Спаситель-разрушитель

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Destructive Saviour. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Было необходимо уничтожить город, чтобы спасти[1] его. »
— Майор армии США на брифинге перед журналистами во Вьетнаме
« Во время их сражений страдает имущество простых людей. Суперы летают вокруг, швыряют повсюду молнии или что-нибудь еще и не задумываются о последствиях, когда в качестве метательного снаряда используют машину какого-нибудь несчастного обывателя, или когда в устроенном ими пожаре сгорает чей-то бизнес... »
— «Правила свидания с подручным злодея»
Apocalypse-Man.jpg

Хорошая новость: сюда спешит могучий герой, который набьёт злодею лицо и всех нас спасёт. Новость плохая: сюда спешит могучий герой, который набьёт злодею лицо и всех нас спасёт. Уважаемые граждане, соберите документы, ценные вещи, детей и домашних животных и направляйтесь в сторону ближайшего бомбоубежища. Заранее приносим искренние извинения по поводу доставленных неудобств. Ваше недвижимое имущество покроет страховка героя, что касается движимого… ещё раз заранее просим извинения.

Нет, наш герой, безусловно, герой, и даже не «анти-», и его благие намерения не обсуждаются. Просто в процессе спасения мира окружающая обстановка может немного (а чаще много) пострадать. Может, силы героя сложно удерживать под контролем. Возможно, ему просто наплевать. Возможно, он просто не слишком умён. А может быть, просто считает наносимую им пользу меньшим злом. Так или иначе, когда он начинает геройствовать, простым смертным лучше убраться из зоны прямой видимости и звонить в МЧС.

Пересекается с тропами Херой и Караул, спасают!. Подтроп — Панургова полиция, когда спасают-разрушают именно сотрудники органов.

Примеры[править]

Литература[править]

« Дом горел, и в этот раз не по моей вине. »
— «Досье Дрездена», первое предложение одной из книг
  • Гарри Дрезден специализируется на самых разрушительных стихиях — огонь, ветер, кинетическая энергия, гравитация, с некоторых пор лёд — и склонен к бешеному гневу, к тому же дурной магической силушки ему не занимать, а вот с фокусировкой пока проблемы. Так что уже в третьей книге момент, когда Гарри роняет/взрывает/сжигает к чертям какое-то малонаселённое здание, стал постоянной шуткой, а шестая книга начинается с фразы, вынесенной в эпиграф статьи.
    • К чести Гарри стоит заметить, что он старается разрушать именно что малонаселённые здания, а лучше вообще буйствовать вдали от городов. Получается всё равно не всегда, во второй книге вервольф на пару с Дрезденом громят полицейский участок так, что ой.
    • В той же шестой книге наёмник и охотник на вампиров Кинкейд в ответ на вопрос, каким образом лучше всего обезвредить гнездо вампиров Чёрного двора, выдал: «Снести здание взрывчаткой со всеми, кто внутри. Обломки залить керосином и поджечь. Когда прогорит, ещё раз взорвать». Узнав, что придётся освобождать заложников, он заметно скис, но новый план сформулировал. В итоге гнездо взяли штурмом, заложников освободили, но зданию-таки досталось.
    • Эбенизер Маккой, член Высшего Совета магов на должности особого назначения — педаль в асфальт. Не сказано, с чем он мог так воевать, но взрыв на Тунгуске и вулкан Кракатау — его рук дело. Причём Гарри он приходится дедушкой по матери, так что это, наверно, семейное. А на особо живучего вражину он «всего лишь» сбросил с орбиты русский спутник.
  • Роберт Джордан, цикл «Колесо времени»: Ранд ал’Тор, Возрождённый Дракон — квинтэссенция тропа. Да, ему предстоит спасти мир в Последней битве. Да, без Возрождённого Дракона Тёмный одержит победу. Но в процессе спасения Дракон обрушит на мир хаос, войны, катаклизмы и прочие бедствия. И ничего не поделаешь — с пророчествами не поспоришь. «И он, тот, кто будет рождён Рассветом, рождён Девою, как возвещает Пророчество, возденет руки свои наперекор Тени, и возопит мироздание, в страдании обретая спасение. Да будет славен Творец, и Свет, и он, родившийся вновь. И да спасёт Свет нас от него».
    • Стоит отметить, что в данном случае троп получился с зигзагом: 95 % хаоса и боевых действий сторонники Света успешно устроили без участия ал’Тора. Но при этом доходило до того, что Ранда в беспорядках обвиняли… непосредственные организаторы беспорядков (привет Айз Седай из Салидара, устроившим гражданскую войну в Андоре). Неудивительно, что перед началом Тармон Гай’дон Дракон Возрождённый решил шантажировать половину планеты, пытаясь заставить их подписать мирный договор — ведь даже его возлюбленная Илэйн больше задумывалась о личной выгоде и подчинении соседей, чем о войне с Тенью.
  • «Сильмариллион» — валар пришли и победили злого Моргота, ура? — Не совсем, они немного не расчитали свои почти божественные силы и случайно затопили пол-континента. С тех пор они решили, что лично бороться со злом они не будут, а пошлют своих слуг, благо Моргот был единственной угрозой, которую невозможно устранить без личного участия валар.
  • «Таня Гроттер и магический контрабас» — титаны, освобождённые Таней в финале, расправляются с Чумой-дель-Торт и Деревянным Демоном, попутно разрушая большую часть Тибидохса.
  • Приключения Пифа — Пифу поручили защищать сушащуюся одежду. Он и защитил, так, что ничего от неё не осталось.
  • Всеволод Мартыненко, «Пойнтер в гору не пойдёт». Джеку Пойнтеру пришлось выполнить для огров три задания. Первое — избавиться от исполинской землекройки — закончилось уничтожением монстра и попутно разрушением стадиона для Сакральной игры. Второе поручение — вернуть замороженную ледяным демоном реку — тоже было выполнено успешно, после смерти демона магический лёд растаял. Весь. А копился он пятьсот лет. В общем, едва потоп слегка схлынул, как огры озвучили третье пожелание: « — Пойнтер-р! Сделай огр-рам добр-ро! Убир-райся, пр-росим покор-р-рно!!!»
  • Метавселенная Рудазова — Креол просто от сердца любит вандализм.
  • Мари Фи, «Правила свидания с подручным злодея» — из-за производимых супергероями разрушений, в Канаде приняли ряд законов против самосуда. Теперь героев там практически нет. А когда супергерой Светоч, пытаясь предотвратить зловещие планы злодея Статика разносит его лабораторию — ему светит суд и наказание. И правильно, потому что Светоч - фанатичный храмовник, а Статик всего лишь пытался разработать новый способ производства электроэнергии.

