Модернизм
Модернизм — общая характеристика множества направлений в искусстве конца ХІХ–начала ХХ века, отличительной чертой которых является установка на переосмысление традиций и новаторство. Не стоит путать модернизм со стилем модерн, который является лишь одной из его составных частей. В попытках описать суть модернизма искусствоведы, культурологи, философы, филологи и прочие просвещённые люди сломали немало копий, мы же ограничимся суммированием фактов.
В чём суть[править]
Когда именно начался модернизм — сказать сложно: хотя сам этот термин и был изобретён в 1890 году Рубеном Дарио, к модернизму традиционно относят и более ранние произведения искусства (например, поэзию французских символистов — Стефана Малларме, Поля Верлена, Артюра Рембо), а кто-то и вовсе считает первым европейским модернистом Шарля Бодлера, творившего, на минуточку, в 1840-е–1850-е годы. Когда модернизм закончился — вопрос не менее сложный: в середине ХХ столетия он начинает плавно перетекать в постмодернизм и явной грани между поздним модернизмом и ранним постмодернизмом нет. Некоторые теоретики вообще предполагают модернизм никогда не завершавшимся и длящимся в иных, переосмысленных формах, до сих пор.
От предшествовавшего ему искусства модернизм отличается прежде всего невиданным ранее вниманием к технике создания художественного произведения, к «форме». В живописи это проявлялось, например, в стремлении обновить средства визуальной выразительности (застрельщиками выступили импрессионисты — от туманных пятен Моне до фирменных дискретных мазков Ван Гога; затем пришёл ещё сильнее отрывающийся от реального облика предметов постимпрессионизм, агрессивная колористика фовизма, увлечение искусством Азии, Африки и древних народов, наконец, абстрактная живопись), в архитектуре — в тотальном переосмыслении облика и функций здания (от эклектичного декора фасадов стиля модерн до радикально функционалистских построек Ле Корбюзье и «Баухауса»), в литературе — в изобретении новых жанров, форм и техник письма (от стихотворений в прозе Бодлера и Рембо до потока сознания Джойса и «автоматического письма» сюрреалистов).
Важной чертой художественного модернизма является характерное для многих его творцов понимание искусства как глобальной силы: мистического, религиозного дарования, средства изменения истории или общества, трансляции философских или политических идей. Искусство модернизма в оптике самих модернистов — больше, чем искусство, это не просто способ восприятия и осмысления мира, но и ключ к его преображению. Одновременно с этим модернистское искусство обычно очень сильно теоретизировано — творцы начинают выступать как исследователи и мыслители, примеряя различные (зачастую — очень сложные и укоренённые в актуальных философских веяниях того времени) эстетические концепции на итоги собственной работы. Закономерным следствием этого стало возникновение великого множества «-измов», в которых так легко запутаться неподготовленному любителю искусства и краткий список которых мы дадим парой разделов ниже.
Традиционно модернизм разделяют на «высокий» модернизм и авангард. Грань между ними, как водится, тонка, и у обоих понятий существуют авторитетные критики, но в целом разница в следующем: высокий модернизм — эстетское искусство для узкого круга ценителей, глубоко укоренённое в искусстве прошлого и ставящее сложные эксперименты, являющиеся результатом интеллектуального, аналитического труда, в то время как авангард — эпатажное, скандальное искусство, провоцирующее агрессивное неприятие у широкой публики в надежду на месть времени и испытывающая границы дозволенного и возможного, радикально порывая с традицией. Ярким примером авангарда является футуризм.
Как это выглядит[править]
В живописи:
- Отход от реалистического изображения мира — предметы стилизуются, искажаются, размываются, меняют цвета и т.п.
- Краска из инструмента зачастую превращается в полноценного персонажа картины — большое внимание уделяется её фактуре и техникам её нанесения.
- Фантастические, загадочные сюжеты, или, напротив, обыденные картины, но изображённые с необычного угла.
- Нарушения традиционной композиции.
- Ориентация на древнее искусство (античные росписи, старорусский лубок — вплоть до наскальной живописи), а также на традиционное искусство не-европейских культур (особенно в почёте Япония и народы Африки).
- Зачастую — нарочитый примитивизм, эксплуатация эстетики наброска, черновика, детского рисунка. Есть, однако, множество примеров аверсии — например, богатая деталями и причудливыми орнаментами живопись Густава Климта.
