Камень-ножницы-бумага: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
 
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Вкратце|Три (или пять) стратегий, каждая из которых бьёт половину и проигрывает половине.}}
{{Вкратце|Три (или пять) стратегий, каждая из которых бьёт половину и проигрывает половине.}}
{{Q|Камень тупит ножницы. Ножницы режут бумагу. Но бумага заворачивает камень.|Правила известной игры. Вариант: камень тонет, а бумага плывёт}}
{{Q|Камень тупит ножницы. Ножницы режут бумагу. Но бумага заворачивает камень.|Правила известной игры}}
{{Q|Пехота с пиками — в целом сильнее всадника, особенно если он потерял скорость. Всадники — в целом сильнее стрелков. Но стрелки в целом сильнее пехоты, пока держат расстояние.|Правило, которое знал каждый средневековый [[рыцарь]]}}
{{Q|Пехота с пиками — в целом сильнее всадника, особенно если он потерял скорость. Всадники — в целом сильнее стрелков. Но стрелки в целом сильнее пехоты, пока держат расстояние.|Правило, которое знал каждый средневековый [[рыцарь]]}}
{{Q|
{{Q|
<br />Borodean <br />
<br />Borodean <br />
Строка 10: Строка 10:
Принцип '''«Камень-ножницы-бумага»''' (КаНоБу) получил название в честь древней игры, где каждый из трёх элементов побеждал один из двух других, но проигрывал второму. В видеоигры эта концепция перекочевала почти в неизменном виде: да, элементов теперь значительно более трёх, но все они имеют свои сильные и слабые стороны. Чаще всего такой подход к балансировке противоборствующих сторон используется в стратегиях.
Принцип '''«Камень-ножницы-бумага»''' (КаНоБу) получил название в честь древней игры, где каждый из трёх элементов побеждал один из двух других, но проигрывал второму. В видеоигры эта концепция перекочевала почти в неизменном виде: да, элементов теперь значительно более трёх, но все они имеют свои сильные и слабые стороны. Чаще всего такой подход к балансировке противоборствующих сторон используется в стратегиях.


Простейший пример: все участвующие в сражении войска делятся на три категории — рукопашники, стрелки и летуны. Рукопашники легко уничтожают стрелков, но беззащитны перед летунами, которые, в свою очередь, быстро погибают при столкновении со стрелками — «камень-ножницы-бумага» в чистом виде.
Простейший пример: все участвующие в сражении войска делятся на три категории — рукопашники, стрелки и летуны. Рукопашники легко уничтожают стрелков, но беззащитны перед летунами, которые, в свою очередь, быстро погибают при столкновении со стрелками — «камень-ножницы-бумага» в чистом виде.


Количество стратегий в традиционном КаНоБу три или пять: для четырёх стратегий, как ни крути, оказывается, что одна стратегия строго доминирует над другой. Доминируемую уберём — и получаем настоящее КаНоБу из трёх фигур. Шесть и более фигур стараются не делать: количество пар повышается квадратично, и крайне сложно балансировать всё вместе.
Количество стратегий в традиционном КаНоБу три или пять: для четырёх стратегий, как ни крути, оказывается, что одна стратегия строго доминирует над другой. Доминируемую уберём — и получаем настоящее КаНоБу из трёх фигур. Шесть и более фигур стараются не делать: количество пар повышается квадратично, и крайне сложно балансировать всё вместе.


А что же тогда делают, если нужно больше стратегий? Объединяют стратегии в группы, и этих групп получается три или пять. Например, маг огня, маг воды и маг [[Поджог, убийство и переход на красный свет|левого тапка]] бьют друг друга, но любой из этих магов побьёт стрелка — будь он с луком, арбалетом или [[Бесполезный огнестрел|гатлингом]].
А что же тогда делают, если нужно больше стратегий? Объединяют стратегии в группы, и этих групп получается три или пять. Например, маг огня, маг воды и маг [[Поджог, убийство и переход на красный свет|левого тапка]] бьют друг друга, но любой из этих магов побьёт стрелка — будь он с луком, арбалетом или [[Бесполезный огнестрел|гатлингом]].


Стоит признать, что КаНоБу — не единственный метод балансировки, больше см. [[w:Игровой баланс|в Википедии]]. Например, в [[StarCraft]] [[StarCraft/Zerg|осквернителями]] играют только «отцы», игроки послабее не справляются с микроконтролем ([[нубская труба|требования к уровню игрока]]). Крепость [[StarCraft/Terran|людей]] в эндшпиле взломать непросто, особенно когда кристаллы закончились и остался один газ. Но до этого можно и не дожить: шальной [[StarCraft/Protoss|ривер]], если люди дадут слабину в середине игры, порешит всю экономику («золотой век»). При игре на изолированных островах у людей небольшой выигрыш: они способны построить экспанд раньше, чем из [[космопорт]]а выйдет первый [[дропшип]]. А вот на ровном пространстве преимущество за протосами, и лучшее, что могут сделать люди — задержать их, заминировав территорию (приспособленность к тем или иным условиям).
Стоит признать, что КаНоБу — не единственный метод балансировки, больше см. [[w:Игровой баланс|в Википедии]]. Например, в [[StarCraft]] [[StarCraft/Zerg|осквернителями]] играют только «отцы», игроки послабее не справляются с микроконтролем ([[нубская труба|требования к уровню игрока]]). Крепость [[StarCraft/Terran|людей]] в эндшпиле взломать непросто, особенно когда кристаллы закончились и остался один газ. Но до этого можно и не дожить: шальной [[StarCraft/Protoss|ривер]], если люди дадут слабину в середине игры, порешит всю экономику («золотой век»). При игре на изолированных островах у людей небольшой выигрыш: они способны построить экспанд раньше, чем из [[космопорт]]а выйдет первый [[дропшип]]. А вот на ровном пространстве преимущество за протосами, и лучшее, что могут сделать люди — задержать их, заминировав территорию (приспособленность к тем или иным условиям).


