Паропанк

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Стимпанк»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Steampunk. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
В представлении «молодых и талантливых»

Паропанк (steampunk, стимпанк) — изначально: фантастика в викторианском духе, термин, придуманный в 1987 году фантастом Кевином Джетером для обобщения творчества нескольких писателей, включая его собственное. Впоследствии самым известным образцом стал текстовый эксперимент в «Разностной машине». Возьмем обычный киберпанк. That’s so 80s! Поэтому давайте возьмем и перенесем действие в XIX век. Пусть у нас будут здоровенные лязгающие и чадящие машины с трубами и шестерёнками, безумные учёные и изобретатели, дамы в корсетах и господа в цилиндрах. Вот теперь — самое оно!

См. также Стимпанковские развлечения. Реальный прототип — La Belle Époque.

Подробности[править]

Как и множество качественных фантастических произведений, в основном работы в жанре паропанка начинаются с фантастического допущения. «А что, если Бэббидж сумел построить свою аналитическую машину?» Соответственно, «Разностная машина» описывает викторианское по своей сути и внешним проявлениям общество (эпоху пара), в котором наступили отношения между людьми, свойственные обществу информационному (то, о чем поет киберпанк). Например, один из героев романа стал жертвой нелицензионного копирования: заказчики взяли у него информационный носитель (аналоговый! практически из желудей и спичек!) «просто посмотреть», после чего вернули и отказались от заказа. А то, что они перед возвратом скопировали все данные, викторианским законодательством не регулируется.

Что до рамок жанровой разбивки, паропанк такой же узконаправленный жанр, как и киберпанк. Паропанк своим коньком избрал довольно ограниченный круг авторов, что неудивительно. Помимо богатой фантазии, жанр довольно требователен к знаниям как истории, так и тонкостей устройства и работы разнообразных механизмов. И, разумеется, должно быть определённое чувство меры и стиля: чтобы плод авторского труда не выглядел нелепицей в вышеупомянутых рамках жанра, надо как следует постараться.

По соотношению магии и науки паропанк можно разделить на три основные разновидности:

Разделение типично, но чистота поджанров не всегда имеется, так, например, в реалистично-прагматичном альтернативно-историческом паропанке, в котором никто не верит в магию, может иногда встречаться мистика (элемент магии), а в фэнтезийном паропанке с противостоянием науки и магии может неожиданно объявиться техномаг, сочетающий то, что все остальные считают несочетаемым. Могут быть и спорные ситуации — произведения, которые внешне выглядят вроде бы как паропанковские, но при этом ни одной паровой установки (или устройства с паровым двигателем) «в кадре» не появляется (или присутствует максимум парочка дымящих труб), а вся техника «в кадре» исключительно «клокпанковская». На худой конец с «магическим реактором», например, с зеленой жидкостью.

Общая атмосфера произведения позволяет разделить жанр еще на два подвида:

  • Романтичный стимпанк с идеализированным обществом без акцента на социальных проблемах. Характерен для стимпанковских произведений Хаяо Миядзаки и его Studio Ghibli. Наследует романтизм фантастических произведений той эпохи.
  • Мрачный реалистичный стимпанк с жёсткими социальными проблемами: нищетой, трущобами, тяжёлым детским трудом на фабриках, забастовками, разношёрстными партиями революционной направленности — в общем, со всем тем, что в советской литературе называли «классовым противостоянием». Причём подобные элементы могут присутствовать и в фэнтезийном стимпанке. Например, в «Дочери железного дракона» главная героиня — малолетняя фабричная работница, а гномы имеют свою партию и постоянно устраивают забастовки и мечтают устроить революцию, свергнув эльфов-аристократов. Наследует мрачный дух классического киберпанка (то, из-за чего жанр и назван «панк»), окрашивая его негативными явлениями в жизни викторианской эпохи.

Разновидности и дополнения[править]

Разновидности:

  • Бойлерпанк : ответ рабочего класса на аристократический стимпанк. Основан на использовании лопаты, угля и пара.
  • Клокпанк: вместо силы пара используются заводные механизмы.
  • Романтизм газовых фонарей: поджанр стимпанка с уклоном в альтернативную историю и романтизацию викторианской эпохи.
  • Маннерпанк: поджанр стимпанка, где рассматривается сложная социальная иерархия между персонажами, часто в контексте бесконечных танцев и вечеринок.
  • Бластерная готика: ретрофутуризм на основе ар-деко и современных стилей. Термин придуман Уильямом Гибсоном.
  • Ститчпанк: поджанр стимпанка, где главными действующими лицами являются живые куклы.

DLC:

  • Теслапанк — технологии, основанные на разработках Теслы, Эдисона и прочих изобретателей прошлого. Электрокатушки, генераторы, примитивное электричество, устанавливается на любой ретро-футуристический жанр.
  • А бывает, что намешано всего не паропанковского, но несколько персонажей хранит верность паропанку. Или в относительно правдоподобном, с исторической точки зрения, сеттинге есть организация, пользующаяся стимпанк-устройствами. Причем она может быть как передовой, отстающей (у всех атомпанк, а у них звездолеты на угле), так и ищущей альтернативные технологии в прошлом.

