильм «Кристофер Робин» дублировали уже с ними.
  • Очень забавный зигзаг в мультиках от Hanna-Barbera. В кроссоверном мультсериале «Весёлая Олимпиада Скуби» команду злодеев должен был возглавлять главгад мультсериала «Wacky Racers» Дик Дастардли. Однако из-за проблем с правами на персонажей из мультсериалов «Я мечтаю о Джиннии» и «Джози и Кошечки» авторы заподозрили, что права на Дика им не принадлежат или находятся в совладении — и создали ему капитана эрзаца Ужасного Барона… чтобы потом обнаружить, что ошиблись и права на Дика всё это время у них были! В итоге в комиксах по мультфильму Барона и Дика сделали братьями-близнецами.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — именно из-за этого второстепенный персонаж Коко Поммель потеряла в поздних сезонах своё отсылочное имя.
    • Изначально Старлайт Глиммер должна была называться Аврора Глиммер, но из-за жалобы студии Disney имя изменили, так как Аврора — это имя принцессы, главной героини мультфильма этой студии «Спящая красавица». И это при том, что Аврора («утренняя заря») вообще-то распространённое реальное имя.

Комиксы[править]

  • Chaos! Comics — после банкротства и закрытия издательства права на часть его персонажей перекупили несколько издательств, в результате чего единая вселенная оказалась для каждого из «переживших» гибель авторского издательства отретконена сообразно тому, какие из персонажей достались его новым хозяевам (тех, на кого прав не получили, повыкидывали). Персонажи, которые новых владельцев не обрели и вовсе как бы исчезли из истории.

Аниме и манга[править]

  • Weiss Kreuz — автор идеи и основной правообладатель Коясу Такэхито рассорился с мангакой Цутия Кэко. В результате она ушла из проекта и забрала концептуальный дизайн персонажей. Новая художница Омин Сэко создала новый дизайн, что породило визуальный разрыв канвы. Многие фанаты его не приняли.
  • High School DxD — похожая ситуация, только ещё круче: изначально права на экранизацию ранобэ принадлежали студии TNK, и та слишком вольно обходилась с материалом, что до поры сходило им с рук. Когда же стало ясно, что 3 сезон будет последним, решено было сматывать удочки: сюжет нашинковали аж из 3-х томов, приделав сверху собственные измышления в качестве концовки. Фанаты в массе своей все-таки не оценили 3 сезон, так что 4-ый был отдан уже куда более молодой и внимательной к автору, но неопытной и не обеспеченной бюджетом студии Passione — для того, чтобы вернуться к сюжету ранобэ, пришлось снять 0 серию с ретконом вселенной и придумать новый дизайн героев, поскольку права на старый остались у TNK.

Настольные игры[править]

