Я там был, мёд-пиво пил

Материал из Posmotrelisu
(перенаправлено с «Исмаил»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

В произведении может быть рассказчик или POV-персонаж, не являющийся ни главным героем (всего произведения, или данной сюжетной ветки), ни его близким спутником и напарником. Такой POV-персонаж является достаточно отдалённым и отстранённым от героя, что позволяет наблюдать оного со стороны.

Первоисточник названия — «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, где в конце присутствует фраза «Я там был; мёд, пиво пил — и усы лишь обмочил». В немного изменённом виде также присутствует в конце «Сказки о мёртвой царевне».

Где встречается[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Литература[править]

  • Жюль Верн, «Двадцать тысяч льё под водой» — профессор Аронакс. Нужен исключительно как свидетель событий и немного научный консультант; как личность теряется на фоне Неда Ленда и тем более на фоне капитана Немо.
  • Фрэнсис Скотт Фитцджеральд, «Великий Гэтсби» — Ник Каррауэй не сближается с Гэтсби, несмотря на интерес к его персоне, и наблюдает за ним довольно отстранённо.
  • Фазиль Искандер, «Созвездие Козлотура» и «Сандро из Чегема» — рассказчик, молодой журналист и племянник дяди Сандро, ни разу не назван по имени. Видит и слышит всё, но почти не влияет на события.
  • Станислав Лем — Ийон Тихий оказывается в этой роли довольно часто, хотя далеко не всегда. Особенно в повести «Профессор А. Донда» и сборнике «Из воспоминаниях Ийона Тихого», где он главным образом играет роль наблюдателя и собеседника для сюжетообразующих персонажей, а в «Стиральной трагедии» Тихий и вовсе ничего не делает, только наблюдает и присутствует.
  • Герман Мелвилл, «Моби Дик» — Исмаил, герой-рассказчик, играющий в сюжете значительно меньшую роль, чем капитан Ахав — наиболее активный и трагический герой романа.
  • Умберто Эко, «Маятник Фуко» — Казобон; хотя его участия в событиях могло бы и хватить на роль протагониста, но сама жизненная позиция «Фомы недоверчивого», который «соглашается беседовать о смысле жизни лишь ради того, чтоб быть готовым править вёрстку на эту тему», делает его скорее вечным свидетелем.
  • «Песнь Льда и Пламени» — телохранитель принца Дорана Мартелла Арео Хотах. Молчалив, малоактивен и практически никак с Дораном не взаимодействует, только даёт репортаж о нём со стороны, как живая камера.
  • Дэвис Робертсон, «Дептфордская трилогия», в особенности первый роман «Пятый персонаж» — спойлерное название
  • «Мой друг Иван Лапшин». Рассказчик — это 9-летний сын Занадворова, который живёт в одной коммуналке с героями и изредка мелькает на втором плане. События 1930-х годов он вспоминает, будучи пожилым человеком.
  • Евгений Онегин – по сути сам Пушкин выступает рассказчиком о жизни титульного героя.

Кино[править]

  • «Бункер» — хотя фильм снят по воспоминаниям Траудль Юнге, машинистки фюрера, сама она в фильме довольно мало оказывает влияния на действие и сюжет.
  • «Большой Лебовски» — безымянный старик с усами и в шляпе, с которым однажды пересёкся Лебовски, как раз и оказывается тем самым закадровым рассказчиком.
  • «Королевство полной луны» — аналогично «Лебовски»: рассказчик только рассказывает, никак не продвигая сюжет.

Мультфильмы[править]

  • Первая диснеевская полнометражка об Аладдине: старый торговец на базаре, ломающий четвёртую стену, подаёт себя как тот самый рассказчик. Впрочем, субверсия: он говорит голосом Джинни, и слово божие признаёт, что задумывалось, что этот торговец и есть замаскированный Джинни (черты лица, кстати, не сильно замаскированы). В экранизации так же: моряк-рассказчик — это и есть Джинни, ставший человеком.

Визуальные романы[править]

  • «Slay the Princess» (2023) — Рассказчик постоянно описывает те или иные вещи вокруг нас и ведёт повествование, при этом являясь полноценным персонажем, с которым ведётся взаимодействие со стороны и игрока, и Голосов, и Принцессы. По мере игры мы можем как следовать его инструкциям, так и послать его к чёрту. Он же Ненадёжный рассказчик, ибо толком не поясняет никаких деталей игроку, говоря лишь про то, что если Принцесса сбежит — миру настанет конец, так как она будет обманывать и лгать, но каких-то веских доводов он не даёт, что вместе с его чуть ли не фанатичным желанием убить Принцессу вызывает много вопросов. Страннее становится, когда узнаётся, что он не запоминает события предыдущих итераций временной петли, хотя он выставляет себя как эдакий «гид»; становится ясно, что он знает меньше, чем игрок. В конце узнаётся, что Рассказчик не более чем Эхо Создателя «Конструкта», где находятся игрок и Принцесса, а его план заключался в уничтожении Принцессы, чтобы создать мир, где не будет смерти.