Штампы[править]

  • Газовое и частично свечное освещение улиц и домов.
  • Урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязно-серого цвета, смог, булыжные мостовые, магазины, лавки, театры, городские трущобы. Соответственно, общая достаточно мрачная атмосфера.
  • Информационные технологии викторианской эпохи: уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты, неэлектронные счётные машины (например арифмометр), телеграф, в ряде случаев — пневматическая почта.
  • Общественные настроения конца XIX-начала XX веков — снижение роли церкви, вера в прогресс и науку, остаточные понятия о чести, пуританство (по крайней мере, внешнее) и подобное. В ряде случаев — мистицизм, сектантство, нигилизм, а также порождаемые расслоением общества революционные настроения.
  • Викторианские персонажи:
    • безумные учёные и инженеры а-ля Виктор Франкенштейн или Капитан Немо;
    • преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и «идейные» преступники (профессор Мориарти);
    • отважные путешественники (Филеас Фогг);
    • детективы разряда Шерлока Холмса;
    • растлённые аристократы;
    • агенты тайной полиции;
    • шпионы;
    • революционеры;
    • уличные продавцы;
    • пролетарии;
    • капиталисты-промышленники (буржуа)
    • мелкие служащие и клерки;
    • проститутки;
    • добропорядочные семейные граждане;
    • мальчишки-беспризорники
    • Первые феминистки, которые в данных вселенных образованные и решительные юные дамы, интересующиеся наукой и стремящиеся к приключениям.
  • Единственные места работы — рабочий на фабрике или на заводе, инженер на фабрике или на заводе, шахтёр на угольной шахте, трубочист и водитель упомянутых ниже транспортных средств.
  • И один вид бизнеса — руководство фабриками и заводами.
  • Главный элемент паровой машины — дымящая труба. Желательно — медная, желательно — с раструбом. Добавление трубы превращает любое устройство в паровое. Что на самом деле обязательны топка с котлом и для них нужно много места — для простоты можно опустить.
  • Технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития. В целом Шесть видов транспорта — баржи, экипажи, пароходы, поезда, автомобили и дирижабли. Автомобили, скорее всего, паровые, и даже если нет — всё равно дымят не меньше, да еще и стреляют из выхлопной трубы, как из винтовки. Дирижабли тоже паровые, но похожи не на хромого гоблина конструкции Жиффара, а на дирижабли эпохи ДВС.
  • Механические роботы-дроиды-андроиды, для того уровня технологий более чем невозможные (отсутствие адекватных сенсоров + примитивизм и медленность решателей). Зачастую всё это — при отсутствии более простых и практичных автоматов типа заводских роботов-рук. Круто, но непрактично — один из основных тропов жанра, до такой степени, что уже не баг, а фича.
  • Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с аналоговыми циферблатами и стрелками. Распространено применение паровых турбин в качестве быстроходных двигателей для разнообразных индустриальных машин — насосов, сепараторов, циркулярных пил, станков, электрических генераторов. Нефункциональное украшение приборов и машин. Внешний вид машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
  • Начальный уровень развития электричества — телеграф, примитивные дуговые лампы, опыты с электричеством в стиле работ Николы Теслы.
  • Оружие времён промышленной революции и вариации на его тему: револьверы, однозарядные и магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, ранние образцы пулемётов (весьма популярен пулемёт Гатлинга), не говоря уже про военный транспорт. Ограниченное употребление холодного оружия, такого, как шпаги, сабли, ножи. Холодное оружие может быть доработано, иметь какой-то механизм. Особый аксессуар — клинок, размещённый внутри трости.
    • А Супероружие — тяжёлые паровые пушки, колоссальные танки, в ряде случаев — электрические пушки и «лучи смерти» (некое подобие лазерного оружия). В прочем, бывают и подобия бластерных пистолетов и ружей. Часто комплектуются колбами с зеленой жидкостью и стреляют зеленым лучом. Хотя возможны варианты.
  • Костюмы часто включают шляпы-цилиндры, через раз шляпы-котелки, очки-консервы (порой надеваемые на цилиндры), корсеты на женщинах в качестве верхней одежды, и латунные шестеренки в качестве украшений в самых неожиданных местах.
  • Невероятно доступная энергия — все эти дроиды, шестиногие экипажи, гигантские дирижабли и оружие имеют или «традиционные» источники энергии, совершенно не соответствующие её расходу и требуемой мощности, или невообразимо мощные компактные источники энергии на каком-то униботаниуме и прочих «сферах сверхсжатого пара».
  • Авторы слабо разбираются в кинематике и прочей заумной ерунде, и все эти механизмы представляются ими как отдельный тип колдунства. Что выливается в мифологизацию техники и невообразимую легкость смешивания её с мистикой и чистой магией. Хотя возможен вариант, что автор вполне разбирается в кинематике и тонкостях зубчатых передач, но сознательно игнорирует невозможность стимпанк-устройств, при этом магией у него может даже не пахнуть. Или даже оставляет «бонус», явно показывая, работу невозможных машин.