  • Unseen vs Reseen в BattleTech: копирасты заявили права на дизайн мехов, которые превратились в unseen, и потому новыми владельцами Вселенной был создан новый дизайн мехов, печально известный своей кривизной, и получивший название reseen. В результате фанатам желающим играть в настолку с классическими unseen мехами приходится клеить их из бумаги.
    • Тут случай примечателен парой-тройкой довольно забавных моментов. Во-первых, оригинальный дизайн мехов, вокруг которого развернулся весь спор, был не абы откуда, а родом из не такой уж малоизвестной франшизы Macross. Во-вторых, претензию предъявили не придумавшие оригинал японцы, а честно купившая у этих японцев права компания Harmony Gold. В-третьих, в самой заявке было не хождение вокруг да около с попытками притянуть за уши, чтобы стрясти денег, а просто поштучное сопоставление образцов один к одному. В-четвёртых, компания Piranha Games по итогу смогла ответить на это только «Упс!» — так что в целом довольно логично, что эти модельки убрали.
  • Старый Мир Тьмы и Ars Magica были когда-то сюжетно связаны. Орден Гермеса, одна из играбельных организаций в сеттинге Mage: the Ascension — это тот самый Орден Гермеса из Ars Magica, а вампирский клан Тремере — это тот самый Дом Тремере из той же игры. Но они разбежались к разным правообладателям, и два Ордена Гермеса разбежались каждый своими путями.
  • Малал, пятый бог хаоса в WH40k, убран из бэка, потому что его автор ушёл и отсудил авторские права. Роль Малала с прикрученным фитильком перешла младшему божеству Мэлису (Malice, Злоба), но даже его существование во вселенной остаётся спорным.
    • Восторг у холодильника — получается, что бога ссор и (само)уничтожения, уничтожила ссора авторов!
      • На самом деле все еще веселей. В один прекрасный момент GW обнаружила, что по британским законам любой контент по умолчанию является интеллектуальной собственностью автора и тот в случае ухода из компании забирает его с собой. Руководство схватилось за голову и срочно уволило к чертям всех временных сотрудников, после чего пришлось заново перерисовывать все арты и переделывать модельки.
    • Тяжба с ChapterHouse Studios. В отличие от остальных сторонних литейщиков, которые прибегали к бленд-неймам, эти прямо называли модельки своими именами. Подвох был в том, что GW их засудить за это не могло — они делали миньки для тех юнитов, у которых не было официальной модели и даже арта! GW решила проблему как обычно — удалили юниты из игры (сильнее всех пострадали тираниды, которые и так были одной из самых слабых армий) и запретили авторам впредь делать статы и даже рисовать арты для юнитов, у которых нет моделек. А чаптерхаусов в итоге все равно засудили до закрытия — были у них и нарушающие копирайт миньки. Параллельно с этим GW не удалось засудить некую авторшу за использование термина «Space marine» в своей книге, после чего началось повальное переименование армий. Нельзя закопирайтить «Имперскую гвардию»? Теперь они «Астра Милиторум»! Толкин использовал термин «эльдары»? Теперь у нас «аэлдари»! «Age of Sigmar» тоже неспроста появился — если в сороковнике сторонним литейщикам приходилось хоть как-то крутиться, то для вахафэнтези можно было брать любые фэнтезийные или исторические 28 мм миньки. Поэтому франшизу сожгли, а на ее место сделали новую, более «оригинальную». Старые армии, конечно, остались — вот только никакой поддержки для них не будет, потому их просто убил «power creep».
  • В оригинальной редакции D&D были хоббиты, энты и балроги. Но потом создателям пришло неприятное письмо от наследников Толкина с требованием «убрать и прекратить». С тех пор D&D-шные существа называются halflings (в нашей локализации полурослики), treeants (древни) и balors (балоры).
    • В то же время права на фентезийную расу «beholders» давно стали мемом: каждый второй сеттинг так или иначе их в каком-то варианте включает — но называют их по-другому, из-за чего все претензии мимо, мол сами придумали.

Видеоигры[править]

(link)

