Балласт

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Load. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Этот персонаж не приносит практически ни какой пользы, а только тормозит остальных.
« Я встану у руля, Расплюев к парусам, а вы [моя невеста] будете у нас балластом! »
— «Свадьба Кречинского»
«

— Мой фюрер, Италия вступила в войну! — Пошлите против них три дивизии. — Но мой фюрер, Италия вступила в войну на нашей стороне! — А вот это действительно плохо. Пошлите им на помощь десять дивизий.

»
— Немецкий штабной анекдот. Существует также вариант про Румынию

Персонаж, который не делает ничего полезного. Это может быть нетренированный обыватель, невесть как затесавшийся в команду крутых. Это может быть простой смертный в команде одарённых личностей, которому не хватает крутизны или других полезных навыков, чтобы стать полноценным штатным простым крутым смертным. Это может быть капризная и визгливая девушка, которую впихнули в сценарий просто потому, что в команде должен быть женский персонаж, или надоедливый ребёнок (любого возраста). Это может быть комичный персонаж, над которым без таблички «Закадровый смех» и не поймёшь, где смеяться. В любом случае, не ждите от него особой пользы — всё, что он делает, это тащится вслед за героями, вынуждая их за ним приглядывать и периодически спасать. И выкинуть на мороз его нельзя, потому что… ай, какая разница, просто нельзя. В лучшем случае, он окажется полезным аж один (максимум несколько) раз за всё время, превращая все предыдущие сюжетные перипетии в гигантскую эскорт-миссию — тем обиднее, если и эти немногие ситуации герои могли бы разгрести и без него.

Разумеется, такой персонаж редко когда может снискать любовь аудитории (если он, конечно, не милая девочка с распрекрасными глазами) . Максимум, на что он способен — это хотя бы не раздражать.

К счастью, особого вреда от балласта тоже нет. Обычно. Иногда попытки балласта проявить активность там, где не просили, выливаются в конкретный вред его же несчастным товарищам и… балластомер ломается — балласт превращается в камень на шее.

Примеры

Оригинальная литература и фанфики

  • «Комнаты страха» Антона Орлова — Морис Фарбе. В общем-то, наверное, неплохой парень, но своей инфантильностью мышления и запредельным разгильдяйством не раз создавал проблемы героям. Полезен оказался аж целых два раза: когда, применив навык Чехова, помог героям выбраться из ловушки (в которую они угодили его стараниями), и когда вынужденно заменил в финальной битве погибшего по его вине члена команды. Польза от замены, кстати, тоже оказалась весьма сомнительной.
  • «Пожиратель душ» того же автора — Ник Берсин. Неожиданно, на редкость симпатичный протагонист.
  • «Властелин Колец» — Мерри и Пиппин, правда, только в «Братстве Кольца», потом они подняли уровень крутизны. Пиппин вообще пару раз балансирует на грани камня на шее — ну вот кто тебя просил кидать булыжник в колодец и будить половину орков в Мории?
    • В фильме у него это получилось случайно: дотронувшись до скелета, Пиппин сбросил его в колодец вместе с камнем…