Кино[править]

  • Хэнкок — просто эталон. Это потому, что он крутой козёл.
  • Практически любой герой боевика 80-х.
  • Джон Спартан из фильма «Разрушитель». Оно не зря так называется.
  • «Доспехи бога 2»: попытка Эльзы пострелять из пулемёта размером чуть меньше её самой. Впрочем, виновата тут не она, а хозяин гостиницы: содрал с перепуганной девушки деньги, всучил ей пулемёт, а сам спрятался — не обижайся, что она, прогоняя бандитов, не справилась с отдачей и разнесла твое заведение.
  • «Человек из стали»: что за фигня, Супермен?
    • Именно это настроило Бэтмена против Супермэна: в развалинах погибло несколько друзей Брюса Уэйна.
    • А то что город пол-часа утюжило Преобразователем Планет, и в нём бушевали сумасшедшие суперзлодеи, которые поставили себе целью убить всех человеков и которых поэтому ни фига не удалось бы «увести в безлюдное место», как того требовали диванные тактики, почему-то в расчёт не берётся.
      • Осуждается скорее тактика «швырять злодеем в очередной небоскрёб, но до последнего не убивать». От которой сам же Супс в итоге вынужден был отказаться.
  • Бонд, Джеймс Бонд. Какой он, к чёрту, шпион? Он любому диверсанту (причём советскому) даст сто очков вперёд!
  • Бэтмен и Робин в одноимённом фильме. Как написал один рецензент, «они так раздолбали музей, спасая алмаз, что, наверное, дешевле было просто отдать его мистеру Фризу».
  • «Люди Х», что оригинальная трилогия, что новые фильмы. В процессе своих драк мутанты способны снести к чертям всё, что угодно, а уж если на сцене есть Магнито…
    • Да и Мстители, собственно, тоже.
      • В третьем «Капитане Америка» одна из ключевых тем — побочные жертвы разборок сверхлюдей, в том числе и в прошлых фильмах.
      • Кроме того в сериалах по той же вселенной, более темных и мрачных, о жертвах говорится напрямую. А конкретно в сериале «Джессика Джонс» есть эпизод с семейной парой, потерявшей ребёнка, поехавшей на этой почве, и в связи ненавидящая сверхлюдей.
      • Педаль в асфальт давит человек-паук. За весь фильм он наломал всякого, важного и не очень, самолёт Старка спас разбив его вдребезги, хотя мог просто предупредить по телефону,[2] а по-настоящему спас только школьников в лифте… которые изначально из-за него и оказались в опасности.
  • «Охотники за привидениями»: в первом фильме взорвали крышу дома с нехорошими квартирами и уделали пол-Манхеттена расплавленным зефиром, а во втором и вовсе угнали Статую Свободы и разнесли музей. И это не считая всяких мелочей. Хотя обезвреживаемые ими чудовища не оставили бы от города и камня на камне или навели бы такие порядки.
    • А вот самое первое их боевое задание из фильма 1984 г., когда они поймали Лизуна, больше подходит под этот троп, так как вреда от зелёного существа было бы гораздо меньше, чем от его ловли. Плюс охотники отелю и счёт выставили в $5000. Заплатили им только потому, что они пригрозили выпустить вредителя обратно.
    • В мультсериале тоже много чего наделали. В серии «Жанин-охотница» («Janine Melnitz, Ghostbuster») взорвали часть здания, где на 13-м этаже был офис древнего бога Протеуса. В серии «Петух-оборотень» для обезвреживания этого оборотня заморозили Эмпайр-Стейт-Билдинг и прилегающие районы. А в серии «Ожившие комиксы» («Captain Steel Saves the Day») появляется герой комиксов, сбежавший с рисунка, Стальной Капитан, такой же спаситель-разрушитель. Также в этой серии есть и некоторая деконструкция супергеройских комиксов.
  • Годзилла имеет очаровательную привычку выяснять отношения с другими кайдзю в центре Токио. Хотя, если подумать, то так было надо.
    • И Мотра тоже. Справедливости ради, Мотру кто-то сдуру (точнее ради наживы) «приглашает», похитив её ненаглядных феечек Космос Земли. См. фильм «Мотра» 1961 года.
    • Эти феечки (получившие имена Лора и Молл), но из фильма «Мотра» уже 1996 года, тоже хороши. Во время воздушной битвы, пытаясь отобрать артефакт у своей злой сестры, разгромили полдома, где проживала обычная японская семья. Конечно, они извинились. А так как феи маленькие, то и ущерб от их деятельности несравним с действями кайдзю, которые вступили в игру позже и не без помощи злой сестры.
    • Люди, впрочем, пытаясь спастись от монстра, тоже бывают… хороши. С едким сарказмом подсвечено в фильме «Годзилла: Возрождение». «Армия США собирается бомбить Годзиллу! Всем спрятаться в метро и подземные бомбоубежища!»
  • «Гамера» — кайдзю, выглядящей как клыкастая прямоходящая огнедышащая летающая черепаха, конкурент Годзиллы от конкурирующей киностудии, спасает мир аналогично. В фильме «Гамера 3: Месть Ирис» (1996 г.) авторы столкнули вместе людей, которые считают реактивную черепаху героем с людьми (точнее одной ОЯШей), родственники которых погибли из-за того, что Гамера наступила на их дом. Впоследствии выяснилось, что Гамера хотела спасти родителей школьницы, но не успела.
  • Кстати, о кайдзю. «Тихоокеанский рубеж»: военные в процессе уничтожения первого монстра сделали необитаемым изрядный кусок Калифорнии, и это не говоря о том, что у монстров жутко токсичная кровь. ОБЧР в данном плане оказались надёжнее: обычно они перехватывали кайдзю ещё в море, а если не удавалось, сносили «всего» пару кварталов.
  • «Трансформеры» — автоботы, в общем-то, действительно спасают людей. Но то, как они это делают, поневоле заставляет призадуматься, откуда правительство США берёт деньги на выплату страховых…
  • «Дэдпул»: протагонист, в обеих частях. Особенно в первой. По сравнению с другими примерами он выглядит, конечно, бледновато — но зато работает на совесть, хотя часто и нечаянно.
    • Разрушитель? Ещё какой… А вот спаситель ли? Кого же он спасает? Ванессу? Так там уже и рушить было нечего… А во втором фильме по части разрушений идет Кейбл.
  • «Отряд самоубийц: Миссия навылет»: Миротворец в отчетливо пародирующем Супермена одеянии без тени иронии говорит, что за дело мира не пощадит стариков, женщин и детей. И таки да, в процессе «спасения» страны та лишается нескольких десятков борцов за свободу (герои приняли за врагов), президента, его заместителя, сотен солдат и немалой части города с гражданскими. Но свобода того стоила… наверное?
  • «Хищник» — когда Датч с командой разносят лагерь повстанцев, как-то забываешь, что им поручили спасение заложников из этого лагеря…

