Слаб в бою, но отличный тактик

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Собственно Именно то, что написано на упаковке. Троп про персонажей, которые участвуют в каких-либо командах, геройских и не очень, сильно проигрывают в своих силах/навыках в сравнении с остальной командой, но при этом являются хорошими тактиками и знают, как наиболее эффективно распорядиться силами своих товарищей в боях, соревнованиях и прочих свершениях.

Фактически противотроп этого понятия — Власть — это сила. Иногда пересекается с тропом Небоевой товарищ, и часто именно такие люди становятся причиной тропа Тактика решает. Родственный троп — генерал-шахматист; разница в том, что генерал командует войском, а сабж — относительно небольшим отрядом.

Связанный тропСлаб, но удал.

Противоположный троп крутой вояка, но никудышный командир.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Южноазиатская сказка о лягушке, которая собрала звериное воинство и пошла войной на небожителей, чтобы те прекратили засуху. Собственно, от лягушки в бою никакого толку и быть не может, но она таки оказалась толковым организатором.

Литература[править]

  • «Остров сокровищ» — капитан Смоллет. Отличный моряк, командир, организатор (что дружно признали повоевавший Ливси и попутешествовавший Трелони) и в каком-то смысле дипломат (даже Сильвера выбил из колеи), но стрелок никуда не годный. Прекрасно это понимает и, расставляя бойцов по позициям, сам отправляется заряжать им мушкеты. В ближнем бою себя проявить не смог, поскольку на тот момент получил шальную пулю в плечо, но продолжал руководить до конца боя. В экранизациях, правда, умеет сражаться холодным оружием (впрочем, странно было бы, если бы офицер в XVIII веке этого не умел).
    • Немного «с фитильком», поскольку подобная (вполне справедливая) характеристика означает, что капитан Смоллет был отличным профессионалом своего дела и не умел делать чужое. Капитану корабля надо уметь быть моряком, уметь командовать и организовывать, уметь договариваться, но вот стрелять (из ручного оружия) ему в нормальной жизни некуда, незачем и негде. Из пушки, возможно, получилось бы лучше, если бы она была в наличии.
  • ПЛиО — Тирион Ланнистер («Полумуж! Полумуж!») же! Слабаком его не назвать, и проломить череп палицей он вполне способен, однако он всё же карлик, что сильно ограничивает его боевые возможности. Но как он завербовал на свою сторону орду дикарей и что он сделал с флотом Станниса…
  • Майлз Форкосиган туда же. Но он бывает и генералом-шахматистом.
  • Гарри Тертлдав, «Крисп Видесский». Когда Автократор Крисп — весьма хороший тактик и стратег — попытался лично порубить врагов мечом, его гвардейцы халогаи мягко, но настойчиво, попросили не мешаться под ногами.
    • Хотя вообще в «Возвышении Криспа» упомянуто, что Крисп довольно силён физически, и вдобавок его обучал борьбе и фехтованию армейский ветеран, и в боях с кубратами (СФК болгар?) будущий Автократор в юности поучаствовал, так что его бойцовские навыки вполне на общевойсковом уровне. Слаб он только на фоне своих гвардейцев.
  • «Ветер и Искры» А. Пехова — тёмный маг Лей-Рон, он же «Чума». Субверсия — когда-то давно он был умелым воином, как и все его соплеменники-северяне, однако получив неизлечимую травму (кости неправильно срослись), был вынужден повесить меч на гвоздь. Зато стал самым искусным генералом армии Проклятых.
    • Впрочем, сильнейшим магом он по-прежнему остается, так что и без армии крут.
  • Dresden Files — «Джентльмен» Джонни Марконе. С прикрученным фитильком: мужик не боится никого и ничего и прекрасно обращается с любым оружием, от «калаша» с чужого плеча до метательных ножей. Но по меркам сеттинга он простой крутой смертный, начисто лишенный каких-либо плюшек типа магии или паладинского меча. Как он заставил цивилизованную половину сверхъестественного мира с собой считаться? Три слова: деньги, кадры, тактика. Ну и тот момент, когда он завалился на вампирскую разборку во главе роты взятых напрокат эйнхериев, которыми командовал как настоящий полковник.
  • MYTHs — Скив. Начинающий маг, который в большинстве книг руководит своими куда более сильными (и в магии, и в физическом плане) товарищами. А всё благодаря уму, эмпатии и выдающимся дипломатическим способностям.
  • Александр Рудазов, «Криабал» — жрец Дрекозиус. Категорически беспомощен в качестве бойца (весьма дороден и не владеет ни магией, ни оружием), но при этом на диво шустро соображает и не раз выручал партию вовремя поданным советом, в том числе именно тактического характера, как, например, идея ослепить нехедраха. А ещё редкостный златоуст — в самом начале пути заболтал до смерти двух троллей, убедив их (посреди боя) выпить отравленного вина.
  • Юмористически отыграно у Венички Ерофеева: «„Белополяки нужны!“ — кричал закосевший Тихонов. „О, идиот! — прерывал его я, — вечно ты ляпнешь! Ты блестящий теоретик, Вадим, твои тезисы мы прибили к нашим сердцам, — но как доходит до дела, ты говно-говном! Ну зачем тебе, дураку, белополяки?“» («Москва — Петушки»).