    • И строго говоря, разбудил ли он орков, или они обнаружили отряд самостоятельно, мы так и не узнали.
    • И в «Двух башнях» Пиппин тоже отличился — едва не стал примером несовместимого с жизнью любопытства (причём далеко не только со своей): стащить у Гэндальфа палантир, настроенный на прямую линию с Сауроном, было, мягко говоря, не лучшей идеей.
      • В «Хоббите» именно в таком качестве (до поры до времени, а точнее, посидев ровно на жопе в эльфийской темнице) воспринимают Бильбо Торин и Ко. Хотя если бы не Бильбо, приключения гномов закончились бы ещё на стоянке у троллей.
  • «Айвенго» — собственно, заглавный персонаж. Ну ладно, у него есть обоснуй, он ранен, но единственное, что он активно делает — это побеждает на турнире, на котором и получает рану. Даже Буагильбера убивает не он, а карма.
  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — здесь, и подразумевается, что и в каноне, балластом назван Рон Уизли.
    • И всё же, этот балласт — капитан (!) учебной армии Гермионы, всё ещё отличный шахматист и в критической ситуации помогает Гарри попытаться спасти Гермиону, идя против глупого приказа администрации школы. Скорее имеется в виду, что Рон Гарри просто совершенно не ровня по интеллекту, но не всем же быть вундеркиндами. И в сюжете его так исчезающе мало, что балластом он побыть просто не успевает.
    • Никос Зервас тоже явно считает Рона Уизли балластом, поэтому в книге «Дети против волшебников», которая своим сюжетом направлена против «Гарри Поттера», Рон Уизли не упоминается вовсе. В самой трилогии Зерваса балласт по тропу и буквально — Надя Еропкина. Особенно когда она сидела у Петруши Тихогромова в рюкзаке.
    • Подруга автора правки, читавшая книги как на английском, так и в переводах на разные языки, утверждает, что в балласт и едва ли не в Синдзи Рона превратили переводчики. В оригинале он просто хороший парень, который переживает из-за того, что у него нет таких выдающихся талантов, как у братьев и друзей, но постепенно раскрывается. Вы только посмотрите, как он на глазах меняется, стоит его только приободрить! Да и в критической ситуации он не промах.
  • «Сага о ведьмаке» — поразительный пример: бард Лютик одновременно и балласт, и сердце группы, в какой бы группе ни оказался! То есть — хороший небоевой товарищ: «Лютик… завсегда пришлёпает где чего интересного творится, и все знают, что он не помешает, не поможет и не задержит. Он что-то вроде репья на собачьем хвосте. Нет, ребяты?».
  • «Малазанская книга павших» Стивена Эриксона: таким себя чувствует (но лишь отчасти является) Ток Младший, путешествуя в компании госпожи Зависти, Оноса Т’лэнна и троих сегулехов.
  • «Снова на Луне» Бориса Карлова: Росомаха, командир лунной экспедиции на Землю. Он ни черта не умел делать, да и командир был бы так себе. С командованием экспедицией прекрасно справлялся Квантик, а для поддержания дисциплины было достаточно Пшигля.
  • Творчество Георгия Савицкого: подобного балласта у него в книгах навалом (в первую очередь — девушки его персонажей)