Связанный и противоположный троп [[Несбалансированная армия]].
== Примеры ==
== Примеры ==
=== [[Литература]] ===
* Гарри Гаррисон, «[[Молот и крест]]» — во втором романе серии главный герой объясняет свой боевой план именно через эту игру:
{{q|– Раз, два, три. – Распрямленная ладонь Бруно против двух пальцев Шефа. – «Ножницы» режут «бумагу», я опять победил. <...> У них есть большие корабли, и катапульты, и обычные суда. Как сказал Бранд, большой корабль побьет обычный корабль. А что побьет большой корабль? Катапульта. А что бьет катапульту? Наш замысел – всегда противопоставлять нашу силу их слабости.|Гарри Гаррисон}}


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[RTS]] — Три базовые тактики. Rush (постоянная постройка небольших армий и давление на врага), Turtle (игра от обороны и укрепления базы), Boom (прокачка экономики в начале, чтобы потом жестоко наказывать).  Rush>Boom>Turle>Rush.
* [[Pokemon]]: Огонь-трава-вода и многие другие типы, эффективные или слабые друг против друга. Правда, победить превосходящего по типу противника зачастую всё равно возможно.
* [[Файтинг]] — Базовые приемы многих файтингов это удар, блок, захват. Захват выводит врага из блока, удар быстрее и размашистее захвата, блок поглощает удар.
** В [[Pokemon (аниме)|аниме]] по играм противостояние типов почти ничего не значит — победит тот, кому ленивая рука сценариста позволит нанести более сильный удар.
* [[Pokemon]] — классическая троица стартовиков «вода-огонь-трава», а также «боевой-тёмный-психический» и, в меньшей степени, другие комбинации типов. Правда, победить превосходящего по типу противника зачастую всё равно возможно.
* [[Zanzarah: The Hidden Portal]] немецкие покемоны для девочек с раскладом на 12 стихий. Некоторые комбинации очевидны (вода заливает огонь), некоторые — не очень (воздух почему-то эффективен против псионики).
** В [[Pokemon (аниме)|аниме]] по играм противостояние типов почти ничего не значит — победит тот, кому ленивая рука сценариста позволит нанести более сильный удар.
* Серия [[Civilization]]: при встрече в чистом поле неуклюжие копейщики ожидаемо проиграют мечникам. Мечники же не смогут ничего серьезного противопоставить шустрой коннице. А сама конница будет исколота копьями до обидного легко. Секрет успеха в 90 % случаев заключается в равномерной тренировке всех современных видов войск.
* [[Zanzarah: The Hidden Portal]] — немецкие покемоны для девочек с раскладом на 12 стихий. Некоторые комбинации очевидны (вода заливает огонь), некоторые — не очень (воздух почему-то эффективен против псионики).
* Серия [[Civilization]]: при встрече в чистом поле неуклюжие копейщики ожидаемо проиграют мечникам. Мечники же не смогут ничего серьезного противопоставить шустрой коннице. А сама конница будет исколота копьями до обидного легко. Секрет успеха в 90 % случаев заключается в равномерной тренировке всех современных видов войск.
** Абсолютно идентичная тройка в [[Age of Empires]], особенно во второй части. Правда, к ним добавляются еще и лучники/осадные орудия, что обоснованно делает кавалерию самым универсальным классом юнитов в игре.
* [[StarCraft]]: в каждой армии найдётся по такой триаде. Да и сражающихся сторон тоже три.
* [[StarCraft]]: в каждой армии найдётся по такой триаде. Да и сражающихся сторон тоже три.
* The Battle for Middle-Earth: пехота бьёт копейщиков, лучники бьют пехоту, кавалерия бьёт лучников, а копейщики бьют кавалерию. Впрочем, на них разнообразие типов юнитов не заканчивается (тем более, что у каждой фракции этот набор может отличаться в характеристиках, а то и вовсе присутствовать в неполном виде (например, у гномов нет кавалерии))
* The Battle for Middle-Earth: пехота бьёт копейщиков, лучники бьют пехоту, кавалерия бьёт лучников, а копейщики бьют кавалерию. Впрочем, на них разнообразие типов юнитов не заканчивается (тем более, что у каждой фракции этот набор может отличаться в характеристиках, а то и вовсе присутствовать в неполном виде (например, у гномов нет кавалерии))
** У Гномов боевые повозки. Кавалерии нет у Мордора. Ее заменяют тролли (в игре на карте Средиземья) .
** У Гномов боевые повозки. Кавалерии нет у Мордора. Ее заменяют тролли (в игре на карте Средиземья) .
*** У Мордора ЕСТЬ кавалерия — аж два вида. Всадники-харадрим (обычная) и чёрные всадники (лучшая в игре, нельзя нанять больше одного отряда).
*** У Мордора ЕСТЬ кавалерия - аж два вида. Всадники-харадрим (обычная) и чёрные всадники (лучшая в игре, нельзя нанять больше одного отряда).
**** Есть только в дополнении «Под знаменем Короля-Чародея». В классической версии НЕТ!
**** Есть только в дополнении "Под знаменем Короля-Чародея". В классической версии НЕТ!
***** Обычно при обсуждении игр имеется ввиду самая поздняя версия, если не сказано обратного.
* Серия игр Langrisser — система большая и усложняющаяся от игры к игре<ref>Если в первой части игроку было доступно 7 видов юнитов, то в четвёртой таковых уже десятка полтора и в каждом виде ещё несколько «уровней», а в некоторых ещё и несколько «подвидов»</ref>. В наиболее обобщённом варианте выглядит так:
* Серия игр Langrisser — система большая и усложняющаяся от игры к игре<ref>Если в первой части игроку было доступно 7 видов юнитов, то в четвёртой таковых уже десятка полтора и в каждом виде ещё несколько «уровней», а в некоторых ещё и несколько «подвидов»</ref>. В наиболее обобщённом варианте выглядит так:
