Назад в будущее

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Back to the Future»)
Перейти к навигации Перейти к поиску


« Я встал на унитаз, чтобы повесить часы, но поскользнулся и стукнулся головой о край умывальника — так мне было явлено откровение, видение, картинка в моём мозгу, видение вот этого — потоковый накопитель. »
— Док Браун
« Если у вас будут дети, и один из них, когда ему будет восемь, нечаянно подожжёт в гостиной ковер, не наказывайте его. »
— Марти Макфлай
Back to the future part ii ver2.jpg

«Назад в будущее» (англ. Back to the Future) — американская фантастическая комедия середины 80-х годов, трилогия о совместных приключениях сумасшедшего ученого доктора Эммета Брауна и старшеклассника Марти МакФлая. Марти путешествует во времени и старается избежать темпоральных парадоксов, чтобы его мир остался таким, каким он его помнит. Трилогия имела бешеный успех и входит в топ-100 лучших фильмов на IMDB.

Сюжет фильмов продолжали: мультсериал девяностых, сконцентрированный на сыновьях Дока, комикс по мультсериалу, видеоигровой сериал от Telltale, серия комиксов от IDW и комиксы по видеоигровому сериалу от того же издательства.

Сюжет[править]

Действие происходит в калифорнийском городке Хилл-Вэлли в 1885, 1955, 1985 и 2015 годах.

В первой части фильма, в 1985 году доктор Эммет Браун (он же просто Док) встраивает машину времени в легендарный(в своей хреновости) автомобиль ДеЛореан. Во время демонстрации изобретения своему другу, подростку Марти МакФлаю, Док погибает от пуль ливийских террористов, у которых украл плутоний для зарядки машины времени необходимой энергией. Марти же случайно отправляется в прошлое на 30 лет назад, в 1955 год. Чтобы вернуться домой, ему необходимо огромное количество энергии, которую в 1955-м может сгенерировать только молния. К счастью, ему известно, что через неделю будет гроза, и молния ударит прямо в городские часы на ратуше. Слегка ошеломленный Док Браун из прошлого соглашается помочь Марти, но оказывается, что тот создал временной парадокс, помешав своим родителям познакомиться. Тогда же МакФлай впервые встречается с школьным хулиганом — молодым Бифом Танненом, которого он знает по 1985 году как начальника своего отца. За полчаса до грозы, которая отправит его назад в будущее, Марти удается исправить положение. Перед отбытием он также оставляет Доку письмо, в котором предупреждает о ливийцах. Вернувшись домой, Марти обнаруживает, что полностью избежать парадокса не удалось: Док, сперва не желавший ничего знать о своей будущей судьбе и разорвавший письмо, впоследствии передумал и прочитал обрывки, поэтому встретил террористов в бронежилете. Кроме того, вдохновленный сыном Джордж МакФлай из растяпы и труса, каким его помнит Марти, превратился в успешного человека и популярного писателя, что сказалось положительно на самооценке других членов семьи. Биф Таннен, напротив, из наглого босса сделался скромным автомехаником. Пока Марти переваривает последствия, Док успевает заглянуть в будущее и вернуться. Он настаивает, чтобы Марти и его подружка Дженнифер отправились с ним, потому что дело касается их детей.

Во второй части фильма Док отправляется с Марти в 2015 год — к летающим машинам, скейтбордам, голограммам и одежде, которая умеет менять свой размер — чтобы спасти от тюрьмы будущих детей МакФлая. В то время, пока Марти и Док решают эту проблему, старый Биф Таннен крадет ДеЛореан, возвращается в 1955 год и отдает молодому себе альманах, где указаны результаты всех спортивных соревнований вплоть до 2000 года, советуя делать ставки на победителей. Когда ничего не подозревающие Марти и Док возвращаются в 1985 год, они обнаруживают, что Хилл-Вэлли управляет невероятно разбогатевший, жирный и мерзкий Биф Таннен, отец Марти убит, а Док сидит в сумасшедшем доме. Биф пытается убить Марти на крыше своего особняка, но его спасает Док Браун. Вместе с ним МакФлай снова отправляется в 1955 год, чтобы забрать у Бифа альманах. Пока Марти сжигает книгу, в машину времени бьет молния, и Док исчезает вместе с машиной. Через минуту растерянного МакФлая находит курьер, который вручает ему письмо от Дока, отправившего его из 1885 года. В письме — местоположение спрятанной машины времени и рекомендация использовать ее для возвращения в 1985 год, после чего уничтожить. Док просит не возвращаться за ним, поскольку ему понравилось жить в эпоху Жюля Верна.

