Монокль высокомерия: различия между версиями
Строка 109: | Строка 109: | ||
* [[Totally Spies]] – главгад второго сезона Терренс Льюис. Чтоб злобный англичанин, да без монокля? Помимо сабжа появляется также в мундире [[Крутой в историческом костюме|британского гвардейца XVIII века]]. | * [[Totally Spies]] – главгад второго сезона Терренс Льюис. Чтоб злобный англичанин, да без монокля? Помимо сабжа появляется также в мундире [[Крутой в историческом костюме|британского гвардейца XVIII века]]. | ||
* [[Transformers|Transformers: Animated]] – дисептикон-трёхрежимник Блицвинг носит в форме робота окуляр, напоминающий монокль. Броня, стилизованная под униформу бойцов корпуса Роммеля, и немецкий акцент также идут в комплекте. | * [[Transformers|Transformers: Animated]] – дисептикон-трёхрежимник Блицвинг носит в форме робота окуляр, напоминающий монокль. Броня, стилизованная под униформу бойцов корпуса Роммеля, и немецкий акцент также идут в комплекте. | ||
=== [[Комиксы]] и | === [[Комиксы]] и Веб-комиксы === | ||
* «[[Brownies]]» Палмера Кокса – брауни-мажор Чолли Бутонье/Мурзилка<ref>Имеется в виду адаптированный «Хвольсоновский» Мурзилка, а не жёлтый фурри-маскот одноимённого журнала за авторством Каневского – для оного было позаимствовано лишь имя.</ref>, сочетающий сабж с, опять-таки, цилиндром и тростью. Характер соответствует – хвастливый и [[Тепличное создание|оторванный от жизни]] [[светский остряк]] с тягой позёрству. | * «[[Brownies]]» Палмера Кокса – брауни-мажор Чолли Бутонье/Мурзилка<ref>Имеется в виду адаптированный «Хвольсоновский» Мурзилка, а не жёлтый фурри-маскот одноимённого журнала за авторством Каневского – для оного было позаимствовано лишь имя.</ref>, сочетающий сабж с, опять-таки, цилиндром и тростью. Характер соответствует – хвастливый и [[Тепличное создание|оторванный от жизни]] [[светский остряк]] с тягой позёрству. | ||
* [[Girl Genius]] – Отилия фон Пинн, сочетающая монокль с… [[Садомазо-прикид|чёрным латексным комбезом]] – аверсия: несмотря на угрожающий вид – добрейшей души <s>человек</s> муза. | * [[Girl Genius]] – Отилия фон Пинн, сочетающая монокль с… [[Садомазо-прикид|чёрным латексным комбезом]] – аверсия: несмотря на угрожающий вид – добрейшей души <s>человек</s> муза. | ||
Строка 118: | Строка 118: | ||
* «[[Umbrella Academy|Академия Амбреллы]]» – красующийся на заставке оного произведения сэр Реджинальд Харгривз, злобный инопланетный миллиардер (в экранизации, благодаря отличной игре Колма Фиори, выглядит ещё более жутким) и эталонный [[адский папаша]], усыновивший 43 детей-эсперов. К тому же, сам монокль всплывает в сюжете и после смерти Харгривза. | * «[[Umbrella Academy|Академия Амбреллы]]» – красующийся на заставке оного произведения сэр Реджинальд Харгривз, злобный инопланетный миллиардер (в экранизации, благодаря отличной игре Колма Фиори, выглядит ещё более жутким) и эталонный [[адский папаша]], усыновивший 43 детей-эсперов. К тому же, сам монокль всплывает в сюжете и после смерти Харгривза. | ||
* «[[Scandinavia & the World|Скандинавия и мир]]» – Британец и его младший брат Англичанин, воплощения соответствующих стран. Оба – чопорные аристократичные джентльмены, и их характеры зачастую контрастируют с [[Хороший парень|простецкой]] троицей главных героев. | * «[[Scandinavia & the World|Скандинавия и мир]]» – Британец и его младший брат Англичанин, воплощения соответствующих стран. Оба – чопорные аристократичные джентльмены, и их характеры зачастую контрастируют с [[Хороший парень|простецкой]] троицей главных героев. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[Bungo Stray Dogs]] – Рюро Хироцу, командир мафиозного отряда штурмовиков «Чёрные Ящеры». Интеллигентного вида [[Крутой дедуля|дедулька]], одевающийся [[Нуар|по моде 1930-х]]. | * [[Bungo Stray Dogs]] – Рюро Хироцу, командир мафиозного отряда штурмовиков «Чёрные Ящеры». Интеллигентного вида [[Крутой дедуля|дедулька]], одевающийся [[Нуар|по моде 1930-х]]. |
Версия 23:56, 6 февраля 2025
« | Лила: Я знаю, что Фрай богат, но неужели нам обязательно носить эти цилиндры? Бендер: Может быть, ты не понимаешь, насколько он богат. На самом деле, я думаю, мне лучше надеть монокль. |
» |
— Футурама |
Очки, говорите? Вещь, конечно, эффектная, и даже способная выглядеть сексуально, а то и зловеще и даже откровенно жутко… но, всё-таки, будем честны – стереотипы таковы, что кроме зубрил и обладателей не самого острого зрения, просиживающих часы за работой перед монитором или километрами текста, они мало с чем ассоциируются. Нужно что-то поизысканней, с налётом не ботанской зажатости и закрытости, но светской элегантности, изысканности, недоступности… Стоп… а что это у тебя в футляре, дорогой друг-антиквар? А примерь-ка эту вещицу! О… Эдак тебя перекосило! Приятель, что ты смотришь на меня с кислой рожей и прищуром, как на что-то коричневое и липкое? Нельзя ли мину сделать попроще? Что… нельзя? А… впрочем, с ней ты выглядишь стильно… Даже, по правде сказать… прямо-таки элегантно! Ещё эта цепочка серебряная. Как будто проклятая стекляшка носит с собой какой-то неуловимый дух аристократизма, заставляя всякого, чей глаз она облюбует, чувствовать себя утончённой личностью и быть на высоте. Встречайте, символ элегантных эпох прошлого, непременный атрибут высшего класса ушедших веков. Монокль высокомерия.
