Тепличное создание

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Sheltered Aristocrat. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Да какое такси! Куда такси?! Я не знаю, где мы, мама! Тут какие-то заборы! Коровники! Мама, мы в аду! Мы в аду, мама! »
— Реакция типичной представительницы сабжа на знакомство с российской глубинкой, от smitrich (эх, где же мой 2007-й…)
Согласно русской поговорке, сабж уверен, что булки на деревьях растут

Этот персонаж невероятно наивен. Перед нами инженю? Нет. Инженю по определению, достаточно добры, а это разумное существо может быть с самым разным характером — может быть, даже с очень стервозным (а может, и с приемлемым, а возможно и с очень добрым). Инженю не гнушаются работать ручками и часто способны проявить настоящее мужество, а наш персонаж чужд и тому, и другому.

Перед нами такая девица/женщина…

…а бывает, что и парень/мужчина, но реже…

…которая (-ый) не знает реальной жизни и/или получает урон, реальный или же мнимый, от всяких пустяков, над которыми только посмеялся бы кто-то минимально закалённый. В отряде приключенцев — а иногда просто в походе, предпринятом для забавы — такое тепличное создание нередко выступает в роли балласта или даже камня на шее. А в случае с добрым персонажем он может быть и Милашкой, если его доброта, чистосердечность и детская непосредственность компенсируют неприспособленность к жизни. В этом случае он также может противопоставляться персонажу, который повидал все трудности жизни и вследствие чего стал озлобленным и циничным.

Обычный продукт воспитания идише мамэ. Смежные тропы — Избалованный ребёнок, Вечный ребёнок, Наивный идеалист, реже Житель Страны Эльфов. С тропом Инженю тоже может пересекаться, но, как написано выше, не всегда.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Собственно, именно шок такого вот тепличного создания по имени Сиддхартха Гаутама от встречи со стариком, больным и покойником и породил религию буддизма.
  • Знаменитая сказка о Принцессе на горошине, известная нам в версии Г.-Х. Андерсена, — педаль в асфальтпародия на троп?!), явный гротеск. Король намерен найти в жёны сыну только «настоящую» принцессу, то есть такую, которая воплощала бы собою троп в самых крайних формах. С этой целью король испытывает принцессу, подложив к ней в постель… одну-единственную горошину. По мнению короля, «настоящая» принцесса, даже если на её ложе появится этакий пустяк, будет тяжко страдать, как будто она всю ночь на булыжниках проспала.
  • Обычно такова дочка злой мачехи, которую маменька растит белоручкой. «Золушка», «Морозко», «Двенадцать месяцев» — несть числа конкретным примерам.

Театр[править]

  • У Островского эта тема несколько раз поднималась:
    • «Доходное место» — госпожа Кукушкина похваляется тем, что старалась вырастить сабж из двух своих дочерей. «Средства мои самые ничтожные, а все-таки они жили, как герцогини, в самом невинном состоянии; где ход в кухню, не знали; не знали, из чего щи варятся; только и занимались, как следует барышням, разговором об чувствах и предметах самых облагороженных».
    • «Бешеные деньги» — Лидия Чебоксарова, конечно, девушка с характером (аж в варианте «стерва»), но в реальной жизни разбирается слабее, чем надо бы (однако всё же лучше, чем многие другие тепличные создания). В одной сцене она даже произносит целую «программную речь», обращённую к собственной матери. И смысл речи сводится к тому, что «молодая дворянка, будь девицей или замужней, — она, мол, и не должна особенно разбираться в реальной жизни. Не её это забота. Это забота всех тех, чей долг — её, благородную и молодую, всесторонне обеспечивать, включая и выполнение капризов, а не только базовые потребности». Даже мать — хоть та ещё паразитка, — немного прифигела… И это не троллинг, не сарказм со стороны Лидии. В чём весь и ужас-то: Лидия Юрьевна лепит это на полном серьёзе, «от чистого сердца», и даже с пылом, с убеждённостью!! Прям целый манифест высокомерного аристократического эскапизма. Карикатура, но гораздо более опирающаяся на факты, чем нынешний человек, читающий пьесу, может подумать. Современный автору зрительный зал похохатывал…

Литература[править]

