Никакой не приключенец

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Хлопко: Биться дубинами умеете?
Мисаил: Не сподобил Господь.
Хлопко: А на кулаках деретесь?
Григорий: И сей не вразумлены мудрости.
Хлопко: Так на кой вы мне прах?
Мисаил: Прийми нас, славный витязь, душеспасения ради!

»
— А. К. Толстой раскрывает тему в своем «Царе Борисе»

Вот вы потратили кучу времени и жаждете присоединить к себе NPC, и тут обнаруживаете, что у него аж целый один хитпойнт. И других полезных свойств тоже нет.

Не путать с балластом, от которого никто и не ждал, что он будет успешным приключенцем. А сабж взяли в дружину (пати) именно на боевую и походницкую роль, ан глядь, из него никакой боец и хреновый походник и у него ноль навыков выживальщика. То есть для определения сабжа важна разница между возлагавшимися ожиданиями и убогой действительностью.

Доброкачественная версия тропа (в бою никакой, но может быть полезен в чём-то ещё) — Небоевой товарищ.

Примеры[править]

Театр[править]

  • «Два клёна» Евгения Шварца. Два старших сына Василисы в тринадцатилетнем возрасте сбегают из дома, решив, что раз силушка есть, значит, богатыри. Приходится спасать их мамаше и поумневшему на хозяйстве младшему братцу.

Литература[править]

  • Месье Тартарен из города Тараскона из произведений Альфонса Доде. Тартарен, начитавшись приключений, совершенно искренне поверил, что сам все это испытал в жизни и возомнил себя крутым. А его приключения — жестокая и обидная для него деконструкция всего, что он читал в книжках.
    • К финалу второй книги преодолевает себя и совершает нешуточно сложное и рискованное альпинистское восхождение. Читателей, ожидавших описания очередного фейла (как в случае охоты на льва из первого романа) ждёт даже некоторое разочарование.
  • Ж. Верн, «Вокруг света в 80 дней» — зигзаг с Паспарту: он устроился на работу к мистеру Фоггу именно потому, что тот был принципиальным домоседом. Но именно после найма нового слуги он решил на пари сделать то, что указано в заглавии.
    • Так-то Паспарту полностью соответствует своей фамилии — это тот ещё пройдисвет, который мало кем только НЕ был, от чего изрядно устал и решил было остепениться. Агащазблин.
  • Стихотворение Светлова (без названия):
«

Я в жизни ни разу не был в таверне,
Я не пил с матросами крепкого виски,
Я в жизни ни разу не буду, наверно,
Скакать на коне по степям аравийским.

Мне робкой рукой не натягивать парус,
Веслом не взмахнуть, не кружить в урагане, —
Атлантика любит соленого парня
С обветренной грудью, с кривыми ногами…

Стеной за бортами льдины сожмутся,
Мы будем блуждать по огромному полю, —
Так будет, когда мне позволит Амундсен
Увидеть хоть издали Северный полюс.

Я, может, не скоро свой берег покину,
А так хорошо бы под натиском бури,
До косточек зная свою Украину,
Тропической ночью на вахте дежурить.

В черниговском поле, над сонною рощей
Подобные ночи еще не спускались, —
Чтоб по небу звезды бродили на ощупь
И в темноте на луну натыкались…

В двенадцать у нас запирают ворота,
Я мчал по Фонтанке, смешавшись с толпою,
И все мне казалось: за поворотом
Усатые тигры прошли к водопою.