Пяти десятиминутка истории
Монокль появился в XIV веке, примерно одновременно с очками, когда стекольных дел мастера научились шлифовать стёкла до нужной формы так, чтобы было возможно использовать их для коррекции зрения. Поначалу сабж представлял собой, скорее, «очки для бедных» и на предмет статьи походил мало: это была мини-лупа с ручкой, которую использовали для чтения те, кому очки были недоступны (хотя можно было выпендриться, заказав ручку из дорогих материалов, но это был, скорее, китч нищеплюйства). В современный вид этот атрибут оптики пришёл к концу XVI века, когда ручка монокля стала не нужна, а сабж становится более удобным для повседневного ношения, приобретя оправу. Наконец, в 1730 году монокль приобретает уже знакомые нам формы, а зажиматься стал лицевыми мышцами за две пружинящие дуги, выступающие из оправы и выносящие сам монокль на расстояние от глаза. Изобретателем этой формы был известный прусский коллекционер и ювелир-любитель Филипп фон Штош, который, согласно гравюрам тех лет, сам использовал усовершенствованный им предмет оптики для того, чтобы лучше видеть грани полируемых камней. Тем не менее, в XVIII веке монокль, как и ранее, пока что оставался больше утилитарным предметом для сиюминутных задач и занятной диковинкой, дополняющей облик роскошно одетых аристократов – он крепился к треуголке или шляпе другой формы, однако всё ещё балансируя между, казалось, столь несовместимыми позициями чисто функционального инструмента для чтения и некоей китчевой диковинки, уступая по популярности очкам, а тем более лорнету.
Золотое время монокля приходит на период XIX – начала XX веков. Законодателем мод невзначай стал голландский дипломат Йонкхир Бореэль, появившийся в сабже на Венском Конгрессе 1815 года. Золотая оправа, шнур из муаровой ленты и блестящее стёклышко стали произвели столь сногсшибательный эффект, в первую очередь, благодаря изменившейся к тому времени моде: если с напудренным париком, треуголкой и парчовым камзолом этот атрибут смотрелся излишне вычурно, то в сочетании с суконным фраком, цилиндром и пальто-крылаткой он выглядел более чем эффектно и гармонично. К тому же на роль популярности этого предмета повлияло и то, что очки (которые в отличие от канувшего в лету лорнета никуда не делись), несмотря на куда более широкое распространение, ассоциировались или с убелённым сединами возрастом, или же с духовным саном, не слишком подходя для светских бесед. С этого момента сабж из чисто утилитарного предмета или приблуды для «больших оригиналов» постепенно превращается в модный аксессуар для высшего света. Его носят многие деятели культуры, вышедшие из дворянской среды – к примеру, французский поэт Эмиль де Жирарден, обожавший сабж вместе с более привычными для него пенсне. Пальму первенства здесь, тем не менее, до последнего десятилетия держали британцы, как, к примеру, красующийся на иллюстрации к русскоязычной Википедии министр по делам колоний Джозеф Чемберлен. Не отставали и представители богемы – поэт Уильям Йейтс, да и в XX веке среди британских деятелей культуры попадались любители сабжа, к примеру, певец Мартин Грин или художник-авангардист Рауль Хаусман. Свой отпечаток на восприятии монокля популярность оного в Империи, над которой не заходит солнце, также оставила массовая культура… Соединённых Штатов: пока ещё враждебные Туманному Альбиону экс-колонии беспощадно высмеивают чванливых завсегдатаев Палаты Лордов с острова, и помимо модных среди англичан пафосных бакенбардов карандаш карикатуристов выводил и модный монокль. Впрочем, и без карикатуристов в те же годы начинают складываться все негативные представления о сабже. Почему?
