Вавилон-Берлин

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Babylon-Berlin»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Вавилон-Берлин
Babylon-Berlin.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваГермания
Канал премьерного показа
Когда выходил13 октября 2017 г. — настоящее время.
Сезоны4
Всего серий40 серий
Длина серии43-60 минут
В главных ролях:
Фолькер БрухГереон Рат
Лив Лиза ФрисШарлотта Риттер
Петер КуртБруно Вольтер
Ларс АйдингерАльфред Ниссен
Бено ФюрманГюнтер Вендт
Северия ЯнушаускайтеСветлана Сорокина
Иван ШведовАлексей Кардаков
Маттиас БрандтАвгуст Бенда
Ханна ХерцшпрунгХельга Рат
Карл МарковицСамуэль Каттельбах
Мизель МатичевичЭдгар Касабян

Вавилон-Берлин (нем. Babylon Berlin) — немецкий драматический сериал в жанре неонуара, выходящий на платном немецком телеканале Sky 1 с 13 октября 2017 года. Для США, Канады и Австралии первые два сезона также выходили на Netflix, в России транслируется на сервисе more.tv. Самый дорогой в истории неанглоязычный сериал: бюджет двух первых сезонов составил в сумме 40 миллионов евро. Основным создателем сериала, а также сценаристом и композитором выступил знаменитый немецкий кинорежиссёр Том Тыквер, автор таких классических кинохитов как «Беги, Лола, Беги» и экранизации романа Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы». Сам сериал основан на цикле детективных романов Фолькера Кучера о детективе Гереоне Рате, однако адаптация вышла настолько великолепной, что в целом сериал будет интересно смотреть и тем, кто с книгами был вовсе не знаком, и тем, кто является поклонником книжного цикла.

Результатом титанического труда германской киноиндустрии стал, в итоге, настоящий шедевр киноискусства, самый знаменитый в мире немецкий сериал, претендующий на звание лучшего сериала второй половины 2010-х не то, что в Европе — во всём мире. Не считая очень достоверной передачи упадочного духа Веймарской республики и нарождающегося нацизма, сериал поражает великолепным переосмыслением канонов жанра нуарного детектива (а кое-где и настоящей деконструкции), а ещё — грандиозным оммажем собственно искусству Германии того времени, прежде всего — немецкому киноэкспрессионизму, работам Фрица Ланга, Георга Пабста и Карла Фройнда. При этом, наилучшее впечатление сериал произведёт, если его смотреть без знания спойлеров, потому что в сериале одновременно важно, что и как происходит в кадре.

Завязка сюжета[править]

1929 год. Веймарская республика ещё пока душой и телом в «золотых двадцатых», но на самом деле, это начало её конца. Берлин — город диких социальных контрастов, где богачи могут раздобыть себе удовлетворение любого, самого дикого каприза. А беднякам и низам среднего класса приходится вертеться и соглашаться на самую паскудную работу, лишь бы с голоду ноги не протянуть. И этот город — настоящий Вавилон: в нём перемешаны не только немцы всех политических лагерей (тут и коммунисты, и постепенно вновь поднимают голову правые реваншисты, и национал-социалисты), в нём есть место и мафии, и даже русским белым и троцкистским эмигрантам, которые жаждут реванша на родине не меньше немцев. Как раз незадолго до этого в Германию пригоняют из СССР состав с одним очень странным новым вагоном.

Посередь всего этого Отдел нравов полиции Берлина расследует дело о шантаже бургомистра Кёльна Конрада Аденауэра порнографическим фильмом. Из Кёльна в Берлин специально для этого прибывает полицейский инспектор Гереон Рат, мрачноватый травматик, который борется с собственными призраками и скелетами в шкафу. В Берлине он поступает в напарники к грубоватому, но обаятельному опытному следаку Бруно Вольтеру. А ещё в тот же самый день на подённую работу сортировщицы улик поступает молодая берлинская проститутка Шарлотта Риттер, мечтающая уйти с панели и стать первой женщиной-следователем в убойном отделе. И всё заверте...

Персонажи[править]

Полиция Берлина[править]

  • Гереон Рат — один из двух центральных персонажей сериала, полицейский из Кёльна, прибывший в Берлин с тайной миссией. Ветеран Первой Мировой, наркоман, страдающий ПТСР и синдромом вины выжившего.
  • Шарлотта Риттер — второй центральный персонаж сериала, флэппер и проститутка, мечтающая стать первой женщиной-полицейским в убойном отделе.
  • Бруно Вольтер — напарник Гереона, старый и опытный детектив. На самом деле, идейный монархист, агент Чёрного Рейхсвера и одна из ключевых фигур заговора против Штреземана.
  • Август Бенда — начальник политической полиции Берлина, еврей и социал-демократ. Рьяный защитник Версальской системы, равно ненавидящий и коммунистов, и национал-социалистов. Все вышеперечисленные ответили ему взаимностью.
  • Штефан Енике — молодой и «зелёный» помощник инспектора Вольтера. Умеет читать по губам, благодаря наличию глухонемых родителей. Тайно шпионил за Бруно и руководителями Чёрного Рейхсвера по приказу Бенды.
  • Карл Цергибель ― шеф полиции Берлина, непосредственный начальник Бенды. Разделяет его взгляды на сохранение Версальской системы и одним из первых понимает необходимость противостояния набирающим силу нацистам, посему его активно стремится убрать полковник Вендт.
  • Эрнст «Будда» Геннант ― глава берлинского убойного отдела. С первого взгляда кажется старым уставным занудой, помешанным на деловом протоколе, однако за подчинённых готов стоять горой. Основан на историческом прототипе.
  • Леопольд Ульрих ― криминалист в убойном отделе, ответственный за раскрытие большинства улик. Из-за конфликта с Геннантом решает поиграть в Киру и организует серию убийств на киностудии в Бабельсберге, чтобы доказать «старикашке» ценность собственных методов расследования.
  • Райнхольд Греф ― криминальный фотограф убойного отдела. Благодаря навыкам работы с техникой часто играет роль «разведчика» при получении секретных данных.
  • Вильгельм Бём ― детектив-суперинтендант в убойном отделе, непосредственный начальник Гереона. Типичный «плохой коп», нетерпимый и весьма заносчивый, к тому же негативно относящийся и к главным героям: в Гереоне он видит соперника, в Шарлотте – просто бесполезный балласт.