В архитектуре:
- Эклектизм, сочетание и преображение разных исторических стилей в пределах одного здания.
- Отказ от декора и акцентуация на функциональности (тенденция, закрепившаяся в 1910-е–1920-е гг.).
- Экспериментальные по своей конструкции, расположению или функции здания.
- Простые геометрические формы, эстетика необработанного материала или однотонных фасадов.
В литературе:
- Обилие отсылок, нагруженность историческими и культурными контекстами, диалог или полемика с предшествовавшей литературной традицией.
- Необычный язык: пурпурная или бежевая проза, высокий штиль, экзотический лексикон, многоуровневая метафорика. Для некоторых прозаиков-модернистов характерны гигантские предложения (признанный король тропа — Марсель Пруст, но Томас Манн не сильно отстаёт), а также орнаментальность и ритмизованность речи (Джеймс Джойс, Андрей Белый).
- Аналогичная структура произведений — обилие флэшбэков и флэшфорвардов, хронически рваная канва, ненадёжные рассказчики. Порою фабула в принципе вторична относительно ритма и темпа текста.
- Авангард таким не страдает, а вот «высокий» модернизм обожает философический угар.
- В поэзии — либо изощрённая выжимка всех соков из мировой традиции (вроде Валерия Брюсова, сочинявшего образцы чуть ли не каждой твёрдой поэтической формы, известной человечеству), либо демонстративный отказ от неё. Именно в модернистскую эпоху европейская поэзия начала преодолевать силлабическое и силлабо-тоническое стихосложение и переходить к верлибру.
Направления модернизма[править]
Итак, неполный перечень «-измов», суммарно составляющих модернизм, вместе с их краткими характеристиками, приблизительными датировками и основными представителями:
Изобразительное искусство и литература[править]
- Импрессионизм (1870-е–1890-е гг.). Проявился преимущественно в живописи, стремился запечатлеть не реальные объекты, но впечатление от их созерцания. Характерно внимание к тонким оттенкам, полутонам, нечёткие, как бы размытые очертания предметов. Виднейшие представители — Клод Моне, Пьер Ренуар, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Камиль Писарро, Поль Сезанн (последний впоследствии станет одним из столпов постимпрессионизма).
- Неоимпрессионизм (1880-е–1890-е гг.) — направление в позднем импрессионизме, характеризовавшееся более агрессивной и динамичной техникой изображения. Неомпрессионисты часто использовали технику пуантилизма — нанесения краски отдельными точками. Видные представители — Жорж Сёра, Поль Синьяк.
- Постимпрессионизм (1890-е–1910-е гг.) — общий термин для творчества живописцев, отталкивавшихся от импрессионизма, но не ставивших своей целью изображение действительности, а, напротив, запечатлевая живущие лишь одно мгновение вымышленные художественные миры. Видные представители — Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген.
- Символизм (1870-е–1910-е гг.) — ярко проявился в живописи, литературе (особенно поэзии) и музыке. Символисты понимали искусство как набор образов с бесконечным множеством значений и прибегали к мистическим и религиозным сюжетам и культивировали всяческий декаданс. Среди видных представителей — Стефан Малларме, Поль Верлен, Артюр Рембо, Андрей Белый, Александр Блок, Гуго фон Гофмансталь, Райнер Мария Рильке (литература), Гюстав Моро, Михаил Врубель (живопись).
- Фовизм (1900-е гг.) — постимпрессионистическое живописное направление, проповедовавшее отказ от линейной перспективы и сведение палитры к агрессивным ярким базовым цветам. Главным представителем по праву считается Анри Матисс.
- Кубизм (1900-е–1910-е гг.) — знаменитое своей радикальностью живописное направление, стремившееся запечатлеть объект одновременно со многих ракурсов, превратив его таким образом в некоторый набор геометрических фигур и уподобив лоскутному одеялу. Среди видных представителей — Пабло Пикассо, Жорж Брак, Любовь Попова, Давид Бурлюк.
- Футуризм (1900-е–1920-е гг.) — отметился и в живописи, и в скульптуре, и в драматургии, и в музыке, но главным образом — в литературе. Эпатажно призывал отказаться от старого искусства, культивировал заумь и беспредметное — то есть, абстрактное — искусство. Яркие представители — Филиппо Томмазо Маринетти, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Кручёных (литература), Луиджи Руссоло (музыка).