Главной проблемой, ограничивающей доступность монокля для широких масс, была не только и не столько оправа для монокля, а само стекло, полировка которого и подгонка под требования конкретного клиента составляла львиную долю его стоимости – для придания нужной формы использовались исключительно абразивы натурального происхождения (по этой же причине недоступны были для простолюдинов и очки). К тому же, монокль требовал определённого этикета обращения, как и перьевая ручка в мире писчих принадлежностей, а потому в качестве повседневной замены очков не годился – постоянно придерживать его глазной мышцей было не так просто, как носить очки, зацепив их дужками за ухо[1]. Помимо очков в оправе из драгметалла он мог быть изготовлен и из других не менее роскошных материалов – к примеру, на оправы шли черепаховый панцирь или слоновая кость. Конечно, существовали и более простые оправы из бронзы, меди, а то и стали, которые носили промотавшиеся аристократы или мелкие буржуа, как и их более богатые и знатные коллеги по классу, особой любовью у простого народа не пользующиеся.
Мистер Палмраддинг, изображение стереотипного британца в немецком журнале.
Кстати, о буржуа – едва ли не всякий образ никак не способного нажраться буржуя был неразрывно связан с моноклем, который был столь же неотделимой его частью, как и чёрный бархатный фрак, цилиндр, сигара, золотая цепочка, свисающее брюхо и, опционально, трость с тяжёлым набалдашником. Когда придёт время рабочих движений, сочувствующие борцам за права угнетённых классов художники начнут столь же оперативно изображать эксплуататоров в сабже.
В свою очередь, определённое недовольство некоторые носители, а точнее, носительницы монокля вызывали и у поборников «традиционных ценностей». Движение суфражисток тоже не обошло его вниманием, дополняя этой маленькой «линзой на один глаз» казавшиеся тогда крайне вызывающими брючные костюмы и заслуживая в эту чопорно-лицемерную эпоху показной нравственности репутацию разрушительниц устоев – Жорж Санд не даст соврать.
И да, про снобов не забываем – карикатурная демонстрация превосходства не приветствовалась ни простыми людьми, ни высшим классом, которому это «небыдло» стремилось подражать – появление напыщенного высокомерного индивида, кичащегося атрибутом роскоши, который не подходит по оптическим характеристикам и размеру (вечно выпадая или выключая из работы один глаз, который в самой линзе раздувался в традициях олдскульного аниме), вызывало тогда такие же чувства, какие в эпоху Древнего Рима вызывали плебеи и рабы, носящие рубище с заплатками, на которую пускали выброшенную патрицием пурпурную тогу, или же наши современники с удлинённым «Эскалейдом», купленным в кредит на кабальных условиях, а то и обладатель Айфона последней недели в день презентации, питающийся бичпакетами и спредами.
К тому же, помимо ассоциаций с «нехорошими богачами» и их жалкими, но не менее напыщенными подражателями, на монокль бросили тень две Мировые войны. На рубеже XIX – XX века наибольшую популярность монокль приобрёл в Германии, как у буржуев и разнообразных денди, так и у аристократии. А немецкие аристократы в своём тотальном большинстве «дворянством шпаги», а то и потомками тех самых рыцарей, а потому в то время стандартный носитель монокля в дополнение к нему также носил тёмно-синий мундир с золотыми погонами, шпагу на поясе и чёрный лакированный пикельхельм с орлом. А потом… ну да, началась Мировая война. Место кожаных пикельхельмов заняли сначала серо-зелёные, в шерстяных чехлах, а затем и фуражки и «штальхельмы» с рожками, но монокль по-прежнему никуда не делся. Немецкие офицеры (например, показанный ниже Ханс фон Сект) не без удовольствия фотографировались с ним, а уж с этих фотографий… правильно, попали и на пропагандистские материалы Антанты – тот самый монокль высокомерия на лице напыщенного прусского офицера с обложки журнала «La Baïonette» вы можете видеть в этом разделе.
