Исмаил

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

Исмаил — рассказчик или POV-персонаж, не являющийся ни главным героем (всего произведения, или данной сюжетной ветки), ни его близким спутником и напарником. Такой POV-персонаж является достаточно отдалённым и отстранённым от героя, что позволяет наблюдать оного со стороны.

Первоисточник названия — Исмаил, герой-рассказчик в романе Германа Мелвилла «Моби Дик» (в то время как наиболее активный и трагический герой романа — капитан Ахав).

Где встречается[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?
  • Жюль Верн, «Двадцать тысяч льё под водой» — профессор Аронакс. Нужен исключительно как свидетель событий и немного научный консультант; как личность теряется на фоне Неда Ленда и тем более на фоне капитана Немо.
  • Фрэнсис Скотт Фитцджеральд, «Великий Гэтсби» — Ник Каррауэй не сближается с Гэтсби, несмотря на интерес к его персоне, и наблюдает за ним довольно отстранённо.
  • Фазиль Искандер, «Созвездие Козлотура» и «Сандро из Чегема» — рассказчик, молодой журналист и племянник дяди Сандро, ни разу не назван по имени. Видит и слышит всё, но почти не влияет на события.
  • Станислав Лем — Ийон Тихий оказывается в этой роли довольно часто, хотя далеко не всегда. Особенно в повести «Профессор А. Донда» и сборнике «Из воспоминаниях Ийона Тихого», где он главным образом играет роль наблюдателя и собеседника для сюжетообразующих персонажей, а в «Стиральной трагедии» Тихий и вовсе ничего не делает, только наблюдает и присутствует.
  • Умберто Эко, «Маятник Фуко» — Казобон; хотя его участия в событиях могло бы и хватить на роль протагониста, но сама жизненная позиция «Фомы недоверчивого», который «соглашается беседовать о смысле жизни лишь ради того, чтоб быть готовым править верстку на эту тему», делает его скорее вечным свидетелем.
  • «Песнь Льда и Пламени» — телохранитель принца Дорана Мартелла Арео Хотах. Молчалив, малоактивен и практически никак с Дораном не взаимодействует, только даёт репортаж о нём со стороны, как живая камера.
  • Дэвис Робертсон, «Дептфордская трилогия», в особенности первый роман «Пятый персонаж» — спойлерное название
  • «Большой Лебовски» — безымянный старик с усами и в шляпе, с которым однажды пересёкся Лебовски, как раз и оказывается тем самым закадровым рассказчиком.
  • «Королевство полной луны» — аналогично «Лебовски»: рассказчик только рассказывает, никак не продвигая сюжет.
  • «Мой друг Иван Лапшин». Рассказчик — это 9-летний сын Занадворова, который живёт в одной коммуналке с героями и изредка мелькает на втором плане. События 1930-х годов он вспоминает, будучи пожилым человеком.
  • Первая диснеевская полнометражка об Аладдине: старый торговец на базаре, ломающий четвёртую стену, подаёт себя как тот самый рассказчик. Впрочем, субверсия: он говорит голосом Джинни, и слово божие признаёт, что задумывалось, что этот торговец и есть замаскированный Джинни(черты лица кстати не сильно замаскированы).
  • «Бункер» — хотя фильм снят по воспоминаниям Траудль Юнге, машинистки фюрера, сама она в фильме довольно мало оказывает влияния на действие и сюжет.
  • Игра Gone Home: протагонистка Кэт — самый блеклый и непрописанный из персонажей, сюжет движется вокруг её сестры Сэм.
  • Визуальная новелла «Slay the Princess» (2023) — Рассказчик постоянно описывает те или иные вещи вокруг нас и ведёт повествование, при этом являясь полноценным персонажем, с которым ведётся взаимодействие со стороны и игрока, и Голосов и Принцессы. По мере игры мы можем как следовать его инструкциям, так и послать его к чёрту. Он же Ненадёжный рассказчик, ибо толком не поясняет никаких деталей игроку, говоря лишь про то, что если она сбежит — миру настанет конец, то как она будет обманывать и лгать, но каких-то веских доводов он не даёт, что в купе с его чуть ли не фанатичным желанием убить Принцессу, вызывает много вопросов. Страннее становится, когда узнаётся, что он не запоминает события предыдущих итераций временной петли, хотя он выставляет себя как эдакий «гид», становится ясно, что он знает меньше чем игрок. В конце узнаётся, что Рассказчик не более чем Эхо Создателя «Конструкта» где находится игрок и Принцесса, что его план заключался в уничтожении Принцессы, чтобы создать мир где не будет смерти.