Раскадровка по концепт-арту разработчиков Risen. До разрыва канвы.
  • Gothic и Risen. Во второй игре делается множество намёков, что её действие происходит в том же мире, что и первая игра, но прямо нигде не говорится. А всё потому, что права на «Готику» и её сеттинг перешли от разработчика — Pirahna Bytes к издателю — Jowood. Разработчики создали новую серию без конкретного указания на один мир.
  • «Проклятые Земли» — Бука забрала у Nival права на марку «Аллоды». Игре не повредило, но осадочек остался. Впрочем, у Astrum Nival давным-давно всё на мази.
  • DotA. Valve долго и нудно выкорчёвывала из игры мир Blizzard. А на превращение Skeleton King в Wraith King целое событие устроили! Новый мир получился очень даже интересный, но две главных побочки: 1) Слишком далёк доступ к полным именам типа «Zeus the Lord of Olympus». Раз уж в коротких именах пишете то имя, то специальность — лучше было бы уши прожужжать потерянным именем (или потерянной специальностью); 2) Новые имена, придуманные взамен близзардовских, оказались больно уж непроизносимыми (разве что Invoker теперь не Кель, а Карл).
  • «Armed Assault» — когда-то в далеком 2001 году чехи из Bohemia Interactive в сотрудничестве с Codemasters создали оригинальную Operation Flashpoint. Однако потом две компании разругались (последняя забрала название серии) и начали создавать свои военные симуляторы. Operation Flashpoint от Codemasters, Dragon Rising и Red River, были приняты сообществом довольно холодно, в то время Armed Assault 1, 2 и 3 до сих пор поддерживаются как разработчиками, так и модификациями.
  • Star Control: Origins — по причине проблем с копирайтами не имеет ничего общего с предыдущими частями кроме геймплея.
  • Создателям игр о Формуле-1 требуется разрешение на использование имени ото всех изображенных в игре гонщиков — и такое разрешение давали в свое время все, кроме чемпиона-97 Жака Вильнёва. В результате в куче игр есть все реальные гонщики и некто Джон Ньюхаус (или иногда Джек Ньютаун) — примерный перевод имени и фамилии.
    • Педаль в пол продавила игра Ayrton Senna’s Super Monaco Grand Prix 2, созданная под патронажем самого Айртона Сенны. Кроме Сенны, никто разрешений не давал, так что в игре в чемпионате участвуют загадочные команды Madonna, Millions и Firenze c вымышленными гонщиками, чьи портреты подозрительно похожи на рожи Мэнселла, Шумахера и ко. Знатоки гонок немало повеселились, угадывая, кто под каким именем/названием зашифрован.
    • А в игре Grand Prix Legends, посвященной сезону 1967 г., создателям не удалось получить разрешение на использование имени Джеки Стюарта, а также названия команд Honda и Cooper. Первый в игре попросту отсутствует (благо, пилотов в командах тех лет выступало много и разных), а вместо вторых — появились неведомые Murasama и Coventry-Climax… по странному стечению обстоятельств, полностью совпадающие с реальными болидами Honda и Cooper.
  • Аналогично в игре Football Manager 2005: германский вратарь Оливер Кан не дал разрешения на использование своего имени — и в игре фигурирует некий Йенс Мустерман (причём Мустерман — это условное имя, немецкий аналог английского Джона До или русского Василия Пупкина, а Йенс — имя многолетнего конкурента Кана за место в воротах сборной Лемана). Кроме того, в игре целый ряд команд и соревнований фигурируют под вымышленными названиями (например, все команды французской и японской лиг). Впрочем, всё это легко убирается с помощью написанных фанатами патчей.
  • Долгое время Electronic Arts не могли получить разрешение на использование в играх серии NBA Live имени Майкла Джордана. В результате, лидер Чикаго Буллз фигурировал в играх под именем, Sic!, The Player.
  • В одной из старых версий FIFA можно играть за сборную Бразилии-1958. Лучшего игрока команды зовут просто № 10. Вы уже поняли, кто это?
    • В новых версиях FIFA команда Classic XI, похоже, пострадала именно от тропа. Что, хотите поиграть за сборную всех времян? Да пожалуйста! Ждёте Пеле, Гарринчу, Ди Стефано, Пушкаша, Кройфа, Беккенбауэра, Эйсебио, Чарльтона, Марадону, Баджо и Льва Ивановича Яшина? Обломитесь, у вас на воротах будет стоять Томас Равелли, а в нападении Роже Милла, Уинтон Руфер и Бум-Кун Ча. А что, они тоже звёзды прошлого!
  • Skullgirls — «жизнь и смерть» персонажа Жу-Жу, полностью вымаранной из канона из-за судебных тяжб с её оригинальным автором.
  • No One Lives Forever — не может получить ремастера или триквела из-за путаницы с правами (на игры Monolith Productions, первую и вторую части). Warner Bros, Disney и Activision не заинтересованы в этом и не хотят заниматься судебными разбирательствами. Впрочем, хорошо, что директор Nightdive Studios, желающей сделать ремастер, сказал, что никогда не остановится.
  • Guilty Gear — да, автором, создателем и сам-себе-музой оригинальной игры и двух последующих её сиквелов был Да́йсукэ Исиватари. Но права на франшизу находились в руках её издателя — Atlus Co.. И когда руководство (среди которого и маэстро на роли креативного директора) понесло превратить собственную студию — Arc System Works — в независимого разработчика-издателя, Атлусы вздёрнули их за яица. Не имея контроля над своим лучшим детищем, Дайсуке приуныл… но не растерялся — и создал с нуля серию BlazBlue. А там и права отбить смогли. Но надрыв, судя по всему, остался.

