Философский диалог: различия между версиями
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Некогда очень популярный, а ныне почти забытый жанр, находящийся на стыке между прозой и драмой. Строго говоря, это проза, расписанная «по ролям». Двое (или больше) участников обсуждают какой-либо нравственный или научный вопрос, и в конечном счете в споре побеждает тот, который отстаивает точку зрения автора. У хорошего автора это получается убедительно, у плохого собеседники выглядят идиотами, так как автор подыгрывает своему аватару. | Некогда очень популярный, а ныне почти забытый жанр, находящийся на стыке между прозой и драмой. Строго говоря, это проза, расписанная «по ролям». Двое (или больше) участников обсуждают какой-либо нравственный или научный вопрос, и в конечном счете в споре побеждает тот, который отстаивает точку зрения автора. У хорошего автора это получается убедительно, у плохого собеседники выглядят идиотами, так как автор подыгрывает своему аватару. | ||
Строка 15: | Строка 13: | ||
* [[Библия|Книга Иова]]. | * [[Библия|Книга Иова]]. | ||
* Диалоги Сократа, записанные Платоном и Ксенофонтом. | * Диалоги Сократа, записанные Платоном и Ксенофонтом. | ||
* Цицерон, «О законах», «О государстве», «Об ораторе». | * Цицерон, «О законах», «О государстве», «Об ораторе». | ||
* Боэций, «Утешение философией». | * Боэций, «Утешение философией». | ||
* Средневековые теологические философы-схоласты постоянно этим занимались. Обычно диалог идёт как будто между наставником и учеником: ученик задаёт вопросы, наставник подробно отвечает. Возможно, часть из них - это реальные записи уроков; остальные - явно надуманные литературные произведения. | |||
* Древнерусские духовные апокрифы: «Беседа трёх святителей», «Голубиная книга». | * Древнерусские духовные апокрифы: «Беседа трёх святителей», «Голубиная книга». | ||
* Бундахишн, индо-персидское произведение, пересказывающее в форме сабжа утраченный космогонический раздел Авесты. По теории выдающегося советского лингвиста Трубачёва, могло лечь в основу гипотетической языческой версии «Голубиной книги». | * Бундахишн, индо-персидское произведение, пересказывающее в форме сабжа утраченный космогонический раздел Авесты. По теории выдающегося советского лингвиста Трубачёва, могло лечь в основу гипотетической языческой версии «Голубиной книги». | ||
Строка 25: | Строка 21: | ||
* Дж. Бруно, «Пир на пепле», «Изгнание торжествующего зверя». | * Дж. Бруно, «Пир на пепле», «Изгнание торжествующего зверя». | ||
* Г. Галилей, «Диалог о двух системах мира». | * Г. Галилей, «Диалог о двух системах мира». | ||
* Дж. Беркли "Три разговора между Гиласом и Филонусом" - | * Дж. Беркли "Три разговора между Гиласом и Филонусом" - книга в форме диалога, описывающая теории из "Трактата о принципах человеческого знания" в научно-популярном упрощённом виде. Имена говорящие: "Гилас" от "хюле" ("материя", т.е. философ-эмпирик), "Филонус" от "филия" и "нус" ("люблю разум", т.е. философ-рационалист). | ||
* В. Соловьев, «Три разговора, или Краткая повесть об Антихристе». | ** «Диалоги» Лема. Ведутся от лица персонажей Гиласа и Филонуса, как и у Беркли. Темы: бессмертие, искусственный интеллект, корабль Тесея, кибернетика, социализм. | ||
** В. Соловьев, «Три разговора, или Краткая повесть об Антихристе». | |||
* Халиль Джебран, «Пророк» (1923). Как раз радикальный вариант. | * Халиль Джебран, «Пророк» (1923). Как раз радикальный вариант. | ||
* Дж. Р. | * Дж. Р. Р. Толкин, «Атрабет Финрод ах Андрэт». | ||
