Балласт

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Load. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Этот персонаж не приносит практически ни какой пользы, а только тормозит остальных.
« Я встану у руля, Расплюев к парусам, а вы [моя невеста] будете у нас балластом! »
— «Свадьба Кречинского»
«

— Мой фюрер, Италия вступила в войну! — Пошлите против них три дивизии. — Но мой фюрер, Италия вступила в войну на нашей стороне! — А вот это действительно плохо. Пошлите им на помощь десять дивизий.

»
— Немецкий штабной анекдот. Существует также вариант про Румынию

Персонаж, который не делает ничего полезного. Это может быть нетренированный обыватель, невесть как затесавшийся в команду крутых. Это может быть простой смертный в команде одарённых личностей, которому не хватает крутизны или других полезных навыков, чтобы стать полноценным штатным простым крутым смертным. Это может быть капризная и визгливая девушка, которую впихнули в сценарий просто потому, что в команде должен быть женский персонаж, или надоедливый ребёнок (любого возраста). Это может быть комичный персонаж, над которым без таблички «Закадровый смех» и не поймёшь, где смеяться. В любом случае, не ждите от него особой пользы — всё, что он делает, это тащится вслед за героями, вынуждая их за ним приглядывать и периодически спасать. И выкинуть на мороз его нельзя, потому что… ай, какая разница, просто нельзя. В лучшем случае, он окажется полезным аж один (максимум несколько) раз за всё время, превращая все предыдущие сюжетные перипетии в гигантскую эскорт-миссию — тем обиднее, если и эти немногие ситуации герои могли бы разгрести без него. В самом лучшем возможном случае, при котором персонажа все ещё можно считать балластом, он успешно приглядывает за собой и спасает себя, что позволяет ему самостоятельно тащиться за героями, при этом не отвлекая их от более важных дел и не замедляя их, но все ещё не приносит значимой пользы, так как большая часть его усилий направлена на отвлеченные дела или собственную безопасность.

Разумеется, такой персонаж редко когда может снискать любовь аудитории (если он, конечно, не милая девочка с распрекрасными глазами) . Максимум, на что он способен — это хотя бы не раздражать.

К счастью, особого вреда от балласта тоже нет. Обычно. Иногда попытки балласта проявить активность там, где не просили, выливаются в конкретный вред его же несчастным товарищам и… балластомер ломается — балласт превращается в камень на шее.

Примеры[править]

Оригинальная литература и фанфики[править]