Музыка[править]

  • «Развод» группы «Ария» и Кипелова. Музыкантам пришлось делить песни, вспоминая, кто что написал, а ведь многое писалось в соавторстве. В итоге Дубинин и Холстинин сохранили свои песни (примерно 2/3 репертуара), а Кипелов получил разрешение на песни Маврина, Терентьева и, конечно, свои собственные. Потом распад продолжился, Терентьев и Маврин ушли от Кипелова и начали исполнять свои песни в собственных группах, но всё же и Кипелову разрешение оставили.
    • И неожиданная аверсия с песнями Грановского и Большакова. Их исполняют три группы («Ария», «Кипелов» и «Мастер», где собственно Грановский и играет), и авторы этим вполне довольны — отчисления-то капают.
    • А вот Артуру Беркуту запретили исполнять арийские песни, и это можно понять: он-то их не писал.
  • Делёжка наследия группы «Агата Кристи». После долгих судебных прений братья Самойловы имеют право петь любые песни из наследия группы.
  • И лучше не пытайтесь подсчитывать ансамбли «Песняры». Их около десятка, во многих есть хотя бы один музыкант из классического состава — зачастую в качестве продюсера и живого знамени, ибо возраст уже не тот. А тот официальный, которым когда-то руководил основатель Владимир Мулявин, теперь принадлежит белорусскому государству и состоит чисто из молодёжи. Тут канву рвут уже фанаты: у них принято считать, что со смертью Мулявина умерли и «Песняры», а все ансамбли-продолжатели — другие группы, даже та, за которой официальный копирайт.
  • Таким же образом раздваивался и Большой Детский Хор ЦТ и ВР…
  • В 2010 году Лекс Плотников (основатель группы Mechanical Poet) записал нью-эйджевый «саундтрек» к книгам про муми-троллей и выпустил его как Hattifatteners: Stories from the Clay Shore, сопроводив фотографиями пластилиновых панорам Муми-дола и персонажей. Короче, проект с признанием в любви. Вместо умиления и благодарности получил от правообладателей письмо с требованием «убрать и прекратить». Чтобы материал не пропадал, Плотникову пришлось выпустить альбом ещё раз как Mistland Prattlers, переименовав все треки, убрав изображения муми-троллей и поменяв концепцию — теперь это нью-эйджевый саундтрек к его собственному сказочному миру.
    • С прикрученным фитильком похожая ситуация была у Туомаса Холопайнена, когда тот писал аналогичный альбом по комиксу о Скрудже Макдаке. Создатель комикса Дон Роса с ним радостно сотрудничал, а вот чтобы Disney не засудили, пришлось действовать осторожно, Скрудж не назван по фамилии и стоит на обложке спиной. Но в сравнении с Плотниковым, Холопайнену дико повезло.
  • В конце 1970-х Дидье Маруани разругался со своим продюсером, которому принадлежали права на название группы «SpAce», в результате получилось как бы две группы Space — официальная и сольный проект Маруани. Поэтому гастроли в СССР в 1983 г. проходили под названием «Paris-France-Tranzit», по названию сольного альбома. Позже Маруани просто отсудил название, и теперь никакого раскола нет, а его «сольные» альбомы — официальная часть дискографии Space.
  • Всё, что происходит с группой Rhapsody. Сначала они почему-то сменили название на Rhapsody of Fire, потому что название Rhapsody оказалось в чьём-то чужом копирайте (до сих пор точно неизвестно, кто именно им угрожал судом). А затем группа раскололась на две, одна из которых (с новым составом) по-прежнему Rhapsody of Fire, а другая (со старым составом), нимало не смущаясь, гастролирует как старая добрая Rhapsody (с припиской мелким шрифтом Turilli / Lione).
  • «Король и Шут» — аверсия, встречается утверждение, что Князь якобы запретил «Северному флоту» исполнять кишовские песни, к которым приложил руку. На самом деле, и Андрей Сергеевич это подчеркнул в одном интервью, он запретил строить из них программу выступления, а если на концерте пара-тройка прозвучит — это нормально.
  • «Балаган Лимитед» — группа, которую многие запомнили, исключительно по одной песне «Чё те надо?» и клипу на неё. В один прекрасный момент участники группы что-то не поделили с продюсером и в полном составе были выставлены на мороз, а на их место был взят личный состав группы «Мармелад». Выброшенные на мороз не растерялись и создали свою группу, использовав в качестве названия свой самый известный хит. В результате имеем две разные группы с единым репертуаром, и множество тяжб, которые со смаком обсуждали в своё время в «Человек и закон».