Телесериалы[править]

  • Земляне в «Звёздных вратах». Раса, за десять лет выросшая в галактическую сверхдержаву, принеся свободу и демократию трем галактиками. Нет, всё это, конечно, «в ответку», но героям как-то не приходит в голову, что оппонента не обязательно уничтожать начисто. А с другой стороны, победить расу, обладающую подавляющим технологическим превосходством и не сдерживаемую нежеланием доходить до геноцида… Это не так-то просто, мягко говоря. И требует не церемониться в средствах.
    • Геноцид гуа’улдов.
      • Таки только системных лордов. То есть не геноцид, а уничтожение политической группы.
        • И вообще это большей частью заслуга репликаторов
    • Разрушение родного мира Ашенов в результате передачи им базы данных адресов Врат… ведущих в чёрную дыру.
    • Уничтожение расы Орай.
      • Справедливости ради — орай действительно были поголовно плохие. И крайне опасные.
    • «Правительство планеты перешло моральный горизонт событий» — ввиду неспособности противостоять рейфам заключило с ними договор, что те будут охотиться только на преступников в тюремной зоне. Что делают добрые американцы? Правильно, провоцируют полномасштабный налёт рейфов на всю планету.
      • Ну, там было несколько посложнее. Это договор привёл к тому, что уровень преступности на планете резко пошёл вниз. Но кормить рейфов всё же надо, так что они начали наказывать ссылкой на остров за любые проступки (например, мелкая кража или переход в неположенном месте), а то и вообще подставлять людей.
      • А если еще присмотреться, можно внезапно обнаружить, что устроение побега заключенным (в результате которого налет и произошел) было вообще не попыткой «навести свободу и демократию», а всего лишь способом спасти своих людей из тюремной зоны.
  • Дейнерис Таргариен, первая этого имени, в финальных сериях «Игры престолов» — педаль в пол.

Мультфильмы[править]

  • «Суперсемейка»: Мистер Исключительный, спасая самоубийцу и пассажиров гибнущего поезда, крепко их помял. Итог — судебный иск и гонения на всех супергероев.
  • Ради прикола мультик Текса Эйвери «Red Hot Rangers» («Лесные пожарные»). Собственно Джордж (в данной варианте Бёрнс) и Малыш. Гоняясь за маленьким антропоморфным огоньком, уничтожили половину заповедника.
  • «Отряд „Америка“: Всемирная полиция» — пародия. Этот отряд палит гранатомётами по террористам, но при этом мажет и сносит исторические достопримечательности (Эйфелева башня, Пирамида Хеопса).
  • Инверсия в «Ральф»: чтобы всех спасти «Сломать кое-что нужно!»
  • «Алеша Попович и Тугарин Змей» — в попытке спасти родной Ростов от ордынцев Алеша и ордынцев упускает со всем городским золотом, и случайно уничтожает все дома в городе, кроме церкви. «Да на кол их посадить!»
  • «Зверополис» — Джуди, гоняясь за мелким воришкой, стащившим трижды никому не нужные луковицы, разнесла половину квартала грызунов. Шеф был не в восторге.

Мультсериалы[править]