Кино

Отечественное

  • «Иван Васильевич меняет профессию» — Иван Васильевич Бунша. Забавен, но в целом ведёт себя довольно пассивно, предоставляя обаятельному мошеннику Милославскому отдуваться за них обоих.
  • «Кин-дза-дза»: Скрипач не нужен. В какой-то мере — с прикрученным фитильком, так как скрипку на Плюк он доставил и гравицаппу спёр.
  • «Особенности национальной охоты» — Женя Качалов. Среди толпы характерных, харизматичных, доставляющих персонажей не запомнился практически ничем (кроме, разве что, ковбойской шляпы), потому неудивительно, что в продолжениях не появлялся.
    • Впрочем, у него была ровно одна сюжетная роль: познакомить всех остальных с Райво Хаапасало. Он не столько самостоятельный персонаж, сколько приложение к финну.
  • «Турецкий гамбит» — Варвара Андреевна. Вечно везде лезет, совершает «подвиги», а на самом деле только мешает всем и срывает все планы. Впрочем, польза от нее все-таки случилась, когда пришлось помочь Фандорину в драке с Анваром-эфенди…
    • В романе она всё же POV, так что сюжет движется в немалой степени благодаря её вмешательству.

Зарубежное

  • «Большой Лебовски» — Донни. Он не делает ничего полезного. Он ничем не помог своим друзьям. Он задаёт вопросы, на которые зрители уже знают ответы. Его комментарии только раздражают. Он вообще никак и ничем не продвигает сюжет. Уолтер всё время просит его заткнуться, а Чувак его просто игнорирует. Даже его смерть в финале ничего не меняет и не делает смысла.
  • «Звёздные войны» — некоторые (в первую очередь — хейтеры приквелов) считают сабжем Джа-Джа Бинкса. Между тем, в глобально-сюжетной перспективе он вначале играет весомую роль, так как именно он дважды помогает джедаям выйти на гунганов, а вот потом чуть ли не камень на шее: главгад успешно использует его для собственного прихода к власти.
    • Ну так там проще перечислить тех, кого главгад не использует для собственного прихода к власти. Джа-Джа в этой категории совсем не одинок.
    • C-3PO туда же, только в шестом эпизоде он был полезным, а обычно он только ноет.
  • «Индиана Джонс и Храм Судьбы» — певичка Вилли.
  • «Криминальное чтиво» — Винсент. Всю работу делает Джулс, а от Винсента одни проблемы. С другой стороны, идиотизм Винсента очень забавен
  • Дженнифер, возлюбленная Марти, из «Назад в будущее» 2 и 3 — нераздражающий пример, вплоть до того, что её большую часть фильма таскают туда-сюда в бессознательном состоянии.
  • «Оружейный барон» — Виталий для Юрия. Ничего особо полезного в качестве компаньона не делает (разве что моральную поддержку оказывает, и в случае на корабле подкидывает пару полезных идей), а потом и вовсе становится камнем не шее, сначала стырив и употребив килограмм кокаина, а сильно позже почти сорвав сделку и погибнув, попутно подставив брата под удар.
  • «Парк Юрского периода» — детишки, Тим и Лекс. Особенно Тим — Лекс хотя бы умудряется перезапустить систему электронных запоров, в то время как Тим мужественно подбадривает её… вместо того, чтобы принести ружьё Алану и Элли, из последних сил удерживающих дверь под натиском динозавра.
  • «Проект А». Трудно, ох трудно Дракону Мао (Джеки Чан) спасаться от погони с невестой-балластом на руках! Он умеет прыгать через заборы — она нет. Он не робеет — а она в истерике. И т. п.
    • Для ранних фильмов с Чаном девушка-балласт — вполне нормальное явление (за очень редкими исключениями). «Проект А», кстати, не из самых ранних, а из «среднего периода» (который тоже этим страдал).
    • В «Доспехах бога 2» на Джеки навешивают аж трёх таких девушек. И если Эльза хотя бы предположительно знает код от золотохранилища (на самом деле не знает) и пытается помогать в бою, то «эксперт по пустыням» Ада только орёт, паникует, закатывает истерики и падает в каждую лужу. Третья барышня, Момоко — с прикрученным фитильком: она опытная и практичная путешественница, но в драке с шайкой вооружённых бандитов всё равно не помощница.

Телесериалы

  • «Бомбила», второй сезон, первая арка («Вдовец»). Марта Куличкова, которую одно время таскали с собой главные герои, поначалу выглядит сабжем в чистом виде: нрав у неё стервозный (не от хорошей жизни), обожать обоих героев ей не за что, и нервов она им таки немного попортила. Но она ценный свидетель, приходится терпеть.
    • А потом она подняла и уровень крутизны, и уровень доброты (точнее, перестала прятать свои хорошие качества)… в общем, проапгрейдилась до хорошего товарища.
  • «Реальная мистика» — Виолетта. Не участвует в расследовании дел ВООБЩЕ. Единственное, чем она занимается всё экранное время — это строит интриги на работе.
    • Но всё-таки её гороскопы не один раз помогали повернуть расследование в нужное русло.

Мультфильмы

  • «Храбрая сердцем» — главная героиня. Всё хорошее, что она сделала за фильм — исправила то плохое, что сама же и натворила.
    • Так собственно вся история — о ней и её взрослении через ошибки. Вы бы ещё всех героев классической литературы сюда записали, потому что-де не делают ничего.

Мультсериалы

  • «Рик и Морти» — Морти (да и вся его семья) в приключениях зачастую играют роль балласта (особенно с точки зрения Рика). Впоследствии ситуация несколько улучшается.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — деконструкция. Когда в четвёртом сезоне шестёрку и Спайка засасывает в комикс про Могучих пони, Спайку достаётся роль бесполезного малыша Хамдрама. Но в итоге именно он спасает взятых в плен героинь, применив вместо суперспособностей смекалку. Ну а в официальном комиксе от IDW Хамдрам и вовсе оказывается не балластом, а сердцем группы.
  • «Черепашки-ниндзя» (2012) — Мондо Гекко, подросток-мутант-геккон-скейтбордист, нужный только для разрядки смехом.
  • Смешарики — Нюша в серии «Балласт». В буквльном и переносном смыслах.