Военные и примкнувшие к ним[править]

  • Генерал-майор Курт фон Зеегерс — руководитель Чёрного Рейхсвера, идейный противник Веймарской Республики, мечтающий о восстановлении монархии и возрождении военной мощи Германии.
    • Мария-Луиза фон Зеегерс ― дочь Курта, эмансипированная серьёзная леди, увлечённая юриспруденцией. Крутит роман с полковником Вендтом. Роман фиктивный, сама Мари не разделяет отцовских идеалов и под шумок помогает коммунистам, несмотря на свой имидж утончённой аристократки.
  • Полковник Гюнтер Вендт — секретарь-референт самого рейхспрезидента Гинденбурга, хитроумный и беспощадный заговорщик, связующее звено между старой прусской элитой и НСДАП. Хоть и сотрудничает с нацистами, сам их презирает и рассматривает лишь как пушечное мясо. Впереди его ждёт большой сюрприз…
  • Альфред Ниссен — представитель богатейшего клана промышленников Ниссенов, помогающий военным. Никем и никогда не воспринимался всерьёз, особенно своей властной матерью, и большинство считало его не то дурачком, не то психом (у него и впрямь маниакально-депрессивный синдром). Однако, в третьем сезоне Альфред умудрился разгадать аферу американских банкиров по надуванию финансового пузыря на бирже, осуществить титаническую работу по анализу рынка акций и предугадать начало Великой Депрессии, благодаря чему в последней серии третьего сезона стал самым богатым человеком в Германии, если не в мире
    • Георг Вегенер ― дворецкий в поместье Ниссенов, адвокат и широкопрофильный верный слуга Альфреда. Ведёт против клана свою собственную игру: как оказалось, это он потопил пароход с Ниссеном-старшим и отцом Абрахама Голдшейна во время войны.
  • Хельга Рат — жена Гереона, вдова его погибшего на войне брата Анно. Когда выяснилось, что Анно жив, Гереон по его указке порвал отношения с Хельгой и та ушла от него к Ниссену
    • Мориц Рат — сын Хельги от Анно, племянник Гереона. Связи матери с дядей не одобряет. Связи матери с Ниссеном не одобряет ещё больше — да к тому же, затусил с Гитлерюгендом.

Коммунисты[править]

  • Доктор Фёлькер — лидер берлинских коммунистов, врач для бедных и просто очень суровая тётенька.
  • Ганс Литтен — бесплатный адвокат для нуждающихся, в третьем сезоне по просьбе Шарлотты пытается спасти Грету. Реально существовавший человек, кстати говоря.
  • Оскар Куланин ― член Коминтерна и советский разведчик, заинтересованный в раскрытии планов Чёрного Рейхсвера. На деле – американский шпион, посланный для поиска документов об утаивании германского мобилизационного резерва.

Национал-социалисты[править]

  • Вальтер Штеннес — командир СА, организатор погромов и преследований несогласных с нацистами. Именно он помогал Вендту воплотить в жизнь заговор по устранению Бенды. Что интересно, ИРЛ Штеннес уже в следующем году стал непримиримым противником Гитлера, но тут он, похоже, вполне лоялен фюреру. Разрыв между ними как раз происходит в начале четвёртого сезона.
  • Рихард Пехтман, он же Фриц Хёкерт — конюх в поместье Вендта и боевик СА, притворявшийся коммунистом и соблазнивший Грету Овербек, что оказалось частью заговора против Бенды. Спалился перед Ратом, и немедленно рванул к Вендту за помощью. Вендт помог в своём неповторимом стиле.
  • Хорст Кесслер, он же Отто Волленберг — аллюзия на реально существовавшего штурмовика Хорста Весселя (того самого, что главную песню нацизма написал). Притворялся коммунистом вместе с Рихардом, заложил бомбу в доме Бенды. Потом Вендт организовал и его убийство — подкупил сутенёра, из-под работы на которого Кесслер пытался вывести проститутку.

Мафия[править]

  • Эдгар Касабян по прозвищу Армянин[1]босс берлинской мафии и хозяин ультрамодного кабаре «Moka Efti». В первом сезоне шантажировал влиятельных политиков (включая будущего канцлера ФРГ Аденауэра) порнографическими видеозаписями, во втором сезоне попытался похитить поезд с золотом Сорокиных. Оба раза обломился об Гереона. В третьем сезоне в процессе выхода в легальный бизнес (кинопродюсирование, и нет, совсем не порнографии!) стал мишенью для конкурентов и вынужден был просить у Рата помощи. Работает на доктора Шмидта, которому обязан исцелением от наркотической зависимости. В четвёртом сезоне стал жертвой покушения Вайнтрауба, которого сам хотел устранить, но выжил и снова был вынужден сотрудничать с Гереоном.
  • Вальтер Вайнтрауб — правая рука Армянина, одновременно силовик, бухгалтер и теневой букмекер, организующий подпольные бои без правил. Тайно влюблён в жену Эдгара Эстер.
  • Эстер Корда-Касабян — супруга Армянина, а в третьем сезоне, как выясняется, ещё и сердце группы для мужа и его друга. Одарённая певица, и не может смириться с отставкой после замужества. После мнимой смерти мужа становится владелицей «Moka Efti», а после встречи с выжившим Эдгаром, улетает в Америку.

Берлинцы[править]

  • Грета Овербек — подруга Шарлотты, служанка в доме Августа Бенды. В результате манипуляций и обмана со стороны нацистов заложила бомбу в доме работодателя, убив и его, и его дочь. Казнена в конце третьего сезона.
  • Доктор Шмидт — берлинский психиатр крайне широкого профиля. Может провести мирную беседу как психоаналитик, подвергнуть вас глубокому гипнозу, промыть мозги, вдарить током, организовать спиритический сеанс или сеанс криминальной телепатии. Втайне дёргает за ниточки и мафией, и полицией, собрал целую секту из травмированных ветеранов войны и бывших наркоманов. На самом деле, его настоящее имя — Анно Рат, он — пропавший без вести в войну брат Гереона
  • Самуэль Каттельбах — австрийский журналист еврейского происхождения, сосед Гереона по квартире.
  • Элизабет Бенке — хозяйка квартиры Гереона и Каттельбаха, вдова ветерана Первой Мировой.
  • Антония «Тони» Риттер — младшая сестра Шарлотты, о которой та заботится. Однако после того, как Шарлотта сводила их старшую сестру Ильзу к шарлатанствующему типаокулисту на операцию, по итогу которой Ильза ослепла, Тони с сестрой порывает и присоединяется к банде беспризорников. В четвёртом сезоне заводит отношения с Морицем.