- Имажизм (не путать с имажинизмом!) (1900-е–1910-е гг.) — британское направление в литературе, считавшее центральным объектом поэзии образ и работавшие над необычной метафорикой в текстах. К направлению принадлежали Томас Хьюм и Эзра Паунд (последний впрочем, стал известен позднее и вне групп).
- Экспрессионизм (1910-е–1930-е гг.) — ярко проявился в живописи, литературе и кинематографе, и наиболее ярко — в Германии. Для экспрессионизма характерны искажённые, нарочито антиэстетичные, выполненные в тревожной колористике образы в живописи, экспериментальные стихотворения, вращающиеся вокруг темы современности в литературе, и эстетика декаданса — в целом. Кинематограф экспрессионизма подарил миру ряд классических фильмов ужасов. Именно экспрессионизм был главной мишенью нацистов, боровшихся с «дегенеративным искусством». Ключевые представители — Эдвард Мунк, Отто Дикс, Оскар Кокошка (живопись), Георг Тракль, Георг Гейм, Готфрид Бенн (литература), Фридрих Мурнау, Фриц Ланг (кино).
- Супрематизм (1910-е–1920-е гг.) — радикальный абстракционизм, направление живописи, созданное Казимиром Малевичем, автором «Чёрного квадрата». Супрематисты пользовались исключительно простейшими геометрическими формами и вкладывали смысл в их цвет и расположение друг относительно друга.
- Дадаизм (1910-е–1920-е гг.) — радикальное направление в авангарде, которое многие считают первой ласточкой постмодернизма. Дадаисты устраивали шумные и скандальные акции, создавали абсурдистские произведения и коллажи из разного рода мусора, и считали своей главной целью борьбу с самим институтом искусства. В советской России начала 1920-х годов существовала группа «ничевоков», близкая дадаистам. Видные представители — Тристан Тцара, Марсель Дюшан, Курт Швиттерс.
- Сюрреализм (1920-е–1940-е гг.) — отпочковавшееся от дадаизма направление, полагавшее главным источником вдохновения для истинного творца область подсознательного, сны и бред. Практиковали «автоматическое письмо» (запись собственного потока сознания), стихотворения, составленные из наугад взятых слов, и характерную сновидчески-фантастическую живопись. Виднейшие представители — Андре Бретон, Поль Элюар, Луи Арагон, Рене Магритт, Сальвадор Дали, Джорджо Де Кирико.
- ...а огромное множество крайне выдающихся модернистов и вовсе не принадлежали ни к каким «-измам», считая собственную эстетическую концепцию уникальной.
Архитектура[править]
- Конструктивизм (1920-e-1930-e) — был популярен в СССР. Для него был характерен отказ от декора.
- Баухаус (1920-e) — на самом деле не совсем стиль, а немецкая школа архитектуры. Тем не менее, этому заведению удалось создать довольно мощное архитектурное движение межвоенной Германии.
- Брутализм (1950-е-1980-е) (от béton brut — «необработанный бетон», хотя стиль и вправду довольно брутален) — архитектурный стиль, пожалуй, всего послевоенного мира.