Спорт[править]

  • «Формула-1» доставляет скандалами не только в играх, но и в реальности!
    • В 2011 году в чемпионате было как-бы два Лотуса: как бы тот, который «Renault», и тот, который как бы «Caterham». Выиграло Рено, но, кроме Кими Райкконена, на этом ведре никто нормально ездить не мог — было ради чего судиться…
      • Что самое весёлое… В том 2011 году на форме «чёрных» Лотусов было написано официальное название команды Lotus Renault, при этом, официально шасси называлось Renault. Другая, «зелёная» команда называлась Team Lotus, шасси называлось Lotus, а моторы использовались от… Renault. И, в отличие от шмоток, в турнирной таблице Lotus Renault — это были уже «зелёные». Попробуйте не запутаться. Через год шасси Lotus были уже у «чёрных».
    • Toro Rosso 2006: Что, нельзя использовать прошлогоднее шасси Red Bull’а? «Каждая команда обязана проектировать используемый в соревнованиях болид самостоятельно либо использовать разработки фирм, не участвующих в чемпионате Формулы-1»? Ладно, будем использовать разработанное в 2004 ныне не выступающей командой Jaguar купленное у концерна Ford…прошлогоднее шасси Red Bull’а.
    • А как вам такой мутант как «BMW Sauber Ferrari»? 2010й год, BMW свернуло программу (кризис, таки), Марио Тайссен вернул команду Петеру Зауберу и тот вернулся к донашиванию двигателей Ferrari. А название еще не успело смениться…
    • Из-за табачного законодательства организаторам в определенные годы не удавалось провести Гран-При Европы на Нюрбургринге. Вместо этого проводилось Гран-При Люксенбурга… Да, на Нюрбургринге. Это же совсем другая гонка!
    • Гран-При Монако-96: Дэвид Култхард в шлеме Михаэля Шумахера. Просто его дождевой шлем оказался неисправным, а только он и Шумахер использовали шлем этой фирмы, а у нее…не оказалось. «Шлем-то счастливый оказался!» © Сергей Ческидов.
  • Но «Формула» это ещё что: в истории американских гонок «Индикар» чёрт ногу сломит. Чемпионат появился в 1979 году и назывался CART, потом был переименован в IndyCar. Потом от него отделилась Indy Racing League, и чемпионатов стало два: CART и IRL. Потом основной чемпионат переименовали в Champ Car. А потом он обанкротился, и IRL поглотила его остатки, став единственным «Индикаром». Теперь чёрта с два поймёшь, как считать статистику и рекорды гонщиков и от какого года отсчитывать историю.
    • Чемпионат Indycar — таки отсчитывают с 1996 года. С того самого «хромого» чемпионата из трёх гонок и команд, которые в CART были бы аутсайдерами. В первые годы CART был сильнее, но… что бренд животворящий делает! Постепенно, понемножку, сначала на одну лишь Инди-500… команды стали мигрировать.
  • Встречается даже в современном футболе (см.: w:Совместное владение (футбол)). Права на одного игрока могут быть разделены между несколькими клубами, спортивными организациями, агентом, и даже самим игроком.