Предтечи[править]

Альбер Робида: online магазин в книге «Электрическая жизнь» 1894 года

В предтечи паропанка записывают работы Жюля Верна и Герберта Уэллса. Казалось бы: пар в наличии. Необычная идея, меняющая общество: тоже. Однако — нет. Или, по крайней мере, не совсем. Паропанк — ретрофутуризм. Он подразумевает другое течение истории нашего свершившегося прошлого. А Верн с Уэллсом исходили из своего, актуального настоящего. Так же, как современные фантасты пишут книги о сражениях космических истребителей и прочих галактических флотов. В какой-то мере паропанк — роман о том, как в Гражданской войне в России победили белые, и что из этого вышло. В то время, как романы Жюля Верна и написанная чуть позже «Аэлита» (1923) — о р-рррреволюции на Марсе.

Помимо Верна, Уэллса и других классиков, нужно особо отметить и Альбера Робиду, будучи профессиональным карикатуристом, отличавшимся менее восторженным взглядом на новые технологии и этим близким по своему духу киберпанку, а также массовым применением новых технологий, что отличает стимпанк от большинства классических произведений той эпохи (то есть, не единственная подлодка как у капитана Немо, а настоящие подводные флоты у крутых держав, и так далее).

Из предтеч особо выделяется «Битва за Империю: История 2236 года» Роберта Уильяма Коула, тем что это ещё и космоопера. Автор, будучи британским патриотом, превратил «империю, над которой никогда не заходит солнце» в космическую.

Последователи[править]

Литература[править]