Русские и советские[править]

  • Алексей Кардаков — русский скрипач, троцкист, мечтающий свергнуть Сталина.
  • Светлана Сорокина — белоэмигрантка, помогающая троцкистам. На самом деле, главная гадина-кукловод всей истории с золотом. Никакого отношения к купеческой семье Сорокиных Светлана не имеет, она была дочерью их шофёра, который сдал их большевикам. Чтобы раздобыть спрятанное старшим Сорокиным золото организовала заговор троцкистов, а потом сдала их ОГПУ.
  • Трохин — атташе советского посольства в Берлине, сотрудник ИНО ОГПУ, охотящийся на троцкистов в эмиграции.

Американцы[править]

  • Абрахам «Эйб Голд» Голдштейнкузен Ави американский гангстер еврейского происхождения, прибывающий в Берлин в поисках родового сокровища ― алмаза «Голубой Ротшильд». Драгоценность оприходовали Ниссены.

Тропы и штампы[править]

  • А 220 не хочешь? ― студенты судьи Фосса, из юдофобских чувств решившие попинать Якоба Грюна, получают увесистой тростью по причинному месту от подоспевшего Голдштейна, а уж когда он наводит на них ствол, так и вовсе ретируются. «Ну, кто ещё хочет получить от еврея?» (С)
    • Сам Голдштейн получает на орехи флейтой от фрау Ниссен, которую он пришёл похитить.
  • А что, пусть будет! ― внутримировой пример: убивающий певичек по заданию Ульриха Шандор хватает в гримёрке первый попавшийся плащ и гранёную маску, и уже в этом виде сбрасывает прожектор на голову несчастной Бетти. Ульриху, что характерно, имидж понравился, и далее он уже делает его неотъемлемой частью зловещего образа «Бабельсбергского призрака».
  • Аварийное приветствие — именно так знакомятся Гереон и Шарлотта.
  • Антигерой — Гереон Рат.
  • Антизлодей — Армянин. Будучи вообще-то криминальным авторитетом и человеком вполне способным на жестокость, он всё же не лишён какой-то порядочности, принципов и благодарности.
    • Бруно Вольтер. Оборотень в погонах, заговорщик и убийца, но вместе с тем, не лишён положительных качеств, держит слово и искренне желает блага для Германии.
  • Антиреклама наркотиков — до половины мужских персонажей, как минимум из условно-положительных и неоднозначных вынуждены употреблять сильные опиаты, и процесс этот показан во всей мерзости ломок. Но платиновый эталон сабжа, конечно же, окончательно сторчавшийся Краевский — по характеру следов инъекций, поведения и ломки он очень похож на героинового торчка (что в то время уже запросто было возможно).
  • Ар-деко, Стилистика декаданса, Кабаре — а как иначе?
  • А в это время Бонапарт переходил границу — социал-демократы, коммунисты и консерваторы увлечённо грызутся друг с другом на улицах, в кулуарах и в Рейхстаге, а тем временем, тихонько усиливается какая-то малоизвестная и незначительная партия со странным названием НСДАП…
  • Бандитская пуляберлинские полицейские постоянно демонстрируют журналистам огнестрельное ранение одного из оперуполномоченных, чтобы оправдать Первомайскую Бойню — дескать, проклятые комми сами начали палить. На самом деле неудачливого полицейского подстрелил его же сынишка, вздумавший поиграть с батиным «Парабеллумом». Вскоре об этом становится известно Каттельбаху.
  • Бафос-нежданчиклицо Вендта, минутой назад активно бурившего угольную шахту дружка Морица, вроде бы как должно выражать смесь осознания ужаса и бешеного гнева, который вот-вот вырвется на заснявшего его греческие забавы Грефа, но получилась гримаса, отлично расходящаяся на мемы. По словам друга автора правки, оно похоже на «морду орущего сурка».
  • Бесстрашный журналист — разумеется, Каттельбах, но в ещё большей степени — его редактор, который берётся печатать статью сотрудника уже ПОСЛЕ того, как к нему с погромом и побоями нагрянули нацисты.
  • Бисёдзё — Тилли Брукс.
  • Бисэйнэн — Штефан Енике и Тристан Рот.
  • Боже мой, что же я наделала! — увидев на вокзале в рядах демонстрации нацистов Фрица, которого она считала погибшим, Грета немедленно бежит назал к дому Бенды. Разумеется, не успевает.
  • Богатый безработный дурак и Безумный взрослый ребёнок — субверсия. Альфред Ниссен производит впечатление типичнейшего пустоголового мажора-транжиры, вдобавок находящегося под каблуком властной матери. Что характерно, парень это осознаёт, и имидж паразитирующего на богатствах семьи ничтожества его очень сильно раздражает[2]. Третий сезон стал его звёздным часом и заставил отложить немало стройматериала всех, кто его недооценивал. Чтобы вновь вернуться к тому же состоянию уже в четвёртом...
  • Божественный музыкант ― снова Альфред. Оказывается, он виртуозно умеет играть на органе.
  • Братья-разбойникиБела и Шандор Гостони.
  • Буйное помешательство — случается у очень многих берлинцев после краха биржи. Бедные люди после фактически стёршей с лица Земли старую-добрую цивилизацию войны наконец-то получили шанс поправить материальное положение, а после ужасающей новости о том, что все акции, доход от которых они собирались получить, мгновенно обесценились, теперь они, простые служащие, вынуждены отправиться в пожизненное кредитное рабство. Но особенно эпично поехала крыша у Бёма, после известия о крахе биржи взявшего в заложники её персонал и грозившегося перестрелять всех, а в итоге едва не отправившегося на тот свет.
  • Вам хорошо осуждать — Франц Краевский. Это ведь так круто, развалясь в тёплом кресле перед монитором и присербывая чаёк, считать психически искалеченного ветерана Первой Мировой, жалким и мерзким. Внутри фильма, кстати, тоже подсвечивается, и рассуждениями Бруно о сломанных механизмах, и выкриками недовольных посетителей лекции по реабилитации ветераном, что, мол, «Это всё от лени».
    • Да полно вам. К его увлечению веществами и психологическим травмам неприязнь зрителей отношения не имеет, тут его действительно жалеют. Ненавидеть Краевского начинают после того, как он натравил на Гереона ротфронтовцев в метро.