В третьей части фильма Марти находит машину в заброшенной шахте у кладбища, но там же видит надгробный камень с именем Эммета Брауна и понимает, что Док был убит всего через неделю после того, как отправил ему письмо. Марти отправляется в 1885 год и находит Дока, который стал местным чудо-кузнецом, щеголяющим разнообразными гаджетами. Марти случайно встречает семью своего предка, которого затем спасает от местной банды, управляемой Буффордом Танненом, предком Бифа. Марти и Доку известно, что через несколько дней Док будет убит, но они не могут вернуться домой, потому что для этого ДеЛореан нужно разогнать до 88 миль в час. Кроме того, все осложняется тем, что Док влюбился в школьную учительницу Клару Клэйтон, которую спас от падения в ущелье, тем самым в свою очередь изменив ход истории. Между тем Док, поссорившись с предком Биффа, попадает в незавидную ситуацию: этот бандит, как знал Марти, должен был его убить на дуэли. Но Марти смотрел «Долларовую Трилогию» с Клинтом Иствудом и знал, что делать. Разобравшись с бандитом, в конце концов друзья находят выход из незавидного положения в прошлом: с помощью паровоза и химического топлива разгоняют ДеЛореан, однако взять с собой Клару не выходит, и Док остаётся с ней — а Марти прыгает в своё время. ДеЛореан разбивается о тепловоз, и герой возвращается домой, понимая, что поскольку машина времени разбилась, Дока вернуть не получится.

В последней сцене Марти встречается с Доком — тот является к нему на паровозе, который сложным образом модернизирован хитроумным изобретателем посредством реверсивного инжениринга и ретрофутуристических конструкций. Браун приехал познакомить Мартина со своими детьми — Жюлем и Верном — и попрощаться, ведь он отправляется... назад в будущее? Нет, там он уже был! Паровоз взлетает и исчезает.

Что здесь есть[править]