  • «Повелитель воздуха» Майкла Муркока (1971) и «Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!» Гарри Гаррисона (1972) написаны задолго до появления термина «стимпанк», но являются вполне достойными представителями жанра.
  • Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг, «Машина различий» (1990). Идеальный образец жанра, который иногда — ошибочно! — называют первым (на самом деле к 1990 году жанр уже и название имел, и в аниме был воплощён; не хватало только общепризнанной классики, которой «Машина» и стала).
  • «Бас-Лаг», серия романов Чайны Мьевилля о городе Нью-Кробюзоне — вероятно, самый известный пример.
    • С фитильком — его же «Рельсы»
  • «Левиафан» — трилогия Скотта Вестерфельда, подростковая фантастика про воображаемую Первую мировую с шагоходами, гигантскими дирижаблями и ОБЧР. Ещё и биопанк заодно.
  • Сборник рассказов «Кетополис» вымышленного автора Грэя Ф. Грина (на самом деле — коллективный псевдоним, а сборник многоавторский). Сочетает стимпанк с викторианскими ужасами и немного городским фэнтези.
  • Сергей Лукьяненко, «Искатели неба» — стилистика паропанка: антураж от силы XIX века в хронологически веке XX из-за практически полного отсутствия железа в мире. К информационным технологиям и «-панку» роман относится приблизительно никак.
    • То же самое касается цикла «Пограничье» и мира Верозы из «Черновика/Чистовика», только вместо железа отсутствует нефть.
  • «Ада» Владимира Набокова — об этом нигде не заявлено, но, чуть проанализировав сеттинг, можно отнести роман именно к стимпанку (хотя и с включениями дизельпанка, так как некоторые атрибуты вроде небоскрёбов, автомобилей, самолётов, кинематографа отсылают к Америке двадцатых годов прошлого века). Действие происходит не на нашей Земле (Терре), а на Анти-Терре. В этом мире запрещено электричество (оно называется «алабырь»), а телефоны работают на воде
    • К слову, история мира Анти-Терры заметно отличается от земной. Например, Соединенные Штаты контролируют всю Америку, включая в себя провинции Эстотия (в которой живут русские!) и Канадия. Балканы контролируется сверхдержавой — Британским Содружеством, а от Курляндии до Камчатки расположилась Золотая Орда, в которой живут татары и которая ведёт «Вторую крымскую войну» с британо-американской коалицией
      • Эстотия — ностальгический образ Дореволюционной России (так схожий с реалиями детства самого Набокова). Согласно истории Анти-Терры, русские почти полностью переселились в Новый Свет спустя несколько веков после «катастрофы Эль» — поражения в Куликовской битве
  • В «Механике небесных врат» государство магов противостоит государству механиков, но помимо них имеется вольный город в котором находится Магистериум, сочетающий магию с механикой.
  • В цикле А. Бушкова про Сварога эпоха паропанка царит на Земле — вовсю используются колёсные пароходы (винты де-факто и де-юре запрещены не без участия небожителей-ларов!), у королевства Снольдер есть пулемёты, автомобили и самолёты, впрочем, проходящие скорее по ведомству «круто, но непрактично», потому что делаются ручной работой: запилить конвейер — значит, крепко поссориться всё с теми же ларами, а с ними ссориться не хочет никто, потому что у них есть и магия, и технология на уровне космооперы. При всём при этом вовсю правят короли, действуют гильдии, ну и магия представлена более чем широко.
  • «Хроники Края» Пола Стюарта и Криса Риддела.
  • Алексей Пехов, «Пересмешник». Фэнтезийный стимпанк — если угодно, мир фэнтези в викторианском антураже и технологиях 19 века.
  • Ник Перумов, «Приключения Молли Блэкуотер».
  • «Транспорт наших дедушек», советская книжка-раскраска (Минск изд-во «Юнацтва» 1989 г.) Тут авторы пофантазировали, придумав в «нагрузку» к стилизованно-утрированным реальным, ещё и необычные дирижабли и воздушные шары.
  • Михаил Тырин, «Истукан» — паропанк (о чем можно судить по намёкам) и альтернативная история в антураже дореволюционной России. Про приключения купца с подчинёнными, отправившегося торговать на другую планету.
  • Вадим Панов, «Герметикон». Тут дирижабли используются для… межпланетных и даже межзвёздных путешествий, а на планетах алхимические паровые двигатели конкурируют с нарождающимися бензиновыми ДВС.
  • Андрей Уланов, «Никакой магии». Действительно, никакой магии, чистый паропанк, невзирая на множество вроде бы фэнтезийных рас — эльфов, гоблинов, троллей…
  • Сборники «Призраки и пулемёты», «Бомбы и бумеранги» и «Шпаги и шестерёнки» под редакцией В. Бакулина и Л. Деминой покрывают, пожалуй, весь жанр целиком.
  • «Стимпанк» Пола ди Филиппо представляет собой, скорее, пародию на стимпанк, но и там присутствуют все необходимые элементы, включая даже примитивную генную инженерию.
  • Нил Стивенсон «Алмазный век, или Иллюстрированный букварь для благородных девиц» — нанопанк унд корпоратократия. Одна из наиболее могущественных корпораций старательно отыгрывает викторианскую Англию.
  • Марина Ясинская, «Авионеры» — с некоторой как бы магией (в виде лётных камней, поднимающих в воздух самолёты, и появляющихся во второй части неких существ, воплощающих лётные камни в реальном мире), однако магией это никто не называет. Просто добывают в этом мире такие вот камни. В остальном типичный стимпанк (с уклоном в дизель).
  • Народ обречённый Егора Калугина — тут в ходу паровые пулемёты, гидроторпеды и цеппелины, но в остальном век вполне двадцатый.
  • Филип Рив, «Хроники хищных городов» — развитой постапокалипсис, по техническому и общественному развитию наиболее близкий именно к стимпанку (хотя некоторые элементы олд-тека даже XXI век оставляют далеко позади).
  • «Обойдёмся без магии» Евгений Гаркушев — люди Земли и рады бы кататься на бензине, стрелять из порохового оружия, построить компьютер, доставлять воду на высоту электрическими насосами, но вот беда — ничего сложнее давления кипящей воды не работает как надо или хотя бы предсказуемо.

Театр[править]

  • The Dolls Of New Albion, A Steampunk Opera — опера, написанная Полом Шапера (послушать можно здесь). Смесь стимпанка с фэнтези с большим уклоном в последнее. Есть две оперы-продолжения в жанрах дизельпанк и атомпанк соответственно.
  • «Сказки роботов о настоящем человеке» (см. пример. https://www.youtube.com/watch?v=qFue-u1b6sY)по рассказу С. Лема «Из сочинения Цифротикон». В оригинале (даже во всем цикле) паропанком даже не пахло, максимум вскользь упомянуты давно поржавевшие паровые рыцари. В других произведениях ради шутки могли эпизодически присутствовать паровые мыслящие машины (в 14 путешествии И.Тихого мощность электромозга измеряют в паровых душах, там же спор двух паровых ИИ о загробной жизни, в «Верном роботе» один из персонажей сказки, которую начинал рассказывать электронный робот Граумер хозяину).
  • Аналогично «Как Эрг Самозаводитель бледнотика одолел» от Рыбинского кукольного театра.
  • «Щелкунчик в стиле стимпанк», московский театр С.А.Д. (Содружество актёров драмы).

Кино[править]

В Голливуде есть мнение, что этот жанр в кино проклят: большинство голливудских попыток в стимпанк провалились и в прокате, и у критиков. Некоторые любимы субкультурой стим-энтузиастов, другие не нравятся даже им. Впрочем, не Голливудом единым.

