Монокль высокомерия
![]() | Молодцы! Эта статья была номинирована на статус избранной. В связи с этим мы особенно тщательно относимся к её содержанию. Подробнее о выборах избранной статьи вы можете узнать здесь |
« | Лила: Я знаю, что Фрай богат, но неужели нам обязательно носить эти цилиндры? Бендер: Может быть, ты не понимаешь, насколько он богат. На самом деле, я думаю, мне лучше надеть монокль. |
» |
— Футурама |
Очки, говорите? Вещь, конечно, эффектная, и даже способная выглядеть сексуально, а то и зловеще и даже откровенно жутко… но, всё-таки, будем честны – стереотипы таковы, что кроме зубрил и обладателей не самого острого зрения, просиживающих часы за работой перед монитором или километрами текста, они мало с чем ассоциируются. Нужно что-то поизысканней, с налётом не ботанской зажатости и закрытости, но светской элегантности, изысканности, недоступности… Стоп… а что это у тебя в футляре, дорогой друг-антиквар? А примерь-ка эту вещицу! О… Эдак тебя перекосило! Приятель, что ты смотришь на меня с кислой рожей и прищуром, как на что-то коричневое и липкое? Нельзя ли мину сделать попроще? Что… нельзя? А… впрочем, с ней ты выглядишь стильно… Даже, по правде сказать… прямо-таки элегантно! Ещё эта цепочка серебряная. Как будто проклятая стекляшка носит с собой какой-то неуловимый дух аристократизма, заставляя всякого, чей глаз она облюбует, чувствовать себя утончённой личностью и быть на высоте. Встречайте, символ элегантных эпох прошлого, непременный атрибут высшего класса ушедших веков. Монокль высокомерия.
Пяти десятиминутка истории[править]
Монокль появился в XIV веке, примерно одновременно с очками, когда стекольных дел мастера научились шлифовать стёкла до нужной формы так, чтобы было возможно использовать их для коррекции зрения. Поначалу сабж представлял собой, скорее, «очки для бедных» и на предмет статьи походил мало: это была мини-лупа с ручкой, которую использовали для чтения те, кому очки были недоступны (хотя можно было выпендриться, заказав ручку из дорогих материалов, но это был, скорее, китч нищеплюйства). В современный вид этот атрибут оптики пришёл к концу XVI века, когда ручка монокля стала не нужна, а сабж становится более удобным для повседневного ношения, приобретя оправу. Наконец, в 1730 году монокль приобретает уже знакомые нам формы, а зажиматься стал лицевыми мышцами за две пружинящие дуги, выступающие из оправы и выносящие сам монокль на расстояние от глаза. Изобретателем этой формы был известный прусский коллекционер и ювелир-любитель Филипп фон Штош, который, согласно гравюрам тех лет, сам использовал усовершенствованный им предмет оптики для того, чтобы лучше видеть грани полируемых камней. Тем не менее, в XVIII веке монокль, как и ранее, пока что оставался больше утилитарным предметом для сиюминутных задач и занятной диковинкой, дополняющей облик роскошно одетых аристократов — он крепился к треуголке или шляпе другой формы, однако всё ещё балансируя между, казалось, столь несовместимыми позициями чисто функционального инструмента для чтения и некоей китчевой диковинки, уступая по популярности очкам, а тем более лорнету.
Золотое время монокля приходит на период XIX — начала XX веков. Законодателем мод невзначай стал голландский дипломат Йонкхир Бореэль, появившийся в сабже на Венском Конгрессе 1815 года. Золотая оправа, шнур из муаровой ленты и блестящее стёклышко стали произвели столь сногсшибательный эффект, в первую очередь, благодаря изменившейся к тому времени моде: если с напудренным париком, треуголкой и парчовым камзолом этот атрибут смотрелся излишне вычурно, то в сочетании с суконным фраком, цилиндром и пальто-крылаткой он выглядел более чем эффектно и гармонично. К тому же на роль популярности этого предмета повлияло и то, что очки (которые в отличие от канувшего в лету лорнета никуда не делись), несмотря на куда более широкое распространение, ассоциировались или с убелённым сединами возрастом, или же с духовным саном, не слишком подходя для светских бесед. С этого момента сабж из чисто утилитарного предмета или приблуды для «больших оригиналов» постепенно превращается в модный аксессуар для высшего света. Его носят многие деятели культуры, вышедшие из дворянской среды — к примеру, французский поэт Эмиль де Жирарден, обожавший сабж вместе с более привычными для него пенсне. Пальму первенства здесь, тем не менее, до последнего десятилетия держали британцы, как, к примеру, красующийся на иллюстрации к русскоязычной Википедии министр по делам колоний Джозеф Чемберлен. Не отставали и представители богемы — к примеру, «их всё» Альфред Теннисон, знаменитый композитор мюзиклов Артур Салливан, главред журнала «Панч» Том Тейлор, классик приключенческой литературы Генри Райдер Хаггард, поэт Уильям Йейтс, да и в XX веке среди британских деятелей культуры попадались любители сабжа, как певец Мартин Грин или художник-авангардист Рауль Хаусман. Свой отпечаток на восприятии монокля популярность оного в Империи, над которой не заходит солнце, также оставила массовая культура… Соединённых Штатов: пока ещё враждебные Туманному Альбиону экс-колонии беспощадно высмеивают чванливых завсегдатаев Палаты Лордов с острова, и помимо модных среди англичан пафосных бакенбардов карандаш карикатуристов выводил и модный монокль. Впрочем, и без карикатуристов в те же годы начинают складываться все негативные представления о сабже. Почему?