Сетевая[править]

  • Worm — Джек-Остряк в Бойне № 9. Его способность проецировать лезвия режущих предметов на любое расстояние является по меркам сеттинга весьма средней — оценивается местными супергеройскими силами охраны правопорядка на 2-3 по 12-балльной шкале. Вот только на фоне своей команды Джек смотрится слабовато: Топорылый — нуллификатор суперсил; Манекен — сумасшедший супер-изобретатель, заковавший себя в неуязвимую броню со встроенным арсеналом; Краулер — адаптирующийся к практически любому противодействию регенератор; Птица-Хрусталь — силикокинетик с радиусом охвата и синхронного воздействия размером с крупный город; Душечка — эмпат и эмпатокинетик с радиусом эффекта не хуже Птицы; Ожог — пирокинетик и пиро-телепортер; Ампутация — ещё один супер-изобретатель, со специализацией в обработку людей, встроившая арсенал просто в себя; ну и для завершения списка: Сибирь — неуязвимая неудержимая садистка-каннибал, для которой у физики не законы, а необязательные рекомендации. На фоне этого цирка ужасов Джек-Остряк выделяется убойной (во всех смыслах) харизмой и развитыми мозгами. Это позволяет ему быть бессменным лидером одной из самых опасных команд суперзлодеев на американском континенте. Справедливости ради, харизма, дар взаимопонимания с командой и боевая интуиция — всего лишь результаты суперсилы «вещания», а проекция лезвий — побочное физическое проявление той же способности. Вот только сам Джек-Остряк об этом не знает, и при встрече с местным чужеродным чудовищем, нечаянно подбросит тому идею развлечься уничтожением человечества.
    • Описание способности выше — это буквально или ради красного словца? Если буквально, то она откровенно имбовая и уж точно мощнее каких-то там пирокинеза и неуязвимой брони.
    • Практически все Умники бесполезны в бою, как и Скрытники типа «радар»
  • «Super Powereds»: Ник Кэмпбелл. Впрочем, слаб он только по меркам лучших «суперов», а вот по сравнению с обычным человеком он явно выходит вперёд. Из двух пистолетов умеет палить как никто другой. Да и в рукопашной — тоже не промах (опять же, не считая лучших «суперов»).
  • «Искусство войны» от АдептусСибириус: главный герой Генерал Микоре Викт, довольно слабый джедай из корпуса равновесия, но в бою он способен применять предвидение и боевую медитацию на уровне флота(!!!) что делает его самым эффективным командиром в ДДГ.