  • По современной классификации — «Тайна острова Бэк-Кап» (чеш. Vynález zkázy, 1958) по мотивам произведений Ж. Верна. Вроде первоисточник — предтеча, а фильм — уже жанр: в нём безумная техника показана как откровенное «ретро», даже с комическим утрированием.
    • Аналогично и другой фильм К. Земана, «Украденный дирижабль» (1967)
  • «Раз, два — горе не беда!» (СССР, 1988, реж. М. Юзовский). Сказочная версия стимпанка.
    • «Сказание о Сельме» (2016), шведский мини-сериал, тоже стимпанк-сказка.
    • Некоторые черты можно найти в диснеевской сказке «Щелкунчик и четыре королевства».
  • «Дикий, Дикий Вест» (США, 1999, реж. Б. Зоненфельд). Вся техника доктора Лавлесса, точнее верхней его половины, включая его собственную паровую инвалидную коляску и тот самый паровой танк-паук. Считается, что с фильм не оправдал ожиданий с коммерческой точки зрения. Желающих снимать на «фабрике грез» паропанк несколько поубавилось, посему жанр в Голливуде стал считаться проклятым.
  • «Космический охотник: Приключения в запретной зоне» (Канада, 1983, реж. Лэмонт Джонсон). Темнокожий персонаж по имени Вашингтон рассекает на вполне себе паровом транспортнике, об этом свидетельствуют манометры и механизмы привода колёс.
  • «Хроники Мутантов» (США, 2008, реж. С. Хантер). Космические корабли на угле прилагаются.
  • «Лига выдающихся джентльменов» — к сожалению, чуть ли не худшая экранизация Мура и вопиющий неканон.
  • «Хроники хищных городов» — постапокалиптический стимпанк.
  • «Эбигейл» — русский фильм с ориентацией на Запад. Создатели сперва хотели экранизировать «Приключения Молли Блэкуотер», но в процессе решили, что дешевле будет не платить за права, а сочинить сюжет самим. Ну, как самим — берётся «Дивергент», помещается в типа-стимпанк мир, и вуаля, можно снимать.
  • Кимгим, один из миров в «Черновике» по о-о-очень отдаленным мотивам Лукьяненко — именно сабж. Представляется этакой заснеженной Российской империей с дирижаблями и самоходками на угле, потому что нефти тут нет.

Мультфильмы[править]

  • «Загадочные географические исследования Джаспера Морелло».
  • Аврил и поддельный мир (Франция, 2015): Альтернативный 1941 год, в котором не знают ни нефти, ни электричества. Стилистика запачканного угольной сажей мира вдохновлена графическими работами Жака Тарди.
  • Эпизод «Доброй охоты» в сериале «Love, Death & Robots»: начинается как фэнтези, переходит в лихой стимпанк с дирижаблями и паровыми киборгами.

Мультсериалы[править]

  • Wakfu — раса Фоггернаутов (у них даже название образовано от «Филлеас Фогг» и «Наутилус»), они же Суффокийцы.
  • Аватар: Легенда об Аанге — элементы стимпанка можно углядеть в технике Народа Огня. Причём если их танки чисто магические и напоминают о стимпанке лишь общей эстетикой, то дирижабли — уже техномагия. А вот в сиквеле, «Аватар: Легенда о Корре», уже чистый стимпанк (пополам с дизельпанком).
  • Джуманджи — как ни странно, но в этом мультсериале много элементов стимпанка. Особенно выделяется профессор Ибсен, один из основных антагонистов. Безумный ученый, строящий паровые машины, оружие и даже стимпанковых роботов. Да и сама Джуманджи, глубоко под землей скрыты таинственные механизмы, хотя они уже ближе к клокпанку
  • «Приключения Тедди Ракспина». Есть и элементы стимпанка. Хотя других, в том числе техномагических устройств (в роде «излучателей», использующих свойства магических кристаллов, для уменьшения-увеличения, для невидимости, для стирания-восстановления чьей-то памяти и проч.), да и электрических тоже хватает.

Комиксы[править]

  • Вика и гнев Оберона — фэнтези-стимпанк с эльфами и бабочками.
  • Girl Genius — альтернативная история с Европой под властью техномагов-Искр.
  • Первые два тома «Лиги выдающихся джентльменов»
  • Lady Mechanika .
  • Hauteville House — французский комикс. Альтернативная история, время действия — 1860-е (американская гражданская война). Смесь паропанка с мистикой.
  • Batman: Gotham by Gaslight, комикс и одноименный мультфильм

Аниме и манга[править]

  • «Летающий замок Лапута» Хаяо Миядзаки — один из кодификаторов, фильм вышел за год до того, как придумали название жанра, и при этом не основан ни на манге, ни на книге! Хотя сеттинг скорее на грани стимпанка и дизельпанка. Позже дедушка вернулся к жанру в и «Ходячем замке» (но это уже экранизация западной книги).
  • Last Exile часто называют японским вариантом паропанка (на деле скорее смесь паро- и дизельпанка). Магические паровые леталки — это круто. Подразумевается, что в мире «Изгнанника» был найден способ генерировать антигравитацию с помощью технологий XIX века. Привычного нам викторианского общества там по понятным причинам быть не может, но визуальная эстетика — закос под викторианство.
  • Полнометражка Steamboy — среди аниме, пожалуй, наиболее последовательно подходит к реализации жанра со всеми характерным для него штампами и атрибутикой. Результат получился дорогим, роскошным и не слишком популярным.
  • Sakura Taisen — на паре тут действуют даже танки и мехи. Причём, довольно резво.
  • Princess Principal — имеется токсичный флеботинум, позволяющий управлять гравитацией. В остальном — паропанк как он есть, с эстетикой викторианской Британии, паровыми двигателями и работающими машинами Бэббиджа.