Манга и аниме

  • Берсерк — Фарнезе ди Вандимион в 22-30 томах манги: постепенно поднимает сначала уровень доброты, затем уровень крутизны (и уровень бытовых навыков тоже) и, соответственно, общий уровень полезности.
    • Ну а с 30 тома ей на смену в качестве балласта (в том числе и балласта буквального, ибо путешествие продолжается на корабле) приходит её старший брат Манифико.
  • В шаблонных и непритязательных аниме (особенно гаремного жанра) довольно много персонажей, олицетворяющих данный троп. В основном за счёт того, что эти лица, редко блещущие умом, вводятся в историю как вспомогательные мотиваторы на те или иные действия для основных героев. Так называемый «офисный планктон сюжета», на объективную бесполезность которого у протагонистов негласно принято закрывать глаза, в соответствии с корпоративной японской этикой.
  • «Shaman King» — на первый взгляд, таким кажется Манта: мало того что у него нет никаких способностей, так ещё и на сюжет никак не влияет. Но это не так: он всегда поддерживал Йо в трудные минуты, улаживал конфликты между другими и всегда был ко всем добр. А к концу сериала так вообще получил своего духа-хранителя и у него открылась способность видеть вещие сны. Так что, он не балласт, а сердце группы.
  • Kill la Kill — таким могла показаться Мако Манкансёку. Прямо скажем, не блещущая умом девочка обеспечивает Рюко стол и кров и огромную порцию болтовни, а в одной из серий и вовсе поддается на уловку, организуя клуб и забирая всю выгоду себе, в конце и вовсе пойдя против Рюко. Но уже в середине сериала только Мако своей фирменной проповедью одна смогла вытащить Рюко из состояния берсерка, потом она целехонькой и с кучей сувениров возвращается с поля боя в Осаке и далее по нарастающей — звездный час настает, когда она в одиночку спасает корабль от местного годзиллы из глубин.
  • JoJo's Bizarre Adventure: Энн, девочка-бродяжка в третьей части. У неё в одном месте заиграла жажда приключений, и она на несколько арок прилепилась к героям, зная, что за ними вообще-то охотятся странные личности с паранормальными способностями. Стенда не имеет, драться не может, умом не блещет… Единственный раз, когда от неё была польза — это когда она в арке Раббер Соула поняла, что с Какёином что-то не так. Даже для разрядки смехом не годится — слишком унылая. После арки Wheel of fortune малявку всё же отправили домой и больше не вспоминали. Ну и зачем этот персонаж был нужен? Ради сомнительной сцены в душе?
    • Триш из пятой части. Да, почти весь сюжет, по сути, завязан на ней, только вот кроме первой встречи ребят с ней, и единственного раза, когда она использовала свой станд, она особо-то ничем и не выделилась. К тому же, из-за того, что банде Буччеллати пришлось её защищать от людей Босса и собственно него же самого, из сюжета тупо выкинули Фуго, а позже умерли Абаккио, Наранча и сам Бруно. Сама же Триш большую часть времени ничего не делала, команде ничем не помогала и просто отсиживалась в черепахе.
  • Sailor Moon — Меркурий, Марс, Юпитер и Венера в третьем сезоне. Не участвуют в боях, поскольку Тверди, Волны и Лунного жезла вполне достаточно, чтобы победить тупого, бессмысленного монстра.
  • Hunter x Hunter — Леорио в арке с экзаменом. Из-за необдуманных действий постоянно попадает в беду и создаёт проблемы на пустом месте не только себе, но и остальным ребятам, которые не могут этого придурка просто так взять и бросить. В первый раз за него переживаешь, во второй думаешь, не дурак ли он часом, а в третий и последующие разы это уже начинает откровенно раздражать. Получается просто притянутое за уши растягивание сюжета.
  • Scrapped Princess: Пасифика очень боится стать такой, потому что её приходится полагаться на своих телохранителей и, по совместительству, приёмным брату и сестре Шеннона и Ракель. Потом, впрочем, она открывает у себя полезные способности.
  • Sword Art Online — целый ряд персонажей, которые раскрываются и демонстрируют индивидуальность, но вскоре превращаются в «картонки», просто произнося нужные слова в нужный момент. В бою толку от них также не много, поскольку Кирито в любом случае справится сам.
  • Sentouin, Hakenshimasu! — Гримм. Передвигается в кресле-коляске, спит днем, ночью насылает стра-а-ашные проклятия вроде ушибленного мизинца…от которых чаще всего сама и страдает.