Реальная жизнь[править]

  • Программа Total Commander до 2002 г. называлась Windows Commander. Она была переименована после запрета Microsoft использовать в названии слова Windows.
    • Похожая история с Linspire — изначально этот линукс-дистрибутив назывался Lindows, но, ясное дело, кое-кому это не понравилось.
  • Навязший на зубах хрестоматийный конфликт СВОБОДНЫХ лицензий GNU и MIT. Лицензия MIT в целом только фиксирует за автором его авторство, мешая оное авторство отобрать, чтобы сдавать в аренду за деньги, но в остальном даёт почти полную свободу действий. Лицензия GNU GPL идёт чуточку дальше и помимо защиты прав на оригинал интеллектуальной собственности также требует, чтобы производная от неё интеллектуальная собственность тоже лицензировалась той же самой GNU GPL — это позволяет перекрыть лазейку внесения ничтожно малых изменений с целью перевыпуска продукта под коммерческой лицензией с заявлением о том, что он является не копией, а производным форком. Но именно из-за этой самой лазейки сборки ПО для энтузиастов, выпускаемые под MIT, не могут содержать модули, выпущенные только под GNU — где-то можно извернуться, если авторы модуля, например, публикуют основную ветку под GNU, а тестовую сборку выпускают под MIT, где-то можно найти условный заменитель, а где-то приходится смириться и терпеть.
  • После покупки концерном GM автомобильного отделения корейской компании Daewoo ребром встал вопрос, как будут называться машины, выпускаемые совместным предприятием в Узбекистане: права на торговую марку Daewoo остались у корейцев. В итоге машины в дорогой комплектации носят фирменный крест Chevrolet, а подешевле — продаются под торговой маркой Ravon. Пиар-компания по продвижению нового бренда была сделана с упором на узнаваемость моделей Nexia и Matiz.
    • На самом деле все куда смешнее. Марка Ravon создавалась для торговли автомобилями GM в России, без риска попасть под Крымские Санкции. Правда с учетом «бешенной популярности» узбекских авто в РФ, туча Ravon’ов, рассекает по просторам Узбекистана наравне с «стандарными» Chevrolet. Хотя вся разница — 3.5 бесполезных фичи и лишние $500 в ценнике. Который и так завышен.
  • «Ауди». Основателем Компании был Август Хорьх. До Ауди он создал компанию «Хорьх», названную в честь себя. Через некоторое время акционеры выставили его за порог, в итоге он лишился в том числе прав и на свою фамилию/торговый знак. Название «Ауди» появилось в результате буквального перевода немецкого «Horch» (слушать) на латынь. И где теперь Хорьх, а где — Ауди?

Обратное явление или визуальный разрыв канвы эпигонами[править]

Да, вопросами авторства и оригинальности порвать канву способны не только те, кто выискивает плагиат аки охотящаяся на ересь Святая Инквизиция. Иногда это делают… издатели! Удивлены? Причём тут издатели к тому, что делают авторы? На самом деле ещё как причём. Издатели заинтересованы в том, чтобы произведение продавалось. А продаётся произведение тогда, когда оно становится популярным. А популярным произведение становится тогда, когда в нём есть то, что привлекает публику. Как определить, что привлекает публику? Ну например можно взять успешные произведения последней пары-тройки лет и посмотреть, что зацепило публику в них. И вот таким вот незамысловатым образом издатели приходят к мысли о том, что авторов надо подталкивать к эпигонству — особенно к эпигонству популярных трендов. Но у авторов зачастую уже есть свои идеи о том, что как должно быть сделано в их творении — они и сами без подсказок заимствовать могут, когда им очень хочется. Но если издатель требует, автору остаётся только «взять под козырёк» и отправиться исполнять.