  • Н. В. Гоголь, «Мёртвые души» — г-жа Манилова. «Конечно, в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов. Зачем глупо и бестолку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердым образом и повесничает всё остальное время? Но всё это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо. А хорошее воспитание получается в пансионах, где три главные предмета составляют основу человеческих добродетелей: французский язык, фортепьяно, вязание кошельков и других сюрпризов».
  • М. Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — такими изображены генералы. Они даже не знают, из чего делаются булки!
  • Николай Некрасов, «В дороге». Крепостная девушка Груша воспитывалась вместе с барышней, не зная крестьянского труда, но новый барин «Воротил он ее на село — / Знай-де место свое ты, мужичка!» и выдал за рассказчика. «Ни косить, ни ходить за коровой!.. / Грех сказать, чтоб ленива была, / Да, вишь, дело в руках не спорилось! / Как дрова или воду несла, / Как на барщину шла — становилось / Инда [даже] жалко подчас…» Впала в клиническую депрессию: «Слышь, как щепка худа и бледна, / Ходит, тоись, совсем через силу, / В день двух ложек не съест толокна — / Чай, свалим через месяц в могилу».
    • Л. Н. Толстой, «Воскресение» — примерно то же самое произошло с Катюшей Масловой, из которой одна барыня хотела сделать горничную, а другая — воспитанницу (её даже называли не Катька и не Катенька, а средне), и получилось ни то ни сё. Она не привыкла к тяжёлому физическому труду, зато привыкла к комфортной жизни, но не имеет возможности обеспечить её себе, и единственным вариантом стала проституция.
      • Граждане «не тепличные создания»… В сельском хозяйстве и сейчас надо пахать без продыху, а уж тогда… Прибавьте к этому необходимость полностью себя обеспечивать — зарплаты и банального сельпо не будет, что заготовите на зиму и для себя и для скотины, то и будете жрать.
  • Ещё о проституции. А. И. Куприн, «Яма» — владелица борделя Анна Марковна держит дочь Берточку в городе, в почтенном семействе, сама при ней не смеет даже разговаривать, боится за свой лексикон бывшей проститутки и нежно заботится, чтобы дочь не узнала как-нибудь случайно о ее профессии.
  • «Трое в лодке, не считая собаки» — Джей (рассказчик) с сарказмом поведал о барышнях, которые настолько тепличны, что даже не годятся для участия в пикнике. «Их приглашали усесться на траву, но трава была для них слишком пыльная, а стволы деревьев, к которым им предлагали прислониться, видимо, уже давно никто не чистил щеткой. И они расстелили на земле свои носовые платочки и уселись на них так прямо, как будто проглотили аршин».
  • Аркадий Гайдар, «Школа». Учитель закона божия обращался к ученикам: «Вы растете, как нежные цветы в теплой оранжерее заботливого садовника, вы не знаете ни бурь, ни треволнений и спокойно расцветаете, радуя взоры учителей и наставников. А они… даже если перенесут все невзгоды, то без ухода вырастут буйными терниями, обвеянными ветрами и обсыпанными придорожной пылью». После урока протагонист Борис Гориков обсудил эту речь с приятелем, и Федька выразился: «Какой есть интерес расти, как цветок в оранжерее? На него плюнь, он и завянет. Тернию, тому хоть все нипочем — ни дождь, ни жара».
  • Сергей Михалков, стихотворение «Мимоза» — полностью о сабже. Тот редкий случай, когда предмет статьи мужского пола (мальчик по имени Витя).
  • Константин Сергиенко, «Самый счастливый день» — Леста, пополам с тропом Офелия. Даже смерть бабушки-опекунши не заставила девочку стать самостоятельнее. Была она психически нездорова или просто любила витать в облаках, осталось загадкой.
  • Тамара Крюкова, «Гений поневоле» — компьютерный гений Джон Рид. Стар и очень болен, поэтому вынужден жить в капсуле, а попав в тело русского подростка, говорить по-русски может, но в окружающей реальности ничего не понимает.
  • Татьяна Комылина, «Как Ванюша на царевне женился» — царевна Меланья. «Папенька, ты же говорил, что булки на деревьях растут? Так где же они?» «Мотыгой мне нельзя. Она же тяжёлая. Мне папенька не разрешает ничего тяжёлого поднимать».
  • Лавкрафт, «Тварь у порога» — Эдвард Дерби, аркхемский поэт и писатель-мистик.
« В чисто практических же делах и по части самостоятельности однако, молодой Дерби был совершенно беспомощен, вследствие своего домашнего заточения. Здоровье его улучшилось, но в нем глубоко прижилась с детских лет взлелеянная чересчур заботливыми родителями привычка находиться под чьим-то присмотром, так что он никогда не отправлялся в дорогу один, не принимал самостоятельных решений и не отваживался брать на себя какую-либо ответственность. »
« Благодаря своему изрядному росту и красивому лицу он вполне мог бы стать завидным женихом, кабы природная робость не приговорила его к вечному уединению за книгами. »
— и это еще не считая того, что у него было приличное наследство, а известным поэтом он стал уже в 25 лет.