* [[Братья Стругацкие]], «[[Трудно быть богом]]» — внутримировой пример: диспут Руматы и Будаха об идеальном обществе и возможностях бога. | * [[Братья Стругацкие]], «[[Трудно быть богом]]» — внутримировой пример: диспут Руматы и Будаха об идеальном обществе и возможностях бога. | ||
* Г. Гор, «Странник и время». Есть несколько маленьких запоминающихся вставок, где протагонист, [[обратный попаданец]] Павел Дмитриевич Погодин, говорит с кем-то. Беседует он больше с носителями нечеловеческой психологии. | * Г. Гор, «Странник и время». Есть несколько маленьких запоминающихся вставок, где протагонист, [[обратный попаданец]] Павел Дмитриевич Погодин, говорит с кем-то. Беседует он больше с носителями нечеловеческой психологии. | ||
{{Nav/Литература}} | {{Nav/Литература}} |
Текущая версия на 14:03, 8 июля 2023
Некогда очень популярный, а ныне почти забытый жанр, находящийся на стыке между прозой и драмой. Строго говоря, это проза, расписанная «по ролям». Двое (или больше) участников обсуждают какой-либо нравственный или научный вопрос, и в конечном счете в споре побеждает тот, который отстаивает точку зрения автора. У хорошего автора это получается убедительно, у плохого собеседники выглядят идиотами, так как автор подыгрывает своему аватару.
Философский диалог может также входить как часть в какое-либо другое произведение.
Чуть более редкий поджанр: беседа учителя и ученика. Ученик приходит к наставнику и спрашивает, наставник отвечает или задаёт наводящие вопросы. Очень любим индийской литературой.
Радикальный вариант: описывается место и обстоятельства действия, мудрец читает проповедь и отвечает на вопросы собравшихся.
Примеры[править]
- Многие куски в Упанишадах.
- Ранние буддистские сутры.
- Книга Иова.
- Диалоги Сократа, записанные Платоном и Ксенофонтом.
- Цицерон, «О законах», «О государстве», «Об ораторе».
- Боэций, «Утешение философией».
- Средневековые теологические философы-схоласты постоянно этим занимались. Обычно диалог идёт как будто между наставником и учеником: ученик задаёт вопросы, наставник подробно отвечает. Возможно, часть из них - это реальные записи уроков; остальные - явно надуманные литературные произведения.
- Древнерусские духовные апокрифы: «Беседа трёх святителей», «Голубиная книга».
- Бундахишн, индо-персидское произведение, пересказывающее в форме сабжа утраченный космогонический раздел Авесты. По теории выдающегося советского лингвиста Трубачёва, могло лечь в основу гипотетической языческой версии «Голубиной книги».
- Абеляр, «Диалог между философом, иудеем, христианином».
- Дж. Бруно, «Пир на пепле», «Изгнание торжествующего зверя».
- Г. Галилей, «Диалог о двух системах мира».
- Дж. Беркли "Три разговора между Гиласом и Филонусом" - книга в форме диалога, описывающая теории из "Трактата о принципах человеческого знания" в научно-популярном упрощённом виде. Имена говорящие: "Гилас" от "хюле" ("материя", т.е. философ-эмпирик), "Филонус" от "филия" и "нус" ("люблю разум", т.е. философ-рационалист).
- «Диалоги» Лема. Ведутся от лица персонажей Гиласа и Филонуса, как и у Беркли. Темы: бессмертие, искусственный интеллект, корабль Тесея, кибернетика, социализм.
- В. Соловьев, «Три разговора, или Краткая повесть об Антихристе».
- Халиль Джебран, «Пророк» (1923). Как раз радикальный вариант.
- Дж. Р. Р. Толкин, «Атрабет Финрод ах Андрэт».
- Братья Стругацкие, «Трудно быть богом» — внутримировой пример: диспут Руматы и Будаха об идеальном обществе и возможностях бога.
- Г. Гор, «Странник и время». Есть несколько маленьких запоминающихся вставок, где протагонист, обратный попаданец Павел Дмитриевич Погодин, говорит с кем-то. Беседует он больше с носителями нечеловеческой психологии.