    • И за что его тут ненавидеть? За то что действовал по обстановке? Типа из-за него няшку главгероя отмутузили, вот он плохой, как можно быть таким уродом? Вон в Джокере, 2019-го, похожий момент был, только Джокера из-за него чего-то ненавидеть не стали.
  • Великолепный мерзавец — Армянин своей харизмой задавливает почти всех персонажей сериала, кроме…
    • Полковника Гюнтера Вендта. Вот уж кто действительно забирает себе каждую сцену со своим участием.
    • Ну а почётную бронзу в этом соревновании получает Ниссен, который оказался куда более прозорливым и упорным в достижении своей цели человеком, чем о нём думали даже зрители.
    • В четвёртом сезоне Ниссена, вернувшегося в состояние Икари-младшего, спихивает с пьедестала Абрахам Голдштейн.
  • Визуальная отсылка ― ей кончается первая серия четвёртого сезона. Автор правки просто оставит это здесь:
« ― Да, слушаю!
― Это Якоб Грюн, из Берлина! Это ты, Абрахам?
― Да. Зачем звонишь?
― Слушай меня внимательно: я знаю, где бриллиант твоего покойного отца!
― О чём ты?
― О «Голубом Ротшильде»! Он здесь, в Берлине!
― В Берлине?
― В Берлине.
― В Берлине?
― Да, в Берлине! Ну, это где пиво, сосиски, айнтопф, жирная еда, туманная погода, Марлен-драть-её-раком-Дитрих... Берлин!
»
— И не говорите, что не подумали об этом!
  • Внезапная нагота — эпично пославший Шарлотту в финале первого сезона невменяемый на тот момент Гереон уже в начале следующего сезона вынужден просить у неё помощи. Он находит её в общественной купальне, и отношения они в итоге выясняют прямо на пороге ванной комнаты, причём Шарлотта не особенно-то и прикрывает свою красу молодую — просто не думает о таких вещах, ибо возмущена тем, что сначала этот гражданин её посылает, а теперь заявился за помощью!
  • Война — это кошмар — флэшбеки Гереона, затрагиваюшие его участие в обороне «Линии Гинденбурга».
  • Война — это круто — именно такой точки зрения придерживаются члены Чёрного Рейхсвера. На том самом собрании ветеранов только речи в стиле герра Монтаны не хватало. И вообще, всё же так хорошо шло!
  • Восторг у холодильникакогда Гереон на приёме у полицай-президента раскрывается не как твердолобый боевик СА, призывающий «бить жидов и спасать фатерлянд», а лишь как засланный казачок в нацистской партии[3].
  • Вот это поворот! — много, часто и со вкусом. Последняя серия второго сезона буквально ВСЯ состоит из вотэтоповоротов.
  • Все оттенки серого — без комментариев.
  • Выкинуть на мороз ― смерть Эдгара между третьим и четвёртым сезонами. Ха-ха-ха! Нет.
  • Гадюшник — общество коммуналки, в которой ютится семья Шарлотты, представляет собой дистиллированный сабж.
  • ГЭС — именно его Рат словил в финале третьего сезона, когда понял, что Хельга ушла от него навсегда, и именно он в этом виноват, а не Ниссен или Анно.
  • Далила ― трагический зигзаг c Мари фон Зеегерс. Закрутив фиктивный роман с Вендтом, прямо за несколько часов до покушения она влюбляется в него и закрывает собой от пули во время покушения. Да только Вендту её внезапно проснувшиеся чувства, мягко говоря, по барабану – он считает девушку предательницей.
    • Трагикомический вариант: фрау Бенке, пытающаяся минутно пробудить чувства у доктора Грегориуса прямо на вокзале, чтобы Шарлотта и Гереон смогли подменить документы в его чемодане и, таким образом, спасти Каттельбаха.
  • Девчушка-попрыгушка и Бой-девка — Шарлотта.
  • ДезертирГереон. Вопреки рассказам о том, что французы взяли его в плен, сам он, наблюдая за кончиной брата после газовой атаки, дал дёру в тыл, лишь только французская пехота показалась на горизонте. За что себя в тайне нещадно корит.
  • Диссонирующий саундтрек — последняя серия третьего сезона. Тяжёлая сцена краха берлинской финансовой биржи, состоящая из блуждания Гереона по залу с ковром из обесценившихся акций, повесившихся и стреляющихся прогоревших инвесторов сопровождается… бодрым Шопеновским Ноктюрном Ми-мажор. Хотя автор правки считает куда более уместной «Оду к радости» Бетховена или же Третью Оркестровую сюиту Баха.
  • Докажи, что ты злодейШтеннес, подозревающий Гереона в измене, заставляет того застрелить одного из комиссаров СА. Само собой, Гереон задание проваливает.
  • Драматическая болезньсифилис, от которого умирает мать Шарлотты и Тони.
    • Слепота, которую обретает Ильза после того, как Шарлота, соблазнённая низкими ценами, отправила её лечиться к офтальмологу-шарлатану.
  • Драматическая немота — Шандор Гостони, лишившийся языка за махинации с дорогим алкоголем.
  • Ели мясо мужики — Эдгар эпично накормил Белу Гостони тем самым жареным языком его брата Шандора. После этого случая венгерский гангстер будет отчаянно искать способ отомстить Армянину.
  • Ещё и башмаков не износилавыживший Эдгар забирает детей Эстер именно под предлогом того, что она скорбела по нему всего месяц, а потом прыгнула в постель к предателю, желавшему его смерти.
  • Жертвенный агнец — Тилли Брукс, ставшая жертвой зависти соперницы и из-за этого попавшая под нож «Бабельсбергского призрака».
    • Мари, под конец своей миссии влюбившаяся в Вендта и закрывшая его от пули доктора Фёлькер.
  • Зловещий бродяга — ох, не стоило Алексею пытаться отжать пальто у бездомного берлинца…
  • Зловещая долина — интересное внутреннее применение в снимаемом Касабянами фильме. Поскольку Эстер Касабян не обладает такой конвенционально красивой внешностью, как игравшие роль главной героини старлетки, то сценарий переписывется под то, что её финальную песню поёт не она сама, а созданный по её образу и подобию робот. Это, кстати, еще и отсылка к «Метрополису» Фрица Ланга, который в реальности был снят на несколько лет раньше и где тоже была роботизированная версия главной героини.