Впервые он женился в 38 лет на какой-то неведомой гипнотизёрше, чей отец в конце концов захватил ее тело, а потом - и его собственное.

  • Карел Чапек, «Разбойничья сказка» — разбойник дал сыну благородное воспитание в монастыре с графами и князьями. В результате слишком учтивый и изяшный юноша оказался совершенно неприспособленным к ремеслу разбойника. Правда, потом заматерел.
  • Николай Носов, «Незнайка на Луне» — с прикрученным фитильком Скуперфильд. Так-то далеко не дурак (после революции даже возглавил собственную же макаронную фабрику, пройдя всю карьеру с низов и внедрив полезную инновацию) и всегда готов — и тем не менее до определённого момента «воображал, что картофель растёт на деревьях».

Кино[править]

  • Navigator (фильм 1924) — комедия от знаменитого Бастера Китона о том, как молодой джентльмен и молодая леди (оба — высшего класса) оказались вдвоём на круизном судне, без команды и других пассажиров, и пытаются управиться без прислуги.
  • «За двумя зайцами» — так воспитывают свою доню Проню Серки, отдавшие её в пансион, где учат, как надо здороваться с низшими и высшими. Но Проня — не совсем обычный отыгрыш тропа: она плохо разбирается в реальной жизни, но сама совершенно этого не замечает! И считает, что «всё знает лучше всех». Она полна апломба, обладает безудержным темпераментом и лёгкими тираническими наклонностями. Родители не помыкают ею — скорее она пытается это делать по отношению к ним (она вдобавок уверена, что они оба «тёмные и неотёсанные», а она — утончённо-культурна).
  • «Волшебная лампа Аладдина» — прекрасная царевна Будур, шестнадцатилетняя дочь султана, не знает, что такое коза.
  • «Про Красную Шапочку» — избалованный ребёнок. Красная Шапочка даже поёт ему песню про сабж, одновременно менторскую и тролльскую: «А вдруг ты завтра попадёшь на остров в океане?.. А как же ты там проживёшь без повара, без няни?» «Ты никогда и ничего не делал в жизни сам!». После такой проповеди малыш пытается самостоятельно мыть пол, что приводит прислугу в ужас.
    • Хотя вообще-то сколько там тому Ребенку? Правильно, четыре. Даже крестьянские дети в таком возрасте разве что гусей пасут. Другое дело, что «я не мальчик, я девочка» привыкла получать все желаемое по первому требованию. Но эти огрехи воспитания как раз еще очень легко поддаются корректировке.
  • «Босиком по мостовой» — Лайла. 19 лет (до смерти матери) не выходила из дома (мать и не выпускала). Сбежав из психбольницы, в реальности не научилась разбираться до самого конца фильма. В конце появляется надежда…
    • Такова же и Дэйзи из американского ремейка «Босиком по городу».