  • «Чип и Дейл спешат на помощь» (1989) — педаль в асфальт (буквально) в конце пятисерийного пилота: злодей с помощью гигантского желе устроил землетрясение под Центральным банком, в результате чего в здании треснули полы и все деньги просыпались в пещеру с желе. И как же герои его останавливают? Устраивают землетрясение ещё сильнее, чтобы всё здание банка провалилось в пещеру целиком, вместе с наводнившей его полицией. Разумеется, постройка нигде не обрушилась и никто из полицейских не погиб.
  • Чёрный Плащ из одноимённого мультсериала (1991) иногда отмачивает подобное. В пилотной серии вообще устроил взрыв, который снёс верхушку небоскрёба.
  • «Суперкрошки» (1998) — постоянный стиль «защиты города» главными героинями. В родном городе фитилёк прикручивается тем, что монстры дня разрушали не сильно меньше, а взгляд на это в более реалистичном сеттинге обыгран в серии «Town and Out». Суперкрошки переселяются в более урбанистический город Ситизвилл в связи с новой работой профессора Утония. То, что их здесь (в том числе, в новой школе) не знают как героинь — полбеды. Но вот наконец представляется случай, девочки преследуют грабителей с мешком денег (фактически несколькими сотнями долларов), и чтобы не дать им сбежать — уничтожают лазером из глаз мост, оказавшийся главной исторической достопримечательностью города, естественно, невосстановимой. После этого мэр вполне логично запрещает любую супергеройскую деятельность в своей юрисдикции.
  • «Кибер-шесть» (1999) — не то суб-, не то а- версия: Супергероические похождения протагонистки почти всегда сопровождаются разного рода разрушениями: от порчи фасадов и тротуаров до уничтожения целых зданий. Однако, её вины тут нет, ибо все эти погромы учиняют её противники. Так например, тупоголовые громилы идефиксы обожают палить по Кибер-шесть из крупнокалиберного оружия, а с меткостью у них дела обстоят не лучше, чем с мозгами. О неразумных сверхсильных чудовищах и говорить нечего (не то чтобы разумные сверхсильные чудовища относились к муниципальной собственности более бережно). И что же ей, не уворачиваться теперь?!
    • Тем не менее в эпизоде «Частный детектив Яшимото» (4 серия) Кибер-шесть уничтожила-таки аж целый разводной мост, чтобы уконтрапупить кайдзю-наутилуса. Впрочем, не сделай она этого, разрушения были бы гораздо серьёзнее.
  • «Юные Титаны»: стукнуть угрожающего городу суперзлодея — ещё куда ни шло, но стукнуть его двумя домами
  • Обстёбано в «Футураме»: «Спасибо вам, могучие безымянные герои! Стоимость изумруда, который вы спасли, чуть-чуть выше, чем сумма ущерба, нанесённого вами музею в процессе! Благодаря вам, наш город в выигрыше!» Возможно, «На тебе!» в адрес «Batman & Robin» из примера выше.
  • «Захватчик Зим»: Диб, когда пытается спасти город от Зима, тоже иногда выкидывает такое…
  • Superjail: в начале каждой серии Тюрьминатор успешно ловит преступника-отморозка Джека Найфа. А попутно устраивает разгром, причём с человеческими жертвами.
  • RWBY — в 8 сезоне герои вынуждены были попасть под троп. Салем с гигантской армией Гримм напала на королевство Атлас, состоящее из парящей высоко в воздухе богатой столицы и нищего города Мантл внизу. Изначально герои хотели стоять до конца и защищать Атлас любой ценой, но армия Салем оказалась слишком большой. Когда удалось на время вывести саму Салем из строя и обезглавить нападение, Руби и остальные решили через систему порталов эвакуировать все население столицы и Мантла в другое королевство, чтобы по возвращении Салем осталась ни с чем. Однако для этого пришлось использовать магический артефакт, который и удерживал столицу в воздухе… В результате большая часть населения оказалась спасена, но Атлас грохнулся на Мантл и затонул вместе с ним.
    • Впрочем, справедливости ради, армия начала бомбить наводненную Гримм столицу еще во время атаки, пока население пряталось в бункерах, поэтому когда герои решились ее уронить, от нее, скорее всего, и так немного оставалось.
  • Megas XLR — пародия. Герои так усердно спасают свой город от инопланетных захватчиков и всяческих монстров, что от него обычно камня на камне не остается. Ну а что вы хотели от пары юных раздолбаев, которым попал в руки гигантский меха? Также радуют надписи на разрушаемых строениях, вроде «удачно пустующее здание», «фабрика домашней работы» или «музей незаменимого искусства». А в одной из серий было дополнительно подсвечено, где они по словам напарника умудрились спасти мир не разрушив его. И нифига они не спасли.
  • Густав — протагонист венгерского сериала. Серия — «Густав — человек дела».
  • Happy Tree Friends: местный супергерой Сплендид — прямо-таки воплощение тропа.
  • Мультсериал «Уличные акулы» не столько давит педаль в асфальт, сколько вырывает педаль зубами из машины и затем ныряет с ней под асфальт. Из волны подражателей «Черепашкам-ниндзя» он выделяется тем, что заглавная четверка анималистичных бойцов-мутантов здесь наделена неимоверной физической силищей — могут кидаться танками и вязать узлом фонарные столбы, способны прогрызть и сожрать практически все, что угодно, и, как было уже упомянуто, умеют буквально плавать под землёй, как обычные акулы под водой. Каждое их геройство сопровождается разрушениями, при виде которых Хэнкок заплакал бы. И они еще удивляются, почему на них вешают всех собак
  • «Гриффины» — Питер, Куэгмайр, Джо и Кливленд решили стать настоящей «Командой „А“». У какой-то семьи, кошка залезла на дерево. Появляется фургон команды. Они начинают обстреливать дерево из автоматов. Дерево падает — прямо на дом семьи. Кошка благополучно спрыгивает.
  • «Тик герой» — даже просто патрулируя город, Тик оставляет после себя обвалившиеся карнизы, трещины в зданиях и ямы в асфальте.
  • «Охотники на драконов» — чтобы охота прошла более-менее чисто, героям желательно настаивать на эвакуации посёлков, куда вторгаются драконы. Никогда нет гарантий, что во время битвы имущество населения не пострадает, поэтому во избежание скандалов Гвиздо должен заранее предусматривать этот пункт в своём контракте.
  • «Смешарики» — в серии «Добро, зло и девочки» таким, из-за слов и книги Нюши о добре, становится надевший на себя маску Бараш. Подсвечивается им самим: «Почему так? Я хотел сделать как лучше, а получилось ещё хуже, чем всегда. Я шёл ко всем с добрыми намерениями — и всё рушилось. Я шёл за любовью, а вызывал лишь слёзы». Осознав это, решил сделать поворот налево и поджечь дом Нюши, но получил на это бронебойный ответ с подсветкой уже от неё:
«

Нюша: Мало тебе было Копатыча и остальных! Бараш: Нет, там было добро! Нюша: А в чём разница?! Бараш: Ну, смотря для кого... Нюша: Ты совсем дурак, да? В том-то и дело, что прежде чем кому-нибудь делать добро, надо подумать: будет ли на самом деле это добром для того, кому делаешь?