Генерал Ханс фон Сект, один из командиров Первой мировой и «восстановитель» армии времён Веймарской республики
Иван Билибин, «Сказ о том, как немцы большевика на Россию выпускали»
Конечно, повальное увлечение немцев моноклями повлияло на то, что этот атрибут всё меньше и меньше стали носить союзные офицеры, хоть и уж совсем из употребления он не выходил. Переживающие свой закат аристократы «старого порядка» (Чемберлена-старшего в шапке статьи вы видели), либо преуспевающие владельцы заводов-газет-пароходов постепенно медленно отказывались от сабжа: по мере появления контактных линз (хоть и крайне несовершенных, из плексигласа) и совершенствования изготовления стеклянных линз он становился малопрактичным в качестве предмета коррекции зрения, вследствие всё того же прогресса он становится и менее предпочтительным статусным атрибутом – с появлением синтетических абразивов изготавливать линзы любой толщины стало несоизмеримо дешевле, нежели на рубеже веков, а оправа из нержавейки выглядела ничуть не менее эффектно, нежели серебряная или платиновая, а бакелит так же спокойно имитировал слоновую кость. А можно было носить монокль и вовсе без оправы, благо корундовые свёрла позволяли сделать отверстие в самой линзе и привязать к ней шнурок. К тому же, некоторые медицинские сообщества выступали против монокля единым фронтом – к примеру, Национальная служба здравоохранения Великобритании, сотрудники которой с 1920-х отказывались выписывать рецепты на монокли и проводить проверку зрения на него даже в случае рекомендаций из оптических салонов. Наконец, и карикатуристы постарались – в «Ревущие двадцатые», а тем более последовавшую за ними Великую депрессию сорящие деньгами олигархи любовь народных масс как-то снискать всё ещё не удосуживались. Монокль из предмета зависти и способа подчеркнуть свою принадлежность к высшему свету превращался в старомодную обременительную побрякушку и объект пародий. Особенно в эпоху, на которую пришёлся расцвет левых идеологий.
Кстати, о левых идеологиях – помимо фашистов, консерваторов и им сочувствующих далеко не все были довольны идеями социализма/коммунизма, и для некоторых (особенно деятелей культуры) монокль, как и другие «старорежимные» атрибуты, превратился в способ скрытого и/или явного троллинга действующей власти и несогласия с её идеями. Первым на ум приходит, конечно же, Михаил Афанасьевич Булгаков, который купил сабж на блошином рынке на первый гонорар в «Гудке», а потом сфотографировался и раздавал полученные фотографии друзьям.
А что же немцы? А они продолжали использовать монокль и после поражения в войне, несмотря на карикатурность, непрактичность и выход из моды. Конечно, его использовали в основном всё те же аристократы-золотопогонники, и для них этот аксессуар был таким же элементом, подчёркивающим их происхождение, как пафосные прадедовские самурайские наплечники у японцев или прадедовская дворянская шпага в новомодном эфесе у кавалерийских офицеров в начале века. Само собой, этот элемент, помимо того, что также не был обойдён вниманием художниками-антифашистами, вносил свою лепту и в пугающую внешность тех, кто его использовал. Украшающие эту статью единственный идейный нацист из старого прусского дворянства Вальтер фон Райхенау и командир Легиона «Кондор» Хуго Шперле считались чисто внешне самыми жуткими[2] военачальниками лично Гитлером, и монокль лишь придавал им зловещего вида. Так что в плане практичности монокль после Второй Мировой вытеснило всё то же развитие оптики, то с точки зрения имиджа нацисты сделали ему такой же чёрный пиар, как и ко многому, к чему успели прикоснуться. Образчик сабжа из пропаганды тех лет вы можете увидеть в нашей вики, в иллюстрации к соответствующей статье. А уж советские карикатуристы в роковые годы Великой Отечественной как разгулялись…
После войны монокль ушёл в прошлое. Поначалу негативная коннотация, а затем и всё тот же технический прогресс не оставили ему шанса. Очки становятся повально общедоступными для всех и каждого, появляются компактные и лёгкие модели, лишь незначительно проигрывающие сабжу по массе, а жёсткие контактные линзы из оргстекла сменяются мягкими силикон-гидрогелевыми. Монокль превращается разве что в аксессуар для любителей винтажной моды, реконструкторов и косплей-сообщества.
Общее
- Предмет статьи, как уже было сказано, прочно ассоциируется не только с «плохими аристократами и буржуями», но и, как минимум, двумя злодеями с налётом «национального колорита».
- И классового тоже. Помимо буржуев, как правило, стереотипный дворецкий XIX – начала XX века будет неотделим от монокля так же, как и его стандартный работодатель.
- Как, кстати, и стимпанк. Столь же неотделим от монокля, как и гогглы, шестерни и прочая викторианская индустриальная эстетика. Имеется компромисс с гогглами: окуляр на один глаз в массивной бронзовой оправе.
Театр
- Недоросль – помещик Тарас Скотинин в постановках часто носит монокль, что подчёркивает контраст между его откровенной неотёсанностью и карикатурной чванливостью.
- «Наш американский кузен»[3] – лорд Дандрири, ходячая карикатура на богатого и родовитого, но тупоумного полуграмотного британского дворянина. В Штатах в момент постановки считался ходячей карикатурой на стереотипного британца вообще.
Литература
- Имидж Арсена Люпена из произведений Мориса Леблана неотделим от монокля. Таким он является в большинстве экранизаций. Монокль присутствует, а вот характером не совсем вышел – он у нас классический трикстер
- «Крошка Доррит» Диккенса – монокль носит Барнакл-младший, однако из-за слабости век постоянно его теряет. Отношению Барнакла с сабжем посвящен момент его характеристики из десятой главы. Один из комических моментов демонстрации персонажа с сабжем.