  • «Комнаты страха» Антона Орлова — Морис Фарбе. В общем-то, наверное, неплохой парень, но своей инфантильностью мышления и запредельным разгильдяйством не раз создавал проблемы героям. Полезен оказался аж целых два раза: когда, применив навык Чехова, помог героям выбраться из ловушки (в которую они угодили его стараниями), и когда вынужденно заменил в финальной битве погибшего по его вине члена команды. Польза от замены, кстати, тоже оказалась весьма сомнительной.
  • «Пожиратель душ» того же автора — Ник Берсин. Неожиданно, на редкость симпатичный протагонист.
  • «Властелин Колец» — Мерри и Пиппин, правда, только в «Братстве Кольца», потом они подняли уровень крутизны. Пиппин вообще пару раз балансирует на грани камня на шее — ну вот кто тебя просил кидать булыжник в колодец и будить половину орков в Мории?
    • В фильме у него это получилось случайно: дотронувшись до скелета, Пиппин сбросил его в колодец вместе с камнем…
    • И строго говоря, разбудил ли он орков, или они обнаружили отряд самостоятельно, мы так и не узнали.
    • И в «Двух башнях» Пиппин тоже отличился — едва не стал примером несовместимого с жизнью любопытства (причём далеко не только со своей): стащить у Гэндальфа палантир, настроенный на прямую линию с Сауроном, было, мягко говоря, не лучшей идеей.
      • В «Хоббите» именно в таком качестве (до поры до времени, а точнее, посидев ровно на жопе в эльфийской темнице) воспринимают Бильбо Торин и Ко. Хотя если бы не Бильбо, приключения гномов закончились бы ещё на стоянке у троллей.
  • «Айвенго» — собственно, заглавный персонаж. Ну ладно, у него есть обоснуй, он ранен, но единственное, что он активно делает — это побеждает на турнире, на котором и получает рану. Даже Буагильбера убивает не он, а карма.
  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — здесь, и подразумевается, что и в каноне, балластом назван Рон Уизли.
    • И всё же, этот балласт — капитан (!) учебной армии Гермионы, всё ещё отличный шахматист и в критической ситуации помогает Гарри попытаться спасти Гермиону, идя против глупого приказа администрации школы. Скорее имеется в виду, что Рон Гарри просто совершенно не ровня по интеллекту, но не всем же быть вундеркиндами. И в сюжете его так исчезающе мало, что балластом он побыть просто не успевает.
    • Никос Зервас тоже явно считает Рона Уизли балластом, поэтому в книге «Дети против волшебников», которая своим сюжетом направлена против «Гарри Поттера», Рон Уизли не упоминается вовсе. В самой трилогии Зерваса балласт по тропу и буквально — Надя Еропкина. Особенно когда она сидела у Петруши Тихогромова в рюкзаке.
    • Подруга автора правки, читавшая книги как на английском, так и в переводах на разные языки, утверждает, что в балласт и едва ли не в Синдзи Рона превратили переводчики. В оригинале он просто хороший парень, который переживает из-за того, что у него нет таких выдающихся талантов, как у братьев и друзей, но постепенно раскрывается. Вы только посмотрите, как он на глазах меняется, стоит его только приободрить! Да и в критической ситуации он не промах.
      • Просто хорошим парнем можно легко назвать Невилла, но никак не Рона.
  • «Сага о ведьмаке» — поразительный пример: бард Лютик одновременно и балласт, и сердце группы, в какой бы группе ни оказался! То есть — хороший небоевой товарищ: «Лютик… завсегда пришлёпает где чего интересного творится, и все знают, что он не помешает, не поможет и не задержит. Он что-то вроде репья на собачьем хвосте. Нет, ребяты?».
  • «Малазанская книга павших» Стивена Эриксона: таким себя чувствует (но лишь отчасти является) Ток Младший, путешествуя в компании госпожи Зависти, Оноса Т’лэнна и троих сегулехов.
  • «Снова на Луне» Бориса Карлова: Росомаха, командир лунной экспедиции на Землю. Он ни черта не умел делать, да и командир был бы так себе. С командованием экспедицией прекрасно справлялся Квантик, а для поддержания дисциплины было достаточно Пшигля.
  • Творчество Георгия Савицкого: подобного балласта у него в книгах навалом (в первую очередь — девушки его персонажей)

Кино[править]

Отечественное[править]

  • «Иван Васильевич меняет профессию» — Иван Васильевич Бунша. Забавен, но в целом ведёт себя довольно пассивно, предоставляя обаятельному мошеннику Милославскому отдуваться за них обоих.
  • «Кин-дза-дза»: Скрипач не нужен. В какой-то мере — с прикрученным фитильком, так как скрипку на Плюк он доставил и гравицаппу спёр.
  • «Особенности национальной охоты» — Женя Качалов. Среди толпы характерных, харизматичных, доставляющих персонажей не запомнился практически ничем (кроме, разве что, ковбойской шляпы), потому неудивительно, что в продолжениях не появлялся.
    • Впрочем, у него была ровно одна сюжетная роль: познакомить всех остальных с Райво Хаапасало. Он не столько самостоятельный персонаж, сколько приложение к финну.
  • «Турецкий гамбит» — Варвара Андреевна. Вечно везде лезет, совершает «подвиги», а на самом деле только мешает всем и срывает все планы. Впрочем, польза от нее все-таки случилась, когда пришлось помочь Фандорину в драке с Анваром-эфенди…
    • В романе она всё же POV, так что сюжет движется в немалой степени благодаря её вмешательству.