** Рукопашная пехота бьёт пикинёров, пикинёры бьют конницу, конница бьёт рукопашников.
** Рукопашная пехота бьёт пикинёров, пикинёры бьют конницу, конница бьёт рукопашников.
** Святые юниты эффективны против нежити и демонов, нежить и демоны эффективны против обычных войск, обычные войска эффективны против святых юнитов (пикинёры примерно равны, поскольку святые юниты формально рукопашники).
** Святые юниты эффективны против нежити и демонов, нежить и демоны эффективны против обычных войск, обычные войска эффективны против святых юнитов (пикинёры примерно равны, поскольку святые юниты формально рукопашники).
Строка 44: Строка 36:
** Морские юниты эффективны против всех, находясь в воде. На земле проходят по категории рукопашников.
** Морские юниты эффективны против всех, находясь в воде. На земле проходят по категории рукопашников.
** Летуны эффективны против всех, но более уязвимы перед стрелками.
** Летуны эффективны против всех, но более уязвимы перед стрелками.
* [[Космические рейнджеры]] — встречается в одном из квестов, где нашему герою предстоит быть тренером команды по [[Вымышленный вид спорта|хэчболу]]. В каждом из шести периодов можно выбрать одну из трёх тактик — атака, оборона и хэчинг. При этом атака бьёт хэчинг, хэчинг взламывает оборону, а оборона — сдерживает атаку. Но на результат (особенно при выборе одинаковой тактики) также влияют дополнительные факторы — благосклонность болельщиков, благосклонность судей и удача. И каждый раз при выборе одной из тактик один из этих факторов увеличивается, а другой уменьшается.
* [[Космические рейнджеры]] встречается в одном из квестов, где нашему герою предстоит быть тренером команды по [[Вымышленный вид спорта|хэчболу]]. В каждом из шести периодов можно выбрать одну из трёх тактик — атака, оборона и хэчинг. При этом атака бьёт хэчинг, хэчинг взламывает оборону, а оборона — сдерживает атаку. Но на результат (особенно при выборе одинаковой тактики) также влияют дополнительные факторы — благосклонность болельщиков, благосклонность судей и удача. И каждый раз при выборе одной из тактик один из этих факторов увеличивается, а другой уменьшается.
** В другом квесте игра реализована в явном виде.
** В другом квесте игра реализована в явном виде.
* Серия игр Fire Emblem — два треугольника: оружейный (меч сильнее топора, топор сильнее копья, копьё сильнее меча) и магический (светлая магия сильнее тёмной, тёмная сильнее стихийной, стихийная сильнее светлой).
* Серия игр Fire Emblem — два треугольника: оружейный (меч сильнее топора, топор сильнее копья, копьё сильнее меча) и магический (светлая магия сильнее тёмной, тёмная сильнее стихийной, стихийная сильнее светлой).
* [[Mega Man]] — каждый из робот-мастеров уязвим, как минимум, к одному из оружий другого, чем и пользуется Мега Мэн.
* [[Mega Man]] каждый из робот-мастеров уязвим, как минимум, к одному из оружий другого, чем и пользуется Мега Мэн.
* Ravenmark — четырёхугольник: пехота бьёт копейщиков, которые бьют кавалерию, которая бьёт лучников, и которые, естественно, бьют пехоту. Войска поддержки получают от всех одинаково. Следует также заметить, что верховые лучники считаются лучниками, а не кавалерией. Также, некоторые типы кавалерии обладают способностью «штурм», предоставляющий им бесплатную атаку. Правда против копейщиков или тех же верховых лучников этот фокус не пройдёт. Наоборот, в этом случая бесплатную атаку получают они (первые опираются копьями о землю, а вторые — разбегаются и обстреливают кавалерию).
* Ravenmark — четырёхугольник: пехота бьёт копейщиков, которые бьют кавалерию, которая бьёт лучников, и которые, естественно, бьют пехоту. Войска поддержки получают от всех одинаково. Следует также заметить, что верховые лучники считаются лучниками, а не кавалерией. Также, некоторые типы кавалерии обладают способностью «штурм», предоставляющий им бесплатную атаку. Правда против копейщиков или тех же верховых лучников этот фокус не пройдёт. Наоборот, в этом случая бесплатную атаку получают они (первые опираются копьями о землю, а вторые — разбегаются и обстреливают кавалерию).
* [[Total War]] — зачастую расклад такой. Тяжелые мечники бьют любую другую пехоту, но крайне уязвимы перед конницей и большими врагами. Копьеносцы и алебардисты на раз разделывают конницу и крупных врагов, но против мечников беспомощны словно дети. И это мы ещё не взяли стрелков (в том числе конных) и артиллерию.
* [[Total War]] зачастую расклад такой. Тяжелые мечники бьют любую другую пехоту, но крайне уязвимы перед конницей и большими врагами. Копьеносцы и алебардисты на раз разделывают конницу и крупных врагов, но против мечников беспомощны словно дети. И это мы ещё не взяли стрелков (в том числе конных) и артиллерию.
* Мобильный файтинг Marvel: Contest Of Champions имеет построенную на этом принципе систему классов: Космический, Технологический, Мутантский, Боевой, Научный, Мистический. Космический класс, соответственно, имеет преимущество над Технологическим и т. д., а Мистический над Космическим. Это, правда, иногда приводит к откровенно идиотским ситуациям: каким-то образом Альтрон технологического класса, целиком сделанный из металла, имеет преимущество над Магнето мутантского класса, хотя тот управляет металлом и по идее может сделать из Альтрона консервную банку. С другой стороны, такой подход вел бы к появлению очевидных имб, так как не все из персонажей Марвел создавались сбалансированными.