Мультфильмы[править]

  • Университет монстров — Майк Вазовски, тогда студент. Он руководил тренировками товарищей и успешно участвовал в соревнованиях вместе с товарищами, но вот с испугом возникла бы главная проблема. Если его товарищи по команде, будучи такими же изгоями, что и он сам, сумели поднять уровень крутизны, то сам Вазовски в финале выиграл лишь благодаря Салли, который сумел незаметно опустить датчик чувствительности испуга на ноль.
    • А вот тактик он выдающийся, т. к. смог разработать план получения просто гигантского количества энергии за несколько минут… Вопрос только в том почему этот метод не используют в первом фильме, это бы могло избавить монстров от энергетического кризиса (скорее всего из-за того, что в мире людей это вызвало бы большой резонанс, что только подвергало бы мир монстров опасности разоблачения)…

Мультсериалы[править]

  • RWBY — Жан Арк (как можно догадаться, срисованный с Жанны — см. Реальная жизнь) в команде JNPR. Как боец откровенно слаб и с трудом может защищать себя, но голова у него работает на ура, и именно из-за умения выкручиваться без потерь из большинства боев он стал лидером команды. Впрочем, тренировки берут своё, и теперь Жан может и драться почти наравне с товарищами.
  • «Охотники на драконов»: Гвиздо, не привыкший брать в руки оружие тяжелей перочинного ножика, часто радовал свою команду оригинальными планами по поиску и устранению опасных тварей. К тому же регулярно выручает своего неграмотного друга черпаньем информации из книг про драконов и их слабые места.
  • Futurama — Гермес не раз примерял на себя эту роль, справляясь с нею великолепно.
  • «Король Артур и рыцари без страха и упрёка» — таким непреднамеренно оказывается Лорд Змей — его планы часто удаются или он умеет оперативно среагировать и опередить рыцарей, но когда начинается драка, он и его воины раз за разом проигрывают.
  • W.I.T.C.H. — Вилл, но только в первом сезоне, когда у нее нет других умений, кроме полётов, и возможности давать остальным стражницам входить в режим хенсина. Но при это большинство тактических уловок и хитрых планов исходит именно от неё. А вот во втором сезоне, когда она получает возможность пускать молнии, троп уже уходит.
    • Мэтт придумал, как победить Сокрушителей, но брать его на битву Вилл все равно решительно отказалась, ибо слишком опасно. И была права, потому что, последовав за девчонками и Калебом, Мэтт действительно облажался в бою. Так же в серии "Убаюкать" Мэтт придумал, как вывести превратившуюся в Корнелию Нериссу из комнаты Лилиан до возвращения стражниц: драться с Нериссой он не смог бы, и пришлось выкручиваться.
  • Star Wars: The Clone Wars — полковник Гаскон, представитель расы Зилкин, отличающиеся крохотным ростом (33 сантиметра). Однако, разработку отличной стратегии присваивают именно ему, за счет чего ему поручают миссию украсть сепаратистский дешифратор. Ему также доверяют небольшой отряд дроидов-астромехаников и дроида-пилота. Хотя задача по краже дешифратора была выполнена, но встала не менее трудная задача — вернуться к джедаям. По ходу этого Гаскон пребывал в отчаянии (он признался дроиду-пилоту, что он разрабатывал стратегии, но в бою никогда не участвовал), но, в конце-концов, он сумел вернуться к джедаям и стал уважительнее относиться к дроидам.
  • Смешарики — в одной из серий Ёжик, никогда не игравший в хоккей, заменяет травмированного Кроша и сначала показывает себя не с лучшей стороны (позже, правда, научился полноценно играть в хоккей и даже вошел во вкус), но затем открывает в себе талант руководителя и превращается в тренера команды.
    • В двухсерийнике «Футбол» уже более прямым примером предстаёт Лосяш. Лосяш в споре с Копатычем упорно доказывал, что в футболе тактика решает всё. И очень убедительно рассказал об этом своей команде, однако когда вступил в игру сам… Скажем так: получился и смех и грех.
  • Код Лиоко — Джереми и Аэлита(вторая-только в первом и втором сезонах, позже получает подобие файрболлов.
  • Леди Баг и Супер Кот — в бою против Ананси Леди Баг явно уступала в силе… но её же ударами завалила злодейку обломками Триумфальной Арки.