Мультфильмы[править]

  • Сёстры Брумберг несколько раз обращались к тропу:
    • «Капризная принцесса» — заглавная героиня умудрилась запаниковать при виде обыкновенного зайчика (который её как раз не испугался, а скорее был полон любопытства). Такое чувство, что она вообще увидела зайца впервые в жизни. Это при том, что ей никак не меньше восемнадцати… даже если не больше. Вскоре та же барышня новобрачная ухитрилась испугаться лягушки (никак тоже отродясь не видывала!) и заорать как резаная. Предположение насчёт зайца — и последующее, насчёт лягушки — не столь фантастично, как может показаться. Позже выяснилось: эта же самая принцесса уверена, что, дабы подоить корову, нужно подёргать таковую… за хвост.
    • «Про злую мачеху» — падчерица. В то время как родную дочь мачеха наоборот, растила в строгости — и та выросла вполне пригодной к жизни (фильм — пародийно-сатирический).
  • Tangled — субверсия: Матушка Готель явно хотела вырастить Рапунцель именно такой, чтобы девушка боялась окружающего мира и полностью от нее зависела (хотя сама же и дала ей очень много самостоятельности, потому что не хотела тратить свое время), но Рапунцель неожиданно для себя поняла, что она на самом деле гораздо смелее и сильнее, чем думала.
  • «Клаус» — протагонист Йеспер, изнеженный дворянчик, никоим образом своё будущее с почтой не связывает и в почтовой академии скорее нет, чем учится. Однако папа-почтмейстер по блату подписывает приказ о его производстве в почтальоны… и назначает в глубочайшие гребеня, дабы стал наконец-то мужиком, блеять!

Мультсериалы[править]

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Isekai Maou to Shoukan Shoujo no Dorei Majutsu — эльфийка Шэра Гринвуд. Кажется тупой блондинкой, но на самом деле девушка умна, внимательна и отнюдь не «тормозит» в опасных ситуациях. Проблема в том, что её растили как выгодную партию (она родом из королевской семьи) и максимально ограничивали круг общения и контакты с внешним миром. В результате и вырос этот нежный и наивный тепличный цветочек, повергающий в шок окружающих своим нередко детским поведением.
  • Жена по контракту — сестра-близнец главной героини Гу Сиси Юнь Но была такой, впрочем этому есть нехилый обоснуй у неё от рождения было крайне слабое здоровье (её матери даже пришлось вызывать преждевременные роды чтобы спасти её жизнь) и в силу этого она своё детство она провела чуть ли не в герметичной комнате, впрочем у неё было все в порядке с социализаций и отношениях с противоположным полом
    • С детьми главных героев полная аверсия — их сознательно муштруют жесточайшим образом, чтобы в случае чего они могли защитить сами себя, даже присутствует подсветка со стороны автора что — «Наследник семьи Инь не может быть цветком выращенным в оранжерее»

Реальная жизнь[править]

