Шкатулочный роман

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

Шкатулочный роман — нередкое в литературе явление, когда по ходу действия персонажи рассказывают истории (и не исключено, что герои этих историй рассказывают друг другу свои истории). Собственно действие основного романа может практически отсутствовать: герои зачастую просто сидят в каком-нибудь уединённом месте и разговаривают. Вставные истории могут быть никак не связаны с главными героями, а могут и оказывать серьёзнейшее влияние на их судьбу.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • «Вечер на Хопре» Михаила Загоскина.
  • «Сказки заколдованного замка» И. Стрелкова (того самого).
  • Генри Лайон Олди, «Песни Петера Сьлядека».
  • Макс Фрай: вся серия «Хроники Ехо» представляет собой истории, рассказанные сэром Максом и его коллегами по Тайному сыску в трактире «Кофейная гуща». Обрамление со сквозным сюжетом, впрочем, тоже присутствует.

Зарубежная[править]

  • Классический пример — «Тысяча и одна ночь». Педаль в асфальт: число уровней вложения историй может достигать четырёх-пяти!
  • Коркыт Ата или Деде Коркут (и то, и другое дословно — дедушка Коркыт) — легендарный сказитель, поэт, музыкант, композитор, кочевавший вдоль реки Сырдарьи, известный не только в Средней Азии, но и в Турции и Азербайджане. Помимо его собственных произведений, имеется посвящённый ему эпос в жанре шкатулочного романа, где рассказ о жизни Коркыта включает его произведения.
  • «Кентерберийские рассказы» Чосера.
  • «Декамерон» Джованни Бокаччо: группа молодых людей рассказывает друг другу разные истории. Десять человек, десять дней, сто историй.
  • «Гептамерон» — французский аналог «Декамерона». Автор — королева Маргарита Наваррская!
  • Большая часть сказок Вильгельма Гауфа — вставные истории, увидевшие свет в каком-либо из сборников.
    • «Харчевня в Шпессарте»: оружейник, золотых дел мастер, егерь, извозчик и студент рассказывают разные истории, чтобы скоротать ночь в упомянутой харчевне и не попасться в лапы к разбойникам.
    • «Караван». Герои — купцы из одного каравана, которые на привалах рассказывают друг другу истории, разные по настроению (есть и забавные, и страшные) и содержанию (есть не претендующие на реальность сказки, есть байки типа из жизни, в том числе с участием рассказчика или близких ему людей). Это оттуда сказки о Маленьком Муке и калифе-аисте. Обрамление имеет свой собственный сюжет, в конце которого оказывается, что благородный разбойник Орбазан из одной истории и таинственный виновник злоключений рассказчика из другой — одно лицо, также из числа рассказчиков.
    • «Александрийский шейх Али-Бану и его невольники» — истории от отпускаемых на свободу невольников. Здесь также последняя рассказанная история находит свою развязку в обрамляющей…
  • Генри Лонгфелло, «Песнь о Гайавате»: на свадьбе заглавного героя старый Ягу, мастер невероятных историй, поведал сказание об Оссэо, сыне Вечерней Звезды.
  • «Рукопись, найденная в Сарагосе» Яна Потоцкого: рассказчик и его герои постоянно рассказывают друг другу истории, внутри которых зачастую оказываются истории героев этих историй. А всего рассказов более ста!
  • «Тринадцать загадочных случаев» Агаты Кристи. Собственно, само произведение — не цельный роман, а скорее сборник рассказов, однако почти все они происходят в одно и то же время, а само разделение на отдельные произведения можно было бы спокойно заменить на разделение по главам.
    • Ее же «Двенадцать подвигов Геракла». Фактически отдельные рассказы, объединенные общей сюжетной схемой и некоторыми пересекающимися персонажами (кроме Эркюля Пуаро).
  • «Призраки» Чака Паланика состоят из множества историй, излагаемых сидящими взаперти героями.
  • Первая книга Анджея Сапковского о ведьмаке состоит из написанных в разное время рассказов. При выходе рассказов в виде сборника автор дописал обрамление: в первом рассказе Геральт расколдовывает упырицу-стрыгу, в процессе чего получает тяжёлую рану. Далее Геральт лечится в монастыре, и все остальные рассказы — его воспоминания о прошлых приключениях. Во втором сборнике рассказов никакого обрамления уже не было.
  • «Монах» Мэтью Грегори Льюиса (во всех экранизациях этот аспект успешно игнорируется).
  • «Колдун и кристалл», четвёртая часть «Тёмной башни» Стивена Кинга, процентов на 90 содержания — рассказ Роланда о событиях его юности.
    • Интерквел «Ветер сквозь замочную скважину»: глубина вложения — два, история из юности Роланда и народная сказка.
  • Умберто Эко, «Баудолино».
    • Почти все романы Эко стилизованы именно под шкатулочные романы: профессор истории перестраховывается на случай обнаружения в романе грубых ошибок — всегда можно будет отмазаться, что история: а) написана заинтересованным лицом; б) дошла до наших дней через третьи руки и только в пересказе. А в «Баудолино» это и вовсе подсвечено тем, что герой — патологический лжец. Более того — на этой лжи и построены многие сюжетные линии.
  • Итало Кальвино, «Если однажды зимней ночью путник»: здесь вложенные истории представляют собой не рассказы персонажей, а начала читаемых ими книг, поиск продолжений которых и составляет обрамляющее действие (в действительности каждая является вполне законченной новеллой с характерной развязкой).
  • Первый том «Гипериона» представляет собой истории шести паломников про то, как они дошли до жизни такой.
  • «Рассказы из другого кармана» Карла Чапека.
  • Чарльз Метьюрин, «Мельмот-скиталец». Сам по себе является нелёгким и некоротким произведением, а число вложений может достигать четырёх. Более того, в этих историях происходит столько событий, упомянуто столько персонажей и мест, что к концу каждой истории легко вообще забыть, что происходило с её рассказчиком до этого.
  • Дэвид Митчелл, «Облачный атлас». Пять вложений.

Фанфики[править]

Кино[править]

  • «Отель „Гранд Будапешт“»: Фильм начинается с того, что девушка читает книгу (первый уровень), в которой автор пишет (второй уровень), как однажды владелец отеля рассказал ему (третий уровень) историю из своей молодости.

Мультсериалы[править]

  • «Время приключений»: несколько серий представляют собой истории, сочинённые одним из персонажей, Ледяным Королём. В его историях действуют те же персонажи, что и в «реальности» мультсериала, но все они другого пола: например, вместо человека Финна и пса Джейка фигурируют Фиона и кошка Кейк.
    • И это ещё не всё: в одной из историй Ледяного Короля его аналог, Ледяная Королева, читает вслух историю своего сочинения о том, как уже её аналог, Ледяной Президент, читает вслух историю своего сочинения аналогам Фионы и кошки Кейк, Флинну и еноту Жаку. А в истории Ледяного Президента рассказывается об аналогах Флинна и Жака, Линн и лисице Джанет. Глубина вложения четыре!
  • «Симпсоны»: серия «Почти бесконечная история».

Комиксы[править]

  • The Sandman частенько эксплуатирует этот троп — недаром же Морфея зовут Князем Историй…

Видеоигры[править]

  • Mogeko Castle — игра с тропом (спойлеры-спойлеры!)
  • Tales from the Borderlands — большая часть игры это две взаимосвязанные истории, которые рассказывают Риз и Фиона.
  • World of Warcraft — в дополнении Cataclysm можно встретить троицу NPC, которые травят байки. Героем этих баек предстоит быть игроку.