- «Гарри Поттер» – судья Амелия Боунс из «Ордена Феникса», суровая и педантичная, но не лишённая справедливости леди, в итоге снявшая с Гарри все обвинения по делу нападения дементоров. Редкий пример женщины с моноклем в массовой культуре.
Кино
- Великая иллюзия – германский лётчик капитан фон Рауффенштайн. Выходец из старой прусской аристократии, ставящий классовую солидарность выше национальных различий, а потому из троицы французских военнопленных видящий ровню лишь в комбате де Боэльдьё, тоже потомственном дворянине, и потому не особо-то воспринимающий в нём врага. В отличие от простолюдина Марешаля и крайне богатого, но низкородного еврея Розенталя.
- «Кража драгоценностей» 1932 года – комедийная опора на троп: молодой министр Пол в исполнении Харди Олбрайта специально надевает монокль для того, чтобы придать себе больше уверенности.
- «Топаз» 1933 года – барон де ла Тур Ла Тур, злобный глава корпорации, производящей минеральную воду, один из редких примеров в массовой культуре, когда монокль носит француз, а не немец или британец.
- «Юный фриц» 1943 года – комиссар СС в исполнении Михаила Астангова («Для чего фашисту ноги?»)
- «Ночь в Касабланке» 1946 года с братьями Маркс – немецкая «боевая певица» и просто роковая женщина Беатрис Райнер.
- Сказка о Мальчише-Кибальчише – Главный Буржуин. Благодаря блестящей игре Леонида Галлиса, кстати, поразительно похож на того самого Чемберлена.
- «Молодой Франкенштейн» – педаль в пол шутки ради: инспектор Ханс Кемп носит монокль на месте ‘’отсутствующего глаза, скрытого повязкой’’. В конце концов, сам фильм – пародийная комедия.
- «На линии фронта» 1972 года – ещё одна комедия с карикатурно-высокомерными носителями сабжа, а также фильм, где монокль носят одновременно нехороший британец и нехороший немец.
- «Вредитель» 1997 года – ещё одна комедийная опора на троп. ГГ-пуэрториканец надевает монокль чтобы выдать себя за немецкого посла, помимо ношения сабжа он пытается косить под «карикатурного фрица» ещё и фальшивым акцентом.
- «Мумия» с Бренданом Фрейзером – нарциссичный профессор-египтолог Ален Чемберлен, высокородный британец, вдобавок ещё и косный шовинист, уверенный, что возглавляющая конкурирующую экспедицию женщина ничего не смыслит в египтологии[4].
Телесериалы
- Мятежник в монокле – заглавный герой Перси Топлис надевает монокль и офицерскую форму после того, как дезертирует из британской армии. Сам Перси с моноклем красуется на тизере к сериалу, а момент, когда он надевает сабж, разошёлся на мемы и фото «рандомного человека в монокле».
- Вавилон-Берлин – генерал Вильгельм/Курт фон Зеегерс, как и полагается высокопоставленному немецкому офицеру.
- В качестве маскота кабаре для состоятельных господ Moka Efti используется подсвеченный силуэт усатого джентльмена в монокле и буржуйском цилиндре
- «Вертинский» – внутримировой пример: Шурик, во время Войны снимающийся в патриотических пропагандистских фильмах в роли немецкого офицера, требует у реквизиторов монокль, чтобы выглядеть ещё более отталкивающим.
- «Герои Хогана» – полковник Вильгельм Кинк, стремящийся соответствовать имиджу прусского дворянина.
- Британский ситком 1990-х «Вы звонили, милорд?» – Сисси Мелдрам, суфражистка-лесбиянка из высшего общества, ещё один редкий пример девушки с сабжем, на этот раз – как элементом эпатажа.
- «Доктор Кто» – Первый Доктор в исполнении У. Хартнелла, выглядящий как стереотипный викторианский джентльмен во фраке и с тростью.
- «Готэм» – молодой, едва ставший тем самым «Пингвином» (см. «Комиксы») Освальд Кобблпот надевает монокль, чтобы скрыть подбитый правый глаз.
Телевидение
- «Железный капут» – барон фон Швайнцкопф XIII, командир «Железного Капута», носит предмет статьи, как и полагается немецкому аристократу.
Мультфильмы
- Многочисленные мультфильмы времён «Ревущих двадцатых» частенько изображали стереотипного высокомерного богача в предмете статьи.
- А вот в вышедшем в годы Великой депрессии рождественском мультфильме «Доброе дело Микки» аверсия: местный кабан-буржуй носит пенсне.
- «Золушка» – монокль носит Герцог, иногда играя с ним как с йо-йо. А вот характером «первый слуга короля» сабжу не соответствует – уж слишком он нервный и нерешительный.
- Джим и гигантский персик Тима Бёртона – Мистер Кузнечик, мудрый рационалист выступающий ментором для главного героя и голосом разума для всего насекомого мира.