Комиксы[править]

  • «My Little Pony: Friendship is Magic» — арка «Legends of Magic», выпуски с 8 по 11. Таковым предстает Стиджиан. В 12 выпуске он хоть и получил уважение и признание со стороны Столпов Эквестрии за счет научных познаний и разработанной по ходу сбора команды стратегии, но Старсвёрл Бородатый невольно перетягивает одеяло лидера на себя, чем вызывает у Стиджиана комплекс неполноценности. Все вытекающее можно узнать из финала 7 сезона основного сериала.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Shingeki no Kyojin — Армин Арлерт, пример из палаты мер и весов. Будучи слабейшим кадетом среди корпуса и друзей, в плане стратегии и тактики - Армин просто живой бог. Загибайте пальцы:
  1. Придумал план по уничтожению титанов в складе с УПМ. Притом что тогда кадеты были вооружены винтовками и лезвиями
  2. Придумал план по заделыванию ворот Троста с помощью Эрена
  3. Вычислил Женского Титана из-за того что Энни использовала привод Марко, который он собирал вместе с Армином (хотя может он просто сравнил приёмы ЖТ и Энни, и пришёл к соответствуещему выводу). Более того, он и по её поимке придумал план.
  4. Искусно вывел Бертольдта из себя, солгав что Энни сейчас пытают, что дало Эрвину шанс освободить Эрена.
  5. Именно Армин обнаружил слабость противопехотного УПМ (а именно, что стрелять тросом и из пистолета можно только в одном направлении, и что перезарядка занимает время, оставляя противника беззащитным), что дало Отряду Леви возможность победить Отряд Кенни, и спасти Эрена с Хисторией
  6. Именно Армин предположил что Райнер и Бертольдт могут прятаться в стенах Шиганшины, ИЧСХ, он оказался прав
  7. И наконец, именно Армин отвлёк на себя внимание Колоссального, заставив использовать выброс тепла, во время которого он не может двигателя,дав Эрену запечатать ворота Шиганшины, и напасть на Бертольдьта сзади, при том что сам Армин сгорел заживо, но прекрасно понимал на что идёт.
  • Code Geass — сам Лелуш. Как боец на найтмере или стрелок, он в лучшем случае чуть лучше среднего солдата, и на фоне остальных бойцов сеттинга проигрывает, но его мозги, даже без учёта сверхспособностей, превращают битвы с врагами и спецоперации в тотальный кошмар для них.
    • Code Geass: Bokuoku no Akito — Лейла Малкольм. С прикрученным фитильком — тактик она не гениальный, но достаточно хороший, а вот кадровик действительно гениальный. И как боец она слаба только на найтмере — в рукопашной у неё всё отлично.
  • KonoSuba — собственно главный герой, Казума, имеющий хоть и гибкий тактически, но малополезный класс, и трех имбовых, но очень узкоспециализированных напарниц, с ордами тараканов в голове. И ведь выкручивается же в итоге за счет тактики и высокой удачи, чаще всего даже с прибылью для себя!
  • Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu – главный герой Нацуки Субару. Причём вынужденно. По меркам сеттинга его способности ниже плинтуса, но благодаря кучи дней сурков он обладает вполне себе определенными знаниями о тактической обстановке. Да и будешь тут хреновым тактиком, когда от этого жизнь зависит.
  • Legend of the Galactic Heroes — Ян Вэньли, конечно же. Тактический гений, не проиграл в своей жизни ни одного сражения, но боец никуда не годный. Его друг Кассельн даже это подсвечивает: «От Яна нет толку ниже плеч». Что характерно, не возражали даже Юлиан и сам Ян.
  • Full Metal Panic! — Тереза Тестаросса туда же. Хрупкая комически-неуклюжая шестнадцатилетняя девочка с боевыми навыками на уровне «расстрелять весь магазин в человека вне укрытия с дистанции в три метра и не попасть»… которой нет равных в искусстве подводной войны. С седьмого тома выясняется, что она ещё и отличный стратег. «Затащить» партизанскую войну против практически всесильного закулисного мирового правительства, имея в своём распоряжении лишь одну сверхтехнологичную субмарину, парочку потрёпанных армслейвов (по характеристикам уступающим таковым у врага) и несколько десятков талантливых людей — это сильно!
  • Naruto — Шикамару хоть и имеет довольно полезную способность, но редкий лодырь и как боец не очень, зато благодаря своему тактическому гению является опасным противником даже для очень сильных ниндзей.