* Мобильный файтинг Marvel: Contest Of Champions имеет построенную на этом принципе систему классов: Космический, Технологический, Мутантский, Боевой, Научный, Мистический. Космический класс, соответственно, имеет преимущество над Технологическим и т. д., а Мистический над Космическим. Это, правда, иногда приводит к откровенно идиотским ситуациям: каким-то образом Альтрон технологического класса, целиком сделанный из металла, имеет преимущество над Магнето мутантского класса, хотя тот управляет металлом и по идее может сделать из Альтрона консервную банку. С другой стороны, такой подход вел бы к появлению очевидных имб, так как не все из персонажей Марвел создавались сбалансированными.
* Нестандартный пример с [[World of Warships]] — Линкоры со своим главным калибром легко гасят другие крупные и средние корабли, но со своим калибром они пробивают эсминцы навылет, нанося небольшой урон, а перезарядка и смена на фугасные снаряды, которые эффективны против эсминцев, долгая. Крейсеры хер возьмут линкоры, но отлично топят эсминцы, так как могут увернуться от их торпед, а стреляют часто и наносят приличный урон. Эсминцы бесполезны против крейсеров, но без проблем топят линкоры торпедами, даже подплыв вплотную, что нелогично. Ну и типичные «стрелки»: Авианосцы топят любую цель мощной авиацией, но и любой потопит их, стоит им лишь подплыть поближе, так как противоминные орудия в игре практически бесполезны на низких уровнях. Авиация тоже специализирована: истребители, бомбардировщики и торпедоносцы, так же могут ввести новые виды авиации.
* Нестандартный пример с [[World of Warships]] Линкоры со своим главным калибром легко гасят другие крупные и средние корабли, но со своим калибром они пробивают эсминцы навылет, нанося небольшой урон, а перезарядка и смена на фугасные снаряды, которые эффективны против эсминцев, долгая. Крейсеры хер возьмут линкоры, но отлично топят эсминцы, так как могут увернуться от их торпед, а стреляют часто и наносят приличный урон. Эсминцы бесполезны против крейсеров, но без проблем топят линкоры торпедами, даже подплыв вплотную, что нелогично. Ну и типичные «стрелки»: Авианосцы топят любую цель мощной авиацией, но и любой потопит их, стоит им лишь подплыть поближе, так как противоминные орудия в игре практически бесполезны на низких уровнях. Авиация тоже специализирована: истребители, бомбардировщики и торпедоносцы, так же могут ввести новые виды авиации.
* Age of Mythology — усовершенствованный вариант. Пехоты, стрелков и кавалерии по два вида. Один контр(пехота против пехоты, кавалерия против кавалерии и т д) и один основной. У скандинавов есть пехота- антилучники.
* Age of Mifology усовершенствованный вариант. Пехоты, стрелков и кавалерии по два вида. Один контр(пехота против пехоты, кавалерия против кавалерии и т д) и один основной. У скандинавов есть пехота- антилучники.
* AFK Arena — Носители света наносят больший урон фракции Громилы, но получают дополнительный урон от фракции Могилорожденные. Дикари наносят больший урон Могилорожденным, но получают дополнительный урон от фракции Громилы. А Подземные жители и Небожители наносят дополнительный урон друг другу.
* AFK Arena — Носители света наносят больший урон фракции Громилы, но получают дополнительный урон от фракции Могилорожденные. Дикари наносят больший урон Могилорожденным, но получают дополнительный урон от фракции Громилы. А Подземные жители и Небожители наносят дополнительный урон друг другу.
* [[Dynasty Warriors]] 8 — у всех орудий есть один из трёх элементов Heaven => Earth => Man. Если вы дерётесь с офицером, чьё оружие «проигрывает» оружию с вашим элементом, то вы получаете возможность сделать противнику Storm Rush. А у врага время для Storm Rush определяется генератором случайных чисел, и на высоких сложностях эти самые Storm Rush становятся серьёзной проблемой.
* [[Dynasty Warriors]] 8 — у всех орудий есть один из трёх элементов Heaven => Earth => Man. Если вы дерётесь с офицером, чьё оружие «проигрывает» оружию с вашим элементом, то вы получаете возможность сделать противнику Storm Rush. А у врага время для Storm Rush определяется генератором случайных чисел, и на высоких сложностях эти самые Storm Rush становятся серьёзной проблемой.
* [[Team Fortress 2]] — [[именно то, что написано на упаковке|одноимённая насмешка для всех классов.]]
* [[Team Fortress 2]] [[именно то, что написано на упаковке|одноимённая насмешка для всех классов.]]
* В [[Heroes of Might and Magic I]] и [[Heroes of Might and Magic II]] был специфичный баланс, где у Рыцаря были обычные людские войска, хоть и дешёвые с мощными ударниками два раза за ход, а потому побеждали скоростью, а Чародеи и Чернокнижники полагались на медленное развитие и имели самых мощных существ в игре, но очень дорого обходились.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* [[Magic: The Gathering]] и [[Hearthstone]]: построение колод по одному из принципов: aggro-control-combo. Да, чемпионы презрительно смотрят на простенькие колоды, сводящиеся к нанесению максимального урона в течение первых ходов, но и они не всегда успевают довести свои излишне хитрые комбинации до победы.
* [[Magic: The Gathering]] и [[Hearthstone]]: построение колод по одному из принципов: aggro-control-combo. Да, чемпионы презрительно смотрят на простенькие колоды, сводящиеся к нанесению максимального урона в течение первых ходов, но и они не всегда успевают довести свои излишне хитрые комбинации до победы.