Видеоигры

  • Практически любая эскорт-миссия в практически любой игре. Радуйтесь, если ваш спутник будет хоть чем-то вооружён. Или не радуйтесь.
  • Наемники в игре Dune 2000. Когда враги создают хорошо сбалансированную армию и всегда отстраивают поврежденную базу, то наёмники строят исключительно слабые осадные танки и нанимают гранатомётчиков, которые в финальных миссиях бесполезны. О восстановлении базы вообще речи не идёт… Ну ладно балласт, так они ещё и выходят их боя, если понесут большие потери, что может превратить их в камень на шее, если бы не одно но: они прикроют игрока на ранних этапах игры, и, когда они объявят нейтралитет, тот уже будет достаточно развит и просто разнесёт их базу и установит там свою.
    • Фремены в 4 миссии за Артрейдесов: фремены, в целом, держатся молодцом, но, если игрок тупит и тянет время, то, вместо того, чтобы продолжать обороняться, они могут ринуться в атаку на базу врага. Инициатива сама по себе похвальна, но, оставленный без защиты сиетч будет быстро уничтожен.
  • Зачастую — напарники персонажа в компьютерных играх. Особенно если ваш персонаж вор, или вообще так или иначе часто пользуется скрытностью, и напарник ему нужен как собаке пятая нога.
    • Jade Empire — субверсия. В бою напарники практически бесполезны — разве что врага на себя отвлечь — а вот в режиме медитации они восстанавливают ресурсы героя и уже куда полезнее.
  • Resident Evil 4 — Эшли, дочь президента. Особо не мешает (разве что орёт, когда её в очередной раз пытаются похитить), но и ничем не помогает.
    • Впрочем, во второй половине игры Эшли из балласта становится довольно толковой девчонкой — то ключ-пластину притащит из недоступной Леону области, то лихо управляет бульдозером, пока агент Кеннеди отстреливается от инфицированных. Да и на первых этапах есть парочка случаев, когда Эшли пролезает в окно и отпирает изнутри дверь. А когда игроку приходится немного поиграть за нее, оказывается что она может за себя постоять.
  • Resident Evil 6 — в сценарии Ады балластом может стать второй игрок, потому что сценарий рассчитан на одного и Агент не обладает нужными навыками (например, он не может использовать крюк в драке с одним из боссов) и постоянно будет попадать в нокдаун.
  • Серия квестов Runaway. Если Суши Дуглас — богатая хакерша, Сатурно — эксцентричный изобретатель, то вот растаман Рутгер только и занят тем, что курит коноплю. Единственная полезная вещь, которую он сделал — это накурил героя в первой части, чтобы тот мог стать медиумом в спиритическом сеансе.
  • Langrisser IV — Рейчел, правда с прикрученным фитильком — её никак не назовёшь совсем уж бесполезной (сражается не хуже других, и единственный персонаж в начальных миссиях, знающий заклинание исцеления), но прокачивать её не просто не рекомендуется, а ОЧЕНЬ не рекомендуется. Всё потому, что какой бы из трёх путей прохождения вы не выбрали, в финальных сценариях она будет бесполезна: на пути света она примет участие в двух первых сценариях из девяти, на пути независимости её вообще не будет, на пути тьмы она станет доступна со второго сценария (из четырёх), но в середине последнего перейдёт на сторону врага, да ещё и утянет за собой одного из ваших соратников, предельно усложнив и без того непростую миссию. В итоге игроку просто нет смысла её прокачивать и всё, что она будет делать в миссиях, где участвует — это стоять в тылу и не мешаться.
    • Кроме того, в играх серии, которые подразумевают разные пути прохождения (в первую очередь это Der Langrisser), такие персонажи являются опциональными: при каких-то путях они вполне себе полезны, при каких-то — балласт по причине, описанной выше.
  • Detroit: Become Human — Алиса для Кары и сюжета.
    • По мнению автора правки — большая часть линии Кары в частности. Видимо, ее переработали в пользу линий Коннора и Маркуса.
  • Super Mario Bros — Очень много, в основном, Тоады.
  • Pathfinder: Kingmaker — Сластёны. Милые, наивные, весёлые и абсолютно бесполезные друзья Каликке. Собственно это признаёт даже она сама (что уж говорить про Канеру), да и задания, которые им можно дать, это лишь подсвечивают.
  • Battle Brothers — ополченцы в миссиях по обороне поселений. Обычно их отряд бездумно прёт в атаку на орду нежити, орков или рыцаря с толпой телохранителей, в лучшем случае забирает одного-двух врагов и выпиливается почти в полном составе уже к третьему-четвёртому ходу. Если у врага есть некроманты, упыри, орки-берсеркеры и другие юниты, набирающие силу с каждым фрагом, превращаются в камень на шее.
  • Warframe — по большей части аверсия и даже инверсия: на регулярные миссии (например, потому что часть реликвий Бездны падает и открывается только в начальных локациях) нет-нет да заглядывают игроки, способные полчаса нагибать весь уровень в одиночку и оставляющие команде только сбор лута.