- Карлик Нос – «сюжетообразующий» монокль обергофмейстера, спасший Якобу жизнь. Сам обергофмейстер тоже не слишком приятный пероснаж, как и полагается аристократу в отношении к простолюдину-парвеню.
- ДонБлутовский «Рок-Кукареку» – ещё один герцог, на этот раз – Великий Герцог Филин, сквозь сабж он презрительно рассматривает «дневных» обитателей.
- Тачки – в сиквеле монокль на половину лобового стекла носит профессор Цундапп, стереотипный немецкий инженер из недобитых нацистов. Показательно, что хоть и треть мультфильма происходит в Великобритании, ни одна из британских тачек с сабжем не замечена.
- «Мальчиш-Кибальчиш» 1958 года – помимо Главного Буржуина его также носит эсэсовский комиссар, один из буржуинских полководцев.
- Незнайка и Баррабас – монокль носит профессор Бром, редкостный ворчун и вообще. не самая приятная личность. А вдобавок, конспиролух, с видом знатока записывающий все проблемы в происки «Мирового Зла».
- Доктор ПилюлькИн в этой истории тоже носит монокль, но он тут скорее просто врач-недотёпа, нежели высокомерный тип.
- Что характерно, Мурзилка-Бутонье вместо предмета статьи носит круглые гаррипотеровские очки.
- «Икабод и мистер Тоад» – экранизация сказки «Ветер в Ивах» К. Грэма. Мистер Тоад/Жаб носит монокль, сквозь который наблюдает за авто, которое хочет угнать.
Мультсериалы
- Стандартный приём фонового изображения высшего класса в мультсериалах 1980-х – 1990-х, нередко – в пародийном ключе. «Симпсоны», «Чип и Дейл», «Утиные истории»… тысячи их!
- Что характерно, сам Скрудж МакДак вместо монокля носит очки.
- Том и Джерри – шутки ради: в эпизоде военного времени «Мышонок-патриот» Джерри, воюющий с Томом, запускает коту яйцом в глаз. Вытекающее содержимое и торчащий в глазнице кусок скорлупы делает Тома удивительно похожим на стереотипного «фрица» с моноклем.
- «Суперкрошки» – мэр Таунсвилля, удивительно похожий на мистера Монополи (см. ниже). Характером, вместе с тем, на высокомерную шишку из высшего общества не тянет – слишком склонен к панике.
- Футурама – вынесенная в эпиграф ситуация из эпизода «За пРЫБОрошню долларов», в которой Фрай сказочно разбогател.
- Мистер Астор из эпизода «Восстание мутантов», даже в мутировавшей форме. К тому же, на вечеринке мутантов над одним из столиков висит вывеска «без обслуживания, без цилиндров и ‘’без моноклей’’», пародируя все стереотипные старомодные атрибуты высшего света.
- Также монокль из ‘’человеческого глаза’’ носит Бот-Миллиардер, стремящийся соответствовать стереотипному образу богатого олигарха.
- «Отель Хазбин» – Аластор, с рубиновым моноклем, правда, по характеру при всём своём высокомерии одного из мощнейших демонов Ада, он всё-таки неугомонный трикстер. А вот при жизни он наоборот, носил очки.
- «Финес и Ферб» – дедушка Ферба мистер Флетчер, как и полагается чопорному британскому джентльмену.
- Шоу Рокки и Булльвинкля и киноадаптации – Великий/Бесстрашный Вождь, правитель Поттсильвании. Носит с предметом статьи мундир, стилизованный под фольксармейский. Стек, мундштук и немецкий акцент прилагаются.
- Дом воображаемых друзей Фостер – мистер Херриман, заяц-дворецкий мадам Фостер – ещё один стереотипный британец, от чопорно-отстранённого характера и акцента до одежды из цилиндра и фрака, носит и монокль.
- Totally Spies – главгад второго сезона Терренс Льюис. Чтоб злобный англичанин, да без монокля? Помимо сабжа появляется также в мундире британского гвардейца XVIII века.
- Transformers: Animated – дисептикон-трёхрежимник Блицвинг носит в форме робота окуляр, напоминающий монокль. Броня, стилизованная под униформу бойцов корпуса Роммеля, и немецкий акцент также идут в комплекте.
Комиксы и Веб-комиксы
- «Brownies» Палмера Кокса – брауни-мажор Чолли Бутонье/Мурзилка[5], сочетающий сабж с, опять-таки, цилиндром и тростью. Характер соответствует – хвастливый и оторванный от жизни светский остряк с тягой позёрству.
- Girl Genius – Отилия фон Пинн, сочетающая монокль с… чёрным латексным комбезом – аверсия: несмотря на угрожающий вид – добрейшей души
человекмуза. - DC Comics – конечно же, Освальд Кобблпот aka Пингвин. Монокль столь же органичен для его имиджа, как зонт, фрак и цилиндр.