»
  • «Сага о ведьмаке» — бард Лютик, он же виконт Юлиан Альфред Панкрац де Леттенхоф. Титулованный дворянин, хорошо сложенный красавец, любимец женщин;[1] физически не хил; в юности, учась в вузе, принимал активное участие в студенческих драках, и ему даже ни разу нос не сломали; когда-то давно обучался фехтованию (а в одном — трагическом — приключении ведьмака Геральта довольно успешно махал метлой, отбиваясь от разъярённой толпы). Но: находится хронически не в ладах с оружием (видимо, у него с этим связан какой-то комплекс); даже нож за поясом носить не умеет, чем вызывает дружный хохот своих товарищей; ленив, не тренируется (принципиально?), не держит себя в форме; много пьёт и, пардон, трахается; реакция у него замедленная (заметно в драке с рубайлой). В итоге в большинстве случаев представляет из себя сабж и даже хуже, потому что держать язык за зубами не умеет, и не может, и не хочет. Тем не менее Геральт относится к нему с большой приязнью, чуть ли не как к побратиму, и в молодости всюду его таскал с собой почти на все свои миссии (подсвечено в сборнике рассказов «Последнее желание», есть намёки и в следующем сборнике — «Меч Предназначения»). В большом квесте по поиску и спасению юной Цириллы (до сюжетных событий известных видеоигр) Лютик тоже участвовал, не пошёл лишь — к счастью для себя! — на финальную битву с главгадом Вильгефорцем.
    • Вообще-то по второй своей профессии Лютик — как бы немножко (реданский) шпион, причём довольно-таки успешный,[2] так что совсем «не приключенцем» назвать его никак нельзя. Да и вообще, странствующий бард, доживший до его лет (в играх Лютику уже под полтинник), в тамошнем мире — крайне эффективный приключенец уже просто по определению. Другое дело, что Лютик не боец — вот тут он и сам с этим более чем согласен. Зато он потрясающий повар и неизменно занимает должность кашевара команды в любых своих странствиях.
  • «Сказки темного леса» — Лорифель, хилый придурок, строящий из себя крутого ролевика и абсолютно бесполезный в нормальном бою. Его «свита» ещё хуже: как написано в книге, «он сам мог бы их всех охранять». Плюс все остальные сорокоманы.

Кино[править]

  • «Доспехи бога», фильм первый. Спутник отважного и стойкого главного героя — капризный, изнеженный придурок (в этой роли — гонконгская поп-звезда Алан Там). Драться не умеет, трусит, тупит, несколько раз подводит команду — зато понтов выше крыши. В общем, эталонный Камень на шее.
  • «Индиана Джонс и храм судьбы» — Уилли, очередная подруга Джонса. Весь фильм истерит и попадает в неприятности. Оказалась полезна всего пару раз, ближе к финалу (судя по некоторым признакам, она особа бывалая, несмотря на молодость — но совершенно не тренированная ни физически, ни морально, что да, то да).
  • «Полосатый рейс» — буфетчик Шулейкин, он же самозванец-«укротитель».

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Kyuukyoku Shinka shita Full Dive RPG ga Genjitsu yori mo Kusoge Dattara — таких «не приключенцев» тут просто тонны! И во главе их почти каждый первый игрок! А что вы собственно хотите собственно от игры с максимальным реализмом? Хиро ещё повезло что он раньше занимался бегом, так как персонаж «подруга детства» как раз отличный и прокаченный напарник, способный местную инквизиторшу отпинать! Только вот по роковому стечению обстоятельств она его ненавидит, так что мечтает убить.
  • 100-man no Inochi no Ue ni Ore wa Tatte Iru — да вся троица героев: первая участница своеобразной игры на выживание Иу Синдо, выучившая аж целое одно заклинание ветра не сильнее бриза в легкий день, Кусуэ Хакодзаки, которой присвоили класс воина, хотя она даже меч толком поднять не может. И наш ОЯШ Юсукэ Ёцуя с дико полезным классом фермера, у которого единственный козырь — бесконечно умирать и возрождаться, чтобы хоть немного научиться орудовать тяпкой, пока Кусуэ прячется в безопасной деревне (воскрешение работает, пока жив хотя бы один член команды, кроме него). Позднее присоединившаяся к ним типа маг Юка Токитатэ не сильно лучше, но характер к тому же прескверный.