  • Злой ментор — застукав Морица в своём оружейном тайнике, Бруно решает поступить неожиданно и даёт пацану мастер-класс стрельбы из винтовки. Похоже, это немного толкнуло парня на последующее знакомство с Гитлерюгендом.
  • И поэтому всех вас собрал сегодня я!выживший в ходе мафиозных войн Эдгар предлагает Гереону положить конец противостоянию «королей Берлина», собрав их для заключения перемирия в полицейском управлении. На самом деле он лишь хотел отомстить им всем за свою неудавшуюся ликвидацию, особенно Вайнтраубу.
  • Иронический кастинг — Бено Фюрманн, исполнитель роли реваншиста полковника Вендта, в антивоенном фильме о Первой мировой войны «Счастливого Рождества» играл роль забритого в солдаты оперного певца, который вместе с любимой женщиной пользуется рождественским перемирием, чтобы перебежать на другую сторону фронта и не участвовать в окопной бойне.
  • И ты, Брут?Мориц, подслушавший в ванной план Гереона и Цергибеля развалить НСДАП, ничтоже сумняшеся бежит сдавать дядюшку Штеннесу.
    • Реакция Хельги на то, что Альфред вместо её спасения, предавался развлечениям. Впрочем, нерадивого муженька она быстро прощает и даже не злится, когда тот рванул, аки ужаленный, к той злосчастной барже, едва узнал, что вместе с Хельгой там была заточена его мать.
  • И у злодея есть любимые — как ни странно, Кесслер. К проститутке-подруге он, похоже, испытывает искреннюю привязанность.
  • Камео — во второй серии второго сезона в роли певца в Moka Efti выступает аж сам Брайан Ферри
  • Каин и Авельсубверсия: в четвёртом сезоне Гереон соглашается принять предложение Эдгара по устранению Анно, и даже под конец финального эпизода собирается собственноручно убить его, но вместо этого оставляет в живых.
  • Каратель-отморозок — сцена разгона первомайской демонстрации коммунистов показана крайне жестокой, а полиция включая Гереона даже на публичном процессе скрывает некоторые подробности вроде гибели от пулемётного огня полицейского броневика двух женщин на балконе.
  • Катарсис — неизбежно испытаете, посмотрев без спойлеров седьмую и восьмую серии второго сезона.
  • Когда же ты сдохнешь — Алексей Кардаков демонстрирует мастер-класс по этому тропу. Так и не сдох до самого конца своей сюжетной арки, между прочим!
  • Козёл — старший инспектор Бём. Козёл патентованный и дистиллированный, в палату мер и весов. Наиболее гадко его натура открывается в начале четвёртого сезона, хоть и в реале он просто исполнял свой служебный долг. Но кого это волнует?
  • Козёл с золотым сердцем — начальник криминальной полиции Геннат. Он может кидаться на всех за малейшее отклонение от протокола, но всё же остаётся хорошим и добрым человеком.
    • Внезапно, Бём. Под личиной напыщенного самодура скрывается глубоко несчастный человек, готовый в огонь и воду пойти ради собственной семьи и сына-инвалида.
  • Конец-переворот — у второго и третьего сезона:
    • Второй сезон — Так Анно жив, оказывается???
    • Ну а третий уже даже и не спойлер — наутро после американского краха биржи обвалилась германская. Что будет дальше — очевидно.
  • Концентратор ненависти и Подлый трус — Франц Краевский. Более жалкого и мерзкого персонажа стоит поискать. Ладно, он поехавший ветеран Первой Мировой, но то, как он подставил Гереона в метро под кулаки разъярённых коммунистов, любви к нему не прибавило.
    • Безжалостный судья Фосс на пару с мерзкой жёнушкой оказывается на порядки более мощным магнитом для зрительской ненависти.
  • Красная сельдьУльрих является абсолютным мастером этого дзюцу. Сорокина дышит ему в затылок.
  • Крутой гей — Райнхольд Греф. С фитильком — человек он сам по себе мягкий и, в общем-то, не слишком сильный, однако в случае чего он и с самолёта без страховки полезет делать фото, и секретные документы в архиве добудет, и старика Генната с отрядом вызволит.
  • Красный Барон — доктор Фёлькер по прозванию «Фрау Сталин».
    • Шандор Гостони, с лёгкой руки берлинских детективов получивший прозвище «Бабельсбергский призрак».
  • Крутой в дурацком колпаке и Профи с причудами — Альфред Ниссен. Признайтесь, дорогие зрители, вы тоже думали, что этот «безумный мальчишка» всех вокруг не переиграет, не уничтожит? Таки уничтожил — эту сцену в третьем сезоне надо видеть.
  • Крутой в плащеШандор Гостони.
  • Крутое контральто — честное слово, голос Северии Янушаускайте — одно из главных украшений всего сериала. «Воскресенье», звучащее в конце второго сезона, и вовсе очаровывает с первых нот.
  • Культурный мерзавец — полковник Вендт.
  • Ледяная блондинка — Светлана Сорокина.
  • Любимый фанский пейринг — вплоть до смерти Штефана фанатки отчаянно шипперили его с Шарлоттой.
  • Мастер ядовЛеопольд Ульрих.
  • Мерзкий Улей — веймарский Берлин и в реале-то был эталоном сабжа, а уж в сериале…
  • Милый злодей — Армянин и Вайнтрауб. Да и Голдштейн, собственно, тоже.
  • Моральный горизонт событий — для Бруно это убийство Штефана Енике
  • Мы тебя где-то уже видели — Ларс Айдингер широкому российскому зрителю даже больше знаком по роли Николая II в той самой скандально знаменитой «Матильде». Хотя искренне ваша знала людей, шедших смотреть этого «Королевского жирафа» именно ради Айдингера, тем более, что первый сезон вышел параллельно с «Матильдой».
    • Северия Янушаускайте могла быть знакома многим по роли американской коммунистки Руты Блауманс в мини-сериале про советских дипломатов «Оптимисты». Или по экранизации лукьяненковского «Черновика».
    • Сабин Тамбреа, исполнивший роль декадента Тристана Рота, играл столь же экзальтированного короля Людвига Баварского в одноимённом фильме.
  • Не буду я тебя спасатьХельга, временно помирившаяся с фрау Ниссен чтобы выбраться из трюма баржи, бросает свекровь и сбегает в закат, отомстив ей за прошлые обиды.