  • Lazy Dungeon Master — Кима. Обыкновенный молодой японец. Кое-какие навыки он, конечно, выучил, но реального боевого опыта у парня — ноль. При этом под его руководством задрипанное подземелье Обычная Пещера с жалким Сердцем Подземелья Рокуко прокачалось с конца рейтинга (699 место) до середины (210 место), а в Битвах Подземелий он ухитрился справиться с тремя весьма крутыми Сердцами: Хаку (восьмое место в Рейтинге, трёхсотлетний опыт битв), Одвен (сто лет боёв, красный дракон в качестве босса) и Айди (рыцарь крови, неразрушимый меч с крутейшими абилками).
  • Goblin Slayer — Убийца Гоблинов вообще не имеет каких-либо суперсил, крутого снаряжения или артефактов и вроде бы заметно слабее формально равных ему по рангу и даже многих рангом ниже, но благодаря своему тактическому гению и солдатской смекалке умудряется одолевать реально крутых врагов.
  • «Основатель Тёмного пути» — Не Хуайсан. Его слабые боевые и заклинательские навыки вкупе с любовью к изящным искусствам всегда были кнопкой берсерка для его старшего брата. Но именно он досконально продумывает и реализует сложную и хитросплетённую многоходовую интригу, стремясь отомстить за этого самого брата, причём проворачивает всё так, что никому в принципе не удаётся доказать его причастность.
  • Aoki Hagane no Arpeggio — не совсем прямой отыгрыш тропа в самом начале противостояния Туманного флота и людей. Как признают сами же корабли Тумана (уже во время событий основной истории) они тогда одолели человечество просто за счёт чудовищной разницы в грубой силе, в то время как люди сумели немало удивить своих врагов за счёт превосходящей тактики. И туманники честно признают, что если бы стороны находились в равных условиях, то более тактически подкованные люди не оставили бы им никаких шансов. Что, к слову, находит отражение и в основной истории — корабли Тумана, которыми командуют люди, зачастую ощутимо превосходят противника, даже в случае разительной разницы собственно кораблей. Хрестоматийнейший пример: потопление «Хюги» — победа подлодки над линкором весьма впечатлила как людей, так и Туман.
    • Более прямо с протагонистом. Не то чтобы он совсем задохлик, но котелком он явно варит лучше, чем дерётся.
  • Nurarihyon no mago — Рюдзи Кейкайн. Знает, что его способности ограничены, поэтому в бою делает ставку на знания, а также пользуется всевозможными уловками. В ход вовсю идёт ложь, от искусной до наглой, а также полуправда — всё зависит от противника. Успешно юзает жанровую смекалку: в мире сёнен-манги, где приёмам и техникам принято давать имя, Рюдзи намеренно использует названия, дезинформирующие противника о специфике атаки. Особо эффективен в комбинации с персонажами, привыкшими просто и без затей атаковать в лоб.
  • Ride-On King — Белл, когда припрёт, очень быстро соображает (причём не только в бою), но в боевой магии несильна.
  • Eyeshield 21 — Хирума Йоичи. Обладая довольно посредственными исходными данными по спортивным показателям, физически он уступает игрокам, одаренным от природы. Но пусть земля будет пухом тому идиоту, который надумает оценивать игровую мощь Хирумы исходя из физических данных. Во всей Японии нет капитана команды опаснее и эффективнее: он гениально распоряжается талантами своих игроков, и славится тем, что способен найти выход из любой ситуации.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — Педро Кантор, магистр ордена Багровых Кулаков. С фитильком, потому что он все-таки космодесантник и в бою намного круче многих людей и нелюдей, но по меркам героя Космодесанта, тем более магистра ордена, его боевые навыки более чем скромны. Зато он смог организовать остатки Багровых Кулаков после рокового стечения обстоятельств, повлекшего за собой гибель более, чем половины ордена и разрушение крепости-монастыря, и под его руководством Кулаки не только сдерживали орочье вторжение, но и контратаковали зеленокожих, отбив плацдарм для высадки прибывшей помощи, причем к тому моменту орден насчитывал всего чуть больше сотни израненных космодесантников, оставшихся почти без боеприпасов. В самой настольной игре Кантор довольно посредственен как боец, но серьезно усиливает армию в целом за счет правил, связанных с его тактическими способностями.
    • Ещё сильнее фитилёк прикручен у примархов Робаута Жиллимана, Рогала Дорна и Альфария с Омегоном. Будучи в числе сильнейших бойцов галактики, они всё же уступают по боевым навыкам остальным своим братьям, и предпочитают думать о тактике и организации своих легионов, а не о личных подвигах.
    • Сюда же кадианец Урскар Крид.