  • Ай, молодца! — альманах с результатами спортивных состязаний достается молодому Биффу из-за действий Марти.
  • Альтернативная история — достаточно редкий пример. Глобально ничего не меняется, но вот историю семьи МакФлаев мы наблюдаем в нескольких версиях. Да и биографию Клары Клейтон в итоге поменяли очень сильно.
    • Не скажите, в «адском» 1985 году президентом США пятый срок подряд является Ричард Никсон, а война во Вьетнаме продолжается.
    • Тем не менее множество мелких изменений тщательно внесены, вплоть до переименовки торгового центра из «двух сосен» в «одинокую сосну» (заброшенный в 1955 год Марти снес одну из молоденьких сосенок)
  • Белый заборчик — Хилл-Вэлли из первой части. Добрая версия.
  • Гениальный надмозг — «энергетический флюксуатор» же! (Это переводчик так расслышал «flux capacitor».) Правильный и официальный перевод «потоковый накопитель» или «конденсатор потока» из официального дубляжа звучит далеко не так прикольно.
  • Дикий запад — Хилл-Вэлли из третьей части.
  • Доспех неуязвимости — в первом фильме док Браун каким-то образом выживает после того, как в надетый на него бронежилет попадает автоматная (!) очередь (!!) в упор (!!!) из автомата Калашникова. Нет, конечно есть возможность того, что док как-то модифицировал бронежилет, но в фильме это никак не подтверждается.
    • Вялый обоснуй: судя по тому, как часто этот пугач давал осечки, «ливийские террористы» использовали какую-то «нелицензионную китайскую копию»[1] с соответствующей убойностью или просто успели ушатать его в хлам. А может быть патроны у них были «второй свежести».
      • Ушатанность оружия на мощность выстрела никак не влияет. «Несвежие патроны» — это вообще бред.
    • Марти защищается от револьвера Буффорда с помощью печной конфорки. Это… более реалистично.
      • Не особенно. Кусок мягкого железа зашитит разве что от пули из дамского револьверчика. А револьвер у Буффорда был весьма внушительного калибра.
        • Это не мягкое кузнечное железо, а вполне себе фабричный чугун. Из бабахалки как у Биффа вряд ли получится прострелить крышку от утятницы кроме как в упор.
  • Жуткая альтернативная реальность — Хилл-Вэлли под властью Биффа из второй части.
  • Каллиграфический почерк — внезапно, у Дока.
  • Ксерокопированное поколение — Джорджа, Лорейн и Бифа из 1955, 1985 и 2015 играют одни и те же актёры (ну почти…) Марти, его сына, его дочку и его прапрадеда — тоже один актёр, ровно как и всех возможных Танненов играет Томас Уилсон.
  • Машина времени — ДеЛореан же! Практически культовый пример наравне с этой вашей ТАРДИС
    • Паровоз времени из финала третьей части тоже ею является.
  • Многодетная семья — У Джорджа и Лорейн 3 ребёнка, а у самой Лорейн аж 3 младших брата и сестра (итого 5 детей в семье).
  • Моральный горизонт событий — Бифф, конечно, тот ещё козёл и мудак, но вот попытка изнасиловать Лоррейн — это уже не в какие ворота. За что заслуженно получает по морде от Джорджа.
  • Неправдоподобно убедительная маскировка/Чёрный костюм ниндзя — когда надо было выкрасть альманах у Биффа, Док чётко даёт Марти наказ одеться максимально неприметно. Что делает Марти? Одевается максимально приметно. И… на него действительно никто не обращает внимания. Очевидно, что это сделано было смеху ради.
  • Кельты в килтах — Шеймус МакФлай, судя по имени, иммигрант из Ирландии. Его потомки уже натурализировались.
  • Кнопка берсерка — «Никто не смеет называть меня трусом!» (Марти МакФлай). «Не смей называть меня „Бешенным Псом“!» (Буффорд).
  • Концепция изменилась — по ранним планам, сиквел был один, сюжет в будущем и альтернативном настоящем был примерно тот же, но оказывалось, что старый Бифф отправил спортивный альмонах в 60-е, сюжет по исправлению временной линии сильно напоминал первую часть «теперь с хиппарями». А Марти по ходу дела боролся не со своей вспыльчивостью, а со своей жадностью.
    • А ещё Марти почти сыграл другой актёр.