Главной проблемой, ограничивающей доступность монокля для широких масс, была не только и не столько оправа для монокля, а само стекло, полировка которого и подгонка под требования конкретного клиента составляла львиную долю его стоимости — для придания нужной формы использовались исключительно абразивы натурального происхождения (по этой же причине недоступны были для простолюдинов и очки). К тому же, монокль требовал определённого этикета обращения, как и перьевая ручка в мире писчих принадлежностей, а потому в качестве повседневной замены очков не годился — постоянно придерживать его глазной мышцей было не так просто, как носить очки, зацепив их дужками за ухо[1]. Помимо очков в оправе из драгметалла он мог быть изготовлен и из других не менее роскошных материалов — к примеру, на оправы шли черепаховый панцирь или слоновая кость. Конечно, существовали и более простые оправы из бронзы, меди, а то и стали, которые носили промотавшиеся аристократы или мелкие буржуа, как и их более богатые и знатные коллеги по классу, особой любовью у простого народа не пользующиеся.
«Бульдог встречает гостей», шарж на типичного британского джентльмена с животной точки зрения
Мистер Палмраддинг, изображение стереотипного британца в немецком журнале.
Кстати, о буржуа — едва ли не всякий образ никак не способного нажраться буржуя был неразрывно связан с моноклем, который был столь же неотделимой его частью, как и чёрный бархатный фрак, цилиндр, сигара, золотая цепочка, свисающее брюхо и, опционально, трость с тяжёлым набалдашником. Когда придёт время рабочих движений, сочувствующие борцам за права угнетённых классов художники начнут столь же оперативно изображать эксплуататоров в сабже.
В свою очередь, определённое недовольство некоторые носители, а точнее, носительницы монокля вызывали и у поборников «традиционных ценностей™». Движение суфражисток тоже не обошло его вниманием, дополняя этой маленькой «линзой на один глаз» казавшиеся тогда крайне вызывающими брючные костюмы, котелки и цилиндры, и заслуживая в эту чопорно-лицемерную эпоху показной нравственности репутацию разрушительниц устоев[2] — Жорж Санд не даст соврать.
И да, про снобов не забываем — карикатурная демонстрация превосходства не приветствовалась ни простыми людьми, ни высшим классом, которому это «небыдло» стремилось подражать — появление напыщенного высокомерного индивида, кичащегося атрибутом роскоши, который не подходит по оптическим характеристикам и размеру (вечно выпадая или выключая из работы один глаз, который в самой линзе раздувался в традициях олдскульного аниме), вызывало тогда такие же чувства, какие в эпоху Древнего Рима вызывали плебеи и рабы, носящие рубище с заплатками, на которую пускали выброшенную патрицием пурпурную тогу, или же наши современники с удлинённым «Эскалейдом», купленным в кредит на кабальных условиях, а то и обладатель Айфона последней модели в день презентации, питающийся бичпакетами и спредами.
К тому же, помимо ассоциаций с «нехорошими богачами» и их жалкими, но не менее напыщенными подражателями, на монокль бросили тень две Мировые войны. На рубеже XIX—XX века наибольшую популярность монокль приобрёл в Германии, как у буржуев и разнообразных денди, так и у аристократии. А немецкие аристократы в своём тотальном большинстве были «дворянством шпаги», а то и потомками тех самых рыцарей, а потому в то время стандартный носитель монокля в дополнение к нему также носил тёмно-синий мундир с золотыми погонами, шпагу на поясе и чёрный лакированный пикельхельм с орлом. А потом… ну да, началась Мировая война. Место кожаных пикельхельмов заняли сначала серо-зелёные, в шерстяных чехлах, а затем и фуражки и «штальхельмы» с рожками, но монокль по-прежнему никуда не делся. Немецкие офицеры (например, показанный ниже Ханс фон Сект) не без удовольствия фотографировались с ним, а уж с этих фотографий… правильно, попали и на пропагандистские материалы Антанты — тот самый монокль высокомерия на лице напыщенного прусского офицера с обложки журнала «La Baïonette» вы можете видеть в этом разделе.