    • Мари вдвойне не повезло: получив сквозное ранение лёгкого, сначала она получает угрозы от спасённого ей Вендта, а потом доктор Фёлькер пытается задушить её прямо в палате.
    • Аверсия с Морицем: сдав Гереона Штеннесу, парень спасает дядю от расправы боевика СА, хоть и продолжает считать предателем идей партии.
  • Не в ладах с историей — режиссёр Том Тыквер – историк по образованию, и в интервью признавался, что часть исторических реалий была намеренно искажена ради большей зрелищности. Другая часть ― от безысходности. Качеству самого сериала, впрочем, это не повредило, но всё же, самые известные отклонения можно перечислить:
    • На самом деле, «Чёрный Рейхсвер» был распущен ещё в 23-м году (за весьма жалкую попытку путча) и никак не мог организовывать путчи в 29-м, тем более что его главной задачей было являться скрытым мобилизационным резервом Рейхсвера настоящего. А его деятельность в описании Каттельбаха больше похожа на работу террористической группировки «Консул» в начале 20-х. Но тут причины понятны — «Чёрный Рейхсвер» звучит эпичнее.
    • В Советском Союзе в 29-м году ещё не было никаких полковников и генералов. Были комполка, комбриги, комдивы, комкоры и командармы, а обратиться Трохин к вышестоящему начальнику мог скорее «Товарищ %фамилия абонента%». Хотя, есть мнение, что звания ввели с той же целью, с которой Максимуса Деция Меридия назначили генералом — чтобы зрителям понятней было.
    • До передачи ОГПУ в ведение НКВД в 1929 году ещё целых пять лет, так что это скорее гэпэушники там шалят.
    • Как и лозунга «Да здравствует Четвёртый Интернационал!» троцкисты в 1929 году ещё не провозглашали — его утвердят только в 1938 году. А уж вооружённые партизанские отряды троцкистов если в СССР и существовали, то только в сфабрикованных в годы Большого террора обвинительных заключениях.
    • Да и пистолет-пулемёты «Лахти» с пистолетами ТТ ещё не изобрели. До появленя первого оставалось два года, до второго — четыре.[4].
    • Генерал фон Шлейхер не был монархистом и потому едва ли мог планировать реставрацию Гогенцоллернов.
    • Тайное перевооружение Рейхсвера и авиабаза в Липецке вовсе не были частной инициативой генералов Рейхсвера. Правительство Веймарской коалиции, включая Штреземана, было об этом прекрасно осведомлено, более того, именно оно и начало эту программу перевооружения. И да, всё тот же транспортник Junkers Ju.50 был принят ровно год спустя. И, опять-таки, на нём летали оттого, что самолёта постарше не сохранилось.
    • Вальтер Штеннес как раз в своё время был членом «Чёрного Рейхсвера», но на конец 1920-х был уже сторонником левого крыла НСДАП (Отто Штрассера), и контакты с бывшими коллегами по утаиванию мобрезерва от Антанты давно потерял.
    • Среди деятелей Чёрного Рейхсвера упомянут Эшеринг — экс-глава лесной службы Баварии, в 29-м году спокойно живший в Австрии и не имевший к веймарской политике никакого отношения со времён Пивного Путча. Хотя есть мнение, что здесь просто взяли имя «от балды». Такая же история с упоминаемым там же Эрхардтом — корветтенкапитан Герман Эрхардт, конечно, здорово покуролесил в начале 1920-х, на нём и попытка государственного переворота, и политические убийства (именно он был главой организации «Консул»), но вот членом «Чёрного Рейхсвера» он не был.
    • И небольшая мелочь. Да, в Германии до середины 1960-х годов практиковалась смертная казнь обезглавливанием. Но головы рубили гильотиной, которая у немцев была куда более популярной, чем у их соседей, обессмертивших эту машину смерти. Однако в некоторых землях Германии практиковалось и обезглавливание при помощи топора, окончательно отменённое в пользу гильотины лишь в 1936 году.
  • Не в ладах с химией — фосген не воспламеняется. Хотя взрывается, да.
  • Не совсем иностранец — разбрасывающаяся англицизмами направо и налево Тилли Брукс. Зовут её Матильдой Шпильманн, а образ «таинственной американки» — сценический имидж.
  • Не щадить детей — Грета нисколько не ожидала, что вместе с Августом Бендой погибнет и его малолетняя дочь. Впрочем, что Кесслеру, что подославшего его Вендту было фиолетово — лишь бы проклятый «цепной пёс Версаля» был убит.
    • 14 отделение полиции во главе с Эрвином Кушке, убивающее и калечащее беспризорников, кроет Грету, как бык овцу.
    • Судья Фосс, вместо исправления вставших на кривую дорожку сирот дающий им самое суровое наказание, не отстаёт.
  • Небоевой товарищ — фотограф Райнхольд Греф.
  • Необузданные догадки витают вокруг дальнейшей судьбы Сорокиной после встречи с Кардаковым в Париже. Устроит ли Алексей ей расправу после того, что он перенёс из-за её удара в спину, или же псевдо-графиня вместе со своим фиктивным любовником изначально спланировали его смерть на виду у агентов ГПУ выстрелом из пукалки в защищённое толстой книжкой сердце, чтобы отвести от него след?
  • Неправый суд устраивает судья Фосс Каттельбаху, уже заблаговременно сшив ему дело о госизмене. Даже вмешательство Литтена не помогло.
  • Нечаянное пророчество — когда два будущих рейхсканцлера фон Папен и фон Шлейхер играют в карты с Вендтом, тот ненароком спойлерит их дальнейшую судьбу. Фон Шлейхер действительно вёл двойную игру и предал фон Папена. Не только в карточной игре, но и в жизни.
  • Нуарный детектив — Гереон Рат. Персонаж, который был бы Хамфри Богарту впору.
  • Обознатушки — Грета узнаёт в боевике СА коммуниста Фрица Хёкерта, которого вроде бы недавно застрелили полицейские. Зигзаг: это был тот же человек, но звали его Рихард Пехтманн, и коммунистом он только лишь притворялся по заданию полковника Вендта.
  • Оборотень в погонахчуть ли не все берлинские полицейские, отличные по своей сюжетной роли от статистов. И Гереон тоже.