Визуальные романы

  • «Бесконечное лето» — «Толик». Из уродливого статиста, заполняющего фон в столовой, стараниями фанатов окрутел вплоть до уровня демиурга.

Реальная жизнь

  • Первая мировая война — Румыния была настоящим ужасом, а не союзником. Мало того, что румынская армия традиционно страдала от проблем со снабжением, так в силу географического положения Восточный Фронт расширился на юг и открыл путь для наступления болгар, что ой как «помогло» России — ради спасения румын пришлось разворачивать новый фронт, оттянувший на себя четверть Российской императорской армии. А по итогам войны Россия осталась в минусах, зато Румыния захапала земли как Российской империи (Бессарабия), так и Тройственного Союза (Трансильвания).
    • Правда, реальная политика — не художественное произведение, поэтому тщательный отыгрыш такого «балласта» — проблема для союзника, но успех для самого себя. Из Первой Мировой Румыния вышла с минимальными потерями и максимальными (в относительном выражении) приобретениями.
    • Ненамного лучше союзникам «помогла» и Италия. Достаточно сказать, что итальянцы с таким успехом бодались с австрийцами на реке Изонцо, что их сокрушительный разгром при Капоретто (который заставил англичан и французов начать массовую переброску войск в Италию) имеет ещё одно название — Двенадцатая битва при Изонцо!
    • А со стороны Четверного союза эту роль взяла на себя Австро-Венгрия, которая более-менее успешно воевала только с итальянцами. А вот на Восточном фронте австрийцы были для немцев скорее балластом, чем помощью, вчистую слив русским две кампании.
  • Вторая мировая война — с фитильком Италия. Вообще, стоит признать, что итальянцы в этой войне сражались храбро и, в общем-то, даже неплохо. Но это не меняет той детали, что немцам пришлось отвлечь немало сил на помощь им, а с осени 1943-го, в условиях рушащегося Восточного фронта, воевать на Апеннинах вообще самостоятельно, поскольку сами итальянцы, к тому моменту, потеряли уже треть полуострова и вышли из войны.
    • И снова Румыния. Именно благодаря небоеспособности румынских дивизий (вызванной — чем бы вы думали — неладами со снабжением!) советской армии удалось замкнуть Сталинградское «кольцо». А в 44-м румыны под руководством короля Михая I, который отлично чуял к чему всё идёт, вообще устроили переворот, свергли кондукэтора Йона Антонеску (верного союзника Гитлера) и в результате обрушили своим недавним союзникам весь южный фронт. Сами немцы, впрочем, весьма неплохо оценивали своих союзников: румыны занимают первое место по количеству награждений Рыцарскими Крестами срели иностранцев, а маршал Манштейн как-то назвал румынских солдат (но не офицеров!) лучшими союзниками, которые были у немцев на той войне.
  • Когда на физкультуре начинают играть в футбол/волейбол, в какой-нибудь команде (или во всех) данную роль будут играть самые худшие игроки, выбранные по остаточному принципу. Как автор правки, например.

См. также