Генерал Ханс фон Сект, один из командиров Первой мировой и «восстановитель» армии времён Веймарской республики
Иван Билибин, «Сказ о том, как немцы большевика на Россию выпускали»
Конечно, повальное увлечение немцев моноклями повлияло на то, что этот атрибут всё меньше и меньше стали носить союзные офицеры, хоть и уж совсем из употребления он не выходил. Переживающие свой закат аристократы «старого порядка» (Чемберлена-старшего в шапке статьи вы видели), либо преуспевающие владельцы заводов-газет-пароходов, конечно, донашивали атрибут элегантной эпохи, однако большинство представителей высшего класса постепенно медленно отказывалось от сабжа: по мере появления контактных линз (хоть и крайне несовершенных, из плексигласа) и совершенствования изготовления очков он становился малопрактичным в качестве предмета коррекции зрения, вследствие всё того же технического прогресса он становится и менее предпочтительным статусным атрибутом — с появлением синтетических абразивов изготавливать линзы любой толщины стало несоизмеримо дешевле, нежели на рубеже веков, оправа из нержавейки выглядела ничуть не менее эффектно, нежели серебряная или платиновая, а бакелит так же спокойно имитировал слоновую кость. А можно было носить монокль и вовсе без оправы, благо корундовые свёрла позволяли сделать отверстие в самой линзе и привязать к ней шнурок. К тому же, некоторые медицинские сообщества выступали против монокля единым фронтом — к примеру, Национальная служба здравоохранения Великобритании, сотрудники которой с 1920-х отказывались выписывать рецепты на монокли и проводить проверку зрения на него даже в случае рекомендаций из оптических салонов. Наконец, и карикатуристы постарались — в «Ревущие двадцатые», а тем более последовавшую за ними Великую депрессию сорящие деньгами олигархи любовь народных масс как-то снискать всё ещё не удосуживались. Монокль из предмета зависти и способа подчеркнуть свою принадлежность к высшему свету превращался в старомодную обременительную побрякушку и объект пародий. Особенно в эпоху, на которую пришёлся расцвет левых идеологий.
Кстати, о левых идеологиях — помимо фашистов, консерваторов и им сочувствующих далеко не все были довольны идеями социализма/коммунизма, и для некоторых (особенно деятелей культуры) монокль, как и другие «старорежимные» атрибуты, превратился в способ скрытого и/или явного троллинга как самих несистемных левых, так и действующей советской власти и несогласия с её идеями. Первым на ум приходит, конечно же, Михаил Афанасьевич Булгаков, который купил сабж на блошином рынке на первый гонорар в «Гудке», а потом сфотографировался и раздавал полученные фотографии друзьям.
А что же немцы? А они продолжали использовать монокль и после поражения в войне, несмотря на карикатурность, непрактичность и выход из моды. Конечно, его использовали в основном всё те же аристократы-золотопогонники, и для них этот аксессуар был таким же элементом, подчёркивающим их благородные происхождение, как пафосные прадедовские самурайские наплечники у японцев или прадедовская же дворянская шпага в новомодном эфесе у кавалерийских офицеров в начале века. Само собой, этот элемент, помимо того, что также не был обойдён вниманием художниками-антифашистами, вносил свою лепту и в пугающую внешность тех, кто его использовал. Украшающие эту статью единственный идейный нацист из старого прусского дворянства Вальтер фон Райхенау и командир Легиона «Кондор» Хуго Шперле считались чисто внешне самыми жуткими[3] военачальниками лично Гитлером, и монокль лишь придавал им зловещего вида. Так что в плане практичности монокль после Второй Мировой вытеснило всё то же развитие оптики, то с точки зрения имиджа нацисты сделали ему такой же чёрный пиар, как и ко многому, к чему успели прикоснуться. Образчик сабжа из пропаганды тех лет вы можете увидеть в нашей вики, в иллюстрации к соответствующей статье. А уж советские карикатуристы в роковые годы Великой Отечественной как разгулялись…
После войны монокль ушёл в прошлое. Поначалу негативная коннотация, а затем и всё тот же технический прогресс не оставили ему шанса. Очки становятся повально общедоступными для всех и каждого, появляются компактные и лёгкие модели, лишь незначительно проигрывающие сабжу по массе, а жёсткие контактные линзы из оргстекла сменяются мягкими силикон-гидрогелевыми. Монокль превращается разве что в аксессуар для любителей винтажной моды, реконструкторов и косплей-сообщества.
Примеры[править]
Общее[править]
- Предмет статьи, как уже было сказано, прочно ассоциируется не только с «плохими аристократами и буржуями», но и, как минимум, двумя злодеями с налётом «национального колорита».
- И классового тоже. Помимо буржуев, как правило, стереотипный дворецкий XIX — начала XX века будет неотделим от монокля так же, как и его стандартный работодатель.