Видеоигры[править]

  • Battle Brothers — среди желающих вступить в компанию наёмников кого только не встретишь, и если крестьяне или рыбаки хотя бы привычны к физическому труду, охотники и лесорубы знакомы с луками и топорами, а писцы быстрее получают новые уровни, то нищие и калеки вряд ли могут считаться подходящими кандидатами.
  • Fallout 2: Дэвин и Мирия, брат и сестра из городка Модока. С любым из двоих на выбор Избранный может вступить в брак, после чего осчастливленный супружеством персонаж становится полноправным членом отряда нашего героя. Беда в том, что Дэвин и Мирия обладают ужасными характеристиками, не растут в уровне, не владеют почти никаким оружием и в большинстве случаев убегают подальше от боевых столкновений (когда всё же отваживаются пострелять, то без особого результата или попадают по своим же). А коварнее всего то обстоятельство, что из команды их не выгонишь даже палкой, в связи с чем драгоценный слот становится невозможно задействовать для привлечения более полезных кадров. Решить проблему «по-хорошему» можно лишь одним путём: найти священника, уполномоченного расторгнуть священные узы брака. В противном случае придётся либо угробить несчастного NPC, либо продать его в рабство[3].
  • Gothic: Мад. Взять с собой на миссию, чтобы хоть врагов отвлекал — нереально. Ходит и зудит, ходит и зудит… впрочем, если треснуть его разок и впоследствии намекнуть, что вы можете треснуть сильнее, он отстанет.
  • Risen 3: к вам группу напросится один кадр, который будет делать чуть более чем ничего и при этом доставать протогониста.
  • «Культ: Еретические королевства»: в столице есть квест — отговорить парня от карьеры гладиатора на арене. Но тот не хочет отговариваться и нападает на героя, чтобы погибнуть от одного удара — у него всего 10 жизней. Не ту пацан выбрал специальность, ой не ту…
    • Можно сохранить ему жизнь активировав способность отражения урона. Своей атакой он даже себя не убьёт.
  • Might & Magic VI: некоторые NPC с обезоруживающей наивностью сообщают: «Вообще-то я ничего не умею делать, но по крайней мере, со мной нескучно. Возьми меня с собой!». Единственное их влияние на геймплей — то, что они забирают долю от найденного вами золота (в зависимости от профессии). В седьмой части от такой практики отказались — теперь все нанимаемые NPC имеют какой-нибудь полезный для команды навык.
  • TES V: Dragonborn: двемерские паук и сфера из Кагрумеза. Для того, чтобы получить их, придётся оббегать весь остров в поисках камней-резонаторов, а погибнут они скорее всего в первой же случайной встрече, возможно, даже не успев покинуть остров.
    • TES V: Skyrim: Фаркас же! Член Круга Соратников с целыми 25 и 15 в боевых навыках. А повышаются у него только те навыки, которые он по своей модели поведения не использует: магия, одноручное оружие. В бою полностью бесполезен даже как отвлекающий фактор, потому что пользуется уникальной формой боя Соратников, из-за которой все тумаки достаются Довакину. Почти бесполезен и как переносчик: носит вшитую тяжёлую броню и снаряжение, оставляющие ему места в инвентаре где-то на 200 пунктов. Педаль в пол: впервые он встречается около Вайтрана, так что Довакин имеет все шансы ещё и застопорить его на 1-2 уровнях.
  • Dark Souls — это вообще часть геймплея, геройствовать протагонисту и NPC приходится поневоле и мало у кого изначально есть навыки и знания чтобы на равных противостоять ордам мертвецов, чудовищам, обезумевшим богам и героям. Единственное преимущество перед ними — в ходе бесчисленного цикла смертей и возрождений можно выявить их слабые места и наконец-то убить, ибо вы играете за живого мертвеца.
    • Фантом Аббатисса Фива. Клерик, умеет метать молнии, что очень неплохо в сражении с драконами, вот только у дракона Сина, на битву с которым её можно взять, к молниям разве что не полный иммунитет. Она, правда, умеет ещё снимать отравление в небольшом радиусе от себя, но против такой подвижной твари, как Син, эта способность не стоит увеличения хитов у босса после призыва фантома.
      • Ну... Вообще-то Син уязвим к молниям.
    • Сигмайер из Катарины и его потомок Сигвард. Редкостные балбесы, на ровном месте влетающие в неприятности, из которых их может спасти только Избранная Нежить/Негорящий.
      • Последний при этом в одиночку выносит демона.
      • И, при небольшом везении, босса.
    • Сиррис из Бессолнечных земель, входит в ковенант борющийся со злом, но ей для этого определенно не хватает силёнок и Негорящий, скрепя зубы, вынужден постоянно спасать её от верной смерти. Её фантом вообще откровенное издевательство — дохнет мгновенно и не может ни толком сражаться, ни лечить. Впрочем, всё логично — при жизни она была обычной жрицей.
  • Неожиданная субверсия в Torment: Tides of Numenera. Рин не ключ, не клинок и не нано, и на первых порах производит впечатление бесполезного морального питомца. Но с ростом уровней всё меняется.
  • Mount & Blade — часть возможных сопартийцев (Дешави, Джеремус, Имира, Марнид) представляет из себя сабж на момент вербовки, правда, они понимают это и аванса не требуют, и прокачке поддаются, как и все остальные.
    • Вообще-то, как минимум трое из перечисленных — не бойцы, а специалисты, которых берут ради их дополнительных навыков. Джеремус и вовсе — лучший из доступных для вербовки ЛЕКАРЕЙ. Имира тоже хорошо умеет лечить[4], и единственная из компаньонов начинает игру на первом уровне (потому что раньше вообще никогда ни в каких приключениях не участвовала), позволяя вылепить из неё кого угодно.
    • Внимание, Фирентис тоже нанимается бесплатно, но под троп не подходит: он искусный и опытный воин, а аванса не требует потому, что мается совестью из-за содеянного (подумывал даже о самоубийстве, но протагонист дал этому религиозному человеку «шанс на искупление»).
  • Lester the Unlikely — протагонист на начало игровых событий. Он практически ничего не умеет, вдобавок он хилый, медленный, а управление поначалу намеренно кривое. Ничего, потерпите: к концу игры он поднимет уровень крутизны — и даст врагам прикурить!
  • Disgaea 1 — Красный Призматический Рейнджер, которого ввели чисто по приколу. Чтобы его открыть нужно (ОТВЕДИТЕ БЕРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ ОТ ЭКРАНОВ!!!) Победить в 50 мультиплееерных боях. За это вы получите бойца, у которого (СНОВА ОТВЕДИТЕ БЕРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ ОТ ЭКРАНОВ!!!!) 20% всех характеристик, при том, что самым постыдным показателем среди других классов является 40% (для некоторых характеристик, вроде брони для чародейки).