Зарубежное[править]

  • «Большой Лебовски» — Донни. Он не делает ничего полезного. Он ничем не помог своим друзьям. Он задаёт вопросы, на которые зрители уже знают ответы. Его комментарии только раздражают. Он вообще никак и ничем не продвигает сюжет. Уолтер всё время просит его заткнуться, а Чувак его просто игнорирует. Даже его смерть в финале ничего не меняет и не делает смысла.
  • «Звёздные войны» — некоторые (в первую очередь — хейтеры приквелов) считают сабжем Джа-Джа Бинкса. Между тем, в глобально-сюжетной перспективе он вначале играет весомую роль, так как именно он дважды помогает джедаям выйти на гунганов, а вот потом чуть ли не камень на шее: главгад успешно использует его для собственного прихода к власти.
    • Ну так там проще перечислить тех, кого главгад не использует для собственного прихода к власти. Джа-Джа в этой категории совсем не одинок.
    • C-3PO туда же, только в шестом эпизоде он был полезным, а обычно он только ноет.
  • «Индиана Джонс и Храм Судьбы» — певичка Вилли.
  • «Криминальное чтиво» — Винсент. Всю работу делает Джулс, а от Винсента одни проблемы. С другой стороны, идиотизм Винсента очень забавен
  • Дженнифер, возлюбленная Марти, из «Назад в будущее» 2 и 3 — нераздражающий пример, вплоть до того, что её большую часть фильма таскают туда-сюда в бессознательном состоянии.
  • «Оружейный барон» — Виталий для Юрия. Ничего особо полезного в качестве компаньона не делает (разве что моральную поддержку оказывает, и в случае на корабле подкидывает пару полезных идей), а потом и вовсе становится камнем не шее, сначала стырив и употребив килограмм кокаина, а сильно позже почти сорвав сделку и погибнув, попутно подставив брата под удар.
  • «Парк Юрского периода» — детишки, Тим и Лекс. Особенно Тим — Лекс хотя бы умудряется перезапустить систему электронных запоров, в то время как Тим мужественно подбадривает её… вместо того, чтобы принести ружьё Алану и Элли, из последних сил удерживающих дверь под натиском динозавра.
  • «Проект А». Трудно, ох трудно Дракону Мао (Джеки Чан) спасаться от погони с невестой-балластом на руках! Он умеет прыгать через заборы — она нет. Он не робеет — а она в истерике. И т. п.
    • Для ранних фильмов с Чаном девушка-балласт — вполне нормальное явление (за очень редкими исключениями). «Проект А», кстати, не из самых ранних, а из «среднего периода» (который тоже этим страдал).
    • В «Доспехах бога 2» на Джеки навешивают аж трёх таких девушек. И если Эльза хотя бы предположительно знает код от золотохранилища (на самом деле не знает) и пытается помогать в бою, то «эксперт по пустыням» Ада только орёт, паникует, закатывает истерики и падает в каждую лужу. Третья барышня, Момоко — с прикрученным фитильком: она опытная и практичная путешественница, но в драке с шайкой вооружённых бандитов всё равно не помощница.

Телесериалы[править]

  • «Бомбила», второй сезон, первая арка («Вдовец»). Марта Куличкова, которую одно время таскали с собой главные герои, поначалу выглядит сабжем в чистом виде: нрав у неё стервозный (не от хорошей жизни), обожать обоих героев ей не за что, и нервов она им таки немного попортила. Но она ценный свидетель, приходится терпеть.
    • А потом она подняла и уровень крутизны, и уровень доброты (точнее, перестала прятать свои хорошие качества)… в общем, проапгрейдилась до хорошего товарища.
  • «Реальная мистика» — Виолетта. Не участвует в расследовании дел ВООБЩЕ. Единственное, чем она занимается всё экранное время — это строит интриги на работе.
    • Но всё-таки её гороскопы не один раз помогали повернуть расследование в нужное русло.

Мультфильмы[править]

  • «Храбрая сердцем» — главная героиня. Всё хорошее, что она сделала за фильм — исправила то плохое, что сама же и натворила.
    • Так собственно вся история — о ней и её взрослении через ошибки. Вы бы ещё всех героев классической литературы сюда записали, потому что-де не делают ничего.

Мультсериалы[править]

  • «Рик и Морти» — Морти (да и вся его семья) в приключениях зачастую играют роль балласта (особенно с точки зрения Рика). Впоследствии ситуация несколько улучшается.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — деконструкция. Когда в четвёртом сезоне шестёрку и Спайка засасывает в комикс про Могучих пони, Спайку достаётся роль бесполезного малыша Хамдрама. Но в итоге именно он спасает взятых в плен героинь, применив вместо суперспособностей смекалку. Ну а в официальном комиксе от IDW Хамдрам и вовсе оказывается не балластом, а сердцем группы.
  • «Черепашки-ниндзя» (2012) — Мондо Гекко, подросток-мутант-геккон-скейтбордист, нужный только для разрядки смехом.
  • Смешарики — Нюша в серии «Балласт». В буквльном и переносном смыслах.