- Как, кстати, и стимпанк. Столь же неотделим от монокля, как и гогглы, шестерни и прочая викторианская индустриальная эстетика. Имеется компромисс с гогглами: окуляр на один глаз в массивной бронзовой оправе — IRL подобные носят часовщики и прочие мастера по тонким аналоговым механизмам.
Театр[править]
- Недоросль — помещик Тарас Скотинин в постановках часто носит монокль, что подчёркивает контраст между его откровенной неотёсанностью и карикатурной чванливостью.
- «Наш американский кузен»[4] — лорд Дандрири, ходячая карикатура на богатого и родовитого, но тупоумного полуграмотного британского дворянина. В Штатах в момент постановки считался ходячей карикатурой на стереотипного британца вообще.
Литература[править]
- Имидж Арсена Люпена из произведений Мориса Леблана неотделим от монокля. Таким он является в большинстве экранизаций. Монокль присутствует, а вот характером не совсем вышел — он у нас классический трикстер
- «Крошка Доррит» Диккенса — монокль носит Барнакл-младший, однако из-за слабости век постоянно его теряет. Отношению Барнакла с сабжем посвящен момент его характеристики из десятой главы. Один из комических моментов демонстрации персонажа с сабжем.
- Палмер Кокс и Анна Хвольсон, «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах А. Хвольсон с 182 рисунками Кокса» (см. раздел «Комиксы») — Мурзилка, хвастунишка и лентяй, щеголяющий в черном фраке, с огромным белым цветком в петлице и моноклем в глазу, в шелковом цилиндре и штиблетах с длинными носами, с элегантной тростью. За время своих приключений Мурзилка несколько раз жаловался, что когда монокль падал, он переставал нормально видеть происходящее.
- «Гарри Поттер» — судья Амелия Боунс из «Ордена Феникса», суровая и педантичная, но не лишённая справедливости леди, в итоге снявшая с Гарри все обвинения по делу нападения дементоров. Редкий пример женщины с моноклем в массовой культуре.
Кино[править]
- Великая иллюзия — германский лётчик капитан фон Рауффенштайн. Выходец из старой прусской аристократии, ставящий классовую солидарность выше национальных различий, а потому из троицы французских военнопленных видящий ровню лишь в комбате де Боэльдьё, тоже потомственном дворянине, и потому не особо-то воспринимающий в нём врага. В отличие от простолюдина Марешаля и крайне богатого, но низкородного еврея Розенталя.
- «Кража драгоценностей» 1932 года — комедийная опора на троп: молодой министр Пол в исполнении Харди Олбрайта специально надевает монокль для того, чтобы придать себе больше уверенности.
- «Топаз» 1933 года — барон де ла Тур-Ла-Тур, злобный глава корпорации, производящей минеральную воду, один из редких примеров в массовой культуре, когда монокль носит француз, а не немец или британец.
- «Юный фриц» 1943 года — комиссар СС в исполнении Михаила Астангова («Для чего фашисту ноги?»)
- «Ночь в Касабланке» 1946 года с братьями Маркс — немецкая «боевая певица» и просто роковая женщина Беатрис Райнер.
- Сказка о Мальчише-Кибальчише — Главный Буржуин. Благодаря блестящей игре Леонида Галлиса, кстати, поразительно похож на того самого Чемберлена.
- «Молодой Франкенштейн» — педаль в пол шутки ради: инспектор Ханс Кемп носит монокль на месте отсутствующего глаза, скрытого повязкой. В конце концов, сам фильм — пародийная комедия.
- «На линии фронта» 1972 года — ещё одна комедия с карикатурно-высокомерными носителями сабжа, а также фильм, где монокль носят одновременно нехороший британец и нехороший немец.
- «Вредитель» 1997 года — ещё одна комедийная опора на троп. ГГ-пуэрториканец надевает монокль чтобы выдать себя за немецкого посла, помимо ношения сабжа он пытается косить под «карикатурного фрица» ещё и фальшивым акцентом.
- «Мумия» с Бренданом Фрейзером — нарциссичный профессор-египтолог Ален Чемберлен, высокородный британец, вдобавок ещё и косный шовинист, уверенный, что возглавляющая конкурирующую экспедицию женщина ничего не смыслит в египтологии[5].
Телесериалы[править]
- Мятежник в монокле — заглавный герой Перси Топлис надевает монокль и офицерскую форму после того, как дезертирует из британской армии. Сам Перси с моноклем красуется на тизере к сериалу, а момент, когда он надевает сабж, разошёлся на мемы и фото «рандомного человека в монокле».
- Вавилон-Берлин — генерал Вильгельм/Курт фон Зеегерс, как и полагается высокопоставленному немецкому офицеру.
- В качестве маскота кабаре для состоятельных господ Moka Efti используется подсвеченный силуэт усатого джентльмена в монокле и буржуйском цилиндре
- «Вертинский» — внутримировой пример: Шурик, во время Войны снимающийся в патриотических пропагандистских фильмах в роли немецкого офицера, требует у реквизиторов монокль, чтобы выглядеть ещё более отталкивающим.