** В современном Мэджике сложно говорить о комбо как об отдельном архетипе (например, красная аггро-колода времён гильдий Равники основана на комбо из быстрой генерации маны с помощью Сбежавших паровиков для разыгрывания карт, получаемых от Лихорадки экспериментов и Зажечь сцену, которые в свою очередь заряжают паровиков). Вернее говорить о аггро, мидшпиле и контроле, где мидшпильные колоды легко блокируют дешёвых существ аггро своими, более дорогими, которые в свою очередь не успевают добить контроль до розыгрыша им зачистки всего боевого поля.
* Доу шу ци, она же «Джунгли», она же «Битва зверей». На поле с двумя главными пунктами и двумя прудами расположены ранжированные фишки, от самого сильного слона до самого слабого мышонка. Фишки выше рангом бьют фишки ниже рангом, за исключением мыши, чья сила равна единице, но она может побить самую сильную фишку: слона.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
Строка 67: Строка 58:
=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* У пятнистобоких игуан самцы отличаются окраской боков и горлышка.
* У пятнистобоких игуан самцы отличаются окраской боков и горлышка.
** Оранжевые — самые сильные и агрессивные, захватывают большую территорию и обладают гаремом из многих самок. Они нападают на синих, которые имеют одну или нескольких самок.
** Оранжевые — самые сильные и агрессивные, захватывают большую территорию и обладают гаремом из многих самок. Они нападают на синих, которые имеют одну или нескольких самок.
** Синие бдительно охраняют свою относительно небольшую территорию и гоняют жёлтых, самых слабых.
** Синие бдительно охраняют свою относительно небольшую территорию и гоняют жёлтых, самых слабых.
** Но жёлтые нашли выход — они исподтишка встречаются с самками, которых отвоевали себе оранжевые, которые просто физически не в состоянии проконтролировать ВСЁ. У жёлтых самцов большой объем спермы с высокой оплодотворяющей способностью, так что эта морфа берет не внешней мощью, а внутренним содержанием. [http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/432377/Kamen_nozhnitsy_bumaga Камень-ножницы-бумага].
** Но жёлтые нашли выход — они исподтишка встречаются с самками, которых отвоевали себе оранжевые, которые просто физически не в состоянии проконтролировать ВСЁ. У жёлтых самцов большой объем спермы с высокой оплодотворяющей способностью, так что эта морфа берет не внешней мощью, а внутренним содержанием. [http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/432377/Kamen_nozhnitsy_bumaga Камень-ножницы-бумага].
* Двуручное оружие > одноручное и щит > дальнобойное оружие > двуручное.
* Двуручное оружие > одноручное и щит > дальнобойное оружие > двуручное.
** Пикинёры > рыцари > лучники > пикинёры.
** Пикинёры > рыцари > лучники > пикинёры.
** Кавалерия > артилерия > пехота > кавалерия.
** Кавалерия > артилерия > пехота > кавалерия.
* Следует отметить:
* Следует отметить:
** Во-первых при грамотном подходе лучники расстреливали увязшую конницу, конница с тыла сносила пехоту, а о римской черепахе и греческой фаланге (смявшей персов при Марафоне) известно всем. Короче говоря — тактика решает.
** Во-первых при грамотном подходе лучники расстреливали увязшую конницу, конница с тыла сносила пехоту, а о римской черепахе и греческой фаланге (смявшей персов при Марафоне) известно всем. Короче говоря — тактика решает.
** Во-вторых, одоспешенные рыцари, римские легионы, китайские арбалетчики и ранние самураи являются комбинацией двух элементов и потому особенно эффективны против третьего.
** Во-вторых, одоспешенные рыцари, римские легионы, китайские арбалетчики и ранние самураи являются комбинацией двух элементов и потому особенно эффективны против третьего.
** В-третьих, если задуматься, то огнестрельное оружие является комбинацией пробивной силы двуручного оружия и дальней дистанции лука.
** В-третьих, если задуматься, то огнестрельное оружие является комбинацией пробивной силы двуручного оружия и дальней дистанции лука.
* Если уж на то пошло то схема: пикинёры > рыцари > лучники > пикинёры полностью соответствует схеме САУ > Танк > БТР > САУ. Война никогда не меняется…
* Если уж на то пошло то схема: пикинёры > рыцари > лучники > пикинёры полностью соответствует схеме САУ > Танк > БТР > САУ. Война никогда не меняется…
** По поводу БТР > САУ у автора правки есть серьёзные сомнения. САУ, особенно с закрытой рубкой, таки способны дать прикурить многим бронетранспортёрам. Например, каким чудом БТР-70 может победить «Зверобоя» (на секунду, выпущенного на три десятка лет раньше) в бою один-на-один?
** По поводу БТР > САУ у автора правки есть серьёзные сомнения. САУ, особенно с закрытой рубкой, таки способны дать прикурить многим бронетранспортёрам. Например, каким чудом БТР-70 может победить «Зверобоя» (на секунду, выпущенного на три десятка лет раньше) в бою один-на-один?
*** БТР может доставить отделение пехотинцев к САУ и защитить их от осколков (прямое попадание по движущейся мишени, к тому же использующее укрытия маловероятно). Ну, а пехота, подобравшись к САУ на пару сотен метров без труда «выкурит» расчет с помощью РПГ и гранат. 
* Древнегреческая версия: гоплиты-камень (тяжелая пехота) < пелтасты-бумага (легкая пехота без доспехов, но с дротиками и пращами; использовали тактику [[Hit and Run]]) < конница-ножницы < гоплиты (последнее с фитильком: не то что бы гоплиты с полпинка выносили всадников, но атаковать в лоб ощетиненную копьями фалангу было весьма сомнительным мероприятием).
* Флот дредноутной эпохи: отряд эсминцев, навалившись кучей, потопит линкор сходного суммарного водоизмещения. Отряд крейсеров успеет перетопить эсминцы. Линкор сделает с крейсерами всё, что захочет (если те по какой-то причине попадут на дистанцию огня).
** Позже сложилось ещё одно равновесие: корабельная авиация может потопить всё, что на поверхности, подводная лодка может потопить авианосец, а вот саму подводную лодку под водой могут всерьёз вылавливать только эсминцы.


== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 89: Строка 76:
== См. также ==
== См. также ==
* [[Три сверхдержавы]]
* [[Три сверхдержавы]]
{{Nav/Games}}
{{Nav/Игровой баланс}}

Текущая версия на 21:23, 7 апреля 2025

Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Три (или пять) стратегий, каждая из которых бьёт половину и проигрывает половине.
« Камень тупит ножницы. Ножницы режут бумагу. Но бумага заворачивает камень. »
— Правила известной игры
« Пехота с пиками — в целом сильнее всадника, особенно если он потерял скорость. Всадники — в целом сильнее стрелков. Но стрелки в целом сильнее пехоты, пока держат расстояние. »
— Правило, которое знал каждый средневековый рыцарь
«
Borodean

зерг сильнее террана, терран сильнее тосса, тосс сильнее зерга
Wim
надо перевезти их троих через реку?

»
https://bash.im/quote/67299

Принцип «Камень-ножницы-бумага» (КаНоБу) получил название в честь древней игры, где каждый из трёх элементов побеждал один из двух других, но проигрывал второму. В видеоигры эта концепция перекочевала почти в неизменном виде: да, элементов теперь значительно более трёх, но все они имеют свои сильные и слабые стороны. Чаще всего такой подход к балансировке противоборствующих сторон используется в стратегиях.

Простейший пример: все участвующие в сражении войска делятся на три категории — рукопашники, стрелки и летуны. Рукопашники легко уничтожают стрелков, но беззащитны перед летунами, которые, в свою очередь, быстро погибают при столкновении со стрелками — «камень-ножницы-бумага» в чистом виде.

Количество стратегий в традиционном КаНоБу три или пять: для четырёх стратегий, как ни крути, оказывается, что одна стратегия строго доминирует над другой. Доминируемую уберём — и получаем настоящее КаНоБу из трёх фигур. Шесть и более фигур стараются не делать: количество пар повышается квадратично, и крайне сложно балансировать всё вместе.

А что же тогда делают, если нужно больше стратегий? Объединяют стратегии в группы, и этих групп получается три или пять. Например, маг огня, маг воды и маг левого тапка бьют друг друга, но любой из этих магов побьёт стрелка — будь он с луком, арбалетом или гатлингом.

Стоит признать, что КаНоБу — не единственный метод балансировки, больше см. в Википедии. Например, в StarCraft осквернителями играют только «отцы», игроки послабее не справляются с микроконтролем (требования к уровню игрока). Крепость людей в эндшпиле взломать непросто, особенно когда кристаллы закончились и остался один газ. Но до этого можно и не дожить: шальной ривер, если люди дадут слабину в середине игры, порешит всю экономику («золотой век»). При игре на изолированных островах у людей небольшой выигрыш: они способны построить экспанд раньше, чем из космопорта выйдет первый дропшип. А вот на ровном пространстве преимущество за протосами, и лучшее, что могут сделать люди — задержать их, заминировав территорию (приспособленность к тем или иным условиям).