Манга и аниме[править]

  • Берсерк — Фарнезе ди Вандимион в 22-30 томах манги: постепенно поднимает сначала уровень доброты, затем уровень крутизны (и уровень бытовых навыков тоже) и, соответственно, общий уровень полезности.
    • Ну а с 30 тома ей на смену в качестве балласта (в том числе и балласта буквального, ибо путешествие продолжается на корабле) приходит её старший брат Манифико.
  • В шаблонных и непритязательных аниме (особенно гаремного жанра) довольно много персонажей, олицетворяющих данный троп. В основном за счёт того, что эти лица, редко блещущие умом, вводятся в историю как вспомогательные мотиваторы на те или иные действия для основных героев. Так называемый «офисный планктон сюжета», на объективную бесполезность которого у протагонистов негласно принято закрывать глаза, в соответствии с корпоративной японской этикой.
  • «Shaman King» — на первый взгляд, таким кажется Манта: мало того что у него нет никаких способностей, так ещё и на сюжет никак не влияет. Но это не так: он всегда поддерживал Йо в трудные минуты, улаживал конфликты между другими и всегда был ко всем добр. А к концу сериала так вообще получил своего духа-хранителя и у него открылась способность видеть вещие сны. Так что, он не балласт, а сердце группы.
  • Kill la Kill — таким могла показаться Мако Манкансёку. Прямо скажем, не блещущая умом девочка обеспечивает Рюко стол и кров и огромную порцию болтовни, а в одной из серий и вовсе поддается на уловку, организуя клуб и забирая всю выгоду себе, в конце и вовсе пойдя против Рюко. Но уже в середине сериала только Мако своей фирменной проповедью одна смогла вытащить Рюко из состояния берсерка, потом она целехонькой и с кучей сувениров возвращается с поля боя в Осаке и далее по нарастающей — звездный час настает, когда она в одиночку спасает корабль от местного годзиллы из глубин.
  • JoJo's Bizarre Adventure: Энн, девочка-бродяжка в третьей части. У неё в одном месте заиграла жажда приключений, и она на несколько арок прилепилась к героям, зная, что за ними вообще-то охотятся странные личности с паранормальными способностями. Стенда не имеет, драться не может, умом не блещет… Единственный раз, когда от неё была польза — это когда она в арке Раббер Соула поняла, что с Какёином что-то не так. Даже для разрядки смехом не годится — слишком унылая. После арки Wheel of fortune малявку всё же отправили домой и больше не вспоминали. Ну и зачем этот персонаж был нужен? Ради сомнительной сцены в душе?
    • Триш из пятой части. Да, почти весь сюжет, по сути, завязан на ней, только вот кроме первой встречи ребят с ней, и единственного раза, когда она использовала свой станд, она особо-то ничем и не выделилась. К тому же, из-за того, что банде Буччеллати пришлось её защищать от людей Босса и собственно него же самого, из сюжета тупо выкинули Фуго, а позже умерли Абаккио, Наранча и сам Бруно. Сама же Триш большую часть времени ничего не делала, команде ничем не помогала и просто отсиживалась в черепахе.
  • Sailor Moon — Меркурий, Марс, Юпитер и Венера в третьем сезоне. Не участвуют в боях, поскольку Тверди, Волны и Лунного жезла вполне достаточно, чтобы победить тупого, бессмысленного монстра.
  • Hunter x Hunter — Леорио в арке с экзаменом. Из-за необдуманных действий постоянно попадает в беду и создаёт проблемы на пустом месте не только себе, но и остальным ребятам, которые не могут этого придурка просто так взять и бросить. В первый раз за него переживаешь, во второй думаешь, не дурак ли он часом, а в третий и последующие разы это уже начинает откровенно раздражать. Получается просто притянутое за уши растягивание сюжета.
  • Scrapped Princess: Пасифика очень боится стать такой, потому что её приходится полагаться на своих телохранителей и, по совместительству, приёмным брату и сестре Шеннона и Ракель. Потом, впрочем, она открывает у себя полезные способности.
  • Sword Art Online — целый ряд персонажей, которые раскрываются и демонстрируют индивидуальность, но вскоре превращаются в «картонки», просто произнося нужные слова в нужный момент. В бою толку от них также не много, поскольку Кирито в любом случае справится сам.
  • Sentouin, Hakenshimasu! — Гримм. Передвигается в кресле-коляске, спит днем, ночью насылает стра-а-ашные проклятия вроде ушибленного мизинца…от которых чаще всего сама и страдает.