- «Герои Хогана» — полковник Вильгельм Кинк, стремящийся соответствовать имиджу прусского дворянина.
- Британский ситком 1990-х «Вы звонили, милорд?» — Сисси Мелдрам, суфражистка-лесбиянка из высшего общества, ещё один редкий пример девушки с сабжем, на этот раз — как элементом эпатажа.
- «Доктор Кто» — Первый Доктор в исполнении У. Хартнелла, выглядящий как стереотипный викторианский джентльмен во фраке и с тростью.
- «Готэм» — молодой, едва ставший тем самым «Пингвином» (см. «Комиксы») Освальд Кобблпот надевает монокль, чтобы скрыть подбитый правый глаз.
- «Коломбо», серия «Гений и злодейство» — в одном из повторявшихся кошмаров покойной жены художника появлялся человек, который называл себя ее дядей по-французски («мон онкель», что созвучно со словом «монокль»), в другом — труп с вложенными в глазницу на манер монокля карманными часами. Проанализировав все улики, Коломбо приходит к выводу, что жену художник убил за то, что она знала, что еще раньше он убил своего агента по продаже картин, который как раз-таки и носил монокль.
Телевидение[править]
- «Железный капут» — барон фон Швайнцкопф XIII, командир «Железного Капута», носит предмет статьи, как и полагается немецкому аристократу.
Мультфильмы[править]
- Многочисленные мультфильмы времён «Ревущих двадцатых» частенько изображали стереотипного высокомерного богача в предмете статьи.
- А вот в вышедшем в годы Великой депрессии рождественском мультфильме «Доброе дело Микки» аверсия: местный кабан-буржуй носит пенсне.
- «Золушка» — монокль носит Герцог, иногда играя с ним как с йо-йо. А вот характером «первый слуга короля» сабжу не соответствует — уж слишком он нервный и нерешительный.
- Джим и гигантский персик Тима Бёртона — Мистер Кузнечик, мудрый рационалист выступающий ментором для главного героя и голосом разума для всего насекомого мира.
- Карлик Нос — «сюжетообразующий» монокль обергофмейстера, спасший Якобу жизнь. Сам обергофмейстер тоже не слишком приятный пероснаж, как и полагается аристократу в отношении к простолюдину-парвеню.
- ДонБлутовский «Рок-Кукареку» — ещё один герцог, на этот раз — Великий Герцог Филин, сквозь сабж он презрительно рассматривает «дневных» обитателей.
- Тачки — в сиквеле монокль на половину лобового стекла носит профессор Цундапп, стереотипный немецкий инженер из недобитых нацистов. Показательно, что хоть и треть мультфильма происходит в Великобритании, ни одна из британских тачек с сабжем не замечена.
- «Мальчиш-Кибальчиш» 1958 года — помимо Главного Буржуина его также носит эсэсовский комиссар, один из буржуинских полководцев.
- Незнайка и Баррабасс — монокль носит профессор Бром, редкостный ворчун и вообще. не самая приятная личность. А вдобавок, конспиролух, с видом знатока записывающий все проблемы в происки «Мирового Зла».
- Доктор ПилюлькИн в этой истории тоже носит монокль, но он тут скорее просто врач-недотёпа, нежели высокомерный тип.
- Что характерно, Мурзилка-Бутонье вместо предмета статьи носит круглые гаррипотеровские очки.
- «Икабод и мистер Тоад» — экранизация сказки «Ветер в Ивах» К. Грэма. Мистер Тоад/Жаб носит монокль, сквозь который наблюдает за авто, которое хочет угнать.
Мультсериалы[править]
- Стандартный приём фонового изображения высшего класса в мультсериалах 1980-х — 1990-х, нередко — в пародийном ключе. «Симпсоны», «Чип и Дейл», «Утиные истории»… тысячи их!
- Что характерно, сам Скрудж МакДак и его «злой двойник» Флинтхарт Гломгольд вместо монокля носят очки.
- Том и Джерри — шутки ради: в эпизоде военного времени «Мышонок-патриот» Джерри, воюющий с Томом, запускает коту яйцом в глаз. Вытекающее содержимое и торчащий в глазнице кусок скорлупы делает Тома удивительно похожим на стереотипного «фрица» с моноклем.
- Аладдин — высокотехнологичный монокль носит злодей-супермеханик Механикус.
- «Суперкрошки» — мэр Таунсвилля, удивительно похожий на мистера Монополи (см. ниже). Характером, вместе с тем, на высокомерную шишку из высшего общества не тянет — слишком склонен к панике.
- Футурама — вынесенная в эпиграф ситуация из эпизода «За пРЫБОрошню долларов», в которой Фрай сказочно разбогател.