Видеоигры[править]

  • Grand Theft Auto V — Лестер Крест, педаль в пол. Будучи инвалидом-колясочником, он полностью бесполезен в ограблении, но благодаря многочисленным познаниям в тактиках преступлений, ни одно ограбление троицы не обходится без его планирования. А благодаря умениям финансиста, троица никогда не заморачивается с такой вещью, как поиск того, кто превратит награбленное в легальные зеленые бумажки.
    • Одно обходится: то, которое спланировал и провел Тревор. Но лучше бы не обошлось, ей богу. Во-первых, в любой вариации оно до крайности топорное и включает в себя уйму пальбы и взрывов и минимум стелса, во-вторых, он не потрудился разузнать, что именно крадет, и в итоге команда стрыздила экспериментальное атомное оружие. Да и если бы Лестер не остановил вовремя Тревора и не обставил все так, что пальба и взрывы – несчастный случай, а бомбу просто выкинуло неподалеку и она «нашлась», быть бы героям в списке террористов, «которых убивают, а не арестовывают». Денег в итоге никто не получил.
  • DotA — амплуа саппорта (героя поддержки). У саппорта нет туннельного зрения на добивание крипов (добивать должен дамагер, ему все деньги!), и он первым материализует мысли капитана — потому в четырёх командах из пяти саппорт и есть капитан. Да и оглушить кого-то в нужный момент, когда у всех по два мощных артефакта и кучка маленьких, а у тебя одни ботинки — тоже искусство. И пожертвовать собой, но спасти дамагера — тоже часть его работы.
  • The Battle for Middle-Earth II — король Теоден. Всего 1600 единиц здоровья на первом уровне (меньше всего среди героев), но зато уже на 5 уровне прокачки (из 10) он получает способность, делающую его и находящуюся рядом кавалерию практически неуязвимой, а неплохой перманентный баф союзных войск на урон у него есть и вовсе с первого уровня. Впрочем, здесь с прикрученным фитильком, ибо слаб он только для героя и при должной сноровке может в одиночку зарубить мумака или горного великана.
    • Сюда также (хоть и в немного меньшей степени) подходят Даин, Трандуил, Боромир и Фарамир, которые слабы для героев, но дают хорошие бафы союзникам, а также Саруман, но он слаб только по сравнению с Гендальфом.
  • Саэнус Люсиус в Bloodmoon. Как о нём говорят солдаты: «Он не самый способный в том, что касается обращения с оружием, но его ум с лихвой компенсирует этот недостаток». Собственно, только если взять в напарники именно его, возможен мирный вариант разборки с контрабандистами.
  • Starcraft — церебралы зергов и сам Сверхразум. По сути представляют собой гигантские мозги, не способные к бою. Для последнего у них есть миллиарды зергов.
  • Fire Emblem Awakening — аверсия. Робин считается в команде тактиком, но ни чуть не уступает своим товарищам в силе, ни физической, ни магической, в бою.
  • Warhammer: Total War — имперские охотники на ведьм. Нет, их тоже можно включить в состав армии и отправить в бой… но никаких чудес они там со своими шпагами и пистолетами не покажут. Зато на стратегической карте они умеют целый ряд полезнейших вещей: ликвидировать вражеских героев (с шансом убить навсегда, а не просто ранить), блокировать армии, разрушать стены крепостей и бороться с порчей в провинции. Если без магов и жрецов вне боя можно легко обойтись, охотники на ведьм как полевые агенты незаменимы.
  • Marvel's Guardians of the Galaxy — главный герой Питер Квилл довольно слаб, по сравнению с остальными членами команды (енотом, собирающем на досуге орудия судного дня из подручного хлама, живым ходячим деревом, способным проращивать корни с невероятной быстротой, бешеным сверхсильным качком и космической убийцей сверхвысокого класса), но грамотно отдавая приказы боевым спутникам и используя их сильные стороны он может решить любую боевую задачу.