Видеоигры[править]

  • Практически любая эскорт-миссия в практически любой игре. Радуйтесь, если ваш спутник будет хоть чем-то вооружён. Или не радуйтесь.
  • Наемники в игре Dune 2000. Когда враги создают хорошо сбалансированную армию и всегда отстраивают поврежденную базу, то наёмники строят исключительно слабые осадные танки и нанимают гранатомётчиков, которые в финальных миссиях бесполезны. О восстановлении базы вообще речи не идёт… Ну ладно балласт, так они ещё и выходят их боя, если понесут большие потери, что может превратить их в камень на шее, если бы не одно но: они прикроют игрока на ранних этапах игры, и, когда они объявят нейтралитет, тот уже будет достаточно развит и просто разнесёт их базу и установит там свою.
    • Фремены в 4 миссии за Артрейдесов: фремены, в целом, держатся молодцом, но, если игрок тупит и тянет время, то, вместо того, чтобы продолжать обороняться, они могут ринуться в атаку на базу врага. Инициатива сама по себе похвальна, но, оставленный без защиты сиетч будет быстро уничтожен.
  • Зачастую — напарники персонажа в компьютерных играх. Особенно если ваш персонаж вор, или вообще так или иначе часто пользуется скрытностью, и напарник ему нужен как собаке пятая нога.
    • Jade Empire — субверсия. В бою напарники практически бесполезны — разве что врага на себя отвлечь — а вот в режиме медитации они восстанавливают ресурсы героя и уже куда полезнее.
  • Resident Evil 4 — Эшли, дочь президента. Особо не мешает (разве что орёт, когда её в очередной раз пытаются похитить), но и ничем не помогает.
    • Впрочем, во второй половине игры Эшли из балласта становится довольно толковой девчонкой — то ключ-пластину притащит из недоступной Леону области, то лихо управляет бульдозером, пока агент Кеннеди отстреливается от инфицированных. Да и на первых этапах есть парочка случаев, когда Эшли пролезает в окно и отпирает изнутри дверь. А когда игроку приходится немного поиграть за нее, оказывается что она может за себя постоять.
  • Resident Evil 6 — в сценарии Ады балластом может стать второй игрок, потому что сценарий рассчитан на одного и Агент не обладает нужными навыками (например, он не может использовать крюк в драке с одним из боссов) и постоянно будет попадать в нокдаун.
  • Серия квестов Runaway. Если Суши Дуглас — богатая хакерша, Сатурно — эксцентричный изобретатель, то вот растаман Рутгер только и занят тем, что курит коноплю. Единственная полезная вещь, которую он сделал — это накурил героя в первой части, чтобы тот мог стать медиумом в спиритическом сеансе.
  • Langrisser IV — Рейчел, правда с прикрученным фитильком — её никак не назовёшь совсем уж бесполезной (сражается не хуже других, и единственный персонаж в начальных миссиях, знающий заклинание исцеления), но прокачивать её не просто не рекомендуется, а ОЧЕНЬ не рекомендуется. Всё потому, что какой бы из трёх путей прохождения вы не выбрали, в финальных сценариях она будет бесполезна: на пути света она примет участие в двух первых сценариях из девяти, на пути независимости её вообще не будет, на пути тьмы она станет доступна со второго сценария (из четырёх), но в середине последнего перейдёт на сторону врага, да ещё и утянет за собой одного из ваших соратников, предельно усложнив и без того непростую миссию. В итоге игроку просто нет смысла её прокачивать и всё, что она будет делать в миссиях, где участвует — это стоять в тылу и не мешаться.
    • Кроме того, в играх серии, которые подразумевают разные пути прохождения (в первую очередь это Der Langrisser), такие персонажи являются опциональными: при каких-то путях они вполне себе полезны, при каких-то — балласт по причине, описанной выше.
  • Detroit: Become Human — Алиса для Кары и сюжета.
    • По мнению автора правки — большая часть линии Кары в частности. Видимо, ее переработали в пользу линий Коннора и Маркуса.
  • Super Mario Bros — Очень много, в основном, Тоады.
  • Pathfinder: Kingmaker — Сластёны. Милые, наивные, весёлые и абсолютно бесполезные друзья Каликке. Собственно это признаёт даже она сама (что уж говорить про Канеру), да и задания, которые им можно дать, это лишь подсвечивают.
  • Battle Brothers — ополченцы в миссиях по обороне поселений. Обычно их отряд бездумно прёт в атаку на орду нежити, орков или рыцаря с толпой телохранителей, в лучшем случае забирает одного-двух врагов и выпиливается почти в полном составе уже к третьему-четвёртому ходу. Если у врага есть некроманты, упыри, орки-берсеркеры и другие юниты, набирающие силу с каждым фрагом, превращаются в камень на шее.
  • Warframe — по большей части аверсия и даже инверсия: на регулярные миссии (например, потому что часть реликвий Бездны падает и открывается только в начальных локациях) нет-нет да заглядывают игроки, способные полчаса нагибать весь уровень в одиночку и оставляющие команде только сбор лута.