Эстрада и цирк[править]

Обычно любят в номерах стилизовать под предмет статьи. То есть костюмы, декорации, реквизит под «тогда». Но вот паровой (или псевдопаровой) «гаджет» встречается очень редко. Как вариант — дисковая пила с паровым двигателем (или бутафорским паровым, а на самом дле электрическим) для фокуса «распиливание». Пока вроде как не встречалось.

  • Д. Лари, номер «Граммофон» https://www.youtube.com/watch?v=MW4fDL3ZAuk. В других номерах в ретро-стиле могут присутствовать некоторые элементы паропанка. Как в вариации на тему «распиливания» (с отсылкой на «Колодец и маятник») https://www.youtube.com/watch?v=lUmQypUw2AU. Или «девушка-снаряд» https://www.youtube.com/watch?v=p56Vq-WQZGg, или «Часы» https://www.youtube.com/watch?v=Ctmjv2lEJTg где стимпанка больше, чем в других номерах. Плюс любит выходить в костюме, характерном для стипанк-персонажей, отыгрывая номера со стимпанк-красотками, используя «типовые» (без доработки в паропанковскую эстетику) ящики для появления-исчезновения. Аналогичные номера он же исполнял и в других стилях.
  • Альберто Гиорджи. https://www.youtube.com/watch?v=kUWRaB4MT1c Многое оформлено в паропанковском стиле. В том числе и типовые «ящики», используемые его коллегами. Плюс любит добавить огня и дыма.
  • Чайников и компания. Не сочтите за рекламу https://www.youtube.com/watch?v=9jt7dytSt5M
  • Евгений Воронин шоу «Граф Воронин». Присутствуют элементы.
  • Фокусник Лоренс Ларуш https://www.youtube.com/watch?v=srEmpiEnSnA&t=3s
  • Вадим Савенков — в образе паромеханического киборга со сверхспособностями.https://www.youtube.com/watch?v=5yCHT08zjkE
  • Мисс Каталин. Не сценический номер, а видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=8HIvC4duOgg

Видеоигры[править]