Реальная жизнь[править]

  • Неоднократно всплывает в военной истории Римской империи в период «после полудня». В более ранние эпохи чаще характерен как раз другой троп и ещё про Юлия Цезаря писали, что он «мог поспорить в фехтовании с любым из своих солдат». А вот веках во II—III акцент летописцев смещается именно на умение думать головой, а не клинком размахивать: именно к этому периоду относиться бронебойный ответ некоего легата, который выслушав задиристую речь в стиле «если ты не позорный трус, выйди и сразись со мной один на один», спокойно ответил из-за стены щитов своих легионеров: «Ну так попробуй, заставь меня!»
  • Цао Мао, император царства Вэй, умелым бойцом никогда не был и быть не мог, однако, когда род Сыма начал отжимать у династии Цао Вэй последние остатки власти, решил без боя не сдаваться. Собрав отряд из дворцовой стражи и верных придворных, он отправился громить наглых узурпаторов, применив при этом интересный «ход коня»: обнажил меч и пешком пошел впереди своего войска. Солдаты Сыма, которым перипетии дворцовых интриг никто не объяснял, просто не решались поднять на священную особу Сына Неба оружие. К сожалению, ход обернулся гамбитом у самой финишной прямой — решивший поддержать Сыма амбициозный офицер, закаленный боец, убил Цао Мао (повергнув этим в ужас как лоялистов, так и собственных воинов).
  • Великий кормчий Мао Цзэдун был неплохим автором революционной стратегии, сильным в руководстве партизанскими силами, да и организаторские способности его никто не отрицал. Его же полководческие таланты куда более спорны — его слава в этом деле во многом приписана ему задним числом благодаря победам его соратников типа Чжу Дэ, Пэн Дэхуая, Лю Бочэна и других.
  • Жанна д’Арк. Знаменосец, сердце группы и либо тактический гений, либо мастер по координации других полководцев.
  • Реджиста/Плэймейкер в футболе. Такие футболисты чаще всего играют в центре поля, дирижируя атаки своей команды благодаря умным и качественным передачам, не обладая выдающимися физическими данными. От таких игроков требуются широкие познания в тактике. Примеры: Хосеп Гвардиола/Хави/Иньеста/иногда Месси в «Барселоне», Пирло/Боннучи в «Ювентусе»/«Милане», Лэмпард в «Челси» и Джеррард в «Ливерпуле».
    • Педаль в пол продавил бразилец Диди, лидер «Ботафого» и бразильской сборной 50-60 годов: браковался клубами за низкую скорость, слабую физуху и неумение играть в отборе. При этом, получил прозвище «Мистер Футбол» за то, что в ходе ЧМ-58 раздал больше пасов, чем любой другой футболист, и ни разу не ошибся! А ещё именно его называют первым исполнителем «сухого листа».
    • Ещё один характерный пример Франц Беккенбауэр. Половину карьеры провёл на позиции опорника, ещё больше прославился на позиции либеро. Но запомнился именно организацией игры команды, а вовсе не навыками отбора.
    • Бастиан Швайнштайгер, самый титулованный немецкий футболист в истории славен отнюдь не количеством голов (72 в 570 играх), но отличной координацией и поддержкой других игроков.
  • Так как Командно-штабная машина обычно имеет ограничения на массогабариты, то в отличии от флагмана, часто являющегося сильнейшим кораблём, КШМ это троп Слаб в бою, но отличный тактик.
    • сюда же Воздушный командный пункт — штаб в истребитель даже в двухместный не влезет, и потому часто делается на основе транспортного самолёта или вертолёта, от чего в бою очень слаб.