Примеры[править]

Видеоигры[править]

  • Pokémon: Огонь-трава-вода и многие другие типы, эффективные или слабые друг против друга. Правда, победить превосходящего по типу противника зачастую всё равно возможно.
    • В аниме по играм противостояние типов почти ничего не значит — победит тот, кому ленивая рука сценариста позволит нанести более сильный удар.
  • Zanzarah: The Hidden Portal — немецкие покемоны для девочек с раскладом на 12 стихий. Некоторые комбинации очевидны (вода заливает огонь), некоторые — не очень (воздух почему-то эффективен против псионики).
  • Серия Civilization: при встрече в чистом поле неуклюжие копейщики ожидаемо проиграют мечникам. Мечники же не смогут ничего серьезного противопоставить шустрой коннице. А сама конница будет исколота копьями до обидного легко. Секрет успеха в 90 % случаев заключается в равномерной тренировке всех современных видов войск.
  • StarCraft: в каждой армии найдётся по такой триаде. Да и сражающихся сторон тоже три.
  • The Battle for Middle-Earth: пехота бьёт копейщиков, лучники бьют пехоту, кавалерия бьёт лучников, а копейщики бьют кавалерию. Впрочем, на них разнообразие типов юнитов не заканчивается (тем более, что у каждой фракции этот набор может отличаться в характеристиках, а то и вовсе присутствовать в неполном виде (например, у гномов нет кавалерии))
    • У Гномов боевые повозки. Кавалерии нет у Мордора. Ее заменяют тролли (в игре на карте Средиземья) .
      • У Мордора ЕСТЬ кавалерия - аж два вида. Всадники-харадрим (обычная) и чёрные всадники (лучшая в игре, нельзя нанять больше одного отряда).
        • Есть только в дополнении "Под знаменем Короля-Чародея". В классической версии НЕТ!
  • Серия игр Langrisser — система большая и усложняющаяся от игры к игре[1]. В наиболее обобщённом варианте выглядит так:
    • Рукопашная пехота бьёт пикинёров, пикинёры бьют конницу, конница бьёт рукопашников.
    • Святые юниты эффективны против нежити и демонов, нежить и демоны эффективны против обычных войск, обычные войска эффективны против святых юнитов (пикинёры примерно равны, поскольку святые юниты формально рукопашники).
    • Стрелки бьют всех издалека, все бьют стрелков, подойдя вплотную.
    • Морские юниты эффективны против всех, находясь в воде. На земле проходят по категории рукопашников.
    • Летуны эффективны против всех, но более уязвимы перед стрелками.
  • Космические рейнджеры — встречается в одном из квестов, где нашему герою предстоит быть тренером команды по хэчболу. В каждом из шести периодов можно выбрать одну из трёх тактик — атака, оборона и хэчинг. При этом атака бьёт хэчинг, хэчинг взламывает оборону, а оборона — сдерживает атаку. Но на результат (особенно при выборе одинаковой тактики) также влияют дополнительные факторы — благосклонность болельщиков, благосклонность судей и удача. И каждый раз при выборе одной из тактик один из этих факторов увеличивается, а другой уменьшается.
    • В другом квесте игра реализована в явном виде.
  • Серия игр Fire Emblem — два треугольника: оружейный (меч сильнее топора, топор сильнее копья, копьё сильнее меча) и магический (светлая магия сильнее тёмной, тёмная сильнее стихийной, стихийная сильнее светлой).
  • Mega Man — каждый из робот-мастеров уязвим, как минимум, к одному из оружий другого, чем и пользуется Мега Мэн.
  • Ravenmark — четырёхугольник: пехота бьёт копейщиков, которые бьют кавалерию, которая бьёт лучников, и которые, естественно, бьют пехоту. Войска поддержки получают от всех одинаково. Следует также заметить, что верховые лучники считаются лучниками, а не кавалерией. Также, некоторые типы кавалерии обладают способностью «штурм», предоставляющий им бесплатную атаку. Правда против копейщиков или тех же верховых лучников этот фокус не пройдёт. Наоборот, в этом случая бесплатную атаку получают они (первые опираются копьями о землю, а вторые — разбегаются и обстреливают кавалерию).
  • Total War — зачастую расклад такой. Тяжелые мечники бьют любую другую пехоту, но крайне уязвимы перед конницей и большими врагами. Копьеносцы и алебардисты на раз разделывают конницу и крупных врагов, но против мечников беспомощны словно дети. И это мы ещё не взяли стрелков (в том числе конных) и артиллерию.
  • Мобильный файтинг Marvel: Contest Of Champions имеет построенную на этом принципе систему классов: Космический, Технологический, Мутантский, Боевой, Научный, Мистический. Космический класс, соответственно, имеет преимущество над Технологическим и т. д., а Мистический над Космическим. Это, правда, иногда приводит к откровенно идиотским ситуациям: каким-то образом Альтрон технологического класса, целиком сделанный из металла, имеет преимущество над Магнето мутантского класса, хотя тот управляет металлом и по идее может сделать из Альтрона консервную банку. С другой стороны, такой подход вел бы к появлению очевидных имб, так как не все из персонажей Марвел создавались сбалансированными.
  • Нестандартный пример с World of Warships — Линкоры со своим главным калибром легко гасят другие крупные и средние корабли, но со своим калибром они пробивают эсминцы навылет, нанося небольшой урон, а перезарядка и смена на фугасные снаряды, которые эффективны против эсминцев, долгая. Крейсеры хер возьмут линкоры, но отлично топят эсминцы, так как могут увернуться от их торпед, а стреляют часто и наносят приличный урон. Эсминцы бесполезны против крейсеров, но без проблем топят линкоры торпедами, даже подплыв вплотную, что нелогично. Ну и типичные «стрелки»: Авианосцы топят любую цель мощной авиацией, но и любой потопит их, стоит им лишь подплыть поближе, так как противоминные орудия в игре практически бесполезны на низких уровнях. Авиация тоже специализирована: истребители, бомбардировщики и торпедоносцы, так же могут ввести новые виды авиации.
  • Age of Mifology усовершенствованный вариант. Пехоты, стрелков и кавалерии по два вида. Один контр(пехота против пехоты, кавалерия против кавалерии и т д) и один основной. У скандинавов есть пехота- антилучники.
  • AFK Arena — Носители света наносят больший урон фракции Громилы, но получают дополнительный урон от фракции Могилорожденные. Дикари наносят больший урон Могилорожденным, но получают дополнительный урон от фракции Громилы. А Подземные жители и Небожители наносят дополнительный урон друг другу.
  • Dynasty Warriors 8 — у всех орудий есть один из трёх элементов Heaven => Earth => Man. Если вы дерётесь с офицером, чьё оружие «проигрывает» оружию с вашим элементом, то вы получаете возможность сделать противнику Storm Rush. А у врага время для Storm Rush определяется генератором случайных чисел, и на высоких сложностях эти самые Storm Rush становятся серьёзной проблемой.
  • Team Fortress 2одноимённая насмешка для всех классов.