- Враг Чудо-Женщины Рудольф Хессенпфеффер aka «Джентльмен-убийца», немецкий аристократ и нацист, также носит сабж и даже умудряется сражаться с ним так, чтобы монокль не выпадал.
- Marvel Comics – собственно, суперзлодей Михаэль Бертман по прозвищу Монокль, с помощью сабжа гипнотизирующий людей и атакующий врагов энергетическими разрядами.
- «Фантастическая четвёрка» – в «не-кроссоверном» выпуске «Тёмное царство», когда главные герои путешествуют по множествам альтернативных вселенных, в одной из аркой они воплощаются… в Британскую королевскую семью, а Бен Гримм берёт на себя роль дворецкого, в цилиндре и сабже. В этом виде он разошёлся на мемы и фотожабы.
- «Академия Амбреллы» – красующийся на заставке оного произведения сэр Реджинальд Харгривз, злобный инопланетный миллиардер (в экранизации, благодаря отличной игре Колма Фиори, выглядит ещё более жутким) и эталонный адский папаша, усыновивший 43 детей-эсперов. К тому же, сам монокль всплывает в сюжете и после смерти Харгривза.
- «Скандинавия и мир» – Британец и его младший брат Англичанин, воплощения соответствующих стран. Оба – чопорные аристократичные джентльмены, и их характеры зачастую контрастируют с простецкой троицей главных героев.
Аниме и манга
- Bungo Stray Dogs – Рюро Хироцу, командир мафиозного отряда штурмовиков «Чёрные Ящеры». Интеллигентного вида дедулька, одевающийся по моде 1930-х.
- Code Geass – большинство британских «высших чинов», но первым на ум приходит главный Алибабаевич сериала Аспуриус Бартли.
- Европейские буржуины из спин-оффа про Акито тоже сабжем не брезгуют.
- Doraemon – директор музея секретных гаджетов Фикс из полнометражки 2013 года, в сочетании с роскошным бЭлым смокингом и аккуратными усиками.
- Girls und Panzer – Момо из косящей под панцерваффе команды «Куромориминэ».
- JoJo’s Bizarre Adventure – жуткий доктор Сатору Акефу из «Жожолиона», ещё один крутой дедуля и воплощение стенда главного антагониста.
- Record of Ragnarok – Джек Потрошитель же!
- Magic Kaito – юный фокусник Кайто Кид/Куроба, трикстер-приколист и ещё одна жирная отсылка к Арсену Люпену.
- Hellsing-очкелсинг – Уолтер Долнез, главный оружейник «Хеллсинга», сравнимый по силе с Алукардом боец и коллаборационист, прикрывающий нацистам тыл.
- Что самое интересное, из «Миллениума» ‘’ни один’’ из командиров, включая Штурмбаннфюрера, не замечен за ношением монокля. Зато очками бликуют под стать прозвищу сериала.
- Sayonara, Zetsubou Sensei! – Токита, усатый дворецкий семьи Итошики, стилизованный под классического английского «батлера».
- Семья шпиона – учитель истории и комендант общежития Сесил Холл Генри Хендерсон, очередная вариация на тему «стереотипного почтенного британского джентльмена» с сабжем, моржовыми усами и суровым характером.
- Pokémon – в одном эпизоде Коджиро-Джеймс, пытаясь утащить гигантскую жемчужину под фраком, надевает сабж с фальшивыми усами: мол, дородный пожилой джентльмен из высшего класса.
- «Кровь Святой Троицы» – кардинал Катерина Сфорца, посол Ватикана и крутая старшая сестра действующего Папы Римского. Очень суровая леди, хоть и добрая и чувствительная внутри.
Видеоигры
- Ace Attorney – ещё один «Джентльмен-убийца» Шелли де Киллер, асассин голубых кровей, сочетает сабж с вечным прищуром. Моменты ношения монокля используются им же для самопародий – к примеру, он держит рожок с мороженым так, чтобы мараскиновая вишенка точно перекрывала его глаз.
- Серия Hugo – дон Крок, дракон главгадины Сциллы.
- Серия Spyro the Dragon – медведь-торговец Манибэг aka Толстосум, выглядящий как Главный Буржуин с советских плакатов, разве что без сигары и цилиндра. Тот ещё жадный воротила, мошенник, моральный вертихвост, а в третьей части подался в работорговцы.
Настольные игры
- Warhammer 40.000 – некоторые офицеры имперской гвардии носят монокли, которые используются в качестве карт боевых действий.
- BIONICLE – таковым в фанатских хуманизациях часто изображается ледяной тоа Копака, в оригинальной версии носящий маску с объективом-сканером-тепловизором. Характер у него под стать чопорному холодному аристократу.
- А вот сильно более мягкосердечный Нуйю с аналогичной приблудой на маске, как правило, избегает тропа.
- «Монополия» – маскот игры мистер Монополи. Одет в лучших буржуинских традициях конца XIX – начала XX века.