»
— Смешарики

Комиксы[править]

  • Супермену доводилось спасти Метрополис от очередной угрозы… попутно разломав изрядную часть города. Или это делала угроза. Ну вот что мешало выманить её подальше от зданий и там разбираться с нею на просторе?
    • Эм… Нежелание угрозы выманиваться? Когда, к примеру, гиганский робот Игрушечника стоит пореди города и выпускает во все стороны ракеты — его надо бить, а не предлагать отойти за городскую черту.
    • Во время боя с Думсдеем Супер старательно пытался не пустить его в Метрополис. В результате, кроме Метрополиса, Думсдей разнес пригород, заповедник, несколько автозаправок и супермаркет Лекса Лютора, сверхсекретную базу КАДМУСа, Лигу Справедливости…
      • Ну, как бы Думсдей с самого начала так вломил Супермену, что тот довольно долго валялся в отключке, пока Думсдей прыгал в сторону Метрополиса. Как только очухался и вылез из-под обломков — помчался вслед и остановил монстра ценой собственной жизни.
  • Supergod — Кришна был запрограммирован привести Индию к процветанию, поэтому устроил почти полный геноцид индусов и стер с лица земли все строения, чтобы решить проблему перенаселения и загрязнения окружающей среды, не говоря уже о ядерной бомбардировке Пакистана и последствий борьбы с другими богами.
    • Пакистану он всего лишь вернул его ракеты, а ядерную зиму использовал в своих интересах. И пытался-таки построить идеальную Индию и построил бы, если бы не другие «боги».
    • Ну и не полный геноцид, а просто снизил популяцию до численности ниже критической.
  • The Boys — комикс чуть менее чем полностью состоит из злющего стеба над «супергероями», постоянно разрушающими все вокруг в борьбе против таких же убыточных для человечества «суперзлодеев». Да сам сюжет начинается с того, что некий супергерой в погоне за противником снес на суперскорости девушку главного героя. Оставив только две окровавленные руки в руках самого ГГ… Прилагаются старое доброе ультранасилие и самокритика о всех сопутствующих супергеройству и комиксам стереотипах.
  • «Бэтмен. Белый рыцарь» — в Готэме существует целая коррупционная схема, основанная на тропе: покупаем недвижимость, повреждённую Бэтменом в процессе борьбы с суперзлодеями, восстанавливаем за счёт городского бюджета (Бэтмен, фактически, приравнивается к стихийному бедствию), продаём дороже. Позже выясняется, что фонд, покрывающий восстановление разрушенного, финансируется самим же Брюсом Уэйном. Узнав, что на этом наживаются коррупционеры, Уэйн в восторг не приходит.

Манга и аниме[править]