- Мистер Астор из эпизода «Восстание мутантов», даже в мутировавшей форме. К тому же, на вечеринке мутантов над одним из столиков висит вывеска «без обслуживания, без цилиндров и без моноклей», пародируя все стереотипные старомодные атрибуты высшего света.
- Также монокль из человеческого глаза носит Бот-Миллиардер, стремящийся соответствовать стереотипному образу богатого олигарха.
- «Отель Хазбин» — Аластор, с рубиновым моноклем, правда, по характеру при всём своём высокомерии одного из мощнейших демонов Ада, он всё-таки неугомонный трикстер. А вот при жизни он наоборот, носил очки.
- «Финес и Ферб» — дедушка Ферба мистер Флетчер, как и полагается чопорному британскому джентльмену.
- Шоу Рокки и Булльвинкля и киноадаптации — Великий/Бесстрашный Вождь, правитель Поттсильвании. Носит с предметом статьи мундир, стилизованный под фольксармейский. Стек, мундштук и немецкий акцент прилагаются.
- Дом воображаемых друзей Фостер — мистер Херриман, заяц-дворецкий мадам Фостер — ещё один стереотипный британец, от чопорно-отстранённого характера и акцента до одежды из цилиндра и фрака, носит и монокль.
- Totally Spies — главгад второго сезона Терренс Льюис. Чтоб злобный англичанин, да без монокля? Помимо сабжа появляется также в мундире британского гвардейца XVIII века.
- Transformers: Animated — дисептикон-трёхрежимник Блицвинг носит в форме робота окуляр, напоминающий монокль. Броня, стилизованная под униформу бойцов корпуса Роммеля, и немецкий акцент также идут в комплекте.
- «Скуби-Ду! Динамит» (1976) — эпизод «Напуганные в замке Камелот» (1 сезон, 6 серия). Эксцентричный миллионер мистер Шегворти выглядит, как более утончённая версия, своего племянника Шегги. Помимо прочего его богатость и джентельменистость подчёркивается моноклем.
Комиксы и Веб-комиксы[править]
- «Brownies» Палмера Кокса — брауни-мажор Чолли Бутонье/Мурзилка[6], сочетающий сабж с, опять-таки, цилиндром и тростью. Характер соответствует — хвастливый и оторванный от жизни светский остряк с тягой позёрству.
- Girl Genius — Отилия фон Пинн, сочетающая монокль с… чёрным латексным комбезом — аверсия: несмотря на угрожающий вид — добрейшей души
человекмуза. - DC Comics — конечно же, Освальд Кобблпот aka Пингвин. Монокль столь же органичен для его имиджа, как зонт, фрак и цилиндр.
- Враг Чудо-Женщины Рудольф Хессенпфеффер aka «Джентльмен-убийца», немецкий аристократ и нацист, также носит сабж и даже умудряется сражаться с ним так, чтобы монокль не выпадал.
- Marvel Comics — собственно, суперзлодей Михаэль Бертман по прозвищу Монокль, с помощью сабжа гипнотизирующий людей и атакующий врагов энергетическими разрядами.
- «Фантастическая четвёрка» — в «не-кроссоверном» выпуске «Тёмное царство», когда главные герои путешествуют по множествам альтернативных вселенных, в одной из аркой они воплощаются… в Британскую королевскую семью, а Бен Гримм берёт на себя роль дворецкого, в цилиндре и сабже. В этом виде он разошёлся на мемы и фотожабы.
- Барон Вольфганг фон Штрукер, как и положено немецкому аристократу, носит монокль.
- «Академия Амбрелла» — красующийся на заставке оного произведения сэр Реджинальд Харгривз, злобный инопланетный миллиардер (в экранизации, благодаря отличной игре Колма Фиори, выглядит ещё более жутким) и эталонный адский папаша, усыновивший 43 детей-эсперов. К тому же, сам монокль всплывает в сюжете и после смерти Харгривза.
- «Скандинавия и мир» — Британец и его младший брат Англичанин, воплощения соответствующих стран. Оба — чопорные аристократичные джентльмены, и их характеры зачастую контрастируют с простецкой троицей главных героев.
Аниме и манга[править]
- Bungou Stray Dogs — Рюро Хироцу, командир мафиозного отряда штурмовиков «Чёрные Ящеры». Интеллигентного вида дедулька, одевающийся по моде 1930-х.
- Code Geass — сабж носит большинство британских «высших чинов», но первым на ум приходит главный Алибабаевич сериала Аспуриус Бартли (см. картинку), у которого монокль каким-то чудом не выпал даже когда его расстреляли в ходе спецоперации.
- Европейские буржуины из спин-оффа про Акито тоже сабжем не брезгуют.
- Doraemon — директор музея секретных гаджетов Фикс из полнометражки 2013 года, в сочетании с роскошным бЭлым смокингом и аккуратными усиками.