  • BioShock Infinite — высокотехнологичный индустриальный город Колумбия, парящий в небесах. Элизабет в корсете прилагается.
  • Steel City.
  • Thief — совсем не викторианский, а средневековый стимпанк с электричеством.
  • Dishonored — мрачный тесла-панк (катушки Теслы, электрорельсы, громоздкие, но тем не менее электрические лампы и громкоговорители) пусть и в новинку (по миру игры появились сравнительно недавно), но тем не менее вполне привычные и распространенные вещи, а также китовый жир вместо нефти (со всем вытекающими последствиями)
  • League of Legends — отчасти. Тут тебе и безумный ученый-Техномаг, даже два, и две хранительницы закона, одна с крутой стим-панк винтовкой, а другая с паровыми кулаками, и сумасшедшая девочка с пулеметом и гранатометом. При этом, рядом с ними куча магов, огромные монстры, зооморфные Волибир и Ренгар, и парни с огромными мечами(топорами, копьями, нужное вставить). Даже почти-спартанец есть.
  • Браузерная MMORPG Sky2Fly, хотя ее предыстория начинается в 2012 году. Стимпанк в ней можно объяснить деградацией техники.
  • В играх и аниме Sakura Wars фигурируют гигантские человекообразные роботы на паровой тяге. Вот это уже заметно ближе к киберпанку, несмотря на кажущуюся абсурдность. Есть анахронистическая технология в нашем историческом прошлом. Можно задаваться вопросом, как она повлияет на общество. Хотя аниме, кажется, совсем не об этом.
  • Dragon Nest кое-что взяла из сабжа, хотя в основном там просто фэнтези. Персонаж «механик» — взрослая в теле маленькой девочки, прибывшая из будущего (около полувека тому вперёд), где царит навороченный стимпанк с забавными боевыми роботами и… поразительно продвинутыми компьютерами, хоть и потешного внешнего облика.
    • А среди костюмов клирика (не попаданца, а уроженца «основной» фэнтезийной Альтеры) есть комплект под названием «Живая легенда стимпанка».
  • Age of Wonders 3 — у класса «Дредноут» есть юниты от мушкетёров до сухопутного дредноута на угле, параллельно существуют годные маги и, даже, ангелы (особого внимания заслуживают гоблинские, так же шаблон рвут эльфы с мушкетами, сражающиеся с гномо-друидами).
  • Rise of Legends — у винчи, сабж смешан к клокпанком.
  • Цикл «SteamWorld» — паровые роботы занимаются раскопками. В «SteamWorld Heist», кроме стимботов, также есть заносчивые дизельботы, а позже и вольтботы.
  • Crimson: Steam Pirates — всевозможные пароходы, воздушные шары, всё что можно для паровой души.
  • Frostpunk — стимпанковый морозный постапокалипсис, в котором пытаются выжить жители города вокруг генератора.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura же! Сеттинг классического высокого фентези, в котором магия уходит и начинается псевдо-викторианская эпоха стимпанка.
  • Silverfall
  • «Civilization V», сценарий «Empires of the Smoky Skies» — всё происходит в конце XIX — начале XX веков. Вымышленные цивилизации являются СФК настоящих и по-большему счёту не изменяют названия городов (кроме столиц). Различные паровые танки и дирижабли (причём самый продвинутый дирижабль — воздушный авианосец). Алюминий здесь называется эфирием, а уран — любориком. А в остальном — техника времён Первой мировой (пехота, артиллерия, линкоры, эсминцы, подлодки, аэропланы). Для победы необходимо завоевать три из пяти титулов и удерживать это превосходство на протяжении пяти ходов.
  • Некоторые адвенчуры:
    • Syberia/Syberia-2 — стимпанк царит в части мира, а там, откуда прибыла ГГ, наш мир с мобильниками. А если точнее, несмотря на сильную эстетику стимпанка, в игре чистый клокпанк: почти все механизмы работают на заводных пружинах.
    • «Viktor» — юмористический стимпанк в СФК Австро-Венгрии. Его, впрочем, не так уж много, но массовое дирижаблестроение и роботы-терминаторы на угле присутствуют.
    • Lamplight City — 1844 год, «эферичество», стимпанковская версия Великобритании под названием Новая Бретань. Впрочем, по факту стимпанк остается в сюжете декорацией. Продолжение «Rosewater» разворачивается уже в тогдашней Америке.
    • Bohemian Killing — судебная драма в Париже XIX в. Стимпанк представлен довольно реалистично, в виде мастерской главгера-изобретателя.
  • Двемерские технологии в мире The Elder Scrolls. Множество паровых механизмов и даже огромных паровых роботов.
    • С фитильком, пар там поскольку-постольку, работают они на самом деле на энергии душ.
  • Tales of Maj'Eyal: Embers of Rage — великаны, с работающими на геотермальном паре технологиями и за них прозванные паровыми, и нахватавшиеся у них орки, которых эти великаны пытаются истребить потому что мозгов не хватает договориться дипломатически о доступе к геотермальным источникам под орочьим стойбищем, а их изначальная скважина уже почти истощилась. Можно включить доступ к ним и в основной кампании, в которой паропанк становится жуткой имбой.
  • Alice: Madness Returns : таковая атмосфера царит во владениях Шляпника. Что в первой игре, что в сиквеле — во второй с примесью адских кузниц.
  • Don’t starve имеет некоторые нотки паропанка в некоторых строениях и изобретениях. Одни шахматные фигуры чего стоят.
  • The Legend of Zelda — временами встречаются элементы стимпанка и её производных поджанров. Особенно этим тропом пестрит Spirit Tracks, где Линку придётся побыть владельцем целого поезда.
  • Airships conquer the skies- рассказывает о нелегкой борьбе стимпанковских летающих дирижаблей/
  • ANNO 1800 — игра в псевдовикторианском сеттинге с полным набором стимпанковских развлечений. Пар и электричество в промышленности (самобеглые повозки, трактора и паровозы), парусно-винтовой флот, к миттельшпилю пополняемый мониторами и броненосцами (а там и до крейсеров с дредноутами недалеко), эксцентричный изобретатель с дирижаблями, культисты-террористы с огнемётными кораблями, угольный смог над кирпичными промзонами, велосипеды «пенни-фартинг» и промышленные выставки для увеселения финансовой аристократии. Романтика дальних странствий с поиском Северо-западного прохода прилагается. Получилось зело атмосферно.
  • «Clockwork Tales: Of Glass and Ink» — короткий казуальный квест, действие которого происходит в горной Руритании. Дирижабль, заводные автоматоны, немецкий феодал-изобретатель и зольдатен в пикельхаубе прилагаются.

Визуальные романы[править]

  • Haisha Fengyun - Far Away — сеттинг здесь напоминает что-то среднее между концом 19 и началом 20 веков. Электричество еще только-только изобрели и оно пока не получило распространения, однако механика сделала немалый шаг вперед — например, есть специальные механические усилители, позволяющие главной героине, молодой девушке, работать в местном порту наравне с крепкими мужчинами; механические протезы способны относительно сносно заменить руку или ногу. Строятся железные дороги, моря бороздят пароходы, по небу летают дирижабли (хотя последнее является роскошью, доступной лишь для самых богатых и влиятельных).