    • Отдельного упоминания заслуживает комиссар Эрвин Кушке, внаглую ворующий драгоценности из универмага и требующий от свидетелей-подчинённых молчать по этому поводу. Выделен именно за то, что вместо каких-никаких благородных чувств им движет исключительно корысть и жадность, а также патологический садизм.
  • Одна сатанаЭльза и Фердинанд Фосс. Муж ― хладнокровный и безжалостный тёмный судья, с особым удовольствием распоряжающийся судьбами беспризорников, которых отправляет к своей садистичной жёнушке, содержащей приют Зонненборн.
  • Озлобленный ботаник — криминалист Леопольд Ульрих. Чтобы доказать ценность научного подхода в криминалистике и отомстить за унижения со стороны других полицейских, организовал серию убийств на киностудии, попытался убить Гереона и Шарлотту, а под конец окончательно свихнулся и начал ловить глюки.
  • Они будут или нет? — Гереон и Шарлотта. Как показал третий сезон, таки да, будут. А для читавших книги это было очевидно ещё с первого сезона.
  • Оружейный завод им. Чехова — без комментариев.
  • Он и в жизни так может! — оркестр Moka Efti выступает и в реальной жизни. И разумеется, без песен из сериала и с вокалом Янушаускайте никуда!
  • Оружейное порно — тут сам жанр обязывает, поэтому всякие интересные пушки будут мелькать в кадре с поразительной частотой: «Дрейзе М1907» Гереона, «Лигнозе» Вольтера, «Кольт М1911» Эдгара, многочисленные «Парабеллумы». Про «запрещённую» винтовку с дизельпанковым ПНВ и вовсе умолчим.
  • Педофилодинокий дед, на квартиру к которому Тони ходила читать за небольшую плату.
  • Пережить самопожертвованиесудя по всему, Мари была ранена доктором Фёлькер в лёгкое, раз уже в конце эпизода вполне себе нормально выглядит и пробирается в дирижабль, чтобы украсть документы Куланина.
  • Пламенный оратор — доктор Фёлькер! После Первомайской Бойни залезла на грузовик, что твой Ильич, и стала так зажигательно везать про Мировую Революцию, да с такой неподдельной яростью обличать «убийц в погонах», что автор правки чуть не встала по стойке «смирно».
  • Пнуть сукиного сына — в финале третьего сезона Гереон настолько шедеврально пнул Вендта, что того аж затрясло. Буквально!
    • С Ульрихом получилась та же история. Бедный криминалист он и не предполагал, что в его гениальном плане могут быть дыры…
    • Армянин и Вайнтрауб эпично расправились с Шандором Гостони в конце 3-го сезона.
    • Выстрел Шарлотты в ногу Фердинанду Фоссу, превратившего этого отморозка в мантии в корчащийся на полу овощ.
    • А на то, как без конца и края пинают Краевского, хочется смотреть с ведром попкорна и литрами газировки, пусть и его, по существу, можно и пожалеть.
  • Поднял уровень крутизнысубверсия с Ниссеном. Если в первых двух сезонах и зрители, и окружающие воспринимают его, как пустоголового прожигателя жизни при деньгах, то после третьего сезона, когда он успел здорово навариться на биржевом крахе, он уже уважаемый всеми (пожалуй, кроме собственной матери) меценат и даже Вендт уже разговаривает с ним как с равным, а не с тем мальчишкой, которого он полтора сезона назад просил повзрослеть. Хотя как был романтиком, так и остался, и когда к нему заявляется какой-то еврей со стволом, а потом ещё и похищает мать и жену нашего олигарха, он мигом впадает в прежнее состояние.
    • Гереон. Из сидящего на игле и постоянного теряющего свой боевой ствол комиссара-недотёпы на подхвате у более высокорангового коллеги преобразился в хладнокровного и выдержанного детектива, посланного высоким начальством в самую гущу нацистских боевиков, чтобы расколоть и остановить коричневорубашечников.
    • Да и Шарлотта из пусть бойкой, но больше отыгрывающую роль девы в беде дамочки, превратившаяся в бесстрашную фурию, способную не только прирезать обнаглевшего оборотня в погонах, но и с двумя стволами в руках остановить сумасшедшего вигиланта вместе со всеми его подельниками.
  • Полное чудовищеЛеопольд Ульрих. Организовал серию убийств, чтобы утереть нос своим коллегам и доказать превосходство научного подхода в криминалистике. Убил своего помощника и пытался провернуть то же самое с Шарлоттой, Гереоном и Геннатом. Если остальные антагонисты имеют какие-никакие принципы или преследуют благие цели, то Ульрихом движет жажда славы и желание потешить своё эго.
    • Комиссар Эрвин Кушке. Вороватый тип, использующий полицейский мундир для личного обогащения и удовлетворения собственных садистских наклонностей, которые с лихвой демонстрирует на подозреваемых, и не гнушающийся даже убийством детей.
    • Но все они меркнут в сравнении с судьёй Фоссом. Этот Бог Нового Мира самопровозглашённый рыцарь правосудия, считающий все преступления одинаковыми, возглавляет околовигилантскую организацию «Белая рука», занимающуюся похищениями людей, которые, по мнению Фосса, получили слишком мягкое наказание, и организующей над ними жестокое судилище с последующей обязательной казнью. Его благоверная, кстати, тоже подходит под троп, используя в качестве бесправной прислуги девушек-беспризорниц.
  • Полночь без пяти — Великая Депрессия ещё (по крайней мере, до четвёртого сезона) не уничтожила экономику Европы. Адольф Гитлер ещё не стал рейхсканцлером. В Германии ещё нет ни одного лагеря смерти, а до Второй Мировой Войны ещё десять лет. Однако в воздухе буквально разлито ощущение скорой катастрофы.
  • По уши в... — побывал Кардаков, когда на троцкистскую типографию нагрянули советские агенты. Зато выжил!
  • Признание на камерувеликий мастер заговоров Гюнтер Вендт совсем не ожидал, что Гереон нагрянет к нему на ипподром с огромным диктофоном, и запишет самые искренние признания полковника о его чёрных делишках, саркастично заявляющего о необходимости доказательств всех его многоходовок. Помогло, правда, не сильно ― пусть Вендт не стал полицай-президентом, свою должность президентского советника он всё ещё не потерял.
  • Псевдомилый злодейЛеопольд Ульрих.