- Gintama — его носит Исабуро Сасаки, потомственный аристократ и глава отряда «Мимаваригуми», набранного из представителей знатных родов Японии. Сопутствующее высокомерное отношение к менее знатным, чем он (в первую очередь к отряду «Синсенгуми», набранному из незнатных самураев и отбросов общества) — прилагается.
- Girls und Panzer — Момо из косящей под панцерваффе команды «Куромориминэ».
- JoJo’s Bizarre Adventure/JoJolion — жуткий доктор Сатору Акефу из «Жожолиона», ещё один крутой дедуля и воплощение стенда главного антагониста.
- Record of Ragnarok — Джек Потрошитель же!
- Magic Kaito — юный фокусник Кайто Кид/Куроба, трикстер-приколист и ещё одна жирная отсылка к Арсену Люпену.
- Hellsing-очкелсинг — Уолтер Долнез, главный оружейник «Хеллсинга», сравнимый по силе с Алукардом боец и коллаборационист, прикрывающий нацистам тыл.
- Что самое интересное, из «Миллениума» ни один из командиров, включая Штурмбаннфюрера, не замечен за ношением монокля. Зато очками бликуют под стать прозвищу сериала.
- Sayonara, Zetsubou Sensei! — Токита, усатый дворецкий семьи Итошики, стилизованный под классического английского «батлера».
- Семья шпиона — учитель истории и комендант общежития Сесил Холл Генри Хендерсон, очередная вариация на тему «стереотипного почтенного британского джентльмена» с сабжем, моржовыми усами и суровым характером.
- Pokémon — в одном эпизоде Коджиро-Джеймс, пытаясь утащить гигантскую жемчужину под фраком, надевает сабж с фальшивыми усами: мол, дородный пожилой джентльмен из высшего класса.
- «Кровь Святой Троицы» — кардинал Катерина Сфорца, посол Ватикана и крутая старшая сестра действующего Папы Римского. Очень суровая леди, хоть и добрая и чувствительная внутри.
Видеоигры[править]
- Ace Attorney — ещё один «Джентльмен-убийца» Шелли де Киллер, асассин голубых кровей, сочетает сабж с вечным прищуром. Моменты ношения монокля используются им же для самопародий — к примеру, он держит рожок с мороженым так, чтобы мараскиновая вишенка точно перекрывала его глаз.
- Guilty Gear — монокль носит помешанный на «дандизме» Слэйер.
- Серия Hugo — дон Крок, дракон главгадины Сциллы.
- Серия Spyro the Dragon — медведь-торговец Манибэг aka Толстосум, выглядящий как Главный Буржуин с советских плакатов, разве что без сигары и цилиндра. Тот ещё жадный воротила, мошенник, моральный вертихвост, а в третьей части подался в работорговцы.
- Pillars of Eternity — монокль носит жрец Бераса Недмар, симпатизирующий брату Редрика Колшу. Не то чтобы высокомерен, но искренне убежден, что помочь справиться с Наследием Вайдвена может вера, только вера и ничего больше. В Бераса — бога смерти.
- Артефакт Мунакра Аррет — занимающий ячейку шлема монокль из Старой Валии, согласно описанию, придающий своему владельцу вид родовитого аристократа, игромеханически повышающий силу воли и дающий возможность трижды между привалами творить заклинание.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40,000 — некоторые офицеры имперской гвардии носят монокли, которые используются в качестве карт боевых действий.
- BIONICLE — таковым в фанатских хуманизациях часто изображается ледяной тоа Копака, в оригинальной версии носящий маску с объективом-сканером-тепловизором. Характер у него под стать чопорному холодному аристократу.
- А вот с его предшественником Нуйю с аналогичной приблудой на маске вышел зигзаг: пока носил окуляр на маске, будучи тоа, был довольно мягкосердечен, даже когда сохранил сабж будучи отравлен вирусом хордика. Став турагой, окуляра на маске лишился, однако характером стал как раз походить на предмет статьи, демонстративно разговаривая лишь на древнем наречии, непонятном обывателю, и отказываясь общаться каким-либо иным образом – не понимаешь древнего языка, значит, недостоин.
- «Монополия» — маскот игры мистер Монополи. Одет в лучших буржуинских традициях конца XIX — начала XX века.
Интернет-проекты[править]
- АЕ-тан, маскот небезызвестной «Драматики», сочетает сабж с готическим платьем и буржуйским цилиндром. В который уже раз…
Изобразительное искусство[править]
- Модники времён Прекрасной Эпохи нередко красовались с сабжем на открытках, рекламных афишах и работах известных художников.
- Помимо модников, как уже упоминалось выше, монокль любили дамы радикальных взглядов. Портрет известной феминистической журналистки Сильвии фон Харден, написанный иконой экспрессионизма Отто Диксом можете наблюдать в основном разделе статьи.