Настольные игры[править]

  • Dystopian Wars — мир конца XIX в., где группа ученых во главе с лордом Старджеоном откопали во льдах Антарктиды некий Склад, благодаря которому открыли новый материал — стургиниум, под воздействием которого металлы становятся в сто раз прочнее и легче. Как следствие — имеем альтернативную, более раннюю Первую мировую, только ведущуюся по всему Земному шарику (преимущественно на море). По технологиям, это уже дизельпанк, однако по эстетике…
  • Warhammer Fantasy Battles — вершиной технического развития являются паровой танк Империи, а также паровой вертолёт и пароход у гномов.
  • GURPS, великий и ужасный:
    • GURPS Steampunk — пособие для мастера (и игроков) плюс три[1] сеттинга: «Эфирия» — романтическая жюльверновщина с мировым эфиром и межпланетными перелётами; «Железо» — дистопия с роскошным выбором между диким капитализмом и прусским казарменным социализмом и «Квабала», где еврейские штучки таки действительно работают.
    • GURPS Steam-tech — сборник паропанковых гаджетов.
    • GURPS Screampunk — готические ужасы в декорациях паропанка.
    • Britannica-6 — стимпанковский мир из мета-сеттинга Infinite Worlds.
  • Игральные карты от бренда «Байсикл»:

Музыка[править]

(link)

THERION - Adulruna Rediviva
  • Abney Park — самые известные стимпанки в музыке. Исполняют некую смесь электроники и кабаре, поют про воздушных пиратов, машины и тому подобное.
  • Steam Powered Giraffe — пожалуй, вторые по известности.
  • Vernian Process — самые мрачные стимпанки, исполняли дарквейв про тайны и ужасы викторианского мегаполиса с его машинами. В последнее время вдруг перешли на ремейки музыки из старых игр.
  • The Clockwork Dolls — это как Abney Park, но с женским вокалом. Неоклассика, кабаре, дирижабли и дикий запад.
  • The Dolls of New Albion, A Steampunk Opera — неоклассический мюзикл про автоматонов.
  • MAMA RUSSIA — группа придумала целую пародийно-клюквенную вселенную, в которой царит стимпанк. О ней и поют.
  • Внезапно, Therion — группа, вроде бы поющая совсем про другое (древняя мифология, алхимия, тайные культы), в клипах, костюмах и оформлении очень любит стимпанковские элементы. У них даже настольная игра в этом духе есть!
  • The Men That Will Not Be Blamed for Nothing — первый же альбом назывался «Now That’s What I Call Steampunk! Volume 1» и содержал песни, посвященные Чарльзу Дарвину и сразу нескольким Стивенсонам, не считая прочих гогглов и викторианских джентльменов.
  • GroTTesque — альбомы «Здесь отступает жизнь» и «Возвращение в Таласс», а также сингл «Совет отчаянных». Присутствуют автоматоны и целый подземный город, построенные Правителем Таласса под руководством буквального Бога из Машины, Стального Сердца, по технологиям предыдущих цивилизаций, стальные корабли и дирижабли с паровыми котлами.
  • Dr. Steel же!

Реальная жизнь[править]

Много, со вкусом, но сильно с прикрученным фитильком.

  • В какой-то мере был реальностью в конце XIX — начале XX века: технологический прогресс тех лет развивался с потрясающей скоростью, меняя общество.
  • Великое множество изобретателей и просто ценителей стиля переделывают современные устройства так, как будто их изготовили до 1917 г. Конечно, стимпанк-компьютер, стимпанк-флешка или стимпанк-приёмник не является паромеханически или паромагическими, а электричество в них так же важно, как и в современных. Реже бывает, когда изобретатель делает паромеханическое устройство, которое не только выглядит как тогда, но и устроено как тогда.
  • Раймонд Сондерс, канадский часовщик, создал несколько больших часов, приводимых в движение паром.
  • Паровые часы в Ванкувере.
  • Вполне по-стимпанковски (хотя скорее все-таки по-клокпанковски) выглядят некоторые проекты аппаратов для исследования Венеры. Дело в том, что электроника на Венере имеет не очень много возможностей существовать, и замена части элементов на механические могла бы существенно продлить срок жизни аппарата. Правда, связь с Землей аппарату все равно как-то надо поддерживать (иначе зачем он нужен?) так что совсем без электроники все равно никак.
  • Майк Хьюз и его паровая ракета. Оказалась вполне рабочей и, по меркам самоделки, неплохо летала. Пока парашюты не отказали.
  • Эметт Роуленд, английский карикатурист и дизайнер. Предтеча стимпанка. Рисовал карикатуры и создавал действующие механизмы в симпанковом (викторианском) духе до того, как это стало мэйнстримом.

Ссылки[править]

Примечания[править]

  1. Точнее четыре, но четвёртый сеттинг это криптоистория