Безумие литературы 20 века[править]
Свёрнуто |
---|
Литература и смысл. Тайные хроники читателя В начале XX в. прежние представления человека о мире претерпели изменения. Казавшиеся соразмерными и покорными процессы и вещи вышли из-под контроля. Открытия Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Анри Бергсона [французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни] творчески перерабатывались многими авторами того периода, изменив форму художественного освоения действительности. Что пишет об этом Ален Роб-Грийе, французский писатель, идеолог «нового романа» (в его романах человек исчез, а вещи остались): «Нам понятно, почему столь внушающими доверия были вещи у Бальзака: они принадлежали миру, хозяином которого был человек. Человек был смыслом всего, ключом ко всему миру и его естественным хозяином. Отныне значения окружающего нас мира неполны, предварительны, противоречивы и всегда спорны». Так появилось новое литературное и философское направление в литературе ХХ в. — модернизм. Что такое модернизм? Конечно, слово имеет французское происхождение в значении — новейший, современный. Основные характерные черты для модернистских произведений — это ощущение тягостного разрыва личности и общества, отчужденность, абсурд повседневной жизни и всего существования мира. Именно по отношению к такому искусству справедливы слова философа Х. Ортеги-и-Гассета о том, что модернизм «состоит целиком из отрицания старого». К литературе модернизма причисляют Д. Джойса, Ф. Кафку, В. Вулф, Г. Стайн, Т.С. Элиота, А. Жида, М. Пруста, Ж. П. Сартра, А. Камю, Э. Ионеско, С. Беккета и др. Три важные идеи движения: поиск целостности в прошлом — отсюда автобиографизм большинства произведений (Пруст), обращение к мифам (Джойс) и эротические переживания (Лоуренс). Философ и психолог Карл Ясперс выделял еще одну общую черту модернизма — нигилизм, который достиг наивысшей точки в экзистенциализме. 1930-е-40-е — экзистенциализм Экзистенциализм в литературе появился незадолго до второй мировой войны и развился после нее как ответ на перенесенные горе и человеческие бедствия, связанные с фашизмом, недоверием к политическим системам, идеологиям и осознанием относительности «добра» и «зла» в то время. Сама формула человеческой экзистенции («существование предшествует сущности») подразумевала, что неизбежная смерть, поджидающая каждое живое существо, знаменует собой извечный трагизм бытия, исключающий — или вбирающий в себя — любую другую трагическую ситуацию. Феномен трагического переносился на индивидуальную судьбу все более решительно. Сартр доказывал, что экзистенциализм и есть гуманизм в новых условиях, а философия абсурда человеческого существования и непредсказуемости бытия, выдвинутая Камю, приводила того к «стоическому пессимизму». Камю неоднократно ссылается на Кафку, все творчество которого представляет собой повествование о противоборстве человека с окружающим миром; это противоборство неизменно кончается поражением героя, не обладающего ни силой, ни волей к сопротивлению, раздавленного недоступной пониманию, враждебной средой. Основные произведения:
1950-60-е годы — «антироман» и «антидрама» Однако конец 1950-х – первая половина 1960-х стали временем, когда во второй и последний раз европейский модернизм переживает свой расцвет. Его возрождению положил начало так называемый «бунт снобов» - творчество авторов, которые в противовес ангажированной, нравственной литературе демонстрировали другую крайность – «дезангажированность», начавшуюся с деполитизации литературы, компрометирования моральных ориентиров военных писателей. Затем, в середине 1950-х, возникают так называемые «антироман» и «антидрама», передающие типичное для модернизма восприятие мира как абсурда, бессмысленного хаоса. Представители модернизма «второй волны»:
И в своем театральном, и в романическом творчестве Беккет пытается достичь обнаженности слова, лучше всего отражающей человеческую жизнь, которая описывается посредством бесконечно повторяющихся тем – таких, как ожидание, смерть, блуждание и деградация. Персонажи Беккета утратили индивидуальность: его клошары, бродяги, старики, клоуны – это тени и особенно голоса, которые говорят не умолкая, поскольку речь является единственным способом продлить существование. Говорить, чтобы говорить, - таково единственное занятие персонажей: «Итак, нужно продолжать, стало быть, я продолжу, нужно произносить слова такими, пока они есть, нужно их произносить, чтобы они нашли меня, чтобы они со мной поговорили, вот странное мучение» («Безымянный»). Этот словно бы замирающий голос всегда возрождается сам по себе. Речь становится все более бессвязной и скудной. Однако молчание является одновременно высшей точкой богооставленности человека и силой сознания. Напряженность беккетовского дискурса обусловлена противопоставлением молчания и речи. Все его творчество делится между искушением выразить реальность жизни посредством речи и провалом этой попытки: «Назвать, нет, все неназываемо, произнести, нет, все непроизносимо» («Никчемные тексты»). Беккет сокращает любое существо до размеров собственного тела, которое не располагается в определенном времени или пространстве. Он ничего не доказывает и ничего не демонстрирует: очищает личность вплоть до высшего одиночества, отсылая тем самым каждого из читателей и зрителей к своей истине: всеобщей потере корней. «Это молчание и не молчание, нет никого и кто-то некто», - говорит драматург в «Никчемных текстах». Литературное понятие «антироман» появилось в предисловии Сартра к роману Натали Саррот «Портрет неизвестного» в 1947 г. Успеха роман не имел — тогда еще время для «антиромана» не пришло, это было время, еще не остывшее от потрясений военной эпохи. Сартр установил, во-первых, появление особого типа романа, который «оспаривает роман», а во-вторых, определил существеннейшую связь «антиромана» с экзистенциалистской философией. |