- Капиталисты в пропагандистском искусстве левых движений всех народов, как утверждалось выше, были неотделимы от монокля. Но, в первую очередь, конечно же, те самые буржуи с советских плакатов. После 1940-х, с выходом монокля из моды, плакатные буржуины начали носить очки.
- Столь же стереотипный офицер Вермахта на плакатах Антигитлеровской коалиции, (и непременно с баронским титулом-с!). Один из них («This is the Enemy») красуется в шапке статьи «Мрачный немец».
- «Как немцы большевика на Россию выпускали» Билибина — аналогично опирающийся на шпагу кайзеровский офицер в монокле.
- «Война и ПЭМЪ», карикатура «Идеальная семья с точки зрения прусского полковника» — аналогично. Вышеозначенный усатый полковник в пикельхельме, со шпагой и с предметом статьи (явно срисован с Гинденбурга), учит свою семью вместе с собакой маршировать по кухне.
- Маскот журнала The New Yorker Юстас Тилли, созданный художником Ри Ирвином, эталонный сноб и объект множества пародий и фотожаб, одетый по моде начала XIX века.
Музыка[править]
- «Disturbed» — воплощенный Мировой Капитал в клипе «Land of Confusion» выглядел как злой буржуй с советских карикатур — в смокинге, с толстенной сигарой и моноклем и в цилиндре. Перед тем, как прикончить воплощение мирового зла, Парень насмешливо снимает с него монокль.
Реальная жизнь[править]
- Поговаривают, что первый монокль из известных исторических личностей начал носить император Нерон. Зелёный. Из натурального изумруда, искусно отшлифованного в форме линзы.
- Британский министр иностранных дел Остин Чемберлен (см. фото в начале статьи) — химически чистый эталон тропа, достойный помещения в палату мер и весов. Именно его фото всплывает в качестве примера человека в монокле, даже если люди не знают, кто на портрете изображён. А на родине — с фитильком: его помнят, в основном, как старшего брата премьера-неудачника, подписавшего Мюнхенский сговор.
- Его отец Джозеф, красующийся на посвящённой сабжу статье в Википедии, министр по делам колоний, тоже монокли любил и редко появлялся в обществе без него. Дань моде, как-никак.
- Помимо вышеупомянутых Шперле и Райхенау, как уже было сказано, монокль носили и другие высокопоставленные офицеры вермахта, но наиболее всего из них выделяются Вальтер Модель и Вильгельм Кейтель. Так, первый использовал сабж для троллинга Гитлера («Мой фюрер, кто командует Девятой армией, я или вы?» — Ржевско-Сычёвская операция), глядя на художника поверх сабжа, а второй, не нося монокль, надел его во время подписания капитуляции.
- Режиссёр Фриц Ланг, создатель знаменитого «Метрополиса», носил сабж в единственном глазе. Второй, отсутствующий, был закрыт повязкой.
- Также монокль на отсутствующем глазе носил и «отец русского футуризма» Давид Бурлюк, которому заменённый протезом глаз выбил незадачливый старший братец во время детских шалостей.
- Известный британский астроном и популяризатор науки сэр Патрик Мур. Несмотря на суровый вид, по словам коллег, был добрейшей души человеком.
- Многие представители верховной власти в околофашистских государствах. К примеру, висящий в википедийной статье про монокль португальский генерал Антониу ди Спинола.
- Британский полковник Альфред Уинтл носил монокль на постоянной основе из-за полученного в годы Первой Мировой ранения глаза, и без драгоценного кусочка стекла быстро слеп на один глаз. Когда он попал в плен к вишистам, монокль несколько раз срывал ему попытки побега из концлагеря — лагерная охрана не могла «развидеть» легко запоминающееся лицо.
Примечания[править]
- ↑ Конечно, светские остряки превратили выпадение монокля в этакий способ демонстрации ловкости, через вставление монокля в глазную впадину и быстрый же его сброс усилием мышцы.
- ↑ Шутки шутками, а кое-где в конце 1910-х – начале 1920-х на волне антикоммунистической истерии женщин за ношение брючных костюмов одно время ставили к стенке – начиталась своих Марксов с Энгельсами и наши традиции попирает, под мужика косит!
- ↑ И не только внешне — Райхенау даже на фоне всех зверств и бесчинств своих сослуживцев отличался избыточной отмороженностью, ну а Шперле… вспомните широко известную «Гернику» Пикассо.
- ↑ К слову, пьеса, на показе которой Джон Бут застрелил Авраама Линкольна.
- ↑ Для более чем консервативного британского общества его поведение абсолютно нормально — гражданские права в Империи, над которой не заходит солнце, женщины получили лишь за полвека до описываемых в фильме событий, а до избирательных прав для английских женщин остаётся ещё пять лет.
- ↑ Имеется в виду адаптированный «Хвольсоновский» Мурзилка, а не жёлтый фурри-маскот одноимённого журнала за авторством Каневского — для оного было позаимствовано лишь имя.