  • Slayers — Лина Инверс, и это всё о ней! Уже в первом эпизоде аниме можно увидеть, что её излюбленный способ уничтожения дикого дракона — боевым заклинанием термоядерного калибра, которое не оставляет камня на камне от окрестной деревни.
  • Naruto — у главного героя такое тоже бывает. Впрочем, там все ниндзя могут натворить такое побоище.
  • Насуверс — неоднократно:
    • Когда Сейбер высвобождает силу Экскалибура… Экскалибур — фантазм категории «Анти-Крепость», и последствия его применения в городе соответствующие. В схватке с морским монстром Жиля Кирицугу предусмотрительно подставил между ней и берегом корабль…
    • Но сам Кирицугу тоже замечен в подобном: в попытке убить одного из враждебных магов он взорвал целый отель. К его чести — предварительно устроив эвакуацию жильцов.
    • Арчер в сценарии Unlimited Blade Works уничтожил… кладбище. Субверсия, поскольку он как раз хотел «дружественным огнём» задеть Широ.
  • Neon Genesis Evangelion — почти каждый раз, когда евангелионы встречаются с ангелами, начинается соревнование под названием «кто больше нанесёт разрушений городу». Опять-таки, Токио-3 — не столько город, сколько укрепрайон и с задачей помощи пилотам Евангелионов и минимизации разрушений справляется отлично.
  • Muteki Choujin Zambot — дети в гигантских роботах, защищающие родной город от инопланетных вторженцев, по ходу сюжета навоевали так, что немногочисленные выжившие среди тлеющих руин начинают ненавидеть таких защитников. Позже конечно понимают, что лучше уж потерпеть таких горе-защитников, чем допустить геноцид населения Земли (а как ещё вы предлагаете воевать с монстрами, которые сами прут на людные места?)
  • Bleach — у некоторых капитанов Готэй-13 банкай имеет такую разрушительную силу, что прочим синигами остаётся только нырять в окопы: находиться рядом с командирами, вышедшими в полный боевой режим, небезопасно даже для своих.
    • «Беги, Кира. Не останавливайся, даже потеряв нас из виду. Если будешь не дальше, чем в 12 километров от нас, я не гарантирую, что ты останешься жив» — собственно, капитан Хицугая перед тем, как врубить свой банкай.
    • Но ледяной меч Хицугаи — это ещё цветочки по сравнению с банкаем главнокомандующего Ямамото: при неосторожном обращении его огонь (точнее, звёздная плазма температурой в несколько миллионов (!) градусов) может запросто уничтожить всё Сообщество Душ.
    • Банкай капитана Сой Фонг: конечно, до банкая Ямамото ему далеко, но это — переносная ядерная ракетная установка. При использовании Сой Фонг вынуждена привязывать себя, например, к дому, чтобы взрывной волной не смело.
    • Два слова — Зараки Кенпачи.
    • Сюжет «Hell Chapter» построен вокруг сабжа — спасая из Ада свою сестрёнку Юдзу, похищенную грешниками, Итиго чуть не развалил сам Ад. На что, собственно, и рассчитывали грешники, ожидая, что в ярости он начнёт крушить все подряд и разобьёт цепи, удерживающие их в преисподней.
    • Куросаки Ичиго — окончание манги получилась несколько смазанным с зияющей дырой в повествовании, протяжённостью около десяти лет. Тем не менее, одним из первых действий, совершённых Киораку в роли Главнокомандующего Готей-13 стал визит в мир живых, где он дал друзьям и родным Ичиго «билеты в Общество душ». Причиной тому — вероятность того, что Ичиго после тренировок во Дворце Короля станет настолько сильным, что просто его присутствие в мире людей будет опасно для них. В прочем, спустя десять лет Ичиго вполне спокойно живёт у себя дома с женой и ребёнком.
  • «Демон против демонов» — Данте. Разнёс мост во время погони за очередным демоном. Впрочем, компенсировал нанесённый ущерб стараниями Леди. И на это ушла бОльшая часть его гонорара.
  • Tiger & Bunny: Котецу Кабураги именно за это и получил своё прозвище (а его первые спонсоры — сперва убытки, а потом и разорение).
  • Toaru Majutsu no Index — некоторые эсперы могут неслабо начудить, используя свои силы.
    • Мисака Микото регулярно обесточивала Академия-сити, давая отпор очередному хулигану
    • Акселератор — флэшбэк с его задержанием напоминает попытки остановить Халка
  • Берсерк — деревню Енох герои спасли методом «пусть речка выйдет из берегов и смоет троллей». Разумеется, вместе с троллями снесло и несколько домов.
    • К чести селян они вполне себе благодарны героям, ведь дома они отстроят, а их женщин не будут похищать, насиловать и убивать монстры. Этим они проявляют адекватность, которой стоит поучиться многим неблагодарным козлам из других произведений, которые норовят после предотвращения уничтожения города/континента/мира начать возникать по поводу уничтоженного автомобиля или квартиры.
  • Isekai Quartet
    • KonoSuba — вечная проблема главных героев. Во время битвы с Вердией разрушили городские стены, во время битвы с ходячим замком нечаянно телепортировали бомбу в особняк местного лорда (правда, вроде бы никто не умер), во время битвы с Хансом нечаянно превратили всю целительную воду на источниках в обычную.
    • Осторожный герой — Сэйя. Одолеть одного из генералов Короля демонов, задев лишь пару домов? Жители уже готовы нести его на руках, как герой решает для верности изничтожить остатки врага — в итоге вместе с деконструкцией тела врага на субатомные частицы превращает в руины и весь городок.
  • Shingeki no Kyojin — Спасая людей от женщины титана Эрен разрушил пол города и убил кучу мирных жителей.
    • Желая защитить Парадиз от угрозы извне, Эрен активировал Гул и направил титанов колоссов уничтожать весь мир за пределами Парадиза. При этом частично пострадал и сам Парадиз
  • One Piece — ох, сколько всего ломают мугивары в процессе спасения очередного острова. Даже удивительно, что их всё-равно чествуют как героев, а не гонят со всеми почестями.
  • Fairy Tail — основное занятие всей гильдии Фэйри тэйл в целом и главных героев в частности.
    • Не совсем, Фэйри Тэйл приобрела репутацию «буйной гильдии» во многом благодаря лично Нацу, который всегда рад зафигачить файерболом посильнее. Остальные члены гильдии работают не без косяков, но всё-таки без такого сопутствующего ущерба.
  • Katekyo Hitman Reborn! — Савада Тсунаеши (вообще говоря, не только он). Во время битвы с Деймоном Спейдом буквально разнес целый остров. Подсвечено Реборном: «Тсуна, тупица, не обязательно было весь остров сносить!». Не говоря уже об общими усилиями по кирпичикам разнесенной школе в арке Конфликта колец…
  • Noblesse — выдать в бубен плохишам дело святое, но бедному no-name городу и школе Е Ран от глав героев достаётся не меньше, чем злодеям. Этому городу нужен новый строитель!
  • City Hunter — в одной из серий второго сезона такой выступила Каори Макимура (палить из базуки по спецназу латиноамериканского диктатора который штурмовал дом главных героев в находясь самом здании, согласитесь далеко не лучшая идея. Неудивительно что Рё испугался её больше вражеских коммандос и попытался сразу отобрать базуку)
  • Trigun — Вэш Ураган же! «Город уничтожен, никто не погиб» — обычный результат появления Гуманоидного Тайфуна в округе.
  • Hataraku Saibou — стероид, который был принят для того, чтобы подавить аллергическую реакцию, попутно нанёс организму существенный ущерб. Не зря его в манге и аниме изобразили в виде натурального терминатора!
    • Стандартная процедура работы иммунных клеток с инфицированными вирусами клетками заключается в их прямом уничтожении.
  • C: The Money of Soul and Possibility Control — Йога Кимимару с товарищами, чтобы спасти заложенное людьми будущее, провоцирует высокую инфляцию, разрушение Финансового квартала и переход Японии на доллар.
  • «Ублюдок FFF-ранга» — подавляющая часть Героев и их компаньонов, за что эту пёструю толпу и ненавидит гг. Могли парализовать экономику целого города для спасения одной женщины. Сметать всё под ноль без оглядки там вообще в порядке вещей. Один раз троп отыграл сам главный герой, но ненамеренно и потом долго пребывал в депрессии из-за этой ошибки.
  • Senki Zesshou Symphogear — ладно, если героиням пришлось взорвать кусок Луны, который и так падал на Землю, угрожая убить всё живое: в конце концов, они разнесли его ещё до попадания в атмосферу. Но вот аварийная посадка неисправного шаттла обошлась дырой внутри горы Чогори́ и частичным разрушением какого-то пакистанского городка у её склона. К счастью, без жертв.
    • В 5-ом сезоне Цубаса во время зачистки города от чудовищ попадает под майнд-хак от Миллаарк, которую люто-бешено ненавидит и стремится уничтожить за резню на своём концерте. И раздухарившаяся Цубаса рвёт, мечет и жгёт напалмом монстров, вместо которых видит саму Миллаарк, едва не спалив до тла и остальной город.
  • Getsumen To Heiki Mina — Отсуки Мина часто сражается именно в подобном стиле. В одной из серий даже было подсвечено, когда ловя очередного пришельца она снесла нафиг мост, а потом, всё ещё вися в воздухе, растерянно чесала затылок, глядя на учинённый хаос. Хорошо ещё, что никто из горожан не пострадал. Вроде бы…