  • Откровение у холодильника — когда Марти впервые показывается в доме доктора Брауна в 1955 году, доктор норовит испытать на нём машинку для чтения мыслей. «Ты прибыл издалека?» — о да, из 30 лет спустя. «Ты хочешь подписать меня на „Сатердей Ивнинг Пост“?» — именно вкладышем в эту газету Марти пользовался, чтобы удостовериться, вправду ли он попал в прошлое. «Ты хочешь попросить у меня пожертвований на Юных Береговых Охранников?» — несколькими часами раньше у Марти просили пожертвований и принимали его за спасателя из-за «дутой» курточки. Машинка-то, похоже, действовала — но читала не мысли, а память… Хотя два вывода из трёх Док мог несознательно сделать по необычному «спасательному жилету» Марти, а третье — просто угадать.
    • А может быть, док просто пытался догадаться, зачем пришёл Марти, сделал тот же вывод, что и другие в 1955 году, когда увидели его жилет. Но как тогда объяснить «Сатердей Ивнинг Пост»?
      • В видеоигровом продолжении выясняется, что в одной из альтернативных реальностей 30-х годов Эммет занимался разработкой «морального анализатора мыслей» под руководством Эдны Стрикленд. Да так дозанимался, что стал в той реальности Большим Братом!
    • Как Джордж набрался храбрости, чтобы дать Биффу по морде? В первой части на танцульках он пьет пунш. Во второй части показывается, что до этого Бифф и его дружки подлили в пунш вискаря или коньяка. То есть Джордж набрался буквально. Ай, молодца, Бифф!
    • Лорейн значительно старше своих многочисленных сиблингов. А теперь пересчитаем даты — она родилась до Второй Мировой, а остальные — после. Видимо её отец ушёл на войну, причём ещё до Пёрл-Харбора — добровольцем.
  • Паропанк — изобретения Дока в третьей части.
  • Полное чудовище — Бифф и Бьюфорд.
  • Попаданец — Марти МакФлай во всех трёх частях и Док во второй и третьей.
    • Ребёнок из будущего — Марти по отношению к своим родителям из 1955-ого. Редкий пример: ни Лоррейн, ни Джордж так и не узнали о том, кем на самом является «Кельвин Кляйн» для них.
  • Постоянная шутка«Ненавижу навоз!» (с) Бифф/Буфорд Таннены.
    • Эти же самые Таннены вечно путают пословицы и метафоры.
    • У Марти Макфлая неизменно возникают сложности при попытке купить какой-нибудь напиток в закусочной в другом времени, а потом ему мешают выпить этот напиток.
    • А ещё бедняга Марти в каждой части вырубается после удара головой или по голове, а когда приходит в себя, происходит следующий диалог:
« — Мам, это ты?
— Спокойно, спокойно. Ты проспал почти [количество] часов.
— У меня был жуткий кошмар. Мне приснилось, что [перечень злоключений героя].
— Всё в порядке, ты в безопасности в/на [ошеломляющее время или место действия].
— ??? (вскакивает в ужасе)
»
— И каждый раз собеседницу Марти играет Леа Томпсон.
  • Похожие семейные имена — Марти из будущего не смог придумать ничего лучше, как назвать дочь Марлен, а сына… ну да, Марти-младший.
    • Бифф тоже не отстаёт, чей внук носит имя Грифф, а прадеда — Буффорд. Интересно, как звали самого сына (или дочь) Биффа?
      • В мультсериале его зовут Бифф-младший.
      • А в видеоигровом сиквеле его дочь носит имя Тиффани.
  • Принять за имя — Лоррейн решила, что Марти зовут «Кельвин Кляйн»… посмотрев на его нижнее белье.
  • О ужас! — именно это испытал Марти, после попадания в альтернативный 1985-ый, причём дважды. В первый раз, когда увидел запись со свадьбы Биффа и Лоррейн, и во второй — когда нашёл могилу Джорджа.
  • Сумасшедший учёный — Док же! Редкий незлодейский вариант. Попалам с невезучим изобретателем (впрочем, чьи идеи всё же иногда да срабатывают, несмотря на всю безумность).
  • Удар в спину — в вырезанной сцене Таннен выстрелил в спину шерифу[2]. Факт вырезания высмеивается в игре: Эдна рассказывает про этот случай со своим предком, а Марти говорит что этого не помнит.
  • Учёный выглядит как Эйнштейн — Док, кто же ещё. Плюс бонусные очки за то что Док по происхождению немец, судя по приставке «фон», используемой его семьей до Мировых войн.
    • В игре-сиквеле показан и его отец, Герхард фон Браун, приехавший из Германии никем и ставший судьёй.
  • Фантастическое допущение — потоковый накопитель.
  • Флайер — ДеЛореан-автолет во второй части, паровоз времени в концовке.
  • Е=const vs. Неиссякаемый источник энергии — тот случай, когда закон сохранения энергии соблюдается, с чем связанна большая доля сюжетных поворотов.

Примечания[править]

  1. Подсветка ― в словах террориста можно разобрать что-то вроде «Проклятая китайская подделка…»
  2. Собственно сцену вырезали, потому что убийство никак не вяжется с комедийным настроем картины.