Философский диалог: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
 
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Q|Потом рядом со мной возникли два прозрачных человека, встали в позы и начали говорить. Оба они были босы, увенчаны венками и закутаны в складчатые хитоны. Один держал в правой руке лопату, а в левой сжимал свиток пергамента. Другой опирался на киркомотыгу и рассеянно играл огромной медной чернильницей, подвешенной к поясу. Говорили они строго по очереди и, как мне сначала показалось, друг с другом. Но очень скоро я понял, что обращаются они ко мне, хотя ни один из них даже не взглянул в мою сторону. Я прислушался. Тот, что был с лопатой, длинно и монотонно излагал основы политического устройства прекрасной страны, гражданином коей он являлся. Устройство было необычайно демократичным, ни о каком принуждении граждан не могло быть и речи (он несколько раз с особым ударением это подчеркнул), все были богаты и свободны от забот, '''и даже самый последний землепашец имел не менее трех [[рабство|рабов]]'''. Когда он останавливался, чтобы передохнуть и облизать губы, вступал тот, что с чернильницей. Он хвастался, будто только что отработал свои три часа перевозчиком на реке, не взял ни с кого ни копейки, потому что не знает, что такое деньги, а сейчас отправляется под сень струй предаться стихосложению.|[[Братья Стругацкие]], «[[Понедельник начинается в субботу]]»}}
Некогда очень популярный, а ныне почти забытый жанр, находящийся на стыке между прозой и драмой. Строго говоря, это проза, расписанная «по ролям». Двое (или больше) участников обсуждают какой-либо нравственный или научный вопрос, и в конечном счете в споре побеждает тот, который отстаивает точку зрения автора. У хорошего автора это получается убедительно, у плохого собеседники выглядят идиотами, так как автор подыгрывает своему аватару.
Некогда очень популярный, а ныне почти забытый жанр, находящийся на стыке между прозой и драмой. Строго говоря, это проза, расписанная «по ролям». Двое (или больше) участников обсуждают какой-либо нравственный или научный вопрос, и в конечном счете в споре побеждает тот, который отстаивает точку зрения автора. У хорошего автора это получается убедительно, у плохого собеседники выглядят идиотами, так как автор подыгрывает своему аватару.


Строка 15: Строка 13:
* [[Библия|Книга Иова]].
* [[Библия|Книга Иова]].
* Диалоги Сократа, записанные Платоном и Ксенофонтом.
* Диалоги Сократа, записанные Платоном и Ксенофонтом.
** Не просто записанные, а творчески переработанные и адаптированные под взгляды тех, кто записал. Поэтому одни и те же события у Платона и Ксенофонта выглядят совершенно по-разному.
** Наиболее классический диалог - "Теэтет" Платона, где с множества сторон рассматривается, что такое знание.
** А наиболее известный - "Тимей" Платона (даже на фреске Афинская Школа Платон держит в руке именно его). Там рассказывается, как устроена Вселенная и попутно изложена легенда об Атлантиде.
* Цицерон, «О законах», «О государстве», «Об ораторе».
* Цицерон, «О законах», «О государстве», «Об ораторе».
* Боэций, «Утешение философией».
* Боэций, «Утешение философией».
* Средневековые теологические философы-схоласты постоянно этим занимались. Обычно диалог идёт как будто между наставником и учеником: ученик задаёт вопросы, наставник подробно отвечает. Возможно, часть из них - это реальные записи уроков; остальные - явно надуманные литературные произведения.
* Древнерусские духовные апокрифы: «Беседа трёх святителей», «Голубиная книга».
* Древнерусские духовные апокрифы: «Беседа трёх святителей», «Голубиная книга».
* Бундахишн, индо-персидское произведение, пересказывающее в форме сабжа утраченный космогонический раздел Авесты. По теории выдающегося советского лингвиста Трубачёва, могло лечь в основу гипотетической языческой версии «Голубиной книги».
* Бундахишн, индо-персидское произведение, пересказывающее в форме сабжа утраченный космогонический раздел Авесты. По теории выдающегося советского лингвиста Трубачёва, могло лечь в основу гипотетической языческой версии «Голубиной книги».
Строка 25: Строка 21:
* Дж. Бруно, «Пир на пепле», «Изгнание торжествующего зверя».
* Дж. Бруно, «Пир на пепле», «Изгнание торжествующего зверя».
* Г. Галилей, «Диалог о двух системах мира».
* Г. Галилей, «Диалог о двух системах мира».
* Дж. Беркли "Три разговора между Гиласом и Филонусом" - это диалог, в художественной форме передающий те же идеи, которые автор писал в "Трактате о принципах человеческого знания". Автор с помощью него популяризировал свои идеи.
* Дж. Беркли "Три разговора между Гиласом и Филонусом" - книга в форме диалога, описывающая теории из "Трактата о принципах человеческого знания" в научно-популярном упрощённом виде. Имена говорящие: "Гилас" от "хюле" ("материя", т.е. философ-эмпирик), "Филонус" от "филия" и "нус" ("люблю разум", т.е. философ-рационалист).
* В. Соловьев, «Три разговора, или Краткая повесть об Антихристе».
** «Диалоги» Лема. Ведутся от лица персонажей Гиласа и Филонуса, как и у Беркли. Темы: бессмертие, искусственный интеллект, корабль Тесея, кибернетика, социализм.
** В. Соловьев, «Три разговора, или Краткая повесть об Антихристе».
* Халиль Джебран, «Пророк» (1923). Как раз радикальный вариант.
* Халиль Джебран, «Пророк» (1923). Как раз радикальный вариант.
* Дж. Р. Р. Толкин, «Атрабет Финрод ах Андрэт».
* Дж. Р. Р. Толкин, «Атрабет Финрод ах Андрэт».
* Имре Лакатос, «Доказательства и опровержения». Целый урок учитель пытается достаточно строго доказать теорему Эйлера о многогранниках, а его ученики находят в доказательстве дырку за дыркой.
* «Диалоги» Лема. Ведутся от лица персонажей Гиласа и Филонуса. Темы: бессмертие, искусственный интеллект, корабль Тесея, кибернетика, социализм.
** ''Явная аллюзия на Беркли (см. выше)''.
* [[Братья Стругацкие]], «[[Трудно быть богом]]» — внутримировой пример: диспут Руматы и Будаха об идеальном обществе и возможностях бога.
* [[Братья Стругацкие]], «[[Трудно быть богом]]» — внутримировой пример: диспут Руматы и Будаха об идеальном обществе и возможностях бога.
* Г. Гор, «Странник и время». Есть несколько маленьких запоминающихся вставок, где протагонист, [[обратный попаданец]] Павел Дмитриевич Погодин, говорит с кем-то. Беседует он больше с носителями нечеловеческой психологии.
* Г. Гор, «Странник и время». Есть несколько маленьких запоминающихся вставок, где протагонист, [[обратный попаданец]] Павел Дмитриевич Погодин, говорит с кем-то. Беседует он больше с носителями нечеловеческой психологии.
* В. Кузьменко, «Древо жизни». Философских диалогов настолько много, что они иногда превращаются в [[Натяжной_диалог|натяжные]].
* [[Gatari Series]] (но свойственно и другим творениям Нисио Исина). Целые серии могут быть посвящены диалогу со злодеем о достоинствах фальши и чем подделки лучше оригиналов.