Настольные игры[править]

  • В AD&D вплоть до второй редакции включительно из-за требований к классам можно было выкинуть комбинацию характеристик, не позволяющую взять ни один класс. Автор правки общался с человеком, чей первый опыт игры состоял в отыгрыше вот такого неудачника, потому что Мастер не позволил перекинуть статы.

Реальная жизнь[править]

  • Так называемые «диванные эксперты», которые знают и как атомную бомбу починить, и как правильно на незнакомой местности (даже оккупированной врагами) ориентироваться, и куда крокодила бить кулаком, чтобы от него защититься. Только 99 % подобных «экспертов» везунчики, поскольку не попадают в такие ситуации, когда им приходится применять свои теоретические знания на практике. А вот оставшемуся 1 % могут достаться приключения, но вести себя они будут как сабж. Но с другой стороны, наличие хоть каких-то теоретических знаний дает им намного больший шанс выжить, чем у полного дилетанта.
    • Отдельного упоминания заслуживает ставший легендарным антипримером в среде выживальщиков Игорь Грудцинов. Желая впечатлить девушку, он отправился «выживать» в сибирские леса. Отсутствие необходимых знаний и навыков, помноженное на наличие юношеского максимализма, вылилось в закономерный, но печальный итог: парень ухитрился замёрзнуть насмерть в часе ходьбы от оживлённой трассы.

Примечания[править]

  1. Вынужден был удрать из Туссента после романа аж с самой наследницей престола, каковая в играх вполне не прочь заполучить его обратно — как, впрочем, и многие другие его любовницы.
  2. Правда по раздолбайскому характеру неизменно выводящий из себя своего шефа Дийкстру, но это дело такое…
  3. Справедливости ради, с фанатскими патчами броню они могут надеть, хоть это и не отобразится, и в силовой броне и с силовым кастетом Мирия становится по-настоящему сногсшибательна...
  4. В Родокии всех девиц из всех сословий в обязательном порядке обучают навыкам первой помощи.