Видеоигры[править]

  • Можно спокойно отыграть этот троп в играх, имеющих в себе разрушаемость окружения и ландшафта. Чем шире возможности для разрушения, тем лучше.
  • Гордон Фримен в конце игры подорвал портал комбайнов, чем не только отсёк Землю от их вселенной, но и снёс верхнюю половину Цитадели, а весь Сити-17 пришлось эвакуировать, пока подбитый реактор Цитадели не хлопнул окончательно и не стёр город с лица земли. Впрочем, хлопнуть реактору активно помогали сами комбайны, чтобы за счёт дурного выброса энергии пробить проход обратно в свою вселенную, так что с прикрученным фитильком.
  • В обоих играх Prototype герои в итоге спасают Нью-Йорк как от заражения, так и от обеззараживания, но счёт только павших лично от щупалец протагониста идёт на тысячи, и это если не бегать по улицам и не буйствовать. Сюда же можно отнести и Чёрный дозор, который не стесняется зачищать заражённые кварталы при помощи артиллерии — но следует учитывать, что они же во всём и виноваты.
  • BioShock Infinite — Букер ДеВитт, спасая Элизабет, попутно устраивает в Колумбии революцию и превращает город в зону боевых действий. Неоднократно подсвечивается в самой игре, в частности, главным антагонистом Комстоком: «это закончится кровью, ДеВитт… но с другой стороны у тебя иначе и не бывает. Где ты — там и кровь».
  • Крутой Сэм и Дюк Нюкем в процессе похождений громят всё налево и направо.
  • Postal Dude спаситель весьма условный, но всё-таки борется с куда-а более неприятными персонажами. И чего только не делает в процессе…
  • Артас в WarCraft III устраивает пожар и резню в Стратхольме, чтобы справиться с чумой зомби.
    • Не совсем коректный пример. Цель была не в спасении Стратхольма, а в том чтоб не дать армии нежити уничтожить весь Лордерон. И другого способа решить проблему Артас не видел. Так что тут немного другой троп.
  • С прикрученным фитильком в одном квесте Fallout 2: в Модоке один старичок просит найти его потерянные часы. Предположив, что дедушка-склеротик случайно уронил реликвию в туалет типа сортир, вы спускаетесь в выгребную яму и находите там завал из камней, который, безусловно, можно расчистить всего одной связкой динамита. Вот только от динамита весь скопившийся в яме метан ка-а-а-ак… В итоге: на месте сортира воронка, полгорода в дерьме (буквально), Избранный удачно скосплеил Супермена на глазах у изумленных сопартийцев, зато часы найдены.
  • Dragon Age: Inquisition — Фен’Харел, более известный как Солас. Оба раза. В первый раз он, чтобы спасти угнетаемых эльфов от злобных эванурисов, создал Завесу, отделив Тень от физического мира — в результате чего эльфы лишились бессмертия, а мир — волшебства. Из за столь эпичного "Ай, молодца" в итоге пала эльфийская держава Арлатан, державшаяся как раз на магии, а эльфов поработили уже люди. Во второй раз он хочет спасти мир, уничтожив Завесу обратно — в результате чего нынешний мир погибнет. Но новый будет лучше, он гарантирует!
    • Самое смешное, что основной цели Солас не достиг, и на протяжении всей игры у него жестоко пригорает от созерцания «гордых, освобождённых» эльфов. По факту, он типичный херой.
  • Mass Effect — Шепард. Просто коммандер Шепард. В процессе спасения Галактики от Жнецов он много где побывал и много чего порушил, всё даже не вспомнишь.
    • Третья часть начинается с трибунала по поводу того, что Шепард уничтожил ретранслятор и оставил на милость жнецам население целой системы.
  • Red Faction: Guerrilla же! Красная Бригада и Алек Мейсон освобождают Марс до основания. Тема раскрыта в песне Space Asshole (неофициальный гимн Space station 13, в анекдотах подсвечено: «красная тревога, в отбытии два ассистента поют space asshole»)
  • Alien Storm: игра время от времени переходит из битемапа в рельсовый шутер, позволяя игрокам вдребезги разносить всё, что не прибито к полу. Особенно иронично встречается в миссии «save the laboratory», где эту самую лабораторию можно точно так же безжалостно разгромить.
  • Into the Breach: основная концепция игры строится на защите городов, но для выполнения дополнительных целей миссий и выживания отряда, особенно на высоком уровне сложности, несмотря на тактическую предсказуемость, вынужденно приходится подставлять мирные здания под удар насекомых. Игроку заботливо сообщают, сколько человек погибло в данном здании. В текущем таймлайне.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic — действия дважды джедая и лорда ситхов Ревана привели к тому, что за десять лет Орден джедаев достиг численности жалкой сотни, да и те спрятались, став объектом охоты ситхов-ассассинов. Что на Тёмной, что на Светлой стороне Реван позиционируется именно как спаситель. Ага, конечно.
    • За двадцать тысяч лет до этих событий предки джедаев — дже’дайии — плевали на общественное мнение жителей системы Тайтон, когда гонялись за террористами. Отвлечься от задания на умирающих невинных? Поймать преступника важнее! Повстанцы-вуки скрываются в лесах? Выжечь лес вместе с повстанцами! Целый город-миллионник поставляет оружие врагам дже’дайии? Разбомбить его, чтоб другим неповадно было! Просто педаль в центр галактики. В прямом смысле, так как система Тайтон где-то в центре Далёкой-далёкой и располагается.
  • X-COM 3 — воздушный бой с пришельцами идет в городе посреди небоскребов, почти каждый промах мимо инопланетного корабля куда-то да попадет, создавая жертвы и разрушения. И у каждого снесенного здания есть владелец… Свалившаяся тарелка тоже крушит постройки. При этом, спасая город от пришельцев, его можно покоцать заметно больше, чем если оставить алиенов в покое, дать им лететь по своим делам, а уже после вычищать их диверсантов солдатиками. На тактической фазе тоже стоит осмотрительнее стрелять из тяжелого оружия и кидаться гранатами, но ущерб тут не столь велик, как в стратегической фазе. Пострадавшие выкатят X-COM счет, а при неоплате — затаят обиду…
    • Во второй части перезапуска таки прикрутили разрушаемое окружение! После очередной спасительной операции в городских центрах Адвента инопланетянам в лучшем случае придется раскошелиться на новые стеклопакеты. В худшем — перестраивать разрушенные здания, латать крыши и обрушенные сцены, тушить пожары… Неудивительно, что в пропагандистских материалах XCOM фигурирует как террористическая организация. Взглянув на масштаб разрушений, поверить в это совсем несложно. Впрочем, и адвентовские солдаты (которые в глазах лоялистов как раз и играют роль спасителей) не гнушаются рушить инфраструктуру. Некоторые вражеские юниты настолько мощные, что способны буквально проламывать стены.
      • Сами поломали — сами восстановили. Так что можно простить.
  • The Bard’s Tale — сам Бард. Он, конечно, ни разу не герой, а всего лишь протагонист (то есть иногда спаситель) — но вреда нанёс ничуть не меньше, чем самые «прокачанные» и опытные личности из всех вышеуказанных примеров. А в двух (из трёх существующих) концовках он вообще пригласит адских тварей (или хотя бы не будет им мешать) на Землю… Да и в хорошей — судьба нашего шарика лучше никак не стала.
  • Disgaea давит педаль в ядро планеты, которую уничтожают во время очередной битвы. Да и не только планеты.
  • Соник, в очередной раз спасая мир, умудряется за одно разрушить всё, что попадет ему под ноги.
  • LEGO City Undercover — Чейз Маккейн, преследуя Бешеного Рекса, успевает разнести чужого имущества на миллионы деталек, похитить здоровенный изумруд из городского банка, а также телескоп из обсерватории, угнать спорткар, автозак, фуру с дорогой техникой, луноход, пожарный катер и подъёмный кран. Ну ничего, зато город спас. Поапплодируем!
  • Broforce — а вы ожидали что-нибудь иное от игры, являющееся оммажем к различным боевикам? Собственно, игру очень трудно пройти, не разрушив зданий, даже принадлежащих мирным жителям.
  • Magicka 2 — когда помогавшие смертным волшебники поубивали друг друга в междоусобицах, начался Золотой Век человечества.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — многие космодесантники в той или иной степени презирают обычных людишек и всё крушат, но некоторые отличились:
    • Железные Руки сами казнят каждого десятого на освобождённой планете за то, что её население оказалось недостаточно крутым и не отбилось без них.
    • Кровавые Ангелы — с прикрученным фитильком: добры к людям и благородны, но во время боя с ними лучше не стоять рядом — впадая в кровожадность, могут и задеть. Наследники отличились уже прямо: Расчленители не контролируют себя, а Рыцари Крови вдавили педаль в пол: настолько сходили с ума, что даже миссии на захваченных врагами далёких планетах ситуацию не исправили, и орден объявили предателями, хотя к Хаосу они даже не присоединялись.
    • Минотавры — не брезгуют хулиганить, мародёрствовать и добивать тех, кого должны были защищать.
    • Зловещие Десантники — самого названия уже достаточно. Во время Третьей войны за Армагеддон уничтожали отряды орков вместе с тысячами людей-заложников и гордились этим. Не хулиганы вроде Минотавров, но воспринимают здания, машины, солдат и мирных жителей как препятствия на пути.
    • Кархародоны — не разрушительны, но со временем становятся апатичны к жизням других, включая товарищей, — бой с врагами для них становится важнее спасения своих.