{{Nav/Литература}}
{{Nav/Литература}}

Текущая версия на 14:03, 8 июля 2023

Некогда очень популярный, а ныне почти забытый жанр, находящийся на стыке между прозой и драмой. Строго говоря, это проза, расписанная «по ролям». Двое (или больше) участников обсуждают какой-либо нравственный или научный вопрос, и в конечном счете в споре побеждает тот, который отстаивает точку зрения автора. У хорошего автора это получается убедительно, у плохого собеседники выглядят идиотами, так как автор подыгрывает своему аватару.

Философский диалог может также входить как часть в какое-либо другое произведение.

Чуть более редкий поджанр: беседа учителя и ученика. Ученик приходит к наставнику и спрашивает, наставник отвечает или задаёт наводящие вопросы. Очень любим индийской литературой.

Радикальный вариант: описывается место и обстоятельства действия, мудрец читает проповедь и отвечает на вопросы собравшихся.

Примеры[править]

  • Многие куски в Упанишадах.
  • Ранние буддистские сутры.
  • Книга Иова.
  • Диалоги Сократа, записанные Платоном и Ксенофонтом.
  • Цицерон, «О законах», «О государстве», «Об ораторе».
  • Боэций, «Утешение философией».
  • Средневековые теологические философы-схоласты постоянно этим занимались. Обычно диалог идёт как будто между наставником и учеником: ученик задаёт вопросы, наставник подробно отвечает. Возможно, часть из них - это реальные записи уроков; остальные - явно надуманные литературные произведения.
  • Древнерусские духовные апокрифы: «Беседа трёх святителей», «Голубиная книга».
  • Бундахишн, индо-персидское произведение, пересказывающее в форме сабжа утраченный космогонический раздел Авесты. По теории выдающегося советского лингвиста Трубачёва, могло лечь в основу гипотетической языческой версии «Голубиной книги».
  • Абеляр, «Диалог между философом, иудеем, христианином».
  • Дж. Бруно, «Пир на пепле», «Изгнание торжествующего зверя».
  • Г. Галилей, «Диалог о двух системах мира».
  • Дж. Беркли "Три разговора между Гиласом и Филонусом" - книга в форме диалога, описывающая теории из "Трактата о принципах человеческого знания" в научно-популярном упрощённом виде. Имена говорящие: "Гилас" от "хюле" ("материя", т.е. философ-эмпирик), "Филонус" от "филия" и "нус" ("люблю разум", т.е. философ-рационалист).
    • «Диалоги» Лема. Ведутся от лица персонажей Гиласа и Филонуса, как и у Беркли. Темы: бессмертие, искусственный интеллект, корабль Тесея, кибернетика, социализм.
    • В. Соловьев, «Три разговора, или Краткая повесть об Антихристе».
  • Халиль Джебран, «Пророк» (1923). Как раз радикальный вариант.
  • Дж. Р. Р. Толкин, «Атрабет Финрод ах Андрэт».
  • Братья Стругацкие, «Трудно быть богом» — внутримировой пример: диспут Руматы и Будаха об идеальном обществе и возможностях бога.
  • Г. Гор, «Странник и время». Есть несколько маленьких запоминающихся вставок, где протагонист, обратный попаданец Павел Дмитриевич Погодин, говорит с кем-то. Беседует он больше с носителями нечеловеческой психологии.