Нет, это не Наоми Армитаж и не Блэйз Филдинг — это набросок внешности Тифы Локхарт от Йошитака Амано.
  • Final Fantasy VII — история того, как складывался образ Тифы. Для начала в первых набросках связей между персонажами Тифа задумывалась потенциально сестрой Сефирота, но при этом и сам Сефирот больше походил на Винсента, чем на то, каким он вышел по итогу. Проработка персонажа началась довольно внезапно, когда авторы пришли к идее о том, что одна из девушек в команде героев будет потеряна безвозвратно, а кому-то после этого придётся утешать протагониста — просто по остальным персонажам уже были какие-никакие наброски, а Тифа всё ещё оставалась «чистым листом», на котором так или иначе что-то надо было изобразить, чтобы не оставлять персонажа «пустышкой». И вот тут началась катавасия, потому как хотели «Айрис наоборот», но видение этого самого «наоборота» у разных частей студии расходилось. Раз Айрис — девочка-цветочница-волшебница, решили, что Тифа тогда должна быть мордоворотчицей. Отлично, в играх уже есть слепленная из собранных по боевикам восьмидесятых стереотипов Блэйз Филдинг, а ещё до неё появилась не менее колоритная Чунь Ли… Да вот только слишком уж эти дамы стереотипные — нет, им самим-то простительно, но вот на подражателей уже могут посмотреть криво. К тому же сценаристы уже где-то там начинали что-то набрасывать на тему романтической линии и необычного характера — у Айрис ведь характер тоже не совсем обычный, а простивопоставлять обычность необычности — не самый удачный художественный приём. И пришли к тому, что сложилось два разных визуальных образа: коллаж из стереотипов и свой самобытный — большинством голосов работников студии выбрали первый, как более фансервисный… И вот так и повелось, что Тифа стала жертвой моды, у которой весь гардероб — сплошь одни фансервисные вариации до клюквенности утрированно-стереотипных маскарадных костюмов представителей разных народностей. В конце первой половины нулевых, когда практически параллельно велась работа над полнометражкой «Advent Children» и второй частью «Kingdom Hearts», где Тифе предстояло появиться, художники в попытках освежить образы персонажей пришли к тому, что, чем детализованнее становится картинка, тем несуразнее становятся сами образы — причём это так или иначе задело большинство персонажей, но конкретно с Тифой пришлось возвращаться фактически к словесному описанию концепции и изобретать образ заново. Она должна была быть «лёгкой, сильной, подвижной и умеренно женственной»… А потом до авторов дошло, что нужный образ уже был у них всё это время — тот самый второй набросок, от которого они когда-то отказались. И тут как-то внезапно выяснилось, что от более скромного и практичного наряда Тифа своего очарования не только не растеряла, но ещё и прибавила — образ ведь стал более «цельным»! Ну и какой смысл было ударяться в визуальное подражательство?
  • Starcraft — вокруг образа Сарочки в студии вообще противостояние развернулось. Изначально она была тихой грустной одинокой барышней с богатым боевым опытом, а ещё носила каштановые дреды и была не совсем Патрикеевна, как сделали по итогу, а скорее Абрамовна. Дредастых барышень в искусстве и по сей день не очень много, к тому же такой образ заодно служил визуальным намёком на предстоящую ей трансформацию. Но в студии есть люди поважнее авторов, а потому от такой Сары было решено отказаться, ведь женский персонаж должен быть ярким, должен бросаться в глаза, должен запоминаться с первого раза — а потому авторам подсунули иллюстрации к Metroid с Самус Аран в её облегающем исподнем костюме и сказали «передрать, но чтобы не прикопались». Художники пожали плечами, взяли образец, перекрасили из блондинки в рыжую и цвет комбинезона сменили с голубого на светло-серый… А потом взяли и отыгрались на образе преображённой зергами Сары, сделав отростки на голове более гибкими, чем в ранних набросках (там вообще иглы как у дикообраза были), и слегка уложив их, а ещё отказавшись от высоченного рогового воротника и большинства лицевых деформаций. Позже при создании второй части игры художники отыгрались ещё раз, оставив Саре жгуты вместо волос после её очеловечивания обратно из полузерга. А теперь подумайте, насколько узнаваем образ Сары Керриган до трансформации, когда она была рыжей и собирала волосы в хвост? А насколько узнаваемы её образы «Королевы Клинков» и «повторно-человека»?

См. также[править]

  • w:Трагедия антиобщин − аналогичное явление в хозяйственной сфере: права/патенты на объект разделены между несколькими лицами, для его использования приходится договариваться со всеми, и из-за одного несогласного упрямца может встать все дело.