Визуальные романы[править]

  • «Бесконечное лето» — «Толик». Из уродливого статиста, заполняющего фон в столовой, стараниями фанатов окрутел вплоть до уровня демиурга.

Реальная жизнь[править]

  • Первая мировая война — Румыния была настоящим ужасом, а не союзником. Мало того, что румынская армия традиционно страдала от проблем со снабжением, так в силу географического положения Восточный Фронт расширился на юг и открыл путь для наступления болгар, что ой как «помогло» России — ради спасения румын пришлось разворачивать новый фронт, оттянувший на себя четверть Российской императорской армии. А по итогам войны Россия осталась в минусах, зато Румыния захапала земли как Российской империи (Бессарабия), так и Тройственного Союза (Трансильвания).
    • Правда, реальная политика — не художественное произведение, поэтому тщательный отыгрыш такого «балласта» — проблема для союзника, но успех для самого себя. Из Первой Мировой Румыния вышла с минимальными потерями и максимальными (в относительном выражении) приобретениями.
    • Ненамного лучше союзникам «помогла» и Италия. Достаточно сказать, что итальянцы с таким успехом бодались с австрийцами на реке Изонцо, что их сокрушительный разгром при Капоретто (который заставил англичан и французов начать массовую переброску войск в Италию) имеет ещё одно название — Двенадцатая битва при Изонцо!
    • А со стороны Четверного союза эту роль взяла на себя Австро-Венгрия, которая более-менее успешно воевала только с итальянцами. А вот на Восточном фронте австрийцы были для немцев скорее балластом, чем помощью, вчистую слив русским две кампании.
  • Вторая мировая война — с фитильком Италия. Вообще, стоит признать, что итальянцы в этой войне сражались храбро и, в общем-то, даже неплохо. Но это не меняет той детали, что немцам пришлось отвлечь немало сил на помощь им, а с осени 1943-го, в условиях рушащегося Восточного фронта, воевать на Апеннинах вообще самостоятельно, поскольку сами итальянцы, к тому моменту, потеряли уже треть полуострова и вышли из войны.
    • И снова Румыния. Именно благодаря небоеспособности румынских дивизий (вызванной — чем бы вы думали — неладами со снабжением!) советской армии удалось замкнуть Сталинградское «кольцо». А в 44-м румыны под руководством короля Михая I, который отлично чуял к чему всё идёт, вообще устроили переворот, свергли кондукэтора Йона Антонеску (верного союзника Гитлера) и в результате обрушили своим недавним союзникам весь южный фронт. Сами немцы, впрочем, весьма неплохо оценивали своих союзников: румыны занимают первое место по количеству награждений Рыцарскими Крестами срели иностранцев, а маршал Манштейн как-то назвал румынских солдат (но не офицеров!) лучшими союзниками, которые были у немцев на той войне.
  • Когда на физкультуре начинают играть в футбол/волейбол, в какой-нибудь команде (или во всех) данную роль будут играть самые худшие игроки, выбранные по остаточному принципу. Как автор правки, например.

См. также[править]