Настольные игры[править]

  • Magic: The Gathering и Hearthstone: построение колод по одному из принципов: aggro-control-combo. Да, чемпионы презрительно смотрят на простенькие колоды, сводящиеся к нанесению максимального урона в течение первых ходов, но и они не всегда успевают довести свои излишне хитрые комбинации до победы.
  • Доу шу ци, она же «Джунгли», она же «Битва зверей». На поле с двумя главными пунктами и двумя прудами расположены ранжированные фишки, от самого сильного слона до самого слабого мышонка. Фишки выше рангом бьют фишки ниже рангом, за исключением мыши, чья сила равна единице, но она может побить самую сильную фишку: слона.

Аниме и манга[править]

  • Naruto: роль КаНоБу в мире Наруто выполняют пять основных стихий-типов чакры - Вода, Огонь, Ветер, Молния и Земля. Каждый из типов уступает предыдущему (Вода гасит Огонь), но доминирует над следующим (Огонь сжигает Ветер), так что при равном количестве силы, вложенной в то или иное заклинание, побеждает тот, чья стихия сильнее.

Реальная жизнь[править]

  • У пятнистобоких игуан самцы отличаются окраской боков и горлышка.
    • Оранжевые — самые сильные и агрессивные, захватывают большую территорию и обладают гаремом из многих самок. Они нападают на синих, которые имеют одну или нескольких самок.
    • Синие бдительно охраняют свою относительно небольшую территорию и гоняют жёлтых, самых слабых.
    • Но жёлтые нашли выход — они исподтишка встречаются с самками, которых отвоевали себе оранжевые, которые просто физически не в состоянии проконтролировать ВСЁ. У жёлтых самцов большой объем спермы с высокой оплодотворяющей способностью, так что эта морфа берет не внешней мощью, а внутренним содержанием. Камень-ножницы-бумага.
  • Двуручное оружие > одноручное и щит > дальнобойное оружие > двуручное.
    • Пикинёры > рыцари > лучники > пикинёры.
    • Кавалерия > артилерия > пехота > кавалерия.
  • Следует отметить:
    • Во-первых при грамотном подходе лучники расстреливали увязшую конницу, конница с тыла сносила пехоту, а о римской черепахе и греческой фаланге (смявшей персов при Марафоне) известно всем. Короче говоря — тактика решает.
    • Во-вторых, одоспешенные рыцари, римские легионы, китайские арбалетчики и ранние самураи являются комбинацией двух элементов и потому особенно эффективны против третьего.
    • В-третьих, если задуматься, то огнестрельное оружие является комбинацией пробивной силы двуручного оружия и дальней дистанции лука.
  • Если уж на то пошло то схема: пикинёры > рыцари > лучники > пикинёры полностью соответствует схеме САУ > Танк > БТР > САУ. Война никогда не меняется…
    • По поводу БТР > САУ у автора правки есть серьёзные сомнения. САУ, особенно с закрытой рубкой, таки способны дать прикурить многим бронетранспортёрам. Например, каким чудом БТР-70 может победить «Зверобоя» (на секунду, выпущенного на три десятка лет раньше) в бою один-на-один?

Примечания[править]

  1. Если в первой части игроку было доступно 7 видов юнитов, то в четвёртой таковых уже десятка полтора и в каждом виде ещё несколько «уровней», а в некоторых ещё и несколько «подвидов»

См. также[править]