« Современные ровесники века и ровесники 90-х настолько нежны духовно, что психологическую травму им может нанести (и наносит) буквально все, а к возрасту полного совершеннолетия они добираются уже настолько побитыми судьбинушкой, что диву даёшься, как эти чудные фиалки выбрались из-под плинтуса и доползли до ноутбуков. Но самое интересное начинается тогда, когда эти страдальцы принимаются размножаться, а размножившись (или хотя бы самовоспроизведясь) принимаются воспитывать следующее поколение комнатно-тепличных. »
— Дзен (это ирония над моралистами, которые боятся, что «неправильный контент» травмирует их детей и вырастит из них маньяков)
  • Во времена оны аристократы даже гордились, что их дочки вырастают именно такими.
  • Пансионы — и элитный Институт благородных девиц — в XIX веке таких и штамповали. По этому прошёлся не один русский классик (см. хотя бы выше «Театр» и «Литература»).
    • Зигзаг: при этом дисциплина там была почти казарменная, и руками работать (шить, вышивать, вязать) учили.
  • Типичный маменькин сынок, как и его половая инверсия.
    • Однако… «мамина детка» — не обязательно сабж статьи. Чаще всего — но не всегда. Автор правки в 24 года впервые выселился из отчего дома, и ещё через полгода потерял невинность, но до данного момента были пройдены: буллинг в школе, несколько походов к психиатру, военная кафедра, три места работы с ночными сменами (последнее — с 12-часовыми через день и в режиме «за одну ошибку в нескольких сотнях, а то и тысяче, быстрых операций тебя могут с грязью смешать», ну и агрессивная алкоголичка вместе с инвалидом в плане мышления задачу не облегчали[1]. А, да, до ковида всё это совмещалось с спортзалом. Результат: — 10 кг за 4 месяца. Да и выселение произошло по причине призыва на службу после кафедры. Который начинался с трёхмесячных казарменных курсов переподготовки (как срочка, но никакой покраски травы/сидения в нарядах на Ктулху забытых КПП/et cetera — только 4-5 пар с ударной дозой практики 6 дней в неделю, только хардкор! Результат: прохождение обкатки танком раньше лишения статуса инцела (не знаете, что это за зверь? см. далее). Вот такое бывает, если мамэ обладает здравым смыслом и не перебарщивает, а сыной-корзиной движет не одно мамино мнение, но и свои тараканы.
    • Очень важно стараться, чтобы из «маминого сыночка», которого растили «как в ватке», то есть с большим или меньшим отрывом от реальной жизни, не получился инцел (от involuntarily celibate — недобровольно воздерживающийся [и афиширующий такую свою «трагедь»]), страшноватый образчик довольно уродливого психологического и политического явления, которое, к счастью, массовым так и не стало. Инцелом называют не всякого, кому «девки не дают» и он тоскует по этому поводу. Не-ет, инцел — это типа «оратор, который по этой теме и выводы делает»; он конкретно настаивает, что с ним обязаны заниматься сексом. А тех, кто отказывается от этого, он обвиняет во всех грехах. Или ещё и сочиняет прожекты «переустройства общества — хотя бы и на принудительных началах — в таком духе, чтобы у каждого желающего секс был».
      • Причём термин «инцел» прямо по ходу пиесы поменял своё значение: изначально, в нулевые, это было ироническое самоназвание людей, интересы которых мало пересекались с интересами находящихся рядом девушек, либо которые слишком заинтересованы своим делом, чтобы тратить время на поиск партнёра. Но довольно быстро такие сообщества заполнились вышеописанными людьми, считающими, что им все должны, и название перестало быть иронией.
      • В основном инцелы — всё-таки лица мужского пола: у девушек en masse обычно нет настолько ужасных проблем с поиском партнёра. Как минимум по той причине, что девушкам парни обычно не адресуют дополнительное требование «А ты изволь на меня тратиться!». В то время как подобное требование от девушки к парню огромная масса людей находит совершенно естественным (а в случае создания семьи — и подавно). Но как быть с теми males, которые одновременно и зарабатывают ноль или немногим больше («не умеют достать ничего»(с)А. Н. Островский), и притом настаивают, что у них всё равно ДОЛЖЕН быть секс, даже не «может он у них быть» (это бы ещё туда-сюда), а именно ОБЯЗАН?.. Причём Дуня их, ясное дело, не устроит, им хочется прежде всего психологического подтверждения («У меня есть женщина, значит, и я тоже есть и что-то значу»), которого от Дуни фиг дождёшься.
  • Папины сынки — субверсия. Не настолько суровы и хотят прежде всего отдохнуть, кто бы что им ни говорил (настроены так, будто Бог создал их преимущественно «для отдохновения»(с)А.Дюма), но зато стоит поместить их на необитаемый остров, как через некоторое время начинают чувствовать себя желание жить. А желание жить не даёт быть разгильдяем, ибо «волка ноги кормят». В отличии от маменькиных сыночков имеют меньше шансов стать инфантилами, если, конечно, отец был не промах.
  • Так называемые «снежинки» — некоторые дети обеспеченных или/и высокопоставленных родителей, родившиеся либо взрослевшие в начале XXI в. Название образное — уверены в своей исключительности (так же, как увидеть две одинаковые снежинки крайне маловероятно), но при этом уязвимы, «чуть что, и растают». Обычно при этом они ещё и политически активны, согласно своим совершенно тепличным представлениям о мире, что дало термину крайне негативную окраску. А в качестве образования они получают настолько бесполезные в реальном мире специальности, что это вполне катит на современную итерацию вышеупомянутых пансионов.
  • «Если в кочевой табор попадала невестка из города, её могли жалеть: „непросто садовому цветочку с полевыми цвести“.» (Невестка в традиционной кочевой цыганской семье).

Примечания[править]

  1. Собственно, более-менее настоящий сабж в виде 19-летней девушки после нескольких смен ушла в слезах прямо со смены.