Интернет-проекты
- АЕ-тан, маскот небезызвестной «Драматики», сочетает сабж с готическим платьем и буржуйским цилиндром. В который уже раз…
Изобразительное искусство
- Модники времён Прекрасной Эпохи нередко красовались с сабжем на открытках, рекламных афишах и работах известных художников.
- Помимо модников, как уже упоминалось выше, монокль любили дамы радикальных взглядов. Портрет известной феминистической журналистки Сильвии фон Харден, написанный иконой экспрессионизма Отто Диксом.
- Капиталисты в пропагандистском искусстве левых движений всех народов, как утверждалось выше, были неотделимы от монокля. Но, в первую очередь, конечно же, те самые буржуи с советских плакатов. После 1940-х, с выходом монокля из моды, плакатные буржуины начали носить очки.
- Столь же стереотипный офицер Вермахта на плакатах Антигитлеровской коалиции, (и непременно с баронским титулом-с!). Один из них («This is the Enemy») красуется в шапке статьи «Мрачный немец».
- «Как немцы большевика на Россию выпускали» Билибина – аналогично опирающийся на шпагу кайзеровский офицер в монокле.
- «Война и ПЭМЪ», карикатура «Идеальная семья с точки зрения прусского полковника» – аналогично. Вышеозначенный усатый полковник в пикельхельме, со шпагой и с предметом статьи (явно срисован с Гинденбурга), учит свою семью вместе с собакой маршировать по кухне.
- Маскот журнала The New Yorker Юстас Тилли, созданный художником Ри Ирвином, эталонный сноб и объект множества пародий и фотожаб, одетый по моде начала XIX века.
<gallery>
Реальная жизнь
- Поговаривают, что первый монокль из известных исторических личностей начал носить император Нерон. Зелёный. Из натурального изумруда, искусно отшлифованного в форме линзы.
- Британский министр иностранных дел Остин Чемберлен (см. фото в начале статьи) – химически чистый эталон тропа, достойный помещения в палату мер и весов. Именно его фото всплывает в качестве примера человека в монокле, даже если люди не знают, кто на портрете изображён. А на родине – с фитильком: его помнят, в основном, как старшего брата премьера-неудачника, подписавшего Мюнхенский сговор.
- Его отец Джозеф, красующийся на посвящённой сабжу статье в Википедии, министр по делам колоний, тоже монокли любил и редко появлялся в обществе без него. Дань моде, как-никак.
- Помимо вышеупомянутых Шперле и Райхенау, как уже было сказано, монокль носили и другие высокопоставленные офицеры вермахта, но наиболее всего из них выделяются Вальтер Модель и Вильгельм Кейтель. Так, первый использовал сабж для троллинга Гитлера («Мой фюрер, кто командует Девятой армией, я или вы?» – Ржевско-Сычёвская операция), глядя на художника поверх сабжа, а второй, не нося монокль, надел его во время подписания капитуляции.
- Режиссёр Фриц Ланг, создатель знаменитого «Метрополиса», носил сабж в единственном глазе. Второй, отсутствующий, был закрыт повязкой.
- Также монокль на отсутствующем глазе носил и «отец русского футуризма» Давид Бурлюк, которому заменённый протезом глаз выбил незадачливый старший братец во время детских шалостей.
- Известный британский астроном и популяризатор науки сэр Патрик Мур. Несмотря на суровый вид, по словам коллег, был добрейшей души человеком.
- Многие представители верховной власти в околофашистских государствах. К примеру, висящий в википедийной статье про монокль португальский генерал Антониу ди Спинола.
- Британский полковник Альфред Уинтл носил монокль на постоянной основе из-за полученного в годы Первой Мировой ранения глаза, и без драгоценного кусочка стекла быстро слеп на один глаз. Когда он попал в плен к вишистам, монокль несколько раз срывал ему попытки побега из концлагеря – лагерная охрана не могла «развидеть» легко запоминающееся лицо.
- ↑ Конечно, светские остряки превратили выпадение монокля в этакий способ демонстрации ловкости, через вставление монокля в глазную впадину и быстрый же его сброс усилием мышцы.
- ↑ И не только внешне – Райхенау даже на фоне всех зверств и бесчинств своих сослуживцев отличался избыточной отмороженностью, ну а Шперле… вспомните широко известную «Гернику» Пикассо.
- ↑ К слову, пьеса, на показе которой Джон Бут застрелил Авраама Линкольна.
- ↑ Для более чем консервативного британского общества его поведение более чем нормально – гражданские права в Империи, над которой не заходит солнце, женщины получили лишь за полвека до описываемых в фильме событий, а до избирательных прав для женщин остаётся ещё пять лет.
- ↑ Имеется в виду адаптированный «Хвольсоновский» Мурзилка, а не жёлтый фурри-маскот одноимённого журнала за авторством Каневского – для оного было позаимствовано лишь имя.