  • Разрядка смехом — именно она случается всякий раз, когда на экране объявляются Хеннинг и Червински, парочка детективов-комик релифов. В четвёртом сезоне комиссары уже становятся куда более серьёзными персонажами.
    • Сцена «воя на луну» во время уничтожения компроматной порноплёнки. Это надо видеть.
  • Родные братья противоположныТони, возненавидевшая Шарлотту из-за неудачного лечения Ильзы, присоединяется к уличной банде. Когда работающая в органах старшая сестра старается всеми силами освободить младшую из-под стражи, Тони набрасывается на неё и напрямую называет «убийцей из этих»
  • Роковая женщиналже-графиня Сорокина.
  • Самосуд — коммунисты под начальством доктора Фёлькер, устраивают его Гереону, после того как тот даёт ложные показания по поводу событий Первомайской Бойни.
  • Самоуверенный мерзавчик — Трохин. Высокомерный и неприятный тип, полагающий что наличие дипломатической неприкосновенности разрешает ему творить любой беспредел. Не додумался даже сменить табельное оружие своих людей, из-за чего «спалил» их принадлежность к убийству троцкистов и был вынужден пойти на сделку с полицией, чтобы замять дело по-тихому.
  • Сиквел хуже, триквел лучше ― с оговоркой, если считать первые два сезона за приквел (в конце концов, они объединены единой сюжетной линией). Третий сезон с расследованием убийств на киностудии и борьбой за жизнь Греты Оверберк кажется многим зрителям куда менее интересным, нежели история с поиском «Чёрного Рейхсвера» и купеческого золота. Но вышедший куда более напряжённым четвёртый сезон оценивается даже выше, чем первые два.
  • СиндзиАльфред Ниссен.
  • Смерть от кармы — ох, не стоило Бруно закуривать сигарету возле пробитой цистерны с крайне взрывоопасным газом…
    • Вера Ломанн, запершая в порыве зависти Тилли Брукс в гримёрке вместе с Шандором Гостони, впоследствии стала следующей после Тилли жертвой «Бабельсбергского призрака».
  • Судмедэксперт в возмущении ― Рудольф Мальциг вынужден по требованию начальства скрывать ссадины от сапогов Кушке у погибшего при падении с крыши беспризорника.
  • Тёмный судья ― Фердинанд Фосс, местный кванк судьи Терпина.
  • Товарищ-коммунист — доктор Фёлькер, Ганс Литтен, Мария-Луиза Зеегерс. А вот Илья Гаранин aka Оскар Куланиндальше по коридору.
  • Томми-ган — ну какие же могут быть «ревущие двадцатые» без этой легендарной пушки, заставившей их реветь?
  • Трикстер — доктор Шмидт, у которого не понять ни целей, ни мотивации, ни вообще того, добрый он или злой, но которому манипулировать полицией, мафией и политиками очевидно нравится, как и нравится всех их обводить вокруг пальца. Хотя, судя по холодному приёму его своеобразно прогуманистической лекции другими психиатрами, он получается почти нормальным.
    • Мнение автора правки: под новой личиной психиатра Анно мстит младшему брату за то, что Гереон оставил его умирать на Линии Гинденбурга и активно добивался руки его жены.
  • Ты уволенза освобождение попавшейся на краже в универмаге Тони Шарлотту увольняют из органов.
  • Удивительно правильный иностранный язык — если учесть, что всех русских играют русские германские актёры, ну, разве что Северия Янушаускайте литовка (да и то, активно занятая в российских проектах), то ничего удивительного. Но лучше всего в данном случае то, что русские не просто правильно говорят — им написали вполне человеческие диалоги!
  • Ужасный музыкантВера Ломанн. Фантастическая красавица и талантливейшая танцовщица, но как откроет рот… в общем, хорошо, что роль потом отдали профессиональной певице Эстер Касабян.
  • Фанат ножей — Вальтер Вайнтрауб с его огромным складным кинжалом. Правда, однажды верный клинок сыграет с ним очень злую шутку.
  • Фирменное оружие — пистолет Вольтера от фирмы «Лигнозе» и «Дрейзе М1907» Гереона.
  • Фирменный предмет — зелёная шляпка Шарлотты.
  • Хитрый и жадный еврейАбрахам Голдштейн.
  • Честный адвокат — Ганс Литтен. Единственный, кто вызвался помочь Шарлотте в спасении Греты. Не получилось, не фартануло, несмотря на весь титанический труд.
  • Что за идиот! — Гереон Рат во второй серии первого сезона. Ты допрашиваешь задержанного, и он просит тебя открыть окно? Разумеется, настоящий полицейский повернётся к задержанному спиной, оставив между ним и собой свой пиджак с пистолетом в кармане.
  • Шлюха с золотым сердцем — Шарлотта.
  • Яблоко от яблони далеко падает — дочь генерала Зеегерса Мария-Луиза совершенно не разделяет консервативных взглядов отца и втайне помогает Литтену.
  • Я убил Гвен Стейси — Шарлотта в последней серии третьего сезона винит себя за смерть Греты, казнь которой так и не успела отсрочить.

Галерея[править]

Примечания[править]

  1. Он таки наполовину армянин. А судя по обстановке в его офисе, он ещё и турецкоподданный.
  2. Чего лишь стоит эпизод, где в сцене охоты в имении Ниссенов, Зеегерс после озвучивания всех требований к организации перевооружения Рейхсвера обращается к Альфреду с «главной просьбой» — наконец-то взять себя в руки. Вспоминаем так же, как мать публично его унизила, на глазах у всего совета директоров лишив всех должностей, и, по сути, официально признала его типичным «богатеньким сынком», неспособным увидеть ничего дальше тех сумм, которые выделяются на его содержание.
  3. К слову, причина «бить жидов» была взята нацистами не с потолка – ответственный за репарационные платежи победителям Deutsche Bank, а также вскоре слившийся с ним Disconto-Gesellschaft, возглавлялся теми самыми воспетыми в пропаганде Геббельса еврейскими капиталистами... с которых после прихода Гитлера к власти и волоска не упало.
  4. Обоснуй — взяли те охолощёные пушки, что были под рукой. Однако, что мешало использовать канонiчный Маузер С96 «Боло» и немецкий же MP-28 (тем более, что эта пушка вообще была в 1920—1930-е аналогом АК!), история умалчивает.