Музыка[править]

  • Rammstein — клип на песню Benzin. Пожарные на вызов, конечно, приехали, но по дороге такого наворотили…

Реальная жизнь[править]

  • До появления пожарных брандспойтов и огнетушителей (а дома были в большей степени деревянными) работа пожарного часто состояла в том чтобы как можно быстрее при помощи топоров и багров развалить горящий дом. Делалось это ради того, чтобы пожар не перекинулся на соседние дома.
    • Аналогично и сейчас для деревянных построек. Спасать их бесполезно, нужно лишь спасти жильцов и их имущество, после чего исключить переход огня на соседние дома.
  • Любая более-менее серьезная война может сопровождаться изрядными разрушениями при освобождении своих оккупированных территорий.
    • При этом самих оккупантов редко когда заботит организация бомбоубежищ для оккупированного мирного населения.
  • Как солдат кота с дерева спасал.
  • Трагическая судьба города Централии, ставшего прообразом Сайлент-Хилла. Под этим городом располагалась заброшенная угольная шахта, куда горожане сбрасывали мусор. Когда шахта стала откровенно вонять, несколько добровольцев[3] вызвались решить проблему. И, видимо сочтя себя самыми умными, подожгли ее. Угольную шахту, Карл!
    • Будучи пожарными, а не шахтёрами, они наверняка считали, что раз добычу прекратили, то угля там больше нет. Что угля там ещё может быть выше крыши, но низкосортного, добыча которого нерентабельна — не сообразили…
  • Два боевых самолёта пытались сбить вышедшую из под контроля мишень, ни разу по ней не попали, своими ракетами спровоцировали пожары, а мишень никому вреда не причинила.

Примечания[править]

  1. Примечание Save it в военном контексте может означать «удержать», не дать захватить противнику. В этом случае, прискорбно, конечно, что пришлось разрушить, но не такой каламбур
  2. Он сначала честно пытался. Но из-за того, что, до этого он сильно надоел своими звонками, его телохранитель Хэппи заблокировал.
  3. В довершение идиотизма — ими были местные пожарные.